Кирилло-Белозерский монастырь

Белое озеро

В далеком 2000-м году часть Команды Кочующих совершила путешествие на теплоходе из Казани в Питер через Волго-Балтийскую речную систему.  В том числе, мы посетили Белое озеро и Кирилло-Белозерский монастырь с его удивительной архитектурой.
В целом русский Север по-своему уникален и неповторим:  Ладога, Онега, огромные пространства воды, непроходимые чащи и широкие реки, деревянное и каменное зодчество,  святые места, белые ночи, памятники истории и культуры!  Про всё это хотелось бы отдельно рассказать – насколько позволяет формат нашего сайта!
Было снято огромное количество фотографий, но, увы, всё оказалось на плёнке, а при оцифровке фото – качество неумолимо теряется, даже после обработки в графических редакторах. Всё это не умаляет красоты Севера, о чем и будет наш рассказ!

 

 ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

ПОЧИТАЕМЫЕ КАМНИ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

КЛАДЫ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

РЕКИ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

ГЕОГРАФИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

 

                                                                 Кирилло-Белозерский монастырь

Кирилло-Белозерский монастырь

ИСТОРИЯ ОСНОВАНИЯ МОНАСТЫРЯ

Летом 1397 года на берегу Сиверского озера появились два инока московского Симонова монастыря — Кирилл и Ферапонт. Они прошли долгий путь, преодолевая лесные чащобы, болота и реки. Конечное место путешествия было известно Кириллу заранее, оно явилось ему в видении в одну из ночей, когда молился старец Божией Матери. Во время чтения акафиста Пречистой, когда Кирилл дошел до слов: «Странное рождество видевши, устанимся мира и ум на небо преложим», он услышал голос: «Кирилле, изыди отсюду и иди на Белоозеро, тамо бо уготовати место, в нем же можеши спастися». Голос этот сопровождался яр­ким светом, проникавшим в окно кельи. Выглянув, Кирилл увидел, что сияние исходит с севера, где находилось Белоозеро. Великая радость охватила Кирилла, ибо понял он, что услышала Пречистая молитвы его.
Вскоре после этой удивительной ночи в Симонов монастырь вернулся монах Ферапонт, совершавший по указу архимандрита хозяйственную поездку на север. Кирилл подробно расспросил Ферапонта о неведомом крае, особенно интересовало его, есть ли на Белоозере места, пригодные для пустынножительства. Фера­понт не только подтвердил, что таких мест достаточно, но и согласился сопутствовать Кириллу, поскольку давно имел желание уйти подальше от московской суеты.

                                                          Кирилло-Белозерский монастырь

Кирилло-Белозерский монастырь

Для поселения монахи избрали высокий холм на берегу Сиверского озера. На склоне этого холма выкопали землянку, в которой и прожили год. В 1398 году Ферапонт оставил Кирилла, ушел дальше на север, где облюбовал место для собственного монастыря, названного впоследствии его именем.
Уже при жизни основателя началось освоение двух близлежащих холмов на берегу Сиверского озера и строительство деревянных храмов, келий, служебных помещений, ограды, которые в последующие два столетия сменили каменные строения. Но местоположение основных монастырских территорий, собора, принципы формирования монастырского комплекса осуществлялись в строгом соответствии с местом, определенным некогда основателем.
После преставления преподобного Кирилла в 1427 году его обитель стала местом постижения многих заветов иноческого существования и пострижения многих основателей северных монастырей: Нила Сорского, Корнилия Комельского, Александра Ошевемского, Игнатия Ломского.

 

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПРО МОНАСТЫРЬ
Кири́лло-Белозе́рский (также Кириллов) монастырь — мужской православный монастырь на берегу Сиверского озера. Находится в черте города Кириллов Вологодской области, который вырос из слободы при монастыре. В XV—XVII веках — один из крупнейших и богатейших монастырей России, центр духовной жизни Русского Севера. С 1924 года историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
Обитель возникла на волне основания новых монастырей в конце XIV и начале XV веков последователями Сергия Радонежского. В 1397 году монах Кирилл Белозерский вырыл на берегу Сиверского озера пещеру, с которой началась история будущей обители. Его спутник Ферапонт Белозерский впоследствии основал неподалёку Ферапонтов монастырь. Устав белозерских монастырей отличался особенной строгостью.

Со временем Кириллов монастырь оказался в центре целой сети монашеских обителей: Ферапонтов, Горицкий Воскресенский монастырь (в 7 км от Кириллова), Нило-Сорская пустынь (в 15 км) и др. Эти малонаселённые земли сравнительно недавно вошли в состав Московского княжества, которое было заинтересовано в их скорейшем экономическом освоении. Московские князья традиционно поддерживали тесные связи с белозерской обителью; сохранились послания прп. Кирилла сыновьям Дмитрия Донского.

 

                                  Котельная (Глухая)  башня монастыря                                   

Кирилло-Белозерский монастырь

 

ИСТОРИЯ МОНАСТЫРЯ
В 1447 году монастырь посетил великий князь Василий Васильевич, находившийся до того в ссылке в Вологде. Кирилловский игумен Трифон освободил его от крестного целования не претендовать вновь на московский престол. Впоследствии великий князь щедро отблагодарил монастырь за эту услугу.
В условиях конкуренции Москвы с независимым Новгородом Кириллов монастырь стал не только важнейшим опорным пунктом для закрепления в Заволочье, но и крупным экономическим центром: через него пролегал торговый путь далее на север к Белому морю, здесь пересекались разнонаправленные торговые потоки. До петровского времени монастырь вёл обширную торговлю, особенно солью и рыбой.
Обитель рано стала одним из важнейших книжных центров России. К концу XV в. здесь хранилось 210 рукописей. Сохранились шесть рукописных сборников за авторством одного только белозерского монаха Ефросина, которому принадлежит, среди прочего, окончательная редакция (и название) поэмы «Задонщина». На рубеже XV и XVI вв. Кириллов монастырь, где подвизался Нил Сорский — один из главных центров движения нестяжателей.
Белозерские земли первоначально относились к Ростовской епархии. Первой каменной постройкой монастыря был возведенный в 1497 г. артелью ростовских мастеров Успенский собор (сохранился до нашего времени). В XVI веке рядом с большим Успенский монастырём появился малый Ивановский монастырь.

 

Многие из сохранившихся храмов были отстроены в камне на исходе правления Василия III. В 1528 году этот правитель приехал в Кирилловский монастырь с княгиней Еленой Глинской молиться о даровании наследника. Последовавшее за этим рождение сына — будущего царя Ивана Грозного — в глазах современников связывалось с заступничеством преподобного Кирилла Белозерского. Иван Васильевич на протяжении всей своей жизни питал к Кириллову монастырю особое пристрастие, считая себя обязанным ему своим рождением. Перед смертью, принимая схиму, первый русский царь, как и его отец, стал пострижником Кирилло-Белозерского монастыря.
Монастырь богател, разрастался и, несмотря на большой пожар в 1557 году, стал крупнейшим средоточием каменных построек на севере Русского государства и крупнейшим церковным землевладельцем после Троицкого монастыря. В монастырских владениях числилось 607 одних только деревень. Кирилловские настоятели занимали заметное место в церковной иерархии и, как правило, со временем переходили на значимые архиерейские кафедры.
Как и другие северные монастыри, Кириллов служил местом заточения лиц из светской и церковно-феодальной знати. В разное время здесь пребывали опальные Вассиан Косой, бояре М. И. Воротынский, И. П. Шуйский, И. Ф. Мстиславский, Б. И. Морозов, великий князь Симеон Бекбулатович, московский митрополит Иоасаф (Скрипицын), патриарх Никон и др.

 

                                        церковь Введения пресвятой Богородицы                                     

Кирилло-Белозерский монастырь

 

СМУТНОЕ ВРЕМЯ
В 1600 году была построена первая крепостная каменная ограда с 8 башнями. Внутри стен стояло 9 каменных церквей, колокольня. Кельи и прочие некультовые постройки были деревянными. В 1604 г. священник вологодского Софийского собора Анисим Самсонов написал 20 образов Божией Матери и 20 образов прп. Кирилла Белозерского для Кириллова Белозерского монастыря.
В Смутное время монастырь выдержал в 1612—13 гг. осаду и отбил (до 1616) несколько нападений войск польских и литовских интервентов. Во время штурма был убит командовавший осаждавшими польский полковник Песоцкий.
После этих событий русское правительство осознало важное фортификационное значение обители. В 1654—80 были построены новые каменные стены монастыря, дошедшие до нашего времени, и монастырь стал одной из самых больших и могучих крепостей в России.
В 1722 году в монастырь приезжал Пётр I. Обитель к тому времени была собственником 21 тысячи крестьян, проживавших на территории 16 уездов, однако с появлением у России балтийских портов и упадком северной торговли через Архангельск экономическое значение монастыря стало падать.
Постепенный закат монастыря продолжался и при следующих правителях. В 1764 указом Екатерины II обитель была лишена крестьян и угодий. Через 12 лет из монастырской слободы был образован город Кириллов, а в крепостной стене помещена городская и уездная тюрьма.
В сентябре 1918 года большевиками был расстрелян настоятель монастыря Варсонофий (Лебедев), епископ Кирилловский.

Подворья монастыря
Москва
Одно из самых древних и самых известных подворий монастыря было Кремлёвское Кирилловское подворье — подворье Кирилло-Белозерского монастыря в Московском Кремле. Подворье находилось недалеко от Фроловских ворот (ныне Спасская башня) при Афанасьевском монастыре. В 1770 году по случаю предложенного к сооружению проекта Баженовского дворца, Кирилловское подворье в Кремле было упразднено, а потом в 1776 году и совсем разобрано. На месте подворья и расчищенных других дворов образовалась обширная площадь.

 

Вологда
В XVII—XVIII веках, когда монастырь относился к Вологодской епархии, его подворье имелось и в Вологде. Каменный храм Кирилла Белозерского на Соляном дворе был построен в 1650—1653 годах (снесён в 1963 году).

Кирилло-Белозерский музей-заповедник
После упразднения монастыря ризница была подвергнута разорению; наиболее ценные иконы и другие произведения искусства были вывезены в музеи Москвы и Ленинграда. Та же судьба постигла и монастырскую библиотеку. Среди вывезенных из белозерской обители книжных сокровищ — наиболее древние списки «Задонщины» и хождения Даниила Паломника в Святую Землю.

 

В 1924 году на базе разорённого экспроприациями монастыря был открыт Кирилло-Белозерский музей-заповедник, что позволило избежать обычных для 1930-х гг. разрушений и сноса исторических памятников. В послевоенное время музей-заповедник развернул реставрационную деятельность, которую курировал, среди прочих, С. С. Подъяпольский. На территорию музея были привезены памятники деревянной архитектуры из окрестностей: деревянная церковь Ризоположения (1486 год) из села Бородавы; мельница XIX века из деревни Щёлково. В трапезной палате при церкви Введения (1519) действует Музей икон, обладающий достаточно большой коллекцией.
С 1997 года Кирилло-Белозерский музей-заповедник был включён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Он размещается в архитектурном комплексе бывших Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей. Малый Ивановский монастырь в 1998 году был передан в бессрочное безвозмездное пользование Русской православной церкви.

                         Кирилло-Белозерский монастырь с Сиверского озера                                                

Кирилло-Белозерский монастырь

 

Современность
В 1997 году, в год празднования 600-летия монастыря, часть монастырской территории была передана Вологодскому епархиальному управлению.
В 1998 году зарегистрирована Православная религиозная организация Кирилло-Белозерский мужской епархиальный монастырь г. Кириллова Вологодской области Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).
Решением Священного синода от 10 октября 2009 года в должности наместника монастыря утверждён иеромонах Игнатий (Молчанов).
До наших дней почти полностью дошёл иконостас Успенского собора, современный его постройке, что является уникальным фактом в истории русского искусства. Древние иконы этого иконостаса долгое время были разрознены. Из 60 уцелевших икон 33 находились в Кириллове, а остальные — в Русском музее, Третьяковской галерее и Музее имени Андрея Рублёва. В начале апреля 2009 года последняя часть икон была возвращена в Кириллов. В архиерейских палатах монастыря готовится новая экспозиция икон.

 

                                                           город Белозёрск                                            

Белое озеро

 

Архитектурный ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря
В комплекс Кирилло-Белозерского монастыря входят ансамбли Большого Успенского и Ивановского монастырей («Старый город»), «Нового города» и территория несохранившейся крепости Острог между ними. Монастырь окружён крепостными стенами с монументальными башнями, украшенными узорами из кирпича. Главное здание ансамбля — Успенский собор (1497 год).

 

Святыни: 
в храме прп. Кирилла Белозерского под спудом почивают мощи преподобного. На месте первого поселения преподобного поставлены каменные палатки, в которых сохранены копия первой деревянной кельи прп. Кирилла и, по преданию, тот самый крест, водруженный иноками при поселении.

                                                                          Кирилло-Белозерский монастырь

Белое озеро

 

Памятные даты:
22 июня – день преставления прп. Кирилла Белозерского (1427 г.);
15 сентября – день мученической кончины сщмч. Варсонофия, еп. Кирилловского (1918 г.).

 

Контактная информация: 
Россия, 161100, Вологодская обл., г. Кириллов, Кирилло-Белозерский монастырь.
Телефон: 8 (81757) 3-16-37

                                                храм Иоанная Предтечи                                      

Кирилло-Белозерский монастырь

 

МУЗЕЙНЫЕ ЭКСПОЗИЦИИ МОНАСТЫРЯ
1.     Археология Белозерья (Подклет Трапезной палаты)
12 апреля 2007 года в подклете церкви Введения с Трапезной палатой открылась экспозиция «Древности Белозерья. История края по материалам археологических раскопок». Это первая полноценная экспозиция по археологии Белозерского края в Вологодской области. Впервые на Вологодчине показаны материалы монастырской археологии. В экспозиции представлено более 4 000 археологических предметов различных хронологических периодов: от мезолита (IXтыс. до н.э.) до позднего средневековья. Наиболее полно показан период средневековья, и это делает экспозицию одной из крупнейших на северо-западе России. Среди экспонатов есть уникальные произведения древнего искусства, единственные не только в собрании музея, но и в археологических коллекциях других музеев России.  
Основу обширной коллекции археологии составляют материалы, поступившие в музей в результате экспедиционных исследований 1980 – 1990-х гг. Основная часть экспонируемых материалов относится ко времени средневековья, представленного всеми типами археологических памятников: сельскими поселениями, городищами, могильниками. Среди них наиболее интересны находки из летописного города Белоозера, многослойных памятников Мининского археологического комплекса, могильников Нефедьево и Кемского некрополя. Материалы археологических раскопок, проводившихся на территории Кирилло-Белозерского монастыря, составили основу позднейшей в хронологическом отношении части археологической коллекции музея.

                                                  Кирилло-Белозерский монастырь

Кирилло-Белозерский монастырь

Экспозиция «Древности Белозерья» располагается в четырёх залах. В первом зале представлены реконструкция погребения эпохи мезолита, керамика неолита, а также карта Белозерского края, на которой отмечены около 500 археологических памятников. В следующем зале находятся материалы по древнейшим поселениям Белозерья эпохи камня, бронзы и раннего железа. Экспонаты, карты, схемы, реконструкции рассказывают о заселении края финно-уграми и славянами в X – XIII вв.
Значительная часть экспозиционной площади зала посвящена истории древнерусского города Белоозеро. Археологические материалы свидетельствуют о развитии в городе косторезного ремесла, ткачества, обработки чёрных и цветных металлов, о занятиях жителей земледелием, охотой и рыболовством. Многочисленные находки товарных пломб, монет свидетельствуют о развитии торговли. Среди украшений преобладают зооморфные украшения. Особое место в костюме горожанки занимали стеклянные браслеты, практически отсутствовавшие в селе. О богатстве населения свидетельствуют золотые женские украшения. О грамотности населения Белоозера говорят находки железного писала и книжных застёжек. Город Белоозеро был центром христианизации края. Крестики и иконки изготавливались из разных материалов, в том числе из камня, как в самом Белоозере, так и привозились из других мест. Среди Белозерских находок встречаются настоящие произведения искусства работы местных мастеров. Местному мастеру принадлежит представленная на выставке незаконченная каменная иконка с изображением св. Глеба, покровителя Белозерского князя Глеба Васильковича (XIII в.). Сельские поселения Белозерского края, современные древнему городу Белоозеру, представлены на выставке материалами наиболее полно изученного на сегодняшний день и уникального в научном отношении Мининского археологического комплекса.
В третьем зале экспозиции экспонируются погребальные памятники. Они существенно дополняют редкие письменные свидетельства, в большинстве же случаев являются единственными источниками, позволяющими учёным делать выводы об этнической принадлежности погребённых, их образе жизни, материальной культуре, обычаях и верованиях, а также о питании и палеэкологических условиях.
Представленная в четвёртом зале коллекция позволяет полнее осветить некоторые стороны жизни монастыря, не восстанавливаемые по другим источникам. Исследования кузницы, оружейной палаты, солодёжни, ледников, некрополя Кирилло-Белозерского монастыря пополнили фонды музея деталями архитектурного декора первых каменных построек обители и предметами хозяйственного производства. Особый интерес представляют находки, обнаруженные при исследовании культурных напластований XVI в. с так называемым мокрым слоем, в котором сохраняются предметы из органических материалов: дерева, кожи, ткани, дающие представление о некоторых сторонах повседневного монастырского быта.
Коллекция археологии Кирилло-Белозерского музея планомерно пополнялась благодаря экспедициям, организованным под руководством А.Я. Брюсова, П.А. Сухова, Л.А. Голубевой, С.В. Ошибкиной. Основу фонда составляют материалы Онежско-Сухонской экспедиции, руководимой Н.А. Макаровым. В ходе экспедиционных работ собрана огромная коллекция вещей XI – XII вв., включающая обильный нумизматический материал, ювелирные украшения и детали костюма, предметы быта и вооружения.  
Археологические исследования территории Кирилло-Белозерского монастыря ежегодно, начиная с 1994 г., ведёт отряд Вологодского научно-производственного центра «Древности Севера» под руководством археолога А.В. Суворова.

 

Кирилло-Белозерский монастырь

 

2. Народное  искусство Белозерья (Поваренные кельи)
В обширных сводчатых палатах монастырской Поварни XVI века размещаются выставки посвященные народному прикладному искусству, ремеслам и промыслам Белозерья. Большое место здесь занимает резьба по дереву, керамика многочисленных гончарных центров, крестьянская вышивка, ткачество, кружево, народный женский костюм XIX - начала XX веков.
На месторождениях гончарных глин возникли многочисленные гончарни Белозерья, где выполняли великолепную чернолощеную керамику, обварные сосуды, глазурованную столовую посуду. Более шести десятков наименований керамических изделий вырабатывали деревенские мастера. Особенно привлекательны огромные, до метра высотой, кувшины с петлеобразными ручками и короткими трубчатыми рыльцами под горловиной. Их делали гончары д. Павлоково.
Поверхность отформованного сосуда заглаживали костью или камнем, при обжиге черепок задымляли в коптящем пламени. Готовый сосуд приобретал черную блестящую поверхность. Чернолощеные кувшины служили для хранения масла, меда, воды, пива. Древним славянским словом «корчага» именуют целый класс сосудов, имевших самое разное назначение. Чаще всего обварные корчаги, черепок которых после обжига закреплялся в кипящей картофельной или мучной болтушке, служили для приготовления пивного сусла, деревенского хлебного кваса. В гончарнях Бураковской и Ферапонтовской волостей Кирилловского уезда в конце XIX века научились глазуровать керамику. До начала 1980-х годов трудился в своем гончарном «заводе» Александр Павлович Левашов. Его керамика бытует у населения Кириллова и по сей день. Оборудование гончарни хранится в музее.

 

                                            Успенский соболр монастыря                                              

Кирилло-Белозерский монастырь

 

С XVIII века известно плетеное кружево. Первоначально это рукоделие было освоено в девичьих монастырях. Выплетенные монахинями прошивы, каймы с мысообразным краем украшают парадные облачения священнослужителей, покровцы, иконы, хранящиеся в Кирилло- Белозерском музее.
С 1860-х годов целые поселения нескольких волостей Кирилловского уезда зарабатывали на жизнь кружевоплетением. Кирилловское плетеное кружево развивалось под сильным влиянием вологодского кружевного промысла. Чаще всего заказчиками выступали перекупщики и из Вологды и Заозерья. Осенью они раздавали деревенским плетеям заказы, сколки, булавки, шелк, а весной, с открытием навигации, приезжали за готовой продукцией. Кружевному делу обучились дети. К весне, в волостях, где кружевоплетение было особенно развито, школы пустели. Матери усаживали за кружевные подушечки и девчонок и мальчишек. Нередко плели кружева старики, парни на зимних деревенских посиделках. Качество выплетаемого кружева было не высоким, но все находило сбыт. Кружевоплетение - одно из немногих видов народного искусства, сохранившегося до наших дней.
В краю лесов дерево было основным материалом в устроении народного быта. Из дерева возводили храмы, и создавали их убранство. Из дерева рубили крестьянские избы, наполняли их традиционной мебелью: лавками, столами, сундуками, шкафами-поставцами. С большим искусством резали посуду, иную домашнюю утварь, готовили орудия крестьянского труда и средства передвижения - лодьи, сани, телеги.
В прошлом славились мастера из Волока Словенского (с. Волокославино), Рукиной Слободы (с. Рукино). Они возили свои изделия - ковши-скопкари «на кирилловское дело», солоницы-утицы, ложки, посоха, ножевые черни на все крупные ярмарки страны.
С большим тщанием крестьянские мастера украшали свои изделия трехгранно-выемчатой резьбой. Многолучевые розетки, ромбы, треугольники, квадраты, вырезанные на вальках для выкатывания тканей, трепалах для обработки льняного волокна на отдельных деталях ткацкого станка - кроснах складываются в связанные повествования о мироустройстве, в молитву-заговор от злых сил. Посвятительные, владельческие резные надписи дополняют декор. Предметом особой заботы мастеров являлись прялки - орудия женского труда, служившие для изготовления нитей. На их огромных лопастках резали солнечные розетки, писали букеты, вырастающие из причудливых вазонов, символические изображения Мирового Дерева. Если яркое, живописное убранство прялок, как правило, принадлежит местным, крестьянским живописцам, то многоцветные росписи в интерьерах жилищ выполняли профессиональные маляры-отходники. Кобальтовая роспись по красно-оранжевому фону на филенках двухъярусного шкафа, дверях, заборке из д. Тимошинской принадлежит костромскому мастеру. Такая роспись, в слабо освещенной крестьянской избе, казалась излучающей свет, а мир цветов, собранный незамысловатой кистью, сулил в студеную зиму тепло и яркое весеннее цветение земли.
Срубив дерево, крестьянин стремился использовать его целиком. В дело шли не только ствол, но корни, кора дерева. Так из тонких еловых корешков плели чашки - «корноватки», круглые воронкообразные цедилки для процеживания сусла на квас и пиво, овальные короба с крышками для девичьих безделиц - недорогих украшений, шелковых лент, косметических средств, сундуки для хранения одежды. Их отличает необыкновенно плотное плетение, фактурная поверхность, красивый цвет.
Как и повсеместно основным занятием северных крестьян в прошлом была обработка льна, прядение, ткачество. На их основе развивались вышивка, кружевоплетение, набойка. Крестьянская вышивка донесла до нас огромный пласт сюжетов и мотивов славянского язычества. Полотенца, скатерти-столешники, рубахи с красным узором по белому фону необыкновенно красивы, празднично нарядны. Они играли важную роль в отправлении различных обрядов. В особенности велика была роль полотенца. На полотенце принимали новорожденного, им повивали крест-голубец при дороге и троицкую березку. Полотенца «наспишники», «постинники» развешивали в избе к праздникам. Особым полотенцем убирали икону в красном углу. До семидесяти полотенец своей работы раздаривала кирилловская невеста на свадьбе. Сюжеты вышивки содержали благожелательную символику понятную всем.
В XIX - начале XX века в нескольких волостях Кирилловского и Белозерского уездов существовал красильно-набивной промысел. Ткани, окрашенные в синий цвет, набивали узором из стилизованных растительных форм в два-три цвета.
Набойку употребляли, прежде всего, для изготовления сарафанов, рубах, скатертей, завес, но нередко шили набоечные облачения для священнослужителей, напрестольные одежды, воздухи, покровцы.
Ткачество, вышивка, кружево, набойка соединялись в женском костюме северянки. В XIX веке он состоял из двухцветной с богатой вышивкой рубахи, круглого на узких проймах сарафана из   пестряди,   набойки   или   покупного шелка, вышитого фартука, плетеного или тканого пояса. Головной убор замужней женщины состоял из шитого золотом, украшенного жемчугом кокошника и яркого платка. Девушки носили ленту с жестким очельем, украшенным золотым шитьем или позументом. Белозерки отличались статью, красотой, что было замечено еще Иваном IV Грозным.
«Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства», так сам народ определяет важнейшую черту своего искусства. Простейшие материалы, подаренные природой - дерево и глина, железо и медь, лен и шерсть в руках народных умельцев превращались в подлинные произведения искусства.

 

                                        Белозёрская башня монастыря                                          

Кирилло-Белозерский монастырь

 

ФЕСТИВАЛЬ
Фестиваль «Кирилло-Белозерская осада».
Со времён важного исторического события – осады Кирилло-Белозерского монастыря польско-литовскими интервентами – прошло уже более четырёх столетий. Как известно, монастырская оборона оказалась такой же крепкой, как и стены обители, а вражеское нападение было успешно отбито. В наши дни есть возможность увидеть своими глазами это событие, происходившее в XVII веке.
В начале лета – 13 и 14 июня – на территории музея пройдёт четвёртый фестиваль военно-исторической реконструкции «Кирилло-Белозерская осада». Участие в нём примут клубы из разных городов России – Москвы, Тулы, Калуги, Ельца, Воронежа, Саранска, Иваново, Белгорода, Череповца. Ожидается, что в Кириллов прибудет более 100 реконструкторов, в том числе всадники.
 

Белое озеро

В течение двух дней жители и гости города получат прекрасную возможность на несколько часов окунуться в интереснейшую историческую эпоху – Смутное время. Центральным событием фестиваля станет реконструкция монастырской обороны от польско-литовских захватчиков. Также зрители увидят полевое сражение, в котором будут задействованы пехота, артиллерия и кавалерия. Впрочем, служба в русских войсках XVII века означает участие не только в военных действиях, но и различного рода состязаниях. Самые зрелищные – конные турниры, которые часто можно увидеть в исторических фильмах, пройдут в рамках фестиваля.
Наблюдать за происходящим зрители смогут как с земли, так и поднявшись на Крепостные стены. Во время праздника для взрослых и детей будет работать средневековая ярмарка, а также игровые площадки и аттракционы.
Фестиваль «Кирилло-Белозерская осада» – одно из самых ярких летних событий, происходящих в Кириллове. Ежегодно он собирает несколько тысяч зрителей. Интерес к мероприятию проявляют не только жители Вологодской области, но и других регионов России. А для туристов, путешествующих на теплоходах по Волго-Балту и посещающих Кирилло-Белозерский музей-заповедник, фестиваль становится приятным сюрпризом и отличным дополнением к экскурсионной программе.

 

Белое озеро

 

Монастырь в кино
1971 — «Достояние республики»
1975 — «Крестьянский сын»
1997 — «Грешная любовь»
2007 — «Апостол»
2010 — «Раскол»
2010 — «Студенческий роман»
В 1975 году внутри монастыря снимался художественный фильм о герое-«орлёнке» гражданской войны Косте Байкове «Крестьянский сын». По свидетельству одного из участников съёмок[10], жители местных деревень крестились при виде едущей конницы, переодетой в белогвардейскую форму, а в 2007 году гости города и местные жители были шокированы нацистской свастикой, видневшейся во время съёмок сериала «Апостол» над конюшенными воротами в тюремный дворик монастыря.

 

_____________________________________________________________________________________________

 

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
http://www.kirmuseum.ru/
Кочетков И. А., Лелекова О. В., Подъяпольский С. С. Кирилло-Белозерский монастырь. — Л.: Художник РСФСР, 1979. — 184 с. — (Памятники городов России). — 100 000 экз. (обл.)
Сойкин П. П. Кирилло-Белозерскй монастырь в Кирилловском уезде // Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне. — СПб.: Воскресение, 1994. — С. 126-128. — 712 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-88335-001-1
Шибаев М. А. К вопросу о ранних этапах формирования библиотеки Кирилло-Белоезерского монастыря. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2011. № 1(43). С. 31-35.
Алексеев А. И. Первая редакция вкладной книги Кириллова Белозерского монастыря (1560-е гг.) // Вестник церковной истории. 2010. № 3-4(19-20). С. 17-117.
Н. К. Никольский. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII века.- СПб. 1910 г.
Сайт Википедия.

Комментарии

Вот тут маршрут

Давно интересуюсь этой темой. Из личного опыта могу с уверенностью предложить описание монастыря и его достопримечательностей здесь: https://travel-list.ru/Кирилло-Белозерский_монастырь

Спасибо! Супер!

Спасибо! Супер!

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.