Город Петергоф

Город Петергоф

В августе 2005 года Команда Кочующих возвращалась из похода по Карелии, где мы сплавлялись по реке Кереть, а также выходили в Белое море (губа Чупа).
Поход был легендарный, о чем можно почитать в эпосе Кочующих – 
ЭПОС КОЧЕВАЛА!!!
А уже из Карелии на 3 дня мы заехали в красивый город Санкт-Петербург, где сняли квартиру и совершили несколько экскурсий по городу, ну, и заодно съездили в Петергоф!
Свершилось настоящее чудо!  Погода эти 3 дня в Питере была теплой и солнечной, как раз то, что надо для путешествий!  Тем более, в такой уникальный город-дворец как Петергоф!!!
День был будничный, и народу в дворцовом комплексе было немного. 
Всё потрясает! Дворцы, фонтаны, скульптуры, каналы, Финский залив, парки, аллеи, беседки – всё дышит историей, нет слов! Сюда обязательно надо приехать!
 

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

 ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

 ГЕОГРАФИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

КЛАДЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

РЕКИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

 

ПРО ОСНОВАНИЕ ГОРОДА ПЕТЕРГОФ
Петергоф был заложен Петром I по образу и подобию регулярных парков Европы. При Петре Великом были открыты первые фонтаны. Петергоф, как и другие царские резиденции, расположенные на берегу Финского залива, должен был подчеркнуть, что Россия пришла на эти берега всерьез и надолго. Поэтому центром ансамбля является фонтан «Самсон, разрывающий пасть льва», посвященный победе России над Швецией.   

Город Петергоф

Первая крупная победа России над Швецией произошла под Полтавой в 1709 году в день святого Сампсония, а лев – это главная фигура на гербе Швеции!!!
В Петергофе несколько парков, являющихся уникальными памятниками мировой истории и искусства, но самые известные из них – это Нижний парк и Верхний парк с множеством фонтанов. Между ними на склоне горы расположен Большой дворец с большим каскадом фонтанов.
Все фонтаны работают благодаря перепаду уровня воды в водоемах в окрестностях Петергофа, без искусственных насосов.

 
Личные впечатления
Говорить что круто и красиво - это как-то банально… 
Действительно очень красивые регулярные парки с позолоченными фонтанами и скульптурами.  Поражает количество фонтанов и скульптур, особенно Большой каскад – там фонтаны даже на крыше и окнах павильонов.
На территории Петергофа множество музеев, все не обойдешь, наверное, за неделю. На осмотр всех фонтанов уйдет от 2 часов (галопом) до 5 часов (прогулочным шагом с фотографиями около каждого).
Если посчастливится – сможете увидеть белок, живущих в кронах деревьев. Хочу предостеречь Вас - кормить их с рук чем либо. Ибо у этих животных очень острые зубы, которые могут разгрызть орех, а разодрать Вам руку для них плёвое дело.
В Петергофе -  огромное количество народу, особенно в выходные, ведь многие питерцы приезжают сюда просто погулять! Еще по парку бродят толпы иностранцев, иногда с черными электронными приборчиками, которые надиктовывают им экскурсию на родном языке.
Еще в Петергофе меня поразили березы, растущие прямо на берегу Финского залива, поскольку в Средней полосе России на берегах рек растут исключительно Ивы и тому подобные деревья. Также можно сделать вывод, что в Финском заливе вода очень пресная и уровень воды практически не колеблется.

 

ОСНОВНЫЕ ПАМЯТНИКИ И ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ПЕТЕРГОФА
Прекрасная панорама открывается на Петергоф с моря. На краю естественной 16-ти метровой террасы располагается Большой дворец, перед которым сверкает золотом Большой каскад.

                                                      Город Петергоф                                                                 

Город Петергоф

Перед каскадом взмывает вверх самая мощная струя фонатана "Самсон, разрывающий пасть льва". От Большого каскада к морю ведет Морской канал. Канал делит Нижний парк на две части - "Западную" и "Восточную". 
В Восточной части находятся: дворец Монплезир, каскад "Шахматная Гора", "Римские фонтаны", фонтаны-шутихи. В западной части расположены павильон Эрмитаж и дворец Марли, каскад "Золотая гора", "Менажерные" фонтаны.

Невозможно в рамках данной статьи даже вкратце описать все достопримечательности Петергофа. Поэтому перечислим самые выдающиеся из них:
- Большой каскад фонтанов Петергофа - построен в 1714-21 годах, с гротом, водопадными лестницами, многочисленными бронзовыми позолоченными статуями, выполнены скульпторами М. И. Козловским, Ф. Ф. Щедриным, И. П. Мартосом, Ф. И. Шубиным и другими.
Большой дворец, созданный в 1714-25 годах как петровские Верхние палаты, перестроен в 1747-52 годах В. В. Растрелли в стиле русского барокко.
Верхний сад с регулярной планировкой, с фонтаном "Нептун".                 Город Петергоф

Город Петергоф

Нижний парк с регулярной планировкой - 1714-25, архитектор И. Ф. Браунштейн, Ж. Б. Леблон, М. Г. Земцов.
Дворец Марли, построенный в 1720-23, архитектор Браунштейн.
Павильон "Эрмитаж", возведен в 1721-24, архитектор Браунштейн.
Павильоны-колоннады, 1803, архитектор А. Н. Воронихин.
Английский пейзажный парк с готическими и классическими постройками - архитектор Дж. Кваренги.
Парк Александрия, архитектор А. А. Менелас.
Луговой парк с дворцом "Бельведер" 1853-56, архитектор А. И. Штакеншнейдер.

БОЛЬШОЙ КАСКАД
Большой каскад – это главное фонтанное сооружение Петергофа и ему нет равных по объему воды и размерам, роскоши и выразительности. Большой каскад является одним из самых крупных фонтанных сооружений мира - он состоит из трех водопадных лестниц и двух гротов, 75 фонтанов и 255 бронзовых скульптур, маскаронов и барельефов, а также других декоративных деталей.
Комплекс Большого каскада условно можно разделить на наружную часть, роскошную и великолепную, длина которой составляет 42 метра, а также подземную часть, расположенную под фонтанами - это Верхний и Нижний гроты, которые можно посетить с экскурсией.

                                                                                       Город Петергоф

Город Петергоф

 

Описание
В центральной части Большого каскада, там, где находится Нижний (Большой) грот, расположен фонтан "Корзина", 28 наклонных струй которого переплетаются словно прутья цветочной корзинки.
Справа и слева расположены две каскадные лестницы в семь ступеней, в качестве украшений которых используются золоченые барельефы, а также скульптуры, чередующиеся с вазами.
Выше Нижнего грота располагается Верхний (Малый) грот с террасой, огражденной мраморной балюстрадой, украшенной вазами. В разрыве ограждения установлены скульптуры трубящих тритонов.
Немного позднее на террасе появились два маскарона - Вакха и Нептуна, а между ними в нишах – мраморные бюсты – аллегорические изображения четырех времен года.
У подножия Большого каскада установлен самая известная скульптура - трехметровая фигура Самсона, раздирающего пасть льва.
С морем Большой каскад связан Морским каналом, имеющим ширину 12 метров. Вдоль него на газонах установлены 22 фонтана, вода в которых поднимается на четыре метра и напоминает хрустальные деревья. При Петре Первом по Морскому каналу легкие суда проходили в гавань к Большому дворцу.                  Город Петергоф

Город Петергоф

БОЛЬШОЙ ДВОРЕЦ
Большой дворец вместе с расположенным перед ним Большим каскадом – это главная достопримечательность Петергофа и архитектурная доминанта всего дворцово-паркового комплекса. В XVII – XIX веках Большой дворец являлся парадной резиденцией русских царей, где происходили важные события, проводились праздники и приемы, балы и маскарады.
В настоящее время Большой дворец - это уникальный историко-художественный музей, в коллекции которого собрано около трех с половиной тысяч экспонатов, среди которых живопись и фарфор, ткани и уникальная мебель, а также личные вещи российских правителей.

 

Большой дворец в Петергофе - описание
Величественное здание выделяется несколькими объемными частями, самая крупная из которых, это средняя трехэтажная часть, связанная неширокими одноэтажными галереями с двухэтажными флигелями: в восточной части - это Церковный корпус и в западной – корпус «Под гербом».
Северный фасад, обращенный к морю и к Большому каскаду проходит вдоль края террасы парка и протянулся на 268 метров. С южной стороны Большой дворец построен в виде широкой буквы «П», образованной его средней частью и примыкающими двумя трехэтажными корпусами.

Отделка фасадов здания, окрашенных в ярко-желтый цвет, отличается сдержанностью, в ней нет ничего лишнего. Для украшения использованы элементы, характерные для архитектуры барокко: пышные картуши над оконными проемами, барельефы во фронтонах и кованые узорчатые решетки балконов, белые русты и пилястры.
В центре кровли - золотая ваза сложной конфигурации. Выразительность зданию придают купола флигельных пристроек - Церковного корпуса с пятью золочеными главами и Корпуса под гербом, увенчанного куполом с золоченым гербом.
Монументальное с виду здание имеет около 30 помещений.
Вход для гостей был устроен в западной части здания, где располагалась Парадная лестница, созданная Растрелли в 1751 году. В качестве украшений Парадной лестницы используются золочёные статуи и резные букеты, кариатиды и рокайльные, то есть в стиле рококо, картуши.

Через Проходные комнаты можно выйти в Голубую приемную, выполнявшую роль секретарской комнаты, в которой находился поденный журнал, где фиксировались все события в жизни дворца. Западные двери Голубой приемной ведут в Гербовый корпус.
По Парадной лестнице гости проходили в анфиладу, то есть в сквозные парадные залы официального назначения:

                                                                                   Город Петергоф

Город Петергоф

Гроты Большого каскада Петергофа
Верхний и Нижний гроты являются архитектурным центром Большого каскада, поэтому в XVIII веке Большой каскад часто называли Большим гротом с каскадами.
Посетить и осмотреть гроты Большого каскада можно во время организованной экскурсии.
Описание
В создании гротов принимали участие архитекторы Жан-Батист Леблон, Иван Браунштейн и Никола Микетти, строительство сооружения велось в 1716-1720 годах.
Вход осуществляется через арочные двери Верхнего грота.
В соответствии с планом Петра Первого стены подземного сооружения облицованы туфом и ракушками, украшены маскаронами и декорами.
Во время экскурсии Вы увидите тоннели с фонтанными трубами, а также сможете проследить за их эволюцией от Петровских времен до наших дней, узнаете о работе фонтанных мастеров и увидите одежду мастеров-гидротехников.
В Нижнем гроте сохранились и фонтаны-шутихи, построенные еще при Петре:
Стол-шутиха – это с виду обычный стол, в середине которого стоит ваза с фруктами. Но стоит Вам нагнуться над столом, как вверх взметнутся десятки струй воды
Водяной занавес, закрывающий в самый неожиданный момент выход из Нижнего грота.
Выйдя из подземелья, Вы окажетесь позади статуи Самсона.

                                                          
                                                                                  Город Петергоф

Город Петергоф

Воронихинские колоннады в Петергофе
Стройные беломраморные Фонтанные колоннады отделяют партерные цветники Нижнего парка от его зеленого массива.
Воронихинские колоннады включают в себя:
Колоннады, на крыше которых установлены по три сияющие золотые вазы
Павильоны с золотыми куполами высотой в девять метров.
Фонтаны бьют из ваз, а также из золотых куполов, стекая в мраморные полукруглые чаши под окнами павильонов.
Первоначально галереи были деревянными, а фонтаны – из дерева и кирпича. В восточной галерее была установлена клокшпиль - музыкальный инструмент с хрустальными колоколами, а в западной галерее был сооружен водяной орган, названный егерской штукой. Когда он играл, вода приводила в движение птиц, деревянные фигурки егеря, трубящего в рог, сатиров, играющих на флейтах и собак, с лаем преследующих оленя.
В 1803 году по проекту бывшего крепостного графа Строганова Андрея Воронихина обветшалое строение было заменено на постройку из кирпича, облицованную известковым пудом. За эту работу Воронихину присвоили звание архитектора, а колоннады получили название Воронихинских.
В середине XIX века архитектор Андрей Штакеншнейдер облицевал Воронихинские колоннады каррарским мрамором, на что ушло 30 тысяч пудов этого материала. В это же время купола покрыли золочеными медными листами и заменили фонтанные чаши на крыше галереи, а полы колоннад выложены цветной венецианской мозаикой.
Рядом с лестницами колоннад на пьедесталах установлены скульптуры гранитных львов.

 

Каскад Шахматная гора в Петергофе
Каскад Шахматная гора расположен на естественном склоне в восточной части Нижнего парка. Каскад состоит из четырех скатов, каждый из которых оформлен в виде шахматной доски. Вода стекает по уступам в полукруглый бассейн у основания склона.
Каскад Шахматная гора выходит на самую большую площадь Нижнего парка, от которой, словно веером, расходятся пять аллей, ведущих к Большому дворцу, дворцу «Марли» и фонтану Адам, дворцу Монплезир и фонтану Пирамида.
Описание
Композиция включает в себя Верхний и Нижний гроты, а также четыре прямоугольных ската, покрытых тонким сверкающим слоем воды и напоминающих огромные зеркала.
Массивная дверь в Верхний грот закрыта, его охраняют три грозных дракона. Вода вырывается из пастей зверей и пробежав 32 метра падает в бассейн, закрывая водяным занавесом вход в Нижний грот.
Слева и справа от ступеней расположены две лестницы, с наружной стороны которых установлено по пять белых мраморных скульптур, привезенных из Италии в 1724 году:
С левой стороны, снизу вверх - Жрица, Олимпия и Юпитер, Флора и Нептун
С правой стороны - Плутон, Флора и Вулкан, Адонис и Церера.
Белые статуи расположены на высоких постаментах серого цвета и представляют собой ценную коллекцию парковой скульптуры XVIII века.                                            Город Петергоф

Город Петергоф

Римские фонтаны в Петергофе
Римские фонтаны расположены в восточной части Нижнего парка недалеко от каскада Шахматная гора. Высота струи воды поднимается в них на десять метров в высоту. Свое название Римские фонтаны получили из-за их сходства с фонтанами, установленным в Риме в центре площади перед собором Святого Петра.
Описание
Римские фонтаны состоят из двух плоских каменных чащ – верхнего и нижнего яруса. Поток воды из верхнего яруса устремляется высоко вверх, последовательно падает на верхнюю и нижнюю чаши и затем стекает в широкий бассейн. Тем самым создается водная блестящая завеса, придавая фонтанам удивительно красивый вид.
Эти фонтаны часто называют Пирамидальными, поскольку по своей форме они напоминают две восьмигранные пирамиды, как бы вырастающие друг из друга.
Из истории
Строительство двух фонтанов было запланировано еще в начале 1720-х годов, когда велись работы по созданию Руинного каскада (сейчас Руинный или Мраморный каскад называется Шахматной горой). По проекту Николы Микетти водометы планировалось разместить на площади перед Руинным каскадом.

Фонтаны-шутихи Скамейки
Две совсем скромные безобидные скамейки, спинки которых украшают позолоченные маскароны тритонов, расположены в Монплезирском саду.
Но стоит только ступить на брусчатку рядом со скамейкой, как буквально из-под земли поднимутся струи воды и окатят гостей парка.
Фонтан Скамейки относится к самым ранним Шутихам Петергофа, он был создан по рисункам Петра Первого в 1723 году.
Фонтаны шутихи – это, пожалуй, самое забавное развлечение в Петергофе, интересное как для детей, так и для взрослых. В прежние времена фонтаны шутихи украшали многие регулярные парки, но сохранились они лишь в Петергофе.
Петр Первый, любивший подшучивать над своими друзьями и гостями, был инициатором создания фонтанов шутих и сам придумал некоторые из них.  Эти забавные сооружения строились также при Анне Иоанновне, Екатерине II и Александре I.
Как правило, гости в нарядных платьях, прогуливаясь по парку, подходили к обычным предметам, но стоило им нагнуться или ступить ногой на какой-то камешек, как в самый неожиданный момент они попадали под водные струи.
В Петергофе сохранилось несколько фонтанов шутих, большая часть из которых расположена рядом с Монплезиром. Среди них есть совсем безобидные, например Елочки, а есть и такие, что не оставляют гостей сухими.
Фонтаны Скамейки
Фонтан Дубок
Фонтаны Елочки
Фонтан Шутиха Зонтик
Фонтан Водяная дорога

 

Каскад Золотая гора в Петергофе
Свое название каскад Золотая гора получил из-за блеска позолоченных ступеней, а также благодаря праздничной и торжественной гамме всего ансамбля.
Описание
При застройке Нижнего парка Петр Первый придерживался принципа: каждому дворцу – свой каскад и, согласно его замыслу, для Марлинского дворца рядом с одноименным прудом был возведен Марлинский или Золотой каскад.
Каскад Золотая гора построен в форме прямоугольника, центральная часть которого представляет собой лестницу протяженностью в 14 метров и состоящую из 21 ступеней, облицованных мрамором. Отвесные стенки уступов покрыты медными позолоченными листами, по которым стекают серебристые струи воды.
На первую ступень вода падает мощными потоками из пастей трех позолоченных маскаронов, изображающих сказочных морских чудовищ, похожих на медуз.
Вода, стекая по ступенькам, попадает в бассейн фигурной формы, где установлена мраморная скульптура Флоры – богини весны. Ансамбль завершается двумя мощными Менажерными фонтанами, расположенными в партере каскада.
Верхняя, а также боковые стены ограждения окрашены в белый цвет. На верхнем аттике установлены две вазы и возвышаются три статуи:
Нептун - владыка морей с трезубцем в руках                   Город Петергоф

Город Петергоф

Слева от него – Тритон, трубящий в морскую раковину
Справа – Вакх, бог вина и веселья.
На пьедесталах боковых ограждений также установлено по шесть мраморных скульптур:
На восточной стороне (ближе к центральной части Нижнего парка): верхняя фигура - статуя Флоры с корзиной цветов в левой руке, ниже – статуи Меркурия, Венеры и Аполлона, Андромеды и Нимфы. Скульптура Андромеды у нижней ступени каскада – это одна из лучших работ итальянского архитектора Пьетро Баратта. Андромеда прикована к скале, а к ее ногам приблизилось чудовище, из пасти которого выбрасывается струя воды.
Согласно греческим преданиям, эта прекрасную женщину отдали во власть страшного чудовища за то, что ее мать Кассиопея хвасталась перед Посейдоном своими совершенствами. На лице Андромеды изображены ужас, страдание и надежда на спасение.
На западной стороне, наверху установлена скульптура со шлемом на голове и наковальней у ног. Это богиня-воительница Минерва, олицетворяющая мудрость и тайны всех наук и ремесел. Ниже ее расположены скульптуры бога огня Вулкана, Венеры и Фавна, Флоры и дельфина и Нептуна.

 

Дворец Монплезир и Монплезирский сад в Петергофе
Дворец Монплезир расположен в восточной части Нижнего парка, всего лишь в нескольких метрах от Финского залива. Место на берегу, рядом с морем, откуда видно все проходящие корабли, выбрал сам Петр Первый. Название дворца Монплезир происходит от французских слов mon plaisir, что означает «мое удовольствие». Действительно, дворец стал любимым детищем Петра, в его создание император вложил свою душу – он сам определил планировку здания и сада, устройство фонтанов и оформление залов.
Дворец Монплезир в Петергофе – режим работы
Музей Монплезир работает без выходных дней.
Время работы – с 10-30 до 18-00
Время работы касс - с10-30 до 17-00
Санитарный день - последний понедельник каждого месяца.
Описание
По замыслу Петра, дворец Монплезир создавался как удобное жилище для просвещенного человека. Вместе с тем, учитывая, что строили его самые знаменитые мастера того времени, Монплезир можно считать образцом архитектуры и декоративно-прикладного искусства начала XVIII века. В его строительстве и оформлении учитывались все самые новые веяния того времени.
Планировка здания отличается лаконичностью и четкостью. К центральной части, покрытой шатровой крышей, примыкают две галереи с небольшими павильонами.

 

Павильон Эрмитаж в Петергофе
Слово Эрмитаж в переводе с французского ermitage означает «место уединения» или «хижина отшельника» и по своему расположению, а также планировке павильон полностью отвечает этому названию.
Идея создания павильона Эрмитаж пришла к Петру Первому после его визита в Восточную Пруссию, где он увидел подобный павильон.
Павильон Эрмитаж - режим работы
Время работы – с 10-30 до 18-00
Время работы касс - с10-30 до 17-00
Выходной день – вторник
Режим работы подъемного стола – суббота и воскресенье в 13-00, 14-00 и 15-00.
Описание
Павильон Эрмитаж представляет собой двухэтажное строение высотой 11 метров, построенное на сплошном стилобате.
Особенностью здания являются окна и застекленные двери, благодаря которым второй этаж кажется прозрачным, а все строение похоже на игрушечный домик.

 

Дворец Марли в Петергофе
Дворец Марли расположен в западной части Нижнего парка, почти у самой его границы, между двумя прудами - с востока от него находится Марлинский пруд, а с запада – Секториальный. Дворец Марли получил свое название в честь посещения Петром Первым в 1717 году резиденции французского короля Людовика XIV Марли-ле-Руа.
Вместе с тем, дворец Марли уникален и с французской резиденцией имеет лишь общее композиционное решение. Петр заимствовал лишь идею сочетания назначения комплекса – хозяйственного и декоративного.
Здание строили одновременно с Марлинскими прудами, в которых первоначально держали привезенную с берегов Волги рыбу, а затем в них стали разводить карпов, язя и форель, предназначенных для царского стола.
Интересно то, что была традиция в определенное время подзывать рыбу звоном колокольчика для кормления.
Секториальным пруд так назван потому, что разделен на сектора узкими мостиками с белыми балюстрадами.

 

Дворец Марли - режим работы
Время работы – с 10-30 до 18-00
Время работы касс - с10-30 до 17-00
Выходной день – понедельник.
Дворец Марли - это скромное и элегантное двухэтажное здание, в объеме представляющее куб, построено по проекту архитектора Иоганна Браунштейна.
Западная и восточная его стены отделаны рустом, а изящество зданию придают небольшие окна с фигурными наличниками и балконы, украшенные коваными решетками, выполненными в виде вензелей и узоров листьев.
На первом этаже находились хозяйственные помещения, в том числе секретарская, кухня и буфетная. Парадного зала здесь не было, а его роль выполнял вестибюль или, как его называли, Передний зал.
Стены кухни облицованы расписными плитками, здесь Вы увидите сохранившуюся с того времени оловянную английскую и китайскую фарфоровую посуду.
На втором этаже размещались Дубовый и Чинаровый кабинеты, в оформлении которых использовались лучшие породы дуба и чинары. Кроме того, здесь находились гостиная и столовая, библиотека и гардеробная, а также спальня, пол которой был сосновым, а стены украшали дубовые панели.
Сохранилась небольшая коллекция картин западноевропейских художников XVII–XVIII веков и мебель, а также небольшая библиотека.
Дворец Марли использовался для проживания знатных господ, но с середины XVIII века он стал памятной реликвией, где хранилась одежда и личные вещи Петра.
Одновременно со строительством дворца был разбит Марлинский сад, который расположился рядом и где Петр Первый планировал выращивать фрукты для своего стола.
Сад разделен Большим прудом на сад Венеры, расположенный к северу и сад Бахуса, в южной части. В саду Венеры выращивали фрукты, а в саду Бахуса был посажен виноград, но попытки получить урожай были неудачными.

Колонистский парк в Петергофе
Колонистский парк находится за Собором Петра и Павла, напротив Верхнего парка Петергофа - с другой стороны от Санкт-Петербургского проспекта.
Царицын и Ольгин павильоны расположены на островах Ольгина пруда в Колонистском парке Петергофа. 

Город Петергоф

 

Это удивительно красивое и романтичное место, служившее местом отдыха семьи Николая I, посетить которое можно только в летний сезон.
Парк является частью музейного комплекса Петергофа.
Режим работы
В 2014 году проходит реставрация комплекса, которая продлится до 2015 года.
Из истории
Ольгин пруд был вырыт по приказу императора Николая I на месте Охотничьего болота в 1840-е годы. Вода из пруда использовалась для водоснабжения Петергофа и служила запасным резервуаром для фонтанов. Из вырытой земли были созданы два острова, на которых по проекту архитектора Андрея Штакеншнейдера были возведены следующие сооружения:
Царицын павильон построен в 1842 – 1844 годах для супруги Николая I, императрицы Анны Федоровны в знак ее утешения после смерти 18-летней дочери Александры
Ольгин павильон, возведенный в 1846 – 1848 годах, был подарен на свадьбу дочери Ольге Николаевне.
Берега пруда были засажены сиренью и другим кустарником, вокруг строений установили мраморную скульптуру и разбили цветники.
Для сообщения с Царицыным островом использовалась паромная переправа, а с острова на остров переправлялись на лодках. Для причаливания использовались мраморные лестницы.
На одинаковом расстоянии от островов на пьедестале, расположенном под водой, была сооружена мраморная скульптура Купающаяся Нимфа.
Во время экскурсии в Колонистский парк, Царицын и Ольгин павильоны Вы узнаете о жизни семьи Николая I и насладитесь красотой и очарованием этой живописной местности.

 

Ольгин павильон в Петергофе
Ольгин павильон расположен на Ольгином острове посередине Ольгиного пруда в Колонистском парке Петергофа. Это живописное место находится южнее Верхнего парка, по другую сторону от Санкт-Петербургского шоссе. Ольгин павильон – это свадебный подарок императора Николая I и его супруги Анны Федоровны их дочери Ольге.
Описание
Ольгин павильон построен на цоколе, выступающем над поверхностью пруда. По форме строение имеет вид трехэтажной башни желтого цвета с плоской крышей. Его облик напоминает постройку в неаполитанском стиле.
Здание украшено барельефами и бюстами, балконами и водостоками в форме драконов. Лестница-пристань, балконы над гладью пруда и смотровая площадка связывают каждую комнату с природой – парком и прудом, так, что каждая комната открыта свету и воздуху.
Строгий вид здания оживляют бюсты и барельефы, а также лестница-пристань, украшенная беломраморными вазами.

 

На каждом этаже расположена одна комната, - это столовая, комнаты княгини Ольги Николаевны и императора Николая I. Все помещения оформлены очень скромно:
При входе посетители попадают в небольшую прихожую, которая ведет в столовую. Поверхность стен украшена небольшими лепными выступами и росписью, а нижняя их часть расписана под мрамор. Эти рисунки, а также роспись на потолке выполнены баденским живописцем И. Дроллингером. В середине комнаты – сервированный стол с посудой Ольги Николаевны. Здесь же можно увидеть камин из белого и желтого мрамора и бронзовые позолоченные часы, а также портрет княгини, созданный художником Пименом Николаевичем Орловым.
На втором этаже расположен кабинет Ольги Николаевны, из него хозяйка могла выйти на балкон, на маленькую террасу или по внешней лестнице, украшенной мраморной вазой, спуститься в сад. Кабинет обставлен мебелью, выполненной русскими мастерами XIX века. На постаменте между окон - бронзовая статуэтка княгини работы французского скульптора А.Троду, а на столе - пресс для бумаги в виде герба Сицилии. Также Вы увидите акварель, на которой изображен муж княгини принц Карл Вюртембергский, ставший в 1864 году Вюртембергским королем Карлом I.
На третьем этаже находится кабинет Николая I. На письменном столе - книги по военному делу.  Стены украшены акварелями с видами Италии, на одной из которых изображен вулкан Везувий. На небольшом столике – самовар и стакан в серебряном подстаканнике
Со смотровой площадки открывается прекрасный вид на Ольгин пруд, Колонистский и Луговой парки.

Город Петергоф

Царицын павильон в Колонистском парке в Петергофе
Царицын павильон расположен посреди Ольгиного пруда на Царицыном острове в Петергофе. Постройка расположена в окружении цветущего сада, украшенного мраморными скульптурами и фонтанами. Царицын павильон был создан по образцу одной из вилл Неаполя и подарен императрице Александре Федоровне, супруге Николая I, в знак утешения после смерти одной из ее дочерей.
Описание
Царицын павильон часто называли оазисом вкуса и роскоши. Здание представляет собой одноэтажную постройку с примыкающей к ней трехэтажной смотровой башней и напоминает собой древнеримский дом, найденный под пеплом при раскопках в Помпеи рядом с Неаполем.
Вход, расположенный с южной стороны, украшен двумя колоннами и античными канделябрами.
Главным украшением Царицына павильона являются мраморные скульптуры, большая часть которых установлена в живописном саду вокруг дома. Сохранившиеся статуи – это копии работ древнегреческих скульпторов, а также произведения искусства, созданные русскими, итальянскими и немецкими мастерами.

Сам павильон состоит из следующих помещений:
На первом этаже - атриум и экседра, гостиная и столовая, кабинет императрицы и буфетная
На втором этаже башни - кабинет императора
На третьем этаже – смотровая площадка.
Также павильон имеет внутренний садик и террасу. Войдя в здание с главного входа, Вы посетите следующие залы:
Центральное место в павильоне занимает атриум, то есть внутренний световой двор, выполненный по образцу древнеримского жилища. Эта часть итальянского дома была закрыта со всех сторон, а свет приникал через проем, сделанный в потолке. В середине атриума находился бассейн, в который стекала дождевая вода. В атриуме Царицына павильона бассейн имеет квадратную форму, в центре его установлен фонтан-ваза, а по углам – четыре серые мраморные колонны, поддерживающие кровлю. В прохладную погоду проем закрывался стеклянным куполом
Справа от внутреннего дворика располагался зал для отдыха, собраний и бесед - в Помпеи такое помещение называлось экседрой. В трех нишах этой комнаты установлены полукруглые синие диваны, а на постаменте – скульптура Психеи из белого каррарского мрамора, выполненная итальянским мастером Чинчинато Баруцци. Если в древнеримских домах в качестве стен и крыши экседры использовалась зелень, то из-за питерского климата зал ограждают стены с росписями неяркими красками, рисунки которых повторяют те, что были в Помпеи
Слева от атриума расположена самая большая комната - гостиная, на стенах которой можно увидеть темно-красные вертикальные филенки с изображением темных медальонов и грифонов - животных с телом льва и головой орла, являющихся символами власти. Пол украшает мозаика, а в центре зала установлены две мраморные колонны голубого цвета, разделяющие гостиную на две части
Из гостиной можно попасть в столовую, синие стены которой украшены восточным орнаментом. Пол покрыт подлинной помпейской мозаикой I века нашей эры, а обрамление его отделано полосами из мрамора и порфира
Кабинет императрицы Александры Федоровны имеет вытянутую форму, в полукруглой нише установлен диван, обитый сукном малинового цвета. Свод поддерживают две колонны, привезенные из Византии и покрытые мозаикой. В отличие от других залов пол кабинета покрыт наборным паркетом с растительным орнаментом
Из кабинета императрицы можно пройти во внутренний садик, а из него по внешней лестнице подняться в кабинет императора
Из кабинета Николая I винтовая лестница приведет гостей наверх – на смотровую площадку, откуда открывается прекрасный вид на сад и пруд.
Внутри помещений можно увидеть древнеантичные произведения искусства, среди которых сервизы и бюсты, а также необычный стол со столешницей, выполненной из кусочков старинных стеклянных сосудов.

 

Парк Александрия в Петергофе
Парк Александрия – это дворцово-парковый ансамбль, расположенный восточнее Нижнего парка Петергофа, а своей северной частью выходящий на берег Финского залива. С 1830 по 1917 годы парк Александрия был резиденцией четырех поколений династии Романовых.
Свое название ансамбль получил в честь первой его владелицы – императрицы Александры Федоровны, супруги Николая I. Парк Александрия входит в музейный комплекс Петергофа.
Земли, расположенные восточнее Нижнего парка, в начале XVIII века принадлежали Алексею Меншикову, который начал здесь строить дворец Монкураж, что в переводе с французского означает «Моя отвага». В 1727 году фаворит Петра Первого попал в опалу, его дворец так и не был достроен и вскоре земли Меншикова были переданы князьям Долгоруким.
Впрочем, Долгорукие совсем не заботились о земле и в 1733 году владелицей этой территории стала Анна Иоановна, решившая устроить здесь Охотничий парк, куда завезли оленей, буйволов и кабанов, зайцев и даже тигров.
В верхней части парка был построен загон для зверей, а рядом с Финским заливом - деревянный павильон Темпель, из которого императрица стреляла по животным, выпускаемым из загона.
В 70-х годах XVIII века в качестве летней резиденции царская семья все чаще выбирала Царское село и постепенно Охотничий парк приходит в упадок. Дворец Монкураж превратился в руины, а павильон Темпель был разобран.
С приходом к власти Николая I эти земли становятся собственностью его супруги Александры Федоровны, которая решила создать здесь садово-парковый ансамбль.
В 1826 году в верхней части парка по проекту архитектора Адама Менеласа, приехавшего из Шотландии еще при Екатерине II, началось строительство дворца.

 

                    (императрица Екатерина на прогулке в Петергофе)                                                          

Город Петергоф

В 1829 году, когда основные работы были завершены, Николай I приказал назвать парк Александрией в честь своей супруги.
В это же время, по просьбе императора, был утвержден герб парка в виде варяжского щита на голубом фоне, на котором изображен золотой меч, пропущенный сквозь венок из роз и выполнена надпись золотыми буквами: «За веру, царя и Отечество».
Созданием романтичного пейзажного парка в течение 20 лет занимался садовый мастер Петр Эрлер.
Парк Александрия состоит из верхней террасы, где расположены все основные постройки – Коттедж, Фермерский дворец и Капелла, а также прибрежной части, где разместилась Нижняя дача Николая II.

Нижняя дача
В нижней части парка Александрия, в северо-восточном ее углу, на берегу моря находится четырёхэтажный дворец Николая II - Нижняя дача.
Строение было создано в середине 80-х годов XIX века архитектором Антонием Томишко, а через 10 лет он же построил для детей пристрой к павильону.
В Нижнем дворце родился единственный сын Николая II Алексей. Здесь же император подписал манифест о вступлении России в Первую мировую войну.
После революции в здании был создан музей, но вскоре его закрыли, отдав строение под пансионат НКВД.
Постройки в парке Александрия выполнены в готическом, а не в парадном стиле, что придает очарование ансамблю и подчеркивает их частный характер.
Парк Александрия был любимой дачей Романовых, где можно радоваться солнцу и цветам, рощам и просторам лугов, солнцу и бездонному небу. Это образец парка пейзажного стиля, являющийся выдающимся памятником русской ландшафтной архитектуры XIX века.

 

Готическая капелла в парке Александрия в Петергофе
В 1831 – 1833 годах по проекту Карла Шинкеля для царской семьи была возведена домашняя церковь, освещенная во имя св. Александра Невского.
Несмотря на то, что капелла оформлена в готическом стиле, это была православная церковь. Восемь ее башен со шпилями увенчаны православными крестами. Во время пребывания в имении царской семьи здесь проходили службы, а в честь благоприятных событий заказывался молебен.
Фасады Готической капеллы украсили бронзовые скульптуры святых, а иконы написал живописец Тимофей Нефф.
После революции в здании капеллы разместился Музей истории Александрии. Во время Великой Отечественной войны здание храма сильно пострадало и было воссоздано только к концу XX века.

 

               Собор Петра и Павла в Петергофе                                                                 

Город Петергоф

Собор Петра и Павла – это православный храм, расположенный на берегу Ольгина пруда в Новом Петергофе. Полное его название – Православный храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Собор расположен недалеко от дворцово-паркового ансамбля Петергофа и является главным храмом города.
Адрес - 198510, Санкт-Петербург, Петергоф, Санкт-Петербургский проспект, дом № 32
Как добраться
Ехать на маршрутном такси, следующем в Петергоф, до остановки Торговая площадь, затем перейти на другую сторону и следовать по направлению к храму. Также до собора можно дойти пешком от Нижнего или Верхнего парка Петергофа - высокие купола будут ориентиром.
Из истории
К концу XIX века в Петергофе было несколько церквей, но вместе с тем, в городе отсутствовал храм, способный вместить большое число рядовых прихожан. Из 13-ти действующих, несколько церквей являлись дворцовыми или военными и поэтому были закрыты для простых горожан.
В 1892 году протопресвитер отец Иоанн (Янышев) обратился к императору Александру III с просьбой помочь построить новую церковь.
Александр III внимательно отнесся к просьбе отца Иоанна, определил место строительства – на берегу Ольгина пруда и назначил четырех архитекторов для разработки проекта.
Свои работы представили А. И. Семенов, Николай де Рошфор и Николай Султанов, а Леонтий Бенуа представил три проекта. Из шести работ Александр III выбрал самую достойную - проект Николая Султанова.
Храм был заложен в честь святых Петра и Павла, а его приделы: южный - в честь преподобной Ксении Римляныни, а северный – в честь благоверного князя Александра Невского. Торжественное мероприятие прошло 25 июля 1895 года, император Николай II на церемонии не присутствовал и весь ритуал выполнил отец Иоанн с дворянским духовенством.
Строительство велось под руководством архитектора и строителя Василия Косякова. На возведение стен ушло четыре года, затем еще три года выполнялись работы по отоплению и вентиляции, а также штукатурные работы. Два года живописцы из Палеха, а также мастера Н.М. Сафонов и В.И. Кулупаев выполняли роспись стен.
Одновременно обустраивался сквер, строились котельная и электростанция, а также церковно-приходская школа.
Освещение храма прошло 25 июля 1905 года в присутствии императорской семьи, а освещение пределов – 28 августа того же года. Всего на возведение церкви Министерство Императорского двора потратило 850 000 рублей в ценах 1905 года.
Около 30 лет собор Петра и Павла был главным храмом Петергофа.

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПРО ПЕТЕРГОФ
Петерго́ф (от нем. Peterhof, нидерл. Peterhof — «двор Петра», с 1944 по 1997 — Петродворец) — город в России, муниципальное образование в составе Петродворцового района города федерального значения Санкт-Петербурга. Расположен на южном берегу Финского залива. Крупный туристический, научный и учебный центр к западу от Санкт-Петербурга, в 29 км по железной дороге.
Железнодорожные станции Новый Петергоф, Старый Петергоф, Университет на Балтийской линии Октябрьской железной дороги. Пристань на Финском заливе. Население — 73,2 тысячи человек (по переписи 2010 года).
Петергоф основан в 1710 году, как императорская загородная резиденция, статус города — с 1762 года. В городе находится памятник мировой архитектуры и дворцово-паркового искусства XVIII—XIX веков музей-заповедник «Петергоф». Наукоград с 2005 года.

 

                                         Церковный корпус Большого Дворца                                         

Город Петергоф

История ПЕТЕРГОФА
До начала XVIII века на месте Петергофа на берегу Финского залива находились финские деревни Куусоя (фин. kuusoja — еловый ручей) и Похьяёки (фин. pohjajoki — северная речка), к югу от них, на Поповой горе (ныне Бабигонские высоты), — деревня Папингондо.
Впервые Петергоф (нем. Peterhof — Петров двор) упоминается в походном журнале Петра I в 1705 году как «путевой двор» и пристань для переезда на остров Котлин. Это была одна из многих мыз («попутных светлиц»), построенных по дороге из Санкт-Петербурга вдоль южного берега Финского залива. Вот какая запись появилась в Журнале Петра I от 13 сентября 1705 года:
«…наша шнау  „Мункер“ пошла в Петербурх, после полудня в 4 часа против Петергофа кинула якорь, к вечеру пришли в Петербурх.»
В 1710-е годы здесь начались активные ландшафтные и архитектурные работы по строительству усадьбы Петра I. В 1714 году были заложены Большой Петергофский дворец, Большой грот с каскадами, Монплезир и другие сооружения Нижнего парка. Постепенно поблизости от строительства резиденции возникают Малая слобода (к югу и юго-востоку от Верхнего парка) и Большая слобода (к западу, так называемый Старый Петергоф, вдоль современного Собственного проспекта). Туда же, на Купеческую пристань, прибывали суда из Кронштадта и Санкт-Петербурга. В 1721 году основана водяная пильная мельница, а при ней Гранильная фабрика (ныне Петродворцовый часовой завод).
Для снабжения фонтанов Петергофа построен специальный водовод общей длиной 40 км. На его трассе расположено 18 прудов-хранилищ, имеющих более 1,3 миллиона кубических метра воды и занимающих площадь почти 100 га. Водовод создан в 1720—1721 годах по проекту инженера-гидравлика Василия Туволкова. 9 августа 1721 года заработали водомёты. Работали по принципу сообщающихся сосудов. К 1723 году формирование дворцово-паркового ансамбля было в основном завершено. К этому времени сложились основные планировочные элементы Нижнего парка, построен Большой дворец и дворец Монплезир, сооружена водоводная система фонтанов.

 

Изначально поселение при Дворце застраивалось хаотично, а составлявшие большинство жителей поселения государственные крестьяне вообще жили в землянках. В 1730-х годах благодаря архитектору М. Г. Земцову Петергоф впервые получил чёткую планировку. Он перестроил ряд зданий, создав для петегофских государственных крестьян Мастеровой двор, а для придворных служащих — Кавалерский.
С 1747 года началась перестройка дворца, которая осуществлялась по проекту архитектора Б. Ф. Растрелли. Была увеличена центральная часть дворца и пристроены два боковых флигеля, соединенные галереями с Церковным и Гербовым корпусами.

 

С 1762 года Петергоф — город в ведении Дворцового ведомства.
В конце XVIII века по проектам архитектора Джакомо Кваренги и садового мастера Джемса Медерса был создан пейзажный Английский парк, в парке построен Английский дворец.
Вот как описывает Петергоф И. Г. Георги в 1794 году:
«§ 1148. Слобода Петергоф имеет каменную церковь, кроме оной однако же токмо деревянные, но столь хорошие строения, что оная на городок походит. Она содержит жилища некоторых придворных людей, конюшни, сараи и т. д. На высоком берегу расставлено с лишком тридцать пушек, для употребления в придворные праздники».
В конце XVIII века в городе числилось 57 обывательских домов, а в 1801 году вдоль Правленской улицы сложился ансамбль первых каменных зданий. Кроме служащих в ней стали селиться свободные люди, «обыватели». В 1824 году Александр I, велел перестроить «на казенный счет 58 наиболее уродливых зданий» по «образцовым проектам», разработанным В. П. Стасовым, В. Гестой, Л. Руской. В XIX — начале XX века в городе размещались лейб-гвардии Конно-гренадёрский, Уланский и Драгунский полки, а также Каспийский 148-й пехотный полк. С 1828 года в окрестностях Петергофа проходили летние лагерные учения воспитанников петербургских военно-учебных заведений.
В 1825 году земли к востоку от Нижнего парка император Николай I приобретает и дарит своей жене Александре Фёдоровне, и они получают название «Собственная её величества дача Александрия».

С 1826 года архитектором А. А. Менеласом разбивается здесь пейзажный парк, строится двухэтажный дворец Коттедж.                                                                      

Город Петергоф

 

В 1830—1831 годах в парке строится Фермерский дворец, а в 1835 году Готическая капелла (архитектор К. Шинкель)
В 1828—1830-х годах к югу от Санкт-Петербургского проспекта создавался комплекс казарм лейб-гвардии Уланского полка. В 1830-е ведущим архитектором Петергофа был А. Шарлемань, создавший в 1837—1840-х годах комплекс готических домов и городской ансамбль с пожарным депо перед Верхним парком.
В 1826 году зверинец был перенесён к югу от Английского парка. Рядом возникла Егерская слобода. По проекту архитектора И. Шарлеманя на территории слободы в 1840 году выстроен военный госпиталь, а в 1848 году здание Присутственных мест, в 1879 году появляется богадельня, построенная по проекту Н. Бенуа.
Одновременно к западу от Петергофа Николай I приобретает дачу Нарышкиных, она стала имением дочери императора Марии Николаевны и её мужа герцога Лейхтенбергского. Архитектор А. И. Штакеншнейдер в 1839—1842 годах строит здесь в стиле классицизма загородный Дворец Лейхтенбергских. Помимо дворца Штакеншнейдер возвёл Кухонный и Гофмейстерский корпуса, а в 1845—1846 годах покрытую мрамором Капеллу. Вокруг был разбит пейзажный парк Лейхтенбергского.
В 1832 по 1857 годы к югу от Верхнего парка у Ольгина пруда возникает Колонистский парк. Он был создан по проектам архитектора А. И. Штакеншнейдера, садового мастера П. Эрлера и инженера М.Пилсудского. В 1842—1844 годах на островах Ольгина пруда возникают Царицын павильон (в подарок супруге императора Николая I Александре Федоровне) и Ольгин павильон (для дочери Николая I Ольги Николаевны).
В 1836 году разрастающуюся Малую слободу переименовали в Санкт-Петербургский форштадт. В 1850 году ведущим архитектором стал Н. Бенуа, уже построивший Верхнесадский дом (1847) и Фрейлинские дома (1848). Среди его последующих построек можно назвать: Дворцовый госпиталь (1853), почта (1854), железнодорожный вокзал (1857), конюшни (1852).

13 (26) ноября 1848 года указом императора Николая I уездную управу перенесли из Ораниенбаума в Петергоф. Город становится центром Петергофского уезда Санкт-Петербургской губернии.
В 1853—1857 годах на средства известного предпринимателя А. Штиглица была построена Петергофская железная дорога протяжённостью 30 км — от Петербурга до Нового Петергофа. До этого, с 1830-х годов, по Петергофскому шоссе ездил сухопутный паровоз. В 1854—1857 годах велось строительство железнодорожной станции Петергоф. С 22 июля началось регулярное движение поездов. Состав прозвали «Кукушкой»; билеты продавали студенты, жившие на окрестных дачах; машинист и кондуктор были тоже нештатные[стиль!].

 

В конце XIX века в городе появились два гимназические здания. В 1905 году по проекту В. Султанова на берегу Ольгина пруда возвели собор святых Петра и Павла, а напротив него — небольшое здание церковно-приходской школы.
В годы Первой мировой войны в Петергофе дислоцировались первая, вторая и третья школы прапорщиков.
До 1917 года Петергоф был одной из главных летних императорских резиденций, которую населяли в основном дворцовые служители, офицеры и солдаты лейб-гвардейских полков.

 

Советский период
В 1918 году бывшие императорские дворцы Петергофа превращены в музеи. 18 мая 1918 года по залам Большого дворца прошла первая экскурсия рабочих. За первое лето работы музея его посетило более двух тысяч трудящихся[20]. Вскоре в многочисленных корпусах, где прежде жили придворные и дворцовая челядь, стали открывать дома отдыха, санатории, детские учреждения; в парках появились детские площадки, читальни, эстрады.
В 1936 году Петергоф переподчинён Ленсовету.
С 23 сентября 1941 года по 19 января 1944 года город оккупирован германскими войсками. 5 октября 1941 года в Петергофе был высажен Петергофский десант (морской). Линия фронта проходила на западной границе города по линии обороны Ораниенбаумского плацдарма. В результате военных действий город был почти полностью разрушен или сожжён. Наиболее сильно пострадал ансамбль Нижнего парка. Около 30 тысяч предметов живописи, декоративно-прикладного искусства и скульптуры из дворцовых коллекций было уничтожено или разграблено; фонтаны и водоводная система выведены из строя; 10 тысяч деревьев — более одной трети зелёного массива — вырублены.
В 1944 году Петергоф был переименован в Петродворец, так как немецкое название тяжело воспринималось на фоне разрушений, оставленных немецкой армией. В том же году началось восстановление города, его дворцово-паркового ансамбля и системы фонтанов. В работах принимали участие ленинградские архитекторы А. А. Оль, В. М. Савков, Е. В. Казанская, А. Э. Гессен, скульпторы В. Л. Симонов, И. В. Крестовский, Н. В. Дадыкин, И. И. Суворов, В. В. Элонен и другие, а также большой коллектив мастеров-реставраторов. 17 мая 1964 года, в день празднования 250-летия Петергофа, открылись двери первых воссозданных залов Большого дворца[20]. Масштаб разрушений был столь велик, что не все объекты удалось восстановить. Так, сильно пострадавшая в войну Нижняя дача была снесена в 1960-е из-за аварийности, ветшали Константиновский и Фермерский дворцы. В целом, облик довоенного города был сохранён, и началось новое строительство. На основных улицах появились небольшие двух- и трёхэтажные дома. Были реконструированы Привокзальная и Советская площади. Возродился завод точных технических камней (бывшая гранильная фабрика); с 1954 года завод, выпускавший ранее часовые камни, начинает производство наручных часов.
В 1960-х годах в Старом Петергофе началось строительство научно-учебный городок Ленинградского государственного университета. Первым был построен в 1971 году физический факультет университета. Затем был возведен главный корпус Научно-исследовательского института физики, куда в 1971—1975 годах переместились научно-исследовательские лаборатории и другие структурные подразделения факультета. Во второй половине 70-х годов в новый университетский комплекс переехали факультеты прикладной математики — процессов управления, математико-механический и химический. Новые корпуса получили институт математики и механики, астрономическая обсерватория и вычислительный центр, институт химии, институт вычислительной математики и процессов управления. Были также построены студенческие общежития, жилые дома для сотрудников университета. Сюда же переводится Военное электротехническое училище имени А. А. Попова, ныне Военно-морской институт радиоэлектроники им. А. С. Попова (ВМИРЭ).

В 1960—1970-е годы началось массовое жилищное строительство в городе. Выросли новые кварталы с пяти-десятиэтажными домами, школами, торговыми центрами. Возле Английского парка, на бывшем Кадетском плацу, создан новый жилой массив с высотными зданиями.
26 ноября 1973 года Указом Президиума Верховного Совета СССР город Петродворец был награждён орденом «Знак Почета» за большой вклад трудящихся в восстановление и развитие дворцов, музеев и парков и в связи с 250-летием.

 

Современный период
С 1990 года дворцы и парки Петродворца входят в состав художественно-архитектурного дворцово-паркового музея-заповедника «Петергоф» и в том же году были включены в состав объекта охраны мирового наследия ЮНЕСКО под названием «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников». В 1997 году ГМЗ «Петергоф» был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.
Богатейший научный и культурный потенциал Петергофа позволил ему получить статус первого на Северо-западе России наукограда. 23 июля 2005 года было принято соответствующее постановление Правительства РФ № 449.

 

В 2005 году после реставрации открыты для посетителей Царицын и Ольгин павильоны в Колонистском парке. В 2004 году открыты новые музеи — Музей велосипедов и Музей императорских яхт, а в 2007 году — Музей игральных карт.

Петергоф (музей-заповедник)
Памятник мировой архитектуры и дворцово-паркового искусства. Включает в себя дворцово-парковый ансамбль XVIII—XIX веков — бывшую загородную царскую резиденцию, превращённую в музей после национализации 19 мая 1918 года. Современный статус музей-заповедник получил в 1990 году.

 

В состав музея-заповедника входят:
Дворцово-парковый ансамбль «Петергоф»
Панорама Нижнего парка от Большого Петергофского дворца                           

Город Петергоф

Большой Петергофский дворец
Дворец — основное здание Петергофского дворцово-паркового ансамбля. Первоначально довольно скромный царский дворец, сооруженный в стиле «петровского барокко» в 1714—1725 годах по проекту Ж-Б. Леблона, а затем Н. Микетти, был перестроен при императрице Елизавете Петровне в 1747—1752 годах по модели Версаля (архитектор Ф.-Б. Растрелли), — в так называемом стиле зрелого барокко. 30 залов, в том числе богато украшенные парадные залы, отштукатуренные под мрамор, с расписанными потолками, инкрустированным паркетом и позолоченными стенами.

 

Верхний сад
Регулярный сад (15 га) к югу от Большого дворца разбит в 1714—1724 году по плану архитектора Б. Растрелли. 5 прудов, фонтаны (5 фонтанов и каскад: фонтаны Квадратных прудов, фонтаны «Межеумный», «Дубовый» и фонтан «Нептун» с каскадом Аполлона), статуи и трельяжные беседки.                                        

Город Петергоф

 

Нижний парк
Регулярный парк (102 га) на берегу Финского залива закладывался по образцу загородной резиденции французского короля Людовика XIV в Версале в модном тогда французском стиле. Наброски Петра I служили архитектору И. Браунштейну материалом для составления Генерального плана резиденции. Морской канал от Большого дворца к заливу рассекает парк на две почти равные части. В парке расположены несколько художественно законченных архитектурно-парковых ансамблей: Большой дворец с каскадом, каналом и цветниками, Большая оранжерея с плодовым садом и парниками, дворец Монплезир с садом и теплицами «для поваренных трав», дворец Марли с огородами, садами и рыбными прудами. Однако всемирную известность Нижнему парку Петергофа принесли его уникальные и многочисленные фонтаны (более 150 фонтанов и 4 каскада): Большой каскад с фонтаном «Самсон» перед ним, парные фонтаны «Чаши», фонтаны «Мраморные скамьи» и «Воронихинские колоннады», Морской канал с Аллеей фонтанов, каскад «Шахматная гора», фонтан «Оранжерейный», Римские фонтаны, фонтан «Адам», фонтан «Сноп» и фонтаны «Колокола», фонтан «Солнце», фонтан «Пирамида», фонтаны-шутихи, каскады «Львиный» и «Золотая гора», фонтан «Фаворитный», фонтан «Ева», фонтан «Китовый», «Менажерные» фонтаны, фонтаны «Клоши».

Александрия (дворцово-парковый ансамбль)
Дворец Коттедж в парке Александрия
Парк Александрия
Приморский пейзажный парк (площадь 115 га) на берегу Финского залива к востоку от Нижнего парка. Разбит в 1826—1832 году как летняя загородная резиденция семьи императора Николая I архитекторами А. А. Менеласом, А. И. Штакеншнейдером и садовым мастером П. И. Эрлером.
Дворец Коттедж (1826—1829, архитектор А. Менелас) — небольшое двухэтажное здание с мансардой в готическом стиле. В 1842—1843 годах по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера к Коттеджу пристраивается столовая с мраморной террасой.
Фермерский дворец (1828—1831, архитектор А. Менелас) — павильон при молочной ферме для великого князя Александра Николаевича. В результате перестройки архитектором А. И. Штакеншнейдером превратился в загородный дворец в стиле неоготики и стал играть роль летнего загородного дворца семьи Александра II.
Готическая капелла (1830—1834, архитектор А. Менелас) — это церковь святого Александра Невского, построенная в готическом стиле.
Нижняя дача Николая II (конец XIX в., архитектор А. Томишко)

 

Колонистский парк
Ольгин павильон
в Колонистском парке
Парк на юге города с Ольгиным прудом и павильонами в стиле итальянского Возрождения на искусственных островах, разбит в 1838—1847 годах по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера и садового мастера П. И. Эрлера.

 

Царицын павильон (1839—1850, архитектор А. И. Штакеншнейдер) — построен по типу древнеримских вилл, открытых при раскопках Помпеи, в подарок супруге императора Николая I Александре Федоровне.
Ольгин павильон (1846—1848, архитектор А. И. Штакеншнейдер) — строгое трехэтажное здание на на мощном цоколе в стиле южноитальянских вилл, построен для дочери Николая I Ольги Николаевны.
Александровский парк
Пейзажный парк (144 га) с прудами и островами к югу от парка Александрия на востоке города. Разбит в 1832—1836 годах по проекту архитекторов А. А. Менеласа, И. И. Шарлеманя, садового мастера П. И. Эрлера. До наших дней сохранились только здания двух караулок, построенных в XVIII веке.

 

Английский дворец. Литография К. К. Шульца. Середина XIX века
Английский парк
Первый пейзажный парк Петергофа с прудом плотинами и мостами в западной части города. Разбит в 1779—1790 годах по проекту архитектора Дж. Кваренги и садового мастера Джеймса Медерса по образцу английский усадеб. Кваренги построил в парке Английский дворец и Берёзовый сруб, уничтоженные во время Великой отечественной войны. Из всех построек сохранились лишь оранжереи и руинный мостик.

 

Английский дворец (1781—1796, архитектор Дж. Кваренги) — в стиле строгого классицизма. Дворец разрушен в Великую Отечественную войну. До настоящего времени сохранились руины цокольного этажа, где установлен памятный знак. Одна из капителей главного портика находится в Музее истории Петербурга в Петропавловской крепости.
Луговой парк
Парк (85 га) без границ с системой шлюзов, каналов и прудов вдоль линии Самсониевского водовода на юге города в направлении Бабигона (деревня Низино). Разбит в 1825—1857 годах по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера, садового мастера П. И. Эрлера и инженера М. И. Пилсудского. От большинства построек, в том числе павильона Озерки, остались только руины. Почти 18 га территории Лугового парка заняты девятью прудами — Большим запасным (Никольским), Самсоновским (Малым запасным), Орлиным, Руинным, Круглым, Мельничным, Саперным, Бабигонским, Церковным. Вода этих прудов по Петергофскому каналу подается для питания фонтанов и каскадов Верхнего сада и Нижнего парка Петергофа.) Парк и его сооружения, сильно пострадавшие в 1941—1944 годах, постепенно восстанавливаются. Планируется восстановление Никольского сельского домика у Большого Западного пруда, павильона Озерки у начала Самсониевского водовода, Царской мельницы вблизи шлюза на Самсоновском пруду, «Руины» на одном из островков Руинного пруда.

 

Бельведер (1852—1856, архитектор А. И. Штакеншнейдер) дворцовый павильон, находится в самой южной части парка, на Бабигонском холме. Предназначался для пикников императорской фамилии. После Октябрьской революции дворцовый павильон стал домом отдыха трудящихся. Во время Великой Отечественной войны дворцовый павильон серьёзно пострадал, скульптурные группы безвозвратно исчезли. После реставрации в 1953—1956 годы во дворце снова открылся дом отдыха. В настоящее время во дворце ведутся серьёзные реставрационные работы.
Особенности Бельведера: с верхней галереи можно увидеть Финский залив, Кронштадт, Санкт-Петербург; в XIX веке действовала специальная подъемная машина — прототип современного лифта; парадный вход был украшен скульптурами в точности повторяющие те, что стоят сегодня на Аничковом мосту.
Парк Ольденбургского (1838—1839, архитектор В. П. Стасов, Знаменская улица, 29) — бывшая дача принца П. Г. Ольденбургского. Все эти постройки были разрушены, в основном во время войны.
Дворцово-парковый ансамбль «Собственная дача» (1844—1850, архитектор А. И. Штакеншнейдер) — сочетание регулярного и пейзажного парка, дворец в стиле необарокко, Свято-Троицкая церковь в стиле барокко с одним многогранным куполом.
Дворцово-парковый ансамбль «Сергиевка» — бывшее имение дочери императора Николая I Марии Николаевны и её мужа герцога Лейхтенбергского. Архитектор А. И. Штакеншнейдер в 1839—1842 годах строит здесь в стиле классицизма загородный дворец Лейхтенбергских. Помимо дворца Штакеншнейдер возвёл Кухонный и Гофмейстерский корпуса, а в 1845—1846 годах покрытую мрамором Капеллу (не сохранилась). Вокруг был разбит пейзажный парк.

                                            Команда Кочующие на берегу Финского залива                                             

Город Петергоф

 

Архитектура города
Дача Струкова (1827—1828, архитектор В. Ф. Федосеев, Санкт-Петербургский проспект, 11) — дом поручика Струкова, служившего в лейб-гвардии Уланском полку. Компактное здание, увенчанное круглой башней, стало впоследствии районным Дворцом бракосочетания.
Здание почты (1850—1854, архитекторы Н. Л. Бенуа, А. К. Кавос, Санкт-Петербургский проспект) — здание в готическом стиле. Центральный фасад прорезан на три оси, а два боковых флигеля решены в виде зубчатых башен, пронзающих небесный свод на фоне густой зелени. По обе стороны Почты, простирается зубчатая ограда и двое ворот с кованной решеткой, аналогичной створкам Конюшен, а во дворе располагаются два служебных корпуса и каретный сарай.
Дворцовые конюшни (1848—1855, архитектор Н. Л. Бенуа, улица Аврова, 2) — комплекс в готическом стиле Императорских конюшен, занимающий целый квартал. Боковые фасады венчает анфилада двух главных ворот. С советского времени используется, как санаторий «Петродворец».

Собор Петра и Павла
на берегу Ольгина пруда
Усадьба Гейрота (1853, архитектор А. И. Штакеншнейдер, Никольская улица, 11) — комплекс усадьбы (деревянная дача и каменный особняк с кариатидами и львами) первого историка Петергофа А. Ф. Гейрота, возведенный на берегу Ольгиного пруда.
Фрейлинские дома (1853—1858, архитектор Н. Л. Бенуа, Дворцовая площадь) — два дома в стиле необарокко для летнего пребывания фрейлин. В одном из них находится «музей семьи Н. Бенуа».
Здание железнодорожного вокзала (станция Новый Петергоф) (1854—1857, архитектор Н. Л. Бенуа) — под него заходят два пути, против которых с внутренней стороны устроили платформы. Решенное в готическом стиле, и увенчанное четырёхъярусной башней, напоминающей кремовый фонтан.
Дворцовый госпиталь (1857—1860, архитектор Н. Л. Бенуа) —
Дом Хрущёвых (1870—1880-е, Правленская улица, 16-18) — деревянный дом, декорированный пропильной резьбой, в котором жил еписком Николай (Ярушевич).
Мужская гимназия (1879, архитектор Э. Л. Ган, Санкт-Петербургский проспект, 43) — двухэтажное здание бывшей Петергофской прогимназии Императора Александра II. Перестроена в 1903 году архитектором А. Н. Иоссом.
Собор Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла (1895—1904, проект Н. В. Султанова, постройка В. А. Косякова, Санкт-Петербургский проспект, 32/4) — действующий православный храм в псевдорусском стиле на берегу Ольгина пруда. Высота собора 60 метров, храм имеет пять шатровых глав.
Церковь преподобного Серафима Саровского (1904, архитектор Н. Н. Никонов, Ораниенбаумское шоссе, 11) — пятикупольное здание с высокой колокольней, исполненное в «русском стиле», бывшее подворье Серафимо-Дивеевского монастыря.

Планировка
Граница Петергофа проходит от пересечения улицы Крылова с урезом воды Финского залива, далее по оси границы с посёлком Стрельна на юг до пересечения с границей Ломоносовского района Ленинградской области, далее на запад по границе Санкт-Петербурга с Ломоносовским районом Ленинградской области до пересечения с границей города Ломоносова, далее вдоль границы с городом Ломоносовым до пересечения с урезом воды Финского залива и далее на восток по урезу воды Финского залива до пересечения с осью улицы Крылова..
Город Петергоф состоит из четырёх исторически сложившихся частей, возникших изначально, как слободы при резиденции: Старый Петергоф, Средний Петергоф, Новый Петергоф и Егерская слобода.

Известные люди Петергофа
Алексей Николаевич (1904—1918) — Его Императорское Высочество Государь Наследник Цесаревич и Великий Князь, пятый ребёнок и единственный сын Николая II. Родился в Петергофе.
Анастасия Николаевна (1901—1918) — Великая Княжна (Ее Императорское Высочество), четвёртая дочь Императора Николая II. Родилась в Петергофе.
Бенуа, Леонтий Николаевич (1856—1928) — российский архитектор, заслуженный деятель искусств Республики. Родился в Петергофе.
Гейрот, Александр Фёдорович (1817—1882) — русский генерал, участник Кавказской войны, один из крупнейших издателей России. Жил в Петергофе. С 1848 года старший советник управляющего Петергофом.
Глебова, Татьяна Николаевна (1900—1985) — художница, ученица П. Н. Филонова. Жила в Петергофе с 1966 по 1985 гг. Похоронена в Петергофе.
Кавос, Альберт Катеринович (1800—1863) — итальянский и российский архитектор, строитель театров, академик архитектуры. Умер в Петергофе.
Мария Николаевна (1899—1918) — Великая Княжна (Ее Императорское Высочество), третья дочь Императора Николая II. Родилась в Петергофе.
Михаил Николаевич (1832—1909) — великий князь, Его Императорское Высочество, русский генерал-фельдмаршал, четвёртый сын императора Николая I. Родился в Петергофе.
Ольга Александровна (1882—1960) — последняя великая княгиня (Её Императорское Высочество) Российской империи во время правления её старшего родного брата, царя Николая II. Родилась в Петергофе.
Рубинштейн, Антон Григорьевич (1829—1894) — русский композитор, пианист, дирижёр, основатель первой русской консерватории. Умер в Петергофе.
Соколов, Егор Тимофеевич (1750—1824) — архитектор, строитель, представитель классицизма. Родился в Петергофе.
Татьяна Николаевна (1897—1918) — Великая Княжна (Ее Императорское Высочество), вторая дочь Императора Николая II. Родилась в Петергофе.
Саломе, Луиза Густавовна (1861—1937)- писательница, психоаналитик, друг З. Фрейда. Родилась в Петергофе.
Стерлигов, Владимир Васильевич (1904—1973) — художник, ученик К. С. Малевича. Основал в 1963—1965 гг. «старопетергофскую школу» живописи. Похоронен в Петергофе.
Сухаревская, Лидия Петровна (1909—1991) — актриса театра и кино, народная артистка СССР (1990)

КАК ДОБРАТЬСЯ В ПЕТЕРГОФ
Как добраться до Петергофа
 1. Электрички отправляются с Балтийского вокзала (метро «Балтийская»). Электрички идут с интервалом около часа. Время в Пути – около 30 минут. Ехать до станции «Новый Петергоф». Надо отметить, что сам вокзал Петергофа является памятником архитектуры. От вокзала идти около 20 минут по "народной" тропе по парку. Стоимость билета 50 рублей.

 

2. Маршрутки. В отличие от электричек маршрутки останавливаются непосредственно около Верхнего парка. Из Питера до Петергофа ходит несколько маршруток: от метро "Автово", от Балтийского вокзала (метро "Балтийская") и от метро "Ленинский проспект". Настоятельно рекомендую ехать от Автово, ибо Балтийский вокзал расположен намного ближе к центру и Вы можете застрять в пробках.
Стоянка автобусов и маршруток находится на противоположной стороне от метро "Автово", куда можно добраться через подземный переход. Начиная с весны 2011 года маршрутка 424 отправляется с той же стороны, где выход из метро Автово (при выходе из метро поверните направо и через 20-30 метро увидите стоянку автобусов).  Все маршрутки, идущие в Петергоф обозначены огромной надписью «Фонтаны», вылезать нужно на одноименной остановке, которую можно легко определить по возгласу водителя: «кито да фантанов, выхатите». Стоимость проезда на автобусе №200 до Петергофа составляет 50 рублей. Стоимость проезда на маршрутках - 70 рублей (2014 год), время в пути – 30 минут. От метро "Автово" маршрутки отходят каждые 5-10 минут.
 
Номера маршруток до Петергофа:
от метро "Автово": 424, 224, 424а;
от Балтийского вокзала (метро "Балтийская"): 404, 054;
от метро "Ленинский проспект": 103.

 

3. Метеор. Кроме того, до Петергофа можно добраться на метеорах (это такие суда на подводных крыльях). Кто никогда не плавала на таких судах – можете прокатиться, а кто уже плавал – не рекомендую данный вид транспорта, ибо дорого (взрослый - 700 руб. в одну сторону, школьники, студенты, пенсионеры - 400 руб.), и очень шумно. Преимущества – время, поскольку от причала у Эрмитажа до Нижнего парка Петродворца Вы сможете добраться всего за 30 минут и собственно возможность испытать на себе довольно необычный вид транспорта. Если Вы хотите посмотреть на Петербург из окна Метеора, рекомендую занимать места около окна, ибо кресла расположены по 4 с каждой стороны от прохода, либо выходить на небольшую часть палубы, которая открыта и где очень шумно (в основном предназначена для курильщиков).

 

_____________________________________________________________________________________________

 

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Гейрот А.Ф Описание Петергофа 1701—1868. — СПб., 1868.
http://www.mo-petergof.spb.ru
Гусаров А.Ю. Памятники воинской славы Петербурга. — СПб, 2010. — ISBN 978-5-93437-363-5
Гусаров А.Ю. Петербург — столица фонтанов: Путеводитель по фонтанам Санкт-Петербурга. — СПб, 2008. — ISBN 978-5-901751-87-9
http://www.spb-guide.ru/foto_112124.htm
Горбатенко С. Б. Петергофская дорога: Историко-архитектурный путеводитель. — СПб, 2002.
Фёдорова Н. Н. Парки Петродворца / Художник Ю. П. Мезерницкий; Фото З. П. Гуриненко. — Изд. 2-е, испр. и доп. — Л.: Лениздат, 1966. — 216 с. — 300 000 экз. (обл.)
 Краткий топонимический словарь. — Москва: Мысль, 1966. — 32 000 экз.
Даринский А. В. География Ленинграда. — Л.: Лениздат, 1982. — С. 12-18.
Горбатенко С. Б. Петергофская дорога. СПБ., 2001
Ленинград. Путеводитель. Л., Лениздат, 1977
Георги И. Г. Описание российско-императорского столичного города САНКТ-ПЕТЕРБУРГ и достопримечательностей в окрестностях оного, с планом. — СПб.: Лига, 1996.

Комментарии

тоже Чудо России!!!

на входе в Петергофский дворцовый комплекс с утра играет настоящий духовой оркестр!

мы стояли рядом и слушали что-то из классики, и вот слышим, что музыканты примолкли и стали шептаться между собой: "Смотри, китайцы идут, играем их гимн!"

Раз! и оркестр стал играть гимн Поднебесной!

Все китайцы прямо растаяли от такого уважения к их делегации!

И коробка перед оркестром быстро наполнилась разными монетами и купюрами...

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.