Чаллынское городище (Древние Чаллы)

Команда Кочующие - Чаллынское городище (Древние Чаллы)

 

Историко-культурная заповедная территория "Чаллы"  находится в Рыбно-Слободском районе РТ.

Расположена к юго-востоку от села Тябердино-Челны, на высоком берегу реки Шумбут

Историко-культурная заповедная территория «Чаллы» создана на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 20.09.2000 г. № 647 «Об объявлении культурного слоя Чаллынского (Тябердинского) городища XII-XVI вв., памятника археологии федерального (общероссийского) значения, и прилегающих к нему объектов в Рыбно-Слободском районе историко-культурной заповедной территорией «Чаллы», в целях сохранения остатков одного из городов Волжско-Камской Болгарии и Казанского ханства с прилегающими объектами, активизации культурно-просветительной деятельности и повышения культурного образования населения, совершенствования контроля за использованием земель, а также регулирования градостроительной, хозяйственной и иной деятельности.

 

                                     МАКЕТ  ЧАЛЛЫНСКОГО  ГОРОДИЩА                 

 

Историко-культурная заповедная территория «Чаллы» включает в себя:

Чаллынское (Тябердинское) городище XII-XVI вв. - остатки культурного слоя остатков одного из городов Волжско-Камской Болгарии и Казанского ханства.

 

 

Первые сведения о челматах - древнем населении Чаллынского городища и его округи - имеются в Ипатьевской летописи. Никоновская литопись и Царственная книга содержат бесценные сообщения, рассказывающие о роли Чаллынского городка в событиях последних лет существования Казанского ханства. Согласно их сведениям, после взятия Казани войсками Ивана Грозного в 1552 г., чаллынский князь пытался восстановить былую мощь ханства.

В 1556 г. на ханский трон был посажен Али Акрам - брат Сююмбеки. Но в том же году военный отряд боярина Морозова захватил город и подверг его полному разорению. Местное население сохранило о нем легенды и предания, часть которых была собрана и опубликована еще в прошлом веке.

 

 

С двух напольных сторон сохранилась сложная система искусственных земляных сооружений из четырех линий дугообразных валов и рвов. В них имеется лишь один проезд с северо-западной стороны. В настоящее время первый и третий валы сохранились частично, четвертый едва заметен и только второй сохранился почти целиком. Обширные пригородные селища - посады (I и II селища).

Утверждены границы историко-культурной заповедной территории «Чаллы» и два режима ее содержания и использования: резервационный (запрещается хозяйственное использование) и ограниченное использование. В перспективе планируется создание на базе историко-культурной заповедной территории «Чаллы» Государственного историко-археологического заповедника.

 

                              ПАМЯТНИК В ГОРОДИЩЕ             

 

В феврале 1556 г. Мамич-Бердей сумел привлечь на свою сторону все Левобережье. В летописях указано: «Арские люди и побережные государю изменили и стрелцов побили, которые у них были на береженье в посылке с Мамич-Бердеем». Опорным пунктом и временной столицей казанцев стал Чалымский городок на Побережной стороне. По археологическим данным, этот городок, расположенный на берегу реки Шумбут, правом притоке Камы, «имеет солидные укрепления из трех рядов валов и рвов с общей шириной обороны в 80 м. Рядом с городищем расположены два больших селища. Весь этот комплекс площадью 581 000 кв.м. составляет остатки большого города, состоявшего из посадов-пригородов и цитадели».

 

 

После разгрома Мамич-Бердея царские войска перехватили инициативу.

В первую очередь, они стали действовать на Арской и Побережной сторонах, поскольку только таким образом можно было разблокировать и обезопасить Казань. В отличие от предыдущих военных кампаний, против повстанцев были брошены не крупные соединения, сформированные в центральных районах Русского  государства, а мобильные группы составленные из местных русских гарнизонов и верных русскому царю представителей поволжских народов («новокрещенов и татар»).

В апреле 1556 г. казанский воевода боярин П.В.Морозов захватил Чалымский городок, «повоевал и побил многих и городок съжег и назад здорово пришел».

 

 

 

Туристический маршрут по территории Чаллынского городища Кутлу-Букашского сельского поселения Рыбно-Слободского муниципального района РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Авторы:  Валиев М.Р., Биктимиров Н.М., Шакиров Н.Н.

Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет

 

На территории РТ - преемницы Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства - расположено большое количество городов и других населенных пунктов с богатой историей. Среди них можно отметить Казань, Елабугу, Болгар, Биляр, Арск, Лаишево, Тетюши, Набережные Челны, Мензелинск, Заинск, Чистополь и др. Другие города не имеют пока научно обоснованной даты своего возникновения. Первые упоминания о них в письменных документах, относятся ко второй половине ХVI-ХVIII вв., отнюдь не значит, что они возникли именно в это время. К тому времени они могли иметь многовековую историю, по разным причинам не попавшую на страницы документов. История плохо изучена, а то, что уже известно историкам, не доступно ёще широкой общественности.

В своей работе мы хотим рассказать о Чаллынском городище на основе изученных мною доступных письменных, археологических, картографических, фольклорных и прочих источниках.

Некоторые исторические документы XVI в. и старинные татарские предания сохранили нам название одного из городских центров Казанского ханства - Чаллынского городка (рис.1). Он расположен на Ногайской дороге, недалеко от Камы-реки. Но достоверных сведений о памятнике мало.

Первые сведения о «челматах», отождествляемых большинством ученных с чаллынцами, жителями камского побережья, находим в древнерусских летописях. Они упоминаются в связи с походами владимиро-суздальских князей на Биляр - Великий город в 1183г. Как повествует летописец, челмата - чаллынцы обитали на северной окраине Волжской Булгарии. Они организовали нападение на русские ладьи на Каме и оказали тем самым большую помощь населению столицы. Не исключено, что эти прикамские племена, т.е. челмата – чаллынцы, еще в домонгольское время имели свой городской центр – в ряде древнерусских летописей говорится о булгарах из города Челмата.

В золотоордынский период Чаллы упоминается под названием «Чал» на карте итальянских купцов братьев Пицигани под 1376 г. На этой же карте обозначены также Джукетау, Кирмень и другие торговые города.

 

В татарских преданиях, повествующих о событиях периода Казанского ханства, есть сообщение о том, что город Чаллы был построен казанским ханом в самом центре Ногайской дороги. Хан поставил здесь одного человека бием (беком). Через некоторое время Чаллы очень усилился, стал многолюден и богат. Правитель его, Гази (Хаджи) - Гирей принял решение отделиться от Казани и объявил себя ханом. При другом чаллынском хане, Хафиз-Гирее, началась война с Казанью. На второй год войны казанский хан взял непокорный город и разорил его. А Хафиз-Гирей со своим семейством бежал в Бухару. Предание это, похоже, основано на действительных фактах внутриполитической истории ханства.

 

О последних годах жизни Чаллынского городка идет речь в исторических документах, рассказывающих об Отечественной войне татар, которая началась сразу после захвата Казани русскими в 1552 г (фото 2 – памятник в честь жертв этих событий).

 

 

Одна из ярких страниц этой войны связана с именем Мамыш – Берды , избравшего Чаллынскую крепость центром сопротивления против завоевателей. Мамыш – Берды поставил своей целью восстановить разрушенную государственность татар, т.е. Казанское ханство. На престол решили пригласить Али-Акрама, сына Ногайского хана Юсуфа, брата казанской царицы Сююмбике. «Верховная власть в Казанском ханстве была восстановлена, столица же временно была перенесена в город Чалым (Чаллы)», - писал по этому поводу историк Михаил Худяков.

В последний раз Чаллынский городок в письменных документах встречается под 1556 г., когда русский войска под предводительством Морозова полностью разграбили и уничтожили его. При этом было «побито» много людей, которые с оружием встречали войска на подступах к городу. После этих кровавых событий территория города в исторических документах упоминается как «пустошь, что было Чаллынским городом».

 

 

Археологические остатки города находятся примерно в 0,8 км к юго-востоку от села Тябердино - Чаллы Рыбно-Слободского района РТ. Городище занимает высокий мыс левого берега реки Шумбут.

С двух напольных сторон сохранилась сложная система укреплений из четырех линий земляных валов и рвов, защищающих прямоугольная площадь размерами 100x115 м. Вокруг городища распложены обширные пригородные селища - остатки ремесленного посада площадью более 60 га. На территории посадской части города выявлены два мусульманских могильника XIV-первой половины XVI вв. (фото 3 – макет города).

 

 

Чаллынское городище и селища вокруг него неоднократно становилось объектом внимания археологов. В разные годы здесь работали экспедиции Института истории Академии наук Татарстана, Национального музея РТ, Удмуртского краеведческого музея. Богатый археологический материал, обнаруженный археологами, свидетельствует о возникновении Чаллынского городка еще в XII в., если не раньше, подтверждая тем самым скудные сведения русских летописей. Существовал он и в XIII-XIV вв., что доказывается не только массовыми находками типа золотоордынской керамики (с красками), но и джучидской монетой, чеканенной в Гюлистане в годы правления хана Кульни(1359-1360).

 

Своего расцвета город достиг в период Казанского ханства. Были обновлены оборонительные укрепления, увеличилось количество посадского населения, возникли новые ремесленные производства. Во время археологических работ, проведенных в 1990-е гг. раскопаны не только остатки наземных жилищ, но и мастерские по обработке кости, остатки мельницы. Выявлены также следы гончарства. Недалеко от крепости (городища) была обнаружена металлургическая слобода. Очень интересными оказывались сооружения, связанные с кузнечным делом. Первое из них представляло собой остатки кузницы со следами горна для обогрева железа. У горна лежали скопления угля, обожженной глины, обломков кирпичей, а также большое количество железного шлака и кусок крицы. В двух метрах от горна находилась яма, заполненная крупными кусками древесного угля. Очевидно, она предназначалась для хранения угля, необходимого для кузничного производства. Среди находок есть железные подковы, наконечник стрелы, ножи, гвозди, обломок чугунного котла. Кузнечная мастерская располагалось и на территории самой крепости. Здесь, возможно, чинили оружие воинов, бытовой инвентарь.

 

Экономическая активность горожан отражается в находках торгового инвентаря (железные гирьки, чашки отвесов), импортных вещей и нумизматического материала. Основную часть находок составляют, конечно, предметы повседневного быта: ножи, шила, ключи, кресала для добывания огня, глиняные пряслица, сланцевые точила, столовая и кухонная посуда, а также женские украшения (стеклянные и каменные бусы, бронзовая подвеска), оружие (наконечники стрел) и конские снаряжение (удила).

В период Казанского ханства город Чаллы располагался в восточной части центральных земель государства и играл важную стратегическую роль. Отсюда осуществлялся контроль над Ногайской дорогой и правобережными предкамскими землями.

 

Город занимал господствующее положение над всей округой, располагаясь на горе высотой 25 м над уровнем реки. В обширной округе находились десятки деревень, которые обеспечивали городское население продовольствием и сырьем для ремесленного производства.

На городских кладбищах изучены несколько десятков погребений, совершенных с соблюдением мусульманской погребальной обрядности - умершие лежат вытянуто на спине с легким поворотом на правый бок, головой ориентированы на кыблу, без вещей. Антропологи установили, что средний возраст умерших не превышал 32-35 лет.

 

До недавнего времени Чаллынское городище находилось в плачевном состоянии, практически на грани исчезновения. Его территория была занята колхозными мастерскими, гаражами, парком сельхозтехники. Никаких мер для охраны древних валов и рвов, могильников, пригодных селищ со стороны местных властей не предпринималось. И это грозило неминуемой катастрофой для памятника. В последние годы положение изменилось в лучшую сторону: восстановили разрушенные валы, благоустроили территорию городища. Там, где в период существования Чаллынского городка были проездные ворота, возводится белокаменная башня. В этой башне предполагается даже открыть музей средневекового города.

 

 

 

 

СТАТЬЯ про  Чаллынское городище,  автор: СУББОТКИН Артем

Крутой обрывистый мыс высотой почти 25 метров над речкой Шумбут издавна изобиловал родниками. У одного из них, который носил имя Аулия чишмэ, жители села Кутлу-Букаш обнаружили старинный медный поднос, украшенный по краям узорной чеканкой. Когда-то у родника, вода которого считалась целебной, проводились религиозные обряды и верующие оставляли на подносе, установленном у оголовка родника, серебряные и медные монеты. Данная находка - далеко не единственная из тех, что были сделаны на территории Чаллынского городища - одного из древнейших исторических памятников нашего края.

 

 

"Чаллы" означает смесь?

По утверждению местного краеведа-историка Каримуллы Ахунова, на территории нашей республики насчитывается около 30 населенных пунктов, в названии которых присутствует слово "чаллы", однако его точный перевод неизвестен. Как считает историк Хисамутдинов, оно означает не что иное, как "смесь". Во время раскопок, которые проводились здесь в 1995-1996 годах, в захоронениях археологи обнаружили большое количество угля, из чего можно заключить, что в верованиях местных жителей присутствовали элементы язычества. В то же время судя по тому, как расположены тела усопших (изголовья обращены в сторону Мекки), можно сделать вывод, что местное население уже приняло ислам. Таким образом, население Чаллынского, или Тябердинского, городища, возникшего, как полагают историки, на берегу реки Шумбут в XII веке, было смешанным: до того как на эти земли пришли булгары, здесь проживали финно-угорские племена. Есть и другая версия, согласно которой название городища связано с самоназванием одного из булгарских родов - челнатов, сыгравших большую роль в становлении древнего государства на берегах Волги и Камы.

 

 

От Великого Булгара до Казанского ханства

Первое письменное упоминание о челнатах встречается в Никоновской летописи, когда суздальский князь Всеволод Большое Гнездо предпринял поход на Булгар, окружив войсками столицу Волжско-Камской Булгарии. Тогда на помощь осажденным двинулись булгарские дружины. Спустившись на быстроходных лодках-челнах (кстати, еще одна из возможных версий названия: от слова "челны") по Каме и Волге к Булгару, они высадились на одном из островов, где произошло сражение, в результате которого русичам пришлось отступить, сняв осаду.

О булгарском периоде городища свидетельствуют предметы, собранные в школьном музее Кутлу-Букаша. Украшения из меди и бронзы - браслеты, серьги и шейная гривна - когда-то составляли элементы одежды местной красавицы. А костяной наконечник стрелы может поведать о том, как местные батыры охотились в лесах на пушного зверя.

- Такие стрелы, - говорит Каримулла-абый, - попадая в соболя или белку, глушили зверька, что позволяло сохранить в целости его ценную шкурку...

Эти и другие находки были обнаружены археологами на месте раскопа, на срезе которого отчетливо виден слой черного пепла - след большого пожара. Возможно, что в XIII веке городищу, как и большинству здешних укрепленных поселений, пришлось пережить нашествие монгольских завоевателей. Но и позже, уже в период Казанского ханства, Чаллынское городище не потеряло своего стратегического значения. Этому способствовало удобное расположение крепости, которая представляла собой неприступную цитадель, расположенную всего в нескольких верстах от Камы - крупной водно-транспортной артерии.

 

 

Самая последняя столица?

Как выглядела крепость в те далекие времена? Об этом можно судить по остаткам фортификационных сооружений, по которым краеведам удалось создать макет крепости. Помимо обрывистого берега, который уже сам по себе служил естественным препятствием для неприятеля, с двух сторон крепость защищала сложная система искусственных земляных укреплений из четырех дугообразных валов, высота которых местами доходила до 6-8 метров. Кроме того, центральную часть, где располагался дворец правителя, окружали глубокие рвы и частокол из бревен.

- Центральная часть была также укреплена каменными стенами, - говорит Каримулла Гильфанович. - Позже их разобрали и использовали на строительстве дорог. Историкам удалось обнаружить место, где находились главные "Золотые ворота" крепости, отделявшие ее центральную часть от ремесленной слободы. Когда разглядываешь изделия, изготовленные здешними умельцами, не перестаешь удивляться точности древних мастеров, чьими руками созданы эти вещи, будь то изящный старинный кувшин с узким горлом в форме ушной раковины, узорчатые элементы нарядного пояса или украшения из сердолика, серебра или горного хрусталя.

 

                           КУВШИН, НАЙДЕННЫЙ В ГОРОДИЩЕ               

 

Принято считать, что история Казанского ханства заканчивается в 1552 году взятием Казани войсками Ивана Грозного. Однако население края по меньшей мере еще около 5 лет вело ожесточенную борьбу против войск русского царя. В 1553-1554 годах были разрушены укрепленные поселения по берегам реки Меши, на территории нынешних Сабинского и Тюлячинского районов, часть проживавшего там населения покинула покоренные земли и ушла в леса, окружавшие реку Шумбут. Как полагают историки, именно здесь укрывался один из последних претендентов на ханский престол, младший брат царицы Сююмбике царевич Галиакрам, сын мирзы Юсуфа... Чаллынское городище оставалось одним из последних очагов сопротивления вплоть до 1556 года. Войскам воеводы Морозова удалось взять крепость лишь после второго похода (первый оказался неудачным), большинство ее защитников погибли в лютой сече, а на развалинах городища долгое время никто не селился.

 

 

 

Бульдозером по... истории

Впервые территорию древней крепости обследовал еще в середине XIX века археолог Н.Толмачев, однако крупномасштабные раскопки на месте Тябердинского городища были проведены профессором Халиковым лишь в 1955 году. Тогда же были сделаны основные находки, многие из которых хранятся ныне в школьном музее. В годы советской власти история Золотой Орды и Казанского ханства находилась под негласным запретом, а многие памятники той эпохи с прямого согласия или при молчаливом попустительстве местных партийных властей разрушались под самыми различными предлогами. Не обошла стороной беда и Тябердинское городище. В шестидесятых годах прошлого столетия были распаханы под пашню земли в окрестностях, там, где находились древние кладбища. Затем снесли остатки главных ворот крепости, где вскоре начали строительство колхозных амбаров и ремонтных мастерских.

- Тогда на строительстве работала бригада заезжих шабашников-кавказцев, - вспоминает Каримулла-абый. - Ножами бульдозеров они сравняли часть земляных валов. Когда рыли землю под фундамент, извлекли немало различных предметов - от костей до обломков оружия. Кое-что из найденного удалось сохранить усилиями местных краеведов, но немалую часть попросту растащили, а кости и разбитые части древних надгробий свалили как попало на чердаках построенных помещений...

Надо сказать, что случаев, когда в результате некомпетентности и преступного равнодушия уничтожались памятники истории, в те годы было немало. Например, в Рыбной Слободе в семидесятые годы из-за столкновения амбиций местных партаппаратчиков, был взорван православный храм Петра и Павла, построенный на берегу Камы в XIX веке, хотя вопрос о его реставрации краеведы поднимали неоднократно.

 

 

 

Чтобы помнили

Несколько месяцев назад на том самом месте, где когда-то находились "Золотые ворота" цитадели, было начато строительство башни в память об основателях и защитниках древней крепости.

Сейчас на единственном сохранившемся в окрестностях села древнем зирате (кладбище) возвышается восьмиметровый обелиск в виде сломанного меча, который был создан и установлен в 1995 году и является, пожалуй, первым и, наверное, единственным в республике памятником подобного рода. Можно по-разному оценивать уроки прошлого. Главное - его нужно знать. Знать и помнить.

 

 

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

Франсуа Муане. Сельский туризм. - Париж: Агриколь, 1993.

Гариф Н., Хузин Ф.Ш. Города Казанского ханства -К. Татарское книжное издательство, 2008

Гариф Н, Хузин Ф.Ш. Борынгы Чаллы-Древние Чаллы- К. Мастер Лайн, 2000

Гариф Н. Тарихи с?хиф?л?р ачылганда- К. QAZAN, 2008

Гариф Н. Древние Чаллы: сумеем ли сохранить?- К. КАЗАН, 2004

http://rt-museum.narod.ru/challi.html

http://турфактор.рф/tour-factor-2011/49-doklady/

http://www.museum.ru/alb/image.asp?6121

http://www.referun.com/n/challynskiy-ulus-v-kazanskom-hanstve

http://www.rt-online.ru/aticles/rubric-79/69523/

Команда Кочующие.

 _

 

Комментарии

аватар: Кэп

древнее городище Чаллы

очень интересное и историческое место в Рыбно-Слободском р-не РТ, совсем недалеко от трассы М-7 (село Кутлы-Букаш). Булгары переселились на правый берег Камы ещё при нашествии хана Батыя (Бату). На этих территориях проживали уже марийцы в соседстве с удмуртами. Но сплошных селений здесь не было.

Городище связано с биографией марийского князя Мамич-Бердея, который был одним из организаторов сопротивления на левобережье Волги во времена Ивана Грозного.

Марийские селения до сих пор сохранились в Мамадышском и Рыбно-Слободском районах РТ.

 

аватар: Алмаз

шул якка авылга кайтам, 8

шул якка авылга кайтам, 8 метрлы тугел ул памятник 4-5 метрлы гына.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru