Село Нырья

История деревни Нырья
     Село в Кукморском районе, на р. Боец, в 22 км к западу от п. Кукмор. 
     На 2002 - 215 жителей (удмурты). 
     Полеводство, молочное скотоводство. 
     Средняя школа, дом культуры. 
     Основано в 1-й половине 18 в. До 1860-х гг. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота. 
 

 
     В начале 20 в. в Нырье функционировали Козьмодемьянская церковь, школа Министерства народного просвещения (открыта в 1872); 2 водяные мельницы, мелочная лавка. 
     В этот период земельный надел сельской общины составлял 606,5 десятин. До 1920 село входило в Ядыгерскую волость Мамадышского уезда Казанской губернии. С 1920 в составе Мамадышского, с 1921 - Арского, с 1928 - Мамадышского кантонов Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Кукморском, с 01.02.1963 г. в Сабинском, с 12.01.1965 г. в Кукморском районах. 
     Число жителей: в 1782 г. - 65 душ мужского пола, в 1859 г. - 151, в 1897 г. - 230, в 1908 г. - 304, в 1920 г. - 328, в 1926 г. - 308, в 1938 г. - 296, в 1949 г. - 333, в 1958 г. - 175, в 1970 г. - 173, в 1979 г. - 119, в 1989 г. - 154 человек.
  

                                                           часовня Николая чудотворца                              


 
ИСТОРИЯ СЕЛЬСКОГО ПРИХОДА
Село Нырья ютится у подножия высокой горы, покрытой в летнее время густо растущим орешником при речке Кня, впадающей в р. Бурец, а эта последняя впадает в р. Вятку.
От города Казани оно отстоит в 110 верст; от уездного города Мамадыша в 80 верстах; ближайшая почтовая станция (село Кукмор) в 18 верстах, ближайшая почтовая пристань – Вятские Поляны находится в 30 верстах.
Название села не русское, хотя на языке местных жителей – вотяков нет слова Нырья. По словам старожилов деревня «Нырья» получила свое название от местечка Нырья, Вятской губернии, откуда выведены нынешние обитатели. ( Нырья – это название племени, т.е. «воршуда» по Атаманову М.Г.) Русские переселились в. с. Нырью сравнительно поздно, в 1875 г. из с. Троицкого Урая, Лаишевского уезда.

В состав Нырьинского прихода входят: 1. село Нырья  дд. 2. Кня Юмья,
3. Иштуган Починок, названный так по имени перваго поселенца,
4. Починок Балдыкня,

5. Кузьмесь, прежде состоявший из двух поселков: Верхний и Нижний Кузьмесь. Русские переселились сюда сравнительно поздно, в 1860 г. из деревни Ныртов,

6. Куркино, стоит на высокой равнине; название ея черемиск. Слова «Куркъ» - гора, возвышенность;

7. Биери – (Мало Семенъ. Головнино) в 5 верст; как русские, так и некоторые из татар переселились в 1860 г. из д. Чучи Лаишевского у. Название Бияр, напоминает Биг-ер Бийг-ер (вот.) _ татарин;

8. Крещеный Шемордан; название это в переводе с персидского  Шах Мардэн – царь храбрых. Шеморден. Князь Чуратчиков был в 1529 г. в Москве в числе послов. Казанских (Тр. IV Арх. С. I). Крещенным называются в отличие от Татарского Шемордана. 

9. Коинсар - Семенъ Головина –в 3 верстах от с. Нырьи. 

10. Сабанчино. «Сабан» татар. – плуг, сабанчи – имеющий плуги; другое название «Ата» - лошадь. В последних трех деревнях население состоит исключительно из отпадших в магометанство старокрещеных татар и новокрещеных вотяков. В 1866 г. Сабанчино считалось новокрещенской деревней, хотя там была магометанская мечеть.

До образования самостоятельного прихода в с. Нырье, село и деревни принадлежали к Чуринскому приходу, в описании которого можно находить некоторыя подробности и о Нырьинском приходе.

Священник Мамадышского Троицкого собора протоиерей Дмитрий Пеньковский, ведавший церковным приходом с. Село-Чура,  предпослал в Казанскую духовную консисторию рапорт на предмет постройки новой церкви в д. Нырья. Свое решение он мотивирует "отдаленностью при неудобном сообщении для прихожан окружных селений д. Нырья, принадлежащих Троицкой церкви с. Село-Чура" [3]. Казанская духовная консистория совместно с Казанской Палатой государственных имуществ завели дело о построении новой церкви в Нырье и засвидетельствовали об этом в Строительном комитете Палаты. В свою очередь, Палата государственных имуществ уведомляет Д. Пеньковского о том, что постройка церкви в д.Нырья  Мамадышского уезда окончательно утверждена Министерством государственных имуществ в 1859 г.; для этой цели ассигновано 2293 руб. 52 копеек и решено об отпуске леса на постройку церкви и домов для притча из казенной Мешабашской дачи, как ближайшей к деревне Нырья.

Согласно указанию Мамадышского уездного руководства, последовавшего на основании предписания Казанской Палаты государственных имуществ от 27 августа 1862 г., Ядыгерскому волостному правлению требовалось определить на какие средства будет содержаться церковный приход и какое название будет иметь будущая церковь. Для этого 17 февраля 1863 г. при Ядыгерском волостном правлении состоялся общий сход домовладельцев Ядыгерской и Старо-Юмьинской волостей Мамадышского уезда. После обсуждения с общего согласия всех присутствующих на сходе был составлен отзыв:

«1. Будущий церковный причт желаем мы содержать, наручи, сбором с них хлеба по одной пудов ржи, по одной пудовки овса, по одной копне соломы, с каждого венца, в год;

2. На постройку для них домов при первом удовлетворительном урожае хлебов на наших крестьянских полях, сделаем мы особое совещание, определим добровольную складку с венцов, или душ хлебом для принятия которого распродажи, — приобретения леса и других требующихся материалов и постройку домов, избраны нами будут тогда особые доверенные, из среды себя, и
      3. Церковь для нас должна быть построена в деревне Нырья, во имя святых и чудотворцев бессеребреников Космы и Дамиана, — празднуемых  1-го ноября. В чем и подписуемся. Волостной голова Алексеев, печать приложил».

В отзыве упоминаются имена 82 жителей Нырьи, Починка Балды-Кня, Биери, Шемордана, Кня-Юмьи, Каинсара, Иштугана и Куркина.
     Будущие прихожане Нырьинской церкви Ядыгерской и Старо-Юмьинской волостей, а также местные государственные крестьяне и домохозяева, на повторной сходке своим "приговором" и "хотным желанием" решили собрать в течение трех будущих лет, при платеже податей, с 837 душ мужского пола 669 руб. 60 к.

Губернскому инженеру Шиприкевичу, состоящему при Палате государственных имуществ, было поручено Казанской по нормальному чертежу, применительно проекта чертежей № 5 определить удобное место под строительство Нырьинской церкви.

 В сентябре 1864 г. протоиерей Троицкого Собора Мамадышского уезда Дмитрий Пеньковский, священник церкви с. Чура Александр Рождественский совместно с гражданским инженером Палаты государственных имуществ Шиприкевичем отвели место для постройки здания Нырьинской церкви "при входе в д. Нырья из соседней д. Кузмесь, как соответствующего храму". Обязанности подрядчика строящейся церкви возложил на себя мещанин Арска Прокофий Григорьев Щелкин.

10 октября 1869 г. в присутствии священника с. Красные Горки Евгения Антинорова, заведовавшего стройкой церкви священника с. Чура Александра Рождественского и доверенных от прихожан д. Кузмесь казенного крестьянина Григория Прокопьева и д. Починок Балды-Кня крестьянина Григория Кузьмина, волостных старшин Ядыгерского волостного правления Тимофея Иванова и Старо-Юмьинского волостного правления Фоке Филиппова, под ведением которых состояли прихожане вновь образованного Нырьинского прихода, был подписан акт, засвидетельствовавший завершение строительства церкви д. Нырья "вчерне", имеется ряд недостатков, связанных с нехваткой лесоматерилов и денег.

Нырьинский храм и колокольня были выстроены на каменном фундаменте согласно утвержденному чертежу, применительно проекта №5 и заключенному с подрядчиком П.Г. Щелкиным условию. Последнему за работу "в уплату рядовой суммы" было выдано 650 рублей серебром.

Последующие 2 года был построен иконостас, приобретены иконы и колокола. Следует отметить, что непосредственное благотворительное участие по устройству Нырьинской церкви принимал купец 1-й гильдии г. Мамадыш Никонор Иванович Щербаков. Священник Евгений Антиноров писал о нем так: "Прекрасный иконостас, вызолоченный на полимент, вместе с святыми иконами, потом — печи, и, наконец ныне (в течение 1870 г. — В.Б.) приобрёл за свой счет всю церковную утварь, ризницу и колокола"

Церковь имела центральные ворота и с четырех сторон квадратом была окружена железной оградой, возведенной на каменном фундаменте, с опорными по четырем углам каменными столбами.

Главную восточную часть внутреннего пространства церкви заполнял алтарь. Он отделялся от общего помещения позолоченным иконостасом.

Перед алтарем по обеим сторонам отводилось место (клирос) для певчих на возвышении. Посредине алтаря находился престол  и жертвенник.

Голландская печь, которую топили дровами, стояла сбоку, возле северной части алтаря. Здание имело 12 больших окон. Внутри его размещались 8 слуховых окон и небольшое помещение (ризница) для хранения риз и церковной утвари.

Крупными постройками из дерева были четыре надземных дома с подпольными ямами для церковного причта (священника и причетников).

18 июня 1871 г. в присутствии станового пристава, двух священников и двух дьяконов, а также большого числа русских, крещенных татар и вотяков совершалось богослужение.

На другой день, в 8 часов утра, "звук переменных колоколов возвестил о начале торжественного богослужения и призывал всех к торжеству освящения храма".

Священник Михайло-Архангельской церкви с.   Красные Горки Мамадышского уезда Евгений Антиноров в своем рапорте архиепископу Казанскому и Свияжскому Антонию (Амфитеатрову) сообщил, что 19 июня 1871 г. им совершено освящение в д. Нырья, храма, построенного в честь святых чудотворцев и бессеребреников Козьмы и Дамиана.

Нырьинский приход был принят в ведение 2-го благочинического округа Мамадышского уезда. Благочинному полагалось быть в с. Тавели Кабык-Куперской волости. Им являлся священник церкви этого села.

С 31 октября 1871 г. священником во вновь открытой Нырьинской церкви становится Андрей Афанасьев Пактовский (1832 г.), который окончил Казанскую духовную семинарию (1856), состоял помощником наставника Красногорского училища (1866). Дьякон — Иван Орфинов. 

В связи с завершением строительства церкви и вводом ее в действие деревня Нырья получила статус села.
   
 
 КОСЬМОДЕМИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Деревянная церковь. Действует.  
Престолы: Космы и Дамиана 
Год постройки:1994.
Адрес:
Республика Татарстан, Кукморский район, с. Нырья
Координаты:
56.202612, 50.580808 
Проезд: 
По автодороге Тюлячи - Богатые Сабы - Шемордан. После проезда по объездной дороге вокруг Шемордана и по путепроводу над железной дорогой (через 2,2 км после него) повернуть направо на перекрестке. Примерно через 17 км повернуть направо по указателю "Нырья, Каенсар". Еще через 2,5 км повернуть направо по указателю "Нырья". Далее ехать около 3,5 км до села Нырья. Церковь находится около школы, надо свернуть налево по асфальту, когда дорога обогнет справа крюком село.
    

СТАТЬЯ ПРО СЕЛО НЫРЬЯ
Небольшой деревушке Нырья, что на самой окраине Татарстана — в известном своими валенками Кукморском районе, наши соседи удмурты могут быть более чем благодарны. Ведь именно отсюда родом знаменитый Максим Прокопьев. Как вспоминал поэт-вотяк Кузебай Герд, именно Прокопьев "первым очертил своей рукой контуры территории будущего удмуртского государственного образования, заложил основы к созданию его Конституции". 
А еще татарстанская Нырья подарила Удмуртии десятки поэтов, журналистов, академиков, полководцев, общественных деятелей, чьи имена в России на слуху и в почете. Нация, которая может гордиться своими великими сынами — художником Казимиром Малевичем, космонавтом Юрием Гагариным, музыкантом Сергеем Курехиным и другими, оставила весомый след и в истории многоязычного Татарстана. Трудно представить сегодня нашу культуру без яркого красочного летнего "Гырона быдтона", без ансамблей "Инважо", "Чингыли" или "Вуюись". Практически в каждом районе живут представители этого древнего финно-угорского племени, а вот в ряде районов — Менделеевском, Балтасинском, Арском, Кукморском, который мы с вами и навестим сегодня, — целые села, жители которых ведут отсчет своей истории уже многие века. 

 


"Вотяками нас звали прежде…" 
Удмурты, которых вплоть до двадцатого века звали "вотяками", относятся к субуральскому варианту уральской переходной расы. Подразделяются они на две основные этнические группы: северных и южных удмуртов. 
У северных удмуртов выделяется этнографическая группа бесермян, в бассейне реки Чепца сложилась группа ватка, в центральной и западной Удмуртии и в междуречье рек Кильмез и Вага — группа кальмез. Язык, на котором говорят наши соседи, относится к пермской подгруппе финно-угорской группы уральской семьи и имеет четыре наречия. Письменность у удмуртов появилась во второй половине XVIII века. 
И тут опять-таки немалую роль сыграла Казань, где в 1904-1909 годах вышел "Календарь" на удмуртском языке и было издано более двухсот книг. Отсюда пошел в науку известный лингвист Василий Алатырев, создавший первый этимологический словарь удмуртского языка. Здесь же работал просветитель Михаил Можгин — автор первой удмуртской поэмы-баллады "Беглой", здесь родился поэт и прозаик Евгений Самсонов, внесший немалый вклад в родную литературу. Объединяя сердца и помыслы Первая национально-культурная автономия удмуртов Татарстана была создана в Балтасях. 

Вначале это было стихийное фольклорное движение удмуртов, которое в 1990 году переросло в общественное объединение "Кенеш". За семнадцать лет существования автономия показала себя активным и действенным образованием. Стало традицией проведение ежегодных фестивалей "Лейся, песнь удмуртская!", конкурсов "Золотое перо" и творческих встреч с писателями и артистами Удмуртии. Теперь подобные сообщества плодотворно работают в Казани, Набережных Челнах, Менделеевске, Кукморе. 
В их арсенале весомые краеведческие и этнографические изыскания, создание фольклорных ансамблей, проведение национальных праздников, многие из которых стали теперь традиционными для всей республики.

 Так, праздник "Гырон быдтон", посвященный окончанию весенне-полевых работ, впервые прошедший в селе Ципья в 2000 году, получил статус республиканского. Являясь одним из самых древних народов республики, удмурты достаточно активны и организованны.

Интерес к родному языку и культуре поддерживается республиканской властью. 
Сегодня в Татарстане открыто 15 удмуртских детских садиков и 45 школ, ведут работу 9 культурных центров и 14 фольклорных коллективов. Земля предков — кукморские края — Судьба распорядилась так, что вся моя жизнь связана с поселком Кукмор, — говорит руководитель НКА удмуртов Кукморского района Рима Зайцева. 
— Здесь дружно живут представители многих национальностей: татары, удмурты, русские, марийцы. И при этом созданы все условия для обучения, общения на родном языке каждого из них, для удовлетворения духовных потребностей.

Отдельно хочу отметить, что основным стратегическим направлением в работе системы образования является подбор кадров, их правильная расстановка, постоянное повышение квалификации наших национальных педагогов. Назначение руководителей осуществляется с учетом того, на каком языке в детских садах, школах ведется учебно-воспитательная работа. 
В районе имеются 8 удмуртских детских садов, 12 удмуртских начальных школ, 6 удмуртских средних школ, которыми руководят удмурты. А педагоги у нас замечательные. Вот, к примеру, учитель удмуртского языка и литературы Сутерской средней школы, отличник народного образования Любовь Осипова. Ее опыт по национальному воспитанию учащихся обобщен Кукморским отделом образования и институтом национального образования Удмуртской Республики. Уважение к родному языку начинается в семье, и оно логически перетекает в систему дошкольного образования. 

Как хорошо, когда с детьми-удмуртами общаешься на своем родном языке, на детских праздниках звучат звонкие удмуртские песни и стихи удмуртских поэтов. К примеру, в детском саду, который я возглавляю, работает кружок "Инважо", работа которого основывается на фольклоре, ведь народное творчество — источник чистый и вечный. Вот уже двадцать лет на сцене удмуртский народный ансамбль "Инважо", бессменным руководителем которого является заведующий Ново-Каинсарским СДК Геннадий Ахметов. Именно этот ансамбль покорил сердца многих гостей на торжественном праздновании 1000-летия Казани.

Мы гордимся детским фольклорным ансамблем "Чингыли", которым руководит Людмила Дмитриева, из Нырьинской средней школы. Наши праздники собирают людей всех национальностей. Надолго останется в памяти "Гырон быдтон", прошедший в одном из красивейших уголков района у деревни Нырья, который отличался размахом и величием, — ведь на праздник со всех уголков республики съехались 17 удмуртских фольклорных ансамблей. 
Этот день я считаю большим шагом в развитии культуры нашего района и даже республики. В большое будущее — с родным языком Удмуртские села района — как игрушечки. Дома нарядные, выкрашенные в сочные тона, непременно резные наличники, светлые окна.

Жизнь в ладу с окружающей средой сказывается и на взаимоотношениях. 
В удмуртских семьях крепко уважение к старшим, здесь очень любят и балуют малышей, поддерживают друг друга. Под одной крышей мирно уживаются несколько поколений. В этом мы убедились, побывав в семье Байбаковых в деревне Верхний Кузмесь. 
Деревушка небольшая — в восемьдесят семь дворов. Как заметил глава местного самоуправления Ваннур Рахматуллин, радует то, что демографический кризис этому удмуртскому кусту района, куда входит одиннадцать населенных пунктов, не грозит. 
Детей рождается все больше и больше, молодежь старается обосноваться на земле предков. Маленькая годовалая Ксюша хлопала своими огромными глазками-маслинами, а десятиклассница Марина предупредила, мол, сестричка пока еще русский не знает, говорите с ней по-татарски, она поймет.

Да и бабушке Марии Тихоновне, которая разменяла свой восьмой десяток, оказалось сподручнее говорить по-татарски, на котором, в общем-то, и прошел весь наш разговор. — У нас с малых лет знают два языка — родной удмуртский и татарский, — говорит Мария Байбакова. — Потом в школе дети узнают русский язык. 
Так что к окончанию школы наши ребята владеют уже четырьмя языками. И это их богатство. Сама я четыре класса только окончила, а вот дети уже образованные. Говорят, что иные и родной язык забыли, корни свои растеряли, а нам, слава богу, это не грозит. Пока язык жив, жива и нация. Судьба татарстанских удмуртов тем и удачлива, что здесь не приходилось "хоронить" родной язык. Школа, которая и сегодня процветает в селе Нырья, давно отметила свой вековой юбилей. Она всегда была предметом особой заботы тех, кто вышел в большую жизнь, переступив ее порог. 

 


Слово одному из известных нырьянцев Валентину Беркутову, профессору кафедры методики математики Казанского университета, автору книги "Нырьинская старина в облике Кукморского региона": 
— Наше село — одно из древнейших поселений удмуртов в Среднем Поволжье, — рассказывает Валентин Михайлович. 
— Основали его крестьяне из Малмыжского уезда Вятской губернии в первой половине XVIII века. В 1875 году в Нырью переселились русские из Троицкого Урая, села в Бетьковской волости Лаишевского уезда Казанской губернии, затем население деревни пополнилось за счет отставных военных нижних чинов и их домочадцев из города Казани. Топоним "Нырья" возник от удмуртского слова "ньбр" (прут, ветка): "ньбр арня" (вербное воскресенье), "ньораны" (высечь розгой). Вот отсюда и трансформация слова: "Ньбра" — "Ньбря" — "Ныря" — "Ны-рья". Учатся учить Порог школы мы переступили в день, который был полон событиями. Здесь шел республиканский семинар учителей удмуртского языка, который собрал не только педагогов Татарстана, но и специалистов из Удмуртии, в числе которых были старший преподаватель кафедры удмуртского языка и литературы ИПК и ПРО УР, методист этого института по этнокультурному воспитанию Нина Семенова, давшая тут мастер-классы, и главный редактор удмуртского журнала "Родное слово" Илья Байметов. 
— В Нырье одноклассное училище Министерства народного просвещения было открыто благодаря усилиям Илиодора Александровича Износкова, уроженца нашей деревни, — рассказывает директор Нырьинской средней школы Николай Данилов. — Будучи инспектором народных училищ Казанской губернии, он постоянно выражал беспокойство положением христианского образования молодежи в вотских селениях. 
В частности, в своем донесении на имя попечителя Казанского учебного округа он сообщает: "Братские школы, существующие в вотских селениях д.Ошме и Ошторма-Юмье, еще далеко не устроены: эти школы бедны материальными и педагогическими силами, не более как первый опыт распространения грамоты между вотяками; учителя у них с большим трудом объясняются по-русски, крайне мало развиты в христианском отношении и вообще лишены всякого общего образования". 
Принимая все это во внимание, Износков считает необходимым открыть училище на более прочной основе во вновь образованном приходе, в Нырье Мамадышского уезда, по такой причине: "Это село до сих пор центр верований вотяков, вероятно, потому, что вблизи его находится особенно почитаемая древняя кереметь, в которую для моления и жертвоприношений стекаются в три года раз выборные из вотяков не только Казанской и Вятской губернии. 
Кроме того Нырья занимает центральное положение в отношении деревень, составляющих его приход; эти деревни (число до 10-ти) находятся от села в расстоянии 1-4 версты". Уже 7 августа 1871 года из департамента Министерства народного просвещения поступило распоряжение, в котором сообщалось: "Вследствие предоставления Вашего превосходительства от 19 минувшего июля за №248 и по уважению к изложенным в оном обстоятельствам, разрешаю открыть в селе Нырья (Мамадышского уезда) Казанской губернии инородческого училища". А 1 ноября того же года училище распахнуло свои двери.

Сегодня в школе учатся 220 детей и работают 34 педагога, которыми разработаны уникальные авторские программы. Село без храма, что дом без глазниц Прямо рядом со школой старинный православный храм. 
Эта постройка знаменита своей историей. Дело в том, что многие годы жители этой деревни ходили молиться за несколько верст в соседнее село. А поскольку народ здесь набожный, такие походы целыми семьями были обременительны.

 

Потому сельский сход обратился к властям с просьбой соорудить конфессиональный дом здесь же. Добро было получено незамедлительно. Строительство храма было начато в 1869 году и окончено в 1871-м. При его постройке поддержку оказала Палата Государственных имуществ. Весь материал был бесплатный. 
Помогали и прихожане, кто своим трудом, а кто — денежными пожертвованиями. Храм был освящен 14 июля 1871 года местным священником. Внутри храм представляет собой правильный четырехугольник (крест), а его единственный престол освящен во имя святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана. Судьба храма была нелегкой. 
В тридцатые годы он были закрыт и переделан под школу, колокольня и верхний ярус были разобраны, но в 1995 году храм решением татарстанских властей был передан верующим. Гость в дом — пироги на стол Характер удмуртов — как на ладони. Этот улыбчивый, открытый и гостеприимный народ не только знаменит своим трудолюбием, но и хлебосольством. А уж как здесь готовят! Из самых простых продуктов, что под рукой у каждой хозяйки, тут такое придумают, что только диву даешься, как сама-то не сообразила… 
И как красиво оформляется каждое простенькое на первый взгляд блюдо! Не удержусь, поделюсь с вами тонкостями удмуртской кухни. Вот, к примеру, популярные шаньги. Тесто приготовьте как для хлеба. Выложите его на противень маленькими кружочками диаметром от 8 до 12 сантиметров. 
До этого нужно растолочь картошку с маслом, добавить яйцо. Разбавить пюре молоком до состояния густой сметаны. Когда тесто поднимется, сверху намазать пюре из картошки, лучше, если слой картошки будет не более сантиметра в толщину. Для румянца сверху помазать сметаной или взбитым яйцом. Запекать в горячей духовке около получаса. Верх и низ готовых шанег смазать растопленным маслом.
 А вот подавать надо на блюде, разрезав на две или четыре части. А вот еще "быскыли". Для теста берем немного муки, разводим с молоком (если молока нет, то просто водой) и растопленным маслом, добавляем пару яиц, чуть-чуть соды, соли по вкусу. Нужно хорошо перемешать, чтобы получилось очень густое тесто. Сковородку или противень обильно смазать маслом и уложить тесто. Для украшения можно сверху нанести простенький узор, обычно делают его с помощью чарочки, оставляют круги на тесте. Печь в печке или в духовке. Но лучше приезжайте сами в Нырью. Вот переживем зиму, проводим весну и не за горами "Гырон Быдтон". Там и встретимся, предложили нам гостеприимные хозяева. А мы и не стали отказываться.

 

 

 
______________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
http://rt-online.ru/p-rubr-obsh-20607/
Газета Республика Татарстан
Кукморский район Татарстана.
http://sobory.ru/
Афанасьев Н. Праздник «лебедей» у вотяков-язычников Мамадышского уезда // Известия РГО. СПб., 1881. Т. 17, вып. 5. С. 281-286.
Богаевский П.М. Очерки религиозных представлений вотяков // Этнографическое обозрение. 1890. Кн. 4, № 1. С. 75-109, 116-163; Кн. 5, № 2. С. 77-109; Кн. 7, № 4. С. 42-70.
Гаврилов Б. Поверья, обряды и обычаи вотяков Мамадышского уезда Урясь-Учинского 
Гришкина М.В. Численность и расселение удмуртов в XVIII в. // Вопросы этнографии Удмуртии. Ижевск: УдНИИ при СМ УАССР, 1976. С. 95-133.
Емельянов А.И. Курс по этнографии вотяков: Остатки старинных верований и обрядов у вотяков. Казань, 1921. Вып. 3. 156 с.
Кельмаков В.К. К истории удмуртов правобережья Вятки // Материалы по этногенезу удмуртов. Ижевск, 1982. С. 128-144.
Островский Д. Вотяки Казанской губернии // Труды Общества естествоиспытателей при Казанском университете. Казань, 1873. Т. 4, вып. 1. 47 с.

 

 

ВложениеРазмер
NyryaS (1).jpeg125.12 КБ
NyryaS (1).jpg124.6 КБ
NyryaS (2).jpg142.65 КБ
NyryaS (3).jpg227.84 КБ
NyryaS (4).jpg298.75 КБ
NyryaS (5).jpg115.21 КБ

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.