Арское кладбище, церковь Ярославских чудотворцев

Арское кладбище

Бесспорно, самым известным кладбищем города ныне является Арское. Пожар 1815 г. до минимума сократил количество документов XVIII века в местном архиве, поэтому пришлось обратиться к материалам центральных архивов. Самым ранним документом, упоминающим Арское кладбище, является план Казани, составленный в 1766 г. Василием Кафтыревым. 
Уже тогда на кладбище имелась часовня. Датой постройки церкви Ярославских чудотворцев исследователи считают 1796 г. Взятая из гораздо более поздних клировых ведомостей, иных подтверждений эта дата (проекты, счеты, отчеты по постройке и т. д.) не имеет. 

 

Не всегда церковь была кладбищенской, бывали периоды, когда она была приходской, а некоторое время она была приписана к находящейся неподалеку церкви св. Варвары. Иногда в церковь Ярославских чудотворцев назначались проштрафившиеся перед духовным начальством клирики: в кладбищенских церквях не крестили и не венчали, а заготовка дубовых крестов доход давала небольшой.

Кладбище постепенно разрасталось. Со временем здесь стали хоронить не только простолюдинов, но и горожан, достигших известного положения. И неблагоустроенное кладбище обратило, наконец, на себя внимание властей весной 1835 г. Впервые за историю города были развернуты серьезные работы по благоустройству кладбища, ибо вид скота, бродящего по могилам, вряд ли способствовал умиротворению чувств горожан. Первое, что решила сделать городская дума, — обнести кладбище оградой. Ограда эта, в которой деревянная решетка заменена железной, и сейчас впечатляет своей протяженностью.
Два ее луча — западный и южный — и ныне отделяют кладбище от «Русской Швейцарии» (ЦПКиО) и Сибирского тракта (ул. Н. Ершова). С севера и востока границы кладбищу положены самой природой — настолько глубоки там овраги.
 

                                                          могила Василия Сталина                                                                Арское кладбище

УСЫПАЛЬНИЦА НА КЛАДБИЩЕ. 
Хозяйство кладбища не ограничивалось могилами и оградой. Здесь располагались контора, сторожка, сенник, дровяник, были своя лошадь с телегой, инструменты и прочее. Среди этого прочего упоминается несколько загадочная «усыпальница».
Кладбищенская усыпальница—это не склеп и не иное солидное надмогильное сооружение. Это помещение, где устанавливался гроб с покойным сроком хотя бы на одну ночь, чтобы исключить возможность погребения заснувшего летаргическим сном.
Опасения похоронить живого охватили с полувековым отрывом от Европы и русское общество. Циркулярно было рекомендовано повсеместное устройство усыпальниц на кладбищах. Оборудовано не только православное Арское кладбище, но и его лютеранская часть. Мало того, сохранился документ о необходимости сооружения усыпальниц и на магометанском кладбище, но неизвестно, была ли она сооружена. Зато доподлинно известно время, когда контора Арского кладбища приняла нынешний вид—1884 г. Известен и автор проекта — архитектор В. Вечко-Друзин.
Территория кладбища постепенно росла, появились конфессиональные участки для инославных (лютеран, католиков, старообрядцев разных толков) и для иноверцев (иудеев). Выделен был и участок для воинских захоронений.
Участок кладбища, примыкающий к церкви, служил обычно для погребения духовных лиц. Не исключение в этом смысле и Арское кладбище.
За алтарем расположены могилы двух казанских архиереев, бывших впрочем на казанской кафедре весьма недолго — каждый по полтора — два года Вот могила архиепископа Казанского и Чистопольского Сергия (Королева) Удивительной судьбы архипастырь при жизни уже почитался как святой. До войны, будучи за рубежом, возглавлял Пражскую епархию, придерживался юрисдикции митрополита Евлогия. Благодаря личному обаянию и авторитету архиепископа Сергия православие в Чехии значительно окрепло, а многие русские эмигранты удержались от перехода в католичество. Сам владыка жил в Праге крайне скромно, в одной комнате на четвертом этаже. По четвергам устраивал «чай». Был весьма гостеприимен и хлебосолен: сам солил грибы, варил варенье, в гости ходил с большим мешком, куда помещал самовар и варенье собственного приготовления. Именно вокруг него сплотилась почти вся русская эмиграция в Праге. Во время войны архиепископ Сергий спас многих, укрывая у себя бежавших из немецких концлагерей.
Прибытие его в Казань в 1950 г. было очень торжественным. Скромного, подчас стеснительного владыку народ встречал как святого: цветами устилая любимому архиерею дорогу, каждый приглашал его к себе в гости.
Рядом могила епископа Иустина (Мальцева). Известно лишь, как говорят историки, крайние даты его жизни—1891—1950 гг., и более о нем неизвестно почти ничего. На казанскую кафедру он был возведен уже совершенно больным, с расстроенным здоровьем и вскоре скончался.
Чуть в стороне похоронен схииеремонах Серафим (Кожурин). Родившийся в 1883 г., он прожил долгую жизнь и умер в 1969 г. Один из последних насельников разгромленной в 1930-х годах Седмиозерной пустыни, именно он сохранил чудотворную Смоленско-Седмиозерную икону Божией Матери, ныне находящуюся в алтаре Петропавловского собора в Казани.
Чуть позади, слева, виден металлический узорный крест на могиле протоиерея Михаила (Колокольникова). До войны протоиерей состоял секретарем обновленческого Казанского Епархиального управления. После он покаялся и был принят в церковное общение и служил в Николо-Покровской церкви Казаки. Именно ему исповедовался архиепископ Сергий и епископ Иустин. Несмотря на его обновленческое прошлое, в памяти людей сохранились его чрезвычайное человеколюбие и мягкость.

Арское кладбище
 
ПОПЕЧИТЕЛЬ ШНЕГАС
Внимательному взгляду многое откроется на старых дорожках кладбища. Вот смещенный с могилы тяжелый старый крест с надписью «Ольга Александровна Апехтина, урожденная Шнегас». Обе фамилии известны, а одна из них имеет к Арскому кладбищу непосредственное отношение. Речь идет о Владимире Шнегасе, ставшем попечителем кладбища в период крайнего его упадка.
Думаю, что для этого было две причины. Во-первых, народ наш был не такой уж и «богоносец», коли позволял себе в зимнюю пору выворачивать и увозить с кладбища камни. Второй причиной было донельзя скудное обеспечение кладбищенского персонала и кладбища как хозяйственной единицы. Два сторожа и три могильщика — вот и весь штат кладбища. Получали они по 10 рублей в месяц. Смотритель — еще одна штатная единица — получал 30, на которые тоже не разгуляешься, в запустении было и хозяйство кладбища: его доход состоял из денег от нарезки земли под могилы, за содержание могил и их одерновку. А ведь надо было еще бесплатно хоронить и бесхозные (так называемые «полицейские») трупы. «Смотритель кладбища получал слишком ничтожное жалованье, чтобы быть в состоянии прожить без незаконных поборов...» — писал в городскую думу В. Шнегас. Он подчеркивал, что «не существует никаких правил, служащих основанием для управления кладбищем», в большом беспорядке находились кладбищенские книги, крестьяне соседних деревень воровали надгробия и кресты.

Арское кладбище
Отставной военный, человек деятельный и предприимчивый (именно он осветил Казань газом), стал решительно наводить порядок на Куртинском (это второе название Арского) кладбище.
«Мною приняты меры и до некоторой степени достигнуты, чтобы нищие не бродили по кладбищу и не стояли у ворот»,— докладывал думе попечитель. Существенно пополнился инвентарь: ведомости рассказывают о приобретении тулупов и сабель с ножами для сторожей, часов с боем для конторы, конских ведер, пил, топоров и т. д.
Но коса нашла на камень, когда Шнегас стал силами своего персонала изготавливать и по 12 рублей продавать дубовые кресты. Это был подрыв бизнеса кладбищенской церкви: именно ее притч подрабатывал на крестах. В дело вмешался епархиальный архиерей, написавший, довольно резко, губернатору. Городская дума не стала защищать попечителя, и он решительно отказался от избрания на следующее трехлетие. Дума сердечно поблагодарила Владимира Андреевича Шнегаса за труды и за ненахождением кандидата в попечители постановила считать таковым самого городского голову.

 
                                                           склеп                                                                               Арское кладбище

СТАТУС АРСКОГО КЛАДБИЩА
Арское кладбище, расположенное по ул. Николая Ершова,  получило статус историко-мемориального, соответствующее постановление опубликовано в Сборнике документов, размещенном на сайте исполкома.

Такое решение принято для увековечения памяти о выдающихся деятелях Татарстана, организации погребения с учетом особых заслуг умершего перед обществом и государством, охраны намогильных памятников.

В положении отмечается, что мемориальное кладбище имеет историческое и культурное значение, и погребение умершего на нем производится за особые выдающиеся заслуги перед обществом и государством. Также установлено, что кладбище открыто для посещения со вторника по субботу с 8.00 до 16.00. В воскресенье и понедельник доступ закрыт.

 

                                       памятник Василию Бурмистрову                                                                    Арское кладбище

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
А́рское кладбище — центральный некрополь в современной Казани, в Вахитовском районе города.

Кладбищенская церковь (Церковь Ярославских чудотворцев — святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина; построена в 1796 году) — единственная не закрывавшаяся в советские годы. Колокольня храма построена по проекту архитектора Ф. И. Петонди в 1844 году.

Впервые упоминается в 1766 году. Первые известные захоронения состоялись здесь 12 и 13 июля 1774 года, когда земле были преданы тела погибших при штурме Казанского посада и Кремля повстанцев армии Е. И. Пугачева, а также горожан, павших при столкновении с его войском. Территория кладбища постепенно росла, появились участки для представителей неправославных конфессий (лютеран, католиков, старообрядцев разных толков и иудеев), а также воинских захоронений. Постепенно разрозненные участки соединились в единый некрополь.
 

Известные люди, похороненные на Арском кладбище
Адамюк, Эмилиан Валентиевич (23.6.1839 — 16.9.1906) — российский офтальмолог.
Алемасов, Вячеслав Евгеньевич (11.7.1923 — 15.6.2006) — российский и советский учёный, специалист в области теплоэнергетики. Действительный член (академик) Российской академии наук по Отделению физико-технических проблем энергетики (1992); директор Отдела энергетики Казанского научного центра РАН.
Арбузов, Александр Ерминингельдович (30.8(11.9).1877 — 21.1.1968) — химик-органик, действительный член АН СССР, Герой Социалистического Труда, дважды лауреат Сталинской премии, основоположник советской научной школы фосфороргаников.

Арское кладбище
Арбузов, Борис Александрович (22.10(4.11).1903 — 6.11.1991) — химик-органик, действительный член АН СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Сталинской премий.
Багаутдинов, Анвар Бадретдинович (27.11.1925 — 25.10.2002) — Председатель Президиума Верховного Совета ТАССР (1983—1986).
Бонч-Осмоловский, Глеб Анатольевич (3.11.1890 — 1.11.1943) — русский и советский антрополог и археолог (специалист по раннему палеолиту), этнограф (народы Крыма и Кавказа), геолог, доктор исторических наук.
Васильев, Алексей Михайлович (1882—1956) — заслуженный деятель науки РСФСР и ТАССР, доктор химических наук, профессор.
Васильченко, Александр Григорьевич (1911—1960) — Герой Советского Союза.

Галлер, Лев Михайлович (17(29).11.1883 — 12.7.1950) — флотоводец, адмирал, начальник Главного морского штаба (1938—1940), командующий Балтийским флотом (1932—1937). Установлен кенотаф.                                        Арское кладбище

Груздев, Викторин Сергеевич (1866—1938) — врач, заслуженный деятель науки РСФСР, профессор.

Девятаев, Михаил Петрович (8.7.1917 — 23.11.2002) — Герой Советского Союза, возглавлявший группу советских военнопленных, которая захватила бомбардировщик и совершила на нем побег из немецко-фашистского концлагеря.Арское кладбище

Джугашвили, Василий Иосифович (21.3.1921 — 19.3.1962) — военачальник, генерал-лейтенант авиации, командующий ВВС Московского военного округа (1948-52), сын И. В. Сталина. Первоначально был похоронен на Арском кладбище (11 уч ныне там установлен кенотаф), так как жил в Казани в 1953-62 гг. В 2002 г. останки В. И. Джугашвили были перевезены в Москву, на Троекуровское кладбище, где покоится его супруга.

Егоров, Дмитрий Фёдорович (22(10).12.1869 — 10.9.1931) — математик.

Жиганов, Назиб Гаязович (15.1.1911 — 2.6.1988) — композитор, народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, трижды лауреат Государственной премии СССР, секретарь правления Союза композиторов СССР, председатель правления Союза композиторов ТАССР (1939-77), ректор Казанской консерватории (1945-88).

Арское кладбище

Ибрагимов, Галимджан Гирфанович (12.3.1887 — 21.1.1938) — татарский писатель, языковед, общественный деятель, Герой Социалистического Труда, репрессированный и посмертно реабилитированный.

Ильминский Николай Иванович (23.4.1822 — 27.12.1891) — выдающийся русский востоковед, педагог-миссионер, библеист, член-корреспондент Академии Наук Российской Империи.                                                    Арское кладбище

Казин, Фёдор Нилович (14(26).7.1858 — 2(15).3.1915) — государственный, общественный и земский деятель, член Государственной Думы 4-го созыва, землевладелец.
Ключарев, Александр Сергеевич (19.2.1906, Казань — 30.3.1972, там же), композитор, музыкально-общественный деятель, фольклорист, народный артист ТАССР (1964), заслуженный деятель искусств ТАССР, РСФСР (1939, 1969).
Кобяков Иван Григорьевич (21.01.1917 — 02.12.1993) — Герой Советского Союза, генерал-майор, участник советско-финской и Великой Отечественной войны
Коринфский, Михаил Петрович (1788—1851) — русский архитектор.
Курынов, Александр Павлович (8 июля 1934—1973) — советский тяжелоатлет, чемпион Олимпийских игр 1960 года в Риме, чемпион мира 1961, 1962, 1963, чемпион Европы 1960—1963 годов, заслуженный мастер спорта СССР (1960).

 

Могила Н. И. Лобачевского

Арское кладбище
Лобачевский, Николай Иванович (20.11(1.12).1792 — 12(24).2.1856) — математик, основоположник неевклидовой геометрии, помощник попечителя Казанского учебного округа (1846-56), ректор Казанского университета (1827-46).

Муравьёв, Анатолий Васильевич (02.07.1923 — 11.09.2010) — основоположник хоккея в Казани.

Мусин, Рашид Мусинович (12.11.1927 — 2.10.1982) — политический и государственный деятель, член ЦК КПСС член Президиума Верховного Совета СССР (1980-82), первый секретарь Татарского обкома (1979-82) и Казанского горкома (1961-79) КПСС.

Нежметдинов, Рашид Гибятович (15.12.1912 — 3.6.1974) — международный мастер по шахматам, мастер спорта по шашкам, заслуженный тренер СССР, многократный чемпион РСФСР и СССР в командных первенствах, имя которого носит Казанская школа шахмат и российский мемориальный шахматный турнир.

Несмелов, Виктор Иванович (1(13).1.1863 — 6.1937) — русский философ и богослов. Профессор Казанской духовной академии. Автор трудов по философской антропологии, открывших новое направление в религиозной философии и богословии.

Никольский Николай Васильевич (7 (19) мая 1878 — 2 ноября 1961) — доктор исторических наук, профессор Казанского университета, Восточного педагогического института, Марийского педагогического института. Внёс большой вклад в разработку вопросов истории, этнографии, фольклора и языка чувашского и других поволжских народов. Основатель первой газеты на чувашском языке «Хыпар».
Нужин, Михаил Тихонович (21.10.1914 — 11.8.1983) — ректор Казанского государственного университета имени В. И. Ульянова-Ленина, советский математик и механик, доктор физико-математических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РСФСР.

Петляков, Владимир Михайлович (15(27).6.1891 — 12.1.1942) — авиаконструктор, лауреат Сталинской премии, создатель бомбардировщиков Пе-2 и Пе-8.

Арское кладбище

Петонди, Фома Иванович (1797 — 13(26).7.1874) — русский архитектор, построивший ряд зданий в городах Орле и Казани.

Петрушевский, Дмитрий Моисеевич (1(13).9.1863 — 12.12.1942) — историк, действительный член АН СССР, автор трудов по социальной истории Англии в средние века.

Покровский, Михаил Михайлович (21.12.1868 — 10.08.1942) — российский филолог-классик, лингвист и литературовед, профессор Московского университета, академик Академии наук СССР.

Полушкин, Пётр Алексеевич (14.7.1924 — 19.9.2009) — Герой Советского Союза.

Саблуков, Гордий Семёнович — профессор Казанской духовной академии, первый переводчик Корана на русский язык, чей перевод был издан.

Салагаев, Александр Леонидович (17.3.1952 — 18.7.2014) — российский социолог, доктор социологических наук, исследователь в области социологии молодёжи, государственной молодёжной политики, социальных девиаций, лидер русского национального движения Республики Татарстан, президент «Общества русской культуры Республики Татарстан».

Сафиулин, Ганий Бекинович (1.7.1905 — 14.10.1973) — Герой Советского Союза, генерал-лейтенант.

Арское кладбище

Тимашев, Геннадий Александрович (22.9.1946 — 11.5.2012) — начальник Казанского высшего командного краснознамённого танкового училища, генерал-майор.
Тимирясов, Виталий Гайнуллович (6.09.1937 — 20.05.2013) — доктор экономических наук, профессор, основатель и ректор казанского Института экономики, управления и права.

Тимофеев, Василий Тимофеевич (1836 — 2 (14).12.1895) — выдающийся миссионер, просветитель, педагог, первый кряшенский священник, заведующий Центральной крещёно-татарской школы, сотрудник и ученик Н. И. Ильминского.

Арское кладбище

Фешин, Николай Иванович (1881—1955) — художник. Скончался в США, куда выехал в 1923 году, перезахоронен в Казани в 1976 году.

 

Фильченков, Сергей Яковлевич (18.03.1915 — 30.11.1965) — Герой Советского Союза.
Фукс, Карл Фёдорович (6(18).9.1776 — 12(24).4.1846) — врач, ботаник, этнограф, историк, археолог, краевед, ректор Казанского университета (1823-27), основатель Казанского зооботанического сада.
Чеботарёв, Николай Григорьевич (3(15).6.1894 — 2.7.1947) — математик.
Чернокальский, Борис Дмитриевич (17.02.1932 — 28.12.1978) — доктор химических наук, профессор, заведующий кафедрой.
 
 
Где находится, как доехать:
420045, г.Казань,  ул.Ершова, 25
тел.(843)264-65-13, 238-16-58.
Проезд по ул. Ершова до ост. Парк Горького.
 
 Арское кладбище
ЦЕРКОВЬ ЯРОСЛАВСКИХ ЧУДОТВОРЦЕВ
Один из наиболее почитаемых и посещаемых храмов г. Казани - храм во имя святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. Этот храм находится на Арском Алтарькладбище. Он был построен в 1796 году как двухпрестольный (придел был освящен во имя свт. Николая Чудотворца).

В 1843 г. был построен левый придел во имя святителя Никифора, патриарха Цареградского (Константинопольского), а в 1844 г. - перестроен правый придел, освященный заново во имя трех святых: свт. Николая Чудотворца, свт. Льва папы Римского и св. праведной Марфы. В эти же годы была сооружена колокольня по проекту архитектора Фомы Ивановича Петонди.

Постройка и реконструкция храма осуществлялись на средства городского общества. Сам храм,Внутреннее убранство храма будучи кладбищенским и изначально сооружавшийся для отпевания православных христиан, не имел собственного прихода и был приписан к кафедральному Благовещенскому собору. Так продолжалось до 1925 года, когда, после закрытия Благовещенского собора, кладбищенская церковь стала приходской. 
В 1934 году, несмотря на протесты верующих и духовенства, храм был передан обновленческому епархиальному управлению. Именно в это время здесь оказалась незаконно присвоенная обновленцами гробница с мощами святителя Гурия Казанского. Однако вскоре православным удалось отстоять свой храм, и он был возвращен православной общине. К концу 30-х годов все монастыри и большинство городских храмов были закрыты, поэтому все святыни были перенесены в кладбищенский храм. Здесь Административное здание приходахранились чудотворные иконы:

- Смоленско-Седмиозерная икона Божией Матери (из Седмиозерной пустыни),
- Раифская икона Божией Матери (из Раифской пустыни),
- икона преподобного Сергия Радонежского (из Свияжского Иоанно-Предтеченскогомонастыря),
- икона великомученицы Варвары (из Варваринской церкви г. Казани),
- Тихвинская икона Божией Матери (из Тихвинской церкви г. Казани) и др.
Значение церкви Ярославских чудотворцев (мало чем прославившейся в прежние годы) в истории Казанской епархии XX века чрезвычайно велико. С 1938 по 1946 год кладбищенский храм являлся единственным во всей Казани и потому имел статус кафедрального. В годы войны здесь служил архиепископ Андрей (Комаров), известный тем, что благословил сбор средств и одежды в помощь Советской армии. Кладбищенская церковь в Казани — единственная не закрывавшаяся в советские годы. В сознании верующих это одно из самых намоленных мест древнего города. И поныне церковь Ярославских чудотворцев, несмотря на скромность своих размеров и относительно небольшую историю, является одним из наиболее почитаемых мест православной Казани.
 

Арское кладбище
Особо чтимые святыни храма:
мощи святителя Гурия
чудотворный список Казанской иконы Божией Матери.
 
 Арское кладбище
ЭКСКУРСИЯ НА АРСКОЕ КЛАДБИЩЕ
В Казани есть кладбище, куда можно ходить как в музей. Оно ничем не уступает московскому Новодевичьему или питерской Александро-Невской Лавре. Inkazan решил устроить своим читателям экскурсию по Арскому кладбищу, где похоронены известные люди, творившие историю города, республики, а зачастую, и страны. О том, что здесь находятся могилы Лобачевского, Хади Такташа и Петонди, знают многие. Но знаменитостей здесь больше, чем трое. Их тут целые аллеи.

Аллея воинов открывается кенотафом адмиралу Льву Галлеру. Во время Великой отечественной войны он разрабатывал и строил суда. Умер он в тюрьме, а на Арском кладбище есть его надгробный памятник без могилы.
Могила известного, как сейчас бы сказали, политика. Тогда Рашид Мусин был партийным деятелем. Известность ему принесла борьба с «татарским национализмом».

Арское кладбище
Надпись на этом надгробии говорит сама за себя. Жеребцов был не только атлетом, но и заслуженным артистом ТАССР. Он работал в Казанском цирке, демонстрировал аттракцион "Русский богатырь". Сегодня его имя носят международные соревнования по гиревому спорту.
Казанская консерватория носит имя известного композитора Назипа Жиганова, который тоже похоронен на Арском кладбище. Жиганов считается основоположником современного татарского музыкального искусства.
Здесь же, рядом, находится могила известного шахматиста Рашита Нежметдинова. Чемпионом в первенстве СССР по шахматам он становился трижды. Сейчас его имя носит казанская школа шахмат и Мемориал среди шахматных школ России.

Арское кладбище
Именем этого талантливого инженера названа улица в Авиастроительном районе Казани. Известен случай, когда Максимову было поручено сделать ограждения для строящегося Дворца спорта. Сделал он их из нержавейки. Руководство осталось недовольно тем, что Максимов использовал ценный металл. На это инженер ответил: "Качество должно быть во всем. Для своих людей ведь делаем".
Могила поэта Заки Нури. 
Кроме литературной и журналистской деятельности - Нури был главным редактором журнала "Казан утлары" - он известен и как общественный деятель, депутат Верховного Совета ТАССР.
Дмитрий Гольдштейн заведовал кафедрой лучевой диагностики при казанской медицинской академии. Стал первым руководителем рентгеновского кабинета.
Дизайн надгробных памятников - если здесь уместно говорить о дизайне - очень разный. Рядом с "суровой" плитой - под такими хоронили в 70-80-ые годы - стоит большой деревянный крест с распятием, потемневший от времени.

Арское кладбище

Казанский социобиолог Альфред Мустафин написал «Первобытную психологию». Он считал, что человек рождается с подсознательным желанием быть лучше или хотя бы не хуже других. Если это желание не реализовать, начинаются психологические проблемы. На вопрос "В чём смысл жизни?" он отвечал - "В реализации "конкурентного инстинкта".
Владимир Петляков спроектировал высотный истребитель ВИ-100, бомбардировщики Пе-2 и Пе-8. Он был арестован за организацию "русско-фашистской партии". Освободили его за успешную разработку новой машины и даже присудили Сталинскую премию.

Арское кладбище
Никольского знали не только как этнографа. Он был музыкантом, знатоком народной медицины. Дружил с Арбузовым, чья могила тоже находится на Арском кладбище. Известно, что предсмертными словами Никольского были: «Никто не скажет, что я был лентяем».
Математик, талантливый педагог Михаил Нужин - "рекордсмен" по длительности пребывания во главе Казанского университета. КГУ он возглавлял 25 лет. Говорят, у него не осталось родственников. Но на могиле всегда лежат свежие цветы.
Об этом художнике мало что известно. Он написал портрет академика Арбузова. Он же создал фасад здания "Татнефтепроводстрой" с индустриальным панно.
Надгробный памятник Василию Бурмистрову, доценту Казанского Химико-технологического Института.

Арское кладбище
Андрей Агафонов, известный в свое время педиатр, заведовал кафедрой детских инфекций. Его имя носит казанская инфекционная больница №1. Кроме всего прочего, он был депутатов Верховного Совета РСФСР.

Таких "беседок" на Арском кладбище предостаточно. В этой есть даже угол, обставленный иконами, и лампада с горящей свечой.

Одна из самых старых могил, сохранившихся до настоящего дня.

Арское кладбище

 

 

Могила известного ученого Николая Лобачевского. Английский математик Уильям Клиффорд назвал его «Коперником геометрии».
Писатель, казанский краевед Иван Заботин посвятил Лобачевскому свой роман, назвав его просто и лаконично - "Лобачевский". Может быть, потому их могилы находятся рядом.
Тут же, рядом с Лобачевским, лежит целая династия Арбузовых. В Казани есть дом-музей Арбузовых и улица, названная в честь Александра Арбузова.
Могила ещё одного профессора находится за витой решеткой очередной "беседки". Можно пройти внутрь.
Оставляем за читателями право найти могилы остальных знаменитостей, среди которых сын Сталина Василий Джугашвили, архитекторы Коринфский и Петонди, драматург Галиаскар Камал, историк Петрушевский, поэт Хади Такташ. Говорят, здесь же, среди петляющих лабиринтов кладбищенских дорожек, затерялась могила Карла Фукса. Возможно, кому-то из казанцев её удастся отыскать.

Арское кладбище открыто с 09.00 до 18.00. Могилы известных людей находятся на главной аллее кладбища за церковью и на аллеях 11 и 12.

________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:
Команда Кочующие
Сайт Казанской митрополии
Сайт Википедия
http://www.iske-kazan.ru/226-kazan-progulki-po-gorodu-mertvykh
http://www.tatarstan-mitropolia.ru/temples/kazan/yaroslavskih/
http://inkazan.ru/po-kladbishhu-kak-po-muzeyu/
фото Сергея Елагина.
Статья Льва Жаржевского.

 

история Казани!

Арское кладбище - настоящий кладезь истории, исторических личностей и исторических фактов как о Казани, так и о России!

по кладбищу летом проводятся экскурсии - 

их проводит местный краевед Леонид Абрамов, и ещё одна фирма!

страничка Л.Абрамова есть Вконтакте в наших друзьях!

очень интересно! советую побывать!

тайна кладбища

Своим привидением может похвалиться каждое уважающее себя кладбище. С Арским кладбищем связана одна странная и очень печальная история.

Жила-была бедная женщина, в одиночку растившая сына. Приходилось ей перебиваться случайными заработками, и жили они впроголодь. И вот мальчик, когда ему было семь лет от роду, заболел и умер. Мать похоронила его на Арском кладбище. Она купила для надгробия кусок белого мрамора, а чтобы сделать на нем надпись, денег уже не хватило. 

Конечно, можно было установить надгробие из материала подешевле, чем мрамор, зато с эпитафией, но что взять с убитой горем женщины! Оказавшись в безымянной могиле, юный покойник, похоже, обиделся и стал мстить всем людям без разбору. И посему те, кто приходит на кладбище, зная эту историю, стараются не читать эпитафии. А то ненароком на чужой могиле можно увидеть свое имя. 

Или на какие-то мгновения перед пораженным посетителем погоста появится надпись: «Сдохни!», порой приправленная нецензурщиной, - и тут же исчезнет. Говорят, это хулиганство прекратится тогда, когда кто-то узнает имя мальчика и вырежет его на белом мраморе.

Знатное кладбище,хотела бы

Знатное кладбище,хотела бы побывать...

охрана некрополей

Накануне на заседании Татарстанского территориального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ТРО ВООПИиК) общественники утвердили 10 первоочередных захоронений видных деятелей Казани, которым необходима юридически закрепленная охрана (защита) государства.

После бурных обсуждений, длившихся около часа, в Министерство культуры РТ решено подавать рекомендации для включения в перечень объектов культурного наследия захоронения Николая Катанова (тюрколога, профессора Казанского императорского университета), Евгения Боратынского (поэта), Якова Шамова (купца, благотворителя), Петра Дульского (основоположника казанского искусствознания), Александра Зайцева  (выдающегося русского химика-органика, ученика Бутлерова), Гордия Саблукова (русского востоковеда, профессора Казанской духовной академии), Николая Виноградова (основоположника казанской терапевтической школы).

А также могилы знаменитых и выдающихся татарских деятелей: Шигабутдина Марджани (татарского богослова и просветителя), Галимджана Баруди (богослова, общественника, педагога), Ахметбая Хусаинова(татарского миллионера, мецената) и Ахметзяна Сайдашева (предпринимателя, общественного деятеля).

Как считают активисты одного из направлений ТРО ВООПИиК, участники движения «Казанские некрополи», присвоение статуса объектов культурного наследия поможет спасти захоронения от уничтожения и забвения. После прохождения процедуры документального оформления, включающей в том числе и экспертизу Министерства культуры РФ, захоронения пополнят ныне существующий список могил, отнесенных к объектам культурного наследия.

«Сейчас мы выделяем самые первоочередные фамилии, потому что в существующем перечне (памятников культуры – прим. Т-и), принятом в 1959 году, находятся всего 38 могил. Но тогда были другие взгляды, принципы – там интервенты, могилы жертв революций. Сейчас этот список неадекватно отражает то место, которое занимает человек в казанской культуре», – подчеркнула заместитель председателя ТРО ВООПИиК, архитектор-реставратор Фарида Забирова.

Она пояснила, что за модель общественники берут Ваганьковское кладбище, где подобные захоронения известных людей описаны в точных координатах, с характеристикой внешнего вида могилы и информацией об усопшем.

Ежегодно предполагается пополнять список захоронении, отнесенных к объектам наследия, а не вошедшие в него пока могилы отнести целым перечнем к достопримечательным местам (с описанием и фото в настоящее время в Казани обследовано 583 исторических захоронения).

«Смысл достопримечательного места в том, что это один из видов объектов культурного наследия. Достопримечательным местом можно сделать территорию в комплексе могил, как, например, описаны сейчас в Елабуге австрийское и японское кладбища. На территории достопримечательного места прописывается предмет охраны – конкретные могилы, ландшафт, аллеи. Смысл – юридически установить здесь охранный режим», – заключила Забирова. 

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.