Усадьба Старожилово

Уникальный для всей России памятник архитектуры расположен в селе Старожилово Рязанской области. Он представляет собой своеобразную усадьбу-конезавод (в одном лице), построенный в стиле средневековой английской эклектики, с добавлением готических элементов. Поместье включало в себя господский дом, здания конного завода, кузницу, водонапорную башню, маслозавод и даже небольшую электростанцию.

  

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

КЛАДЫ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

ПАМЯТНИКИ ГЕОЛОГИИ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

ПОЧИТАЕМЫЕ И СВЯЩЕННЫЕ КАМНИ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

  
Также в состав усадьбы Старожилово относится храм в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла, около храма склеп с могилами помещика А.С. Каншина и его дочери.
Также при усадьбе имелись большой плодовый сад-питомник, собственная метеостанция, винокуренный завод и водяная мельница.
                                                                     Усадьба Старожилово                                          Усадьба Старожилово
Усадьба находится в южной части Рязанской области, примерно в пятидесяти километрах от областного центра – города Рязани, в долине реки Истья (правый приток реки Ока). 
В настоящее время остатки усадьбы находятся в поселке Старожилово – это районный центр Старожиловского района Рязанской области. По архивным данным название бывшего села произошло от родового прозвища первых владельцев этой земли. Так, например, в писцовых книгах 1628 года упоминаются Феоктист и Ивашко Сторожилов (тогда писалось через «О»). 
В 15-16-м веках эти территории еще считались пограничными, и многие дворяне за несение пограничной (сторожевой) службы наделялись землями, которые охраняли. От слов «страж, сторож» и произошла древняя фамилия, которая потом стала названием села. 
Первое большое поместье было построено в селении в самом начале 17-го века княжной М.В. Волконской, а потом была продана боярину М.И. Морозову.

Усадьба Старожилово
В 1683 году село жаловано вотчинной грамотой комнатному стольнику царя Фёдора Алексеевича, Василию Фокичу Грушецкому (двоюродному брату жены царя, царицы Агафьи Грушецкой). 
В начале 19-го века село Старожилово перешло во владение  действительному тайному советнику Владимиру Сергеевичу Грушецкому. В те годы у него числилось в крепости 332 мужских и 330 женских душ.
В начале 19-го века село купила княгиня Орлова, в те годы она была самой крупной землевладелицей в этом уезде. 
В 1860-е годы около Старожилово проложили железную дорогу. Одному из концессионеров строительства, предпринимателю Фон Дервизу понравились здешние места, и он приобрёл у Орловой более 3000 десятин земли. Через несколько лет его младший сын, Павел Павлович Фон Дервиз (1870—1943) развернул в селе строительство крупного конного завода. Проектирование архитектурной части комплекса и усадьбы владельца исследователи часто склонны приписывать Ф. О. Шехтелю. П. П. фон Дервиз служил в кавалерии, военная служба в которой упрочила его любовь к лошади и ему хотелось поработать на поприще верхового коннозаводства. 
В 1893 году его желание осуществилось, когда посредством управляющего имениями землевладельца Задонского уезда Г. Ф. Грушецкого (агроном Задонского уезда, сын полковника, кавалера орд. Св. Георгия, Ф. А. Грушецкого), были приобретены: чистокровный жеребец завода Л. Ф. Грабовского, белый араб завода кн. Сангушко, золотисто-рыжий араб завода К. К. Браницкого, 23 кровные арабские матки в заводе кн. Сангушко, 8 арабских кобыл в заводе графа И. А. Потоцкого и 18 орлово-ростопчинских маток завода Шуриновых.
 

Усадьба Старожилово
Комплекс строений усадьбы в Старожилово привлекает к себе необычайным сочетанием неоготического и романтического стиля, который был присущ средневековой Англии и Дании. Была сделана двухцветная каменная кладка основного поместья и всех надворных построек. Основу зданий выложили из кирпича красного цвета, а декоративные детали и архитектурные изыски выделили кирпичом белого цвета. Также по особой технологии при обжиге красного кирпича получались различные оттенки: от темно-коричневого до светло-оранжевого и желтого цвета, что позволяло создавать композиции различных тонов при постройке зданий. 
Основа конезавода – это манеж (частично сохранился до наших дней). Композиция манежа состоит из трех частей, боковые стороны которого выполнены в сравнительно больших объемах. Верхняя часть строения декорирована зубцами, также в манеже сделаны стрельчатые формы окон, что придает схожесть этого сооружения средневековым замкам и крепостям. Особый эффект создавали боковые башни, они также построены в готическом стиле, что усиливало эффект «замковости». Башни были не просто декором самого манежа, в них располагались разные подсобные помещения, жилье для конюхов, кладовые для конского корма и инвентаря.
Помещения основного поместья, манеж, конюшня, домик для слуг отапливались, везде было организовано водоснабжение – для этого в усадьбе была построена водонапорная башня. Для хозяйственных надобностей, изготовления деталей и ремонта была построена большая кузница. Для лечения и ухода за лошадьми также была предусмотрена ветеринарная лечебница.
За несколько лет Павел фон Дервиз добился определенных успехах в конеразведении, после чего он решил вывести специально для кавалерии и всей русской армии особую породу лошадей, которая будет превосходить силой и выносливостью породу - рязанскую вершковую. Такая лошадь была нужна армии для перевозки гужевого груза и транспортировки артиллерийских орудий на большие расстояния. Так как лошади были основной тягловой силой армии, то фон Дервиз добился государственной помощи в таком сложном деле.
Дополнительно, для развития конезавода был выкуплен завод орлово-ростопчинских лошадей госпожи Шуриновой.
Работа конезавода подразделялась на три основных направления: верховое, рысистое и тяжеловозное отделение. На Рязанском ипподроме даже ввели специальную награду на верховых соревнованиях – «Приз фон Дервиза».
 Перед Октябрьской революцией Павел Павлович сменил свою родовую фамилию на Луговой (по материнской линии). Почти все представители рода фон Дервиз из-за революционных событий и Гражданской войны уехали за границу. Но Павел Павлович остался верен своему делу, и не эмигрировал, хотя многие родственники его звали с собой. В период лихолетья он продолжал управлять конезаводом, а также преподавал в местной школе уроки математики. В 1918 году поместье и завод реквизировали в пользу государства, и над бывшим владельцем повисла угроза ареста. При этом Дервиз-Луговой продолжал преподавать в гимназии. В 1919 году крестьяне предупредили его об опасности, он ушёл из имения пешком, но был арестован по прибытии в Петроград. Однако через некоторое время был отпущен на свободу и вернулся в Старожилово.
В декабре 1920 году в имение перебазировались кавалерийские курсы. Их самый известный выпускник – маршал Г.К. Жуков. П.П. Дервиз вошёл в число преподавателей, читал лекции по математике. Лошади конезавода пополняли кавалерийские части.
   
В настоящее время конезавод находится в ведении Госкомимущества Рязанской области. Однако средств на содержание объекта выделяется крайне мало, денег едва хватает на корм для лошадей, работают на конезаводе только энтузиасты и любители своего дела. Последний капитальный ремонт помещений и зданий был произведен около 30-ти лет назад. В настоящее время конюшни и подсобные помещения буквально на грани обрушения. В зимнее время внутри конезавода часто бывает минусовая температура, часто бывает, что замерзает вода, предназначенная для животных.
Реставрация и содержание этого памятника архитектуры должна быть под контролем областных властей и Министерства Культуры РФ. 
     
 
Где находится, как добраться:
Рязанская область, Старожиловский район, поселок Старожилово.
Из Москвы в сторону Рязани можно доехать по трассе М-5 (Урал).
Далее, из города Рязань следует ехать на город Ряжск – до населенного пункта Акулово.
Там следует повернуть направо (будет дорожный указатель-плакат) на районный центр Старожилово. Недалеко от этой усадьбы и конезавода есть другое поместье рода фон Дервизов в селе Кирицы (еще 13-14 километров).
Также с Рязанского автовокзала каждый день ходят автобусы в поселок Старожилово, расписание и маршруты можно узнать в интернете – на сайте автовокзала.
До Старожилово можно доехать и по железной дороге от станции Рязань-2 до Мичуринска (остановочная платформа Старожилово). 

 
      
_______________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Аверин В.А. История Рязанской области: учебное пособие. — Ив.: Епишева О. В., 2012. — С. 24–54. — 123 с.
Рязанская область // Железное дерево — Излучение. — М. : Большая российская энциклопедия, 2008. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 10). — ISBN 978-5-85270-341-5.
Чижков А.Б., Графова Е.А. Книга «Рязанские усадьбы», г.Рязань, 2013 г.
Об утверждении перечня выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Рязанской области (в ред. Приказов комитета Рязанской области по государственной охране объектов культурного наследия от 19.12.2016 N 112-о, от 24.05.2017 N 61-о, от 03.08.2017 N 87-о, от 25.10.2018 N 76-о).
Достопримечательности и памятники культуры Рязанской области.

 

ВложениеРазмер
Усадьба Старожилово168.18 КБ
Усадьба Старожилово295.83 КБ
Усадьба Старожилово257.08 КБ
Усадьба Старожилово254.62 КБ

Комментарии

Отправить комментарий

Понравилось? Поддержите проект отправив нам любую сумму через форму ниже:

или на на Кошелек ЮMoney: (номер счета - 410011305354182)

Эти деньги пойдут на оплату услуг провайдера, программиста и дизайнера, организацию поездок, очных встреч, фото-видеосъёмку и другие текущие расходы, необходимые для полноценной работы проекта.

 

 

___________________________________________________________

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.