Почитаемые камни Рязанской области

Феномен священных камней в системе дохристианской культуры рассматривается современными историками и археологами (А. Платов, В. Мазин, Л. Василявичус и др.) в общем контексте почитания таких камней различными народами на обширной территории Русской равнины. При этом установлена прямая связь языческой мифологии с традиционными магическими представлениями. 
 

СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО РЯЗАНСКУЮ ОБЛАСТЬ - ТУТ!

КЛАДЫ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО ГОРОД РЯЗАНЬ - ТУТ!

РЕКИ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

СПЛАВЫ ПО РЕКА ОКА И ЕЁ ПРИТОКАМ - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО КАСИМОВСКОЕ ЦАРСТВО - ТУТ!

ОБЩАЯ СТАТЬЯ ПРО РЕКУ ОКА - ТУТ!

ПАМЯТНИКИ ГЕОЛОГИИ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

ГЕОГРАФИЯ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

Неолит длился с V тыс. до н.э. до сер. II тыс. до н.э. Для каменного века был характерен матриархат – власть матерей. В этот период люди благословляли и почитали Великую Богиню Лосиху, что зафиксировано на одном из мегалитов Мещеры (мегалит «Судьбина»). У выбитых на камнях изображений и следов животных проводились магические обряды на удачу в охоте, рыбной ловле и т.п. В III тыс. до н.э. среднюю Европу заселили индоевропейцы. На обширных территориях к востоку от Балтийского моря сложилась культура шнуровой керамики, а из неё развились Поднепровская культура и её ветвь в бассейнах рек Волги и Оки – Фатьяновская. В этот период значительно усовершенствовалась обработка камня. Люди освоили технологию шлифовки, резки и сверления камней. 
 
Бронзовый век, начавшийся в середине II тыс. до н.э., сохранил сложившийся образ жизни людей, основой которого являлось скотоводство. Но уже появились изготовление орудий и украшений из бронзы, строительство длинных домов, курганные и кремированные захоронения. Археологами установлен «факт бесспорного и очень значительного расширения балтийской сферы к востоку от Прибалтики: до Калуги и Рязани (включая бассейн Москвы на юге и до Твери и Дмитрова на севере)» (Л. Василявичус). Находки многочисленных священных камней в Центральной России подтверждают факт их аналогии литовским, почитаемым восточными балтами. Профессор Э.А. Левков предполагает, что культ камней был перенят славянами, пришедшими сюда из мест, где не существовало поклонения валунам, у местных жителей – балтов. Исторические источники указывают, что не только древние балты, но и славяне почитали камни. Финские народы, заселявшие территории Поволжья и Поочья, тоже поклонялись камням, деревьям, источникам, почитали священные рощи и жертвенные камни. Менялись времена, менялись племена, неизменными оставались только камни – самые стойкие хранители следов исчезнувших эпох…
 
Классификация священных камней
В настоящее время российскими учеными накоплен весьма значительный массив знаний о мегалитических памятниках. Собранные сведения и материалы охватывают такие области знания, как история, культурология, этнография, археология, археоастрономия и т.д. Для рассмотрения вопроса о сакральных истоках самого феномена почитания камней Антон Валерьевич Платов называет три основные функции мегалитических памятников: 
во-первых, многие священные камни в сознании людей связаны с божественными или иными мифологическими персонажами. В определенных случаях следует говорить о том, что данный конкретный камень (валун) «посвящён» тому или иному божеству; 
во-вторых, большинство почитаемых камней являлось частью мегалитических сооружений – языческих святилищ, жертвенных капищ. Имеется немало дошедших до наших времён письменных источников и этнографических материалов о магической функции священных камней и сооружений. Материалы археологических экспедиций очень часто свидетельствуют о том, что почитаемые народом в настоящее время или ещё совсем недавно камни (валуны) в древности являлись центральными элементами мегалитических святилищ; 
в-третьих, многие камни и мегалитические комплексы служили в древности совершенно конкретным астрономическим целям, в основном для определения моментов наступления важных в сакральном отношении точек года – солнцестояний и равноденствий, для наблюдения восходов и заходов Солнца и Луны. Мегалитические сооружения с функциями астрономических обсерваторий были обнаружены не только в Западной Европе (знаменитый «Стоунхендж» в Англии, ряды стоячих камней Бретани во Франции, кромлехи Шотландии и т.д.), но, и в Восточной Европе, включая Россию (Монастырщинская стоячая плита близ впадения Непрядвы в Дон, Белозерский стоячий камень, «Цыганский камень» Куликова Поля, Конь-Камень на реке Красивая Меча и т.д.). 
Из всего многообразия огромной базы данных о священных камнях и сооружениях на территории Русской равнины составлена подробная единая типологическая классификация (М.В. Шорин, А.В. Платов) мегалитических памятников рассматриваемого региона: 
 
Отдельные валуны – почитаемые культовые камни, как изменённые искусственно («следовики», камни с «жертвенными чашами» и т.д.), так и неизмененные. 

Мегалитические сооружения, сложенные из нескольких или многих камней или обработанных каменных блоков. 

Стоячие камни (менгиры) – как правило, обработанные, вертикально установленные камни. 

Каменные круги – класс мегалитических сооружений, объединяющий несколько различных групп памятников – от кругов стоячих камней (хеджей) до круговых каменных выкладок разнообразных лабиринтов. 

Астрономические обсерватории – мегалиты и мегалитические сооружения, созданные для астрономических наблюдений в культовых, магических и, возможно, хозяйственных целях. 
Чтобы отнести ту или иную группу священных камней к определенной исторической эпохе или культуре, надо использовать косвенные данные мифологии, лингвистики, геологии, самые разные исторические сведения и литературные памятники старины.
 
Мегалитическая культура древней Мещеры
Сердцевиной Мещеры, срединной или центральной её частью, является бассейн рек Поль-Бужа с системой Великих Мещерских (Клепиковских) озёр, из которых вытекает и несёт в Оку свои воды воспетая К.Г. Паустовским знаменитая Пра. Именно здесь располагаются Национальные природные парки «Мещера» с центром в посёлке Уршельский Гусь-Хрустального района Владимирской области и «Мещерский» – с центром в городе Спас-Клепики Рязанской области. В Центральной Мещере следует выделить три части: верхнюю, расположенную в междуречье рек Поль и Поля, срединную – район Великих Мещерских озёр, а также нижнюю – бассейн реки Пра, включая район Приокского заповедника. Вся эта территория сформировалась в эпоху мезозойской эры, когда в Центральной Мещере образовались «субмеридиональные крупные доюрские долины, начинающиеся южнее Рязани и идущие на север – одна к Шатуре и Собинке Владимирской области, а другая – вдоль полосы Клепиковских озёр – соответственно Шатурская и Центральная ложбины стока» (Рязанская энциклопедия, том VI , 1992 г, с. 616). Реки Шатурской ложбины Сеньга, Ушма и Поля стекают в Клязьму, а реки Центральной ложбины – Поль и Бужа несут свои воды на юг, в Свято-озеро – самое верхнее в системе Великих Мещерских озёр. Здесь следует обратить внимание на возникшую в 20-х годах прошлого века путаницу в географических наименованиях рек Бужа и Поль. Дело в том, что на современных региональных картах и атласах указанно, что река Поль является левым притоком реки Бужа, хотя в действительности Поль является протяженнее (от места слияния) и более полноводной, чем Бужа. На древних картах (Владимирская губерния – межевание, 1778 год; атлас Менде, 1850 год) всё обстоит «с точностью до наоборот» – р. Бужа является правым притоком р. Поля (именно так она обозначена картографами XVIII – XIX вв.). Жители деревень Мокрое, Тюрьвищи и села Палищи, расположенных ниже слияния Бужи и Поль, до сих пор называют её рекой Полей. В академическом труде «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества» под редакцией В.П. Семёнова (С.-Петербург, 1902 г.) упоминается: «Самоя р. Пра со своим притоком р. Полей замечательна тем, что служит стоком целой цепи озёр, расположенных вдоль границы Рязанского и Егорьевского уездов» (с. 309). 

Столь подробное изложение географии Центральной Мещеры необходимо для более полного восприятия необычности и уникальности объектов экспедиционных поисков, обнаруженных и исследованных группой краеведов под руководством автора. Основной целью поисков являлось определение местонахождения загадочной каменной полусферы в таинственной зоне «Шушмор» (см. «Притяжение Мещеры» Дмитрий Барсков, Валентин Барсков, Транзит-Икс, Владимир, 2007). В период сбора материалов для этой книги в 2005-2006 гг. её авторам приходилось неоднократно сталкиваться с мнением о том, что в Мещере – в этом краю обширных болот, непролазных лесных дебрей не может быть «по определению» никаких каменных сооружений, подобных тому, о котором когда-то поведал шатурскому краеведу Н.Н. Акимову местный старожил. 

До недавнего времени сохранилось устойчивое мнение о том, что на территории Мещерского края отсутствуют мегалитические сооружения. Имелись лишь отрывочные сведения об отдельных камнях или ландшафтных скоплениях валунов. Весьма важным признаком расположения почитаемых или священных (получивших такой статус в последнее время) камней являет нахождение рядом с ними культовых деревьев, природных родников, целебных источников и даже православных церквей или часовен. 

Следует обратить внимание на утвердившееся среди ученых мнение, что в древности культовые камни располагались на пересечении дорог и водных путей. При этом необходимо учитывать своеобразие ландшафтов Мещеры, в которых складывались вековые традиции почитания культовых камней и происходило формирование мегалитической культуры данного географического района. Несомненно, что для составления наиболее объективного представления о священных камнях в первую очередь следует обратиться к изучению особенностей Мещерского края, а также культов аналогичных объектов, расположенных в соседних регионах. 

Образ священного камня, расположенного на перекрёстке дорог с надписью: «Направо пойдешь…» из картины В.М. Васнецова «Витязь на распутье», наполнен определённой торжественностью выбора. Здесь перекрёсток дорог – место, откуда можно попасть в иной мир, лежащий за гранью выбора... «В мифологическом сознании переход в Иной Мир может быть произведен только через Центр Мира, где сходятся все дороги и где лежит начальный священный камень» (А.В. Платов). 

Таким образом, феномен священных камней в дохристианской традиционной культуре заключается в увязывании прямой связи почитания таких камней с языческой мифологией и традиционными магическими представлениями. Христианство, зародившееся вдали от славянских племён, восприняло славянское язычество как чуждую религию, и она жестоко уничтожалась сверху. Народ же несколько веков сопротивлялся этому и разными путями вносил язычество в христианство (путём иносказания, кодирования, намёка, переименования по созвучию или внутренней близкой сущности и т.д.). В конце концов, народное (изначально языческое) мировоззрение, этика растворились в христианстве, создав уникальный сплав – Русское Православие. А на местах нахождения языческих капищ, мегалитических святилищ и ритуальных камней-валунов возникли православные церкви и монастыри. Но, на территории Мещерского края ещё в течение нескольких столетий существовало двоеверие и сохранились «отголоски язычества», в том числе и в форме поклонения священным камням. Наследием эпохи двоеверия, т.е. одновременного сосуществования христианства и язычества (на Руси – X-XVI вв.), стало то, что многие священные камни, являющиеся местом поклонения языческим божествам, в дальнейшем приняли христианские имена: камни Велеса стали Власиевыми камнями, камни Макоши – камнями Параскевы Пятницы, камни Перуна – камнями Ильи-Пророка и т.д.
   
 

Старорезанский валун - Алатырь-камень                                                                                    
Этот крупный валун в настоящее время лежит на дне оврага, близ городища Старая Резань. Валун изначально находился на одном из холмов, на самой окраине городища. Возможно являлся культовым объектом древних жителей Старой Рязани. 
Впоследствии, вероятно, был сброшен с холма, в овраг. На одном из холмов, над оврагом, ныне установлен христианский крест.
Этот валун - единственный из подобных камней, обнаруженных в наше время в округе городища Старая Резань.
    
 
Синие камни                                                                                                                                    
  На юго-западе Рязанской области, в пересыхающем устьи реки Паника можно найти загадочное место, которое местные называют "Синие камни". При первом упоминании конечно впечатляешься услышаным и отправляешься в путь.
В живописной лесо-степной зоне южных просторов Рязанской области, не часто встречаются подобные места, где в балке, образованной течением реки, обнажаются камни ледникового периода. Камни эти не простой известняк, который в основном залегает в этих местах, в частности под руслом самой реки Паника. Как утверждают геологи, эти камни - кварцитовидный песчаник. Впрочем на вид они все разные. И на деле оказывается что вовсе они и не синие, лишь только некоторые под некоторым освещением отдают голубоватым оттенком. Но самое интересное оказывается в самой реке.
Река Паника, оказывается не простой речкой. Не смотря на глубину порой до 1,5 метров и ширину 10, она представляет собой в сухой период времени года сеть озёр, соединённых между собой пересыхающими перемычками. Есть мнение, что всё же река течёт под поверхностью земли, тысячи лет пробивая податливые известняковые породы, она прорубила себе подземные ходы. И лишь в весенний период, когда талые воды обильно стекают со склонов оврагов, питая воды реки, уровень Паники поднимается. И даже в этом месте, где лежат "синие камни", вода поднимается до 1,5-2 метров над уровнем земли. О чём свидетельстует висящая везде в округе трава на деревьях, когда то перенесёная бурным течением и развешеная как лапша "на ушах" ветвей.
Камни разбросаны и сосредоточены двумя группами, одна что ближе к источнику. Вторая подальше на изгибе русла. В ноябре, лежали в маленькой луже.
Рядом с камнями обустроен и освящён источник, где можно набрать родниковой воды.
По дороге к камням, возле деревни находится брошеный карьер, в котором можно поискать окаменелости ракушек, занятие не простое, по-этому лучше выделить пару часов на это.
 
 
 
Жокинское городище - Жокинский комплекс
Уникальный древний археологический комплекс -городище - находится близ д.Жокино, в Захаровском районе.
   
 

 Велесов камень у д. Чёлохово                                                                                                                 
Собрались и съездили на священный камень в д. Чёлохово, что в Егорьевском р-не. Найти легко: въезжаете в деревню, налево до конца, там чуть проехать проселочной прямо и поворот направо, вперед метров 100. Влево через канавку - мосток, дальше в лес по тропе.
Место явно Велесово, кругом ели и мрачновато так. Камень весьма необычен, напоминает каменный саркофаг, так и хочется лечь. Собственно, и лёг. Ощущения диковинные, будто я как губка напитался воды, и умер, и было превосходно... Короче, это надо обдумать. Объяснить сложно, как это всегда бывает с такими вещами. По-хорошему, надо бы по теплу поехать да с ночевой, порадеть... Многое станет ясно... Такое это место.
Икона Никиты не мешает, настолько она органично по цветам вписывается в место. Ленточки сосредоточены в одном углу, словно красное место. Умно и скамеечку поставили, чтобы посидеть да посозерцать. Радует, что ленты и монеты по прежнему в ходу как подношения, и нет дурацких надписей, с просьбой так не делать, ибо обычай этот языческий.
Было нас с Рязани семеро, и еще Ладна с Москвы подтянулась, молодец ))) Нам повезло, что у Натальи нашелся платок, и мы смогли повязать по леточке, а то народ начал покушаться на мою косынку... В требу пиво, выпечка, монеты, немного слав до Отца Тайн. Потом песня сообразно духу места, разговоры, перекус, и поторопились до дому.
До камня доехали мигом, а вот выбирались с приключениями, трижды пролетали мимо нужных поворотов, заезжая не туда.
  
  
Камень Кума – Лашинское святилище                                                                                                           
Камень дивен!!! Описания и фото этого не передают. Я и сам, основываясь на описании камня Дрягославом, полагал увидеть нечто не сильно большое. Но. Метража мы не проводили, ибо не затем ходили к Куме, однако глазомер подсказывает, что в камне около трех метров длины, шириной он не менее метра, а вглубь… Не видно, сколько в вглубь. Подрыт он с двух сторон, с лица поменьше, и весьма значительно, почти по пояс человека, с противоположной стороны. Уж не знаю, кто и по что рыл, но это оказалось удобно для обряда.
Собою камень – похож на белый сланец с розовыми прожилками, но видимая его поверхность затемнела до серого цвета и заросла мхами. От предыдущих паломников остались ленты на деревах, бусы, браслет. Что поразило, подле Кумы растут дерева нескольких видов  - и ель, и ольха, и березка малая, и дубки, рябины поодаль. И впрямь – Матушка всем.
Не было середь нас женщин, посему обряд вышел по-мужски скупым, немногословным. Но, как кажется мне, когда мы чрез холодный внешний слой камня дланями искали в нем глубинного, сокровенного тепла, прочуяли силушку Кумы многие из прибывших…
Как обряд начали – пришла к Куме местная старушка, ведшая показывать камень младшему поколению (вроде бы, внучке с мужем). Уточнив, не мешают ли они, старушка порадовалась, что к Куме ходит народ, а то, дескать, забывать стали. Вкратце пересказала нам (хотя родственники и тормошили ее скорее уйти, напрягшись нежданным общением с семеркой каких-то странных парней, по виду, явных сектантов ))) ), как да что с камнем было, как мужа-Кума увезли в Ильинский Погост, а ребеночка их от Кумы отрубили и в Лашино увезли. На камне и впрямь есть место, похожее на давний скол… 
Эх, люди, человеки… 
Губят красу, а зачем, и сами не знают. А камни-то – древняя стать, от начала белого света они, и до самого его завершения будут существовать, и память их глубинная тоже на века многие. Если, конечно, не вмешается пресловутый «человеческий фактор»…
   
 
Боровской камень                                                                                                                                   
В овраге лежит значительных размеров валун, и в мае сего 2008 года, силами трех человек (Мозговкин В., Гасанов Б., Гасанова С.) была осуществлена разведка места. Камень был обнаружен, как и указывалось, в овраге ручья. Он примерно наполовину торчал из склона оврага и был присыпан сверху изрядным слоем земли, поросшим травой. Земля была удалена, задняя часть камня откопана, а сам камень помыт. 
На одном из его боков были обнаружены три высеченных изображения – восьмилучевое «колесо», «стрела» и «бык». «Колесо» выбито выше всех, почти на самой макушке, «бык» повернут на бок, головой вниз. 
Третий петроглиф – «стрелу» - можно обнаружить лишь при внимательном осмотре, нами он был выявлен при изучении поверхности камня на ощупь. «Стрела» указывает вниз. Камни с петроглифами – явление вообще довольно редкое, а уж для средней полосы – уникальное. 
Участники хождения согласились, что здесь - место силы.
 Описание памятника. Камень представляет собой неправильной формы базальтовый валун темно-серого цвета. Один из боков почти плоский, верхняя часть несколько скошена. Приблизительные размеры камня: 2.30 м × 1.50 м, высота над уровнем земли: 0.70 м. Все три петроглифа выбиты на одном боку камня, недалеко друг от друга, представляя собой нечто вроде композиции из трех частей. Диаметр «колеса» - 6 см. «Бык» имеет в длину 18 см, в высоту – 13 см. «Стрела» в длину от 7 до 14 см, длина граней – 5 см и 3.5 см. Петроглифы выбиты на глубину 2-3 мм каким-то орудием, вероятно железным, линии везде уверенные, четкие. Уникальной особенностью является использование в исполнении петроглифов естественных трещин на поверхности камня. Таковы – направляющая у «стрелы», и спина у «быка». 
Не имея возможности оценить древность петроглифов, исходя из техники их нанесения на камень и самой манеры исполнения, оставим это специалистам. Но несколько общих предположений можно высказать уже сейчас. Почитаемые камни такого цвета в народе нередко носили название «Синий» [3], и были посвящены культу предков и славянскому Богу Велесу [4], покровителю мудрости, богатства, почитавшегося также проводником душ умерших на «тот свет».
    
 
Инякинское городище - группа курганов                                                         Шиловский район Рязанской области действительно можно считать удивительным! Во всех отношениях! Эти земли очень богаты на наличие археологических памятников, аномальных зон, удивительных мест.
Присутствие в этих краях «Аненербе» в 1941году и их особый интерес к этим местам и таинственному народу Рязано-Приокской культуры, а также многочисленные наблюдения необъяснимых явлений, типа миражей или НЛО, лишь подтверждает гипотезу о какой-то большой тайне, связанной с этими местами.
 Инякинское городище представляет собой остатки земляных валов, рвов, и нескольких десятков различных курганов, в т.ч. вытянутых. Наиболее крупные курганы достигали в высоту около 6-8 метров.
Эти места практически не изучены археологами. В советское время здесь высадили сосновый бор.
 
  
Городище Старая Резань - крупнейший город Древней Руси                                                                  
Городище Старая Резань расположено в 60 км от современной Рязани (бывший Переяславль-Рязанский). Старое название города Резань. Исходя из подробного анализа истории города, можно сделать вывод, что официальная хронология города не совсем верная, многие факты противоречат официальным историкам. По разным версиям, прежняя столица этой земли – Старая Резань, была уничтожена то ли во время нашествия Батыя в 1237 году, то ли сама запустела в XIV-XV веках, то ли её сожгли крымские татары в XVI веке. Версий много, но давайте разберёмся.
Среднестатистический человек, даже прилежно изучивший историю в средней школе, часто даже не подозревает о том, что под согласованными версиями находится масса фактов и свидетельств, не ложащихся в то или иное основное течение. При этом часто противоречащих ему.
История Рязани в общих чертах известна всем: город в XII веке стал столицей Рязанского княжества, в декабре 1237 года его уничтожили орды хана Батыя, и с тех пор город не восстанавливался, а напоминанием о его судьбе служат остатки гигантских валов.
 Затем столица княжества была перенесена в город Переяславль-Рязанский, который спустя почти 500 лет после Батыева погрома по указу Екатерины II в 1778 году был переименован в Рязань.                                                
Собственно говоря, историей Рязани вплоть до середины XX века в России серьезно никто не занимался, что довольно странно. Может быть это связано с тем, что до нас не дошло никаких письменных источников из этого «протогосударства» (летописей и т.п., что в общем странно). Складывается впечатление, что эти письменные источники уничтожены сознательно, дабы скрыть истинную историю. 
Во всяком случае, несомненным воспринимался факт уничтожения города монголами в 1237 году и постепенное затихание общественной жизни в этом городе на протяжении следующих 100-150 лет (само монгольское вторжение воспринималось после первого русского исторического исследования – учебника немца Иннокентия Гизеля «Синопсис или Краткое описание о начале русского народа», составленный во второй половине XVII столетия и изданный впервые в 1674 году в типографии Киево-Печерской Лавры, само собой разумеющимся фактом. Кстати, по «Синопсису», в России учили историю ещё 150 лет после его первоиздания.

Чуть ли не единственными письменными источниками являются Летописи (Лавреньтевская, Ипатьевская и Троицкая). Но Ипатьевская летопись подвергалась многочисленным правкам, подчисткам с последующим наложением другого текста.
Согласно археологическим данным, жизнь на месте Старой Рязани после пожара и погрома не возобновлялась (если не считать единичных локальных находок, свидетельствующих в лучшем случае о точечном и непродолжительном заселении небольших участков городища). Если следовать канонической версии истории о том, что это произошло в 1237 году, то следует признать:
1- письменные источники вводят нас в заблуждение, называя Рязань в XVI-XVII веках населённым городом.
2- если же они правы, то версия об уничтожении города монголами в 1237 году оказывается несостоятельной.  Старая Резань не была уничтожена монголами, или во всяком случае, не в XIII веке.
Решать эту дилемму, разумеется, российская историческая наука не будет, поскольку это может негативно сказаться на её краеугольном камне – пресловутом «монголо-татарском» нашествии. 
Итак, в итоге получается:
Захоронения Старой Резани относятся к захоронениям курганного типа и свойственны славянам не принявших христианство.
Ориентация захороненных по линии северо-восток … юго-запад так же относится к славянам «язычникам» ибо так хоронили своих умерших еще 40 000 лет назад (Костёнки, Сунгирь и др).
Захороненные в братских могилах в основном не взрослые мужчины, а женщины, старики и дети со следами от рубящего оружия и стрел.
Найдены наконечники арбалетных стрел. Арбалеты русскими воинами и в монголо-татарском войске не применялись. Чего не скажешь о викингах. Найденные наконечники стрел приписываются монголам. Однако согласно каталогу советского ученого А.Ф. Медведева, монголы использовали до 60 различных видов наконечников стрел, которые вообще-то имели хождение от Кореи до Англии
Доказательств уничтожения города именно монголами также найдено не было: никаких захоронений павших воинов как с той, так и с другой сторон обнаружено не было.
Не было отмечено и никакого имущественного расслоения в городе – все жили практически в одинаковых усадьбах, площадью 300-500 квадратных метров. Тезис о феодальных отношениях в домонгольской Руси не выдерживает критики, пришлось пойти на совершенно абсурдные утверждения – мол, рязанские феодалы жили бок о бок с простыми ремесленниками и в весьма скромных по размеру подворьях.
Было обнаружено внушительное количество схронов и кладов серебряных и даже золотых вещей, которые явно прятались в спешке. Но если жители собирались погибнуть, но не сдаваться Батыю, то какой смысл прятать сокровища.
Можно и дальше пополнять список несуразностей версии Батыева нашествия, но приведённого вполне достаточно, чтобы понять – абсолютную сомнительность нашествия Батыя и классификацию этого момента истории, как миф, созданный скорее всего в конце ХVI начале ХVII веков.
Но давайте посмотрим на приведённые несуразицы в целом, увязывая в единое целое все 7 пунктов. Что мы можем сказать? Напрашивается простой вывод - Старая Резань была не феодальным, а Ведическим городом, в котором не было и не могло быть имущественного расслоения по определению.
В непосредственной близи от городища Старой Резани в местечке Спасская Лука было найдено древнее сооружение, схожее по строению с британскими "хэнджами" и др.кромлехами. Его возраст оценён в 4 тысячи лет. Сооружение было воздвигнуто на земляных валах с применением дерева. Основная версия предназначения сооружения - астрономическое наблюдение за сезонными отклонениями восхода и захода солнца; древние астрономы определяли дни равноденствий и Солнцестояний. Также сооружение могло нести культовое назначение.
  
 
Темгеневское городище                                                                                                                                 

Остатки древнего городища находятся близ деревни Темгенево, в Глядковсковом сельском поселении Сасовского района.
Городище ныне представляет собой концентрический вал, форма городища овальная,  расположено на берегу реки Цна.
  

Щербатовские известняки  - Фед. округ: Центральный                                                                                   
Рязанская область, Касимовский район 
Категория: Памятник природы 
Геологический профиль: Палеонтологический, геоморфологический
Общая площадь: 9,2 га 
Год создания: 2003 
Статус: Региональное значение 
 Щербатовские известняки - фото
Нормативно-правовая основа функционирования геологического объекта: Постановление Администрацией Рязанской области № 5,10.01.2003 г., Постановлением от 05.09.2012 г. № 10
Посмотреть паспорт объекта 
Перечень основных объектов охраны: обнажения пород верхнего карбона с остатками ископаемой фауны
Краткое описание геологического памятника природы Щербатовские известняки: 
«Щербатовские известняки» представляют собой эрозионный уступ левого коренного берега р. Ока высотой 16 - 30 м и крутизной склона 30 - 70 градусов. Уступ выработан в породах клязьминского горизонта гжельского яруса верхнего карбона. Породы - доломиты и доломитизированные известняки - сверху перекрыты водно-ледниковыми песками. В породах верхнего карбона богато представлена ископаемая фауна беспозвоночных.
Географическое положение: 
в 25 км на юго-восток от г. Касомова, от д. Щербатовка на запад 1 км
Широта: 54.808 Долгота: 41.735 (градусы)

 

МЕСТА СИЛЫ – КРАЕВЕД ВЛАДИМИР ГРИБОВ

 У нас на территории Рязанской области находятся уникальные заповедные места. Загадочные, безмерно красивые, таинственные малолюдные, они несут заряд сверхчистой всепроникающей энергией добра и любви, способной изменять сознание и внутренний духовный мир человека.
 
Это древние святилища, курганы, которым не одна тысяча лет. Это ключи с "живой" и "мертвой" водой, обладающей уникальной целебной силой. Это чудо - Алатырь (алтарный) камень у колоколообразного кургана, обладающего энергетикой живого человека. Это грандиозное сооружение из земли и песка так называемый Кром-менгир, в виде гигантского инопланетного корабля. Это семь пирамидальных курганов, образующих профиль женщины, высота их около 15 метров. Рядом с курганами находится уникальный овраг, на дне которого временами появляется свечение и непонятный тревожащий душу гул. А так же тотемные деревья, одиноко стоящие в лугах, где царит атмосфера благоденствия и тихой радости.

                                      Аномальные зоны и мистические места Рязанской областиАномальные зоны Рязанской области
 
 Эти места малолюдны, не засорены цивилизацией, расположены в 80-ти км от города Рязани. Природная естественная чистота, необыкновенная умиротворенность дарует покой, райское блаженство и любовь.

Во время экскурсии я расскажу Вам удивительные истории, связанные с этими краями, поведаю о легендах, мифах и преданиях старины глубокой. Это чудо-сказ о Мече Ория, который надежно укрыт в земле Рязанской. Легенда о золотом коне, вывезенном рязанцами в Мещеру перед нашествием Татарской Орды, о золотой короне, найденной на территории городища "Старой Рязани". О чудо холме Менгире, защитнике города от болезней и напастей. О тайном граде рязанцев, легендарной Арте, не найденной по сию пору, где по преданию хранятся великие ведические святыни древнего славянского мира.

 

РЕЧКА ИТИЯ – СТАРОЖИЛОВСКИЙ РАЙОН 

...Ноги начинают мерзнуть. В воздухе - марево от жары, видно, как воздух колышется, а идешь по земле, словно по холодцу шагаешь. Большое сухое дерево, за ним овраг, дальше кривая сосна... Мы снова на берегу реки. Дальше накручивать круги бессмысленно. Никаких признаков подземного хода. Может, байки все это? Как поверить рассказам местных, дескать, и вся земля в районе речки испещрена глубокими подземными пустотами, если уже не первый год из этой самой земли, как налитые свеклы, лезут бурые размером с голову камни?
В Лугах между деревнями Суйск, Шишкино и Богданово Старожиловского района не встретишь праздных компаний, выбравшихся на шашлыки, нет здесь охотников, да и зверье обходит эти места стороной. Мелководная речка Ития выписывает замысловатые петли меж холмов и перелесков. Словно хочет закружить, запутать каждого, кто решит держаться ее как ориентира... С легкой руки рязанского исследователя Владимира Грибова наш “жигуленок” дополз до поросшей чертополохом старой грунтовой дороги. Дальше - пять километров пешком. 

Аномальные зоны Рязанской области

БРЮХАТАЯ РЕЧКА

ГЛАВНАЯ загадка Итии - камни. Серые валуны, одни размером со сливу, другие - с конскую голову. Словно семьями они сбиваются в кучки через каждые пять-шесть метров на речном мелководье, до любого можно достать рукой. Разуваюсь, захожу в воду и наклоняюсь к выщербленному каменному гребешку. От холода воды сводит ноги, а поверхность камня кажется теплой, будто греет ее что-то изнутри. Пробую вынуть камень целиком - не тут-то было!

- Именно про эти камни, - уточняет Владимир, - ходит здесь множество историй, порою самых фантастических. Но что правда, то правда, сам осенью сюда приезжал и своими глазами видел: дно реки без единого камушка. Только песо-чек на солнце сверкает. А каждую весну и до сентября хоть урожай собирай! Вылезают из песка как грибы после дождя. Только пока камень сам целиком из земли не выйдет, хоть втроем его тяни - не вытащишь! Местные-то давно приспособились для бань их собирать. Никто и не думает, отчего такое диво происходит. Привыкли, видно, что из речки камни на свет выходят, да не один-два, а десятками! Шутят - видать, речка у нас такая, камнями брюхатая, вот и “рожает” каждый год”...

Три самых крупных каменных “отпрыска” Итии “растут” у берега. Над землей возвышаются только каменные площадки величиной метр на метр каждая, сами камни почти целиком скрыты под земной толщей.

- Тут у меня линеечка припасена, - Владимир достает из-за пазухи линейку. - Когда прошлой осенью здесь был, измерил, на сколько камни выступают из земли. Вот отметка - видите? 15 сантиметров. Если верить рассказам местных жителей, за год и эти камни должны были подрасти...

Мой проводник присаживается на корточки возле ближнего к берегу камня, затем идет ко второму, третьему...
- 32 сантиметра. Словно по одной мерке из земли тянули. Ничего себе каменные “росточки”!

6. ТАЙНА ПАСЕЧНИКА

СТОП! Неувязочка выходит. Странно, что этот феномен с растущими камнями до сих пор не стал предметом интереса ученых. Но если то, что мы увидели - правда, как это вяжется с легендой о подземных туннелях? Если предположить, что “массовый выход камней на поверхность” - всего лишь следствие неких неведомых нам тектонических процессов в земной коре, как каменное сонмище может соседствовать с огромными подземными пустотами?

...Мы приближаемся к лесной чащобе. Ития словно подныривает под густые кроны деревьев и напрочь теряется из вида среди черно-серых ветвей. Наша цель где-то рядом.

- Год назад, - продолжает Владимир, - повстречался мне в этих местах один человек. Пасечник, Константином зовут. Он в пристройке возле усадьбы жилище себе соорудил, собирался на старом фундаменте новый дом строить. Жил бобылем, ни с кем из местных не общался. Да и со мной поначалу не желал. Еле разговорил его. Он и поведал мне про один из подземных туннелей. Якобы ему еще дед его рассказывал, а тому - его дед... Сам пасечник туда не ходил да и мне не советовал... Но про место, похоже, рассказал все, что знал. Посреди чащи речка делает резкий поворот, а в водяной петле стоит остров. Даже не остров - так, островок маленький. Говорят, хозяин усадьбы, когда жив был, частенько туда по туннелю хаживал. Отдыхал на острове в уединении, так сказать, от мирских забот. Вот на этом самом острове или же на берегу возле него и нужно искать вход в туннель...

Может, и ответ на загадку Итии, рождающей камни, тоже лежит в этих глухих местах?

Земля под ногами начинает противно чавкать. Неприятный холодок пробегает по загривку... Если верить словам пасечника, где-то здесь должен быть проход на остров. Большое сухое дерево, за ним овраг, дальше кривая сосна.. Ничего. Островок, словно вдавленный в землю под тяжестью бурелома, окружен водою со всех сторон.

- Может, вброд на остров переберемся? - Владимир разыскал где-то длиннющий шест и уже приготовился проверять дно. - Здесь расстояние от берега - метра три, не больше...

Он с размаху опускает один конец шеста в подернутую ряской поверхность воды и... в тот же миг теряет равновесие. Еле успеваю подхватить его под руки. Шест какое-то время вертикально торчит из воды, после чего медленно, с хлюпаньем начинает погружаться...

7. КАМЕННАЯ СВАДЬБА

...УЖЕ на обратном пути мы разговорились с одной из жительниц деревни Богданово, Марией Сергеевной. Гостеприимная хозяйка напоила нас чаем, будто воздав нам за наше неудачное путешествие...

- Зря вы туда полезли... Из наших, богдановских, в те места уже давно никто носа не кажет. Нехорошее это место, опасное...

- Марь Сергеевна, а легенду про подземные ходы слышали?

- А как же не слышала? Только сказки все это. Так, выдумки глупые. ..

- ???

- Рассказывали, что давно еще, очень давно, жил в этих местах один барин лютый. Людей Своих крепостных морил голодом, за всякие провинности сажал в подземную темницу. Дескать, они сами ее для себя же и вырыли, и многие из них там свою смерть нашли. Дальше, значит, как в сказке положено, - была у барина дочь-красавица. И надумала эта дочь со своим любимым бежать, тайком от отца. Мало того, что сбежала из дому, под сердцем она ребеночка носила... Так тот барин изловил дочь с женихом и в эти темницы замуровал. Говорили, там же, под землею, она и родила. И там же все трое померли... Мол, с тех пор они все хотят к солнцу выбраться, а земля их не пускает. От того и плачут они, а Ития наша их слезы в камни обращает...

- Выходит, те три каменные верхушки, которые мы видели на берегу реки... Прямо-таки три узника замка!

- Говорю же вам, сказки все это!..

Я покидал Старожиловские луга со странным чувством. С одной стороны, мне почти удалось прикоснуться к загадке природы, своими глазами увидеть нечто воистину удивительное. С другой стороны, природа лишний раз напомнила: она была, есть и будет главнее человека, и никому, никогда до конца не откроет всех своих тайн.

КАПИЩЕ ОТ БЕСПЛОДИЯ
Магическое древнее капище с каменным столбом в виде детородного органа, найденное археологами под Рязанью, стало местом паломничества. Женщины здесь излечиваются от бесплодия, а мужчины обретают силу в сексе.

Аномальные зоны Рязанской области

Слухи о том, что каменное святилище, обнаруженное в Старожиловском районе, исцеляет от подобных недугов, мгновенно облетели округу.
- Шутка ли сказать – валуны-валунами, а приезжей дамочке они помогли ребеночка сделать! Не иначе как древние чары работают, – суеверно шепчутся местные жители, едва разговор касается «волшебных камней».

А началось все прошлым летом. Именно тогда группа энтузиастов-археологов обнаружила близ рязанского городка Старожилово остатки финно-угорского святилища. Несколько больших камней, притопленных в русле ручья, образовывали два концентрических круга. В центре, под слоем песка и гальки, раскопали поваленный набок длинный алтарный камень. Находке предположительно две тысячи лет. Скорее всего, это след пребывания на рязанских землях финно-угорских племен. Их шаманы часто устраивали подобные капища в природных «местах силы».
Спустя несколько месяцев после открытия капища рязанский краевед Владимир Грибов решил «реставрировать» его. Он восстановил камни, доложив недостающие «звенья» новыми валунами. Теперь приток реки Истьи, где находится сооружение, стал местом паломничества многих желающих исцелиться. Особенно от недуга женского бесплодия – ведь каменный фаллический символ, находящийся посреди сооружения, олицетворяет плодородие.

32-летняя жительница Рязани Татьяна Соколова и ее муж давно мечтали о ребенке. Но, к их разочарованию, год шел за годом, а пополнения в семействе все не было. Что только не перепробовали супруги – тратили большие деньги на врачей, выписывали из Таиланда экзотические таблетки, обращались к ведунам и знахарям. Все без толку. Медики прочили ей бесплодие, вызванное целым комплексом женских болезней. Отчаявшись что-либо изменить, Татьяна Владимировна узнала от подруг о чудодейственном месте. И съездила туда несколько раз.

- Я занималась медитацией на берегу возле древнего святилища, - говорит Татьяна. – Затем сняла обувь, босиком вошла в мелководье, вошла в каменный круг и обошла против часовой стрелки три раза, затем прикоснулась к центральному камню и пожелала себе женского счастья. Не прошло и месяца, как мои мечты сбылись. Теперь мы вместе с моим любимым ждем прибавления. Врачи в консультации говорят, что беременность протекает без отклонений. Я сама до сих пор, после долгих лет безуспешных надежд, не верю до конца в это счастье – быть мамой…

ТАЙНОЕ ОРУЖИЕ
Удивительно, но факт остается фактом. Ни в одном из летописных источников не встретить упоминания о том, что в Старой Рязани хоть когда-либо был мор. 

А ведь город стоял на пересечении многих торговых путей. Иностранцы бывали здесь частыми гостями. Чем объяснить такое "везение"?

Интересную версию озвучил нам рязанский краевед Владимир Грибов. Еще летом он отправился на Старую Рязань с целью изучения загадочного сооружения, возведенного немного поодаль восточного вала. Земляная гора, по форме напоминающая могучий корабль, явно не была предназначена для того, чтобы отражать набеги кочевников. Ее без труда можно было обойти с обеих сторон. Однако при ее изучении исследователь обратил внимание на необычную деталь. Между горой и восточным валом практически не было растительности. Да и ощущения во время пребывания здесь были не из приятных: давящие, тревожные... Так не служил ли "корабль" своеобразным энергетическим щитом Старой Рязани? В старинных летописях встречается несколько упоминаний о таинственном сооружении. Наши предки именовали его "кромом" (не правда ли, созвучно со словом "кремль"?) И возводили кром, "дабы град от врага и хворей защитить". Настолько ли уж заблуждались древние, полагая, что "волшебная гора" способна защитить город лучше, чем самые крепкие оборонительные редуты? Повторим, нет ни одного упоминания о массовых эпидемиях среди горожан. Кочевники не раз тщились взять город штурмом. Удалось это только Батыев-ской орде. Почему его не остановила гора?

Аномальные зоны Рязанской области

Возможный ответ на этот вопрос Грибов нашел южнее городища, в селе Шатрище. Местные жители в своих огородах частенько находили массивные трубки из искусно обработанного кварца. Трубки, как правило, залегали на небольшой глубине и остриями были направлены в сторону Старой Рязани...

- Известно, что в районе Шат-рища, - поведал краевед, - была одна из стоянок Орды. Может, понял Батый, что Старую Рязань охраняет кое-что "посильнее" оборонительных валов? И за короткое время соорудил свое "тайное оружие", которое позволило "отключить" энергетический щит...

Буквально на днях Капитанов в одной из московских лабораторий получил результаты анализа кварцевой трубки, позаимствованной у жителей Шатрища. Экспертиза установила: возраст трубки - более 1000 лет...

 

 

 Экспедиционные поиски мегалитов в Центральной Мещере
В летне-осенние сезоны 2008-2010 гг. в поисковых районах верхней и срединной частей Центральной Мещеры под руководством автора было осуществлено двенадцать экспедиций и экспедиционных вылазок, носивших научно-исследовательский характер. В ходе их проведения сложился коллектив поисковиков – энтузиастов, получивший название: Содружество «Геошушмор» («Земля Шушмора»). 

Первая экспедиция из восьми участников (Д.П. Барсков, Ю.В. Гончаров, В.В. Иконников, И.В. Иконников, Н.В. Кузнецов, С.А. Погарский, Д.В. Романов, М.Х. Халиков) с 1 по 3 мая 2008 г. осуществляла поиск мегалитического сооружения, межевых камней-валунов в районе условного географического «треугольника»: деревень Турово – Большие Острова – Малые Острова Собинского района на границе с Гусь-Хрустальным районом Владимирской области и Шатурским районом Московской области. Были проложены четыре маршрута и выполнен комплекс исследований, измерений и наблюдений. 
26 июля 2008 г. второй экспедицией краеведов в составе Д.П. Барскова (г. Раменское), Ю.В. Гончарова (г. Рошаль), В.В. Иконникова (г. Рошаль), А.В. Скирды (г. Рошаль), Е.В. Старостина (г. Шатура), М.Х. Халикова (г. Москва), С.А. Погарского (пос. Мишеронский) на территории древнейшего Кривандинского погоста Шатурского района Московской области были проведены исследовательские работы. 

После расчистки центральной части территории погоста и древнейшего кладбища от мусора, сорной растительности и мелкого кустарника, где были расположены отдельные большие камни и валуны, была произведена фоторегистрация всех выявленных мегалитов. При этом было зафиксировано расположение десяти крупных валунов по дуге окружности. Территория погоста расположена на вершине песчаной гривы в излучине правобережья реки Поля. 
26-27 сентября 2008 г. в ходе третьей экспедиции краеведов Д.П. Барскова, Ю.В. Гончарова, В.В. Иконникова, Н.Д. Чистякова (с. Пышлицы Шатурского р-на) были исследованы камни и валуны на погосте Ялмать Клепиковского района Рязанской области. На территории древнего погоста находится Никольская церковь, которая пребывает в запустении. Вокруг храма обнаружены девять отдельно лежащих валунов. В дохристианскую эпоху они вполне могли представлять собой капище или святилище языческому богу (Н.Д. Чистяков). 

18 октября 2008 г. в ходе четвертой экспедиции краеведов Д.П. Барскова, Ю.В. Гончарова, В.В. Иконникова, С.А. Погарского, Е.В. Старостина были исследованы камни и валуны на территории древнейшего погоста Шатур в Егорьевском районе Московской области. На территории старинного кладбища было обнаружено восемь камней-валунов, расположенных в форме полуокружности, с отдельно лежащим большим плоским камнем, который в языческие времена вполне мог использоваться в качестве алтаря или жертвенника… Погост Шатур расположен в верховьях реки Поля на её левобережной излучине. 
30 октября 2008 г. состоялась пятая экспедиция, состоявшая из В.К. Бронниковой, В.В. Сидорова, Н.Н. Сорокиной, краеведов Д.П. Барскова, Ю.В. Гончарова и художника В.Д. Барскова. Были произведены дополнительные исследования Кривандинских мегалитов. 
Д.П. Барсковым были выполнены: теодолитная съёмка; планово-высотная схема исследуемой территории; фоторегистрация валунов и надгробий XVIII в. Всего было зафиксировано 83 мегалита. У археологов возникло и другое предположение. Поскольку камни лежат по радиусу, то это сооружение может представлять собой храм с календарным циклом, т.е. иметь астрономический аспект. Если в результате археологических исследований это предположение подтвердится, то можно будет считать, что этот древнейший храм – единственный в Центральной России. 

25 апреля 2009 г. на Кривандинском погосте работала шестая (геодезическая) экспедиция в составе: Д.П. Барсков, руководитель работ по топографической съёмке территории мегалитического комплекса; В.С. Брусов – инженер-геодезист, ответственный исполнитель; С.В. Барсков, Н.В. Белошейкина, Ю.В. Гончаров, С.А. Погарский, Е.В. Старостин, Н.А. Филин – краеведы Шатурского района. 
В процессе работы экспедиции был составлен каталог камней, валунов, надгробий, произведена фоторегистрация объектов мегалитического сооружения и некрополя, а также произведена топографическая съёмка территории мегалитического комплекса. Составлен план комплекса с нанесением зафиксированных мегалитов на картографическую основу (масштабы М1:200, М1:400, М1:500). 
В период с 12 по 14 июня 2009 г. состоялась седьмая (разведочная) экспедиция в поисковую зону «Шушмор» на территории Национального парка «Мещера». Район поиска составлял условный географический треугольник: посёлок Уршельский Гусь-Хрустального района – Бакшеевские болота Шатурского района – деревня Большие Острова Собинского района. В состав экспедиции под руководством автора входили 12 человек. Среди участников были: научные сотрудники, представитель «Космопоиска», краеведы, работники лесничества НП «Мещера», студенты – все являлись экстремалами, энтузиастами и романтиками поискового туризма. 

Восьмая экспедиция, в которой участвовали Д.П. Барсков, С.А. Погарский и Н.Д. Чистяков, состоялась 12 сентября 2009 г. в урочище «Ильмяны» Шатурского района Московской области. В ходе экспедиции были обследованы остатки мегалитического сооружения возле развалин Вознесенской церкви бывшего Ильмянского погоста. Произведена регистрация оставшихся 6-ти валунов (инструментальные обмеры и фотосъёмка). 
Девятая экспедиция (Д.П. Барсков, Н.И. Скулов, С.В. Барсков) состоялась 18 апреля 2010 г. в целях исследования объекта «Часлицкие мегалиты». Зафиксировано пять мегалитов в д. Часлицы и д. Перово на территории Национального парка «Мещера» (Гусь-Хрустальный район, Владимирская область). 
Десятая экспедиция состоялась 30 апреля – 3 мая 2010 г. на территории НП «Мещера» для исследования мегалитов в урочищах «Шушмор» (10 мегалитов), «Бибики», «Гущина Стража» (5 мегалитов), мегалитического сооружения «Запольское святилище» в урочище «Роговская Стража» (12 мегалитов).
 
Одиннадцатая экспедиция состоялась 1 августа 2010 г. для обследования и геодезической съёмки мегалитического сооружения «Запольское святилище» в урочище «Роговская Стража» (НП «Мещера») при участии В.К. Бронниковой – ведущего специалиста Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева и Н.И. Скулова – директора краеведческого музея в г. Гусь-Хрустальный Владимирской области. 

Двенадцатая экспедиция состоялась 25 сентября и 9 октября 2010 г. в урочище «Пустопольский погост» (Шатурский район, Московская область) для обследования мегалитического комплекса «Пустое Поле» (35 мегалитов). В составе экспедиции под руководством Д.П. Барскова приняли участие В.Д. Барсков (художник из г. Одессы), С.В. Барсков (г. Москва), Б.А. Корнилов (знаток местных урочищ из пос. Мишеронский), Ю.В. Гончаров (г. Рошаль) и Л.П. Белов (г. Москва). Была произведена геодезическая привязка 35-ти мегалитов для нанесения их на топографическую основу, составлен каталог всех валунов и камней комплекса с проведением инструментальных обмеров и полным описанием (цвет, форма).
  
    
  
____________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Геологические достопримечательности России. Европейская часть. Авторы: Горбатовский В.В., Семилеткин С.А., Воронова М.И., Гареев Э.З и др. Издано по заказу ФГУ ЦБИ МПР России. 2009, 223 с.
https://megalithica.ru/ryazanskaya-oblast.html
Сайт Министерства природопользования и экологии Рязанской области
Информационно-аналитическая система «Особо охраняемые природные территории России» (ИАС «ООПТ РФ») http://oopt.aari.ru/
Памятники геологии Рязанской области
https://bogumil13.livejournal.com

 

ВложениеРазмер
001RyzansKam.jpg387.89 КБ
002Jokinsk.jpg54.55 КБ
003Inyakins.jpg1.12 МБ
004StarRyzan.png1.32 МБ
004StarRyzan3.jpg109.72 КБ
005Temgen.jpg44.84 КБ
006Sinie.jpg222.41 КБ
007Velesov2.jpg30.02 КБ
008Kuma.jpg39.98 КБ
009Borovs.png787.66 КБ

Комментарии

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru