Священная роща Астанчургская

Шарангский район расположен на стыке Вятского и Нижегородского края, поэтому тут в древности проживали финно-угорские племена: сперва древние пермяки (чудь), потом удмурты (вотяки) и немного позднее - марийцы (черемисы). По этой причине в районе самое большое количество священных мест и языческих рощ в Нижегородской области. Из всех марийских рощ – примерно половина расположена в Шарангском районе, всего тут насчитывается около двадцати сакральных объектов, в том числе, две рощи около деревни Астанчурга – Первая и Вторая. 

 

СТАТЬИ ПРО ШАРАНГСКИЙ РАЙОН - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО ПОВЕТЛУЖЬЕ И ВЕТЛУЖСКИХ МАРИЙЦЕВ - ТУТ!

МАРИЙСКИЕ ЛЕГЕНДЫ НА РЕКЕ ЮРОНГА - ТУТ!

СВЯЩЕННЫЕ МАРИЙСКИЕ МЕСТА ОКОЛО ВАСИЛЬСУРСКА - ТУТ!

СВЯЩЕННЫЕ МЕСТА ШАРАНГСКОГО РАЙОНА - ТУТ!

  
В древности Шарангский край был настоящей тайгой, поэтому недостатка в рощах и лесных массивах тут никогда не было. От леса и произошло название нынешней деревни Астанчурга. Это селение известно с начала 18-го века, но, скорее всего, оно было основано гораздо раньше, так как народ мари проживает здесь почти тысячу лет. Около двух веков назад по архивным данным деревня называлась на марийский лад – Аштаншурга, где «шурга, шурго» - это чаща, густые заросли, густой лес. Слово "Аштан" - по некоторым данным - древнее марийское мужское имя, по второй версии: слово «аштан» производное от глагола «ашнаш» - содержать что-либо или кого-либо.

                                                                      деревня Астанчурга                                                              

Возможно, название указывало на место первого поселения в густом лесу, что марийский илем был расположен в чаще леса. А уже потом название деревни изменилось и «русифицировалось» в новое – Астанчурга. Соответственно, и местные священные рощи – кюсото – получили своё название от этого топонима. 
Первоначально около деревни была только одна общественная роща (количество родовых рощ сейчас узнать очень сложно, в прошлом у каждой семьи могла быть своя родовая роща или священное дерево). Местонахождение кюсото устанавливалось особым образом: обычно кто-нибудь из стариков засыпал в определенных местах, и там, где он видел «особенный» сон, там и основывали будущую рощу. Такие люди среди мари назывались юзо, что на русский язык можно перевести, как что-то среднее, между понятиями: знахарь, колдун или волшебник, перевод с марийского: «владеющий особой (божественной) силой». Такие вещие сны считались посланиями богов и духов, мол, они указывали людям, где располагать священные рощи.
Про вторую рощу у деревни Астанчурга существует такое предание (из книги Николая Морохина). Эта роща в древности принадлежала жителям соседней деревни Типайки, но там случилась большая неприятность – по какому-то недосмотру сгорело священное дерево (онапу), и тогда, чтобы умилостивить богов и вернуть силу рощи, было принято решение «продать» её общине деревни Астанчурга. Скорее всего, это была древняя языческая традиция у марийского народа, чтобы загладить вину за сгоревшее дерево. При этом «сделка» совершалась за символическую плату – указано, что «за понюшку табака», это произошло в самом начале 20-го века, и научной экспедиции Нижегородского университета даже удалось найти в деревне свидетелей этого договора о продаже кюсото. Что интересно, обе стороны считали сделку выгодной, и были убеждены, что после продажи сила рощи обновится и усилится. Обряд «продажи рощи» совершался следующим образом: на новое место переносилась березовая кукла, красиво обряженная во все, сделанное из бересты, она снаряжалась в продаваемой роще, на новое место ее несли только прямо - не делая поворотов - через огороды, болота, лес. Кукла как бы воплощала главного духа рощи. Считалось, что если все сделано правильно , то дух перейдет в новую рощу, а с ним и его природная сила. Покупка была совершена в начале лета, когда духи поддерживают в кюсото активную жизнь (самый расцвет природы).
  


В настоящее время Первая и Вторая Астанчургская роща являются памятниками природы регионального значения.
МАРИЙСКАЯ СВЯЩЕННАЯ РОЩА АСТАНЧУРГСКАЯ ПЕРВАЯ

Это кюсото расположено примерно в 800-900 метрах на северо-восток от указанной деревни (12-13 километров от районного центра – пос. Шаранга). Как памятник природы принят под охрану государства осенью 1994 года. Площадь кюсото чуть более одного гектара.
На территории рощи запрещена хозяйственная деятельность. Она представляет собой небольшой лесной массив, состоящий из березы с примесью липы, осины и клена, в подлеске растут маленькие ели, пихты и сосны. Старые березы имеют высоту до 25-27 метров, максимальный возраст деревьев 120-130 лет.

Священная роща АстанчургскаяСреди кустарников – в нижнем ярусе – встречаются жимолость, орешник, малина, черемуха, бересклет. В травяном слое можно найти: кислицу, копытень, землянику, перловник поникший, чистотел, воронец, гравилат и другие растения.
С северной стороны кюсото есть небольшая поляна, где расположено марийское святилище, тут растут две старые березы – онапу, у их подножья находится языческий алтарь, который представляет жертвенный помост размером:  75х147х336 см. Тут же находятся столбы и лаги для установки котлов. В роще проводятся марийские моления.
  

Священная роща Астанчургская
МАРИЙСКАЯ СВЯЩЕННАЯ РОЩА АСТАНЧУРГСКАЯ ВТОРАЯ
Это кюсото расположено от деревни в западном направлении, примерно 600-700 метров. Площадь священной рощи примерно 3 тысячи кв. метров (0,3 гектара).
Памятник охраняется государством как ботаническое урочище. Сама роща представляет участок елово-пихтового бора, где также встречается дуб черешчатый, береза, пихта. В подлеске растут осина, есть кусты малины, крушины, бересклета, лещины, черемухи. 

В лесном травостое можно обнаружить некоторые первоцветы,  сныть, копытень европейский, таволга вязолистная, кислица обыкновенная, звездчатка ланцетолистная, сочевичник весенний, земляника лесная.
Роща действовала в качестве общинного языческого святилища одного из родов марийцев, живущих в д. Астанчурга. В течение нескольких столетий роща являлась местом поклонения марийского населения творческим силам природы, отпускания языческих обрядов.
  
  
 Где находится, как добраться:
Деревня Астанчурга, Шарангский район, 
Поволжье, Нижегородская область, Россия
Координаты Первой рощи: 
  57°16'36"N   46°38'48"E
 Добраться до деревни можно от поселка Шаранга – 12-13  км. на северо-восток. 
    
    
__________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Статьи и доклады Николая Морохина.
Официальный сайт Шарангского района.
Особо охраняемые природные территории Нижегородской области. Аннотированный перечень. Авторы: Бакка С.В., Киселева Н.Ю., Минприроды Нижегородской области, Н. Новгород (2009) : 560 с.
"География Шарангского района" учебное пособие для учащихся общеобразовательных школ ,Нижний Новгород,  2009.-141 с.
Информационно-аналитическая система «Особо охраняемые природные территории России» (ИАС «ООПТ РФ») 

 

 

ВложениеРазмер
Священная роща Астанчургская31.34 КБ
Священная роща Астанчургская155.05 КБ
Священная роща Астанчургская49.65 КБ
Священная роща Астанчургская36.14 КБ
Священная роща Астанчургская133.05 КБ

Комментарии

Отправить комментарий

Понравилось? Поддержите проект отправив нам любую сумму через форму ниже:

или на на Кошелек ЮMoney: (номер счета - 410011305354182)

Эти деньги пойдут на оплату услуг провайдера, программиста и дизайнера, организацию поездок, очных встреч, фото-видеосъёмку и другие текущие расходы, необходимые для полноценной работы проекта.

 

 

___________________________________________________________