Святой источник Каменец

Считается целебным, находится в Покровском районе. Необычные свойства приписывают не только самой воде из источника, но и камням, которые разбросаны по всей территории, имеют разные размеры и форму. 
Про эту местность посвящённые знают уже несколько веков, но особый статус она получила в 2000-х годах.

К воде ведёт железная лестница с перилами, а на холме стоит часовня.  

  
Родник "Каменец" находится между г. Малоархангельск и с. Покровское, в 800 м восточнее деревни Переведеновка Покровского района Орловской области.

Поблизости от святого источника расположено много населенных пунктов, таких как деревни Дюковская, Пятинская, Дрогайцево и целый куст сел и деревень с общим названием Верхососенье. Источник освящен в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». 
 
Святой источник выбивает в глубоком овраге с ручьем и хорошо обустроен. К нему подведена дорога, вдолькоторой установлены указатели устроена стоянка для транспорта, на входе установлена арка и сделана небольшая площадь выложенная тротуарной брусчаткой, тут же, над оврагом, построена часовня в честь святителя Спиридона Тримифунтского. Спуск вниз обустроен, также как и все дорожки в самом овраге. Есть место для набора воды и ниже по течению ручья устроена закрытая купальня с купелью. 
 
Близ почитаемого ключа там и сям разбросанные валуны покрытые будто каплями или пузырями, которые складываются в странные узоры. От них и пошло название родника «Каменец». Существует предание, передаваемое из поколения в поколение, об этом святом месте.
  
 


Сказание о невидимом монастыре
Эта легенда, которую из поколения в поколение передают друг другу жители старинного села Верхососенье, родилась очень давно – может быть, в конце XVI, а может, в самом начале XVII века. Тогда постоянно по территории нашего края, находившегося на самой границе Дикого поля, проходили со своими ордами крымские татары. И не просто проходили, а населённые пункты разоряли, жителей грабили и в полон уводили. А там, в Крыму, - в рабство наших земляков продавали.
Один из постоянных татарских шляхов, Пафнутцев, как раз через Верхососенье пролегал и потому немногочисленные, тогда, местные жители, всегда настороже были. Но однажды, незнамо как, на одном из ручьёв, в реку Сосну впадавшем, пришедшие из Ливен паломники, за несколько недель срубили небольшую деревянную церковь, скиты для себя соорудили и частокол вокруг новообразовавшегося поселения поставили. Так появился первый в наших местах, легендарный, монастырь на Святом источнике в местечке «Каменец».
Недолго его монахи и послушники спокойно прожили – несколько лет спустя снова крымская орда к броду на реке Сосне подошла. Разорили, как обычно, татары, селение и собрались было дальше идти, на Мценск, как заметили вдруг несколько в стороне кресты на высокой церкви.
 
Подошли крымцы к монастырю и – для начала – предложили монахам отдать им десятую часть их имущества и людей. Но из-за частокола в татар вдруг стрелы полетели, убив и ранив нескольких иноземцев. Разъярились татары и на штурм монастыря пошли. Но сделать это их многочисленной орде оказалось не так-то просто, поскольку свободное пространство для атаки находилось только с одной стороны монастырских стен. А с других защитники чувствовали себя уверенно – там крутая гора, камни да овраги путь врагу преграждали. И потому и первый, и второй, и третий, лихие в самом начале, наскоки крымцев были отбиты с большими для них потерями.
Вечер наступил, татары себе передышку сделали, а чтобы больше не возиться с непокорными защитниками монастыря, стали готовить хворост, брёвна и горючие стрелы: решили просто сжечь первый деревянный оплот православия на земле Покровской.
 
Всю ночь костры крымцы поддерживали, спать защитникам не давали, стращали новым нападением. Но этот штурм иноземный был вынужденно отсрочен: к утру сильнейший туман окутал весь лагерь татарский и монастырь, как покрывалом, накрыл. А когда ближе к полудню туман рассеялся, увидели изумлённые татары, что нет перед ними ни стен монастырских, ни самого монастыря, ни его защитников – как сквозь землю всё и все провалились, и только гул колокольный по ушам захватчиков бить стал. Испугались крымцы, свернули быстро лагерь и вместо Мценска в степи свои ушли.
 
Ещё несколько лет прошло. Возродилось Верхососенье, жители его к Святому источнику снова ходить стали, и малое время спустя друг другу рассказывать начали, что звон колокольный, откуда-то из-под земли идущий, здесь слышали.
Во второй половине XVIII века в Верхососенье церковь свою построили – Богоявления Господня, но о Святом источнике не забыли верхососенцы, ходили сюда постоянно – помолиться в тишине и спокойствии, к камням приложиться и гул колокольный послушать. А некоторым (избранным) в воде Святого источника иконы виделись – разные, но именно такие, что когда-то в исчезнувшей церкви монастырской находились.
В XIX веке у Святого источника «Каменец» часовня появилась – во имя иконы Богородицы «Всех скорбящих – радость» (по преданию, именно эта икона главной была в ушедшем под землю монастыре), и сюда теперь не только верхососенцы, но и жители многих других окрестных селений и даже соседних уездов приходили. Здесь молились и исцелялись от болезней телесных и духовных.
 
А потом наступило безбожное время. Закрыли Богоявленский храм в селе Верхососенье, колокола с него сбросили и на переплавку увезли, иконы в костёр побросали, часовню на Святом источнике «Каменец» уничтожили и даже сам источник засыпать пытались.
Не вышло. Даже в самые худые времена бабушки богомольные за Святой водой сюда приходили и с Богом разговаривали – тут никто им не мешал.
 

 
Возрождение Святого источника
Лет десять назад, из полу-забвения, стал возрождаться источник. И особую роль в этом сыграл уроженец села Верхососенья, нынешний настоятель Курской Коренной пустыни, игумен Вениамин. Родные места он навещает регулярно и каждый раз, приезжая в Верхососенье, не забывает о Святом источнике. В 2000 году отцом Вениамином (в то время – иеромонахом – А.П.), была здесь установлена главная икона, - Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радость».
А потом почин батюшки Вениамина поддержали другие рабы Божии. В 2006 году, по благословению Владыки Орловско-Ливенской епархии, архиепископа Паисия (ныне покойного) и отца Леонида (в то время – благочинного протоиерея) прихожане села Верхососенья избрали председателем приходского совета – Руслана (Вячеслава) Лапыгина, уроженца Малоархангельска, который стал заниматься возрождением Святого источника.
 
Летом того же года началось строительство купели. Организатором и главным помощником Руслана (Вячеслава) был Сергей Ляпкин из города Малоархангельска, помогали в строительстве Валерий Чесноков, Сергей Лапыгин, Алексей Коробов, послушники Виталий и Николай из села Архарово.
Лес для купели выделил Владимир Николаевич Пашков, финансово помогли Павел Алексеевич Галкин и Владимир Николаевич Дрогайцев, москвичи с верхососенскими родовыми корнями. Организационную поддержку постоянно оказывала Александра Стефановна Бачурина (глава Верхососенской сельской администрации до марта 2011 года). 

5 августа 2006 года, в праздник иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радость (с грошиками)», состоялось освящение купели (но без сруба, который был установлен в 2008 году – А.П.). Освящение проводили благочинный протоиерей Леонид и иерей Сергий, настоятель Свято-Покровского храма села Архарово (в 2011 году, приняв постриг, он получил имя Ефрем – А.П.). В настоящее время купель на Святом источнике «Каменец» - лучшая из всех близлежащих.
 
Родник «Каменец», святой источник иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» у деревни Переведеновка
 
Летом 2008 года предприниматель из города Малоархангельска Александр Рудопис пожертвовал Поклонный крест, а раб Божий Сергий помог установить его на горе над источником. Кстати, незадолго до этого события отец Вениамин силой прочитанной молитвы избавил Сергия от пьянства.
В том же году, по благословению Владыки Орловско-Ливенской епархии, архиепископа Пантелеймона, игумен Вениамин установил на камне вторую икону – пророка Иоанна Крестителя, в том месте, где вода под камнями шумит, и местные жители называют его «Шумок». Именно там отныне вода и молитва у иконы помогают исцеляться от головной боли.


 
Третья икона – «Пресвятой Троицы», установлена на камне, у которого, по преданию, молился схимонах Никодим, и где он некоторое время жил в созданном им скиту.
Отцу Вениамину, как и многим верхососенцам, являлись несколько раз на Святом источнике чудеса – видения икон в святых водах. Когда позже отец Вениамин получал подтверждение тому или иному видению – он делал заказ на изготовление иконы, привозил её к источнику, и при торжественном молебствовании очередная из них укреплялась на предназначенном для неё камне.
 
После первых трёх ещё семь икон в 2009-2010 годах обрели свои места – две иконы Спасителя, иконы Казанской Матери Божией, Курской иконы «Знамение», Пресвятой Богородицы «Неупиваемая чаша», Николая Чудотворца, Серафима Саровского. Все иконы вырезаны на граните: каменные, они установлены на камнях, это правильно и символично.
 
(Кстати, видения икон в водах источника продолжаются и в наши дни. В сентябре 2010 года две женщины из деревни Сетенёво, когда проходили по мостику к купели, увидели с правой стороны икону, которая плыла по воде. По описанию, это оказалась икона Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших» - А.П.).
 
Важным моментом в современной истории края стало принятие весной 2010 года Покровским районным Советом народных депутатов решения о придании местечку «Каменец» статуса «Особо охраняемой природной территории местного значения», согласно которому любые хозяйственные действия отныне на этом объекте запрещены.
К настоящему времени о Святом источнике «Каменце» узнали очень многие как в Покровском районе, так и за его пределами. Посетили его, прикоснулись к Святым камням уже орловчане, липчане, волгоградцы, питерцы, москвичи, почувствовавшие благодатную ауру этого замечательного места.
 
Игумен Вениамин, который, хотя и служит в Курско-Рыльской епархии, болеет душой за своё родное село, молится за его духовное возрождение и продолжает вдохновлять земляков-покровчан на новые дела.
 
Осенью 2010 года, после очередного его приезда в родные места благочинный Покровско-Колпнянского благочиния Орловско-Ливенской епархии протоиерей Симеон благословил работы, развернувшиеся на Святом источнике «Каменец», который стал превращаться в духовный центр Покровского района и место паломничества покровчан и жителей соседних районов и областей.
Координаторами всей деятельности стали настоятель Свято-Покровского храма села Архарово (Малоархангельского района) отец Ефрем и председатель ПТЗПО «Покровчанка» В.М. Третьяков. Владимир Михайлович, работники его организации, Покровского отделения Федерального казначейства (руководитель – Нина Борисовна Третьякова), жительница села Верхососенья Валентина Александровна Лапыгина и работники Верхососенской сельской администрации (глава поселения – Елена Николаевна Тучкова), представители других учреждений райцентра Покровское с весны до поздней осени трудятся на территории Святого источника: высаживают цветы и деревья, ухаживают за ними, окультуривают дорожки к воде и Святым камням, чистят русло ручья и саму купель. 
 
Большой личный вклад внесли в благоустройство духовного центра руководитель ОПО «Союз Орловщины» Виктор Николаевич Найдёнов, руководитель ПО «Покровский пищекомбинат» Марина Дмитриевна Коннова, заместитель главного врача Покровской Центральной больницы Владимир Анатольевич Сергеев, руководитель КХ «Глория» Николай Владимирович Борисов, Александр Михайлович Гаврин и Юрий Иванович Новиков. По мере своих сил участвовал в этом благородном деле и автор данных строк.
 Помощь строительными материалами, необходимыми при проведении работ на Святом источнике, оказывал генеральный директор ОАО «Пневмоаппарат» Юрий Владимирович Хархардин.
Ливенский скульптор Константин Сараев изготовил икону Покрова Пресвятой Богородицы, которую летом 2011 года установили на постамент, сооружённый мастерами Ю.И. Новиковым и А.М. Гавриным у входа на Святой источник. 
Работ предстоит сделать ещё много. Предполагается, что, если Бог даст, можно будет подумать и об установке часовни во имя Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радость» как правопреемнице того самого, исчезнувшего под землёй легендарного монастыря, ушедшего в Лету, но не отдавшего на поругание своих святых защитников.

Координаты: N52° 28.827' E36° 49.738'

 

 
   ____________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Памятники природы Орловской области.
Авторы  фото Александр Горчаков, Бушкин Игорь, Полынкин А.М.
А.М. Полынкин. Святые места Верхососенья. Орел: Полиграфическая фирма «Картуш». 2012 г.
 Издания текста: Патерик Киевского Печерского монастыря. СПб., 1911. С. 81; Абрамович Д. И. Киево-Печерський патерик. Киев, 1931. С. 110-111; Библиотека литературы Древней Руси. Т. 4. XII век. СПб., 1997. С. 372-373 (перевод на современный русский язык Л. А. Дмитриева). В Кассиановской 2-й редакции памятника "Слово 18". См. также Приложения в конце книги. 
Достопримечательности  Орловской области.

 

 

ВложениеРазмер
istochnik-kamenec (1).jpg76.7 КБ
istochnik-kamenec (2).jpg48.02 КБ
istochnik-kamenec (3).jpg203.06 КБ

Комментарии

Отправить комментарий