Родники и источники Кировской области

Эта статья посвящена родникам, примечательным ключам и святым источникам, которые есть на Вятской земле. Многие источники почитаются в народе, некоторые родники овеяны легендами и преданиями, к некоторым ключам совершаются крестные ходы и проводятся молебны.
Многим думается, что это специфические объекты, которые посещаются лишь благочестивыми прихожанами православных храмов. Однако, на мой взгляд, это такие же примечательные места области, как церкви, городища, разного рода памятники. Только здесь наиболее показательно и мощно соединены сила Природы и сила Веры. 
СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО КИРОВСКУЮ ОБЛАСТЬ - ТУТ!

 
Каждый святой источник имеет свою историю, с ним связаны древние легенды, чудесные явления икон и святых, факты исцеления от злых недугов. 
И это все тоже частичка мировоззрения наших предков, истории нашего края, посвятить время которой сродни удовлетворения простой человеческой любознательности, не зависимо от того являетесь ли вы страстно верующим или нет.   
Многие люди приезжают за десятки километров к целебным источникам и набирают воды, отдыхают около родника в тишине и спокойствии.
Многие родники являются истоками известных вятских рек.
Далее про самые известные родники Кировской области.

 

ИСТОК РЕКИ ВЯТКА

Река Вятка берет свое начало в одном километре к западу от ст. Перелом Ярского района Удмуртии. 
Хотя уже рядом со станцией, прямо у насыпи жд-путей стоит стела, указывающая, что Исток реки находится прямо тут! 
Однако из под моста здесь вытекает уже полноценная лесная река! Приличная ширина и глубина дает знать, что истинный исток находится не здесь, а значительно выше. Ну что ж, значит надо искать! 
Не буду описывать все наши просчеты в плане подготовки к этой поездке, но в итоге, изрядно покружив по болоту, мы наткнулись на тропу, которая и вывела нас на истинный исток Вятки!                                 

Из ранее виденных истоков рек западной России, этот выделяется одной особенностью, по-крайней мере я на это обратил внимание, он не освящен православной церковью! 
За его облагораживание и даже защиту взялись никто иные, как «природные Духи и Русское общество охраны природы Стрелы Ярилы», как указывает об этом стенд у Истока. Ими установлены здесь деревянные истуканы животных и мистических персонажей, а так же срублена беседка. 
Сама же Вятка вытекает из… деревянного богатыря*, проходит под традиционным в таких местах первым мостиком и уходит в обширное болото, что бы потом, уже в сформировавшемся течении подойти к железнодорожной насыпи и преодолеть первую настоящую преграду- мост рядом со стелой.

Как в последствии оказалось, именно от этого моста и начинается тропа к Истоку. 
И идет она по правому берегу реки, а не по левому, где мы начали ее поиски ранее :) Желаем найти ее вам самостоятельно! И помните, без сапог на болоте делать нечего! Не повторяйте нашу ошибку! 

Маленькое уточнение: судя по фотографии, река вытекает из головы не богатыря, а женщины-удмуртки (судя по головному убору - айшону). Айшон — традиционный женский головной убор удмуртов. Высокая конусовидная шапка на кожаной или берестяной основе, обшитая холстом. Украшенный монетами и разными подвесками. 

 

ИСТОК РЕКИ ВЕТЛУГА

Ветлуга - большой левый приток Волги. Берет начало на Северных Увалах в Кировской обл., образуясь после слияния рек Большой Быстрой, Даровки и Большой Матюг у села Круглыжи Свечинского района.
Берега у Ветлуги, у Б.Быстрой, как и у многих рек, неодинаковы. Правый берег крут и высок, левый - пойменный, низкий. 
Правый берег - высокие сосны, ели, кое-где пихты и лиственницы. Левый - низкие заросли ивняков, затопляемых половодьем...

                                                река Ветлуга у села Круглыжи

                                        река Быстрая

 

                           исток Ветлуги:  слева Матюг, справа Быстрая

 

РОДНИК СЕМЫЕ - ЧЕМБУЛАТОВ КЛЮЧ

История этого малого родничка тесно связана с историй Вятской и Казанской земли. К сожалению, в истории народов населяющих Поволжье были не совсем гладкие  страницы. Одна из таких страниц – это  подрыв священного марийского камня Чембулат. Дело в том, что на юге Вятского края располагались многие священные места для марийской традиционной религии, например, главное место поклонения верховному богу – Кугу юмо, что рядом с Кукаркой (ныне Советск). Однако из-за заселения этих земель русскими, мари стали оставлять эти места и переселяться на территорию нынешней Марий Эл, или уходили на восток.

Вскоре русское население в этих местах стало преобладающим, однако мари не забывали своих священных мест, и посещали их в большие праздники, устраивая здесь моления и жертвоприношения. Однако некоторым православным иерархам не нравилось, что язычество среди мари имеет крепкие корни, а христианство распространяется очень слабо. Это повлекло за собой достаточно жёсткие меры по отношению к собраниям и молебнам, проводимым на Вятской земле у марийских священных мест. Эти меры заключались как в запретах на сборы и молебны, так и в полицейском надзоре над указанными местами, ну, и уже известный всем подрыв Чембулатова камня. Поскольку население вокруг было практически русское, то надзор за священными местами и рощами был достаточно прост.  Однако при этом отношение светской власти в Российской империи и отношение русского народа к традициям мари были достаточно терпимы.

(камень  Чембулат  -  в  скальном  комплексе  на реке  Немда - виден профиль человека)   

По вышеуказанным причинам мари тайно приходили к своим священным местам, и совершали молебны ночью или рано утром. Поскольку вятские места имели всемарийское религиозное значение, то приходили сюда издалека, проводя в дороге по нескольку дней. По воспоминаниям сторожил:  ночные моления в священных местах сохранялись у мари, аж, до Отечественной войны 1941 года, а в некоторых местах и после неё. Интересно, что такие ночные моления (по описанию профессора Н.Морохина)  сохранились до нашего времени, например, в священной Цепелинской роще (Горномарийский р-н РМЭ).

Свободное вероисповедание для марийцев (и для всех народов СССР) было разрешено товарищем Сталиным в 1943 году, когда каждому народу можно было выражать и исповедовать свою веру так, как это традиционно свойственно ему. По этой причине среди язычников-мари Сталин имел и имеет большое уважение, хотя в довоенные годы репрессии коснулись большого слоя марийской творческой элиты.

Вернемся теперь к Чембулатову роднику, про который сохранилось такое предание. В те стародавние времена многие мари, чтобы поклониться князю  Чембулату, шли из далёких мест, чтобы у камня принести свои молитвы и жертвы своему заступнику. Моления проводились, как правило, по ночам, а чтобы не было заметно – марийцы часто в жертву Чембулату приносили деньги (серебро и золото), а не жертвенных животных, как это делалось в обычных рощах. И, действительно, если в данной местности появлялись чужие люди, явно инородцы, которые  несли с собой гусей и уток, или бы вели овец и быков – то местные власти сразу бы поняли, что марийцы готовятся к языческим молебнам и жертвоприношениям.

И тогда были бы приняты меры к запрещению таких языческих праздников, а деньги были компактны и незаметны, а при обнаружении не вызывали бы подозрений, так как примерно в начале лета проводились ярмарки и базары, куда могли приходить люди из разных уездов и волостей Вятского края. 

Такие тайные моления проводили специальные карты, которые также приходили сюда из дальних марийских селений. Приносимые в жертву деньги зарывали после моления в особом тайнике недалеко от Чембулатова камня, чтобы их не могли найти местные жители. По преданиям дух Чембулата благосклонно принимал эти жертвы и охотно помогал своим единноплеменцам! Поэтому к священному камню каждый год приходили и приходили марийцы со своими проблемами, бедами и болезнями.

За многие годы под камнем накопились большие  богатства, но про тайник тот знали очень немногие -  карты строго запрещали рассказывать про сокровенное место, нарушившим обет грозились земными и небесными карами! По этой причине о молебнах и зарытых деньгах долго никто не догадывался. Однако рано или поздно всё тайное становится явным! Однажды в базарном кабаке один пьяный мариец проболтался об огромных сокровищах князя Чембулата, что таятся около его могилы. На его беду рассказ подслушал лихой человек, что также под видом хмельного слушателя выведывал в питейном заведении: не похвастает ли какой купец богатой кубышкой, или нет ли у кого удачного прибытка на нынешней торговле!

  После этого разбойники долго сторожили у священного камня – не придет ли кто из марийцев к заветному месту, чтобы допытаться у них: где зарыты деньги. И вот однажды ночью к камню на частный молебен пришла марийская семья, их разбойники и схватили. Денег у них было очень мало, поэтому разбойники стали пытать их, чтобы они выдали место, где зарыты жертвенные серебро и золото, обещая оставить их в живых, если они укажут его. Однако марийцы молчали, как немые, возможно, они сами не знали, где таятся чембулатовы дары, а, может, предпочли принять смерть, чем нарушить суровую клятву.  Тогда разбойники убили их, а трупы закопали недалеко от горы.

По преданию лихие люди после своего злодеяния долго не прожили: пытались укрыться они всей ватагой от грозы под большим дубом, но тут ударила молния и убила всех огнём нещадным.

 

ИСТОК РЕКИ БОЛЬШАЯ КОКШАГА

Большая Кокшага, по-марийски — Кугу Какшан. Ее исток находится в лесистой местности к востоку от села Кокшага Кикнурского района. 
Общая протяженность реки 288 км, из них 158 км она проходит по территории Марий Эл. Ширина русла от 50 до 70 м, глубина на плесах 1,5-3 м, местами до 5 м. 
Река впадает в Волгу в районе Куйбышевского водохранилища.
В этой статье будет рассказ про исток Большой Кокшаги и про верховья этой замечательной реки.
  ИСТОК БОЛЬШОЙ КОКШАГИ
(автор: Сергей Шелепов)
Найти его легко. По карте так и вовсе просто. 
Река зарождается в лесистой местности к востоку от села Кокшага  Кикнурского района.
От Александровских (от угла леса, огибаемого дорогой Кокшага - Шешурга) на северо-запад под гору. Не доходя до большого леса. На топокарте аккурат горизонтали сходятся и там, где перегиб, там и исток. 

                                                                  исток Большой Кокшаги                                       

А ещё полоса высокого частого кустарника. 
Вдоль неё я и шёл, пока не пересёк долину реки. 
Вверх метров сто и вот она большая яма с зелёной водой и колодиной на выходе из ямы...
Тут рождается Большая Кокшага – из неприметного родника.
На берегу была когда-то беседка...

 

НИКОЛЬСКИЙ ИСТОЧНИК У ДЕРЕВНИ МАРИ-УШЕМ

Святой источник у деревни Мари-Ушем Яранского района Кировской области (буквально на границе с Марий Эл) расположен в трех-четырех километрах от деревни, в лесу, на берегу речки Лум. С незапамятных времен родник почитается марийцами как священный, его водой умывались, пили в надежде на исцеление от болезни или укрепления здоровья и сил. Несмотря на запреты и гонения, в годы богоборчества, верующие никогда не забывали дорогу в колодцу и по большим праздникам приходили сюда. Раньше ключ выбивал из земли в вершине овражка, но потом он сместился вниз к устью оврага, и здесь была установлена беседка для ритуальной трапезы и устроено укрытие для обливания водой. Ежегодно 3 июня в марийский праздник «Оленин день» к святому источнику стекаются сотни паломников из Кировской и Нижегородской области, республики Марий Эл.                      Никольский источник у деревни Мари-Ушем
 

Недавно силам верующих и благодаря средствам благодетелей у источника построены деревянные красивая часовня и купальня для братьев и сестер. Несколько раз вода уходила из источника, вот один из таких случаев: "19 августа 2009 года на праздник Преображения Господня ушла вода из источника Николая Чудотворца... Вода появилась так же неожиданно, как и ушла. Разгадка исчезновения её открылась позже. Однажды приехали москвичи на иномарке. Они искупались сами и бросили в купальню собаку, и вода снова ушла на два дня. После этого случая нашлись свидетели, которые рассказали, что и на Преображение Господне произошла такая же история. Святыня была осквернена, и воды не стало...
А тут люди приехали к святыне за благодатью, а поступили так, словно на пруд пришли..."

 

 

                      НИЖНЕИВКИНСКИЕ МИНЕРАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ

Кировская область » Куменский район » поселок Нижнеивкино 
«Нижнеивкинские» минеральные источники поселок Нижнеивкино
Известные природные минеральные источники находятся в Куменском районе Кировской области, на территории поселка Нижнеивкино. О существовании источников известно с давних времен, в 15-16-х веках крестьяне окрестных сел заметили целебные свойства вод этих источников. В 19-м веке поблизости от источников был построен монастырь. Монахи применяли родниковую воду для излечения болящих. 
Первые сведения о целебных источниках датируются 1689 годом. Однако детально их начали изучать только лишь в 1937 году. Исследованиями руководил В.В. Штимальк, известный исследователь минеральных источников, лечебных вод и грязей. Тогда же были проведены первые геолого-изыскательские работы.                    
Позже здесь была построена первая больница, которая использовала в лечебных и оздоровительных целях минеральные воды и сероводородную грязь.
На сегодняшний день Нижне-Ивкинская курортная зона считается одним из редчайших уголков России по сочетанию таких уникальных природных факторов, как минеральные воды, лечебные грязи и природный микроклимат. Все эти факторы создают благоприятные условия для эффективного отдыха и лечения.
Нижнеивкинские минеральные источники, ставшие национальным достоянием, включены в Государственный Кадастр природопользовательных зон России.

В настоящее время природную минеральную воду разливают в бутылки на месте нахождения источника, которая впоследствии растекается по всему региону. Минеральная вода «Нижне-Ивкинская №2К» известна многим и относится к группе сульфатно-кальциевых лечебно-столовых питьевых вод. 
 

Состав бутилированной минеральной воды:
Гидрокарбонаты 100-350 мг/л
Хлориды 100-200 мг/л
Сульфаты 1200-1700 мг/л
Магний 50-100 мг/л
Натрий+Калий 100-250 мг/л
Кальций 400-800 мг/л
Общая минерализация 2,2-3,0 г/л.

 

ИСТОЧНИК В СЕЛЕ ДЕРЮШЕВО

В Малмыжском районе Кировской области России, в семи километрах к юго-западу от районного центра расположено село Дерюшево. Дерюшево село малонаселённое, по данным переписи 2010 года в селе постоянно проживает около 175 человек.

                                                   Храм и святой источник в селе Дерюшево
В 1867 году в центре села была построена каменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы. До революции приход храма состоял из трёх тысяч человек обоего пола, а штат церкви был из двух священников, диакона и двух псаломщиков. После революции храм был закрыт, в настоящее время богослужения в храме не совершаются.
             Храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Дерюшево                                                                    

Приблизительно в 300-х метрах к юго-востоку от храма находится святой источник Параскевы Пятницы. У верующих Малмыжского района существует традиция, на Девятой пятнице после Пасхи совершать к святому источнику крестный ход. Так как храм в Дерюшево закрыт, то крестный ход идёт от малмыжской церкви. На святом источнике возведена деревянная часовня-купальня. Вода святого источника Параскевы Пятницы в Дерюшево считается целительной, особенно же в первые три дня после Девятой пятницы. 
Святой источник Параскевы Пятницы в селе Дерюшево                                                                                     
 Святой источник Параскевы Пятницы в селе Дерюшево. Купель святого источника            

 

ФИЛЕЙСКИЙ РОДНИК ОКОЛО ГОРОДА КИРОВ

Филейка — один из микрорайонов Кирова, расположенный в северной части города.У края городской чертой начинается высокий яр – Большая гора, растянувшаяся вдоль реки почти на километр, уникальный береговой срез из обнажившихся 48 разных пород палеозойской эры, достигающий в высоту до 60 метров, а возраст которому около 230 млн. лет. Подобные геологические обнажения встречаются только в Африке, да еще где-то в Сибири.   
          

Между Большой горой и Северной набережной города лежит глубокий овраг, по дну которого в незапамятные времена протекала речка Филейка,  на берегу которой, в последствии, выросла деревушка, получившая такое же название. Постепенно Филейка объединила вокруг себя несколько деревень, число жителей которых достигало уже трех тысяч. Так деревня превратилась в Филейскую слободу, а затем в новый микрорайон города. Здесь примерно в семи верстах от центра Вятки в конце XIX века обустраивался мужской монастырь. Возникновение нового монастыря в Вятке было предопределено духовным смыслом и замыслом высокочтимого подвижника земли Вятской преподобного Стефана.


Жил праведник в XIX веке. Прославился не только как известный духовный писатель, но и как подвижник благочестия. Родился в 1830 году в семье Ирины и Петра Куртеевых и был наречен именем Симеон. С детства Симеон был тихим, скромным, усердным и способным учеником. Но прочитанная им книга «Письма святогорца о святой горе Афонской», навсегда изменила его жизнь. Он оставил учебу и ушел в монахи в Соловецкую обитель. Позже Соловки он покинул и отправился странствовать по Святой Руси. Затем вернулся на родную землю и нес здесь свои аскетические труды в ископанной им в лесной глуши пещерке. Внутреннее помещение его подземной кельи было таким маленьким, что в ней можно было уместиться только сидя, стоя на коленях или лежа. Ни окон, ни дверей не было, только один лаз, через который подвижник и пролезал внутрь. 
Много унижений и оскорблений пришлось пережить отшельнику в начале его подвижничества, знакомые отворачивались от него, считая, что он тронулся умом. Но он терпеливо сносил обиды и с любовью молился за своих обидчиков.


Особый интерес у людей вызывали его духовные сочинения. Когда в 1874 году открылась Филейская земская школа, его уговорили стать учителем. В первый же год к нему пришло 170 учеников. Пришло бы и больше, но не было помещений для их размещения.
В конце жизни по благословению Вятского епископа Аполосса отец Стефан на месте своих молитвенных подвигов основал вначале монашеский скит,  спрятанный в лесной чаще уединенной долины небольшой речки, защищенной от реки Вятки крутым высоким берегом. Это небольшое пространство призвано было стать северным духовным форпостом главного города Вятской земли.
Сюда на постоянное жительство отовсюду стекались насельники, искавшие уединения. Так образовалась общежительская пустынь. Велось активное строительство: расчищались площадки, прокладывались дорожки, была запружена речка, устроен каскад прудов с мельницей.

 

 

СВЯТОЙ ИСТОЧНИК СПАСА НЕРУКОТВОРНОГО

Святой источник находится в селе Холуново (деревня Юксеево) Слободского района, Кировская область. Предание об явлении иконы: "Один благочестивый мужичок, проходя мимо ключа , истекающего из угора, на котором теперь стоит деревянная церковь, и позади каменная, обе во имя Нерукотворного Образа Христа Спасителя, вдруг увидел блеск в ключе наподобие солнечного сияния. Это было вечером уже поздно. Он усумнился и испугался что за видение такое, разве буди клад мне видится, дай подойду поближе. Подошел поближе, видит что икона Спасителя ему явилась, а сияние еще больше. 

Он в испуге и в радости ушел в свое селение и рассказал там об этом, что он видел и зовет мужичков, чтобывзять этого Спасителя и унести домой. Когда пришли другие соседи с этим стариком, тогда сияния большаго уже не было, а только небольшой свет. Помолившись и перекрестясь, взяли они образ Спасителя, принесли во свое селение и поставили у этого благочестивого мужичка в другую избу, более чистую, в переднем углу. На другой день об этом узнали все жители этого местечка и пришли на поклонение сему Спасителю.

А этот уголок жителей причислен был к приходу села Лекмы. Узнал потом об этом священник села Лекмы, что явился Спаситель в этом местечке, приехал помолиться и чтобы увезти его в свою церковь,но благочестивый старик с соседями не отдавали его. Приехавшие старались было унести Образ силой, но не могли, когда хотели нести, ноги у людей не шли, когда хотели везти на лошадях, лошади не везли. 
Так и оставил этот священник Образ на месте его явления. А где Спаситель явился, старичок распорядился, чтобы это место огородить изгородью, а по времени срубили часовню. Об этом явлении узнали многие Лекомского и Шестаковского приходов и стали приходить на поклонение и чтобы приложиться к этой святыне. Которые приходили с верою, любовью и чистым сердцем, те получали исцеления от этой святыни. Узнал об этом Архимандрит города Слободского и весь город. Архимандриту захотелось унести или увезти явленный образ Спасителя в свой монастырь и он послал иеромонаха с двумя послушниками и гребцами, всего восемь человек, дав приказание чтобы немедленно привезли этот образ к нему.

Посланные направились в путь, достигли места, где явился Образ и остались ночевать в доме, где он находился, потому как прибыли вечером. 
Ночью иеромонах видит сон. Спаситель говорит ему: Я знаю, зачем ты сюда послан и приехал, ты приехал за мной, чтобы взять меня и везти в город Слободской. Тебя послал архимандрит за мной,но я должен быть здесь, где явился. Здесь должен быть дом моего жилища, а не там куда ты хочешь везти меня. 

В ужасе и в страхе иеромонах проснулся и трепещет, думая, что мне делать с этим Образом, оставить его на месте или же везти по приказанию архимандрита. Встал с постели умылся и помолился сему образу, и рассказал о своем сновидении всем, кто был в этом дому, но все таки решился взять Образ и везти в монастырь в город Слободской. Собрался и старик ехать, чтобы проводить Образ, который он обрел. Помолившись Образу, взяли его, и принесли на шитик, поставили на место, уселись все, также и старик и поплыли.

Вдруг сделалась необыкновенная буря, так что не было возможности плыть на шитике вниз по течению реки Летки, волны заплескивают в шитик да и ходу вовсе нет. Иеромонах велел пристать к берегу и говорить всем сидящим в шитике: давайте помолимся, чтобы буря утихла. Пристали к берегу, помолились Образу и что же? 
Буря стихла и волны прекратились, опять стали в шитике и поплыли вниз по реке в город Слободской, но немного отплыли и шитик их совсем не пошел, то к тому, то к другому берегу пристает, то обратно плывет. Долго гребцы мучились и, наконец стали сердиться на иеромонаха и говорили ему: лучше оставить эту икону на месте, чем нам мучиться с ней, видишь она к нам в город не идет, а иеромонах в то время молился про себя в душе, как бы этот образ доставить в монастырь. По молитвам иеромонаха шитик опять поплыл вниз по реке. Приплыли в город Слободской, взяли Образ и понесли в монастырь. Когда Архимандрит увидел, что несут этот Образ, то вышел к нему на встречу и встретил его, как следует. 

 

СВЯТОЙ ИСТОЧНИК ТРИФОНА ВЯТСКОГО

Кировская область » Киров » Первомайский район

Уже на протяжении не одного столетия, в городе Киров, на склоне коренного берега р. Вятки, бьют несколько родников.
 Один из них - Святой источник в честь преподобного Трифона, архимандрита Вятского, над которым сооружена красивая рубленная из дерева часовня, находится на территории Вятского Успенского Трифонова монастыря. 

По преданию в этом месте преподобному Трифону явилась Матерь Божия и он ископал здесь колодец. 
Родник благоустроен, над ним возведена надкладезная часовня, снаружи вода выведена в трубу, слив декорирован бутовым камнем, внутри часовни обустроен колодец. К источнику постоянно приходят верующие.
 
В публикации «Отчёт Вятской городской управы горного инженера А. Н. Рябинина 1904 г.» Вот что говориться об этом источнике: «Отделённый от Соборной горы оврагом за горой, размытый монастырский холм с Успенским монастырём на нём обнаруживает также обильное истечение ключей у подножия Собора. Часть ключевой воды выбивается здесь фонтаном в часовне, омывая поставленный в ней крест, а часть обращается на нужды монастырского общежития. Приток монастырских ключей достигает по моему замеру свыше 26000 вёдер в сутки. Вытекая по водостокам из-под стен монастыря, ключевые и сточные воды образуют постоянные и сильные заболачивания почвы монастыря, что могло бы быть весьма легко устранено сбором этих вод в один желоб и отвод за лилию ж/д.» 

                                    РОДНИКИ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Родник благоустроен, над колодцем возведена красивая рубленная из дерева надкладезная часовня, снаружи которой вывод воды заключен в каменный грот, декорирован бутовым камнем, рядом установлены деревянные скамейки, в летнее устроены газоны с цветами.
Чуть ниже по склону построена купальня с купелью. К источнику постоянно приходят верующие.
 Где находится, как доехать:
Координаты:
N58° 36'3.79"
E49° 41'27.83"

 

МИНЕРАЛЬНЫЙ ИСТОЧНИК ТРОИЦКИЙ

Кировская область » Кильмезский район 
Минеральный источник «Троицкий» у села Троицкое
Минеральный источник «Троицкий» - гидрологический памятник природы расположен у села Троицкое, на левом берегу реки Юг. 
  Отложения, в которых находится линза с минеральной водой образовались примерно 24–26 млн. лет назад в верхнепермский период палеозойской эры. 


Вода высокоминерализованная: борно-бромно-хлоридно-натриевая, пригодна для наружного использования в целях бальнеологии в нативном виде (без разбавления). 
Общая минерализация составляет 30,99 г/литр, содержание бора – Н3ВО3 – 97 мг/литр, брома – 70 мг/литр. 
Химическая формула: Cl 87 SO 413| Na 71 Ca 15 Mg 14.
  Где находится, как доехать:
Координаты:

56°56′37″N
50°51′15″E

 

ИСТОЧНИК ДЕРЕВНИ СТАРАЯ КОСА

Старая Коса — деревня в Малмыжском районе Кировской области. Входит в состав Калининского сельского поселения.
По данным переписи населения в 2010 году в Старой Косе проживает 198 человек.
Несколько лет назад жители Старой Косы возобновили традиции своих предков и начали проводить крестный ход с водосвятным молебном. Мероприятие это проводится в восьмую пятницу от Светлого Христова Воскресения.

Нынче он пришелся на 8 июня. Но в отличие от прошлых лет, в крестном ходе принимали участие два священника. Это настоятель Старобурецкой церкви протоиерей Анатолий, и протоиерей Дмитрий - Аджимской.

Верующих тоже собралось намного больше, и помимо местных жителей в крестном ходе приняли участие жители села Калинино, Малмыжа и Вятских Полян.

С иконами Спасителя и Святого Духа люди прошли по всему населенному пункту до самого источника, где отслужили молебен с акафистом Святому Духу и иконам Богородицы, Неопалимой купине, Споручнице хлебов.  

 

ИСТОК РЕКИ УРЖУМКА

Река Уржумка, правый приток реки Вятки. 
Берет начало в республике Марий Эл, впадает в РЕКУ ВЯТКА на 262 километре от устья возле села Цепочкино.
Длина Уржумки 109 километров, в том числе, 50 км. в Мари-Турекском районе РМЭ, и  59 километров в пределах Уржумского района Кировской области.
В пределах  района Уржумка принимает 6 притоков длиной более 10 километров и 10 притоков длиной менее 10 километров.
   На территории района в бассейне реки Уржумки имеется 59 копаней, озер и стариц, общей площадью 75,2 гектара.

    Наиболее крупный правый приток реки Уржумки – река Ирека, длиной 21 километр. 
    Другие правые притоки Уржумки более мелкие. Среди них река Колмасинка длиной 3,5 километра, ручей Гнилуха длиной 5,4 километра, река Шуранка длиной 6,9 километра, Белая Речка длиной 4,6 километра.

Уржумка (мар. Вурзым вюд) — река в республике Марий Эл и Кировской области, правый приток реки Вятки (бассейн Волги).
Совсем недалеко от тех мест, где берет исток речка Ирека,  находится исток реки Уржумка, эта река также берет начало в Мари-Турекском районе, рядом с деревней Кирино. 
Это фактически маленький хуторок из 3 домов.
Совсем недалеко от дороги Уржумка начинается в заболоченной луговине, где бьют десятки маленьких родников. Уже через 100 метров Уржумка вытекает полновесным ручьём в лесную чащу.

 

 

ИСТОЧНИК НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША

Кировская область » Даровской район 
Родник, святой источник в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» между деревнями Бобровы и Перетягины
Родник освященный в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» находится на 16-ом км автодороги Даровской-Кобра, между деревнями Бобровы и Перетягины Даровского района Кировской области, напротив поворота на бывшую деревню Демаковщина, не доезжая бывшей деревни Гусята. 
  Святой источник выбивает на красивой возвышенности, с которой открывается вид на бескрайние просторы. Вода источника, холодная, около 4 градусов, целебная. Многие получили исцеления от разных болезней, в первую очередь, от страшного недуга - пьянства.

Почитаемый источник хорошо обустроен, над ним построена деревянная часовня-купальня с купелью.     
Где находится, как доехать:
Координаты: 
58°50'39.3"N 48°11'43.4"E
 

СВЯТОЙ СПИРИЧСКИЙ ИСТОЧНИК

Кировская область » Арбажский район 
Рядом с бывшей деревней Спиричи, Арбажского района Кировской области, отыскав выход из подземелья, бежит прозрачный, чистый, как слеза, родник. 
Родник расположен на северо-востоке, в ста метрах от бывшей деревни, в глубине оврага. Вода бежит из самой глубины горки и стекает по жолобу в трубу и ёмкость. 
Из уст в уста люди передают предание о том, что когда-то у этого ключа была найдена икона, которую раньше никто не видел в этих местах. 
  Лик святого Серафима Саровского явился в роднике и освятил его хрустально чистые воды. В память об этом событии с благословения ревяковского батюшки рядом с родником поставили часовню и повесили икону с ликом святого Серафима Саровского. С тех пор это место стало считаться святым. 
До революции и в первые годы советской власти в Ильин день в деревне Спиричи был престольный праздник и большая ярмарка. 
В 90-е годы Спиричский родник был обустроен: сделан металлический жолоб, емкость, деревянная лестница с перилами, места для отдыха, вырублены засохшие деревья, кустарники.

Спиричский родник - излюбленное место отдыха арбажан, благо туда ведёт асфальтовая дорога, а рядом появилось рукотворное озеро, вблизи родника ягодные и грибные места.

Первого и второго августа (Ильин день) ежегодно верующие арбажане совершают крестный ход из п. Арбаж на Спиричский родник. Идут во главе с отцом Виктором дети и взрослые.
 Едут на машинах и цель одна у всех - набрать святой воды, умыться, набраться сил, подышать воздухом у родника. А самые смелые - купаются в ёмкости родника, в ледяной воде и удивительно - не болеют.

К роднику спешат в любое время года, но особенно многолюдно - весной и летом. Каждый год у родника проходят слёты туристов: рабочей молодёжи и школьников района. 

Весной 2005 года произошёл оползень у родника. Канал и ёмкость были завалены землёй. Поломанными деревьями и кустарником. Чудом уцелела ольха, где висит икона Серафима Саровского. В месячник "Дни защиты от экологической опасности" молодёжь деревни Гулины и учащиеся местной школы расчистили канал у родника от земли, убрали землю из ёмкости, чтобы склон у родника не осыпался, для закрепления грунта от размыва посадили по склону более 50 деревьев: малину, вишню, ольху, иву и яблоньки. К традиционному слёту молодёжи и школьников родник был отремонтирован. А 1-2 августа прошёл и традиционный крестный ход к Спиричскому роднику.

 

Исааковский ключ в селе Ошеть, Сунской район
Этот святой источник и купель расположены рядом с селом Ошеть. Единственный природный родник, вытекающий фактчески из-под Ошети и Спасской церкви.

Источник имеет свою историю - более двух столетий воду из него брали священнослужители из рода Васнецовых, которыевдохнули жизнь в эти места, построили замечательный храм и верой и правдой более двух веков служили людям Ошетского края.  

Есть сведения, что родник был освящен в честь святого Исаака, сына Авраама и Сары, отсюда и его название. В месте вытекания ручья была сооружена колода, на дне которой находилось отверстие с пробкой. Когда она наполнялась - использовалась как купель, а рядом с ней стояла икона святого Исаака. Ключевой водой освящали дома, посевы, скот, яйца на Пасху, крестили детей. Вода в нем обладает лечебными свойствами, очень богата серебром.

Ныне родник благоустроили, устроили запруду, купель, над ключом поставлена часовенка. Кстати, колода, некогда вырубленная Васнецовыми, сохранилась до сих пор.

К ключу ведет тропинка в поле направо, после поворота в село с трассы из Кирова.

 

 

СВЯТЫЕ ИСТОЧНИКИ СЕЛА АДЖИМ

В начале нашего века в селе Аджим, Малмыжского района Кировской области благоустроены две местные святыни: святой ключ и святой родник. Население села интернационально и поэтому святыни почитаются приверженцами разной веры. 
И из ближайших деревень - Верхняя, Исаково, Исаево и Малая Кучка - к святым источникам, за водой, приходят и приезжают многочисленные паломники. По преданию у одного ключа была явлена икона святителя Тихона, епископа Амафунтского.
  Родников в Аджиме множество и окружают они его со всех сторон света. С юга – Святой ключ, на востоке на левом берегу р. Аджимка – Исаевский родник, на севере – Кучанский родник, на западе – родник, который находится между Аджимом и Верхней деревней.                                                                                         
 
Проведена экспертиза грунтовых вод родников № 2 (в конце Аджима), № 3 (Кучанский родник), № 5 (Исаевский родник). Исследования от 15.12.2010 показали, что пробы воды соответствуют СанПиН 2.1.4.1074 – 01. 
Вода в них без запаха, без привкуса, прозрачная, жёсткость ниже допустимого норматива. Согласно протоколу лабораторных испытаний, в воде родников нет бактерий и спор, что соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1175-02.
 
Где находится, как доехать:
Координаты:
56°44′25″N
50°16′36″E.

 

Манигор.Святой источник в Белохолуницком районе
Святой источник Пантелеимона Целителя находится на Манигоре, на окраине поселка Климковка, что в 30 км от Белой Холуницы. Здесь, в сосновом лесу, находится часовенка и поклонный крест в память "пламенных младенцев" - святых, особо почитаемых в этой местности.

 

Святой источник Николая Чудотворца деревня Крутичи

Кировская область » Юрьянский район » село Великорецкое

По преданию, в мае 1383 года, произошло явление Чудотворной иконы около деревни Крутичи. Однажды по своим хозяйственным делам крестьянин Агалаков отправился в соседнюю деревню глухими лесными тропами. Шел мимо реки, его внимание привлек "чудный свет", который исходил из глубины лесной чащи. Но, озабоченный делами, крестьянин не остановился и пошел дальше. А на обратном пути увидел, что "свечение" продолжалось – словно множество зажженных свечей мерцало. Он подошел поближе. И обнаружил, что "свечение" исходило от иконы, которая находилась в чистом лесном роднике.

Взял икону крестьянин и отнес домой. А про случай этот никому не сказал. Но рядом с ним, в этой же деревне, жил бедный Иван. Двадцать лет Иван был прикован к постели. Больного Ивана родственники принесли как-то в дом Агалакова. А обратно он вышел уже на своих ногах.

Слух о чуде распространился по всей округе. И к дому Агалакова стали приходить больные и немощные люди, чтобы получить исцеление. Жители деревни собрались на сход, где решили срубить для себя и для паломников деревянную часовенку. Возле того родника, где и явилась Чудотворная икона. А потом, выше, на горе, была построена церковь, около которой стали селиться люди. Так и возникло село Великорецкое.

Но однажды язычники разбойным набегом напали на село. И тогда только чудом жители спасли икону. Озабоченные судьбой иконы, православные духовные власти из города Вятки, тогда еще Хлынова, обратились к жителям села с просьбой передать Чудотворную икону на хранение в городской Кафедральный собор. Жители села, подумав, согласились с этим. Но только с одним условием. Что ежегодно икона Крестным ходом будет приноситься на свою родину, в село Великорецкое, как бы в гости. И была установлена дата такого события – 23 мая. С тех пор одним из самых древних праздников вятского края является Великорецкий Крестный ход. Более шестисот лет проводится он из Вятского Кафедрального собора с явленным образом Святителя и Чудотворца Николая Хлыновского в село Великорецкое.

Крестный ход с Чудотворной иконой от города Вятки до села Великорецкое проводился обычно по суше, но бывает и по воде, по рекам Вятка и Великая.

 

РОДНИКИ В УРОЧИЩЕ АГАПОВО

Кировская область » Богородский район 
Интересный объект, памятник природы, Вогульская бокалда — овраг с 23 ключами и прудом в урочищах Вогульцы и Агапово. Овраг «Бокалда» — памятник природы общей площадью 5 га. Охраняемая площадь 20,92 га. Расположен на территории Спасского сельского поселения Богородского района Кировской области. Агаповская бокалда расположена в одиннадцати километрах восточнее п. Богородское и в двух километрах западнее с. Спасское (за северной окраиной бывших деревень Вогульцы и Агапово).

Бокалда представляет собой балку длиной более 2 км, шириной от 300 до 500 м, вытянутую с запада на восток. Интересна балка тем, что в ней имеется выход 23 источников, образующих на дне бокалды общий водоток. Водой одного из источников местные жители в прошлом лечили больных лошадей.          

На расстоянии километра от начала бокалды бьёт самый большой родник. Раньше его водой пользовались жители деревни. Поблизости с большим ключом выталкивает студёную воду еще 14 маленьких ключей. Через 1,3 километра есть ещё 2 ключа. Они уступают по величине самому большому. Родники образуют ручей, воды которого достигают Агаповского пруда. Вода в ручьях чистая, без запаха, температура достигает 7°С.

К концу оврага склоны расширяются, но остаются крутыми, поросли хвойными деревьями. Устье заболотилось, достигает 700 метров в ширину. Раньше, со слов старожил, тут была мельница.

Координаты:

57°47′35″N
50°52′11″E

 

РОДНИКИ ПИЖАНСКОГО РАЙОНА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Деятельность участников проекта осуществляется в рамках работы школьного экологического клуба «Хранители  природы», члены которого видят не только экологическую проблему, связанную с загрязнением зеленой зоны села (учащиеся обнаружили, что состояние родников, находящихся в данной зоне, является тревожным), но и этноэкологическую.  Этноэкология изучает взаимоотношения человека с окружающим миром и представления о нем в рамках традиционной культуры, а также влияние культурных установок на современные взаимоотношения с природой и окружающим миром в целом.

Организация этнографических и фольклорных исследований на предмет выявления и сохранения экологических традиций края является одним из элементом проекта. Для сохранения природы и человека в ней с его самобытностью необходимо понимание своих корней, традиций.
Вода родников пробилась из-под земли не при нас. И не при нас, и, тем более, не по нашей вине, должна вновь под землю скрыться. Нам нужно сохранить эти источники памяти не только  для себя, но и  для наших детей. 
 

Вторая группа. Ребята из с. Воя.
Они посетили 2 родника. В начале деревни и на западной  окраине села ( в народе эту часть села называют Верховоя).


Из истории родника:
 Две  семьи из  Верховои пытались неоднократно благоустроить этот родник – выкапывали яму,  делали отвод воды из родника, обкладывали родник камнями. Но со временем земля осыпалась, место вокруг родника вновь заросло сорной травой. Вот именно в таком виде мы обнаружили это родник. Жалкая картина: тоненькая струйка родниковой воды с большими усилиями просачивается сквозь осыпавшуюся землю, старую листву и траву.
Благоустройство родника:
Мы  решили: роднику надо помогать незамедлительно! И работа закипела. Кто-то выкапывал яму, другие боролись с сорняками и мусором, Артём принёс ковш для питья воды. Ух, потрудились на славу. После операции «Спасение родника»  еще долго стояли и любовались тем  с каким задором, напором и радостным журчанием пробивается родниковая вода сквозь землю. Мы думаем, что своим  весёлым журчание  родник сказал нам спасибо.  «Живи долго –родник» - сказали и мы ему.
 

 

Физические особенности воды родника.
Прозрачность воды -  прозрачная,
Запах  -   Запах не ощущается
Вкус -  Вкус не ощущается
Цветность - бесцветный
Температура воды  5 градусов
Дебит источника (литров в сек.)  0,07 л. в секунду
Химический анализ
рН=5 (слабокислотная среда по показателям индикаторной бумаги)
.

Четвёртая группа. Ребята д. Сотниково
Из истории родника:
Ребята д. Сотниково про свой родник узнали интересную легенду. Эту легенду им рассказали старожилы д. Сотниково , в надежде что они сохранят эту легенду и передадут её свои потомкам. Когда-то давным давно рядом с их родником стояла беседка. И вот однажды один человек увидел около родника женщину с ребёнком, похожую на богоматерь. После того случая там поставили икону Божьей матери. Затем вновь около родника прохожий увидел необычную картину : ходит вокруг родника  полупрозрачный  человеческий облик, очень похожий на Иисуса Христа. После этого видения на роднике установили икону Иисусу Христу . После таких чудотворных событий  жители деревни решили установить   на роднике третью икону - Николая Чудотворца.  Говорят в темноте они светилась.  Такие события не давали сомневаться жителям деревни   в целительной силе родниковой воды.
       Одна жительница деревни Сотниково помнит как на родник приезжали священники из Яранска и Пижанки. Проводили крестины, купая в святой родниковой воде.
__________________________

 

 

РОДНИКИ ВЯТСКОПОЛЯНСКОГО РАЙОНА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Родник, святой источник деревни Пеньки
   В самом центре деревни Пеньки Вятскополянского района Кировской области находится родник чистой как слеза ключевой воды.

Над источником устроен дощатый деревянный навес с деревянным полом, выход вода ключа из металлической трубы. Около святого колодца поставлена столбовая металлическая часовенка с божницей(киот с иконой). 

 


   Ныне деревня превратилась в основном в дачный поселок, а в старину у ключа происходили самые разные и значимые события из жизни селян. У родника проходили деревенские сходы, по вечерам здесь на лавочках собиралась молодёжь, а приходящие по воду женщины обсуждали все новости.
      Координаты:
      56°14′11″N
   51°12′28″E
 
 
Родник, Святой ключ деревня Старая Белогузка                                                                                          
   Святой источник в деревне Старая Белогузка Вятскополянского района Кировской области давно облагорожен, над ним устроен дощатая закрытая надкладезная сень, где удобно набирать воду в любую погоду. Около родника установлена столбовая часовня, в киоте которой икона. 
   В сени на стене можно заметить благодарственную надпись "Храни вас Бог, устроители сего родника. Спасибо!", оставленную жителями деревни, ныне превратившейся в дачный поселок.
      Координаты:
      56°14′18″N
   51°11′51″E
 
 
Родник, святой источник святителя Николая чудотворца город Вятские Поляны                                     
   Родник освященный в честь святителя Николая, архиепископа Мирликийского, чудотворца, находится в логу, у кирпичного завода, по улице Шорина, возле Христорождественского Богородичного женского монастыря города Вятские Поляны. Над Никольским источником возведена деревянная надкладезная часовня с иконой над входом, внутри установлены лавочки и колода. 
      Приснопамятный митрофорный протоиерей Алексий Сухих рассказывал историю святого источника Николая чудотворца в городе Вятские Поляны, что в логу у кирпичного завода. Много лет назад местный житель проходил через лог и обнаружил икону. На иконе был образ святителя Николая архиепископа Мирликийского чудотворца. Рядом с найденной иконой из горы бил родник. Поэтому источник назвали Никольским.
      Как добраться: к источнику можно доехать по улице Некрасова, двигаться в сторону кирпичного завода до конца улицы. Улица оканчивается оврагом, спуститься в овраг, там находится святой источник Николая чудотворца.
   Координаты:
      N56° 13.558'
   E51° 03.329'
 
 
Родник, Святой источник у Михайло-Архангельской церкви город Вятские Поляны                                          
   Святой источник облагорожен, отделан природным камнем есть удобная лестница по которой можно спуститься для набора воды. Находится около Церкви Архангела Михаила.
   Координаты: 
      N56° 13.461′ 
   E51° 05.619′
 
 
Родник, Святой ключ деревни Нижняя Тойма                                                                                                 
   Святой источник находится у деревни Нижняя Тойма Вятскополянского района, у берега речки Тойменка, между двух холмов. Ключ выбивает на поверхность выше уровня реки на четыре метра. К ключу ведёт протоптанная тропинка, которая никогда не зарастает. Частично тропа выложена природным камнем. 
      Родник обустроен и видно, что за ним постоянно кто-то ухаживает. В зимнее время, если снега мало, колодцем тоже пользуются люди, так как вода в нем чистая прозрачная как горный хрусталь и имеет особый вкус, за что и ценится. Красивое месторасположение источника помогает насладиться окрестными видами, отдохнуть от прогулки и почувствовать благодать.
    Координаты:
      56°14′39″N
   51°0′46″E
    

Родник, святой источник иконы Владимирской Божией Матери село Новый Бурец                                          
   По преданию, в начале XVII века в Красном ключе была явлена икона Пресвятой Богородицы Владимирская. Нашли её пришедшие сюда дети, желавшие напиться воды. Найденную иконы поместили у алтаря в церкви Вольного (Нового) Бурца, однако с ней стали происходить чудеса - по утрам её находили несколько раз лежащей на полу. Говорят, что икона неприжилась и обрела покой только когда её выкупил за несколько серебреников старобурецкий помещик Озеров. Образ Царицы Небесной перенесли в храм соседнего села Старый Бурец. Сказывают, что после этого некоторым жителям Нового Бурца сей лик стал чудиться, во сне воспрошал почему его продали? И тогда новобурецкие старцы пошли в Старый Бурец и сказали: "Мы вам отдали икону, но нужно Мать Владимирскую - икону каждый год приносить на Красный ключ".
      И повелось с тех пор, и икону ежегодно стали приносить на место её явления. В старину её приносили в Новый Бурец, в храм, накануне престольного праздника иконы Владимирской Божией Матери (перед 6 июля по новому стилю). Проведя ночь в церкви по утру икону переносили к Красному ключу, где служили молебен и водосвятие, затем крестным ходом возвращались в Старый Бурец. До реки Бурец икону несли жители Нового Бурца,а за рекой киот с иконой принимали жители Старого Бурца. По возвращении в храм происходила праздничная вечерняя служба. Ключ в котором была обретена икона с тех пор стал почитаем, со всей округи к нему потянулись многочисленные богомольцы в надежде на исцеление от недугов душевных и телесных.

 

РОДНИКИ В ДОЛИНЕ РЕКИ БУЙ

Прорезая склоны и отроги Вятского увала, река Буй принимает в себя множество притоков, родников, источников и ручьёв. Счёт им идёт на многие десятки, а может быть, и сотни! Рассказать про каждый невозможно, но вот краткое описание нескольких родников, которые расположены в долине Буя, как в Марий Эл, так и в Кировской области. Многие из этих источников  примечательны и уникальны, так, в предыдущей статье мы рассказали про святой Кугерский родник, который почитается русскими и марийцами!

Рассказывали мы и про освящённый Ляминский родник, что расположен недалеко от деревни Арып-Мурза  Мари-Турекского р-на РМЭ.

Отдельно были рассказ и упоминание   про источники деревни Ремезово, что  почти на границе РМЭ и Кировской области.

Далее продолжение этой тематики (из Вятских преданий)!

Ляминский  родник около деревни Арып-Мурза  Мари-Турекского р-на  []

 

Источники деревни Ремезово Мари-Турекского р-на 

 

                                         источник  у деревни  Косолапово          

 

 Есть место Шумиха на реке Буй.

Там была часовня Александра Невского и ярмарка Шуйская. Ещё лет триста, может, на Николу вешнего на этом месте велось Никол-юмо (языческий культ Николая угодника в марийской религии).

Это марийцы ходят, русские об этом и не знают. Он у них покровитель народа и животных. Несут яйца, лепёшки с творогом, шерсти клок. Это всё оставляется, чтобы овец спасал. Там старая ива растёт под часовней. Недалеко от неё это и оставляют. Часовня разрушена, свечи ставят там. Просят избавления от болезней, бросают вещи разные (шапки, одеяла) в озерко, наговаривают на болезнь. Это озеро блуждает.

Из Адова туда ходят сорок километров, с Марийской республики приезжают. Я в 1994 году там был. Там было человек сто пятьдесят. Молились.

Это всё продолжается и сейчас. Шерсти очень много. По пути туда есть святой ключ. Там моют лицо. Идти надо пешком (не на маши­нах, нет). Там мост через Буй. Часовня каменная была. Её разрушили в [19]30-е годы...

А первая деревянная часовня в XVIII веке была поставлена с чудотворной иконой святого Николы. Сколько икону ни уносили, воровали и в Киров на экспертизу возили, всегда возвращалась в ключ, в воду. Приходила назад. Лечила она глазные болезни (у марийцев ведь часто была трахома). Вот марийцы и умывались на ней. Деньги оставляли у огня. Из камней часовни складывают камин и готовят, едят. Потом туда кидают деньги.

 

                                        святой источник у д. Пуморь

В Пумори была часовня. И часовню эту убрали. И сделали какую-то будку. 

Но тоже как-то вот не всю Девятую Пятницу, а лишь... И они вот умываются в этой вот ключевой воде, туда копей­ки опускают: как покупают вот воду-то. Мелочи в воду-то навалят, не знаю сколь. И вот тоже носят шерсть. Это Пуморь была.

Дак, сейчас и деревни-то уж там нету. Дак ишшо эти старинные люди знают-то, в котором месте было: ходят, умываются, кто болеет. Это вот бежит, как из земли вытекает, как источник выбегает из реки. Так выбивает его! Да я была и умывалася сама. Спускалися мы туды, ходили. И вот иконки там были. И молилися, свечки ставили и шерсть, всё дожили, где тут много шерсти. Всю эту шерсть несут клочьями, чтобы скотине был толк, или как там, чтобы не болела скотина.

 

ключ Кипун в селе Лопьял

Но они [марийцы] не только к деревьям ходят. Они и в цер­ковь и на ключи.

Часовня была в Лопьяле. И там был ключ Кипун прямо из земли. Там святая вода бежала. Там даже службу служили в родительские дни.

Этот родник в Лопьяле по химическому анализу с малым количеством примесей.

святой ключ в д. Сосновка

 В передний (первый – 14.08) Спас все тюмтюмцы с бураком ходили. Народу там! Все молиться придут. Священники не наши. Это их было. В Сосновке святой [ключ - А. И.}. Каменный-то лог идёт. По нему надо идти, он кончается, и ключ у горы бежит. Ходили-то мы не по каменному логу, а по деревне Сосновке. На четырёх столбах такой лабазик сделан. Там бежит ключ. Приедет священник, там молятся они. И певчие придут и все. А после этого каждый берёт воды домой. Бураки были из берёсты. И глаза там умывали. [Там не вешали полотенца, шерсть?] Шерсть нет, а полотенца были и с крестами. Он как святой, там всё время повязаны полотенца с вышитым крестом.

 

Никольский ключ в с. Шурма

Ниже плотины тоже часовенка была, и ключ был при ней. Говорили, что ключ сам побежал. Икона святого Николы явилась, и ключ побежал. Никто не носил её туда, икону. Вот это икона Николая Чудотворца и была.

А в Шурме и сейчас источник. Там раньше часовня была напротив церкви. Там раньше лежал камень с юмо [с изобра­жением юмо. - А. И.]. Просвечивало насквозь. И на этот камень ключевая вода падала. Брали, лечились: святая вода.

Эту церковь-то в Шурме сломали. Всё сломали: и кресты, и верхушку, и колокола. А камень-то в землю ушёл, под землей скрылся. Земля на него валилась. Из-за церкви это.

В Шурме второй проулок от начала по Урванцева так и называется - Ключевой. Там раньше два ключа было. Один пересох, а другой, большой, жив до сих пор. Из него же подавали воду для больницы. Чуть повыше колоды бетонный колодец, закрытый чугунной крышкой. Там вода скапливалась, и по трубе насосом перекачивалась. Труба была проложена по дну пруда и дальше в гору к больнице. Ещё один ключик был повыше, за Морковкиным логом, тоже высох.

У нас ключ был Николая Чудотворца. Я там путём не бывала. Так вот Лиза с Тоней (им приказали кирпич разламывать, где этот ключ), они говорят до сих пор: "Зачем мы сделали это дело-то?" Лиза-то не стала видеть, и руки, и ноги, и всё у неё плохо теперь - болит.

 

                                часовня  на ключе около села Архангельское     

 

Спас на ключе

Ключи тут повсюду: и в Акмазиках, и в Верхней Шурме, и у нас тут тоже есть. Один здесь у меня за домом из горы вытекает. У этого ключа стояла деревянная часовенка раньше. Разрушили. На ей был Спаситель.

Она так и называлась Спасову дню. Или ещё говорили - Спас на ключе. Там не только икона была. Там и статуя была Спасителя. Вся была чёрная, небольшая. Неизвестно, из чего делана, прям вся чёрная. Я мала была, так я её боялась. Мама скажет: "Сходи на ключ за водой". А я пойду, там темно, и он чёрный стоит - страшно! Я воды черпну и бежать! Вдруг схватит за руку? Глупая была. Её [статую. — Соб.] потом унесли в церковь на службы, на праздник. Так там и осталась.   

Сейчас понастроен шалашик да положена колода, по ней вода и идёт. Ни креста, ничего нет. Да и место тако уж... Ходим, воду берём, бельё полоскаем. Просто ключ и всё.

[А кто и когда поставил часовню?] А это ещё земство построило. Туда раньше много народу сходилось. Особенно на Спасов день. Иконы приносили в Спасов день.

 

еще есть новые источники и освященные вновь 
Это Смоленский источник в Шурме 
Умягчения злых сердец в с. Большой Рой 
Родник  около с. Лазарево 
Источник Казанских святителей в с. Цепочкино 
 

Источник около деревни Байса                                                                                    

 

 

Алексеевский родник

Вообще в Уржумском районе не мало хороших родников.  В свое время на многих бывал. но скажу про буйскую сторону. в починки Алексеевский был замечательный родник. на всю округу славился. вода. не передать словами. с соседних деревень приходили.  Долго потом еще,  у уже не в жилой деревне за ним ухаживали.

 

Родник у д. Бутырки                                                                                         

Очень интересен родник вблизи д. Бутырки около с.Архангельского. К этому роднику каждый год приезжают бывшие жители данной деревни. Буйские жители часто приезжают за водой к роднику. Набирают огромное количество разной тары.

Ага, постоянно у этого родника, на снимках, останавливаюсь. Раньше, в 90-е, там еще из бревен скульптуры были. Может, сумею порыться и найти фото, забыл, где они. А о бывших жителях Бутырок слышал, что они регулярно на месте деревни собираются, до десятков человек, ставят столы и вспоминают свою деревню. Что касается родников, мы как-то в 70-х ходили от Лебедевска до Бутырок пешком по Мазарке. Родников вдоль речки - масса. В самом Лебедвском штук десять у речки насчитать было можно. 

В самом селе Буйском есть так называемый СВЯТОЙ РОДНИК, к которому когда-то был крестный ход. На роднике стояла часовня, а внизу под часовней на открытом месте, но загорожена валом-купельня. Ключ бил прямо из-под часовни. Место расположения часовни сохранилось и даже виден фундамент, но родник в этом месте уже не бьет, а сместился вправо на 10 метров. Есть задумка восстановить родник и очистить купелью.

Тем более, что на дне купели уложены плиты. А как красиво смотрелась купель в 60-е годы, когда там ничего не заросло. Прелесть!

До часовни конечно руки не дойдут, и потребуется солидная сумма денег. Исследованием родника занимались краеведы Буйска под руководством Ширяева В.А. 

                                      источник  в Нижнем лесу у села Буйское         

 

 

______________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
http://kirovkray.ru/index.php/svyatye-istochniki-vyatki.html
http://www.kipov.ru
Родники и источники Кировской области.

http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/07/13/ekologicheskiy-proekt-rodniki
Сухова Т.С., Строгонов В.И. Природа. Введение в биологию и экологию. Учебник для учащихся 5 класса.

 

 

Комментарии

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Администрирование и продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru