Праздник уральских марийцев Ага-Пайрем

марийцы

   Каждый год в первой половине июня уральские марийцы отмечают национальный праздник «Ага-Пайрем» - «праздник плуга» (или «праздник борозды»), приуроченный к окончанию посевных работ.

Это один из самых любимых, почитаемых и массовых праздников народа мари, иначе называемый «марийским сабантуем». 
В свердловской области «Ага-Пайрем» превратился в ежегодный фестиваль марийской культуры, способствующий сохранению и популяризации народных традиций и позволяющий всем приехавшим на праздник гостям познакомиться с марийскими песнями, танцами, играми, декоративно-прикладным искусством и национальной кухней.

 

Общая статья про народ мари - тут!  

СТАТЬЯ ПРО ВОСТОЧНЫХ МАРИЙЦЕВ - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО МАРИЙСКИЙ НАРОД - ТУТ!

КЮСО КУМАЛТЫШ, СЕЛО ЧУРАЕВО - ТУТ!

СВЯЩЕННАЯ РОЩА - СЕЛО МИШКИНО - ТУТ!

СЕЛО МАЯДЫК, МАРИЙСКАЯ СВЯЩЕННАЯ РОЩА - ТУТ!

Охота в жизни марийцев - тут!

Моление восточных (эрвел) мари - тут!

Космическая мифология и астрономические представления народа мари - тут!

Марийские предания и были о древнем змее - тут!

 

                                              Праздник уральских марийцев Ага-Пайрем                      

Праздник уральских марийцев Ага-Пайрем

   8 июня 2013 года фестиваль Ага-Пайрем принимала деревня Верхний Бугалыш Красноуфимского района (в 2012 году это почётное право было у села Курки Артинского района, в 2011 году праздник проходил деревне Марийские Каршина территории Ачитского городского округа). 
Было оборудовано сразу несколько площадок: летняя сцена для концертной программы, площадка для национальных подворий, несколько площадок для спортивных игр, детская площадка с аттракционами и поле для конных скачек, в общем – на любой вкус и возраст.

                                   Праздник уральских марийцев Ага-Пайрем                                               

Праздник уральских марийцев Ага-Пайрем

   На фестиваль съехались творческие коллективы, преимущественно из марийских сёл и деревень Свердловской области. Мононациональных небольших населённых пунктов на Урале не так уж мало, иногда даже в названии села или деревни фиксируется национальность жителей: Марийские Ключики, Татарская Еманзельга, Русская Тавра. Приехали и Екатеринбургские артисты, но всё же самыми колоритными были деревенские коллективы в национальных костюмах ручной работы – знаменитые Бурановские бабушки на их фоне смотрелись бы бледновато.
 

 

Праздник уральских марийцев Ага-Пайрем

   Несмотря на хмурящуюся погоду, зрительный зал на открытом воздухе был полон – все пришли повеселиться и поболеть за своих. Не меньшей популярностью пользовались конные скачки, проходившие в два заезда. В первом заезде состязались рабочие лошади, во втором – породистые скакуны. Дистанция была для всех одинаковая – два круга протяжённостью 1100 метров.
   Участвовали в скачках только взрослые кони, а жеребятам доверили катать детей в повозках.

                                             Праздник уральских марийцев Ага-Пайрем                                        

Праздник уральских марийцев Ага-Пайрем

   На площадке подворий можно было поближе познакомиться с марийским бытом: попробовать блюда марийской кухни, рассмотреть национальную одежду (если очень попросить, то даже разрешали примерить – платье, передник, яга, халат йылан).

Праздник уральских марийцев Ага-Пайрем

 
       Полная экипировка позволяет легко слиться с местным населением, почувствовать себя полноправным участником праздника.
                                                     Праздник уральских марийцев Ага-Пайрем                    
Праздник уральских марийцев Ага-Пайрем

   Марийская молодежь в национальных костюмах выглядит очень естественно и гармонично, вель правильно носить такую одежду они учатся с детства.
 

   Село Первые Сарсы с гордостью представило вышитые работы своей рукодельницы.

Праздник уральских марийцев Ага-Пайрем

 

 
   Жители села Вторые Сарсы привезли на праздник свою главную достопримечательность - воду из святого источника на Монастырской горе. 
В большинстве своём марийцы до сих пор остаются язычниками, но был в ХIХ веке в Сарсах проповедник, архимандрит Зосима, который не только многих «черемис» (так называли марийцев) привёл ко Крещению, но даже построил в этих краяххрам и Боголюбскийженский монастырь. 
Монастырь, к сожалению, не сохранился – осталось только название горы и чудесный источник, в котором вода всегда появляется 1 июля – в день празднования Боголюбской иконы Божией Матери.
 

    На площадке для спортивных игр взрослые и дети упражнялись в силе и ловкости. И если на вертикальный столб могли забраться только самые спортивные, то по наклонному столбу поднимались все желающие.
    А деревенские бабушки ревниво наблюдали: чьи же внуки и внучки окажется самыми шустрыми?

 

    Фестиваль удался на славу, даже погода не подвела! Следующий Ага-Пайрем - в июне 2014 года. Познакомиться с марийской культурой можно так же в музее "Марийская изба" села Юва.
 

                                                    Праздник уральских марийцев Ага-Пайрем                                     


Марийцы относятся к средним по численности народам России. По данным переписи населения их насчитывается чуть менее 700 тысяч человек. Все мы знаем, что народ имеет свою государственность - Республику Марий Эл. Однако большая группа марийцев - около 30 тысяч человек проживает далеко от своей столицы Йошкар-Олы – на юге Свердловской области. Их предки мигрировали на Урал еще во время правления Ивана Грозного, избегая насильственной христианизации.

                                                Праздник уральских марийцев Ага-Пайрем                                             

Сегодня, спустя столетия давления христианства, потом социализма, марийцы открывают для себя новую страницу – возвращение к истокам. Пока самым большим шагом в этом направлении является проведение праздника Ага-Пайрем, официально именуемого "областным фестивалем марийской культуры".
Ныне праздник утратил свое религиозное содержание. Однако каждый год Ага-Пайрем начинается с речи главного карта уральских марийцев. Он щедро осыпает всех собравшихся теплыми пожеланиями и, конечно, просит у высших сил хорошего урожая, ведь марийцы, как и сотни лет назад, занимаются земледелием.
На праздник съезжаются как уральские народные ансамбли, так и гости из Марий Эл, которые находятся на особом положении "старших братьев".
Наряды – это гордость марийских женщин, они шьются вручную и надеваются только на праздники. Особенно шикарным считается нагрудник, на котором есть дореволюционные монеты. На некоторых женщинах можно увидеть одеяния, которым больше ста лет, они передаются из поколения в поколение.
Ага-Пайрем - это еще и великолепная возможность, хотя бы раз в году повстречаться со знакомыми, друзьями, родственниками из других, рассыпанных по всему юго-западу области, деревень.

 

_______________________________________________________________________________________
Источник информации и фото:
Команда Кочующие.
http://www.bbc.co.uk/blogs/russian/
Автор текста: Наталья ЗАЙЦЕВА.
Авторы фотографий: Наталья ЗАЙЦЕВА и Елена КРАМАРЕНКО.
http://mariuver.files.wordpress.com/

ВложениеРазмер
Праздник уральских марийцев Ага-Пайрем68.14 КБ
Праздник уральских марийцев Ага-Пайрем44.3 КБ
Праздник уральских марийцев Ага-Пайрем45.94 КБ
восточные марийцы50.5 КБ
Ага-Пайрем41.16 КБ
Праздник уральских марийцев Ага-Пайрем50.47 КБ
Aga-pajrem (9).jpg33.61 КБ
Aga-pajrem (12).jpg53.42 КБ
Aga-pajrem (13).jpg89.24 КБ
Aga-pajrem (15).jpg114.37 КБ

Комментарии

Гордость за уральских марийцев не покидает нас.

Мы, марийцы, которые с детства мечтавшие получить образование, уехали из родных мест, услышав марийский мотив сердце волнуется.Спасибо, что есть такой канал и мы в курсе вашей жизни и радуете нас.

элементы одежды уральских мари

кто внимательно смотел статью, то отметит, что в одежде восточных мари есть свои специфики - 

например, преобладание красного и часто черного  цвета, 

своеобразный колорит красок и рисунков.

Это очень напоминает одежду удмуртов, предполагается, что у удмуртов были заимствованы некоторые элементы одежды и головных уборов, так как восточные мари мигрировали на восток не одно столетие - 

их пути пересекались с поселениями удмуртов, часто они и жили среди удмуртов.

кстати, у Инессы в музее есть элементы такой восточной одежды и выводы этнографа, 

что марийцы носившие эту одежду жили около удмуртов.