Уральские дольмены


Точное назначение Дольменов не только Урала, но и вообще всех Дольменов до сих пор неизвестно. Ученые выдвигают самые разные гипотезы. Некоторые ученые утверждают, что Дольмены использовались исключительно для языческих ритуалов, но большинство признаются, что в этих удивительных и таинственных сооружениях прошлого содержится мистическая сила.

Дольмены широко распространены во всем мире. На Урале, по данным, опубликованным несколько лет назад, были найдены и изучены учеными около 150 Дольменов. Дольмены обладают колоссальной силой, объяснений которой нет.

  

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

САМЫЕ КРАСИВЫЕ МЕСТА УРАЛА - ТУТ!

КЛАДЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

ПЕЩЕРЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

ГОРЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

 

                                                                  Уральские дольмены

Уральские дольмены
Дольме́ны (от брет. taol maen — каменный стол) — древние погребальные и культовые сооружения, относящиеся к категории мегалитов (то есть к сооружениям, сложенным из больших камней). Название происходит от внешнего вида обычных для Европы конструкций — приподнятой на каменных опорах плиты, напоминающей стол. В первых археологических трудах термин использовался как собирательное название для мегалитических камерных гробниц. В англоязычной археологической литературе термин является устаревшим и применяется для гробниц, первоначальная конструкция которых не поддается определению, или нестандартных типов, не входящих в категорию галерейных или коридорных гробниц. Во французском языке термин по-прежнему популярен.

В Португалии дольмены обычно называются «анта», в Скандинавии — «рёсе»; эти слова входят в состав названий местных дольменов. В России дольменами традиционно называют западнокавказские (теперь уже и уральские) каменные плиточные, составные и монолитные гробницы.

Это распространяется и на похожие сооружения в других регионах мира. Дольме́ны (от брет. taol maen — каменный стол) — древние погребальные и культовые сооружения, относящиеся к категории мегалитов (то есть к сооружениям, сложенным из больших камней). Название происходит от внешнего вида обычных для Европы конструкций — приподнятой на каменных опорах плиты, напоминающей стол. Собой Дольмены напоминают домики из камня. Но каждая стена такого домика может по весу доходить до нескольких тонн. Средний вес всех плит Дольмена в совокупности доходит до 7 десятков тонн. Они были изготовлены в незапамятные времена из гранита. Почти на каждой фотографии рядом с дольменами проявляются различные необъяснимые сущности и шары праны

.

Уральские дольмены

Но кто были строители Дольменов?

Зачем, с какой целью тесали они из камня многотонные плиты, перемещали их на огромные расстояния? Какова была культура этих людей, сумевших построить Дольмены в разных уголках света? Как выглядели их жилища и куда, наконец, ушли строители?

Под горой, на которой находятся Дольмены бьют селеновые источники. Селен важен для функции щитовидной железы!

Противовоспалительные свойства этого минерала, особенно важны при ревматоидном артрите, колите и псориазе. Впервые «Уральские Дольмены» были замечены в 1958 году в районе Верхней Пышмы. Они представляют собой мегалитические каменные сооружения разного размера, формы и явно имеют искусственное происхождение. Известия о наличии этих сооружений на Среднем Урале появились в 2001 году, хотя еще почти пятьдесят лет назад их стал замечать краевед А. Бодрых, из небольшого городка Верхняя Пышма, во время охотничьих вылазок на территорию Верхнепышминского района.

Первоначально речь шла о небольшой группе дольменов, не превышающей десятка. Но за последние годы исследователи нашли и описали около 350 дольменов и других мегалитических памятников на территории нескольких административных районов Свердловской области.

Уральские дольмены
Активное обсуждение дольменов Среднего Урала и их предназначения началось также в начале 2000-х гг. Тот факт, что эти сооружения являются дольменами, был подтвержден учеными на конгрессе археологов, прошедшем в 2006 году в Португалии. Есть версия, что мегалитические сооружения стоят на тектонических разломах. Верхнее-Пышминские дольмены имею разные размеры.

Большие сооружения встречаются не часто, но впечатляют своей величиной и видом. Большинство Верхнее-Пышминских дольменов имеет однотипное строение, по форме напоминающее стол. На параллельно расположенных вертикальных стенках лежит цельная каменная плита, изредка она может состоять из нескольких частей.

Вход в дольмены открыт, обратную сторону закрывает груда мелких камней, засыпанных землёй и поросших мхом. Сооружения могут иметь П-образную и V-образную форму.

Вблизи дольменов встречаются и другие каменные сооружения, назначение которых также неизвестно. Есть лишь предположение, что некогда они служили ритуальным целям. Многие разбросанные в этом районе камни имеют следы искусственной обработки – выемки и различные углубления.

 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Вот что пишет Анатолий БОДРЫХ в статье «ДОЛЬМЕНЫ НА КАМЫШЕНКЕ (Кто здесь жил до нашей эры?)» - "Уральский следопыт" №2-2004 г. :

Охотиться на боровую дичь я предпочитаю в лесных массивах, ограниченных с севера горой Шитовский Толстик, с запада и юга реками: Камышенкой, Хвощевкой и Шитовским Истоком. Охотничьи угодья делятся серовским трактом приблизительно на равные части, удаленные от г. Верхняя Пышма на 25 км. Первую охотничью тропу в этих угодьях я проложил осенью 1958 года, и она свела меня с первым археологическим памятником - каменным сооружением П-образного сечения (культовые сооружения из каменных плит называют дольменами). Кладка была явно рукотворной. Но кто, когда и для кого сложил эти камни в таежной глуши? рис. 1                       

Уральские дольмены

 

Через четверть минуты я вновь с изумлением остановился, но теперь гранитной глыбы, на горизонтальной поверхности которой имелся рукотворный веретенообразный желоб. И вновь вопрос: в какой зависимости находится желоб с каменной кладкой - случайной или преднамеренной?

Оба объекта отстоят друг от друга в пределах видимости. Особой добычливостью и ландшафтной прелестью отличался восточный склон горы Шитовский Толстик.

Шестикилометровая древняя тропа ведет по девственному лесу то прямо, то увлекая вправо, то влево; то дважды стремительно и смело падает вниз к бродам и тут же игриво взбегает вверх и оканчивается у каменной палатки и старательских отвалов. Другое дело охотничьи тропы. Они-то в разное время и привели меня, предположительно к кратеру от падения метеорита и к трем новым каменным кладкам. Все находки расположены вблизи древней тропы и тяготеют к ее серединной части.

Вторая каменная кладка (дольмен), идентичная первой, обнаружена мной в 1962 год, в 100-200 м ниже древней тропы по косогору. рис. 2                     Уральские дольмены                                            

Уральские дольмены

Мысль о причастности находок к культовым сооружениям впервые зародилась у меня, когда обнаружил третью и четвертую каменные кладки. Они расположены вдоль и выше древней тропы на 150-200 м и удалены друг от друга на 350-400 м. Каждая сооружена из четырех прямоугольных гранитных плит толщиной приблизительно 15 см, три из которых установлены вертикально на ребро и вкопаны, образуя в плане букву П, при этом торцевая плита обращена на восток. Столешница уложена сверху с зазором между торцевой плитой шириной в ладонь.

Твердая убежденность в причастности находок к культовым сооружениям пришла с обнаружением в 1972 году пятой и шестой кладок, аналогичной третьей и четвертой. Находки отличались строгими геометрическими формами плит, гармоничными соотношениями размеров, и чувствовалось, что они возводились по выверенному временем канону (автохтонному архитектурному ордеру).

Наряду с первыми двумя типами кладок часто встречался и третий тип, состоящий из кладки первого типа, обложенной камнями с торца и обоих боков, с открытым торцом, обращенным на запад. Каменные кладки и гранитные глыбы с желобами, обнаруженные мной с 1958 по 1972 год, безусловно, являются археологическими памятниками, за которыми стоит неведомая духовная, мировоззренческая и идеологическая культура древних обитателей прибрежных зон, по меньшей мере, трех озер: Исетского, Шитовского и Вашты. В 1973 году я обратился в институт истории и археологии УрАНа в надежде вызвать к находкам интерес археологов, но мое обращение было проигнорировано. А в 2000 году я доверился уральскому краеведу Владиславу Григорьевичу Непомнящему. И начались наши совместные поиски под эгидой Исторического музея г. В. Пышмы. Группой в составе: А. А. Бодрых, В. Г. Непомнящий и Г. К. Фефелова в июле 2002 года, приблизительно в 500-тах метрах восточнее реки Камышенки, обнаружены пять компактно расположенных дольменов.

При их визуальном осмотре оказалось, что кладки П-образного сечения установлены на горизонтальные гранитные плиты и использовались как очаги. Ниже, у подножия горы, обнаружен пласт древесного угля, вскрытый дорожной дренажной канавой. Отсутствие круговой бровки, характерного признака жжения угля в прошлом, свидетельствует о возможной находке места трупосожжения. В поисковые сезоны 2001-2002 годов группами и одиночками обнаружено семнадцать дольменов третьего типа, два из которых частично раскопаны археологами УрГУ и НПЦ по охране и использованию памятников истории и культуры. Следует отметить, что раскопка второго дольмена состоялась после публикации в газете "Подробности" и визита автора в археологическую лабораторию УрГУ.

Уральские дольмены
Привлекает внимание крупный фрагмент горшка с осколками. Мелкие осколки керамики были неравномерно распределены с южной и частью с восточной сторон. Близко к основаниям трех плит, установленных на ребро, от ствола сосны до горшка обнаружены кальцинированные, а также неопределимые кости и зуб животного. Тщательный осмотр сооружения с каменной крышей, углубленного в почву, позволил идентифицировать его с дольменом. Одновременно обращено внимание на возможность проникновения в погребальную камеру дольмена без демонтажа поминального очага, для чего достаточно последовательно удалить некоторые камни. Фактически, захоронение представляет собой комплекс, включающий дольмен, поминальный очаг и каменный курган. В этой связи представляется целесообразным присвоить каменному сооружению уточненное наименование, более отвечающее его функциональному назначению и структуре, например, "курганный комплекс" или "погребальный комплекс". Фактический материал, собранный по археологическим памятникам, невелик и не дает оснований для объективных интерпретаций. И все же, опираясь на ряд логических построений, можно предположить несколько рабочих гипотез. Погребальный обряд рис. 4                            Уральские дольмены
Уральские дольмены

На склонах гор или плато, на заранее выбранном месте, рылась могильная яма до материка, а в аллювиях глубиной 0,5-0,6 метра. На дне ямы сооружался дольмен, крыша которого устанавливалась на уровне с почвой, при этом сторону погребальной камеры, обращенную на запад, оставляли открытой. Зазоры между откосами ямы и дольменом заполнялись плоскими камнями до уровня почвы. Поминальный очаг монтировался на крыше дольмена со строгой ориентацией опорных плит по линии восток-запад (восток-закат).

После окончания монтажа очаг с трех сторон обкладывался камнями, при этом старались придать кладке форму и очертания кургана. На этом возведение курганного комплекса, практически, заканчивалось, и следовало захоронение праха усопшего. Погребальная урна с прахом устанавливалась в погребальную камеру дольмена через открытое отверстие, после чего отверстие закрывалось притвором, в данном случае, состоящим из двух каменных плит. Для повышения функциональной надежности притвора дополнительно устанавливались три плиты. Финишной операцией захоронения являлась предварительная обкладка плит почвой с ее уплотнением в зазорах и у основания. рис. 5

Уральские дольмены

 

После захоронения праха усопшего у курганного комплекса была принесена в жертву овца в возрасте 2,5 лет. Принадлежность животного к виду, полу и возрасту определена археологической лабораторией УрГУ по зубу. Долю поминального угощения почившего выкладывали из горшка у основания плит с левой стороны на правую, где, в соответствии с обрядом, горшок разбивался. Акт разрушения горшка символизировал безвозвратный уход из жизни человека, его смерть и последнее "прости" сородичей, присутствовавших при погребении. Затем каменная кладка кургана и передняя часть дольмена покрывалась слоем почвы.

Почву брали перед открытой частью очага, о чем свидетельствуют выемки грунта у ряда обнаруженных комплексов. Последними актами погребального обряда были поминальная трапеза и возжжение поминального очага для того, чтобы духу усопшего дать возможность погреться и принять тепло сердец и память душ сородичей. В последующем очаг возжигали, по-видимому, в определенные канонические дни поминовения всех усопших. Есть убедительные доводы в пользу существования близ устья реки Камышенки древнего поселения: река с чистой водой для хозяйственных нужд; обширные и добычливые охотничьи угодья; одиночные захоронения на склонах гор и плато по левому берегу реки Камышенки вплоть до ее верховья; группа из 5 захоронений в курганных комплексах и предполагаемое место трупосожжения в 600 и 350-400 м от устья реки на восток.

Этим исчерпывается набор предположений, построенных, в какой-то степени, на фактическом материале. Вопросов, требующих разрешения, множество, и один из них - какова этническая принадлежность древнего народа, создавшего своеобразную культуру? Но эту и другие задачи будет теперь решать наука, поле деятельности для которой подготовлено трудом краеведов.

Находки позволили погасить скепсис сомневающихся и вызвать глубокий интерес археологической лаборатории УрГУ и Научно-производственного центра по охране и использованию памятников Свердловской области к проблеме неизвестной культуры.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- "Известия Челябинского научного центра", вып. 3 (33), 2006 г.

Уральские дольмены
Уральские дольмены
Уральские дольмены
Уральские дольмены
Уральские дольмены

 

Наиболее интересными являются следующие моменты из ст. в журнале "Известия Челябинского научного центра", вып. 3(33)-2006 года : В течение последних лет краеведами была опубликована информация об уральских дольменах, расположенных к северу от г. Пышма Свердловской области...

…Данная культурная традиция идентична европейским дольменам. Следует, безусловно, учитывать, что специфика материала (каменные плиты) может вызывать независимое появление сходных архитектурных форм.

Однако в данном случае отчетливо видны черты, отсутствующие в Кавказских дольменах и характерные для Западноевропейских. В частности один из дольменов имеет вход, расположенный в перекрытии, что находит прямые параллели в Западной Европы (top–entrance) и датируется около 2850 г. до н.э. в некалиброванной системе дат. Изредка вход расположен в верхней части передней стенки (half–height front–entrance), что находит те же параллели и имеет дату около 2800 г. до н.э.

В калиброванных значениях эти параллели дают даты соответственно 3590 и 3530 гг. до н. э.… ...Дольмены Пышмы являются древними объектами, датируемыми, по–видимому, III тысячелетием до н.э. Начало появления этой традиции на Урале приходится на первую треть этого тысячелетия. Вместе с объектами Тургояка, Пышминские дольмены относятся к мегалитической традиции.

Наиболее вероятной является связь этой традиции с Западноевропейской, однако установить характер этой связи в силу скудости археологических материалов в настоящее время не представляется возможным. Пышминские дольмены являются погребальными памятниками. Более чем вероятно обнаружение значительного числа подобных объектов вдоль восточных склонов Урала, по таежным увалам. Однако уже в настоящее время можно утверждать, что восточные склоны Урала являются еще одним районом распространения мегалитической традиции. .Урал. Верхняя Пышма. Свердловская обл. карта                    Уральские дольмены

Уральские дольмены

Верхняя Пышма - город в Свердловской области, город-спутник Екатеринбурга. Расположен в 1 км к северу от последнего, у истока реки Пышма. Река Камышенка, где Анатолий БОДРЫХ нашел первые дольмены – на СЗ от оз. Исетское, правый приток р. Шитовский Исток (впадает в оз. Исетское). Северо-Западнее Верхней Пышмы, на запад от Серовского тракта.

_________________________________________________________________________________________________ ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО КОМАНДА

Кочующие.

http://byslaikyr.livejournal.com/22705.html Уральская Библиотека.

«ДОЛЬМЕНЫ НА КАМЫШЕНКЕ».

Анатолий БОДРЫХ "Уральский следопыт" №2, 2004 г.

http://urbibl.ru/Stat/Dolmeni/dolmeni_na_kamishenke.htm

http://www.svarozhich.net/new/index.php?option=com_datsogallery&func=viewcategory&catid=1&Itemid=0

Известия Челябинского научного центра, вып. 3 (33), 2006.

http://www.csc.ac.ru/ej/file/3354

http://gorodisha.ru/index.php/2011-07-21-08-19-40.html

 

Комментарии

кое-что о дольменах ...

как-то побывал на известных мегалитах, что около Геленджика на Кавказе (долина реки Жане), на самом деле, удивило то, что от камней исходит ощутимое тепло, хоть не сильно, но все замечали.
Интересно, что такое же ощущение было на "Черных" камнях, что в д.Кожлаер Моркинского р. РМЭ!
Есть ли тут какая-то закономерность???

Тепло от камней вполне может

Тепло от камней вполне может быть потому что камень аккумулирует тепло.

Днем нагревается от солнца, вечером нагревает воздух.

иное тепло...

тут иное тепло, и оно ощутимо утром - когда камень не успевает нагреться!

у камней есть своя энергетика!

Почитайте книги Александра

Почитайте книги Александра Саврасова о дольменах и многое поймете.

Ольга Колобова

Скажите,а есть проводники,которые могут провести к Пышминскому дольмену?

Уральские дольмены

специальных проводников или экскурсий туда нет, 

но периодически туда собираются команды или группы например из Свердловска - 

прошлым летом такая группа была Вконтакте, 

так что нужно искать по интернету - вероятно и в этом сезоне туда кто-то идет...

может кто и коммерческую группу сделает?

если народа будет много...

Почитайте книги Людмилы

Почитайте книги Людмилы Михайловны Купцовой "Общение с мудрецами дольменов"из серии "Святыни Кавказа".Она не ученый ,обычный человек ,научилась видеть и слышать людей в дольменах ,не бес помощи конечно же самих мудрецов .Первые люди уходили в дольмены 25000 лет назад ,последние заходили в дольмены около 10000 лет . Первая и вторая книги Купцовой Л.М. можно найти в интернете ,запросить в поисковике "Святыни Кавказа" .А камни, рядом с дольменами ,действительно, обладают определенной энергетикой т.к. несут информацию дольмена и называются - храмы -хранилища СВЕТА .

Отправить комментарий