Кидекша, церковь Бориса и Глеба

Ки́декша — село в Суздальском районе Владимирской области России, в составе Селецкого сельского поселения.
Расположено при впадении реки Каменки в реку Нерль, в 4 км к востоку от Суздаля.

 Слово «Кидекша», вероятно, имеет финно-угорское происхождение. Завершающий элемент «-кша» принято считать словом неизвестного финно-угорского происхождения со значением «вода», «река», что подтверждается наличием в регионе нескольких малых рек с названиями на «-кша», «-кса». 
Некоторые ученые считают начальное «ки-» мерянским словом со значением «камень» (как не вспонить, что с марийского камень – кю, ку, а кса - протока). Таким образом, слово Кидекша может означать то же, что нынешнее Каменка — «каменистая река». 

 

                                        Кидекша, церковь Бориса и Глеба                                                                
Вместе с тем, в путеводителях можно встретить и иное объяснение названия, связанное с русским словом «кидать», «покидать», и поясняемое тем, что Юрий Долгорукий забросил это место, на котором намеревался построить крепость. Другие авторы относят эту версию к народной этимологии.
 
Кидекша как укреплённое поселение существовала гораздо ранее того, как Юрий Долгорукий в 1152 году построил здесь церковь Бориса и Глеба. 
По легенде, здесь когда-то располагалось становище святых князей Бориса и Глеба. В частности, «Степенная книга» сообщает, что «на реце на Нерли в Кидекши близь города Сужьдали… бысть совокупное святых мученик становище, егда в Киев хожаху Борис от Ростова, Глеб от Мурома». Именно это предание послужило поводом для освящения главного княжеского собора в честь первых русских святых.
 
Кидекша во времена Юрия Долгорукого являлась отдельно стоящим укреплённым княжеским городком. Князь стремился к единовластному правлению, именно поэтому он построил свой двор отдельно от места поселения родовитых бояр. Находясь на берегу Нерли при впадении в неё реки Каменки, кидекшская крепость контролировала речные пути в Суздаль. Это был стратегически важный форпост княжества, поскольку именно по Нерли осуществлялась торговля суздальцев с другими землями, а в неурожайные годы по Нерли жители отправлялись за зерном в земли волжских булгар.
 
В конце XII — начале XIII века город Кидекша уже был большим: остатки валов были найдены к северо-западу от церкви Бориса и Глеба, соответственно, если южная линия валов располагалась на последнем склоне перед заливными лугами (сейчас там проходит автодорога), то общая длина крепости по линии север-юг составляла не менее 400 м. При ширине крепости от 150 до 300 м длина валов составляла не менее 1 км. Примерно такой же длины (около 1 км) валы были в Дмитрове и ненамного длиннее — около 1,4 км — в Суздале.
 
В 1238 году Кидекша была разорена татаро-монголами, и город вскоре потерял свой статус. В XIV веке на этом месте располагался монастырь.
 
Население 
1859      1926
408    603
Численность населения
2010
137
  


Достопримечательности 
В Кидекше сохранился архитектурный ансамбль XII—XVIII веков, включающий ранний памятник владимиро-суздальского зодчества, первую белокаменную постройку Северо-Восточной Руси — церковь Бориса и Глеба (1152 год, сильно перестроена в XVIII веке, фрески XII века), кубический одноглавый трёхапсидный храм, монументальный крепостной облик которого ещё близок сооружениям Новгорода и Пскова. 
Позднее к нему добавились памятники, характерные для суздальского зодчества: Святые ворота (конец XVII—начало XVIII веков), которые вели к спуску на реку, тёплая церковь Святого Стефана (1780), шатровая колокольня (XVIII век).

Церковь Бориса и Глеба с 1992 года является составной частью объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля».
 
Помимо этого, сохранились остатки древних оборонительных валов.

Центральная улица в Кидекше является частью древнего пути из Суздаля в Городец. Дороге более 850 лет. В настоящее время она частично заасфальтирована.

 


ЦЕРКОВЬ БОРИСА И ГЛЕБА
Кидекша – древнее село, история которого неразрывно связана с историей Суздаля. Село это было основано еще в дославянские времена, и в переводе с угро-финского его название означает «Каменка». Кидекша стоит в самом устье реки Каменки, на впадении ее в Нерль. 
    По преданию, на этом месте встретились два брата – князья Борис Ростовский и Глеб Муромский , которые ехали на встречу со своим отцом, князем Владимиром Красное Солнышко. Эти князья позднее были убиты Святополком Окаянным и канонизированы русской церковью как святые мученики. Старейшая церковь Суздальской земли в Кидекше поставлена в честь них.
 Собор Бориса и Глеба в Кидекше     Церковь Бориса и Глеба (1152) – древнейший белокаменный храм владимиро-суздальской земли, один из заложенных Юрием Долгоруким и уцелевших соборов. Храм был построен, когда князь решил заложить здесь укрепленную резиденцию из соображений прекрасного расположения села – на выходе Каменки и на возвышенности. В те времена Каменка была значительно глубже и шире и служила одной из важных судоходных артерий суздальского края. 
    К 1152г. большой артелью галицких мастеров была выстроена небольшая крепость, окруженная валами с деревянными стенами. В резиденции князя были построены каменный храм и дворец, поставлены рубленые палаты для челяди. 

    Княжеская резиденция перенесла нашествие татар, после которого церковь в 1239г. пришлось ремонтировать по приказу ростовского епископа Кирилла. После этого Кидекша долго оставалась в запустении: заброшенный храм лишился главы, своды обрушились и увлекли за собой часть стен. С XVI века Кидекша принадлежала небогатому Нижегородскому Печерскому монастырю, который с трудом мог содержать ее в порядке. Только к концу XVI – началу XVII веков его начали приводить в порядок, используя для реставрации старый белый камень, оставшийся после обрушения. Реставрация сильно изменила облик верхней части храма: вместо прежней мощной главы и сводчатой кровли его увенчали простейшей четырехскатной крышей с маленькой главкой. В XIX веке пристроили сохранившуюся доныне паперть.
    Изначально храм Бориса и Глеба был сходен по своей архитектуре с Дмитриевским собором во Владимире и храмом Покрова на Нерли, поэтому, вспомнив эти сохранившиеся здания, можно представить, каким был и дворцовый храм князя в Кидекше. 
    Но этот храм был проще и по убранству, и по резному декору: крупные массивные апсиды, простые, ничем не украшенные порталы, тонкий резной поясок в верхней части апсид, барабана и поребрик на уровне хор. 
    В интерьере храма сохранились фрагменты фресок XII века, которые нетрудно разглядеть при скудном свете, проникающем в здание сквозь узкие окна.

                               фрески в храме Бориса и Глеба                                                                             

 Стефаниевская церковь в Кидекше    Кроме древнего храма Бориса и Глеба, в Кидекше осталась теплая Стефаниевская церковь (1780), построенная в полном соответствии с суздальской традицией постройки церквей такого типа. Она состоит из двух объемов разной высоты и увенчана одной небольшой главкой на тонком барабане. Огромная апсида, по размеру вполне сравнимая с прочими частями здания, украшена резным пояском по верхней части стены. Окно апсиды украшено более пышным наличником, чем остальные.
 Святые ворота в Кидекше    К рубежу XVII-XVIII веков относятся Святые ворота с очень интересным фигурным верхом и резным декором. Они были построены одновременно с каменной невысокой оградой.
Колокольня в Кидекше    В то же время была сооружена и шатровая колокольня с проездной аркой. Ее шатер несколько отличается от привычных суздальских вогнутых шатров – он прямой, с широкой «полицей». До ХХ века на ней висел колокол, датированный 1552 годом – подарок Ивана Грозного по случаю взятия Казани.
Вид на Нерль от Кидекши (Суздаль)     Лучше всего Кидекша видна целиком с берега Нерли или с моста через реку, откуда открывается панорама не только древнего села, но и всех окрестностей устья Каменки.
 

 СВЯТЫЕ КНЯЗЬЯ БОРИС И ГЛЕБ                                                                                                                
СВЯТЫЕ БЛАГОВЕРНЫЕ КНЯЗЬЯ-СТРАСТОТЕРПЦЫ БОРИС И ГЛЕБ
 Святые князья страстотерпцы Борис и Глеб
Святые князья страстотерпцы Борис и Глеб
Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в святом Крещении — Роман и Давид) — первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира (+ 15 июля 1015). Родившиеся незадолго до Крещения Руси святые братья были воспитаны в христианском благочестии. Старший из братьев — Борис получил хорошее образование. Он любил читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Под их влиянием святой Борис возымел горячее желание подражать подвигу угодников Божиих и часто молился, чтобы Господь удостоил его такой чести.

Святой Глеб с раннего детства воспитывался вместе с братом и разделял его стремление посвятить жизнь исключительно служению Богу. Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру святого равноапостольного великого князя Владимира, милостивого и отзывчивого к бедным, больным, обездоленным.

Еще при жизни отца святой Борис получил в удел Ростов. Управляя своим княжеством, он проявил мудрость и кротость, заботясь прежде всего о насаждении Православной веры и утверждении благочестивого образа жизни среди подданных. Молодой князь прославился также как храбрый и искусный воин. Незадолго до своей смерти великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил его с войском против печенегов. Когда последовала кончина равноапостольного князя Владимира, старший сын его Святополк, бывший в то время в Киеве, объявил себя великим князем Киевским. Святой Борис в это время возвращался из похода, так и не встретив печенегов, вероятно, испугавшихся его и ушедших в степи. Узнав о смерти отца, он сильно огорчился. Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но святой князь Борис, не желая междоусобной распри, распустил свое войско: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!»
 
Однако коварный и властолюбивый Святополк не поверил искренности Бориса; стремясь оградить себя от возможного соперничества брата, на стороне которого были симпатии народа и войска, он подослал к нему убийц. Святой Борис был извещен о таком вероломстве Святополка, но не стал скрываться и, подобно мученикам первых веков христианства, с готовностью встретил смерть. Убийцы настигли его, когда он молился за утреней в воскресный день 24 июля 1015 года в своем шатре на берегу реки Альты. После службы они ворвались в шатер к князю и пронзили его копьями. Любимый слуга святого князя Бориса — Георгий Угрин (родом венгр) бросился на защиту господина и немедленно был убит. Но святой Борис был еще жив. Выйдя из шатра, он стал горячо молиться, а потом обратился к убийцам: «Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам». Тогда один из них подошел и пронзил его копьем. Слуги Святополка повезли тело Бориса в Киев, по дороге им попались навстречу два варяга, посланных Святополком, чтобы ускорить дело. Варяги заметили, что князь еще жив, хотя и едва дышал. Тогда один из них мечом пронзил его сердце. Тело святого страстотерпца князя Бориса тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя святого Василия Великого.

После этого Святополк столь же вероломно умертвил святого князя Глеба. Коварно вызвав брата из его удела — Мурома, Святополк послал ему навстречу дружинников, чтобы убить святого Глеба по дороге. Князь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве князя Бориса. Глубоко скорбя, он предпочел смерть, нежели войну с братом. Встреча святого Глеба с убийцами произошла в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска.

В чем же состоял подвиг святых благоверных князей Бориса и Глеба? Какой смысл в том, чтобы вот так — без сопротивления погибнуть от рук убийц?
 
Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву основному христианскому доброделанию — любви. «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин. 4, 20). Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести — они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10, 28). Святые мученики Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания, на котором зиждется духовная жизнь человека и вообще всякая жизнь в обществе. «Видите ли, братия, — замечает преподобный Нестор Летописец, — как высока покорность старшему брату? Если бы они противились, то едва ли бы сподобились такого дара от Бога. Много ныне юных князей, которые не покоряются старшим и за сопротивление им бывают убиваемы. Но они не уподобляются благодати, какой удостоились сии святые».
 
Благоверные князья-страстотерпцы не захотели поднять руку на брата, но Господь Сам отомстил властолюбивому тирану: «Мне отмщение и аз воздам» (Рим. 12, 19).

В 1019 году князь Киевский Ярослав Мудрый, также один из сыновей равноапостольного князя Владимира, собрал войско и разбил дружину Святополка. По промыслу Божию, решающая битва произошла на поле у реки Альты, где был убит святой Борис. Святополк, названный русским народом Окаянным, бежал в Польшу и, подобно первому братоубийце Каину, нигде не находил себе покоя и пристанища. Летописцы свидетельствуют, что даже от могилы его исходил смрад.
 
«С того времени, — пишет летописец, — затихла на Руси крамола». Кровь, пролитая святыми братьями ради предотвращения междоусобных распрей, явилась тем благодатным семенем, которое укрепляло единство Руси. Благоверные князья-страстотерпцы не только прославлены от Бога даром исцелений, но они — особые покровители, защитники Русской земли. Известны многие случаи их явления в трудное для нашего Отечества время, например, — святому Александру Невскому накануне Ледового побоища (1242), великому князю Димитрию Донскому в день Куликовской битвы (1380). Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их кончины. Служба святым была составлена митрополитом Киевским Иоанном I (1008-1035).

Великий князь Киевский Ярослав Мудрый позаботился о том, чтобы разыскать останки святого Глеба, бывшие 4 года непогребенными, и совершил их погребение в Вышгороде, в храме во имя святого Василия Великого, рядом с мощами святого князя Бориса. Через некоторое время храм этот сгорел, мощи же остались невредимы, и от них совершалось много чудотворений. Один варяг неблагоговейно стал на могилу святых братьев, и внезапно исшедшее пламя опалило ему ноги. От мощей святых князей получил исцеление хромой отрок, сын жителя Вышгорода: святые Борис и Глеб явились отроку во сне и осенили крестом больную ногу. Мальчик пробудился от сна и встал совершенно здоровым. Благоверный князь Ярослав Мудрый построил на этом месте каменный пятиглавый храм, который был освящен 24 июля 1026 года митрополитом Киевским Иоанном с собором духовенства. Множество храмов и монастырей по всей Руси было посвящено святым князьям Борису и Глебу, фрески и иконы святых братьев-страстотерпцев также известны в многочисленных храмах Русской Церкви.
 

 

РЕКА НЕРЛЬ - ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Нерль — река в Ярославской, Ивановской и Владимирской областях России, левый приток реки Клязьмы (бассейна Волги).
При впадении в Клязьму на берегу Нерли расположена бывшая резиденция князя Андрея Боголюбского Боголюбово, а также шедевр древнерусского зодчества — храм Покрова Богородицы на Нерли (XII в.).
Этимология названия реки Нерль восходит к древнему финно-угорскому озерно-речному корню «нер», от которого происходит также и название озера Неро. В России это не единственная река с таким названием. В древности на берегах реки жило племя меря.                                                                                Река Нерль (приток Клязьмы)

Длина — 284 км, площадь бассейна 6780 км². 
Питание смешанное, с преобладанием снегового.

Среднегодовой расход воды — в 102 км от устья 25,7 м³/сек.

Замерзает в ноябре — декабре, вскрывается в апреле.

В верховьях река протекает среди высоких холмистых берегов, поросших хвойными и смешанными лесами. В среднем течении лесов меньше, а ближе к устью берега открытые, луговые, лесов почти нет. 
Притоки слева — Рюмжа, Пошма, Шиха, Ухтома, Зименка, Названка, Крапивновка, Синюха, Подыкса и Печуга. Притока справа — Тошма, Шоса, Селекша, Желтуха, Чёрная, Ирмес, Уловка и Поколяйка.

На реке имеется несколько плотин. 
Несудоходная.

                                                       схема реки Клязьма                                             

При впадении реки Каменки в Нерль (4 км к востоку от Суздаля) на берегу Нерли расположено древнее село Кидекша и архитектурный ансамбль XII—XVIII веков, включающий ранний памятник владимиро-суздальского зодчества, первую белокаменную постройку северо-восточной Руси — церковь Бориса и Глеба
На реке Нерли находятся посёлок Петровский и деревни Лучки, Мирславль и др.

В Суздальском районе на правом берегу Нерли у села Мордыш находится средневековое селище «Мордыш 1», входящее в состав Васильковского археологического комплекса.

Притоки
В скобках указаны км от устья:
14 км: река Поколяйка
16 км: река Уловка
32 км: река Печуга
62 км: река Каменка
74 км: река Ирмес
76 км: река Подыкса (Раек)
81 км: река Курка
82 км: река Синюха (Булгаковка) (левый)
река Жуковка (левый)
109 км: река Крапивновка (Устье) (левый)
112 км: река Койка (левый)
118 км: река Незванка (левый)
река безымянная (правый)
река Чёрная (правый)
река безымянная (левый)
130 км: река Туга (левый)
137 км: река Сойба (правый)
138 км: река Зименка (левый)
142 км: река Желтуха (Печегда) (правый)
река Козлиха (приток Нерли) (левый)
148 км: река Ухтома (левый)
154 км: река Чёрная Речка
158 км: река Пиклия
159 км: река Селекша
169 км: река Шиха
179 км: река Пашма (Пошма)
192 км: река Шоса
207 км: река Шаха
235 км: река Каменка (Суяга)
236 км: река Тошма.

   

______________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
 Попов А. И. Топонимика древних мерянских и муромских областей. //Географическая среда и географические названия — Л., 1974
 Г. П. Смолицкая. Топонимический словарь Центральной России. // Русская речь, №2, 1996
 Надежда Ионина. Суздаль. История. Легенды. Предания — М.: Вече, 2004
 М. В. Горбаневский, В. Ю. Дукельский. По городам и весям «Золотого кольца» — М.: Мысль, 1983
 Владимирская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 года.
 Владимирский округ Ивановской промышленной области и его районы : (с 11 картами районов и 1 окружной). - Владимир : Изд. Орг. комис. Владокруга, 1929.
 Старая улица в Кидекше
Воронин Н. Н. Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской. Книга-спутник по древним городам Владимирской земли. — М.: Искусство, 1974. (Архитектурно-художественные памятники городов СССР).
Заграевский С. В. Новые исследования памятников архитектуры Владимиро-Суздальского музея-заповедника. — М., 2008.
Приказ Министерства культуры Российской Федерации, Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 июля 2010 г. № 418/339 г. Москва «Об утверждении перечня исторических поселений»
Владимирская энциклопедия: биобиблиографический словарь / Администрация Владимирской области, Владимирский Фонд культуры. — Владимир, 2002. — 524 с.
Официальный сайт администрации муниципального образования Владимирской области
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Владимирская область. Часть 1. М., 2004
Владимирская энциклопедия: Биобиблиографический словарь / Администрация Владимирской области, Владимирский Фонд культуры. — Владимир, 2002. 536 с.: ил.
Достопримечательности Владимирской области.

 

 

ВложениеРазмер
ib174567.jpg43.23 КБ
kideksha12 (1).jpg234.18 КБ
kideksha12 (2).jpg866.18 КБ
kideksha12 (3).jpg673.4 КБ
kideksha12 (4).jpg858.99 КБ
kideksha12 (5).jpg138.32 КБ
kideksha12 (6).jpg978.92 КБ
kideksha12 (7).jpg126.66 КБ

Комментарии

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Администрирование и продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru