Город Старица

В России есть много чудесных небольших городков. Одним из таких является Старица, Тверская область. 
Он расположен в верхнем течении Волги, на ее крутых берегах, к западу от областного центра.

Природа здесь – типичная среднерусская, с обычными холмами, как повсюду в Валдайской возвышенности. 
 С них открывается чудесный вид на луга, речки, леса. Еще один раз убеждаемся, что наши предки умели хорошо выбирать, где располагать свое поселение. Все строения великолепно вписываются в природу, их окружающую. 

 


Что представляет из себя город Старица, Тверская область. 
Где расположен? Как доехать? 
Этот небольшой городок, являющийся районным центром, находится на расстоянии в 72 километра от Твери. Живут здесь девять с половиной тысяч человек. 
Он располагается на Валдайской возвышенности, ее восточной окраине, в десяти километрах от железнодорожной станции своего имени на линии Ржев – Санкт-Петербург. 
До Москвы отсюда 250 километров, но городок не входит в маршрут известного всем Золотого кольца. Тверской славы он не имеет. Хотя заглянуть в эти места стоит, чего только заброшенные церкви стоят. Старица, Тверская область, помнит еще времена расцвета, о чем говорят памятники архитектуры, что сохранились. С 12-го века в этих местах много чего было построено, но в 17 веке литовско-польские войска жестоко сожгли и разгромили населенный пункт. 

Добираться до этого города будем из Москвы, расстояние, что нам понадобится преодолеть, равно 250 километрам. Итак, наш конечный пункт - Старица, Тверская область. 
Существует несколько вариантов.
 При первом из них едем из Москвы на электричке до Твери или выбираем поезд до Твери, а дальше – на автобусе. Если из столицы вы пожелаете выехать на автобусе, то отправляйтесь на метро Тушинское, в 10.00 и 16.05 оттуда отправление автобуса №963 до самой Старицы. 
Обратно из городка напрямую можно уехать в пятницу, субботу и воскресенье, или добираться из Твери. С ее стороны на въезде в этот небольшой город расположена автостанция. Адрес: дом №48 на улице Володарского, здесь пересекаются трассы Степурино-Старица и Ржев-Тверь. Рабочее время: с 5.30 утра до восьми вечера.
 Если ехать с Москвы на автомобиле, то нужно доехать до трассы А-112, которая соединяет между собой Тверь и Ржев. 
С юга от Старицы находится Новорижское шоссе, М-9, с севера – Ленинградское, Е-95, М-10. 
 


История города 
Конечно, многие другие города России имеют историю намного богаче, но и ему хватило разных бедствий за время существования. За их годы многое утрачено, особенно это относится к произведениям зодчества из дерева. В 16 веке Старица (Тверская область) была самой любимой резиденцией великого царя Ивана Грозного. 
Во времена Ливонской войны – его штабом. В те годы ее сторожевые башни под крышами шатрового типа, белокаменные стены для иностранцев представляли сказочную, фантастическую картину, будто созданную самой природой. 
И хотя временем отсчета истории Старицы считается 12 век, археологами были найдены предметы, которые датированы десятым веком. 
Будущему монастырю дала начало небольшая часовня, построенная двумя иноками – Никандром и Трифоном, кто в 1110 году пришли сюда из Киево-Печерской лавры. Здесь и начали скрываться беглецы от княжеских бесчинств и междоусобиц, а также от врагов. 
В конце 12 века в этих местах начали строительство Успенского собора из дерева. Но нашествие татар его уничтожило. Названия городка менялись регулярно – Высокий городок, Городок на Старице, Новый городок. 
И только в конце 15 века князь Михаил Ярославич, якобы племянник царя Александра Невского распорядился построить город заново и дать ему название Старица.
  
 Достопримечательности города 
На вершине холма, когда вы только двигаетесь по дороге на городок со стороны Твери и проезжаете Иваниши, видно старинную величественную церковь Успения. Она осталась от мужского монастыря, который существовал в 16 веке. 
В нем нет, конечно, тех достопримечательностей, что в некоторых других населенных пунктах, но кое-какие имеются, рассказывающие об истории города. Самая основная – белокаменный Успенский собор, возведенный в 1530 году. Он расположен в одноименном монастыре, возрожденном князем Андреем Старицким в 16 веке рядом с городом. Недалеко от него построили еще один собор, в 1819 году. 
Его название – Троицкий, сделан в формах классицизма, соответствующих своему времени. Многие сооружения, украшавшие наилюбимейший город Ивана Грозного, не сохранились: красивые и могучие стены монастыря, уникальный собор Борисоглебовский, церковь Пятницы Параскевы, очень высокие насыпные валы старого городища. 
Можно с целью изучения истории зайти в краеведческий музей. 
Если вы все-таки решились нанести сюда визит, то обязательно захватите с собой фотоаппарат. Во всем увиденном есть большой смысл, целая история народа. Тем более что кое-где даже в разрушенных зданиях частично остались фрески, картины, другие любопытные напоминания о прошлом времени, периоде расцвета. 
А что говорить об Успенском соборе. Город Старица (Тверская область), фото увиденного надолго останутся в вашей памяти. К тому же здесь о прошлом времени напоминают белокаменные дома горожан и постройки общего применения 18-19 веков. 

                                                          церковь Параскевы Пятницы                                                          
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПРО ГОРОД СТАРИЦА
Ста́рица — город (с 1297) в России, административный центр Старицкого района Тверской области.
Население — 8011 чел. (2016).
Город расположен на восточной окраине Валдайской возвышенности, пристань на Волге, в 12 км от одноимённой железнодорожной станции, в 65 км к юго-западу от Твери.
 
Исторический очерк 
Основан в 1297 году тверским князем Михаилом Ярославичем как крепость на реке Старице.

До начала XVI века Старица обычно именовалась Городок или Городеск (но не Новый Городок или Городок на Волге, как утверждают некоторые авторы). Закрепившееся за городом впоследствии название «Старица» дано по его расположению на одноимённой реке.

Существует предание, что на месте города Старицы находился город Любим, который был до основания разорен татарами в 1292 году. При заложении города Старицы на том месте жила одна старуха, укрывшаяся в одной из пещер, от которой город и получил своё название. Предание не противоречит ходу исторических событий, но отсутствуют документальные упоминания о городе Любим.
 
В 1319 году по духовной грамоте Михаила Ярославича (убитого в 1318 году в Орде по приказу хана Узбека) территория Тверского княжества была поделена между четырьмя его сыновьями, причём Старица (вместе с Зубцовом, Холмом и Микулином) вошла в состав Зубцовского княжества — удела второго из братьев, Александра Михайловича. После казни в Орде в 1339 году Александра Михайловича его отчина — Зубцовское княжество — осталась в руках его вдовы Анастасии и сыновей. Позднее сыновья разделили между собой бывший удел отца, и такой раздел был закреплён заключённым в 1360 году мирным соглашением Александровичей с занимавшим тогда тверской великокняжеский стол Василием Михайловичем Кашинским); при этом Старица вошла в удел старшего из братьев — Всеволода Александровича, центром владений которого был Холм.
 
Всеволод Александрович умер от чумы 8 января 1366 года, после чего его Холмско-Старицкий удел был разделён между его сыновьями. Старший, Юрий Всеволодович, при этом получил Холм, а центром владений младшего, Ивана Всеволодовича стала Старица.
 
В 1375 году Старица в ходе московско-тверской войны была на некоторое время взята войсками московского князя Дмитрия Ивановича. Конфликтуя с дядей, тверским великим князем Михаилом Александровичем, Иван Всеволодович в 1397 году сложил крестное целование к тверскому князю и отъехал в Москву, но после смерти Михаила Александровича (1399 г.) помирился с новым тверским великим князем Иваном Михайловичем и вернулся в свой удел[].
 
В 1402 году Иван Всеволодович умер, передав по завещанию свои владения двоюродному племяннику Александру, сыну нового тверского великого князя Ивана Михайловича. На монетах, которые чеканил Александр Иванович, имеется — наряду с именем князя — легенда «денга городѣск[ая]», указывающая на место чеканки: Городеск (т. е. Старицу). В 1425 году к Александру переходит и тверской стол, в результате чего Старицкое удельное княжество прекращает своё существование, сливаясь с великокняжескими владениями.
 
В 1485 году в составе Тверского великого княжества Старица была присоединена к Великому княжеству Московскому. В 1505—1566 годах она являлась центром удельного Старицкого княжества — одного из последних удельных княжеств в составе Московской Руси.
 
В 1565 году, когда царь Иван Васильевич разделил Русское государство на опричнину и земщину, город вошёл в состав последней[ ]. В 1566 году Иван IV Грозный переменил старицкому князю Владимиру Андреевичу удел: вместо Старицы и Вереи дал Дмитров и Звенигород, а Старицу забрал в опричнину.

Иван IV, любивший город, обнёс его каменной стеной и неоднократно жил в ней в 1579—1581 годах во время войны со Стефаном Баторием.
 

                                                                       Ильинская церковь                                                    
Новое и новейшее время 
С 1708 года Старица — город Смоленской губернии. С 1719 года она находилась в составе Тверской провинции (первоначально входившей в Санкт-Петербургскую, а с 1727 г. — в Новгородскую губернию). С 1775 года Старица — уездный город Тверского наместничества (с 1796 г. — Тверская губерния].

В XVIII—XIX веках Старица — крупная пристань на водном пути в Санкт-Петербург. В окрестностях города велась добыча известняка («старицкий мрамор»).

В 1897 году в Старице насчитывалось 5396 жителей; имелось 10 церквей, 21 фабрика и завод (крупнейший из заводов — кожевенный), 124 торговых предприятия.
Советская власть в Старице была установлена 30 ноября (13 декабря) 1917 года.

В ходе Великой Отечественной войны Старица 12 октября 1941 года была оккупирована немецко-фашистскими войсками. 1 января 1942 года освобождена войсками Калининского фронта в ходе Калининской наступательной операции.

В 1963 году открыт арочный Старицкий мост через Волгу.
 
Климат 
Климат Старицы умеренно-континентальный.

 

На 1 января 2016 года по численности населения город находился на 999 месте из 1112  городов Российской Федерации.

 

Достопримечательности 
Комплекс Свято-Успенского монастыря (основан в XII в.) с Успенским (1530) и Троицким собором, церквами Введенской (1570; в ней размещается архитектурно-художественный и археологический музей) и Иоанна Богослова (1594), монашескими кельями и др.
Церковь Параскевы Пятницы (1750).
Борисоглебский собор (1808—1820).
Спасская церковь-колокольня (относится к Борисоглебскому собору, 1827).
Церковь Илии Пророка (1807).
Никольская церковь (известна также как церковь Преображения Господня, 1843).
Белокаменные кузницы (1792).
Дом купца Филиппова.
Известняковые пещеры.
 


В Старицком районе находятся бывшие усадьбы: Павловское, Малинники, Берново (здесь в бывшем усадебном доме Вульфов находится музей А. С. Пушкина). Сам же город входит в маршрут Пушкинское кольцо Верхневолжья.

В городе Старица проходили съёмки многих сцен фильма Ролана Быкова «Чучело» (1983). Здесь снимали внешний вид дома Бессольцевых и развалины старой церкви в парке, в сенях которой сжигали чучело.
 
  


СВЯТО-УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Ста́рицкий Свя́то-Успе́нский монастырь — православный мужской монастырь в Тверской епархии. Расположен в городе Старице на реке Волге выше устья реки Верхней Старицы.
Монастырь был основан в первой половине XVI века при князе Андрее Ивановиче Старицком, хотя местное предание утверждает, что на небольшом удалении от волжского берега монашеская жизнь велась ещё в XII—XIII веках[]:33—34.
С 1559 года монастырём правил архимандрит Иов, уроженец Старицы. В 1571 году он послан настоятелем московского Симонова монастыря[2]:35—36, впоследствии стал первым Патриархом Московским и всея Руси.
В 1606 году во время правления Лжедмитрия в Старицкий монастырь был отправлен патриарх Иов, где он скончался через два года. На месте его погребения в углу Успенского собора построили четырёхъярусную колокольню с часовней. В 1652 году по велению царя Алексея Михайловича мощи Иова торжественно перенесены из Старицы в Успенский собор Московского кремля.
Расцвет монастыря относится к XVII веку. Однако в 1764 году земли у монастыря отобрали, и монахов осталось всего 12 человек.
Монастырь закрыт в 1919 году, а в 1930-х годах разобрана стена с угловыми башнями, окружавшая монастырь.
В 1944 году в монастыре начался ремонт, но основные постройки остались законсервированными.
В 1997 году Святейший синод под председательством Патриарха Московского и всея Руси Алексия II постановил: «Благословить открытие в городе Старице Тверской епархии Успенского мужского монастыря для возобновления в нём монашеской жизни».
К 2013 году восстановлен в первозданном виде.
Патриаршим подворьем Свято-Успенского Старицкого монастыря является храм Святителя Иова Патриарха Московского и всея Руси (Москва, Можайское шоссе, 54).
 
Церкви и строения монастыря 
Памятник Святителю Иову установлен на территории монастыря в 2012 году. Скульптор Юрий Хмелевской
Храм Успения Пресвятой Богородицы (1530) из белого тёсаного камня с пятью большими главами, украшенный кокошниками, построен князем Андреем Старицким[2]:10. В храме находятся мощи схимонахини Пелагии — матери патриарха Иова.
Каменный двухэтажный настоятельский корпус (1530-е годы) с братской трапезной, кухней и кельями.
Надвратная церковь во имя святого Иоанна Богослова (1694) с арочной галереей, построенная на месте сгоревшей в 1681 году кирпичной церкви.
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (1570), двухэтажная, шатровая, с остроконечным верхом, построенная Иваном Грозным.
Троицкая церковь (1819), каменная, двухэтажная, построенная на средства генерал-майора Алексея Тутолмина. В нижнем этаже — усыпальница Тутолминых.
Часовня с купелью во имя Георгия Победоносца.
Мавзолей-усыпальница Ивана Глебова, расположенный у паперти Успенского собора.

 
ПУШКИНСКОЕ КОЛЬЦО ВЕРХНЕВОЛЖЬЯ
Пушкинское кольцо Верхневолжья — круговой маршрут в Тверской области, длиною около 250 км, на котором находятся места, связанные с их посещением Александром Сергеевичем Пушкиным, а именно: путевые дворцы, помещичьи усадьбы, парки, церкви, гостиницы, мосты и кузницы. Туристический маршрут был разработан в 1970 году одновременно с созданием двух пушкинских музеев: в Бернове и Торжке.

Поэт приезжал в Тверскую губернию с 1811 по 1836 год более двадцати раз. Здесь он провел около ста дней. В разные годы он останавливался у своих друзей в Твери, Старице, Малинниках, Павловском, Берново, Курово-Покровском, Грузинах, Торжке, Митино, Прутне. 
  
Список объектов 
в Твери
Путевой дворец,
гостиница Гальяни, где останавливался Пушкин,
памятники Пушкину;
в селе Иванищи
Успенская церковь XVI века;
 
в Старице
Успенский Старицкий монастырь,
Дом купца Филиппова;
 
в Малинниках
парк усадьбы П. А. Осиповой-Вульф;
 
в Бернове
усадебный дом Вульфов (музей А. С. Пушкина) с парком;
 
в селе Павловское
парк в имении П. И. Вульфа;
 
в селе Старое Глинкино
усадьба Ртищевых XIX века;
 
в деревне Грузины
каменные дома для крестьян XVIII века,
усадебный дом Полторацких с парком;
 
в Торжке
гостиница Пожарских,
усадьба Олениных (ныне музей А. С. Пушкина);
 
в селе Митино
усадьба Львовых с парком;
погост Прутня
могила А. П. Керн.
 
Музеи 
Тверской государственный объединенный музей
Музей А.С. Пушкина в Бернове
Музей А.С. Пушкина в Торжке
 

 УСАДЬБА МАЛИННИКИ
Мали́нники — деревня в Берновском сельском поселении Старицкого района Тверской области. Расположено в 8 км от Берново и в 27 км от Старицы, на берегу реки Тьмы.
Рукопись А. С. Пушкина с рисунком: «Лодка с рыбаками» чернила — «Евгений Онегин» около 4 ноября 1828, Малинники ПД 838, л. 71.
Усадьба принадлежала Прасковье Александровне Осиповой-Вульф. С 1828 по 1833 год А. С. Пушкин трижды приезжал к ней в Малинники. Здесь он любил работать и создал несколько произведений.
Усадебный дом разрушился в 1923 году. В настоящее время сохранились часовня и заброшенный парк. В парке установлена стелла с профилем Пушкина.
Усадьба входит в «Пушкинское кольцо Верхневолжья».
 
БЕРНОВО
Берно́во — деревня, центр Берновского сельского поселения Старицкого района Тверской области, в 25 км к северо-западу от Старицы, на берегу реки Тьмы.
В XIV веке — Берново один из пограничных пунктов между владениями Твери и Новгорода, принадлежало боярам Берновым (отсюда название), здесь пролегал торговый путь. В 1537 году князь Андрей Старицкий стоял в Берново с войском перед походом на Новгород. После 1569 года Берново поступило в опричнину, в начале XVII века отдано стольнику Калитину, а затем перешло бригадиру П. Г. Вульфу.
У его потомка, Ивана Ивановича Вульфа, в усадьбе Берново бывал А. С. Пушкин. В 1971 году в Берново, в бывшем усадебном доме Вульфов, открыт музей А. С. Пушкина и в том же году в Берново проведен первый областной праздник поэзии, ставший традиционным. В 2007 году в село нанесла визит Йоко Оно.
Основная достопримечательность села — усадьба дворянского рода Вульфов, регулярный и пейзажный парки, родовое кладбище. В помещении усадьбы с 1971 года работает музей А. С. Пушкина, который неоднократно посещал усадьбу. В имении Вульфов воспитывалась Анна Керн.
У здания музея открыт памятник поэту. На холме «Парнас», у омута, в парке у пруда, установлены мемориальные доски. Берново входит в «Пушкинское кольцо Верхневолжья». Каждое первое воскресенье июня в селе проводится традиционный Пушкинский праздник поэзии. Также в селе находится действующая церковь Успения Пресвятой Богородицы (построена в 1687—1699 годах). На государственной охране как выявленные памятники архитектуры также числятся 12 домов в центральной части села, винокуренный завод и амбулатория земской больницы.

 

ВАЛДАЙ, ВАЛДАЙСКАЯ ВОЗВЫШЕННОСТЬ

Валда́йская возвы́шенность (иногда просто Валда́й) — возвышенность в северо-западной части Русской равнины, в пределах Тверской, Новгородской, Смоленской и отчасти Псковской и Ленинградской областей, протяжённостью более 600 км. Высота от 150 до 250 м, наивысшая точка — 346,9 м. Район туризма. На возвышенности находятся Валдайский и Себежский национальные парки, Рдейский и Полистовский заповедники.
В состав Валдайской возвышенности обычно включают Тихвинскую, Мегорскую гряды, Вепсовскую возвышенность, Оковский Лес и др. На северо-западе спускается в Приильменскую низину, гоманыч - в Верхневолжская низменность, а на юге переходит в Смоленско-Московскую возвышенность.

В основании Валдайской возвышенности находятся коренные породы (каменноугольные известняки, мергеля, глины), слагающие северо-западное крыло Московской синеклизы и перекрытые ледниковыми и водно-ледниковыми отложениями.

Северо-западный склон Валдайской возвышенности крутой (Валдайско-Онежский уступ), юго-восточный — пологий. Рельеф моренный, холмисто-грядовый. Много озёр: Верхневолжские озёра (Пено, Вселуг, Волго), озеро Селигер и др. Сильно заболочена. По юго-восточной окраине Валдайской возвышенности (область холмисто-озёрного рельефа) проводится граница Валдайского (Осташковского) оледенения.
Наибольшая высота — 346,9 м, холм в верховьях реки Цны на территории Вышневолоцкого района, недалеко от деревни Починок Фировского района (неофициальное название — Макушка Валдая).            

                                                        Валдай, Валдайская возвышенность                                                         Сплав по рекам Осуга и Тверца

Оковский лес
По Валдайской возвышенности проходит водораздел бассейнов Волги, Днепра и Балтийского моря. С Валдайской возвышенности берут начало реки:

Волга,  Западная Двина,  Днепр, Ловать,  Мста,  Пола,  Сясь,  Молога,  Тверца и др.

 

                                           верховья реки Волга                                                          Исток реки Волга

Растительный мир
Естественной экосистемой Валдая являются таёжно-широколиственные леса, в которых произрастают ель, сосна, осина, рябина, берёза, дуб.
Оковский лес — лесной массив, который в Раннем Средневековье занимал Валдайскую возвышенность. Позднее именовался Волоковским, Волконским, или Волгинским лесом.
«Повесть временных лет» описывает Оковский лес как своего рода географический центр Руси: «… Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг… Двина из того же леса вытекает и течет на север… Из того же леса вытекает Волга и течет на восток».
Благодаря удобным волокам в Оковском лесу древний Двинско-Волжский торговый путь пересекался с более поздним путём «Из варяг в греки».
В 1931 году в наиболее сохранившейся части этого древнего лесного массива (западные районы Тверской области) был организован Центрально-Лесной заповедник.
В орографии Оковский Лес  — возвышенность в Тверской и Смоленской областях, южная часть Валдайской возвышенности, южнее верхней Волги. Здесь истоки рек Жукопа, Межа, Тудовка, Обша, Осуга, Днепр.

 

_________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Кучкин В. А.  Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X—XIV вв. — М.: Наука, 1984. — 349 с.
Цветков Д. А.  Старица и окрестности / Литературная обработка М. Майстровского; Художник Ю. Пожарская. — М.: Московский рабочий, 1977. — 168 с. — 50 000 экз.
Цветков Д. А.  Старица и окрестности / Литературная обработка и новый текст М. Майстровского; Художник И. Пашуро; Фото Е. Скрыпникова. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — Калинин: Московский рабочий. Калинин. отд-ние, 1986. — 144 с. — 39 000 экз.
Сайт администрации Старицкого района
История города Старица
Старица в энциклопедии «Мой город»
Герчук Ю. Я., Домшлак М. И.  Художественные памятники Верхней Волги. От Калинина до Ярославля. 2-е изд. — М.: Искусство, 1976. — 144 с. — (Дороги к прекрасному). — 75 000 экз.
Кириков Б. М.  Старица. — Л.: Художник РСФСР, 1988. — 223 с. — (Памятники городов России). — 50 000 экз. — ISBN 5-7370-0005-2.
Кошелевский В. Н.  Летопись города Старица (VI — XX вв.). — Тверь: Изд-во ГЕРС, 1999. — 113 с.
Экземплярский А. В.  Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период, с 1238 по 1505 г. Т. 2: Владетельные князья владимирских и московских уделов и великие и удельные владетельные князья Суздальско-Нижегородские, Тверские и Рязанские. — СПб.: Типография Императорской Академии Наук, 1891. — 696 с.
Достопримечательности  Тверской области
Города Тверской области

 

ВложениеРазмер
Staritsa_23 (1).jpg234 КБ
Staritsa_23 (2).jpg55.62 КБ
Staritsa_23 (3).JPG129.55 КБ
Staritsa_23 (4).jpg89.31 КБ
Staritsa_23 (5).jpg122.6 КБ
Staritsa_23 (6).jpg167.94 КБ
Staritsa_23 (7).jpg640.23 КБ

Комментарии

аватар: Кэп

загадки города Старица

Успенский монастырь в Старице — один из самых легендарных и при этом малоизученных монастырей в России. На протяжении многих веков ходят легенды о том, что в монастырских подземельях и многокилометровых cтарицких каменоломнях спрятаны сокровища русских князей и библиотека царя Ивана Грозного. И время от времени возникают слухи, что в подземельях найдены драгоценные вещицы...

...В мае 1914 года в Старице солдаты-новобранцы, учившиеся рыть окопы, случайно обнаружили средневековые подземелья: несколько галерей, имевших прочнейшую дубовую обшивку, и такие же своды. Подземелья шли в сторону Волги. Летом того же года краевед Зубарев расчистил на 50 метров некую подземную галерею, ведущую от Старого городища к Волге. Впоследствии галерея осыпалась. Где она находилась и что представляла собой, сейчас, увы, неизвестно.

...Во время Великой Отечественной войны в монастыре был лагерь для советских военнопленных. Есть воспоминания местных старожилов, что тогда нескольким нашим солдатам удалось бежать, воспользовавшись неким подземным ходом. Немцы обследовать загадочное подземелье побоялись и просто взорвали вход в него. Предполагают, что галерея эта была частью системы старицких каменоломен. Не исключено, что монахи могли использовать подземные помещения для своих нужд, например, для захоронений иноков или же для хранения реликвий и ценностей.

...Осенью 2005 года в старицком Успенском монастыре были сделаны новые находки. Археологи обнаружили остатки постройки, которая не отмечена ни на одном плане монастыря, и подземную полость размером примерно два на три метра под папертью Успенского собора. Игумен монастыря Гермоген не исключил, что это, возможно, могильный склеп. Однако предположений о том, кто в нем захоронен, игумен делать не стал.

И еще одно удивительное открытие сделали археологи прошлой осенью: обнаружили на территории монастыря подземный ход. Он начинается на территории древней обители и выходит за ее пределы. Специалисты полагают, что удалось наконец-то обнаружить часть разветвленной системы подземелий, которыми монастырь некогда славился.

Клады сыскиваются головой, а не лопатой»

Искатели сокровищ говорят: «Чтобы найти клад, нужно точно знать, где он зарыт». Главное в этом деле — иметь информацию. А такой информации, что в старицкой земле и, в частности, на территории монастыря могут находиться уникальные исторические объекты, предостаточно. 
Впрочем, все по порядку. По легенде, племянница последнего византийского императора Софья Палеолог, в 1472 году ставшая женой московского князя Ивана III, привезла в Москву древние греческие и латинские рукописные книги. Еще при жизни Софьи они были укрыты от пожара в подземном кремлевском тайнике, устроенном итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти. По другой версии, рукописи спрятал сам Иван III. В начале ХVI века Василий III нашел в царской сокровищнице «бесчисленное множество греческих книг». Для их перевода даже был приглашен с Афона ученый монах Максим Грек. 
Известно также, что в 1556 году дьяки Ивана Грозного предложили заняться переводом латинских и греческих сочинений пастору из Дерпта Иоганну Веттерману. Когда пастору показали книги из «великолепной царской либереи», хранящейся в «двойных сводчатых подвалах», тот в восхищении заявил, что отдал бы все свое имущество и даже детей за эти книги. Но куда подевалась уникальная библиотека и почему считается, что она может находиться именно на территории старицкого монастыря?

Гипотезы и факты

В качестве места пребывания знаменитой библиотеки Ивана Грозного историки нередко называют Московский Кремль, Александровскую слободу и Вологду. Но есть и другие версии. Так, еще в начале XX века некоторые историки заявили, что «либерея», вероятнее всего, находится все-таки в Старице. Для такого утверждения есть веские основания. Если бы легендарная библиотека находилась в Кремле, то ее, возможно, давно бы уже нашли. Ведь Кремль и его подземелья хорошо изучены. То же самое можно сказать об александровских и вологодских местах, где предположительно может находиться библиотека. Эти места тоже хорошо изучены, иное дело — подземелья Успенского монастыря и старицкие каменоломни. Ведь старицкий монастырь не раскрыл еще людям и малую часть своих тайн и загадок. И речь тут может идти не только о библиотеке Ивана Грозного.

Современные спелеологи утверждают, что подземные пустоты, начинающиеся в районе монастыря, тянутся на десятки километров, однако во многие ответвления проникнуть невозможно из-за завалов. Кладоискатели не первый год обследуют каменоломни в надежде найти «кошт» (казну) старицкого князя Андрея Ивановича. По преданию, основную часть своей казны князь «схоронил тайно» в 1537 году в районе села Бернова незадолго до поездки в Москву, где его в темнице уморила голодом мать Ивана Грозного Елена Глинская. Впрочем, скептики считают поиски «кошта» делом малоперспективным. Ведь отцовское наследство наверняка отыскал его сын, князь Владимир. Под землей же, вероятнее всего, находится казна самого князя Владимира, которую тот спрятал в 1569 году перед поездкой в Москву. (Как известно, Иван Грозный, видя во Владимире Андреевиче опасного соперника, отравил и самого князя, и его семью. Следовательно, спрятанные сокровища остались невостребованными законными хозяевами и находятся в старицкой земле. Ведь не стал бы, конечно, князь прятать казну в чужих уделах!)

Кроме того, существует легенда, согласно которой в каменоломнях, глубоко под монастырем, существует святое место, подобное по значению пещерам Киево-Печерской лавры. Туда монахи в прежние века относили своих усопших. Подтверждением этой легенды является отсутствие как на территории самого монастыря, так и в окрестностях Старицы монашеских захоронений. Словом, загадок тут пока больше, чем ответов.

В пользу старицкой версии говорят и многие другие факты. Известно, что в 1581-1587 годах Иван Грозный не раз бывал в Старице, останавливался во дворце старицких князей (окруженный деревянной крепостной стеной с тринадцатью башнями дворец стоял на полуострове, омываемом водами Волги и Верхней Старицы). Там государь встречался с польскими послами и вел с ними религиозные и политические диспуты. Особо следует отметить, что Иван Грозный, будучи в Старице, вел переписку с князем Андреем Курбским, который скрывался в Литве. Курбский упрекал Ивана Грозного в бессмысленном истреблении бояр и народа, на что Иван Грозный отвечал, в частности, что царь, как Бог, «даже из камня может воздвигнуть чада Авраама». Примечательно, что в письмах к Курбскому царь нередко цитировал труды греческих и римских авторов. Но ведь для того чтобы их цитировать, нужно иметь под рукой соответствующие сочинения.

Кроме того, летописные источники утверждают, что царь читал боярам в назидание наиболее поучительные, по его мнению, отрывки из этих книг. Значит, хотя бы часть своей библиотеки царь привозил в Старицу. Возможно, рукописи хранились во Введенской церкви, выстроенной Иваном Грозным или (такое также не исключено, хотя и менее вероятно) во дворце старицких князей. Есть свидетельства, указывающие на то, что впоследствии уникальные книги были спрятаны в подземных монастырских галереях. Эти галереи примыкали и, без всякого сомнения, соединялись в секретных местах с многокилометровыми штольнями, образовавшимися при промышленной добыче белого камня. Впрочем, тогда этот факт не был особым секретом, особенно для людей посвященных. В письменных источниках того времени прямо говорится о крепостном тайнике длиной 53 метра, который шел из-под Тайницкой башни к Волге. А дворцовый тайник, проходя под Волгой, приводил на другой берег, в Успенский монастырь. Известно даже, что в 1608 году, во время нашествия поляков, в этом «подкопе под Волгой» прятались местные жители. Резонно предположить, что они все самое ценное в смутные времена прятали также в надежных подземных тайниках.

Загадочные подземелья

Специалисты не сомневаются, что в старицких каменоломнях можно отыскать самые разные предметы, представляющие огромный исторический интерес. Ведь у каменоломен многовековая история. Начиная с ХIII века, артели старателей добывали здесь белый камень, который за свою красоту получил название «старицкий мрамор». Древние каменоломни пересекают карстовые гроты. Зачастую переходы украшены разноцветными кальцитовыми натеками и кристаллами; с потолка свисают сталактиты. Стены из бросового, «отхожего», камня преграждают старинные ходы и образуют причудливые коридоры и залы. Их протяженность составляет сотни километров. В ходе одной из экспедиций была обнаружена пещера (она была названа «Капкан») протяженностью более 30 километров.

Она включала несколько запутанных лабиринтов искусственного происхождения и естественных (карстовых) гротов. В центре пещеры располагался огромный зал площадью более тысячи квадратных метров. Поражала также высота отдельных гротов: согласно результатам топографической съемки, в некоторых местах она достигала семи метров. Есть сведения, что во время Великой Отечественной войны партизаны хранили здесь боеприпасы.
Во время этой экспедиции было также найдено так называемое «черное капище», где когда-то отправляли свои обряды члены секты сатанистов. 
И еще одна удивительная находка была сделана членами той же экспедиции. В одном из гротов, замурованном бутовой кладкой, обнаружена икона, выполненная на коже и закрытая тонким стеклом. Когда ее вынесли на поверхность, икона рассыпалась...

Древняя легенда

Разумеется, о старицких катакомбах ходит множество легенд. Согласно одной, во время татаро-монгольского нашествия праведная старушка (впоследствии она стала символом города и изображается на гербе Старицы) скрывалась в каменоломне. Бабушка сильно страдала от жажды и молила Господа о помощи. И тогда Господь открыл в пещере ключ. Он стал бить с потолка. Впоследствии этот ключ, считающийся целебным, открывался лишь «в годину бедствий народных». Говорят, что последний раз ключ забил весной 1941 года. Некоторые верят, что призрак старушки до сих пор обитает в пещере и оказывает помощь заблудившимся подземным путешественникам. Но не всегда эти подземные путешествия заканчиваются благополучно. Местные краеведы утверждают, что в пещерах нашли свой последний приют десятки искателей приключений.

А вот как описывает спуск в катакомбы один из спелеологов: «Вскоре лаз выводит в некий „объем“, здесь вполне можно выпрямиться во весь рост и оглядеться: под ногами каменные глыбы, а вдаль уходит коридор — откаточный штрек. Пройдя шагов 50, я начисто потерял ориентацию: со всех сторон нас окружали расположенные примерно в шахматном порядке колонны полутораметровой ширины, с такими же проходами между ними — настоящий каменный лес!» ...За прошедшие десятилетия каменоломни, так сказать, «оприроднились»: случались обвалы, подвижки грунта, его размывы... Сегодня путь здесь отнюдь не усыпан цветами — приходится то и дело подниматься на осыпи и спускаться, кое-где идти гусиным шагом, а некоторые щели в завалах можно преодолеть только по-пластунски, да еще и на выдохе! Причем на «полу» при этом обыкновенно имеются натуральные лужи — так что всякий желающий вкусить пещерной романтики вскоре покрывается сантиметровым слоем липкой глины.

Некоторые подземные путешественники рассказывают, что видели внутри пещер аномальные свечения, а один из исследователей обнаружил странные образования в виде больших метровых «окаменевших котлов», происхождение которых пока неизвестно. Кроме того, некоторые путешественники утверждают, что в пещерах при съемке внезапно отказывает фото- и видеоаппаратура. Объяснения этим фактам пока не найдено...

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.