Город Кашин

Кашин — один из древнейших городов Тверской земли, административный центр Кашинского района. Основная достопримечательность — удивительно красивые пейзажи, в которые вписаны многочисленные церкви города.

Кашин называют «городом русского сердца» из-за того, что река Кашинка, петляя по городу, образует точный силуэт сердца.

  

Как добраться, где находится:

Из Москвы поезда с Белорусского вокзала на Рыбинск (5 часов в пути, прибывает ночью); либо на электричке с Савеловского вокзала до станции «Савелово» и далее на пригородном поезде (1 раз в день) — вся дорога занимает около 5,5 часов.

Из Санкт-Петербурга поезда с Московского вокзала на Углич (11,5 часов в пути), либо до Твери (10 отправлений в день, 5-7 часов в пути). Далее автобусом до Кашина (3 рейса в день), Калязина (2 рейса в день) или Кесову Гору (1 рейс в день). Время в пути на автобусе около 3,5 часов.


 
Лечение в Кашине

Кашин — единственный в Тверской области город-курорт. Санаторий находится в центре города, возле источников лечебной и столовой минеральной воды. Восемь источников самой разнообразной минеральной воды, из которых три (№ 12,14 и 21) открыты для всех желающих. Также в городе можно приобрести местную минеральную воду «Кашинская» и «Анна Кашинская».
 
Анна Кашинская — знаменитая русская святая, супруга великого князя тверского Михаила. Святая считается покровительницей города, её мощи находятся в Вознесенском соборе Кашина.
 
Развлечения и достопримечательности

Весь город изрезан рекой Кашинкой, которая петляет по всем районам, а в одном месте образует чрезвычайно узкую перемычку, на которой помещается всего одна улица. С нее можно видеть одну и ту же реку справа и слева.

Здесь стоит посмотреть Вознесенский собор, изящную Ильинско-Преображенскую церковь (1778), храм Рождества Христова на горе (1786), Крестознаменскую церковь, расположеную рядом с санаторием, по другую сторону от долины Маслятки. А также: церкви Петра и Павла, Фрола и Лавра, Краеведческий музей в здании Входоиерусалимской церкви (1789).
 
Монастыри города — действующий Клобуков, руины Дмитровского и Сретенского монастырей. До 1998 года в городе находилась прекрасная деревянная церковь святых Иоакима и Анны (1646), от которой, к сожалению, осталась одна зола.
 


ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПРО КАШИН
Ка́шин — город (с 1238[]) в России, административный центр Кашинского района Тверской области. Один из древнейших городов Тверской земли. Население — 14 734 чел. (2016).
Город расположен на берегах реки Кашинки (левый приток Волги), на юго-востоке области, в 150 км от Твери, в 180 км от Москвы, недалеко от границы с Ярославской областью.
Железнодорожная станция на ветке Савёлово — Сонково, автомобильные дороги Кашин — Калязин, Кашин — Кушалино — Тверь, Кашин — Кесова Гора — Бежецк.

Кашин — единственный в Тверской области город-курорт. Санаторий возле источников лечебной и столовой минеральной воды, находящихся прямо в городе, был открыт ещё в конце XIX века. В городе действуют заводы по розливу минеральной воды (марки «Кашинская», «Анна Кашинская» и «Кашинская водица»).

Кашин называют «городом русского сердца» из-за того, что река Кашинка, петляя по городу (всего она в его пределах делает шесть изгибов), образует точный силуэт сердца[3].
 
История
Существует предположение, что название города, как и реки Кашинки, угро-финского происхождения. Точная дата основания города неизвестна. Первое упоминание о городе относится к 1238 году[2]: в Никоновской летописи Кашин упомянут в числе разорённых монголами городов. Второе упоминание относится к 1287 году, когда великий князь владимирский Дмитрий Александрович и его союзники в походе против Михаила Ярославича Тверского девять дней осаждали Кашин.

Ряд историков вслед за Д. А. Корсаковым[6] (который, в свою очередь, опирался на изыскания современных ему ярославских краеведов) полагали, что в XIII веке Кашин входил в состав Углицкого княжества, но данное мнение является ошибочным.

В действительности кашинские земли (включая Кснятин) в 1212—1238 годах входили в состав Переяславль-Залесского княжества, а затем — после того, как переяславский князь Ярослав Всеволодович получил владимирское великое княжение (1238 г.) — отошли к Великому княжеству Владимирскому. При образовании в 1247 году Тверского княжества Кашин и тянувшие к нему земли вошли в его состав.

В период владельческой нерасчленённости Тверского княжества Кашин был главным городом северо-восточных земель тверской «страны» — со своими «мужами» (служилой знатью) и своим «полком» (военным ополчением). Город был сильно укреплён, причём его неприступности способствовало положение города: Кашинка огибала его со всех сторон, и он стоял как бы на полуострове. Доступ к городу имелся лишь со стороны узкого перешейка между изгибами реки, через который был прокопан глубокий ров, укреплённый валом с тыном и частоколом.
 


  Кашинское княжество
Центром удельного княжества Кашин стал в 1319 году, когда, в соответствии с духовной грамотой тверского князя Михаила Ярославича, убитого в 1318 году в Орде по приказу хана Узбека, территория Тверского княжества была поделена между его сыновьями: Тверь с прилегающими волостями была выделена старшему сыну Дмитрию, юго-западные районы с центром в Зубцове — Александру, южные районы (Клин с волостями) — Константину; а северо-восточные районы (Кашин с волостями) получил младший из сыновей — Василий Михайлович. Василий, одно время (в 1349 год—1365 годах) занимавший и тверской великокняжеский стол, заложил в городе в честь своей матери, впоследствии канонизированной Анны Кашинской, Успенский монастырь.

В 1321 и 1328 годах город захватывался московскими и татарскими отрядами, объединившимися в борьбе с Тверью.

В XIV веке город не раз был втянут в распри между тверским и московским княжеством, хотя местные князья стремились отстоять независимое положение. В 1375 году после поражения Твери в борьбе с Москвой князь Василий Михайлович II добился признания Кашинского княжества самостоятельным, независимым от Твери[]. Однако в 1382 году Василий умер, не оставив наследника, и Кашин вновь стал уделом Тверского великого княжества, причём кашинский стол последовательно занимали сыновья тверского великого князя Михаила Александровича: Александр Ордынец, Борис и Василий (он же Василий Михайлович III)[].

В 1400 году духовная грамота Михаила Александровича, умершего в 1399 году, закрепила Кашин за Василием Михайловичем III. Однако отношения его с братом, великим тверским князем Иваном Михайловичем, были весьма напряжёнными, и тот не раз выгонял Василия из Кашина (окончательно — в июне 1412 года, когда кашинский князь был арестован, но сумел ускользнуть от конвоя и бежать в Москву). После смерти Василия в 1426 году Кашинский удел и юридически прекращает существование, а его земли включаются в число тверских великокняжеских владений.

Несмотря на зависимость от Твери, в городе чеканили собственную монету (пул), вели летописную работу. Город постепенно превращался в крупный торговый центр, кашинские купцы вели торговлю с ближними и дальними землями. Развивалось ремесло, особенно производство красок-белил. Они же легли и в основу первоначального герба города: в верхней его части была изображена тверская корона, а в нижней три ступки белил.
 
В составе Российского государства 
В 1485 году вместе со всем Тверским великим княжеством Кашин был присоединён к Москве, что вызвало длительное угасание Кашина в качестве торгово-промышленного центра.

В 1504 году Кашин был в числе прочих земель выделен в удел сыну Ивана III Юрию Ивановичу Дмитровскому и с этого времени входил в состав Дмитровского удельного княжества[22]. При Юрии Ивановиче в Кашине был воздвигнут первый каменный собор — Воскресенский (на месте современного собора), а в Калязинском Троицком монастыре, территориально относившемся к Кашину, были возведены каменные Троицкий собор и трапезная палата. Однако в 1534 году Юрий Иванович был по приказу правительницы Елены Глинской брошен в темницу (где и умер спустя два года), а Дмитровский удел был ликвидирован[3].

В 1565 году, после того как царь Иван Грозный разделил Русское государство на опричнину и земщину, город вошёл в состав последней.

В XVII веке городу довелось пережить ряд бедствий, в 1609 году он был взят и разграблен поляками[11], в 1654 году на город обрушилась эпидемия чумы, в 1676 году Кашин сгорел почти дотла. Впрочем, город быстро восстановил свой потенциал. Наряду с производством лучших в России красок город славился кузнецами, гончарами и иконописцами, а также ярмарками.

Очень способствовало развитию города основание Петербурга, ввод в строй Вышневолоцкой водной системы и общее развитие северных земель при Петре I. Кашинские купцы распространили своё влияние и на новую столицу. Многие из них получили подряды на обеспечение петровской армии оружием и провиантом. Растущая зажиточность купцов и ремесленников отражалась и на внешнем виде города. К концу XVIII века в городе было уже множество каменных домов и церквей.

Герб Кашина (1780)
В 1775 году Кашин получает — в связи с учреждением Кашинского уезда — статус уездного города.

Во время Отечественной войны 1812 года купцы полностью обеспечили народное ополчение города вооружением и продовольствием. В это же время в Кашине и округе начинает бурно развиваться льноводство, принесшее городу новые прибыли.

В 1867 году был построен Воскресенский собор; на деньги купца Терликова к нему была пристроена величественная колокольня, которая и до сих пор является самой большой в епархии. Купец Н. П. Черенин основал в Кашине публичную библиотеку, купцы Манухины — первую больницу, купец И. Я. Кункин — краеведческий музей. В 1898 году была открыта железная дорога, соединившая Кашин со столицей — Санкт-Петербургом. В это же время были построены каменные торговые ряды (до сих пор выполняющие свою функцию) и основан курорт.

Кашинские купцы также были известны по стране своей набожностью и охотно жертвовали деньги на строительство церквей. К началу XX века в Кашине насчитывалась 21 церковь (2 из которых были кладбищенские) и 3 монастыря. Церковная важность города подчёркивается тем обстоятельством, что православный епископ Твери исторически носит (кроме 1934—1941: Тверской и Смоленский и 1941—1956: Тверской и Великолукский) титул «архиепископ Тверской и Кашинский».

К концу XIX века Кашин переживал экономический спад: прекратил существование водочный завод купцов Зызыкиных (производивший ранее искусственные виноградные «кашинские» вина), и в 1892 году в городе остались всего две небольшие фабрики — войлочно-валяльная и свечная — при 22 рабочих. Численность населения составляла в 1893 году 6952 человек; в городе насчитывалось 1120 домов (в основном деревянных).

4 (17) января 1918 года в Кашине была установлена Советская власть.
  
 
Достопримечательности 

Река Кашинка и Воскресенский собор
Центральный собор города — Воскресенский с высокой 76-метровой колокольней, украшенной часами (1867 год).
Курорт Кашин с живописной долиной притока Кашинки речушки Маслятки, красивый бювет. Всего в санатории восемь источников самой разнообразной минеральной воды. Для всех желающих открыт бювет с тремя видами воды (12, 18 и 21 источники).
Вознесенский собор — недавно отреставрирован, в 1993 году туда перенесены мощи св. Анны Кашинской. В настоящее время является кафедральным собором.
Кашин известен большим количеством деревянных пешеходных мостов.
 
Церкви:
Ильинско-Преображенская (1778 год) — изящная церковь на высоком крутом берегу реки.
Рождества Христова на горе (1786 год) — находится рядом с Ильинско-Преображенской.
Крестознаменская церковь (1784 год) — расположена рядом с санаторием, по другую сторону от долины Маслятки.
церковь Петра и Павла (1782 год).
церковь Флора и Лавра (1751 год).
Краеведческий музей в здании Входоиерусалимской церкви (1789 год).
 
Монастыри:
Клобуков (основан в середине XIV века, действует).
Дмитровский (упоминается в 1521 году, в руинах).
Сретенский (основан в начале XV века, в руинах).
Деревянная церковь святых Иоакима и Анны (1646 год), бывшая одной из жемчужин города, сгорела в 1998 году в результате «неумышленного поджога».
 
Храмы 
По состоянию на 2014 год в Кашине сохранились следующие храмы:

Воскресенский собор. В 2009 году передан РПЦ. До этого в нём располагался Дом культуры. Службы идут в Николо-Васильевском приделе (колокольня). В остальном храме идет реставрация. Перед собором в 2009 году был открыт памятник Анне Кашинской.
Вознесенский кафедральный собор. В нём находятся мощи св. благоверной княгини Анны Кашинской.
Сретенский храм бывшего Сретенского женского монастыря. Рядом с храмом в 1998 году найдена и восстановлена могила чтимой местными жителями св. схимонахини Дорофеи.
Троицкий собор Клобукова Свято-Никольского монастыря (с приделом Св. Николая). Обезглавлен, но сохранился достаточно хорошо. По состоянию на 2010 год реставрируется.
Покровская церковь Клобукова монастыря. Первая из восстановленных церквей города в эпоху современной России (1995 г., повторно реставрировалась (и практически полностью) в 2007 году).
Церковь Св. Алексея Клобукова монастыря. Реставрируется с 2006 года, по окончании работ станет действующей.
Церковь Петра и Павла используется как подворье Клобукова монастыря. Церковь никогда не закрывалась. Наиболее эффектный её вид открывается с улицы Комсомольской. Известна своим наклонным шпилем.
Дмитровский Страстной собор бывшего Дмитровского монастыря. Обезглавлен, не реставрируется. Примерную копию этого собора можно увидеть в Нижнем Новгороде (Александро-Невский Новоярмарочный собор на Стрелке).
Спасская церковь. Церковь обезглавлена, на 2 этажах расположены кондитерский магазин и магазин одежда.
Входоиерусалимская церковь занята городским музеем.
Казанская (Власьевская) церковь с 2-х ярусной колокольней. Верхний ярус был разобран в 1967 году. Остальная часть храма была разобрана и приспособлена под пожарную часть.
Церковь Фрола и Лавра. Закрыта в хрущевскую кампанию.
Ильинско-Преображенская церковь. Отреставрирована, но без колокольни.
Крестознаменская церковь. Действующий храм.
Церковь Рождества Христова на Горе. Действует, отреставрирована без колокольни.
Церковь Рождества Богородицы на Чистых прудах. Колокольная и купол разрушены в советское время. Использовалась как сапоговаляльная мастерская. В 2012-2013 годах переделана под мини-отель и кинозал.
Макарьевская часовня. Действующая часовня, возведенная на месте кельи преподобного Макария Калязинского.
 
Основные предприятия города:
Кашинский завод электроаппаратуры;
Кашинский ликёро-водочный завод «Вереск» производство различных видов водки, джина «Вереск», настоек «Laplandia» и «Вереск», бальзамов «Старый Кашин», «Старый травник», минеральной воды «Анна Кашинская», слабоалкогольных коктейлей «Kiss»;
Предприятие «Эра», производство кондитерских изделий. В настоящее время предприятие производит более 20 видов мучнистых, 10 видов пастильных кондитерских изделий, минеральную и питьевую воду и около 20 видов безалкогольных напитков;
Льнозавод (остановлен);
Кашинский маслодельный сыродельный завод: производство натуральных молочных продуктов, розлив минеральной лечебно-столовой воды «Кашинская водица», питьевой воды «Кашинская водица» (остановлен);
Мясокомбинат находится в полуразрушенном состояний(работает один цех).
Общий объём отгруженных товаров собственного производства в 2009 года составил 1,06 млрд. руб.
 
Средства массовой информации 
В городе выходят следующие периодические издания:

Еженедельник «Кашинская газета»
Еженедельная общественно-политическая газета «Кашинский вестник»
Рекламно-информационная газета «Всё Для Вас Кашин, Калязин»
Радиостанция "Хорошее FM" - 104.6 Мгц (план)
 
Знаменитые люди 
С городом тесно связано имя знаменитой русской святой Анны Кашинской, супруги великого князя тверского Михаила. Святая считается покровительницей города, её мощи находятся в Вознесенском соборе Кашина.

Также с Кашином связаны имена преподобного Макария, основателя Калязинского Троицкого монастыря, а также М. И. Калинина, родившегося неподалёку от города, в селе Верхняя Троица.

В Кашине родились фотограф В. А. Колотильщиков, работы которого были отмечены серебряной медалью на Всемирной фотографической выставке в Москве (1907) и грамотой на Всемирной фотографической выставке в Париже (1911) и знаменитая русская певица Е. А. Лавровская.
 
   
КЛОБУКОВ МОНАСТЫРЬ
Николаевский Клобуков женский монастырь находится на правом берегу реки Кашинки при впадении в нее реки Вонжи.

По преданию, монастырь расположен в том месте, где был найден монашеский клобук, упавший с головы святителя Иоанна Новгородского, когда он летел на бесе в Иерусалим еще в XI веке. Один из самых древних на Тверской земле, монастырь, основанный в XIV веке, был изначально мужским.

Он всегда отличался благоустройством и подвигами иноков. В обители в 1420 году принял постриг преподобный Макарий Калязинский, впоследствии основатель Троицкого (Макарьевского) монастыря на берегу Волги. Кроме преподобного Макария, известны и другие подвижники, подвизавшиеся в Клобуковом монастыре: преподобный Ефрем, основатель Перекомского монастыря в Новгородской губернии, преподобный Савва Вишерский, преподобный Паисий Угличский.

В начале ХVII века польско-литовские войска трижды разоряли и жгли город и монастырь, но они восстанавливались и благоустраивались вновь.

Монастырь был духовным и культурным центром города и района. В перестроенном здании Макарьевской церкви размещалось Духовное правление Кашинского благочиния, членами которого были настоятели монастыря.

Священномученица великая княгиня Елизавета Феодоровна посетила Николаевский Клобуков монастырь в 1909 году. Она была встречена благочинным монастырей, архимандритом Феофаном. Обозревала монастырские храмы; приняла икону преподобного Макария, поднесенную ей от братии монастыря, осмотрела достопримечательность монастыря – древнюю деревянную келью, срубленную руками самого преподобного Макария, игумена Калязинского.

Тяжелые испытания выпали на долю обители после революции. Монастырь закрыли, старинные книги из библиотеки монастыря сожгли, монахов отправили в ссылку.

Монастырь был вновь открыт 18 июля 1994 года как мужской. Настоятелем был назначен игумен Сергий (Швырков). Службы стали совершаться в Покровской надвратной церкви. Восстановительные работы начались 14 октября 1995 года.

19 июля 2001 года Николаевский Клобуков монастырь г. Кашина преобразован из мужского в женский, а настоятельницей монастыря назначена инокиня Иулия, впоследствии схиигумения Стефанида (Топоркова Ю. Е.). 20 марта 2009 года схиигумения Стефанида преставилась ко Господу, настоятельницей монастыря стала монахиня Варвара (Иванова Г. П.).

В 2001 году частично восстановлен северный келейный корпус, в 2006 году восстановлен настоятельский корпус. 31 декабря 2006 года в Алексеевском храме с Макарьевской часовней состоялась первая служба после его восстановления. В 2010 году закончено восстановление северного келейного корпуса с трапезной. В двух братских корпусах ведутся реставрационные работы, планируется восстановить и колодец преподобного Макария.

В обители есть три храма. В центре – Троицкий собор (1671–1684), на юго-востоке – Алексеевский храм (1851–1854), на северо-западе – Покровская надвратная церковь, редкий памятник древнерусского зодчества.

Подворьем монастыря является церковь святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Кашине.

Одна из древнейших святынь монастыря – уникальная резная икона Богоматери «Одигитрия» (XV век) – находится сейчас в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева в Москве. Сегодня в обители находится копия этой иконы.

Келья преподобного Макария Калязинского, собственноручно сделанная им около 1425 года, почиталась как святыня, поражая богомольцев своей скромностью, даже убогостью. Она хранилась в обители на протяжении пяти веков, в 1903 году над ней в качестве футляра была выстроена из красного кирпича Макарьевская часовня, примыкающая к Алексеевской церкви. В годы советской власти келья была уничтожена, в часовне была устроена скотобойня с колбасным цехом в Алексеевском храме. В 2009 году келья была воссоздана.

Святыни монастыря: рака, в которой при второй канонизации в 1909 году находились мощи святой благоверной великой княгини-инокини Анны Кашинской, икона с частицей ее мощей; ковчег с частицей мощей преподобного Макария Калязинского и ковчеги с мощами святых угодников Божиих.

Особо чтимые праздники: святителя Николая Мирликийского 6/19 декабря и 9/22 мая, святой благоверной великой княгини-инокини Анны Кашинской 12/25 июня и 2/15 октября, святителя Алексия митрополита Московского 12/25 февраля и 20/2 июня, Покрова Божией Матери 1/14 октября, преподобного Макария Калязинского 17/30 марта и 26/8 июня, Тихвинской Божией Матери 26/9 июля, святых первоверховных апостолов Петра и Павла 29/12 июля.
 
 
КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
Уникальный музей, отражающий жизнь Кашинского уезда с XVII века до наших дней. Расположен в здании бывшей Входоиерусалимской церкви.

Путешествуя по залам, посетитель попадает то в крестьянскую избу, то в купеческий дом, то в дворянскую усадьбу. В экспозиции использованы фотопанарамы города работы «кашинского светописца» - выдающегося фотографа В.А. Колотильщикова. Особые украшения музея – собрание дворянской мебели усадьбы Устиново, галерея портретов Кашинских купцов, удивительная иконография и деревянная резьба местного производства. Интересен так же представленный промысел, которым владели монахини Сретенского монастыря – изготовление картин-панорам в технике резьбы по пробке с использованием стеклянных трубочек. Картина с видом этого монастыря экспонируется в последнем зале музея.

История Музея началась осенью 1918 года при уездном отделе народного образования. Основой коллекции послужило частное собрание купца И.Я.Кункина, члена тверской Ученой архивной комиссии, дом которого на пушкинской набережной стал первым местным музеем. 2 февраля 1919 года в здании городской думы состоялось его первое открытие. Уже в то время фонды музея насчитывали более 7000 экспонатов. Большой вклад в развитие музея внесли Музейно-организационная комиссия и Общество ревнителей изучения местного края, созданное в 1921 году. С 1932 года до настоящего времени музей располагается в здании бывшей Входоиерусалимской церкви. Отметим, что отдельные произведения старинной кашинской живописи пополнили собрания Третьяковской галереи и Русского Музея (Кашинский Чин). В 1927 году в связи с переводом музея на местный бюджет он едва не был закрыт. Тем не менее, работа Музея продолжалась и в годы Великой Отечественной Войны. Действующая экспозиция была создана в 1992 году В.А. Пиксайкиной, заведовавшей Музеем до 1993 года, и петербургскими художниками Б.А. Робенко и Н.А.Тимофеевым.

Режим работы: с 11.00 до 17.00, кроме понедельника и вторника
 
 
ТОРГОВЫЕ РЯДЫ
Торговые ряды – визитная карточка любого провинциального города. Центр Кашинского «сердца» органично украшен ансамблем торговых рядов, выполненном, в так называемом «кирпичном» стиле. Кашинские торговые ряды – до сих пор выполняют свою главную функцию – служат складами и магазинами для многочисленных покупателей. А ведь им более 100 лет!

Еще в начале XIX столетия здесь пестрели разбросанные каменные и деревянные лавки. В 1822 году по проекту архитектора Н.Н. Легранда были возведены торговые ряды в стиле классицизма, но до наших дней они не дошли.

Двухэтажный гостиный двор – основная доминанта ансамбля построен в 1895 году. В его чертах присутствуют мотивы характерного для западной Европы романского стиля. Создавался по проекту инженера Ф.Н. Малиновского на средства "общества городских торговцев". В ходе строительства в первоначальный проект были внесены изменения: кронштейны, предполагавшиеся для поддержки навеса внешней галереи, были заменены чугунными колонками. Измененный проект, выполненный инженером Горшковым, был одобрен строительным отделением губернского правления в сентябре 1894 г. Прочие здания уступают ему размерами и построены в 1876,1889, 1891, 1895, 1904 годах.

На рисунке фасадов современных рядов, сложно заметить небольшую комнату-выступ, предназначенную совсем не для торговли. Это часовня, построенная ок. 1830-го года. Она имеет форму восьмигранника и широкий купол. Была приписана к Воскресенскому собору. В советское время закрыта, является входом в универсальный магазин. Узнать ее можно по многоугольной форме и выделяющемуся рельефу.

 
 
МУЗЕЙ КАШИ
Легенда гласит, что в одной из помещичьих усадеб Кашинского уезда был обнаружен альбом, где есть такая запись:«Сюда на кашу приезжали, нам говорили в старину. Ее на площадях едали, назвали Кашин потому». Да, название нашего древнего города ассоциируется с традиционным русским кушаньем, и неудивительно, что музей посвящен именно ему.

И не только поэтому. Каша издревле была обрядовой едой, без нее невозможно было представить ни одно важное событие в жизни людей: крестины, свадьба, поминки. Она определяла и отношения между людьми. Так, у русских князей существовал обычай варить кашу в знак примирения бывших врагов. С тех пор про несговорчивых людей говорят: «С ним каши не сваришь». В музее вы узнаете, что значит «быть в одной каше», как в старину отмечали праздник каши, какие обычаи с ней связаны, какую кашу ели на Кашинской земле, из чего и как ее готовили.

А еще – в чем кашу варили и чем ели. Разобраться в этом вам поможет богатая коллекция чугунков и горшков. Среди уникальных экспонатов нашего музея – керамика – ровесница египетских пирамид, найденная археологами в Кашинском крае. Вы также увидите, какими большими ложками ели кашу из общего чугунка, ведь тарелок раньше не было, какие изящные резные ложки дарили молодоженам, поймете, чем мужские ложки отличаются от женских. Знакомство с семейными традициями наших предков, путешествие к своим корням интересно и взрослым, и детям. Посещение Музея каши и кашинских традиций идеально подходит для проведения выходного дня всей семьей.

В музее представлены старинные рецепты различных каш: сименухи, толокна, кутьи, кулаги, полбяной, гурьевской, зеленой. В нашем музее вы не только научитесь готовить вкусную кашу, но и выпекать в русской печи бездрожжевой заквасочный крестьянский хлеб, расписывать пряники, которыми Кашин славится по сей день. История кашинского пряника занимает не последнее место в экспозиции.

Музей каши и кашинских традиций расположен в самом центре города, в особняке, построенном в первой трети XIX века и принадлежавшем представителям купеческого рода Запениных. Здание музея является памятником архитектуры.

В музее проводятся интерактивные экскурсии, анимационные программы и мастер-классы.

 

Добро пожаловать!

 

Заказ экскурсий и справки по телефону:
8-910-532-87-01

Адрес музея: г. Кашин, Пролетарская площадь, д.7/1 (вход со стороны Конного проезда)
 
 
ВОСКРЕСЕНСКИЙ СОБОР
Воскресенский собор – главная святыня и архитектурная доминанта Кашина. Впервые упомянут в летописи под 1382 годом. В начале XVI века вместо деревянного был воздвигнут древнейший в городе каменный храм из кирпича местного производства – «строение» удельного князя Юрия Ивановича Дмитровского.

Древний Воскресенский собор был основным звеном ансамбля кашинского кремля. С XIV века известны стоявшие в крепости деревянные церкви Похвалы Богородицы и Успенская, при которой существовал монастырь, где прошли последние годы жизни святой благоверной княгини-инокини Анны Кашинской.

Старинные памятники бывшего кремля не дошли до наших дней. Существующий грандиозный Воскресенский собор создан в конце XVIII – середине XIX века. Более ранняя (восточная) половина храма сооружалась как самостоятельное здание вместо прежнего собора, пострадавшего от пожара 1767 года и разобранного «за ветхостью». Средства на постройку (семь тысяч рублей) пожаловала Екатерина II. На первых порах строители потерпели неудачу. Воздвигнутый в 1781–1787 годах храм дал трещины, и его пришлось разобрать. В 1796–1804 годах собор был отстроен вновь. Отделочные работы продолжались до 1817 года.

Пятиглавие как бы подчеркивает преемственность нового собора от древнего. В такой редакции этот тип завершения редко встречался в архитектуре раннего и строгого классицизма. Здесь использован прием подобия барабанов и куполов, свойственный старинным русским храмам и некоторым сооружениям барокко. При этом барабаны получили восьмигранную форму, близкую распространенным в кашинском зодчестве XVIII века восьмерикам. Церкви типа «восьмерик на четверике» уже стояли на торговой площади, и строители Воскресенского собора, видимо, сознательно стремились к ансамблевому взаимодействию. Первоначальная часть здания – выдающийся памятник раннего классицизма, законченный в период, когда столичное зодчество уже вступило в стадию строгого и высокого стиля. В образе собора, наряду с новыми для Кашина архитектурными принципами, заметны приверженность местной традиции и черты художественного провинциализма. Композиция храма претерпела кардинальные изменения в 1855–1867 годах, когда к старому зданию были пристроены теплая церковь и колокольня. Тогда собор стал крупнейшим в епархии. В конце XIX столетия в нем могло поместиться все тогдашнее население Кашина – около 7 тысяч человек.

Финансировал строительство «король» кашинской виноторговли купец Николай Васильевич Терликов. Уже современники расценивали этот щедрый жест как своего рода акт во искупление грехов. Терликовым было пожертвовано 250 тысяч рублей – сумма, в несколько раз превышающая годовой бюджет Кашина.

Колокольня высотой более семидесяти метров главенствует в композиции собора и видна практически отовсюду. Подобно своей деревянной предшественнице, колокольня служит и городской башней-часозвоней. На ней установлены куранты с датировкой на циферблатах «1872». Часовой механизм был приобретен Н. В. Терликовым на ярмарке в Лейпциге, и за это время часы ни разу не ломались. Большой колокол весом в 625 пудов, был пожертвован в 1838 году еще одним знаменитым кашинским купцом – хлеботорговцем Алексеем Ивановичем Ждановым.

Внутреннее убранство собора поражало современников великолепием и роскошью. Главным его украшением был 9-метровый иконостас, так называемый Кашинский чин, созданный в XV веке, в золотую пору тверской культуры. Хотя монументальный масштаб и высокие художественные достоинства произведений породили легенду о том, что они были переданы в Кашин из Успенского собора Московского Кремля. И. Э. Грабарь в 1919 году по первоначальным впечатлениям приписал иконы Андрею Рублеву. Иконостас, выполненный для Спасо-Преображенского собора в Твери, при его ремонте был частично вывезен в кашинский Духов монастырь, а после упразднения обители в 1767 году перенесен в Воскресенский собор. Значительная часть иконостаса ныне утрачена, лишь небольшая его часть украшает коллекции лучших музеев страны.

В 1934 году соборные колокола были сняты, а через два года разрушены иконостасы холодной и теплой частей собора, сняты кресты с холодного собора, разрушено внутреннее убранство. В Воскресенском соборе до 24 января 1930 года находились мощи святой благоверной княгини Анны Кашинской, затем они были переданы в краеведческий музей. С 1940 года собор использовался как складское помещение. В 1975 году в здании собора был открыт городской дом культуры, в подвальном помещении – столовая.

25 июня 2009 года, в день 100-летия второй канонизации святой благоверной княгини-инокини Анны Кашинской, Воскресенский собор был возвращен верующим, кашинцы приступили к его восстановлению.

В Воскресенском кафедральном соборе началась приходская жизнь. Настоятелем собора является правящий архиерей – митрополит Тверской и Кашинский Виктор, им назначен священник, официально зарегистрирован новый приход.

В настоящее время в центральной части собора ведутся реставрационные работы, на восстановление собора требуются немалые средства. Для посещения открыт Николо-Васильевский придел на втором этаже колокольни. Там сделан ремонт: установлен иконостас, отремонтированы полы, отопление. Храм открыт ежедневно с 9.00, по субботам, воскресеньям и праздникам там проходят богослужения; совершаются таинства крещения и венчания, а также молебны, отпевания, панихиды и освящения.

Каждый человек может прийти в храм, поучаствовать в богослужении, поставить свечку и просто помолиться о себе и своих близких. Также открыт вход на смотровую площадку колокольни, откуда виден весь Кашин.
 
 
ФЕСТИВАЛЬ КАШИ В КАШИНЕ
Приглашаем гостей на самое большое гастрономическое событие Верхней Волги – ФЕСТИВАЛЬ КАШИ В КАШИНЕ!

На время его проведения город Кашин Тверской области станет столицей кашеварения и традиционной кулинарии. На V всенародном фестивале каши в 2017 году планируется заварить «Волжскую кашу» - пригласить все регионы России, расположенные по великой русской реке Волге - от Твери до Астрахани. 

В рамках празднования Фестиваля мы отметим так же значительный кашеварный юбилей: ровно 230 лет назад кубанские казаки привозят в Россию рис, который затем становится одной из самых популярных круп в нашей стране. А сколько замечательных блюд в разных странах создают из риса! Участники и региональные гости представят многообразие своих культурных и кулинарных традиций и, конечно же, свои любимые каши!

В программе праздника:

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «КАШИ ГОДА-2017». 
ЗАПУСК ВОЗДУШНОГО ШАРА с гербом Кашина и гербами всех волжских городов, прибывших на фестиваль. 
КУЛИНАРНЫЕ МАСТЕР-КЛАССЫ от ведущих шеф-поваров.
ДЕГУСТАЦИЯ КАШ, приготовленных по старинным рецептам.
«УЛИЦА КУЛИНАРНЫХ БРЭНДОВ «ВОЛЖСКАЯ КАША», где регионы России продемонстрируют свои уникальные гастрономические шедевры, которые считаются -  брендом того или иного края.
ТРАПЕЗНЫЙ ДВОР, где можно отведать лакомства традиционной русской, европейской и азиатской кухни.
ВЫСТАВКА-ЯРМАРКА круп, посуды, товаров здорового питания.
РЕМЕСЛЕННАЯ СЛОБОДА, где будут проводиться мастер-классы по народным ремеслам от керамики до кузницы, станочного ткачества, плетения из лозы и лыка ( более 10 мастер-классов!!!). 
«ФОЛК-КАША»: выступления фольклорных коллективов и музыкальных этно-групп из регионов и муниципальных образований.
ДЕРЕВЯННЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ АТТРАКЦИОНЫ.
ПЛОЩАДКА БОГАТЫРЕЙ-РАТОБОРЦЕВ
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС ЧАСТУШКИ ИМ. В.И.СИМАКОВА
 
 
ПАМЯТНИК АННЕ КАШИНСКОЙ
Одна из самых молодых достопримечательностей Кашина. Поставлен, в честь святой-покровительницы города. Анна Кашинская была причислена к лику святых два раза благодаря историческим курьезам. Вторая канонизация состоялась в 1909 году.

В преддверии празднования 100-летнего юбилея второго прославления этой святой в городе Кашине 22 июня установлен памятник. Он был торжественно открыт и освящен в день Юбилея - 25 июня 2009 года.

Автор памятника - известный скульптор Народный художник России Лауреат Государственной премии России Премия Правительства РФ в области культуры и искусства, Лауреат премии Москвы Андрей Николаевич Ковальчук. Кстати этот же скульптор работал над памятником Михаилу Тверскому в Твери. Таким образом, в его исполнении предстали святые супруг и супруга в Твери и в Кашине.
 
 
ВОЗНЕСЕНСКИЙ СОБОР
Вторым после Воскресенского собора крупномасштабным сооружением в центральной части Кашина стала Вознесенская церковь. Строительство ее было начато в 1799 году, когда возводился и новый городской (Воскресенский) собор. Расположенные на разных берегах Кашинки, они находятся в поле зрения друг друга. Перепад микрорельефа на площади, где стоит Вознесенский храм, был использован строителями, выбравшими место не посередине ее, а немного южнее, на подъеме.

Хотя начало переустройства Вознесенской церкви относится к 1849 году, некоторое время до этого храм находился в самом плачевном виде. Кроме возведенной внешней кладки стен, не было ничего; главный храм стоял не достроенный, не увенчанный даже крестами. Вследствие несогласия между архитектором и строителем храма, кашинским купцом Н. В. Терликовым, по поводу будто бы малой прочности стен храм был запечатан с запрещением дальнейшего производства работ. С поступлением молодого священника дела принимают другой оборот: начинаются усиленные хлопоты и ходатайство о новом осмотре и освидетельствовании церковного здания, снятии печатей и разрешении на продолжение строительства. После осмотра новым архитектором и комиссией здание признано совершенно прочным, и дано разрешение на дальнейшие работы.

Но в 1865 году неожиданно умирает Терликов, производивший всю постройку Вознесенского храма на собственные средства, не оставив завещания, и в связи с бедностью прихода работы опять были приостановлены.

Только через полтора года, при участии добрых людей, а главное, благодаря опытности и энергии священника Матфея Малиновского и горячему участию церковного старосты П. А. Дорогутина, внутренняя и внешняя отделка храма успешно и быстро была доведена до конца. Величественные стены и арки были покрыты отличной лепной работой, сооружается изящный иконостас, впоследствии весь вызолоченный. Иконы в иконостасе были написаны в известной ярославской мастерской Е. К. Дьяконова. Эти иконы и в настоящее время обращают на себя внимание отчетливостью и мягкостью письма; особенного внимания заслуживают иконы итальянской живописи – святителя Николая Чудотворца и Господа, возседящего на престоле, написанные художником Орловым.

В 1870 году работы были закончены, и последовало освящение главного храма, который строился более 20 лет. Тем не менее при недостаточности средств приведение церкви в совершенно законченный вид и обогащение ее разного рода церковною утварью завершилось намного позднее. Только в 1900 году, по завершении отделки стен и сводов живописными картинами, храм, можно сказать, получил вполне законченный и благоустроенный вид, и своим блеском, обилием света и чистотой производит сильное впечатление на каждого посетителя.

Интереснейшим памятником позднего классицизма является отдельно стоящая колокольня, построенная по проекту тверского губернского архитектора И. Ф. Львова в середине XIX века.

Многоэтапный процесс создания Вознесенской церкви раскрывает постепенную адаптацию местного зодчества к новым стилевым принципам. В этом произведении на всех уровнях художественной структуры своеобразно преломились приемы классицизма, на которые движение времени наложило печать эклектики.

Но в 1929 году были сняты кресты и разобран иконостас Вознесенского храма. В 1962 году церковь была закрыта и стала использоваться как мебельный склад Кашинторга и клуб ПМК. В конце 1980-х храм передали Кашинскому краеведческому музею. В эти годы было найдено и возвращено в церковь большинство икон из главного иконостаса, реставрацию которого осуществили петербургские реставраторы под руководством Н. А. Тимофеева.

После реставрации в начале 1990-х годов храм был открыт для службы и получил статус кафедрального собора Кашина. 25 июня 1993 года, в день памяти святой благоверной княгини Анны Кашинской, торжественно, с прохождением крестного хода по городу, рака с ее мощами была перенесена в церковь Вознесения из церкви Рождества Христова на Горе, куда была помещена в 1986 году. Сегодня святые мощи преподобной открыты для всех желающих приложиться к ним, получить защиту и помощь, обрести силу всем страждущим и претерпевающим скорби. Частицы мощей святой Анны Кашинской в настоящее время находятся во всех церквях города.

 

 

_________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Герчук Ю. Я., Домшлак М. И.  Художественные памятники Верхней Волги. От Калинина до Ярославля. 2-е изд. — М.: Искусство, 1976. — 144 с. — (Дороги к прекрасному). — 75 000 экз.
Кириков Б. М.  Кашин. — Л.: Художник РСФСР, 1988. — 223 с. — (Памятники городов России). — 50 000 экз. — ISBN 5-7370-0005-2.
Кошелевский В. Н.  Город Кашин. — М.: Московский рабочий, 1988. — 112 с. — ISBN 978-5-239-00500-2.
Кошелевский В. Н.  Кашин и его курорт. — М.: Московский рабочий, 1975. — 200 с.
Кошелевский В. Н.  Летопись города Кашина (VI — XX вв.). — Тверь: Изд-во ГЕРС, 1999. — 113 с.
Кункин И. Я.  Город Кашин. Материалы для его истории. Тт. 1—2. — М.: Издание Императорского общества и древностей российских при Московском Университете, 1903—1905.
Кучкин В. А.  Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X—XIV вв. — М.: Наука, 1984. — 349 с.
Рыжов К. В.  Все монархи мира. Россия (600 кратких жизнеописаний). — М.: Вече, 1998. — 640 с. — (Энциклопедии. Справочники. Неумирающие книги). — ISBN 5-7838-0268-9.
Экземплярский А. В.  Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период, с 1238 по 1505 г. Т. 2: Владетельные князья владимирских и московских уделов и великие и удельные владетельные князья Суздальско-Нижегородские, Тверские и Рязанские. — СПб.: Типография Императорской Академии Наук, 1891. — 696 с.
Официальный сайт Кашинского района
Кашин — путеводитель по городу русского сердца. // kashin-grad.ru. 
Кашин в энциклопедии «Мой город»
Город Кашин на сайте «Савёловская глухомань»
История герба Кашина
Достопримечательности  Тверской области
Города Тверской области

 

ВложениеРазмер
kashin (1).jpeg259.9 КБ
kashin (1).jpg403.12 КБ
kashin (1).png245.04 КБ
kashin (2).jpg148 КБ
kashin (3).jpg437.27 КБ
kashin (4).jpg971.93 КБ
kashin (5).jpg395.3 КБ
Kashin_1909.jpg136.09 КБ

Комментарии

аватар: Кэп

город Кашин

Дом Крестьянина

Адрес: г. Кашин, ул. Луначарского д.16/2

Телефон: 8 (910) 648-16-37

Время работы: По заявке

Музей находится в старинном здании на главной торговой площади Кашина. Здание имеет удивительную историю. С 1924 года в этих стенах находился Дом крестьянина, открытый М.И.Калининым, ставший рупором культурной жизни села. Здесь бывали практически все художники, скульпторы, литераторы, посещавшие Кашин с 20-х годов:

Д. Бедный, Б. Полевой, М. Алещенко – один из авторов комплекса «Родина-Мать» в Волгограде, скульптор Иконников ( автор памятника Зое Космодемьянской), В. Соловьев ( крестьянский поэт), В.Песков (писатель), В. Иванов (председатель тверского облисполкома), Б. Яковлев – редактор лучшей в СССР районной газеты.

Сегодня в стенах «Дома крестьянина» разместилась экспозиция посвященная древним Кашинским ремеслам и художественным промыслам, а так же советскому периоду в истории города.

Посетив Музей с экскурсией «Мир Кашинских ремесел» вы сможете:

узнать историю Тиволинского иконописного промысла;

увидеть образцы основных видов народной росписи, в том числе встречающиеся в Кашинском крае;

потрогать предметы кузнечного ремесла;

узнать о видах исторического ткачества на станке, берде, дощечках и набойке;

познакомиться с традиционным тверским и не только костюмами;

побывать на выставке русской музыкальной культуры: проследите эволюцию гуслей, колесной лиры, тверского рожка, рояльной и хроматической гармоники, балалайки;

узнать о кологодных куклах и народной игрушке;

познакомиться с выставкой современных кашинскиих мастеров и художников.

Здесь можно заказать мастер-класс : по лыковой игрушке, текстильной кукле, валянию, ткачеству, керамической игрушке, славянской писанке, пошиву исторического костюма, народной росписи, плетению из природных материалов, лепке из натурального воска, древнерусской славянской письменности пером, росписи пряника.

Отведать Кашинский пряник с беседкой (выпечкой описанной у М.Е. Салтыкова-Щедрина) и ароматный травяной копорский чай.

Попасть на выступление балаганного театра с «комедью» и участием зрителей в постановке по историческому сценарию.

Услышать фольклорный концерт и мастер-класс по игре на русских 

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.