Городище Весьякар

Для установления общего историко-культурного контекста каменных артефактов привлечены параллели по археологическим памятникам соседних ареалов - Приуралья и Среднего Поволжья, а также этнографические данные о традиционных культурах народов, проживающих в рассматриваемых ареалах. Выявлено, что камни и каменные предметы на святилищах могли выполнять многочисленные функции.

Они служили надежным основанием культовой площадки или очага, а также очерчивали границы/очертания священного участка. Каменная насыпь или отдельный большой камень играли роль сакрального центра или символа почитаемого божества. Плита из известняка или песчаника выполняла функции алтаря, а отдельные каменные предметы и их обломки использовались как обетные или жертвенные приношения обитающим на священных местах божествам и духам. Использование камней на святилищах не типично для населения бассейна р. Вятки ввиду редких выходов скальных пород на поверхность и единичных находок валунов.

 

По данным археологии, в Камско-Вятском регионе изучены святилища средневековья (вт. пол. I - пер. пол. II тыс. н. э.) и позднего средневековья (ХУ1-ХУШ вв.). Для первого периода характерны семейные культовые площадки в пределах жилища возле очага; священные площадки на городищах за пределами жилищ; жертвенные ямы на городищах; специализированные святилища.

При раскопках городища Весьякар 1Х-Х11 вв. (Глазовский р-н УР, раскопки В. А. Семенова, 1958 г.) выявлены остатки ритуального комплекса, состоящего из очага 8, ямы 16 и зольного пятна. Очаг 8 овальной формы имел размеры 1,65^2,04 м, мощность 6 см, содержал скопление обожженных и кальцинированных костей. В основании очага и зольного прослежена подсыпка гравия толщиной 6-8 см [17. С. 54-58].

где находится, как доехать:

Находится в районе одноименной заброшенной деревни. К югу торфяное болото Весьякарское –комплексный памятник природы, занимающий пойму Чепцы. В полукилометре к западу от деревни археологический памятник регионального значения – городище Весьякар. Оно занимает треугольную площадку, ограниченную оврагами и валами. 

Дорога до поворота на Весьякар гравийная, дальше 1 км грунтовки.

 

  ***

На протяжении последних нескольких лет, в редкие наши встречи с Игорем Зеляниным, мы неизменно слушали его рассказы о Весьякаре. Волшебном Весьякаре. Где и небо голубее, и трава зеленее, и венерин башмачок прилежно цветет.
Наконец, поддались соблазну и включили городище в план июльских покатушек по археологическим памятникам бассейна Чепцы. Совпало ли увиденное с нашими ожиданиями хоть в какой-то точке? Нет. Но – по порядку.
 

 
Оставив машину возле единственного живого дома в деревне, отправляемся на поиски городища. Если бы не Игорь Зелянин, плутали бы мы долго, а возможно, и бесплодно. Вроде, и идти от деревни всего полкилометра, но тропинки нет, да и само направление неочевидно, поскольку никакой ожидаемой горушки в окрестностях не видать.
 
Пробираемся через заросли матерого борщевика, боясь ожогов, ругая липкую предгрозовую жару, насекомых, неподходящую обувь. Чтобы спастись от бедствия заброшенных полей, спускаемся в темный ельник. Пустой – ни травы, ни птиц, ни солнца. Только паутина караулит охотников до весьякарских сокровищ. Наконец выходим к деревенскому кладбищу, отсюда рукой подать до вала.
 
Весьякарское городище, увиденное нами, – треугольная, немного покатая поляна, заросшая нетронутой сочной травой и окруженная лесом.


 
Недоуменное разочарование – а где же обещанный мыс? Только подобравшись к краю поляны, ахаем: метров 30 обрыв, не меньше. Вида на окрестности, впрочем, нет. Лишь верхушки елок под ногами. Ходить по городищу трудно: высоченная трава (у некоторых членов «искпедиции» только головы торчат) закрывает ямы, оставленные черными копателями. Городище – памятник регионального значения – пока законсервировано, ждет археологов, но ворам, конечно, всё равно.
 
Самое прекрасное на Весьякаре – безмолвие. Нет, тишины тут нет, все положенные звуки в наличии: ветер шумит, птицы поют, комары пищат. Но есть особое безмолвие оставленной человеком земли. 7–8 веков назад наши предки покинули это поселение, а чудо безлюдных пространств всё еще дышит…
 
Пока готовили обед на седловине перед Весьякаром, восхищались красотой и щедростью здешней земли. Травы для чая рвали, не сходя с места: на расстоянии вытянутой руки зверобой, кипрей, тысячелистник, душица, клубника, клевер.
Правда, это почти последняя свободная от борщевика площадка.
 
Люди опять уходят из этих мест. Очередная естественная миграция?

А Весьякар, действительно, волшебный.

  

ВЕСЬЯКАР
Деревня Весьякар – смешанная удмуртско-русская деревня, расположена на территории МО «Адамское».

Недалеко от деревни в 1,5 км. от правого берега реки Чепцы находится Весьякарское городище, относящееся к Чепецкой культуре IХ – ХV вв. Вероятно, оно является самым древним поселением, относящимся к Весьякару.

В писцовых книгах 1646 года записано городище Весинское, в котором жили удмурты Кузейко Муйкин и Первушка Кибешев. В 1818 году в 4 хозяйствах жило 109 человек по фамилии Логиновы (русские). В переписи населенных мест Российской империи в середине ХIХ века записан починок Висьякарской в 15 верстах от уездного города. В 5 дворах проживало 24 мужчины и 23 женщины.

Перед войной в деревне Весьякар организован колхоз им. Ворошилова. Небольшая, дворов в 20–30 деревня, в годы советской власти была самостоятельным процветающим колхозом вплоть до укрупнения в начале 1950-х. Дерново-карбонатные почвы и их выгодное расположение на южном склоне позволяли получать богатейшие урожаи ржи, пшеницы, овса, ячменя, льна, гречихи, клевера, тимофеевки, кукурузы. Выращивали также картофель, репу, турнепс. На склонах городища Весьякар, которое жители называли Горкой, сажали и получали отличный урожай помидор и огурцов. В колхозе занимались животноводством, выращивали кур. Восемнадцать лет возглавлял колхоз Михаил Степанович Ассылов, пользовавшийся большим уважением и авторитетом у колхозников. Его первым в районе наградили мотоциклом за выдающиеся успехи в сельском хозяйстве.

Деревня была чистая, зеленая, потому что председатель не разрешал проезд техники по единственной улице.В деревне был пруд глубиной восемь метров. В пруду водилось много рыбы, в основном, золотой карась. В настоящее время пруд давно ушел, только на дне осталась грязная лужа. Жители деревни ходили рыбачить на реку Варыж, к которой был удобный спуск. в отличие от реки Чепцы. Деревню от реки Чепцы загораживает большой труднопроходимый заболоченный лес, в настоящее время выделенный как памятник природы республиканского значения под названием «Весьякарское болото».

Основная часть жителей деревни покинула её в начале 90-х годов ХХ века.

На 1 января 2010 года в д. Весьякар проживал 1 человек.

  

 

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Автор текста и фото: Алла Долганова.

 

ВложениеРазмер
352465876 (1).jpg498.05 КБ
352465876 (2).jpg438.41 КБ
352465876 (3).jpg91.44 КБ
34486973.jpg109.06 КБ

Комментарии

аватар: Гость

моления удмуртов

а вы не знаете - где в настоящее время проводят моления удмурты, в каких рощах, а то на марийских молениях побывал,
а вот удмуртских молений никогда не видел, интересно посмотреть, есть ли действующие рощи,
и чем отличаются обряды?

аватар: Кэп

удмуртские рощи

для сайта пока готовится статья про обзор удмуртских священных рощ,

особенно про те где в настоящее время проводят моления,

но пока ещё все в начальной стадии,

все статьи про Удмуртию можно посмотреть тут - 

СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО УДМУРТИЮ

будем надеяться что до лета такая статья будет на сайте!

аватар: Гость

священные места удмуртов

Добрый день!
можно ли задать вопрос по указанной теме?
Ищу в интернете есть ли где-то список священных рощ или мест удмуртов, может есть хотя бы ссылки на литературу, чтобы найти и прочитать? К сожалению, ничего внятного найти не удалось, хорошо что у вас на сайте эта тема освещается понемногу, но я так понял, что в основном на территории Татарстана и немного Удмуртии? Были ли вы сами на каких-то интересных местах связанных с историей и древней религией удмуртов? Жду продолжение ваших статей!

аватар: Кэп

Пытаемся

Пытаемся что то найти по этому вопросу, но информация крайне скудная, 

Мало кто знает, 

Мест таких наверняка много но ведь и времени прошло тоже много, 

Традиции забыли 

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru