Гора Качканар

Качканар

Качкана́р — одна из вершин Среднего Урала в Свердловской области, Россия, расположена вблизи географической границы частей света Европа — Азия возле города Качканар.

Высота над уровнем моря — 887,6 м.

Гора Качканар входит в одноимённый горный массив в северной части Среднего Урала, на правобережье реки Ис, в Свердловской области.

У подножья горы расположен город Качканар.

 

Гора имеет пологие частично покрытые хвойным лесом склоны. На склонах и вершинах расположено множество скал. Самая известная из них скала Верблюд. Она расположена возле единственного в области буддийского монастыря Шад Тчуп Линг, который также расположен на склоне горы. На одном из склонов имеется небольшое озеро. На восточном склоне горы расположена лыжная база «Гора Качканар».


  
История освоения
Скальные выходы руд на горе Качканар были известны местному населению — манси, однако гора использовалась ими в основном как святилище. После присоединения к Московскому царству в XVI веке Среднего Урала и Зауралья Качканаром заинтересовались русские горнопромышленники. А. Н. Демидов торговал у манси всю гору целиком, но эта сделка не состоялась.

Позднее в окрестностях Качканара вспыхнула платиновая лихорадка. Руками старателей был построен прииск «Качканар», принадлежавший графу Шувалову. Однако все богатые платиновые россыпи были быстро отработаны, и к Качканару сохранили интерес лишь ученые исследователи.

В литературе первые описания горы Качканар были сделаны в 1770 году академиком П. С. Палласом в книге «Путешествие по разным провинциям Российского государства». В последующие годы наибольший вклад в геологическое изучение этого района внесли А. П. Карпинский (1869), А. А. Краснопольский (1890) и особенно Н. К. Высоцкий (1913), опубликовавший по нему свою монографию «Месторождения платины Исовского и Нижнетагильского района на Урале». Однако сами качканарские руды из-за бедного содержания железа мало интересовали промышленность, в связи с чем детальная разведка здесь долгое время не проводилась.

Начало планомерного исследования рудных залежей Качканара под руководством И. И. Малышева и П. Г. Пантелеева приходится на начало 1930-х годов, когда здесь были проведены небольшие разведочные работы. Одновременно стали развертываться научно-исследовательские и опытно-промышленные работы по обогащению качканарских руд и окускованию железо-ванадиевого концентрата, результатами которых была доказана принципиальная техническая возможность добычи и переработки руд с низким содержанием железа. В 1946—1953 годах трестом «Уралчерметразведка» была выполнена детальная разведка месторождений Качканарской группы. В 1959—1966 годы проводилась доразведка Гусевогорского месторождения, а с 1976—1977 годов — доразведка собственно Качканарского месторождения.

Освоение титаномагнетитовых руд горы Качканар было начато в 1957 году по инициативе группы руководителей горной промышленности Урала и ведущих специалистов, представляющих институты Уралгипроруда. В этом же году к юго-востоку от вершины горы был основан город Качканар. В настоящее время разработка месторождений горы Качканар ведётся Качканарским горно-обогатительным комбинатом.

 
Достопримечательности
Вершина горы Качканар изобилует скалами причудливой формы, многие из которых имеют собственные имена. 
Самая известная из них — скала Верблюд.
Горное озеро в лесу.
На восточном склоне горы работает горнолыжная база «Гора Качканар».
На северо-восточном склоне горы в 1995 году основан буддийский монастырь Шад Тчуп Линг, где практикует небольшая община, изготавливаются сувениры.
 
Скала «Верблюд» на горе Качканар                                                                                                  

 
 

 
Горнолыжный курорт 
Гора Качканар
Ближайший город    
Качканар
Высшая точка    
888 м
Низшая точка    
250 м
Трассы    
3
Крупнейшая трасса    
4 км
Подъёмная система    
Канатная дорога (2 шт.)
 
На восточном склоне горы, в 6 км от города Качканара расположен горнолыжный комплекс «Гора Качканар» Качканар.

Общая протяженность трёх трасс - 7 км.

Нижняя трасса длиной 1500 м. имеет перепад высот 140 м. (широкая и идеально спланированная, предназначена для первых шагов горнолыжников);
Верхняя трасса длиной 1500 м. имеет перепад высот 280 м., ширину около 40 м., начинается с высотной отметки 760 м. над уровнем моря;
Объездная трасса длиной 4 км. проходит по гребню горы Качканар с панорамой на окрестности и город Качканар.
Трассы обслуживают две очереди буксировочных подъёмников.


Название горы Качканар
Есть несколько версий, откуда произошло название горы. С татарского языка слово «качкыннар» можно перевести, как «беглецы». Есть легенда, которая гласит, что в горных родниках когда-то были найдены беглецы, и в честь них была названа гора Качканар. Самая популярная версия названия, что в переводе на тюркский означает «двугорбый верблюд». В пользу именно этой версии говорит и наличие на Качканаре скалы под названием Верблюд.
Раньше древний народ манси использовал это место как святилище. Когда в 16 веке Средний Урал присоединился к Московскому княжеству, этим местом заинтересовались горнопромышленники, которые совершали путешествие по России в поисках полезных ископаемых. Тут был построен прииск «Качканар», который в скором времени опустел. В середине 20 века началось планомерное изучение рудных залежей этой горы. В связи с этим в 1957 году был создан город Качканар. Качканарским горно-обогатительным комбинатом до сих пор ведется освоение рудников.
Описание достопримечательностей горы Качканар
Самая высокая вершина на Качканаре называется Северный Рог. Она находится на северной части горы и имеет высоту 887,6 метра. Вторая по высоте скала, относящаяся к горе Качканар, расположена на Юге и называется Южный рог. С него открывается шикарный вид на город Качканар и на другие окрестности. Рассказывая про описание достопримечательностей местности, нельзя не упомянуть про знаменитую скалу Верблюд, названную так из-за внешней схожести с этим животным.
На северо-востоке горы можно найти главную достопримечательность в округе – буддийский храм, единственный в своем роде, который открыт на Урале. Его назвали «Шад Тчуп Линг», это можно с тибетского языка перевести как «место для практики и реализации». К сожалению, власти в скором времени хотят закрыть его и построить там очередной карьер. Так что, если у вас есть желание побывать в настоящем буддийском храме, нужно спешить.
   

 

Уральский буддийский монастырь Шад Тчуп Линг                                                                   

Буддийская община Шад Тчуп Линг (тиб. «Место практики и реализации») основан 15 мая 1995 года. 
Закончив обучение в буддийском институте при Иволгинском дацане (Бурятия), Лама Санье Тензин Докшит (Михаил Санников) прибывает на гору Качканар, и закладывает первый камень буддийского центра. Название монастыря и точное месторасположение были указаны Ламе Санье Тензин Докшиту его Учителем Пема Джангом (Дарма Доди Жалсараев, 1904-1997 гг.). 

В настоящий момент монастырь объединяет общину практикующих из разных городов России (монахов и практикующих мирян). Основной задачей, поставленной в Шад Тчуп Линг, является развитие в российском культурном пространстве ученой, йогической и монашеской традиций буддизма. Организация обучения и практики реализована через специально разработанные учебные программы, проведение ритуалов, служб, традиционных мероприятий, индивидуальных и коллективных буддийских практик.

 
как проехать, где находится:
1. "Автовокзал. Город Качканар"
2. "Развилка. Выезд из города Качканар"
3. "Шлагбаум. КПП Западный карьер"
4. "Автобусная остановка. Западный карьер"
5. "Дорожная развилка. Западный карьер"
6. "Смотровая площадка Западного карьера"
7. "Поворот у дерева с ленточками"
8. "Буддийский монастырь Шад Тчуп Линг"
 
 
Поездка на гору Качканар и буддийский монастырь
В это путешествие мы ездили в августе 2011 года. Случайно увидела в интернете зимнее фото буддийской Ступы Пробуждения и сказала: «Хочу туда».
Мы, конечно, не буддисты и поехали даже не из праздного любопытства, а с целью познания: что же за монастырь в горах и как же там можно жить… Да и гора, говорят, красивая, только на нее не забраться.

Как доехать на автомобиле, где находится:
по автодороге Екатеринбург - Качканар. 
В Качканаре по главной дороге, на втором светофоре (остановочный комплекс «Площадь» будет справа у светофора) поворот налево на ул. Крылова. Это дорога в сторону Валериановска. Ехать до большого указателя «Западный карьер», поворот по нему налево и ехать до шлагбаума перед въездом на территорию карьера. Оставить машину у шлагбаума и по отсыпанной дороге идти прямо вдоль железнодорожных путей, по которым на вертушках вывозят руду из карьера.


 
При въезде в город понимаем, что он находится на горе, потому что с дороги было видно красивые дали. Как позже узнали, она называется гора Долгая.
Прямо из города можно во всей красе и величии увидеть гору Качканар, но только одну из ее вершин.
 
Гора Качканар - высочайшая вершина Среднего Урала, высота ее 887,6 м. Когда то давно она была сакральным местом для мансийского языческого населения. С приходом в монголо-ойратские степи буддизма владыкам гор стали приносить бескровные жертвы, отдавать в дар живых животных. Семья, которая прикочевала на новое место, нужно было на самом высоком холме или горе совершить подношение духу местности. Не только манси воздавали хвалу горе Качканар, но и калмыки почитали ее для обеспечения их поддержкой в рискованных мероприятиях.
Между городом и горой Качканар течет речка Выя, превращенная плотиной в Нижневыйское водохранилище.
 
“Качканарское море” – так еще называют в народе Нижневыйское водохранилище. В междуречье рек Ис и Выи на реке Выя была построена плотина и вырыт Качканарский пруд. Из одной половины водоема берется питьевая вода для города, на другой половине оборудован пляж, лодочная станция, в пруду ловят рыбу. В водохранилище запускали несколько тысяч особей малька карпа, толстолобика и белого амура. По южному берегу пруда в его верхней части идёт граница Свердловской и Пермской областей.
Нам повезло с местом ночевки на берегу водохранилища и мы весь вечер наблюдали красивейший закат.
 А ночью в полную силу светила луна. Мы даже проснулись оттого, что прямо на нашу палатку от луны по всему озеру «бежит» лунная дорожка. Но, к сожалению, встать и сфотографировать ее не захотелось, сон взял свое.
Проснувшись в 8 часов утра, позавтракав и искупавшись, мы отправились дальше в путь - на гору искать монастырь.
Доехали до шлагбаума «Западного карьера», припарковали машину (их там стоит немало), нагрузили себя рюкзаками и отправились.
Дорога сначала очень пыльная оттого, что из карьера и в карьер ездят МАЗы и другая техника. Идти по ней всего метров 500. Дальше будет дорога чуть левее на горнолыжную трассу, но на нее идти не надо. А вот следующий поворот налево ведет к монастырю и горе Верблюд. Дальше нужно идти все время левее, направо не сворачивать, кроме как посмотреть на сам карьер со смотровой площадки.
Примерно через 2 км будет своротка направо, где можно посмотреть Западный карьер Высокогорского ГОКа.
Карьер, конечно, впечатляет, интересно смотреть как все суетится далеко внизу, но от пыли была плохая видимость всего, что можно было рассмотреть далеко вдали.
Детальное изучение Качканарского рудоносного массива началось в 30—40-х годах. В 1931 г . было установлено, что он состоит из двух месторождений — Гусевогорского и Качканарского.
10 июня 1950 г. было принято постановление о строительстве у подножия горы Качканар крупнейшего в стране горно-обогатительного комбината (ГОКа) мощностью по переработке 33 млн. т сырой железной руды в год.
27 мая 1957 г. на гору Долгую пришел первый отряд смельчаков. Продукция ГОКа идет на Нижнетагильский металлургический комбинат, Челябинский и Чусовской металлургические заводы.
Посмотрели, как работают другие и возвращаемся на насыпную дорогу, чтобы продолжить подниматься. Далее идти примерно 4 км до развилки, где деревья промаркированы белыми ленточками, где лежат стройматериалы, где стоит монастырская техника и т п.
Прямо - дорога к «горному озеру», примерно триста метров и справа будет небольшой пруд, бывший раньше карьером. Но мы туда не пошли.
А направо - тропа, ведущая к монастырю. Подниматься до монастыря примерно 1 км. Если взять с собой что-то из стройматериалов и принести в монастырь, то вас напоят чаем в знак признательности. Такая помощь является и входным билетом на территорию монастыря. По тропе, выложенной из камня, досок, решеток выходим к «Ступе Пробуждения».
Подъем к видимой постройке монастыря – это небольшой курумник – дорога из камней.
Перед этим курумником расположена довольно большая поляна, на которой можно и передохнуть.


Поднимаемся к Ступе Пробуждения.
При входе расположены правила монастыря, гонг, охрана, местная живность и уже достаточно много интересного. Сразу всего и не заметишь, мы, например, все заново рассматривали и на обратном пути…
И тут нас встречает монах и приглашает выпить чай.
Потом рассказывают, как пройти на гору верблюд и к памятнику Юрию Гагарину! Да, есть там и такое!!!
Сквозь территорию монастыря к скале Верблюд идти примерно 200 м. Он красив, величав и огромен.
Это он же издалека, с основной вершины, куда мы отправимся дальше.
Но еще незабываемо то, что видно с горбов верблюда!
Вот это - именно та вершина горы, которую было видно из города. То есть если дойти до нее, то можно увидеть и пруд и город.
Чтобы от Верблюда пройти к основной вершине Качканара, нужно найти тропу, которая протоптана справа у его основания. По ней до главной вершины Среднего Урала идти минут 15-20. С горы Верблюд ее видно ровно в середине с металлическим шпилем на самой вершине.
Если пройти по тропе дальше на юг, можно посмотреть памятник Гагарину, его видно с главной вершины в сторону п. Косья.
От основной вершины есть протоптанная тропа до вершины горы, ближней к городу. Как нам сказали, идти примерно 1 час.
Жаль, но у нас не хватало времени туда добраться, и мы пошли обратно в монастырь на экскурсию по его территории.
Пока шли, старались фотографировать все, что попадалось на пути.
А теперь о территории….
Монастырь «Шад Тчуп Линг» строится в скалах на северо-восточном склоне горы Качканар на высоте 843 метра над уровнем моря. Строительство соблюдается по древним тибетским и монгольским канонам монастырского зодчества, что позволяет сохранить экосистему местности и гармонично вписать комплекс сооружений в живописный ландшафт горы Качканар. Основной функцией монастыря является организация и обеспечение буддийского практического процесса: проведение ритуалов, служб, традиционных праздничных мероприятий, индивидуальных и коллективных практик
Одна из основных целей строительства монастырского комплекса — сохранение буддийского учения и в частности уникальной системы самопознания и самосовершенствования, какой является тантрический буддизм.
Одно из ключевых строений монастыря - ступа. Ступа (чортен, субурган) - один из важных атрибутов буддизма. Представляет собой памятник просветленному уму Будды, а так же является вертикальной моделью мироздания. Устанавливается в определенных местах, гармонизируя и структурируя вокруг себя пространство.

План монастыря в будущем.

ВНИМАНИЕ!!! Из путешествия мы не делаем рекламу монахам, не призываем к уходу из дома людей для жизни в этом монастыре, а также не распространяем данную религию. К нам со стороны монахов никаких призывов остаться и принять их учение не было, но потрясающая красота вокруг, тишина и спокойствие очень способствуют ну… остаться хоть на чуточку… вызывают желание уйти от городской суеты…
Поэтому приведу биографию монаха в очень кратком изложении только с познавательной целью.
Биография Ламы Санье Тензин Докшита
Тендзин Докшит (в миру Михаил Васильевич Санников) родился 30 ноября 1961 г . в г. Воткинске Удмуртской АССР в семье потомственных военных. В 1979 г . был принят в Пермский Сельскохозяйственный Институт.
Закончил курсы гражданской авиации.
В мае 1980 г . был призван в ряды ВС СССР.
В феврале 1981 г . был отправлен по контракту в Афганистан. Одной из постоянных главных задач его группы в Афганистане было уничтожение караванов с оружием, шедших к моджахедам из Пакистана.
В 1987 г . в звании капитана вышел на пенсию.
В течение нескольких месяцев работал в морге Ленинского района г. Перми санитаром и помощником патологоанатома.
Выучился в Нижнетагильском художественном училище.
От своего бывшего наставника в японской борьбе на мечах (Кендо) узнал о существовании в Бурятии традиции буддизма.
В 1989 г . поступил на учёбу в Иволгинский дацан, где был определён в группу, специализировавшуюся по буддийской Тантре, которую отбирал лама Пема Джанг (Дарма-Доди Жалсараев), и принял монашеские обеты под именем Тензин Докшит.
В 1991—1993 гг. жил в г. Гусиноозёрске, затем - в Танчин-дацане Даши Гандан Даржалинг (пос. Гусиное Озеро), где проходил практику по совершению ритуалов.
Летом 1993 г . ездил в Монголию, где получил посвящение в тантру Ямантаки от ламы Санже-ла в затворе близ г. Орхонтуул (Селенгинский аймак).
В декабре 1994 г . получил посвящение в ламы.
Зимой 1995 г . его Коренной Учитель, Пема Джанг, дал ему распоряжение о возведении буддийского дацана в России, указав место постройки – вершина горы Качканар (Свердловская область).
Храм было назвали «Шадтчуплинг» (в тибетском произношении «Шеддублинг», тиб. bshad sgrub gling; «Место изучения и осуществления»). 16 мая 1995 г . начались работы по возведению монастыря на указанном месте.
Храм «Шадчуплинг» строится силами Тензина Докшита и немногочисленной общины лиц, принявших у него начальные монашеские обеты. Материально строительство обеспечивается общиной его учеников-мирян, проживающих на Среднем Урале.
В 2001 г. в Качканаре учениками Тензина Докшита была зарегистрирована как часть «Российской Ассоциации Алмазного Пути школы Карма Кагью» местная религиозная организация. Рассматривался вопрос и о непосредственной регистрации монастыря в качестве затворнического центра «Ассоциации». Ориентация «Ассоциации» - на преимущественно мирской, немонашеский буддизм.
 

____________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
http://www.shad-tchup-ling.ru
Рундквист Н. А., Задорина О. В. Свердловская область. Иллюстрированная краеведческая энциклопедия. — Екатеринбург: «Квист», 2009. — С. 112. — 456 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-85383-392-0.
Статья Ирины Никитенко
Уральская историческая энциклопедия. — УрО РАН, Институт истории и археологии. Екатеринбург: Академкнига. Гл. ред. В. В. Алексеев. 2000.
Сайт Википедия.

Сайт фотосайт

 

ВложениеРазмер
3354595956 (1).jpg173.26 КБ
3354595956 (2).jpg174.91 КБ
3354595956 (3).jpg463.66 КБ
3354595956 (4).jpg373.84 КБ
3354595956 (5).jpg83.57 КБ
3354595956 (6).jpg150.9 КБ
3354595956 (7).jpg425.68 КБ
3354595956 (8).jpg148.46 КБ

Комментарии

аватар: Кэп

как вариант...

как вариант - 

можно на ноябрьские съездить на какое-нибудь красивое место на Урале.

Живописных гор там много, за 4 дня управимся.

аватар: Лоцман

Я на 4 дня не поеду

Только на 3 максимум + 1 для ЧП.

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.