Село Новые Параты

Но́вые Пара́ты (мар. Шарача) — село в Волжском районе Республики Марий Эл. 

Входит в Большепаратское сельское поселение.

Марийское название Шарача возникло от названия одноимённой речки, притока реки Парат. В переводе с марийского языка шара (шор, шур, шар) — это «река или водный поток».

 

  

История

Новые Параты ведут историю с села Большие Параты, которое включало себя Старые Параты и являлось административным центром Большепаратской сотни. 

В середине XIX века в Старых Паратах сгорела деревянная церковь, а новую решили построить на новом месте, отсюда произошло название Новые Параты. 

Каменное здание церкви во имя святого Димитрия Солунского было построено к 1861 году. Со строительством церкви административный центр переместился в Новые Параты.

Население

Численность населения

2002[] 2010[]

1430 ↘1419   

  

Село НОВЫЕ ПАРАТЫ (Шарача, РУШ Шарача)

 Село Новые Параты является центром Большепаратского территориального образования. Оно находится на расстоянии 34 км на северо-восток от г. Волжска, районного центра.

Село расположено на южном склоне небольшой возвышенности с севера на юг. Улицы села разделяет глубокий овраг, по дну которого течет чистая речка без названия. Речка берет начало от родников в верхней части села и оврага и несет свои воды до д. Бизюргуп. Далее речка объединяется с двумя другими речками и течет через лес по территории Республики Татарстан. С восточной стороны села расположены поля коллективно-долевого предприятия "Бизюргупское", которые в настоящее время поделены на земельные участки для жителей села. Эта территория неровная, поля были разделены оврагами. В противоэрозийных целях овраг был засажен соснами. В настоящее время жители села собирают грибы в этом сосняке. С южной стороны села, укрупненного за счет ул. Томскино (бывшая д. Томскино), идет продолжение оврага. За оврагом - поля, сосняки. На юго-востоке, недалеко от села, расположено небольшое озеро без названия. Оно образовано в процессе добычи торфа, издалека похоже на блюдечко. С северной части села находится кладбище. Въезд в село находится в верхней части населенного пункта, с западной стороны.

Село Новые Параты называют еще Дмитриевским по названию храма великомученика Дмитрия Солунского. Появление села Новые Параты сами местные жители относят ко временам завоевания Казани. Они утверждают, что на месте села были стоянки царских войск. Эти стоянки называли "парадами". Затем это название перешло и на поселок. Паратское поселение простиралось от мест, где находятся сейчас Новые Параты, вокруг верст на 20. По сведениям И.С. Галкина и О.П. Воронцовой, название Шарача возникло от названия одноименной речки, притока р. Парат. В переводе с марийского языка шара (шор, шур, шар) - это "река или водный поток". Название "Руш Шарача" говорит о том, что основателями населенного пункта были русские.

 

В XVII в. в Паратском крае была эпидемия, поэтому люди деревнями уходили в другие места. В 1802 году в Паратский приход переселились несколько русских семейств из деревни Ми-шивка и Кириловка Соловьевского прихода Казанского уезда по причине безлесья их края.

 

В 1747 г. была построена деревянная церковь во имя святого великомученика Дмитрия Солунского в с. Старые Параты. Через 100 лет церковь сгорела. Решено было строить новое здание церкви на другом месте. Каменное здание церкви во имя святого Дмитрия Солунского построили в течение 3 лет, к 1861 г. Церковь была построена на средства прихожан и казанских купцов М.Платонова и Атлашкина. Церковь находилась на возвышенности, откуда в ясные дни видна р. Волга, Макарьевская пустынь и г. Свияжск. В конце XIX в. население прихода составляло около 3 тысяч человек, на 1 душу приходилось по 7 десятин земли. В церкви было много утвари. Фонд церковной библиотеки состоял из 200 книг, рукописей и грамот, которыми были отмечены священнослужители церкви Дмитрия Солунского и Святой Троицы.

 

Храм построен архитектором-художником Ивановым. На колокольне было 7 колоколов: первый (праздничный) весил 130 пудов 3 фунта. Он был отлит на заводе Саратовских купцов братьев Гудковых. Колокол был украшен рельефами. Язык колокола весил 5 пудов 22 фунта. Цена колокола - 2076 рублей 5 копеек. Второй колокол весом 53 пуда 5 фунтов был отлит на деньги М.П. Платонова. К сожалению, большие колокола были сняты и увезены. Малые колокола висели еще до 60-70 гг. XX в. Сейчас колокола восстановлены, но звучание у них слабое, а у прежних колоколов был прекрасный звон, особенно у большого праздничного колокола. При снятии большого праздничного колокола срубили края главного окна колокольни, т.к. колокол был поднят изнутри, а сбросили с высоты в сторону Старых Парат, часть колокола откололась.

В 30-е годы прошлого столетия началось разорение храма великомученика Дмитрия Солунского. Была уничтожена церковная библиотека, церковная утварь разграблена, а священник репрессирован. 26 июля 1941 г. по Указу Президиума Верховного Совета Марийской АССР Новопаратская церковь была закрыта, здание церкви передано в распоряжение Волжского райсовета для переоборудования под культурное учреждение. Долгое время здание церкви пустовало. В 70-е годы в нем размещался комбикормовый цех. В начале XXI в. церковь восстановлена, здание окрашено, внутри, что можно было, отреставрировали, а остальное - дорисовали художники и восстановили мастера. Церковь работает с 1990 года, дворовые постройки достроены, с каждым годом увеличивается число прихожан.

В 1923г. в д. Новые Параты Большепаратской волости Краснококшайского кантона в 61 дворе проживали 255 человек. В 1927 г. село входило в состав Большепаратского сельсовета Звениговского кантона. В 1930 г. в селе находилась Большепаратская изба-читальня, в которой работал 1 человек. В 1937 г. в с. Новые Параты Большепаратского сельсовета Сотнурского района работала изба-читальня. Работа велась на марийском и русском языках. В избе-читальне находилась кинопередвижка, патефон, проводились коллективные слушания радио. Книжный фонд составлял 561 экземпляр книг. Избой-читальней заведовал Иванов Герасим Васильевич.

В 1930 г. в с. Новые Параты находилась Новопаратская школа I ступени, марийская. В 1939 г. в с. Новые Параты Большепаратского сельсовета Сотнурского района работала неполная средняя школа. В школе работали 13 преподавателей, обучались 318 детей. Обучение велось на марийском языке. Среди учащихся были 106 пионеров, 16 членов и кандидатов в члены ВЛКСМ. 120 учащихся изучали немецкий язык. В школьной библиотеке находилось 45 книг для преподавателей, 135 книг для внеклассного чтения учащихся. Занятия проходили в 11 классных комнатах. В это время заведовал школой Андреев.

 

В 1933 г. в с. Новые Параты был организован колхоз "Зеленый дол". В 1940 г. в состав колхоза входило 29 дворов, 107 человек, большинство русские. В колхозной конюшне находилось 18 лошадей, в коровнике - 6 голов крупного рогатого скота, в колхозном стаде содержались 19 овец, 11 голов птицы, 12 пчелосемей. Земли обрабатывали молотилкой, сенокосилкой, жаткой, 14 конными плугами, конными граблями, 2 веялками. Для перевозки грузов использовали 15 телег и 20 саней. Работала кузница. Для собранного урожая в деревне находились зернохранилище, картофелехранилище, овин, крытый ток. Председателем колхоза работал Александр Николаевич Анисимов. В 1945 г. в состав колхоза "Зеленый дол" входило 28 дворов, 82 человека, из них трудоспособных - 9 мужчин, 39 женщин.

                                                                                   крестный ход из села Новые Параты в Раифу                                                     

В 1948 г. в с. Новые Параты Большепаратского сельсовета Волжского района находилась Большепаратская сельская библиотека. В библиотеке находилось 1982 экземпляра книг.

В 1950 г. колхоз возглавлял Федор Дмитриевич Ланцев. В 1965 г. в состав колхоза "Восток" входили деревни Бизюргуп, Качейкино, Васюткино и село Новые Параты. Возглавлял укрупненный колхоз Александр Васильевич Новиков.

В 1982 г. в с. Новые Параты Большепаратского сельсовета Волжского района находилось 153 хозяйства, проживали 218 мужчин, 278 женщин, большинство мари. За прошедший год сюда прибыло 23 человека, уехали из села 307 человек, из них 73 - на работу, 161 - на учебу. В селе находилась центральная усадьба совхоза "Восток". Центральная дорога в населенном пункте заасфальтирована. В личном пользовании население имело 150 велосипедов, 31 мотоцикл, 2 мотороллера, 1 автомашину. В с. Новые Параты были электричество, радио, телефоны, телевизоры, водопровод. Жители пользовались газом, водой из 3 колонок и 2 колодцев. Население имело возможность заниматься спортом на спортивной площадке. Дома в селе одноэтажные и двухэтажные, большинство из них построены в период с 1946 г. по 1970 г., в стадии строительства находился 1 дом. Лес являлся местом отдыха сельчан. В селе с 1951 г. работала участковая больница, с 1936 г. - восьмилетняя школа на 25 мест, с 1978 г. - детские ясли, а также библиотека, сельский магазин, промтоварный магазин, столовая, почта.

 

В 2002 г. в с. Новые Параты было 179 дворов, 190 домов, проживает 1536 человек. Национальный состав жителей - мари, русские, татары, чуваши. Дома кирпичные и деревянные, из них 8 - трехэтажных, 5 - двухэтажных. Крыши покрыты шифером и железом. Домов с резными украшениями мало. В селе имеются газ, водопровод, канализация, теплоснабжение, радио и телефон. Село в настоящее время строится в сторону деревни Старые Параты. Появились новые улицы: Российская - 10 домов, Солнечная - 4 дома, Васильковая -25 домов, Полевая, где расположены коттеджи от КС-22. Много в селе строится новых кирпичных домов взамен ветхих. Село увеличивается за счет финского поселка, где проживают переселенцы из других населенных пунктов района и республики. Переселялись в село в связи со строительством КС-22. В селе Новые Параты находятся врачебная амбулатория, клуб, библиотека, средняя школа, два детских сада, отделение связи, Сбербанк, АТС, магазин Волжского райпо, магазин ОРСа, 3 частных магазина, мастерская частного предпринимателя по ремонту и пошиву одежды, парикмахерская частного предпринимателя, диско-бар, кафе, аптека, ветеринарный участок. Население работает на птицефабрике "Волжская", на КС-22, в школе, больнице, детском саду, на заводе им. Серго.

В селе проживает фермер Эрик Максимович Давыдов. Сельчане посещают церковь великомученика Дмитрия Солунского, отмечают престольные праздники, день деревни. Жители имеют в личном пользовании легковые и грузовые автомобили, тракторы, в том числе самодельные, мотоциклы, велосипеды и бытовую технику. Среди коренных жителей распространенными являются фамилии Катаевых, Строителевых, Журавлевых, Томцевых, Галкиных.

Село гордится своими земляками. Андрей Васильевич Исаев работал 20 лет директором школы. Его две дочери: кандидат филологических наук, доцент Ираида Андреевна и старший преподаватель Аделаида Андреевна - работали на кафедре русского языка Марийского государственного педагогического института им. Н.К.Крупской. Иван Тимофеевич Бачикин - кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, декан индустриально-педагогического факультета Марийского государственного университета. Заслуженный работник образования Республики Марий Эл Владимир Иванович Дмитриев - доцент кафедры математики Марийского государственного педагогического института им. Н.К.Крупской, автор многих научных трудов. Павел Трофимович Катаев - полковник, ветеран Великой Отечественной войны, кавалер многих орденов и медалей. Михаил Иванович Бачикин -офицер Советской Армии, майор. Село помнит Михаила Сергеевича Ашкельдина, первого избача в селе, а затем председателя исполкома. Григорий Лаврентьевич Катаев много лет проработал председателем Большепаратского сельсовета, ветеран Великой Отечественной войны. Жители хорошо помнят Александра Афанасьевича Павлова, бывшего местного фельдшера, который многим больным спас жизнь.

  

  

Церковь Дмитрия Солунского в селе Новые Параты Марий Эл

   Каменная церковь во имя святого Дмитрия Солунского в Новых Паратах строилась в течение трех лет и была завершена в 1861 году. Сооружение храма производилось на средства купцов Казанского уезда Платонова и Атлашкина. Последний оказывал помощь в строительстве Раифского монастыря под Казанью, в котором и был погребен. Первым настоятелем храма был отец Павел Вишневецкий, основавший в 1859 году в селе первую школу. По данным волжских краеведов Г. Калинкина и Е. Старикова зять священника Виктор Челноков начал составлять летопись храма, почти единственный сохранившийся документ. По некоторым данным зодчим церкви был архитектор-художник Иванов.

     Здание церкви сохранилось и представляет собой четверик, завершенный сферическим куполом, увенчанным глухим барабаном и луковичной главой. Широкие окна четверика, а также трапезной, карниз из квадратных углублений, удачное сочетание двух цветов — красного и белого делают постройку нарядной и праздничной. В древнерусских формах XVII века решена шатровая колокольня. Декор ее первого яруса повторяет убранство основного куба храма. Легкий шатер придает всей постройке легкость, особую приподнятость. На колокольне размещались 7 колоколов.

 

   Разорение храма началось в 30-е годы. В 1934 году храм был закрыт, уничтожена богатейшая церковная библиотека, в которой хранилось 200 томов книг, в том числе сочинения Императрицы Екатерины II. Церковная утварь разграблена, священник и староста репрессированы. Длительное время церковь пустовала, в 70-е годы в ней располагался комбикормовый цех. Только в декабре 1989 года в селе была зарегистрирована община верующих, и храм передан ей. 

  1 июня 1990 года храм вновь освящал архиепископ Казанский Анастасий. Началась реставрация.

 

 АРХИПАСТЫРСКИЙ ВИЗИТ В С. НОВЫЕ ПАРАТЫ

В четверг, 4 сентября, в день празднования образа Божией Матери Грузинская Его Высокопреосвященство Архиепископ Иоанн посетил приход храма великомученика Димитрия Солунского с. Параты Волжского района.

Сослужил Владыке настоятель храма протоиерей Евгений Бакутов, благочинный Волжского церковного округа настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г. Волжска протоиерей Александр Михайлов, настоятель Свято-Троицкого храма с. Помары иерей Сергий Петров.

После Литургии верующие с Владыкой крестным ходом направились на источник в честь празднуемой иконы. На источнике был отслужен водосвятный молебен.

По сложившейся традиции Владыка Иоанн после окончания богослужения посетил местную общеобразовательную школу. На площадке у школы была проведена праздничная линейка, после чего Владыка пообщался с первоклассниками и отдельно с учащимися старших классов в актовом зале школы.

   

 

НАЗВАНИЕ СЕЛА ПАРАТЫ

Относительно происхождения названия Параты информации нет, приходится вращаться исключительно вокруг преданий. Среди местного населения распространены несколько версий, но все они относятся ко времени завоевания Казани Иваном Грозным. Предание гласит, что на месте, где сейчас находятся окрестные деревни, располагались стоянки царских войск, а стоянки эти назывались «парадами», отсюда и название. 

Конечно, царские войска вполне могли стоять на месте села Парат, но согласиться с данной версией нельзя, т. к. понятие «парад, парат» пришло в русский язык только в XVIII веке, при Петре I, и заимствовано именно, в современном значении, как «торжественное построение и прохождение строем войск» [8], а не как обозначения их стоянки. Также и отслужившие солдаты, называемые однодворцами, которые якобы устраивали военные игры-парады, стали селиться в окрестностях села только в начале XIX века. К этому времени Большие Параты уже существовали. Так, С. В. Волынский, автор «Писцовой книги Казанского уезда 1647–1656 годов» [6], пишет: «В черемиской волости Порать жеребей пустой, что бывал служилого татарина Мурзачка Енибекова: по мере пашни четыре десятины в поле, а в дву по тому ж», там же в алфавитном списке указан «Поратъ, волость Галицкой дороги». 

По другой версии название села является «перенесённым». Перенос топонимов обычно осуществляется при компактном переселении людей. По преданию, после взятия Казани, в наши края были переселены, преданные царю, горные марийцы с окрестностей села Паратмары и реки Парат, т. к. горномарийская сторона к этому времени уже была в составе Русского государства. Подтверждающих документов к этой версии нет, единственное что, кроме названия села, в разговорной речи жителей окрестных деревень используются слова, сходные с горномарийским говором. По мнению И. С. Галкина [2, с. 95, 132] официальное и неофициальное названия села образованы от гидронимов финно-угорского происхождения: Параты от гидронима парод означающего «протока, река», а Шарача от гидронима шор,шар — «река, водный поток» и топоформанта -ча. Данный гидроним используется в неофициальных названиях частей села: Кÿшыл Шарача — «Верхняя Шарача» (бывшие д. Новые (Русские) Параты и д. Янциткино), Ўл Шарача — «Нижняя Шарача» (бывшая д. Томскино), Руш Шарача — «Русская Шарача» (бывшая д. Новые Параты или Параты Русские). 

Слова с пространственным значением Кÿшыл, Ўл в именной части указывают на локализацию частей села на местности, этноним Руш указывает на то, что основателями деревни были русские, а Новые указывает на время появления населённого пункта, относительно села Большие Параты (ныне д. Старые Параты). В ходе исследования в топонимической системе села Новые Параты и его окрестностей нами выявлено около 100 топонимов и микротопонимов. Из них собственно топонимами следует считать официальные, юридически закреплённые наименования, которые отмечены на топографической карте и значатся в адресной книге — это названия улиц и переулков, церковь, кладбище. Названия оврагов, возвышенностей, озёр, колодцев, лесов, лугов, полей, сенокосных угодий, просёлочных дорог, также неофициальные названия улиц, переулков и частей села, которые известны только жителям села Новые Параты, отнесены к микротопонимам. 

Большая часть топонимов, за исключением официальных названий улиц, культурно-исторических объектов, на марийском языке. Названия объектов прозрачны в отношении их внутренней формы, смысл их понятен, они «сами говорят о себе». По собранному материалу составлен словарь топонимов с кратким их описанием. Все зафиксированные топонимы нанесены на топографическую карту. 

Агавайрем вер — место моления жителей д. Томскино (ныне ул. Томскино с. Новые Параты) на праздник Агавайрем (праздник пашни) у озера Максим куп. На этом месте также стояла деревянная часовенка-столбик с крестом и иконами. В настоящее время место моления не существует, моления не совершаются. 

Агавайрем часамник — место моления жителей села после окончания весенне-полевых работ на праздник Агавайрем (праздник пашни). Расположена часовня с восточной стороны села в овраге Часамник корем. К этому месту на моления старожилы села приходят 1 июля в праздник Грузинской иконы Божьей Матери. Первоначально место моления на Агавайрем находилось в 2,5 км к востоку от села, но во второй половине прошлого века было устроено новое место для моления ближе к селу. Как объясняют старожилы «старое место далеко, а нам старикам тяжело туда ходить». 

Асян памаш — колодец, название восходит к роду Асян. Колодец находится на западной окраине села, в овраге Пазян корем. По местоположению иногда называют Пазян памаш. Башня — территория с водонапорными башнями с северной стороны села. Вÿдшинчан куп — болото с родником. 

Название водоёма образовано от гидрографического термина вÿдшинча, означающего «родник, ключ» и куп — «болото, озеро». Водоём находится на границе с Татарстаном, в юго-восточной части Большепаратского сельского поселения. Некогда большое и глубокое озеро в настоящее время представляет собой болотце, зарастающее ивняком. Причиной таких серьезных изменений стало возведение на полях в 60-х годах прошлого века противоэрозионных дамб, в результате чего вся талая вода, грязь с полей попадали в озеро. Постепенно озеро мелело и превратилось в болото. 

Васли урем — улица Василия. Народное название небольшого переулка, расположенного с восточной стороны села, через овраг за ул. Томскино. Раньше улица также называлась Томи Метриурем — «улица, где жил Томи Метри». 

Вишнёвый переулок — название переулка с садовыми участками. Дамба— наиболее распространённое название озера Пÿнчерлан куп. Название появилось после возведения с северной стороны озера дамбы. 

Игит куп — болото Игита. Название небольшого водоёма образовано от древнемарийского имени Игит. Водоём находится с юго-восточной стороны села. Изи ер — название ныне не существующего озера означает «маленькое озеро». Озеро находилось к юго-востоку от села Новые Параты.

 

 

ИСТОЧНИК ГРУЗИНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Грузинская икона Божией Матери в русской православной церкви почитается как чудотворная.

Считается, что благодатная сила этого чудотворного образа позволяет исцелять самые разнообразные недуги, болезни желудка, глазные и зубные заболевания, помогает при душевных расстройствах, а также может даровать женщинам, страдающим от бесплодия, долгожданное потомство.

Случаи чудесных исцелений, даруемых иконой и ее чтимыми списками, зафиксированы в церковных летописях.

В Новых Паратах есть церковь во имя святого великомученика Димитрия Солунского.
Чтобы найти источник, от церкви надо повернуть направо, сойти с асфальта на щебенчатую дорогу, а потом первым же переулочком налево спуститься в овраг. У источника обустроена купальня в виде душа.
 
Святой источник в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» в селе Новые Параты Волжского района Республики Марий Эл 
   
Как доехать, где находится:
Чтобы найти этот источник, надо снова вернуться на ту же улицу и идти по щебенчатой дороге, никуда не сворачивая, оставляя дома всё время с правой стороны. Пройдя метров 300, дойдём до красивого персикового цвета кирпичного дома, а напротив него через дорогу палисадник с кирпичными столбиками. Вот тут вдоль палисадника и нужно спускаться в овраг к источнику. На святом месте установлен Крест с иконой Божией Матери «Живоносный источник», оборудована купальня, имеется колодец.

 

  

   

________________________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛОВ И ФОТО:

Команда Кочующие

Перечень наименований населенных пунктов Республики Марий Эл на государственных языках Республики Марий Эл. Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл, комиссия по государственным языкам Республики Марий Эл, Марийский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории им. В.М. Васильева.

 База данных «Этно-языковой состав всех населённых пунктов России». Республика Марий Эл. lingvarium.org. Архивировано 13 ноября 2016 года.

Айплатов Г. Н. История Марийского края с древнейших времен до конца XIX века: Учебное пособие. — Йошкар-Ола, 1994.

Воронцова О. П., Галкин И. С. Топонимика Республики Марий Эл. — Йошкар-Ола, 2003.

http://www.12rus.ru/

Бакутов В. А. Словарь микротопонимов окрестностей села Новые Параты Волжского района 

Науки о Земле: вчера, сегодня, завтра: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 32-38. — URL 

  

ВложениеРазмер
45656454554 (1).jpg718.27 КБ
45656454554 (2).jpg141.9 КБ
45656454554 (3).jpg197.29 КБ
45656454554 (4).jpg164.79 КБ
45656454554 (5).jpg626.97 КБ
45656454554 (6).jpg793.09 КБ

Комментарии

аватар: Кэп

Новые Параты

В Марий Эл жители собирали деньги на колокола

Средства на колокола храма святого великомученика Димитрия Солунского в селе Новые Параты собрали прихожане.

Когда-то, в 1933 году колокола были уничтожены, а затем была закрыта и сама церковь. Вновь действовать церковь начала в 1990 году, поэтому настоятель храма Евгений призвал прихожан собрать средства на приобретение колоколов.

И каждый верующий знал, что помочь церкви в этом – святое дело. Средства собраны, и отец Евгений с прихожанами выражают благодарность жертвователям.

Также они надеются, что благовест новых колоколов «прольется пасхальной радостью на сердца живущих в их поселении людей, прихожан и паломников».

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru