Село Красный Яр

Село Красный Яр

Путешествую по левому берегу Волги, мы заметили одну закономерность: чем ближе к Волге, тем среди марийцев сильнее христианские традиции, и меньше язычества, а чем дальше от Волги – тем язычество сильнее и глубже.
А уже на правом берегу Волги – марийского язычества практически не осталось, разве что в исторических культовых местах. 
Мало того, на левом берегу Волги в стиле одежде, в традициях, в разговоре  - часто проявляются горномарийские и чувашские оттенки, а вот чем дальше от Волги – тем их меньше.

Село Красный Яр

Из этого можно сделать вывод, что история марийского народа на протяжении тысячи (и более) лет – это постоянное продвижение на восток, с берегов Волги на Урал. Это следствие, как расширения Российской империи, так и естественный процесс поиска глухих лесных мест, которые были местом обитания марийских племен. Естественно, что на места ушедших луговых мари приходили марийцы с правого берега Волги, приходили чуваши и русские, а также татары, которые сперва бежали от монголов, а потом от войск Ивана Грозного.

Село Кужмара (история древних трактов)

Многие факты доказывают, что расселение марийцев на основной территории Звениговского района произошло от Волги, и есть архивные факты того, что часть местных мари ушло на восток, например, жители деревни Мушмари (Озерки и Шигаково).
История села Красный Яр как раз подтверждает этот факт, что марийские племена чак-мари, куж-мари, муш-мари и пам-мари произошли от одного рода, а потом расселились по всей территории района. А вот аборигены этого края исчезли, словно древние гиперборейцы неизвестно куда, хотя следы их пребывания в народных преданиях сохранились (читай, например, историю села Кужмара).

 

Село Красный Яр
По одной из легенд, когда-то давным-давно в дубраве на берегу озера Урышъер жил мариец по имени Пашкан. Был он охотником и рыболовом. Подросшие сыновья стали жить своими хозяйствами. 
Одному построили дом неподалеку от отца, и с этого дома началась история деревень Красноярской стороны, объединившихся под общим названием Чакмарий ("ближние марийцы"). 
Другой сын Пашкана, за свой высокий рост получивший имя Кужмарий, осел в 12 км от брата. 
Третий забрался еще дальше, начал сеять коноплю и стал прародителем рода Мушмари. 
Четвертый ушел жить в лес к оврагу, на дне которого бил родник, с тех пор его стали звать Паммарий.

Другая легенда называет относительно конкретный срок, когда на территории Красноярского сельсовета появились первые поселенцы, и не поддерживает предположение о том, что именно отсюда люди расселились по всем окрестностям. Во времена похода Ивана Грозного на Казань, говорится в предании, в дремучих лесах, шумевших на месте нынешних населенных пунктов сельсовета, спрятались 7 российских воинов. 
Сохранились даже их имена: Акошкин, Арзекей, Тайчдан, Сапкын, Тавнек, Салдуган, Тайгечын. Несмотря на нерусские (за исключением первого) имена, эти люди не были марийцами. По-марийски они научились говорить лишь через какое-то время, когда, освоившись на новом месте, женились на памъяльских девушках. Беглые солдаты занимались охотой, рыболовством, растили хлеб. У каждого имелось немало скотины.

Деревня Чуваш-Отары
Самым первым поселением в данной местности предположительно была деревня Олыксола, которая стала улицей Школьной села Красный Яр. По предположению, деревню основал род Соболевых.

Название села Красный Яр объясняется красноватым оттенком почвы в овраге, само слово "яр" тюркского происхождения, имеет несколько значений: открытое, высокое место, уступ дна в реке или озере, водоворот, отвесная крутая гора, крутой берег, овраг, заросший лесом и кустарником, лог.

Село Красный Яр
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Село КРАСНЫЙ ЯР (ЧАКМАРИЙ, ОЛЫКСОЛА, БОЛЬШОЙ ПАМЪЯЛ)
Сельский административный центр Красноярского сельсовета, расположен в 7 км к северо-востоку от центра муниципального образования республики — города Звенигово.

В 1795 году в селении проживали 410 человек, в 1811 году — 260. В списке населенных мест в 1858 году село Красный Яр (Большой Памъял) значилось как село казенное при колодцах, расположенное по правую сторону Заволжского Кокшайского тракта Памъяльской волости Чебоксарского уезда. В Красноярском приходе имелся православный молитвенный дом, по средам бывал базар. В 1868 году на средства прихожан деревень Иркино, Аркамбал, Ошурга, Отары, Большие и Малые Маламасы, Торганово, Арзебеляк была построена церковь во имя святителя Николая Чудотворца. Село находилось в 84 верстах от губернского города Казани и в 54 верстах от уездного города Чебоксары, до почтового и телеграфного отделений было 19 верст, до волостного правления — 11, до квартиры врача — 7, до квартиры ветврача — 54. 17 января 1880 года Казанским губернским правлением по строительному отделу утвержден план селения, в котором отмечено, что кладбище необходимо располагать от селения в 250 саженях, согласно положениям Святого Закона. При распределении дворов по конской переписи в 1882 году выявлено, что с 1 лошадью в селении имеется 9 дворов, с 2 — 7 дворов, с 4 — 4 двора. По сведениям волостного правления, в 1882 году в селе Красный Яр насчитывалось 55 лошадей, 37 голов крупного рогатого скота, 162 головы мелкого скота. Согласно записи в списках селений, в 1897 году в селе Красный Яр проживали русские и черемисы, 185 душ обоего пола. Имелись 1 школа, 1 пожарная машина. На 1 января 1907 года проживали 209 человек. Имелся свой лесопильный завод. Земское училище в селе открыли в 1871 году. В первые годы здесь обучались 38 мальчиков и 7 девочек из окрестных деревень. Из учителей большим уважением пользовались Иван Александрович Никольский, работавший с 1878 по 1883 годы, и Федор Матвеевич Лопатин.

Село Красный Яр

В 1923 году в селе Красный Яр Памъяльской волости Краснококшайского кантона дворов было 75, жителей —390 человек.
В списке кооперативов 1 степени системы Марисоюза на 1 января 1925 года по Звениговскому кантону значится Красноярское общество потребителей (51 человек), район обслуживания — 9 селений, 490 хозяйств.
В 1925 году образован Красноярский сельсовет.
В 1926 году в селе Красный Яр Красноярского района в 85 хозяйствах проживали 359 человек, при сельском клубе, открытом в здании церкви, начала работать изба-читальня, имелась школа I ступени, финансировавшаяся из местного бюджета, в которой 5 учителей учили 186 детей. При избе-читальне работали 1 руководитель кружка, 2 избача и библиотекарь. Библиотека была широкого пользования, фонд — 482 книги, 170 подписчиков. Библиотека обслуживала 12 окрестных деревень, проводили массовые собрания, громкие читки, лекции, беседы, ставили спектакли, выдавали справки.

В 1933 году в селе Красный Яр Звениговского кантона проживали 383 жителя.

В 1935 году в селе Красный Яр образовали колхоз "Чакмари". По Государственному акту на вечное пользование землей от 12 ноября 1936 года ему было передано 272 га земли. К 1940 году в него входило 69 дворов, 268 человек, из них 135 трудоспособных. Обобществлено 46 лошадей, 16 голов крупного рогатого скота, 6 свиней, 5 овец, 24 пчелосемьи. Из сельхозинвентаря в колхозе имелись жатка-самосброска, 31 конный плуг, междурядный культиватор и прочие орудия. Из построек числились картофелехранилище на 24 тонны клубней, крытый ток площадью 90 кв. метров.
В селе в 1939 году проживали 322 жителя, из них старше 18 лет — 192 человека.
В 1940 году в колхозе было 69 дворов, 268 членов, из них трудоспособных с 16 лет — 135. Посадки хмеля занимали 3 га. Имелось крупного рогатого скота — 16 голов, свиней — 6, овец — 5, пчелосемей — 24, лошадей — 46. В колхозе насчитывалось 4 фермы, картофелехранилище на 24 тонны, крытый ток на 90 кв. м, из сельхозинвентаря — конный плуг, междурядный культиватор, жатка. В избе-читальне работа велась на марийском языке, освещение было керосиновое, выписывали 7 газет, фонд составляли 263 книги, имелись также шахматы, шашки, бильярд, домино, репродуктор, гармонь. Обшая площадь избы-читальни — 220 кв. метров — отапливалась 5 печами, зрительный зал был рассчитан на 300 мест.

В 1949 году Красноярский сельский клуб находился в собственном здании. Работа велась на двух языках — русском и марийском. Библиотеки не было, выписывали 5 центральных газет, 3 местные газеты, 5 журналов, за год прочитали 115 лекций и докладов, поставили 14 концертов, 8 концертов провели профессиональные артисты, прошло 11 киносеансов. Работали 1 драматический кружок и 3 агрозоотехнических. Заведовал клубом 1 человек. В 1951 году клуб и изба-читальня сгорели, библиотека начала работать в старом здании сельской администрации.
В 1952 году работали начальная и средняя школы, площадь земельных пришкольных участков насчитывала 0,7 га и 2,0 га соответственно.

Село Красный Яр

В 1952 году колхоз назывался имени Молотова, в него входило 414 дворов, 1539 человек, 770 из них трудоспособных. В колхозе имелось 302 головы крупного рогатого скота, 299 свиней, 483 овцы, 186 лошадей, 1066 птицы, 443 пчелосемьи. Из сельхозорудий колхозники располагали 4 двигателями, 2 грузовыми автомашинами, 155 плугами, 65 боронами, 11 культиваторами, 5 сеялками, 4 сенокосилками, 2 конными граблями, 5 жатками-самосбросками, 3 молотилками, мотоциклом, 4 конными приводами, 6 веялками, 3 триерами и прочим инвентарем. Среди построек имелись ветряная мельница, кирпичный завод, лесопилка, 5 кузниц, шерстобитка, смолокурня, 6 конюшен, 6 коровников, телятник, 2 свинарника, овчарня, 3 птичника, 7 зернохранилищ, 8 картофелехранилищ, 4 сушилки, 3 овина. За колхозом было закреплено 2721,18 га земли, из них пашни — 1214 га, сенокосов — 268 га, пастбищ — 185 га. На трудодень в 1952 году приходилось зерном — 0,95 кг, картофелем — 1,5 кг, медом — 0,03 кг, деньгами — 1 руб.

В августе 1965 года Указом Президиума Верховного Совета МАССР в состав села Красный Яр вошла деревня Аркамбал.
Красноярская территория располагается на Марийской низменности. Это песчаная равнина, переходящая в долину реки Волга. Непоправимый вред местной природе нанесли непродуманные мероприятия по осушению многих близлежащих болот.
В 70-е годы XX века в селе Красный Яр построили центральную усадьбу колхоза имени Мичурина. Здесь появились дом культуры, магазин, столовая, административное здание, 6 благоустроенных жилых домов, врачебная амбулатория, быткомбинат, ПТУ-20, отделение связи.

                                                         здание училища в Красном Яре                Село Красный Яр

В 1973 году библиотеку перевели в новое каменное здание, в котором находился Красноярский дом культуры.
27 апреля 1976 года приказом Марийского Республиканского управления профессионально-технического обучения для подготовки специалистов сельского хозяйства было образовано Красноярское сельское профессионально-техническое училище. Первыми преподавателями были Н.Н. Лекайн, З.Е. Мурашова, В.Я. Галочкин, В.П. Иванов, В.В. Ибулаева, В.И. Ибулаев. Первую машину училище получило весной 1976 года, тракторы и комбайны стали поступать к осени. Первый диплом — это был диплом механизатора в группе учащихся со средним образованием — в 1977 году вручили Е. Изиткину.

В 1985 году в поселке провели водопровод, в 1994 году жители начали пользоваться природным газом.
В 2000 году в селе Красный Яр (без деревни Аркамбал) проживали 1312 человек. Построили седьмой 18-квартирный благоустроенный дом для работников профессионального училища. Открыли ветеринарный участок для обслуживания домашних животных жителей села, 2 бара, 6 частных торговых точек, кондитерский цех по выпуску конфет "Коровка".

Село Красный Яр

Среди самых уважаемых земляков жители села называют заслуженного агронома Республики Марий Эл Н.П. Этиганову, заслуженного работника сельского хозяйства Российской Федерации, бывшего директора совхоза И.Я. Скиданова, тракториста А.Е. Григорьева, заслуженного экономиста Республики Марий Эл А.А. Че-моданову, заслуженного работника сельского хозяйства республики, слесаря по ремонту тракторов Г.И. Морскова.
В 2001 году 134 хозяйства в селе имели коров, 98 — овец, 80 — свиней, 5 — коз, 1 семья держала лошадь. На многих подворьях имелась птица. В 2004 году в 422 хозяйствах проживали 1187 человек, держали 161 корову, 90 овец, 78 свиней.
В селе установлен скульптурный монумент, посвященный памяти погибших сельчан в годы Великой Отечественной войны.

                          Церковь Троицы Живоначальной в Красном Яре                    Село Красный Яр

Синонимы названия    
Церковь Николая Чудотворца в Красном Яре
Обиходные названия    
Никольская церковь; Николаевская церковь; Николы церковь; Николы Угодника церковь; Николая Мирликийского церковь; Свято-Никольская церковь; Святоникольская церковь; Троицкая церковь; Святотроицкая церковь; Свято-Троицкая церковь
Тип постройки    церковь
Дата постройки последнего здания    1868   
Архитектор    нет данных
Историческое исповедание    Православная
Современная принадлежность    РПЦ МП
Статус    действ.
Адрес на 1917 г.    
Казанская губ., Чебоксарский у., с. Красный Яр (с. Большой Памъял)
Современный адрес    
Марий Эл респ., Звениговский р-н, с. Красный Яр
Краткое описание    
Деревянная двухпрестольная церковь простой архитектуры со звонницей над притвором построена на средства прихожан. Престолы: главный (летний) Троицкий и теплый (зимний) Никольский. В 1939 закрыта, в здании располагалось СПТУ. В 1990-х здание вновь передано общине верующих.

Село Красный Яр
____________________________________________________________________________________________________

Источник информации и фото:
Команда Кочующие – поход по Звениговскому району РМЭ!
http://www.12rus.ru/
http://fotki.yandex.ru/
сайт Марийской епархии.

Комментарии

аватар: Кэп

Мичурин-Азмекей

А. Мичурин-Азмекей (Ятманов Александр Степанович) 

Родился в деревне Малые Моламасы (Изи Моламас) Звениговского района Республики Марий Эл в бедной крестьянской семье (1912г.). Учился в Красноярском земском училище, Кокшамарской сельскохозяйственной школе-девятилетке. В 1930 году поступил в Марийский педагогический техникум (Йошкар-Ола).

А.Мичурин-Азмскей был настоящим знатоком и любителем природы. В 1955 году из печати вышел первый сборник так называемых «охотничьих рассказов» «Чодырасе сÿан» («Лесная свадьба»). С тех пор тема родной природы стала главной в творчестве писателя. Сказочной красоте волжских лугов и богатых лесов он посвятил десятки рассказов, изданных впоследствии несколькими книгами на марийском и русском языках. Прозаик остался верен и военно-патриотической теме. В результате многочисленных встреч с ветеранами войны, поездок по местам боевой славы им создана повесть «Россон чодыраште» («В лесах под Россонами»), где рассказывается о партизанской бригаде, действовавшей в годы войны на территории Белоруссии под командованием нашего земляка полковника Р.А.Охотина.
Много сил и времени отдавал А.Мичурин-Азмекей переводческой деятельности. На марийский язык им переведены сказки М.Салтыкова-Щедрина, рассказы А.Куприна, 1-я часть романа М.Бубеннова «Белая береза», «Повесть о сыне» Е.Кошевой, также произведения В.Арсеньева, Г.Николаевой, Я.Гашека и другие. Рассказы самого писателя издавались в переводе на русский, татарский, чувашский, мордовский, коми, эстонский, финский, венгерский языки.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru