Священные места Арбора

Арбор – древняя и интересная земля. В глубокой древности, как выяснили археологи, тут обитали племена пермско-азелинской культуры. Они были дальними предками нынешних финно-угров.

Потом края вдоль Вятки заселили нынешние удмурты, после которых осталось множество топонимов и гидронимов.  

  

ИСТОЧНИКИ СЕЛА АРБОР - ТУТ!

СТАТЬИ ПРО БАЛТАСИНСКИЙ РАЙОН РТ - ТУТ!

СТАТЬИ ПРО СВЯЩЕННЫЕ РОЩИ - ТУТ!​

ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ БАЛТАСИНСКОГО РАЙОНА - ТУТ!

СВЯЩЕННЫЕ УДМУРТСКИЕ МЕСТА БАЛТАСИНСКОГО РАЙОНА - ТУТ!

САМАЯ ВОСТОЧНАЯ ТОЧКА МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

 


Удмурты (одо-мари) и ныне компактно проживают как в Марий Эл (например, в Карлыгане) и  в Татарстане (Ципья). 
Потом с запада в эти края стали приходить марийские племена, которые вытеснили удмуртов за Вятку, про это есть множество легенд и преданий, на эту тему на нашем сайте была статья Марийско-удмуртская междоусобица
После завоевания Казани царем Иваном Грозным, множество татар стало перемещаться на север и восток Волго-Вятского региона, а со стороны северо-запада в вятские края проникали русские переселенцы из Костромского края.
Так и осталось, что эти края стали границами для четырех регионов: Марий Эл, Татарстан, Кировская область и немного подальше – Удмуртия. И живут тут вперемешку русские, марийцы, татары и удмурты. 
Священные рощи на Арборской земле (Арбор вел) появились еще при удмуртах, так как буквально 100-200 лет назад они были язычниками, также язычниками до настоящего времени является и народ мари.

Про удмуртские священные места тут ничего не известно (кроме весьма смутных легенд и преданий), а вот священных марийских мест в окрестностях Арбора около десятка, а в некоторых рощах моления уже возобновлены и проводятся несколько лет.
С 2012 года моления официально стали проводиться в священной роще недалеко от скотоводческого комплекса, примерно между Арбором и Шургунуром (эта роща также известна как главная Арборская священная роща).

 
До революции в Арбор входило около пяти деревень, которые составляли Арборскую волость: это сам Арбор, Шургунур, Лопово, Люсинер, Кукрем, Пабайнур. Тут было несколько общественных, родовых и семейных кюсото, массово проводились религиозные и обрядовые (сезонные) праздники.

Марийцы в этих краях строго держались языческой веры, так как христианство сюда проникло относительно недавно по сравнению с западными и центральными частями Марийского края.


Посещение рощ и мольбищ было связано с некоторыми запретами – о которых было известно тут всем от детей до стариков. Система запретов обозначалась словом: "Ойо:ро" - марийцам с детства напоминали о запретах (табу), связанных с этими священными местами:  там нельзя было мусорить, справлять нужду, нельзя брать деревья на дрова домой, или для изготовления изделий. Но в отличие от других районов - собирать ягоды и грибы там не запрещалось.

Эти наставления сопровождались историями о тех, кто посмел ослушаться древних заповедей, и о том, как их настигало несчастье или беда.

 


Еще одна священная роща под названием Морко кожла (еловая роща, ельник) находилась недалеко от Шургунура у горы Чара курык (в переводе с марийского: гора с голой вершиной).
Также кюсото есть около деревни Пабайнур, первая роща находится рядом с въездом в деревню -  имеет название Керемет курык (гора Керемета). По местным легендам тут в жертву духу Керемета приносили чёрного петуха.

Во многих марийских легендах Керемет олицетворяет злого духа – антипода Кугу Юмо (и является его младшим братом). Однако потом Кереметом могли называть духов низкого ранга, которых также пытались задобрить жертвами, особенно в годы несчастий, войн и голода.

 
По рассказам сторожил, буквально недавно – в советское время, русские колхозники из деревни Вострики спилили в роще Керемета большую сосну для хозяйственных нужд. Местные марийцы пытались их предупредить и остановить, но ничего не получилось. Потом пришел мор на колхозных коров, многие из них погибли.
Также в советское время планировали провести новую дорогу в Пабайнур, эта дорога должна была пройти по кюсото, снова местные мари разъяснили строителям, что это древнее мольбище. На этот раз дорожники послушались местных жителей и изменили план дороги – роща осталась нетронутой.

 


Вторая священная роща у деревни Пабайнур находится на краю оврага около двух деревенских улиц – кюсото называется "Пондашлан пумаш" – в переводе с марийского: "жертвоприношения бороде".  Скорее всего, марийцы представляли великого бога Кугу Юмо с бородой, а может быть, главный карт деревни был с бородой. Тут много вопросов, но никто не может на них ответить.
  
Отдельно следует рассказать про различные версии происхождения названия села Арбор. 
Татары раньше называли это селение – Урбар, что в переводе с татарского, что тут существует вал (вероятно, что было древнее укрепление). Вероятно, что слово ур было взято из марийского – то есть белка, тогда перевод такой, что в этих местах водятся белки.
Но татары самые поздние тут поселенцы, скорее всего Арбор – это от удмуртского. Словом «АР» - назывались у татар удмурты, то есть селение переводится, как место где живут удмурты.
Еще по одной версии – Арбор раньше было Арпор – ар – это удмурты, а пор – марийцы, то есть пограничное место между мари и удмуртами.

                                           татарское моление в Арборе о сниспослании дождя                     


Четвертая версия: ар – с марийского: светлое высшее, например: 
АРКАМБАЛ - холм, возвышенность, нагорье.
АРКАМБАЛСЕ - находящийся на возвышенности.
АРВУЙ - жрец, вожак.
Приведенные выше слова из марийского словаря свидетельствуют, что в марийском языке слова АР нет, но приведенные слова с частицей (слогом) АР подсказывают его значение. Как и в русском АР означает высокий, духовный, светлый, возвышенный. 
Так, например, слово АРВУЙ (жрец, вожак) при соединении частиц АР+ВУЙ будет иметь значение верховный, духовный, светлый (в смысле трезво мыслящий), возвышенный глава, то есть человек мудрый, духовно просветленный.
То есть Арбор – скорее всего, понятие, относящееся к традиционным духовным ценностям марийского народа.
  


Буквально в этом году – 4 ноября 2020 года, на самой восточной точке Марий Эл – в районе села Арбор был установлен памятный камень. На камне написано: «Вий куатна – йӧратыме Арбор кундемлан», что с марийского:  «Наши устремления – любимому Арборскому краю».
Камень был установлен на окраине деревни Лоп (Лопово) рядом с границей Марий Эл и Татарстана, как границы марийского мира.
    

Где находится, как добраться:
 Село Арбор, Балтасинский район, Татарстан.
Село расположено почти на границе с Марий Эл.
До села из Казани можно доехать  через Арск (Сибирский тракт),  потом на Балтаси.
Далее ориентир следует держать на село Ципья, и дальше повернуть в сторону Арбора.
Также до села можно добраться через Йошкар-Олу, от города следует ехать по Уржумскому тракту (Сернурская дорога), от Сернура далее ехать на Мари-Турек, и потом Хлебниково – Большой Карлыган – Арбор.
 


   

 
________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛОВ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Село Арбор Вконтакте.
Татарская энциклопедия. Балтасинский район.
Автор фото: Ильяс Зиганшин, Алия Халиуллина.
Газета «Марийская правда».
«История сел и деревень Республики Марий Эл». Мари-Турекский район. 2006 г.
Сайт организации Марий Ушем.

 

 

ВложениеРазмер
Священные места Арбора155.35 КБ
Священные места Арбора133.22 КБ
Священные места Арбора333.63 КБ
Священные места Арбора194.42 КБ
Священные места Арбора391.21 КБ
Арбор244.98 КБ
arbor_ans (7).jpg209.3 КБ
arbor_ans (8).jpg188.51 КБ

Комментарии

Был в Арборе (не в селе, а

Был в Арборе (не в селе, а местрости) случайно ) В деревня Сардаял проводили необычный фестиваль "Кружок", который посвящался тому, чтобы продвинутая в плане образования столичная молодежь приехала в село и устроила местным ребятам уроки по предметам, по которым на селе трудно (информатика, творчество), а те напротив показали им то, в чем они мастера. И под конец широкую публику позвали на концерт, съехался народ и из Казани и из Чебаксар. До Татарстана там 2 км до ближайшей татарской деревни с марийским названием Пшенгер. И сбылась моя мечта - побывали и прониклись духом настоящей марийской деревни, жили в палатках за околицей, посмотрели жителей, их быт, школу, все очень подробно и вблизи. А то до этого знали только о жизни в рабочих поселках на железной дороге. Была экскурсия на рощу вне моления - считаю, для не принадлежащих марийской религии самый корректный формат посещения. Деревня оставила очень хорошое впечатление, ощущение надежды. Еще немножно этнографии, интересный местный диалект, отличающийся от стандартного марийского. Очень надеюсь, что и мы своим поведением жителей не разочаровали, и им было тоже интересно и приятно с нами пообщаться ) Так что Арбор интересная сторона )))

деревня Сардаял

До этой деревни пока к сожалению не доехали - но это уникальная деревня,

там много интересных объектов, и люди тоже интересные.

Действительно там своеобразный диалект лугово-марийского языка.

Это произошло из-за того что они долго жили сами по себе - почти не общались с миром.

Также там есть родники и памятники природы и священные рощи.

Скоро по этой деревне обязательно сделаем статью и выставим на нашем сайте.

Вам также спасибо за информацию!

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.