Музей Ретротехники, Новый Торъял

20.07.2019г.  по Новому Торъялу (Марий Эл) колонной прошли старинные автомобили, возраст некоторых из них превышает 100 лет. Так начался третий фестиваль ретро-техники «Торъяльский Фордзон». Назван он так в честь трактора, который установлен на постаменте при въезде в районный центр и, по сути, стал его визитной карточкой.
А организатором и отцом-вдохновителем этих смотрин старинной техники является местный предприниматель Андрей Куклин, который собрал прекрасную коллекцию возрастных автомобилей и мотоциклов. Побывав однажды на международной выставке, Андрей Николаевич решил, что подобное шоу нужно организовать и в своем родном поселке. 

 
И вот вчера 20 июля «Фордзон» стартовал уже в третий раз. В Торъял приехали коллекционеры ретро-техники из Татарстана, Чувашии и Кировской области. В общей сложности было представлено порядка 30 единиц четырехколесных дедушек, в том числе и несколько автомобилей самого Куклина, в частности жемчужина его собрания «Форд» выпуска 1914 года в идеальном состоянии. Говорят, коммерческая цена этого аксакала составляет порядка пяти миллионов рублей.
  
Организатор фестиваля Андрей Куклин и его Форд 1914 года.                                                                  
Началось действо с автопарада по улицам поселка, который продемонстрировал, что все «пенсионеры» реально находятся на ходу, а сам фестиваль прошел на центральной площади. Открыл его глава администрации района Василий Блинов, с приветственным словом выступил исполняющий обязанности Первого заместителя Председателя правительства Марий Эл Александр Сальников. Он подчеркнул, что в республике только Новый Торъял располагает музеем автотехники и стал площадкой для проведения поистине уникального фестиваля. А традиции реставрации старинного транспорта в поселке заложены очень давно.
Организатор фестиваля Андрей Куклин пожелал всем собравшимся хорошего настроения и ярких впечатлений. Кстати, погода была отличная, людей собралось много, именно ради солнышка и тепла фестиваль поменял время встречи. Изначально стартовал он в октябре в день водителя, но затем решили перенести праздник на третью субботу июля.

Очень интересные экспонаты представил авторетроклуб из Казани.                                                         
В этот раз в программу фестиваля решено было внести больше игровых элементов, так или иначе связанных с техникой, например, протащить на канате старинную «Волгу». Дистанция 15 метров, добровольцы нашлись, как говорится, не оскудела богатырями торъяльская земля, причем с мужчинами померялась силами и женщина – водитель такси Лидия Полянина.
Ну а праздник шел своим чередом, в этот день жителей района и его гостей ждала обширная программа: спортивные соревнования, фестивали красок и короткометражных фильмов, выступление ансамбля «Эхо», конкурс рисунков на асфальте, а завершилось все салютом.
Мне довелось переговорить с одним из участников и спонсором этого фестиваля, руководителем Новоторъяльского хлебокомбината Виталием Пуртовым.
 
Виталий Пуртов - На такой праздник и денег не жалко, - отметил Виталий Дмитриевич, - во-первых, ретро-техника это наша история, которой нужно дорожить и всячески пропагандировать, во-вторых, он дает людям мощный заряд бодрости и позитива.
С ним согласен и еще один мой собеседник, директор управляющей компании поселка Новый Торъял Александр Воронцов.
- Мы гордимся, что этот фестиваль проводится именно в нашем поселке, что только у нас есть музей ретро-техники. Ну а праздник вызывает чувство гордости за свою малую родину, - отметил он.
Партнером любимого у земляков фестиваля выступает и Аркадий Новиков - председатель одного из передовых сельхозпредприятий района и республики. Колхоз «Первое мая» обеспечивает селян работой и достойной зарплатой, а бюджет района — весомыми налоговыми поступлениями. Старается Аркадий Новиков поддерживать и важные для сельчан мероприятия.
    
 
Глава Марий Эл принял участие в праздничных мероприятиях, посвященных 203-й годовщине со дня образования Новоторъяльского районного центра.
Александр Евстифеев поздравил жителей и ветеранов поселка, отметив, что прожитые годы были периодом становления и укрепления экономики населенного пункта, развития социальной сферы, культуры, образования и здравоохранения. Александр Евстифеев акцентировал, что в Новом Торъяле проживают инициативные, трудолюбивые и творческие люди, которые своим трудом вносят вклад в развитие всей республики.
«Несмотря на то, что в самом названии поселка присутствует слово «новый» жители убедительно показывают, как они обращаются со стариной.

Мало где в Российской Федерации мы найдем один из первых тракторов Советского Союза – это тот экземпляр сельскохозяйственной техники, которые делали сельское хозяйство тех лет результативным. И то, что новоторъяльцам удалось такой экземпляр не просто отыскать, а привести его в достойное внешнее и практически исправное техническое состояние – это как раз говорит о том, что среди новоторъяльцев много специалистов, которые достойно обращаются со старинной техникой и создают новую», - заметил Александр Евстифеев.

                                                              коллекционер Куклин и глава Марий Эл в музее 
Со словами поздравлений выступил глава администрации Новоторъяльского района Василий Блинов. В своем выступлении он отметил, что праздник поселка объединяет людей разных поколений, для которых районный центр является единственным и неповторимым.
«Нам есть, кем гордиться: славной историей, известными личностями, современными достижениями, а главное – людьми. Все, чем знаменит Новый Торъял – заслуга его жителей. Здесь живут трудолюбивые, хорошие люди, и я уверен, что у нашего поселка есть все предпосылки для развития», - подчеркнул Василий Блинов.
Жителей Нового Торъяла также поздравили глава администрации поселка Алексей Егошин и настоятель храма «Вознесения Господня» отец Вячеслав. Протоиерей назвал символичным, что в этот день православные отмечают День Казанской иконы Божией Матери.

В рамках празднования дня поселка в Новом Торъяле прошел фестиваль ретро-автомобилей. Почетные гости осмотрели экспозицию старинных машин. «Форд», «Чайка», «Победа», «Москвич», «Кадиллак», «БМВ», «Мерседес», американский «Виллис» - более 40 машин и мотоциклов различных марок были представлены коллекционерами из Чувашии, Кирова, Татарстана и Екатеринбурга. Вся автотехника, несмотря на год выпуска, находятся в отличном состоянии и «на ходу». Среди эксклюзивных автомобилей – «Чайка» Раисы Максимовны Горбачевой и лимузин группы «Ласковый Май».
Жители, пришедшие посмотреть на необычные автомобили прошедших эпох, ни на минуту не расставались со своими фотоаппаратами, чтобы сделать эффектные снимки возле автолегенд.
  


 
КОЛЛЕКЦИЯ РЕТРОТЕХНИКИ АНДРЕЯ КУКЛИНА
Второй такой коллекции ретротехники нет во всем Приволжском федеральном округе.
Пришел, увидел, победил – это, пожалуй, как раз про новоторъяльского предпринимателя Андрея Куклина, который со своими «игрушками» два последних года становится звездой Казанского международного фестиваля исторической техники.
У Андрея Николаевича уникальное для нашей республики хобби – он коллекционирует старинные транспортные средства. Заболел этим делом всего четыре года назад и за этот короткий срок успел собрать шикарную коллекцию, равной которой нет, не только в Марий Эл, но, говорят, и во всем Приволжском федеральном округе.
 
Лиха беда начало
А начинал он со старенькой «Волги- 21» – купил по случаю развалюшку, поставил ее «на ноги» и… влюбился в это дело. За одним «дедушкой» последовал второй, потом третий и пошло-поехало. Сегодня в его собрании более 60 единиц ретро-техники: автомобили, трактора, мотоциклы и это только те, что на ходу, отреставрированы - выглядят как в годы своей молодости.
- В нашей республике сложно найти настоящую редкость,- рассказывает Андрей Николаевич, - но кое-что попадается. Вот узнал он, что в гараже в параньгинской деревне Олоры стоит старенький «Виллис», целый год с хозяином торговался, но все - таки купил его и восстановил. Часто люди удивляются – говорят, ты что ненормальный - за металлолом платишь 250 тысяч рублей? Они не знают, что потом в этот исторический «утиль», чтобы довести его до ума, бывает, нужно еще миллион вложить. Реставрация авто удовольствие дорогое, тем более что коллекционер пытается найти оригинальные запчасти, если ситуация тупиковая, приходится использовать новоделы. Дорого все, например, детали для хромирования вынуждены отправлять в Волгоград.
Только этим и живешь
Когда в руки попадает что-то интересное, признается коллекционер, то какое-то время ты только этим и живешь: лазишь в интернете, изучаешь историю, ищешь запчасти, разбираешь-собираешь. Я сам очень люблю копаться в технике, это у меня с детства - все десять школьных лет, начиная с первого класса, занимался на станции юных техников. Страсть к железу осталась, но времени не хватает, поэтому для реставрации у предпринимателя (Андрей занимается транспортными услугами) есть хороший специалист Олег Бахтин, который возвращает к жизни железных аксакалов.
 
90-летний «Виллис»

Всего за четыре года Куклин собрал уникальную коллекцию, которая сейчас находится в огромном ангаре на территории его базы, и она все пополняется. Зона поиска раритетов давно уже вышла за пределы республики.
Один из самых ценных и редких экспонатов коллекции - «Виллис-Оверлайн» 1927 года выпуска с деревянными спицами на колесах он нашел в пензенской деревушке в убитом состоянии. Сегодня этот шикарный, сверкающий краской и хромом автомобиль является одной из жемчужин его собрания. На нем Андрей Николаевич как один из победителей совершал круг почета на нынешнем Казанском международном фестивале исторической техники.
В Казани есть мощный клуб любителей автостарины, уже больше десятка лет проводятся международные смотрины артефактов на колесах. Когда местные ребята узнали, что в Марий Эл есть такой коллекционер, то сразу пригласили Куклина на фестиваль. В первый раз славный град Казань Андрей брал в 2016 году на броневике и с трактором ДТ-14. Это действительно очень редкий экземпляр - в 1956-1957 годах трактор выпустили тиражом всего 400 экземпляров. Железный конь в деле себя, похоже, не показал, и его быстро сняли с производства.
 
Как броневик Казань покорил
Броневик это отдельная история - новодел, точная копия того самого броневика, с которого в 1917 году выступал Владимир Ленин. Его торъяльцы сконструировали по чертежам.
- Я покопался в истории, - рассказывает Куклин, - и выяснил, что таких броневичков в Россию поступило всего 200 экземпляров, 199 отправили на фронт, где их быстро расколотили, а один оказался дефектным. Стоял он на заводе в Питере и именно с него Владимир Ильич выступал перед рабочими. Кстати, современники называли их «гробами на колесах» - броня была настолько тонкой, что ее пробивала даже пуля из трехлинейки.
Уникальный трактор и броневик стали звездами фестиваля. Когда сюда приехал Президент Татарстана Рустам Минниханов он, осмотревшись, прямым ходом направился к трактору, долго разговаривал с Куклиным, расспрашивал, жал ему руку. Республиканское ТВ потом две недели крутило этот сюжет, знакомые звонили - ну ты, брат, зазвездился. А броневик вообще стал хитом фестиваля: нескончаемые фотосессии, организаторы подсуетились и организовали выступление «Ленина», роль которого исполнял артист местного театра.
После такого бенефиса, заинтригованные казанцы в количестве почти трех десятков человек приехали к Куклину в гости. Кстати, по дороге чуть не заблудились - говорят, ни один навигатор не смог найти Новый Торъял.
 

Пять «лимонов» за дедушку
В этом году Андрей возил на фестиваль «Виллис-Оверлайн» 1927 года. Машина редчайшая, известно, что в Россию их попало всего три штуки. «Виллис» вошел в десятку лучших, Куклину за него с ходу предложили пять миллионов рублей. Он отказался, и вообще не продал ни одного авто из своей коллекции, хотя в стране сложился рынок ретро-техники, все реально конвертируется в деньги. Скажем, «Газ-21» стоит примерно миллион рублей, за «Победу» просят 3-5 «лимонов», а вот «ЗИС» недавно ушел за 75 миллионов рубликов.
 
Ретро-парады от Куклина
Мне такие «ЗИСовские» суммы не по карману, говорит Андрей Николаевич, поэтому я работаю в более дешевом сегменте. Но, так или иначе, новоторъялец собрал уникальную для нашей республики коллекцию – таких нет даже в крупных городах и все, кому удалось заглянуть в музей Куклина, поражаются этому богатству.
Нельзя сказать, что все это совсем лежит под спудом – каждый год в день Победы Андрей Николаевич организуют в родном поселке парады ретро-техники, выставляет 20-30 единиц, сам садится за руль, нанимает водителей. Но в масштабах республики это уникальное собрание пока остается невостребованным. А жаль.
  
 

___________________________________________________________________________________________________________
 
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
«Марийская правда» статья Дмитрия Шахтарина.
Музеи Марий Эл.
https://www.marpravda.ru/news/yvlechenija/v-mariy-el-proshel-unikalnyy-festival-retro-tekhniki/

 
 

ВложениеРазмер
2566256577 (1).jpg143.25 КБ
2566256577 (2).jpg247.72 КБ
2566256577 (3).jpg254.43 КБ
2566256577 (4).jpg285.23 КБ
2566256577 (5).jpg336.06 КБ
2566256577 (6).jpg277.54 КБ
2566256577 (7).jpg317.38 КБ

Комментарии

аватар: Кэп

Ретро трактор

Трактор «Универсал»
пгт.Новый Торъял (при въезде в Новый Торъял)
Только в Новом Торъяле удостоился такой чести стоять на пьедестале один из первых отечественных тракторов, в далекие тридцатые годы появившийся в марийской автономии.

Он символизирует эпоху, начало технического прогресса. Трактор привезли из Цибикнура Медведевского района. Поставили на площадку в начале 80-х годов. Инициатором был мастер производственного обучения С.Д.Михеев – страстный собиратель старой техники.
Трактор «Универсал» - колеса с шипами, руль тяги, даже сиденье в дырочках – все из стали, чугуна, железа. Это настоящий «стальной конь».
Габариты трактора: 1,7 м ширина, 3,0 м длина. Задние колеса у трактора с двойными шипами, передние – без шипов, рукоятка завода впереди, воздухоочиститель расположен над левым передним колесом, выхлопная труба расположена над двигателем. Руль управления прямой. Задний привод.
Трактор «Универсал» был собран на Владимирском тракторном заводе им. А.А.Жданова.

Трактор мощностью 22 л.с. собирался в 4-х модификациях (У-1, У-2, У-3, У-4) выпускались с 1945 по 1955 годы. Они предназначались для всех видов сельскохозяйственных работ.
Вот такая техника той далекой поры, увидеть которую теперь практически невозможно. Ведь на пустом месте ничего не рождается: не было бы этого «Универсала», не было бы и трактора К-700.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru