Марийский герой и целитель Акпатыр

Команда Кочующие - Марийский герой и целитель Акпатыр

 

По народным преданиям, он организовал первую марийскую деревню, затем стал вожаком, «держателем» марийской веры.

Акпатыр обладал недюжинной силой. Источником силы была золотая утка, которая плавала в кадке с медом под полом его дома. Жена открыла секрет и сила Акпатыра пропала, а сам он вскоре умер.

Предание говорит, что перед смертью Акпатыр сказал: «Если умру, пусть из моих глаз забьет родник. Кто будет болен - омыв себя этой водой, исцелится».

Имя Акпатыр произошло от татарского: ак – белый, патыр – богатырь, герой, то есть Белый богатырь!

 

                                                            Марийский герой и целитель Акпатыр

 

                                                              марийский народ                                                            

 

В Кировской области, недалеко от города Малмыжа, у деревни Большой Китяк находится могила Акпатыра. Его похоронили в поле у деревни Китяк и посадили на могиле березу.

После смерти легендарного героя малмыжские марийцы приходили на могилу, просили помощь и получали её.

Со временем могила Акпатыра приобрела широкую известность и среди русских, и среди татар.

В 1998 году, установили памятник марийскому святому и целителю Акпатыру.

С тех пор ежегодно в августе проводится праздник почитания святого Акпатыра, сопровождаемый древнемарийскими моленьями.                                                                                           

                                                Марийский герой и целитель Акпатыр

 

Легенды и исторические факты про Акпатыра

Легендарный вождь китякских марийцев, просветитель, целитель (юзо), музыкант.

По преданиям, он организовал первую марийскую деревню, затем стал вожаком, «держателем» марийской веры.

Рано оставшись сиротой, был усыновлен богатым татарином, у которого было два сына. Были они темноволосые, черноглазые, а приемный сын – светловолосый, голубоглазый и с детства отличался большой силой. Он был ловким и смелым и часто приходил на помощь татарам в непредвиденных ситуациях. Татары называли его Акбатыр («белый богатырь»).

 

Вначале служил возничим и телохранителем у татарских мурз Шихбабая и Казаклара (по другой версии – Нурзы). Владел русским и татарским языками, умел улаживать конфликты и старался жить в мире и дружбе с соседями. Впоследствии принял православную веру и служил русскому царю.                                          

 

По легенде, источником силы АКПАТЫРА была золотая утка, которая плавала в кадке с медом под полом его дома. Жена открыла секрет и сила АКПАТЫРА пропала, а сам он вскоре умер. Предание говорит, что перед смертью АКПАТЫР сказал: «Если умру, пусть из моих глаз забьет родник. Кто будет болен - омыв себя этой водой, исцелится».

Похоронили АКПАТЫРА по его завещанию в поле у деревни Кетек-Мучаш (Большой Китяк) Малмыжского района Кировской области, в том месте, куда упала специально пущенная им стрела. На могиле посадили березу, которая считается священной. После смерти легендарного героя малмыжские марийцы приходили на могилу, просили помощь и получали её. Со временем могила Акпатыра приобрела широкую известность и среди русских, и среди татар.

Здесь под священным деревом поколется прах сын последнего марийского предводителя (pealik) Акпатыр. Считается, что хотя бы один раз в жизни мариец должен прийти к священному дереву и принести в качестве жертвоприношения платок или полотенце.                                                                       

 

СТАТЬЯ ИЗ КИРОВСКОЙ ПРАВДЫ  (С. Власов)

В двенадцатый раз во вторую субботу августа в с. Большой Китяк Малмыжского района прошел праздник Акпатыра. Что удивительно, стоило поклониться легендарному Акпатыру, совершить молебен, как пасмурная хмарь, до того стоявшая неделю и остановившая жатву, рассеялась, вышло и заулыбалось солнце, вернулась летняя благодать. Очевидцы утверждают, что Акпатыр всегда радует людей в этот день. На его могиле неспроста выбита надпись «Одари марийцев силой».

Я поинтересовался у верховного карта Марий Эл, главы центра марийской традиционной религии А.И. Таныгина, может ли он определить погоду на следующий день или «заговорить» её. Александр Иванович, мудрый, ироничный и жизнерадостный человек, мог бы пошутить и сослаться на прогноз ТВ или Интернета, но он откровенно и просто заметил, что в его силах только попросить богов и духов природы или в данном случае Акпатыра о хорошей погоде, мире, удаче, счастье. Впрочем, это может сделать любой человек с чистыми помыслами. 

 

До того как священнослужители совершили молебен, освятили пищу и трижды обошли вокруг могилы Акпатыра, Белого Богатыря, состоялось официальное открытие праздника.                                                       

 

 

 

Почтить память легендарного героя стекается масса людей. При всём самобытном характере день памяти Акпатыра перешагнул местные границы и стал межрегиональным событием, фестивалем дружбы, объединяющим людей разных национальностей, проживающих в нашей области и соседних республиках. На десятилетних торжествах, например, почётными гостями были губернатор Н.И. Шаклеин, депутат Государственной Думы А.М. Розуван. На этот раз прибыла представительная делегация из Марий Эл, гости из Набережных Челнов, Челябинска, Вятских Полян, от вятской диаспоры марийцев из разных районов области. Примечательно, что среди гостей немало было творческой интеллигенции из Йошкар-Олы - шеф-редактор «Марий Эл радио», заместитель председателя Всемарийского Совета В.А. Мочаев, редактор молодёжной республиканской газеты «Кугарня» А.А. Попов, заслуженный художник России И.М. Ямбердов с дочерью-скрипачкой Татьяной.

Департаменты культуры Марий Эл и нашей области представляли Р.А. Юрьева и Л.А. Манылова. 

Глава Малмыжского района С.Г. Ежов отметил, что у малмыжан есть немало самобытных праздников: сабантуй – у татар, Казанская ярмарка – у русских, Акпатыр – у марийцев. В районе проживает примерно половина русских, треть татар, 16 процентов населения – марийцы и четыре – удмурты. Он находится на стыке трёх республик, граничит с Татарстаном, Марий Эл, Удмуртией. Но каждый праздник малмыжане отмечают вместе, по праву считая их своими. Они как нельзя лучше отражают всю многоликость и национальный колорит Малмыжа. 

 

Так получилось, что нынешний праздник совпал с началом грузинской агрессии против Южной Осетии, и на этом фоне стала ещё очевидней его значимость и актуальность.
Марийский народ, пожалуй, один из самых самобытных в Поволжье, на редкость отзывчив на дружбу, толерантен, как принято сейчас говорить. Время, кажется, остановилось в марийских селах. Здесь по-прежнему, как встарь, бабушки щеголяют в вышитых национальных костюмах, меж земляками принято изъясняться большей частью по-марийски, но часто родная речь перемежается с русской. Веками нравы и обычаи одного народа врастали в жизнь другого. Марийцам чужды какая-либо национальная узость и закрытость от других, им присуща редкая терпимость к иному мнению, образу жизни, вероисповеданию.
Инициатором праздника Акпатыра является предприниматель, депутат Малмыжской районной Думы В.А. Соловьев. В его жизни был сложный, можно сказать, драматический период, когда, казалось бы, тщетно было сопротивляться превратностям судьбы. Именно тогда в отчаянии он пришёл по подсказке стариков на могилу легендарного Акпатыра, национального героя, боровшегося за свободу народа, собраться с мыслями, заглянуть в свою душу, испросить совета. Там Валерий Соловьев окончательно решил для себя, что будет кормить людей, а не спаи-вать пивом и водкой, хотя предложений для подобного, более доходного бизнеса было с избытком. Уже крепко держа удачу в руках, Валерий Аркадьевич в знак благодарности поставил памятник национальному марийскому герою, предначертавшему ему верный путь, а потом решился своему предприятию дать ко многому обязывающее имя. 

Сейчас жизнь в Большом Китяке и окрестных деревнях держится на агрофирме «Ак Батыр». Нынче сюда благодаря настойчивости В.А. Соловьева придёт природный газ.
Валерий Аркадьевич, как бы ни было это сложно, вот уже 12 лет организует на прекрасном уровне межрегиональный фестиваль дружбы. Впервые на нём присутствовала заместитель директора республиканского центра культуры Марий Эл Р.А. Юрьева.

 

 

Римма Алексеевна предложила включить праздник Акпатыр в межнациональную республиканскую культурную программу и частично его финансировать. Почему бы в самом деле не сделать театрализованное представление о подвигах Акпатыра, как она предлагает, тем более что поэт, его земляк Н.И. Тишин, посвящал ему рассказы и стихи?! Похоже, что праздник уже в скором будущем обретет второе дыхание и станет еще более красочным. 

 

Непременной его частью являются выступления фольклорных ансамблей и лучших артистов из Марий Эл, народные гулянья. Нынешний концерт, собравший вместе известнейших звёзд во главе с народным артистом Марий Эл Станиславом Шакировым и Государственным ансамблем песни и пляски «Марий Эл», длился без малого семь часов и увенчался грандиозным ночным фейерверком. 

 

_____________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

Фото Николая Иванова – Акпатыр – 2012г.

http://aboutmari.com/

http://marihistory.ru/

http://malmyj.ru/blogs/mari-malmyzh/

http://www.kirpravda.ru/

 _

 

Комментарии

аватар: Кэп

контрольная точка...

на это место можно заехать в майском походе на Немду,
рядом красивые места!
а также на БОлтушину гору в Малмыже!

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru