Старое Суркино, священное место Учук
Село Старое Суркино находится среди живописных холмов Бугульминско-Белебеевской возвышенности, на территории Альметьевского района Татарстана. Селение примечательно тем, что тут до сих пор живут чуваши-язычники, около села есть священное чувашское место Учук, где проводят языческие моления и жертвоприношения.
СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО АЛЬМЕТЬЕВСКИЙ РАЙОН - ТУТ!
ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ АЛЬМЕТЬЕВСКОГО РАЙОНА - ТУТ!
БУГУЛЬМИНСКО-БЕЛЕБЕЕВСКАЯ ВОЗВЫШЕННОСТЬ - ТУТ!
СТАТЬЯ ПРО СЕЛО ВЕРХНИЙ АКТАШ - ТУТ!
ИСТОРИЯ И ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ АЛЬМЕТЬЕВСКОГО РАЙОНА - ТУТ!
СТАТЬИ ПРО ЧУВАШСКИЙ НАРОД - ТУТ!
В древности эти чуваши жили на левом берегу Волги недалеко от Казани. В середине 17-го века Русское государство усилило процесс христианизации народов Поволжья. Тем, кто добровольно крестился, предоставляли льготы, разрешали селиться в более лучших местах, около больших рек и торговых трактов, давали меньше повинностей (например, рекрутские наборы).
Часть чувашей-язычников, не желая принимать православие, ушло с насиженных мест на восток – в глухой уголок Закамья. Чувашские поселенцы остановились среди лесных холмов, у места, где протекала речушка и било множество родников. Основание деревни приходится на 1670-1675 годы, про селение сперва никто в округе не знал.
По местным преданиям первым поселенцем был чувашин Сурка (по-чувашски: Сẽрке), с ним была большая семья: жена девять сыновей и одна дочь. Они расчистили среди леса большую поляну, срубили несколько изб, и стали тут жить, молясь и поклоняясь своим богам, как делали их предки много веков назад. По имени главы семейства – селение было названо Суркино, в старину чуваши также называли деревню – Патраклы, или от чувашского слова – «крепкий», или от названия дерева. В окрестностях селения под большим холмом стоял могучий многовековой дуб – его чуваши выбрали как священное дерево и как языческий алтарь для поклонения силам матери-Природы. Тут они проводили свои языческие моления, приносили жертвы, просили для себя хорошего урожая и здоровья.
В честь главного моления – место было названо Учук, краеведы считают что «Учук» произошло от чувашских слов: «уй» - степь и «чук» - принесение жертвы. Якобы этот праздник сохранился до сих пор у низовых чувашей еще со времен, когда их предки сувары и булгары кочевали по бескрайним степям вблизи Азовского и Черного морей. Считается, что чувашская родовая религия корнями уходит к общетюркским верованиям – Тенгрианство, то есть поклонение богу Тенгре. При этом имя божества у чувашей видоизменилось в Тура. По другой версии корни чувашского язычества уходят к зороастризму.
Интересно, что у сувар, которые много веков прожили в степях, не было культа поклонения деревьям и священным рощам, так как в степных просторах сложно найти соответствующее дерево и, тем более, лес.
По мнению этнографов: культ поклонения деревьям сувары (а потом чуваши) переняли у местных народов Поволжья: у эрзи, мокшан, марийцев и удмуртов. На стыке степи и леса, и при формировании Булгарского государства, сувары не раз входили в контакт с местными финно-угорскими племенами, и, конечно, были знакомы с их молениями в священных рощах – кереметях. Именно у мордвы и мари – дуб всегда был священным деревом – онапу – через которое земной мир соединялся с миром небесным.
Сам праздник Учук обычно проводился в начале лета (после весенних пахотных и посевных работ). У деревни есть одноименный священный источник, который называется Учук (с чувашского: çāл куçē), а само место называют: «Кēл васанē» - от чувашского: «Кēл» - «Заговаривать, Молиться, священнодействовать» и «Васан» - «ручеек, родник» (то есть это Священный или Молебный ручей, родник). Это, кстати, тоже могло быть заимствовано у марийцев, так как их священные рощи располагаются около родников, так как именно свежая ключевая вода используется при молениях и жертвоприношениях.
Сакральное место, как было выбрано много веков назад предками, уже потом не меняется, и является неприкосновенным. Подготовка праздника «Учук» начинается с совещания старожилов села, которые намечают период его проведения. Также старейшины селения решают: как и сколько нужно собрать денег на жертвенного бычка (или барашка), какой инвентарь нужен для совершения моления, какие продукты нужно собрать на селе.
Интересен и тот факт, что моление «Учук» проводят самые уважаемые женщины-молельщицы, для моления они используют только ключевую воду. Во время совершения обряда хранится торжественное молчание, не допускается употребление алкогольных напитков, нет праздных разговоров и пустой суеты. Обязательно у молельного места должны расти дуб или береза – так боги лучше принимают человеческие дары и молитвы. Перед тем, как принести бычка или барашка в жертву, его обрызгивают водой из родника – если животное отряхивается – такая жертва угодна богам (тут очень точная аналогия с марийскими или удмуртскими языческими традициями). Бывают случаи, когда жертва богами не принимается, поэтому к обрядам принято готовить несколько животных.
Во время молений готовится специальная обрядовая каша, она варится на бульоне из-под мяса жертвенных животных. Поскольку моление «соборное», то все жители села приносят на священное место свои тарелки и ложки – после моления все селяне как бы приобщаются общей трапезой и просят божество Тура о достатке, здоровье, хорошем урожае и помощи в земных делах (доброму богу Туре противостоит злой Шуйттан - дьявол).
Кроме обрядовой каши для праздника готовят специальный обрядовый свекольный квас, дома выпекают жертвенные лепешки (по-чувашски: юсман). Эти и прочие продукты используются в общей трапезе на празднике Учук.
Около села расположены три кладбища: для некрещенных чувашей-язычников, для православных и для мусульман. У язычников на могилах вместо надгробий и крестов стоят специальные столбы – «юпы»: мужчинам их делают из дуба, а женщинам из липы.
«Мы молимся там, где стоим», – рассказывает Галина Тимербаевна Бикбова, одна из старейшин деревни. Она раздает свекольный квас и юсман (лепешки), «чтобы бог принял жертву». «Наш бог – это дохристианский и домусульманский бог Тура».
Закалывают и разделывают жертвенное животное всегда мужчины, а вот готовят жертвенную кашу «учук пата» только женщины-старейшины. Это свойственно только чувашам, тут заметны черты древнего матриархата, уходящего в глубины истории суварского племени. Обычно «учук пата» готовится из трех круп (пшена, риса и гречихи), в эту кашу добавляют мясо жертвенного животного. Голову и копыта от него вешают на сучках священного дуба – это символизирует жертву богам. Прошлогоднюю «жертву» с дуба снимают и закапывают в землю вместе со шкурой и хвостом – это как бы дар подземному миру усопших предков.
В советское время были запреты на такие моления, даже районное начальство давало выговоры председателю и другим руководителям за то, что они не препятствуют проведению языческих праздников. Но до прямых репрессий не доходило, а все жители села так или иначе принимали участие в обрядах.
Уже во времена новой России - Учук снова стал активно праздноваться жителями Суркино, при этом данные обряды стали частью чувашского народного фестиваля, официально проводимого в Закамье (фестиваль «Учук» учрежден в 2007 году). Вместе с молением тут выступают фольклорные коллективы из соседних районов, проводятся игры и соревнования, поются старинные песни, разворачиваются палатки с сувенирами и изделиями народных промыслов.
В настоящее время в селе проживает почти тысяча человек, кроме чувашей тут живут русские, татары, мордва. Построена средняя школа, есть свой дом культуры, фельдшерский пункт, своя сельская библиотека, детский сад, несколько магазинов. На территории населенного пункта имеется парк Победы и мемориал погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945г.г.
Где находится, как добраться:
Регион Закамье, село Старое Суркино,
Старосуркинское сельское поселение, Альметьевский район,
Республика Татарстан, Россия
Координаты села:
54.744180, 52.207910
_______________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Егоров Н. И. Праздники и календарные обряды // Скворцов М. И. Культура чувашского края. — Чебоксары: ЧКИ, 1994,
Село Старое Суркино – Вконтакте.
Автор материала: Галина Тимербаевна, Юлия Калинина.
Сергей Потеряев, Николая Груничев – авторы фото.
Вложение | Размер |
---|---|
Старое Суркино, священное место Учук | 115.64 КБ |
Старое Суркино, священное место Учук | 172.64 КБ |
Старое Суркино, священное место Учук | 669.18 КБ |
Старое Суркино, священное место Учук | 555.79 КБ |
Старое Суркино, священное место Учук | 570.95 КБ |
Старое Суркино, священное место Учук | 152.73 КБ |
Старое Суркино, священное место Учук | 126.23 КБ |
Старое Суркино, священное место Учук | 549.25 КБ |
Старое Суркино, священное место Учук | 114.62 КБ |
Старое Суркино, священное место Учук | 400.28 КБ |
Старое Суркино, священное место Учук | 435.48 КБ |
- Татарстан:
- Тэги:
- 1820 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий