Легенды горы Кыз-тау

 В Татарстане (как во многих регионах Поволжья) есть равнинное левобережье и горная сторона на правом берегу Волги. Многие горы в западных районах РТ имеют свои предания и легенды, на некоторых горах организованны памятники природы.
В Апастовском районе находятся горы, имеющие статус памятников природы. Это гора «Караульная», «Девичья гора», «Гран-гора», «Ислам-гора».   

  

ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ АПАСТОВСКОГО РАЙОНА - ТУТ!

ГОРЫ И ЛЕСА АПАСТОВСКОГО РАЙОНА - ТУТ!

СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО АПАСТОВСКИЙ РАЙОН РТ - ТУТ!

САМЫЕ КРАСИВЫЕ МЕСТА ТАТАРСТАНА - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО РЕКУ СВИЯГА - ТУТ!

    

Археологические исследования

С 30 июня Золотоордынская комплексная историко-археологическая экспедиция Института истории им.Ш.Марджани АН Татарстана и Татарского государственного гуманитарного института под руководством проректора этого института Альберта Бурханова начала широкомасштабные археологические исследования в районах Горной стороны (Жэбелестан) в западной части Татарстана (Предволжье). Эти исследования пройдут в июле-августе в Апастовском районе. В составе экспедиции работают ученые и аспиранты Института истории АНТ, студенты-историки гуманитарного института и Казанского университета, учителя и учащиеся Апастовской средней школы. 

И еще студенты Таврического национального университета, прибывшие из Симферополя (Крым). Большую помощь оказывают историкам местные жители и глава администрации Апастовского района А.С.Ханифатуллин. Вот что рассказал нам Альберт Ахметжанович Бурханов. — Ранее мы проводили крупномасштабные раскопки и разведки в районах Заказанья и восточного Татарстана. 

И вот пришла очередь Горной стороны. О необходимости проведения широкомасштабных археологических, этнографических, историко-культурологических исследований говорили ученые Института истории АНТ, Казанского университета, а также краеведы на региональной научно-практической конференции, посвященной историко-культурному наследию Апастовского района и Горной стороны, организованной Министерством образования РТ.

Природные условия и богатые ресурсы, удобное географическое расположение в лесостепной зоне, реки Волга и Свияга притягивали сюда людей еще с эпохи камня и бронзы. Это одна из ранних территорий Волжской Болгарии, важнейший регион Улуса Джучи (Золотой Орды), территория ханского домена (личной и семейной земли) казанских ханов. 

Сюда тянулись скотоводы и охотники, землевладельцы и ремесленники, купцы, здесь проходили войска завоевателей — шли войны между булгарами и владимиро-суздальскими князьями, между золотоордынскими беками, казанскими ханами и московскими правителями. От этих войн жестоко страдало местное население — татары, чуваши, мордва и марийцы. Этот регион — один из важнейших оплотов борьбы за независимость Казанского ханства в XVI веке, дальнейшей борьбы народов Поволжья против российского царизма. 

Здесь располагаются остатки около 800 разновременных памятников археологии. Среди них древнейшая стоянка в Татарстане «Красная глинка», всемирно известная Кабы-Копринская стоянка эпохи камня и бронзы, следы и остатки средневековых городов и поселений (Тэтеш, легендарный «тысячедомный» Шунгут, Ошель-Ашлы), Большеатряськое кладбище с уникальными надгробными плитами. Археологическая исследованность региона носит лишь разведочный характер, хотя его посещали специалисты еще в XVIII-XIX вв. Интересные сообщения о местных памятниках имеются в работах С.Шпилевского, М.Худякова, Н.Калинина, А.Халикова, Р.Фахрутдинова, Р.Габяшева, М.Галимовой и других. 

К сожалению, многие памятники уничтожены в ходе земляных и сельскохозяйственных работ. Мы на днях провели археологические разведочные работы и решили провести исследования на остатках Шонгутского, Чуру-Барашевского, Танай-Тураевского, Сатламышского и Деушевского городищ. В частности, в Шонгутском поселении (на берегу реки Улема) собраны находки XIII-XVIII вв. Находки, выявленные местными жителями в Деушевском валу и городище, находятся в местном школьном музее. Они говорят об уникальности этого памятника. Легенды рассказывают о проходивших здесь ожесточенных сражениях, о чем свидетельствуют найденные человеческие останки, остатки жилищ, оружие. 

Обнаружены здесь также изделия из камня, железа, меди, монеты, разнообразные керамические сосуды. Однако часть городища была уничтожена Свиягой в ходе весенних паводков, другая часть находится на территории современного Деушево, где постоянно ведутся хозяйственные работы. На правом же берегу Свияги, где еще не работали археологи, расположен на высоких холмах комплекс археологических объектов, называемых местным населением Кыз-тау и Караул-тау. 

Легенды рассказывают о жизни и борьбе булгар, о походах хана Джанибека, о борьбе татар против Ивана Грозного. Предварительный осмотр места и сбор археологического подъемного материала, первые дни раскопок позволяют сделать предварительные выводы, которые будут уточнены в ходе исследований. 

Кыз-тау — это, скорее всего, убежище второй половины первого тысячелетия н.э., где могли быть произведены захоронения.

Караул-тау — это средневековое городище площадью более двух гектаров. Видны следы валов и былых жилищ. Отсюда просматривается вся долина Свияги почти на 30-40 км. Этот форпост, вероятно, являлся наблюдательным пунктом и ставкой местного правителя. Возможно, здесь был один из центров Волжской Болгарии и Золотой Орды. Раскопки выявили остатки одного из жилищ, керамические, железные изделия, кости лошади, останки крупного и мелкого рогатого скота, обнаружены глиняные пряслица. 

Предварительно они датируются Х-ХIII вв. На краю городища сделан искусственный холм высотой до 5 м. Видны следы фундамента былой башни. В деревне Кулганы, что в 3 км от Деушево, на старом кладбище «Ташбилге» сохранились 5 надгробных плит периода Золотой Орды — 30-40-х годов XIV века (период правления Узбек-хана). Раскопки продолжаются. В Зеленодольском районе будут изучены городища и поселения эпохи средневековья, планируются работы в районе сел Яки, Тавлино и других.

Легенды горы Кыз-тау
В данной статье расскажем про легендарную Кыз-тау (Девичья гора).
Статья Раиса Миннуллина:
Несколько лет назад мне довелось побывать в одном необычном месте Апастовского района. Маршрут деловой поездки пролегал так, что оказались мы в долине реки Свияги, у села Деушево. Скажу честно, о красоте этих мест я был наслышан, но тем, что увидел наяву, был сражён наповал! Проехать мимо такой красоты было невозможно, решили немного передохнуть и насладиться необыкновенными пейзажами. 
А рассказать об этом месте решил для того, чтобы на фоне пандемии коронавируса и всё ещё закрытых для наших соотечественников заграничных курортов напомнить татарстанцам о внутреннем туризме – не менее познавательном и развлекательном.  
 …Передо мной простиралась водная гладь широкой и быстрой реки, что текла в изумрудного цвета берегах и кудрявых зарослях ивняка. В воде были видны очертания странного заброшенного здания, похожего на старинный замок. День с утра выдался пасмурным и дождливым, но именно в тот момент тучи исчезли, выглянуло солнышко, а на небе цветным коромыслом раскинулась радуга. И пейзаж заиграл нереальными красками. Вдали на фоне голубого летнего неба стали видны малахитовые холмы. Особо выделялись две вершины.   

Легенды горы Кыз-тау

 
СТРАННЫЕ ВЕРШИНЫ 
Я путешественник со стажем, немало повидал чудес по всему миру, но такие странные вершины увидел в первый раз – на каждой из них есть небольшие, по всей видимости, насыпные холмы. Долго смотрел с берега на всё это и никак не мог понять – что за странные горы-холмы и замок на воде? Со мной в поездке был уроженец Апастовского района Рушан Хисамов. 
Вот он-то и приоткрыл завесу тайны. «Эти места с богатой историей. Сам я родился и вырос в селе Каратун, совсем недалеко отсюда. Мы часто здесь бываем. Ещё в детстве слышал от отца и местных жителей про эти горы много разных легенд и историй, – начал свой рассказ Рушан. 
– Одна из легенд гласит о дочери местного правителя, которая после трагической гибели была похоронена в золотом саркофаге на одной из этих горных вершин. А на могиле подданные правителя воздвигли высокий земляной курган. С
тарожилы рассказывают, что во время Гражданской войны белочехи вскрыли тот курган и на аэроплане вывезли нечто похожее на саркофаг». Вторая легенда, которую рассказал Рушан, имеет более романтичный характер: «Некогда у золотоордынского хана Джанибека, находившегося большую часть жизни в военных походах, родилась дочь. Жена, зная, что муж ждёт наследника-мальчика, отправила новорождённую дочь с доверенными людьми в окрестности нынешнего села Деушево. 
Кузмиур, так звали девочку, росла здесь в безопасности, но через 15 лет хан узнал про «незаконнорождённую» дочь и велел своему слуге Амету привезти её во дворец. Выполнив волю хана, Амет привёз Кузмиур в Болгар, но на совете узнал, что понравившуюся ему девушку решено умертвить. Смелый юноша выкрал её и отвёз обратно в Деушево. Там они и поженились. Но хан не мог смириться с таким исходом. Посланные им войска убили влюблённых. Красавицу Кузмиур похоронили на одной из вершин, а гору назвали Кыз-тау…»   
Да, трогательная легенда. После рассказа моего спутника я взглянул на эти вершины совсем другими глазами: две горы предстали своеобразным памятником любви двух юных сердец. Наше затянувшееся молчание прервала песня жаворонка – этот солнечный голос птахи представился мне настоящим гимном высоким чувствам… 
Из историко-краеведческой энциклопедии апастовского журналиста Азата Сункишева: «Кыз-тау – гора, находится к юго-востоку от с. Деушево, на правом, холмистом берегу р. Свияги. Гора овеяна многочисленными легендами – риваятами. 
Одна из них называется «Амет, сын Гайсы». В ней говорится, что правитель края Джанибек-хан имел девять сыновей. Хан надеялся, что и десятый ребёнок тоже будет мальчик. В случае же рождения девочки хан повелел ханше Тайдуле в тот же час умертвить её, а сам отправился на охоту. Однако ханша отослала родившуюся дочь к старшему сыну на воспитание. Когда девочка повзрослела, её похитил Амет, сын Гайсы, и увёз на Свиягу, в те места, где ныне возвышается Девичья гора. 
На одной из вершин после смерти и была похоронена дочь хана, и эта вершина стала называться Кыз-тау».   
Легенды горы Кыз-тау

  
ЯЗЫЧЕСКОЕ СВЯТИЛИЩЕ 
Легенды, рассказанные Рушаном, настолько увлекли меня, что захотелось узнать детальнее историю этих мест. Как оказалось, летом 2002 года на вершине Девичьей горы, в городище Кыз-тау, велись археологические раскопки. Исследования, проведённые экспедицией Института истории им. Ш.Марджани АН РТ и Татарского государственного гуманитарного института под руководством Альберта Бурханова, позволили предположить, что на вершине Девичьей горы в VI–VII веках находилось языческое святилище (капище). 
Полученные в ходе раскопок находки отнесены в основном к именьковской культуре, были также отдельные находки и раннего булгарского периода. Археологи проработали у горы всего десять дней. У основания искусственно возведённого холма, высота которого составляет около 50 метров, исследовано 60 кв. м площади, самая глубокая точка раскопа составила пять метров. Гора выдала совершенно иные тайны – не те романтические, сказочно красивые, которыми очарован каждый житель района, а более прозаичные. 
Здесь, вероятнее всего, сжигали и хоронили останки умерших, молились своим языческим богам, устраивали обряды, совершали магические ритуалы. По всей территории археологического памятника встречались обломки грубой по фактуре лепной гончарной керамики, изделия из железа. Тщательный анализ грунта из недр Девичьей горы показал наличие в нём большого количества явно отличающегося от местного, зернистого, отливающего зеленовато-золотистым цветом речного песка. 
Каким образом он тут появился? 
Ответа на этот вопрос пока нет. Есть предположение, что, покидая по каким-то причинам эти места, люди замуровали и замаскировали святилище песком, а сверху засыпали землёй с соседних территорий. 
Так на вершине естественной, природного происхождения горы появился искусственный холмик, названный позже народом Девичьей горой – Кыз-тау. Раскопки можно было бы продолжить, но аксакалы села Деушево попросили археологов прекратить работы. 
Так что гора так и не раскрыла всех своих тайн. А может, это даже к лучшему? Зачем лишать эту местность, волновавшую воображение нескольких поколений, ореола тайны, романтичности? Пусть продолжают витать над горой легенды о прекрасной ханской дочери, пусть, как и прежде, встречают на ней рассветы современные влюблённые и мечтают о счастье!   
 


МЕСТНЫЙ ГИДРОРЕСУРС 
С историей Девичьей горы я немного разобрался, но не давало покоя сооружение, похожее на старинный замок. Присмотрелся – напоминает часть какого-то солидного гидротехнического комплекса. Поговорил с местными жителями, все дали однозначный ответ – это бывшая Деушевская гидроэлектростанция. Поразился: неужели в такой глубинке строили такие мощные объекты? Да, строили, и не на короткий срок, а на века! 
Цемент не жалели: фундамент и основание корпуса турбинного зала и сейчас находятся в удовлетворительном состоянии. Решил, что и про эту ГЭС узнаю всё, что смогу найти. Строительство Деушевской ГЭС началось в 1951 году. 
Глубина Свияги на месте предполагаемого строительства составляла 3–4 метра, ширина – не менее 35 метров. На стройплощадку были доставлены бульдозер и экскаватор. Местные МТС выделили две полуторки. На земляных работах в иные дни были задействованы до 300 верховых – конных рабочих. Для подвозки камня построили километровую узкоколейку, основной инструмент для работы – лопаты, кирки, тачки. Каждый верховой за день должен был подвезти по три тонны камня. За три тележки ему полагалось 700 граммов хлеба, иногда 1,5 кг зерна. Рабочие плели корзины, наполняли их камнями и погружали под основание плотины.   
Строительством ГЭС руководили опытные специалисты из Москвы. 
Эта станция должна была снабжать электро­энергией 17 сёл Апастовского района. Турбины для неё изготовили на заводе в Харькове, щиты и пульты управления завезли из Москвы, Ленинграда и Магнитогорска. По воспоминаниям старожилов, ожидание электричества так вдохновило жителей села, что все – от мала до велика – в свободное время рыли ямы для опор, помогали тянуть провода или кормили электриков. 
Пуск ГЭС состоялся в канун большого праздника – 5 ноября 1957 года. Так что стала она называться Деушевской гидроэлектростанцией имени 40-летия Великого Октября. Высота здания станции составила 12 метров, высота главной плотины достигала шести метров, обслуживала объект бригада из 22 человек. 
Вскоре за плотиной ГЭС образовалось водохранилище, ширина которого местами была 250 метров. В ноябре 1957 года газета «Советская Татария» писала: «На днях в Апастовском районе вступила в строй Деушевская межколхозная гидроэлектростанция на реке Свияге мощностью 500 киловатт. Работают два агрегата, остальные три будут введены в действие после окончания прокладки электролиний. Первой получила электроэнергию сельхозартель имени Мичурина. В домах колхозников, в служебных помещениях, на улицах сёл Деушево и Кулганы зажглись лампочки Ильича. В ближайшее время будет электрифицировано еще 12 населённых пунктов». Деушевская ГЭС просуществовала всего девять лет и выработала более двух миллионов кВт электроэнергии. 
В середине 60-х годов Апастовский район был подключён к энергосистеме Волжской ГЭС – зимой 1966 года турбины межколхозной Деушевской ГЭС были остановлены… 
Сейчас от гидростанции сохранились лишь помещение турбинного зала и бетонное основание плотины.   
 
СВИЯЖСКИЕ ФОКУСЫ 
Вот такие события разворачивались на берегах и водах реки под названием Свияга. Впрочем, у самой этой реки много интересных особенностей. Например, до сих пор нет однозначной расшифровки названия Свияги: по одной версии, оно происходит от оби­тавших здесь некогда диких уток свиязей, по другой – из-за того, что река постоянно «свивается». По третьей, название происходит от тюркских слов «су» (вода) и «ага» (течёт). Но это фокусы «рукотворные». 
А у Свияги есть и свои собственные фокусы. Во-первых, Свияга является единственной в нашей стране рекой, которая течёт параллельно реке Волге, но против её течения – с юга на север. Во-вторых, в районе города Ульяновска, где находится исток Свияги, она приближается к Волге всего на каких-то четыре километра! Вот и получается, что западные районы Ульяновска расположены на Свияге, а восточные – на Волге! 
Однако до места встречи двух рек – более 300 км. Так что житель Ульяновска может совершить настоящую «кругосветку» и при этом двигаться всё время по течению: отплыть на лодке вниз по Свияге (как раз мимо красивейших исторических мест) и добраться до Свияжска выше Казани, где она впадает в Волгу. 
Затем по Волге спуститься, так же по течению, до Ульяновска… Вот о чём «поведал» мне необыкновенный пейзаж на берегу Свияги, что у села Деушево. Всем своим друзьям и знакомым с тех пор не устаю рекомендовать посетить это овеянное преданиями место. И сам надеюсь на скорую встречу с таинственной Кыз-тау. 
Ещё подумалось вот о чём: как всё-таки много прекрасных мест в нашей республике. Все эти жемчужины малой родины и составляют драгоценное ожерелье великой страны России! Всё это надо сберечь и передать в ухоженном виде следующим поколениям.
 Взять хотя бы бывшую ГЭС, которую я принял за старинный замок – этот объект после ремонта можно было бы использовать как небольшой отель для туристов, или устроить музей, или создать здесь водноспортивную туристическую базу. И потянутся сюда юные следопыты, туристы, спортсмены…
   

 
ДЕРЕВНЯ ДЕУШЕВО
Де́ушево (тат. Дәвеш)
— деревня в Республике Татарстан, расположена в 12 км западнее районного центра-села Апастово и в 1 км от реки Свияга. В деревне есть 2 мечети, средняя школа, дом культуры.
История
Датой основания деревни Деушево сельчане считают 927 год. В этом году ханом Волжской Болгарии Алмышом на месте деревни была основана крепость Дэбер. С этим периодом связано множество легенд и сказаний об окрестностях этой деревни. Самая распространенная из них о Девичьей горе. Эта легенда рассказывает о дочери одного из правителей, которая после трагической гибели, в сражении, в золотом саркофаге была погребена на берегу Свияги. А на её могиле подданные правителя вручную воздвигли высокий земляной курган. Местные старожилы рассказывают, что во время гражданской войны белочехи вскрыли курган и самолетом увезли нечто похожее на саркофаг.
У местных старожилов есть ещё своя трактовка исторических событий, основанная на местной легенде. По их словам, некогда у булгарского хана Джанибека, находившегося в отъезде, родилась дочь. Жена, зная, что муж её не терпит женщин и ждет только наследника, спрятала дочь с доверенными людьми в окрестностях нынешнего Деушева. Кузмиур, так звали девочку, росла здесь в безопасности, пока через пятнадцать лет хан каким-то образом не узнал о дочери и не послал своего военачальника Гайсу углы Амата привезти в Булгар «незаконнорожденную». Выполнив волю хана, Амат привез Кузмиур во дворец, но на совете узнал, что понравившуюся ему Кузмиур решено повесить. Амат выкрал девушку и отвез её обратно в Деушево. Там они и жили как муж и жена в доме как раз на том месте, которое сейчас жители деревни называют «Штабом». Однако для того, чтобы быть готовыми к визитам непрошеных гостей, на окружающих село высоких холмах — Кыз-Тау (Девичья гора), Каравыл-Тау (Караульная гора) и рядом со старым руслом протекающей здесь Свияги, Амат и его люди поставили сторожевые вышки «Маш каланча», откуда местные «пограничники» наблюдали за окрестностями.
Расчеты Амата оказались верными. Хан не смирился с потерей дочери-пленницы. На переговоры о выдаче «принцессы» он послал к Амату его друга. Тот вроде бы спокойно воспринял отказ выдать хану его дочь, но после окончания разговора выпустил две отравленные стрелы в Амата и Кузмиур. После этого в Деушеве началось грандиозное сражение между воинами той и другой стороны. Погибло много воинов. Сын же Кузмиур остался жив и его отвезли хану. Может быть, после этого сердце его смягчилось, и Джанибек повелел своим подданным вновь отправиться в Деушево и похоронить на Кыз-тау — Девичьей горе свою дочь, её мужа Амата и всех сражавшихся с обеих сторон. И сейчас в самом центре Деушева «Югары оч» (Верхняя точка) сельчане то и дело находят не только старинное оружие, но также и останки воинов.
 
Во время Казанского Ханства на месте города существовало селение, которая с XVII века известна как деревня Деушево. До 1920 года входила в Чирки-Кильдуразовскую волость Тетюшевского уезда Казанской губернии. С 1920 года в составе Тетюшевского, а с 1927 года — Буинского кантонов ТАССР.
 
Население
1782 год — 74 души мужского пола, в 1859—435, в 1897—803, в 1908—981, в 1920—915, в 1926—877, в 1938—1005, в 1949—704, в 1958—769, в 1970—820, в 1979—722, в 1989—573, в 2000 году живёт 501 человек.

 

Памятники археологии

 Деушевское городище

Деушево, село, левый берег реки Свияга. Находится в северо-западной части села и ныне занято постройками и огородами. Имело округлую форму диаметром до 200 меров (общая площадь в 35 – 38 тысяч квадратных метров). Остатки вала и рва сохранились сзади усадьбы по улицы Ленина, дом № 31. Ширина вала до 6 метров, рва – 13 метров. Среди подъемного материала преобладают фрагменты булгарской керамики, характерные для домонгольского времени, хотя есть и материал золотоордынского времени.

 

Деушевский вал

Деушево, село. В 900 метрах к северу от села за Деушевским городищем между старицами реки Свияга и ее притока Булы, располагается земляной вал, имеющий протяженность в 260 метров и вытянутый с востока на запад с дугообразным изгибом в южную сторону в средней части. Выста вала до 1,3 метров, ширина – до 10,8 метров, глубина рва около одного метра, ширина – до шести метров. Вероятно, вал связан с городищем.

 

Кулганское кладбище с надгробием, ХIV век

Кулганы, деревня Деушевского сельского совета, левый берег Свияги. Расположено на северо-восточной окраине деревни, на старом кладбище «Ташбилге». В 1961 году на кладбище было 5 белокаменных надгробий плохой сохранности, одно из которых, с врезанной надписью, имеет дату 1333/1334 годов. Размеры 104 на 60 на 20 сантиметров, 90 на 41 на 19 сантиметров, 80 на 39 на 15 сантиметров, 90 на 47 на 20 сантиметров, 100 на 46 на 20 сантиметров. Раньше по рассказу местных жителей здесь было до 10 булгарських надгробий.

 
   
_____________________________________________________________________________________________________________
 
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
«По удивительным местам  Апастовского района» Автор работы: Гимадиева Назлыгуль Ильфатовна, ученица  6 класса МБОУ «Сатламышевская ООШ», Руководитель: учитель истории и обществознания МБОУ  «Сатламышевская   ООШ»    Гимадиева Гульчачак Исмагиловна, 
Статья Раиса Минуллина - издание «Республика Татарстан».
http://rt-online.ru/tajny-gory-kyz-tau/
Главный редактор А.И. Щеповских. Государственный реестр особо охраняемых природных территорий в Республике Татарстан, издание второе. Кабинет Министров Республики Татарстан. 
А.Г. Сункишев «Апастовская энциклопедия», Апастово, 2006 г.
А.Г. Сункишев “Голубые свитки Свияги”, Казань, 2010 г.
Х. Гайнуллин “Апасым – гомер бишегем”, Казань, 2000 г.
- газета «Йолдыз» № 37 от 1 июня 2012 г.
- газета «Казанские ведомости» № 107 от 24 июня  2014 г.

 

ВложениеРазмер
Легенды горы Кыз-тау44.62 КБ
Девичья гора99.15 КБ

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.