История расселения татар в южной части Вятской губернии
На основе разнохарактерного материала исторических источников в статье рассматривается история городов юго-восточной части Вятской губернии: Елабуги, Сарапула, Малмыжа и Уржума. Исследуются причины их возникновения и последующая судьба до начала XX в. Автором обосновывается мысль о необходимости изучения этих городов как единого исторического, географического и экономического пространства в силу их специфического национального состава и месторасположения. Анализируются также процессы миграции татар с территории бывшего Казанского ханства в юго-восточные земли Вятского края, где они со временем превратились в оседлое население, в том числе городское. Предпринимается попытка определения численности мусульманского (татарского) населения в Елабужском, Малмыжском, Уржумском, Сарапульском уездах и в административных центрах данных территориальных образований.
ТАТАРСКАЯ ДЕРЕВНЯ СТАРЫЙ ПИНИГЕРЬ - ТУТ!
ТАТАРСКАЯ ДЕРЕВНЯ СРЕДНИЕ ШУНИ - ТУТ!
ТАТАРСКАЯ ДЕРЕВНЯ СОСМАК - ТУТ!
ТАТАРСКАЯ ДЕРЕВНЯ СТАРЫЙ ИРЮК - ТУТ!
ЮЖНЫЕ РАЙОНЫ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
В 1708–1710 гг. Петр I провел административно-территориальную реформу, по результатам которой страна была разделена на восемь больших губерний. Вятская земля оказалась в составе двух из них – в Сибирскую вошли Хлыновский, Слободской, Котельничский, Орловский, Шестаковский и Кайгородский уезды, а Яранский, Уржумский, Царевосанчурский и Малмыжский попали в состав Казанской. В 1780 г. эти земли вновь оказались под воздействием территориальной реформы. По ее итогам было образовано Вятское наместничество, состоявшее из 13 уездов – Вятского, Слободского, Кайгородского, Котельничского, Орловского, Яранского, Царевосанчурского, Уржумского, Нолинского, Малмыжского, Глазовского, Сарапульского и Елабужского. Однако и в таком состоянии Вятские земли также пребывали недолгий срок и уже в конце XVIII столетия – 12 декабря 1796 г. – Вятское наместничество указом Павла I было преобразовано в губернию.
татарская деревня в Вятской губернии
Образованная губерния на западе граничила с Костромской, на севере – с Вологодской, на востоке – с Пермской, на юге – с Казанской и Уфимской. На момент создания на её территории проживало около миллиона человек. Национальный состав этой обширной территории был довольно разнообразен. Основную массу населения здесь составляли русские, однако весомым был процент татар, марийцев и удмуртов. Изначально в губернию входило десять уездных (Вятка, Слободской, Котельнич, Уржум, Орлов, Яранск, Глазов, Елабуга, Сарапул, Нолинск) и три заштатных города (Малмыж, Царевосанчурск, Кай). Однако в 1816 г. количество уездных городов увеличивается до 11, в связи с наделением этим статусом Малмыжа, а Кай в 1854 г. преобразуется в село. Таким образом, в Вятской губернии стало 11 уездов: Вятский, Орловский, Слободской, Котельничский, Нолинский, Глазовский, Сарапульский, Елабужский, Малмыжский, Уржумский, Яранский, просуществовавших вплоть до 1918 г., и 12 городов (11 уездных и один заштатный – Царевосанчурск).
мечеть в деревне Старый Пинигерь
Из указанных уездов рядом особенностей выделялись Елабужский, Малмыжский, Сарапульский и Уржумский, что было связано с их территориальным расположением – на границе с Казанской губернией – и со специфическим национальным составом населения. Если в среднем по губернии процент татарского населения колебался от 3,7 до 4, то в этих административно-территориальных образованиях он был больше 10. Священник, этнограф и краевед Николай Николаевич Блинов, говоря об особом национальном составе этих уездов, в одной из своих работ даже высказывал мысль об образовании на их основе отдельной губернии: «Не вдаваясь в подробности описания этнографических особенностей жителей прикамских уездов, заметим лишь, что в составе населения здесь значительной массой входят татары, башкиры...
В трёх уездах Вятской губернии (более 600 тыс. жителей) магометан находится 12%, в Осинском уезде (более 180 тыс. всего населения) магометан 16%, в Мензелинском (более 300 тыс.) магометан более половины. Само собой разумеется, что присутствие этих инородцев в значительном числе среди русского населения вносит во взаимные их экономические и общественные отношения характерные особенности. При некоторых работах татары хорошие помощники (напр., косцы); при посредстве их живее ведется купля-продажа», – писал он.
Необходимо отметить, что автор в своём проекте не предлагал отнести к новой губернии Уржумский уезд. В некоторой степени это было вполне закономерно и объяснялось тем, что территориально он располагался от Казанской губернии дальше, чем три остальных, это в свою очередь стало причиной более позднего заселения уезда татарами. Работа Н. Н. Блинова вышла в 1880 г., когда численность мусульманского населения в уезде не превышала 8 тыс. чел. (около 3,5% от общей численности населения), в то время как к началу XX в. она достигла 20 тыс. чел. (6,5 % от общей численности населения). В связи с этим можно предположить, что если бы труд Н. Н. Блинова был написан позже, то и Уржумский уезд также вошёл бы в его проект образования губернии.
Не вызывает сомнения, что основная часть губернских татар-горожан проживала в административных центрах юго-восточных уездов Вятской губернии – Елабуге, Малмыже, Сарапуле и Уржуме. Ознакомимся кратко с историей этих городов и попытаемся проследить предпосылки их заселения мусульманским населением.
Наиболее древним из рассматриваемых городов является Елабуга. Согласно современным археологическим исследованиям это поселение существует более 1000 лет. По данным А. З. Нигамаева, к началу колонизации территории будущего Елабужского уезда волжскими болгарами (вторая половина X в.), на этих землях уже проживала группа населения угро-тюркского происхождения, испытавшего значительное финно-пермское влияние [4]. Позже, во второй половине XII в., пришедшее сюда болгарское население строит крепость-мечеть, как выполнявшую функции военно-торгового пункта, так и служившую для отправления религиозных обрядов.
мечети Малмыжского уезда
После образования Казанского ханства Елабуга в течение нескольких столетий, вплоть до 1552 г., являлась городом с основным татарским населением. К сожалению, не сохранилось материалов, которые могли бы пролить свет на период истории Елабуги с момента завоевания Казани и до конца XVI в., когда на месте татарского города появилось русское село Трёхсвятское. Видимо, после завоевания мусульманское население покинуло город, устремившись в приграничные территории (скорее всего, основной миграционный поток направился в район Малмыжа, Сарапула и Уржума, где переселенцы со временем стали оседлым населением).
Исследователи отмечают, что Трехсвятское изначально было русским населенным пунктом: «По-видимому, село явилось первым русским поселением в округе. К 1617 году в дворцовом селе Трёхсвятском насчитывалось 79 крестьянских, 49 бобыльских дворов…».
Однако со временем мусульманское население вновь начинает возвращаться в город. Во многом это было связано с тем, что до присвоения Елабуге статуса уездного центра и создания Елабужского уезда (1780 г., одновременно с открытием Вятского наместничества, куда вновь образованный уезд и вошёл) она являлась одним из населённых пунктов то Казанской, то Сибирской губерний. Принадлежностью к указанным губерниям, особенно к Казанской, объяснялось наличие здесь большого количества мусульман. Так, например, по данным на 1870 г., в Малмыже проживал 61 магометанин, в Сарапуле – 6, в Уржуме – 8, а в Елабуге – 424.
старинная татарская мечеть в городе Вятка
Необходимо заметить, что в течение нескольких десятилетий, с 1708 по 1780 г., Малмыж и Уржум тоже находились в составе Казанской губернии, однако этот период не имел такого большого влияния на национальный состав их жителей, как сотни лет тесного взаимодействия Елабуги и Казани.
Малмыж расположен на правом берегу р. Шошмы, в трёх километрах от ее впадения её в р. Вятку [8]. Точная дата возникновения этого населенного пункта неизвестна, однако все исследователи сходятся во мнении, что до взятия города войсками Ивана IV и преобразования его в пограничную крепость он являлся резиденцией марийских («черемисских») князей, подчинявшихся Казанским ханам. В 1550 г. в результате военных действий город подчинился Москве. Последним марийским князем, правившим здесь, являлся Болтуш, погибший в битве за взятие города. В 1584 г., проживавший в Малмыже отряд стрельцов построил крепость для защиты от набегов татар, башкир и марийцев, которые после взятия Казани обосновались в окружных лесах.
Возведение крепости способствовало развитию города. В 1708 г. он был приписан к новообразованной Казанской губернии, в составе которой находился вплоть до 1780 г. Затем в статусе уездного центра Малмыж перешел в Вятское наместничество, а в 1796 г. в связи с его преобразованием стал заштатным городом Вятской губернии. Однако и в таковом состоянии он находился недолго – до 1817 г., когда опять стал уездным центром.
Богатая история города сказалась на национально-религиозном составе его жителей, среди которых оказались представители разных национальностей и вероисповеданий. Так, согласно исследованиям М. Г. Худякова, одними из первых насельников этого края являлись удмурты («вотяки»), пришедшие с северо-востока, из бассейна реки Чепцы. По мнению дореволюционного историка, профессора И. Н. Смирнова, река Шошма, на берегу которой расположен Малмыж, имеет вотское название, как и ряд иных рек и поселений этой местности (Тойма, Шурма, Нурма, Ошторма).
Несколько позже в малмыжские земли с запада, со стороны нынешнего Уржума, пришли марийцы. Они вытеснили удмуртов за р. Валу и на среднее течение р. Кильмези, и вплоть до взятия города русскими войсками он принадлежал марийскому населению. После покорения Малмыжа Иваном IV началась активная колонизации этих земель русским населением – в город прислали отряд стрельцов. Но одновременно проходило заселение окрестностей Малмыжа татарами, которые бежали сюда после взятия Казани. О многонациональном и полирелигиозном составе населения города свидетельствовало существование двух кладбищ – на одном хоронили православных, на втором находились погребения самоубийц, язычников, мусульман и евреев. В итоге, по данным переписи 1897 г., из 3165 жителей города 405 являлись мусульманами.
Много общего с историей Малмыжа можно найти в прошлом еще одного уездного центра Вятской губернии – Уржума, расположенного на левом берегу р. Уржумки, в десяти километрах от места ее впадения в Вятку. Официальной датой основания города считается 1584 г., когда присланными стрельцами тут, как и в Малмыже, была построена крепость. Однако некоторые историки склонны отодвигать дату возникновения этого населенного пункта на более ранний период. Их предположения основаны главным образом на летописи «Гази – Барадж тарихи», в которой неоднократно упоминается поселение «Урджум». «А глава булгарских анчийцев мастер Караджар, который за уход в Булгар вместе с Алмышем получил от кана почетное прозвище Караджура и явился основателем булгарского дома Караджуров. Дабы дом Караджуров не остался внакладе, Талиб передал ему взамен Балына часть земель по Кара-Идели и Нукрат-су. Сын Арчамыша Джураш по прозвищу Урджум основал поэтому аул Урджум на Нукрат-су... А сын Джураша Асладж, пожертвовавший немало средств на строительство Учеля и сам участвовавший в этом деле, погиб в нем во время набега галиджийцев в 1111 году в возрасте 41 года...» – говорится в летописи. Таким образом, если верить этому документу, то Уржум был основан уже до 1111 г. Вместе с тем большинство ученых считают названную летопись подделкой, так как не сохранилось ее оригинального варианта на булгаро-арабском шрифте, а до нас дошёл только перевод.
Ещё одно упоминание об Уржуме в исторических документах встречается в «Сказании» князя А. М. Курбского, из которого известно, что во время большого похода против марийцев в 1552 г., он дошёл только до Уржума. Однако в данном случае Уржум имеется в виду как местность, а не как город.
Тем не менее, с начала 1550-х гг. (после покорения Казани) история Уржума более подробно начинается освещаться в письменных источниках. В данный период, как и в Малмыже, здесь начинаются марийские восстания, продлившиеся около 20 лет. Эти бунты вызвали необходимость строительства крепости, дата возведения которой (1584 г.) считается официальным временем основания города. В 1625 г. в Уржумскую крепость прибыл отряд стрельцов во главе с воеводой С. М. Хатунским, однако уже к 1647 г. деревянное сооружение пришло в негодность и был построен новый острог. По некоторым данным, в тот период постоянное войско в Уржуме насчитывало от 300 до 600 чел.
Однако со второй половины XVII в. Уржум как военный пункт теряет своё значение. Стрельцы, наделённые землёй вместо жалованья, постепенно превращаются в крестьян, а к концу XVIII столетия сгнивает и крепость, оставив после себя лишь вал, который был отражён в плане города в 1784 г. Известно, что около крепости находились посад и слобода Светлицы, где жили посадские люди, стрельцы и другие военные с семьями. В переписной книге посадских дворов и людей города Уржума 1646 г. сказано: «…и всего на Уржуме на посаде 9 дворов посадских, да 2 двора бобыльских, а в них посадских людей и бобылей 11 человек и их детей 5 человек (без учёта женщин. – Т. Ф.)». К 1678 г. количество посадских дворов в Уржуме увеличилось до 58, что свидетельствовало о росте численности гражданского населения города, а военные люди выбывали на службу в другие места. По мнению А. В. Эммаусского, население Уржума в середине XVII в. составляло приблизительно 260 чел., а вместе со стрельцами и их жёнами – около 660 чел.
Сложность в установлении подлинных фактов истории Уржума заключается в том, что в городе неоднократно были пожары. Один из наиболее сильных, в результате которого чуть не сгорел весь посад, произошёл в 1820 г. Тогда огонь уничтожил многие «присутственные места», а вместе с ними и хранившиеся там архивные документы.
Вероятнее всего, история заселения окрестностей Уржума татарами схожа с ситуацией, происходившей в Малмыже, когда после покорения Казани начались переселения мусульман в соседние земли. Этот вывод подтверждается и географической локализацией татарского населения в Малмыжском уезде, основная масса которого была сосредоточена в граничивших с Казанским краем западной и южной частях этого административно-территориального образования. Но пик миграции татар в этот регион, видимо, приходился на середину – конец XIX в. Так, согласно данным рукописи А. П. Пентина, за период с 1868 по 1903 г. в Уржумском уезде образовалось около 400 новых населённых пунктов, а число дворов с 1856 по 1903 г. увеличилось на 27 тыс., то есть более чем в два раза. При этом основная часть поселений мусульман по-прежнему возникла именно в южной части уезда – в Турекской волости, где и раньше было сконцентрировано преимущественно татарское население. По сведениям энциклопедического словаря Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона на 1901 г., «русских в Уржумском уезде насчитывается 208 361, вотяков 13 567, черемис 77 444, татар 13 313, прочих 25. Русские живут преимущественно в северной части уезда; в западной и южной много инородцев».
Этими фактами отчасти объяснялось наличие небольшого количества татар в самом Уржуме, который расположен в северной части уезда. Так, в 1912 г. здесь проживал 71 мусульманин (41 мужчина и 30 женщин).
Ещё одна причина наличия незначительного количества горожан среди татар Уржумского уезда состояла в том, что его административный центр был слабо развит экономически и в этом плане не представлял интереса для переселений. «Между мещанами и живущими крестьянами в городе, равно и в уезде нет никаких промыслов. Даже нет столяров почти – мебель в Уржум доставляется из Вятского края в летнюю пору водой. Бедность промыслов и ремёсел в уезде чрезвычайно ощутительна», – писала газета «Вятские губернские ведомости».
В целом общее развитие города во второй половине 1850-х гг. характеризовалось следующими показателями: «Уездный город Уржум занимает 214 000 кв. саж. и имеет 2000 жителей обоего пола, и есть, едва ли, не единственный бедный город в Вятской губернии по части промышленности и торговли; в нём считается по официальным сведениям 24 объявленных капитала, на сумму 57 000 руб. В Уржуме нет ни одного завода, ни одной фабрики; в уезде же его находится 6 фабрик и 10 заводов, с производством на сумму до 269 623 руб.»
Экономическая ситуация в городе несколько улучшилась к концу XIX –началу XX в. Так, по данным переписи 1897 г., к купцам и их семьям (основной показатель экономического развития) в Уржуме относилось 85 чел. Конечно, эта цифра была несопоставима в сравнении с такими развитыми в торговом отношении городами, как Сарапул или Елабуга. Однако в Малмыже в этот же период насчитывалось 79 купцов, но татар здесь было больше, что объяснялось близостью города и уезда к границам Казанской губернии.
Еще одним городом Вятской губернии со значительной долей мусульманского населения являлся Сарапул, возникший, предположительно, как и Уржум с Малмыжем, во второй половине XVI в., когда после завоевания Казани началось активное бегство крестьян в соседние земли, а на захваченных территориях проходили волнения присоединенных к Московскому царству народов. Название «Сарапул» начинает встречаться в документах с первой четверти XVII в. Так, в отписке приказчика Осинского острога А. В. Корсакова за 1616 г., в которой он докладывает Соликамскому воеводе И. Н. Лачинову о действиях восставших башкир, татар, чувашей, мари и удмуртов, говорится: «В нынешнем, господине, во [7]124 году января в 28 день писал ко мне с Сарапула Андрей Тютиев, что де во 124-м году января в 25 день тотаровья, и чуваша, и черемиса, и вотяки, и башкирцы пришли на Сарапул войною и стали от Сарапула за 5 вёрст в новой деревне Еебековской, и хлебы молочёные и сена все потравили, а хотят де идти к Сарапулу приступом и воемати идти хотят подлинно вверх по Каме, и к Осинскому острогу чаят их вскоре».
Необходимо отметить, что слово «приступ» в военной терминологии означает штурм каких-то военных укреплений. Следовательно, в Сарапуле на тот момент либо имелась крепость, либо город был как-то укреплён. Подтверждение роли Сарапула как опорного военного пункта находим в записках капитана Н. П. Рычкова от 27 мая 1770 г.: «Сорок вёрст расстоянием от деревни Маслинного Мыза, на нагорном берегу реки Камы находилось дворцовое село, Серапуль называемое, и есть такое жительство, которое и строением обывательских домов и богатством её жителей превосходит многие уездные города. Строение сего села составляют три деревянные церкви, внутри деревянного замка построенные и 600 крестьянских дворов». Ещё одно упоминание о ранее существовавшей в Сарапуле деревянной крепости встречается в записках известного географа и путешественника П. С. Палласа, приезжавшего в город в 1773 г.
Довольно странно, что спустя всего три года после Н. П. Рычкова П. С. Паллас уже не обнаруживает крепость, однако, принимая во внимание, что она была деревянной, а пожары в то время случались часто, такое вполне могло произойти. По всей вероятности, крепость была построена с целью сдерживания волнений «инородцев» на присоединенных территориях, однако по мере усиления на новых землях центральной власти она довольно быстро потеряла своё значение и её не стали восстанавливать. В дальнейшем уже не существующая крепость вошла в герб города, став символом Сарапула.
татары Вятской губернии
В официальных документах название «Сарапул» впервые упоминается в челобитной местных крестьян, обратившихся к царю Михаилу Федоровичу в 1639 г. с просьбой везти воеводу и казну из города к Амзинскому яму по воде. Наименование города упоминается также в документах за 1663 и 1672 гг. В декабре 1708 г., при проведении административно-территориальной реформы Петра I, Сарапул приписали к г. Пензе Казанской губернии, а после учреждения в 1780 г. Вятского наместничества он стал уездным центром и в дальнейшем сохранял этот статус.
Экономическое развитие Сарапула во многом зависело от его географического расположения – на пересечении важных водных и сухопутных путей. Это, как и в случае с Елабугой, способствовало процветанию торговли и промыслов. Поэтому не удивительно, что Сарапул издавна славился как купеческий город. Л. Н. Федорченко-Шемякина отмечает, что здесь жили «тысячи семей купцов», которые «были известны не только в России, но и за границей».
Подтверждение этого находим и в работах дореволюционного краеведа Н. Н. Блинова: «Совсем иную жизнь мы видим в г. Сарапул. Здесь хотя нет таких богатых фирм, какие существуют в гор. Елабуге, но вместо того сравнительно меньшие капиталы находятся в обращении у весьма значительного числа лиц. А такое распределение капиталов, вызывая конкуренцию между владельцами их, способствует к наибольшему развитию промышленности и торговли, даёт то оживление, которое обещает дальнейший прогресс в экономической и общественной жизни населения», – писал он.
В городе была развита торговля хлебом, мясом, бакалейным товаром, рыбой, лесом, сукном, бумажными изделиями, было широко развито кожевенное и сапожное производство. По данным на 1871 г., помимо 17 кожевенных фабрик в Сарапуле действовали один воскосвечный завод, один клееваренный, два сальносвечных, пять мыловаренных, два салотопенных, три винокуренных, три водочных, один чугуноплавильный и три кирпичных. А по сведениям Памятной книжки за 1870 г., в городе функционировали также канатный, пивоваренный и пряничные заводы.
Благоприятные экономические факторы способствовали притоку населения, в том числе татарского, традиционно широко втянутого в торговлю. Конечно, не все сарапульские мусульмане являлись купцами или торговыми крестьянами – основная масса находила себе иную работу, которой в экономически развитом городе было предостаточно. Во второй половине XIX в. в уездном центре проживало всего пять гильдейских купцов-татар. Даже с учётом членов их семей они составляли не более 2–3% мусульман Сарапула. Остальные, по всей видимости, трудились по найму.
Заселение города татарами наиболее активно проходило в период с 1870 по 1914 г. Согласно статистическим данным начала 70-х гг. XIX в., в Сарапуле проживало всего шесть магометан мужского пола и ни одной женщины, а к 1912 г. мужчин и женщин мусульманского вероисповедания насчитывалось 511 и 342 чел. соответственно, что было одним из наиболее высоких показателей по губернии.
Таким образом, не вызывает сомнения, что города юго-восточной части Вятской губернии объединяло много общего. Они располагались на территории единого экономико-географического пространства, имели схожие причины возникновения (кроме Елабуги), примерно в одно и то же время были заселены мусульманами, пришедшими на эти земли после покорения Казани. Эти данные указывают на перспективность и необходимость дальнейшего изучения жизни и быта мусульман в городах Вятской губернии.
_______________________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
1. Судовиков М. С. Губерния Вятская: исторические очерки. Киров, 2006. С. 10–11.
2. Блинов С. Н. К столетнему юбилею города Сарапула. О необходимости образования новой Прикамской губернии. Сарапул, 1880. С. 12.
3. Статистическое описание Вятской губернии. Вятка, 1875. С. 36.
4. Нигамаев А. З. Болгарские города Предкамья: Алабуга, Кирмень, Чаллы. Своеобразие материальной культуры населения. Казань, 2005. С. 26.
5. Халиков А. Х. Алабуга-Елабуга. История возникновения города Алабуга-Елабуга и исследования Елабужского городища в 1993 году. Елабуга, 1997. С. 14.
6. Крапоткина И. Е. История Елабуги в документах и материалах (с древнейших времён до начала XX века) / И. Е. Крапоткина, И. В. Маслова, А. З. Нигамаев. Казань, 2012. С. 58.
7. Памятная книжка Вятской губернии на 1870 год. Вятка, 1870. С. 117, 134, 153, 182.
Вложение | Размер |
---|---|
245668999 (1).jpg | 88.33 КБ |
245668999 (2).jpg | 140.02 КБ |
245668999 (3).jpg | 247.37 КБ |
245668999 (4).jpg | 109.6 КБ |
245668999 (5).jpg | 426.71 КБ |
245668999 (6).jpg | 64.93 КБ |
- 1525 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий