Историческое село Байряка
В Ютазинском районе Татарстана, практически на границе с Азнакаевским районом и с Башкирией, расположено интересное село Байряка. Село - административный центр и единственный населенный пункт Байрякинского сельского поселения. Населенный пункт расположен примерно в 20-ти километрах на северо-западе от районного центра поселка Уруссу.
СТАТЬЯ ПРО РЕКУ БАЙРЯКИ - ТУТ!
СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО ЮТАЗИНСКИЙ РАЙОН РТ - ТУТ!
ПОСЕЛОК УРУССУ - РАЙОННЫЙ ЦЕНТР - ТУТ!
РОДНИКИ И ИСТОЧНИКИ ТАТАРСТАНА - ТУТ!
СТАТЬЯ ПРО БУГУЛЬМИНСКО-БЕЛЕБЕЕВСКУЮ ВОЗВЫШЕННОСТЬ - ТУТ!
Село находится в верховьях реки Байряки (левый приток реки Ик – бассейн Камы). В селе проживает примерно 1500 человек, в основном татары. Байряка имеет интересную историю, так как по ней можно изучать историю расселению татар в долине реки Ик. Считается, что татары стали переселяться в эти места в конце 16-го или в начале 17-го века, примерно через полвека после падения Казанского ханства.
В настоящее время в селе развито полеводство, мясо-молочное скотоводство, овцеводство, действует предприятие сельхозтехники. В селе сохранилась и социальная инфраструктура, действует средняя школа, построен сельский дом культуры, есть медпункт и библиотека. Также в селе действует мечеть.
Самые главные достопримечательности села – это старинное здание пятой соборной мечети, комплекс зданий медресе "Губайдия" — архитектурный памятники конца 19 — начала 20 веков. На сельском кладбище села сохранились надгробные плиты 17-19 вв. В окрестностях села есть памятники археологии различных исторических эпох: от позднего каменного века до бронзового века, от времен Золотой орды и Казанского ханства до времен новейшего заселения татарами долины реки Ик.
По архивным данным (ревизии и перепись населения), а также по местным преданиям – первые татарские поселенцы стали тут появляться через некоторое время после падения Казанского ханства. Когда в 1552 году войска царя Ивана грозного захватили Казань, то по большой части левобережья Волги стали подниматься восстания, в истории их называют Черемисские войны. Эти войны длились почти полвека: до конца 16-го века, то затухая, то вновь загораясь, всего было 4 Черемисские войны. Название это произошло от того, что организаторами восстаний стали луговые черемисы – то есть марийцы, которые жили на левобережье Волги – на луговой стороне. Понятно, что среди них были и казанские татары, и удмурты, и чуваши, хотя часть инородцев поддерживало русские войска, и даже помогало при штурме Казани.
После подавления восстаний многие татары стали уходить на восток – за Вятку, или на юго-восток – за Каму, тут они расселялись в долинах крупных рек: Ик, Белая, Зай.
В те века долина реки Ик была фактической границей между лесостепью и дикой степью, где хозяйничали кочевники. Тут не было прочной государственной власти, было много свободных земель, и фактически многие татары, что здесь селились записывались в «служилых татар», которые отдаленно напоминали казачье сословие, которые расселялись вдоль государственных границ.
Такие сословия во все времена получали послабления по налогам и сборам, никто не интересовался их религией, они могли занимать свободные земли, при этом они несли воинскую повинность по охране протяженных рубежей Российской империи.
заложен камень в основание новой мечети
Именно сюда стали переселяться многие татары из сел и деревень Арской даруги (Заказанья), то есть из нынешних Арского, Балтасинского и Кукморского районов республики. Даже говор их отличался от татарского языка, свойственного этим местам. Кое‑какие диалектные слова байрякинцы употребляют и ныне. Например, вместо распространённого «кашык» – (с татарского: ложка) – у них говорится: «калак» (примерно, как у марийцев).
Однако история этого края намного старше, чем времена царя Ивана Грозного, тут были укрепленные поселения во время Золотой орды, тут находятся селища времен бронзового века, встречаются археологические находки каменного века.
В окрестностях села было сделано много интересных находок. Часть таких находок хранится в сельском музее, что уже само по себе является большой достопримечательностью в масштабах Ютазинского района. Музей является хранителем истории села, тут собрана подробная информация про основание селения, про его историю и про известных земляков.
Одним из известных селян был - Ибрагим хазрат, который переселился в Байряку из Башкортостана в конце 18-го века. В то время село разрослось до огромных размерот – тут проживало более 10 тысяч человек!
В разных местах села основали семь мечетей, что было довольно много даже для крупного населенного пункта. Ибрагим хазрат стал имамом центральной мечети, и начал строить первое медресе для сельских детей. Строительство медресе в 1812 году закончил его сын, Губайдулла. Это учебное заведение получило название: «Губайдия», оно являлось одним из самых крупных мусульманских учебных заведений в Поволжье. Его здание – единственное уцелевшее из целого комплекса каменных и деревянных построек, располагавшихся некогда в центре села. Сейчас это памятник истории и архитектуры республиканского значения.
После революции и установлении советской власти медресе стало сельской школой, где также обучали детей, но уже без религиозного уклона. Учителя медресе, продолжившие работать в школе, писали, что теперь образование – бесплатное, девочки и мальчики учатся вместе, и девочкам разрешено теперь обучаться письму. Фактически советская власть уравняла права мужчин и женщин в плане получения образования. Но самое интересное, что в советской школе появились парты и скамейки, а до революции дети обучались сидя на полу (на ковриках), что было довольно неудобно. В наше время Байрякинский музей расположен в самом здании «Губайдии». Парты стоят здесь, как и раньше, так что каждый гость и посетитель может почувствовать себя учеником медресе прошлых веков. Кроме этого, в музее хранятся многие предметы быта, утварь, национальная одежда, крестьянские орудия труда, религиозные предметы и аксессуары, изделия народных промыслов, и другие предметы старины.
Казалось бы, что село сейчас расположено в глубинке, и ничего особенного тут произойти не может. Однако недавно Байряке случилась сенсация. В начале 2000-х в селение приехала сестра великого композитора Софии Губайдуллиной - Ида Губайдуллина. И она привезла с собой документы, по которым выходило, что часть байрякинской земли принадлежит её семье… Документы, конечно, оказались дореволюционными. Но они подтверждали, что Софья и Ида – праправнучки того самого имама Губайдуллы. Оказалось, что после революции их семья покинула Байряку. Судьбы её членов складывались по-разному, но в 50‑е годы все они встретились в городе Казани. В последние годы своей жизни отец сестёр, Асгат Губайдуллин, писал биографию – свою и своей семьи. Все эти материалы были обнаружены и частично опубликованы уже после его смерти.
местный родник и речка Байряка
Также несколько лет назад в селе произошел второй знаменательный случай - село и местное кладбище посетила настоящая делегация из Ирана. Оказывается, дальний предок гостей, Мухаметшариф Ишан, был выслан отсюда еще в 1841 году. На его надгробии после имени – приписка, обозначавшая его происхождение (род) – «Альбайряки». Её прочитали учёные из КФУ, посещавшие Иран с научными целями. От них потомки Мухаметшарифа узнали, что в их жилах также течёт татарская кровь…
В селе существует целый пласт легенд и преданий, и не только о стародавних временах, но и о революционных и советских. Вот одна такая история:
«Во время гражданской войны (линия фронта проходила через село) местные крестьяне уходили воевать на стороне красных. Один из них, Самат Гареев, вступил в отряд Азина и участвовал в боях с белыми за Казань. Был ранен и отправлен на санитарном поезде в Москву. Некоторое время спустя бойцов в госпитале навестила целая делегация – Дзержинский, Каганович, Калинин и… Ленин. Рассказывают, что вождь мирового пролетариата положил спавшему Самату на грудь собственные карманные часы. Когда Самата разбудили, гости уже вышли из палаты, но вскоре Ленин вернулся и долго расспрашивал байрякинца о его службе и здоровье. «После этого, – пишет Самат своим родным, – раны мои перестали болеть, и я выздоровел…». Часы у него, правда, почти сразу изъяли и отправили в музей в Москву. Взамен оставили их фото».
В настоящее время в подтверждении этой истории - и фотография, и письмо бойца хранятся в Байрякинском музее».
экспонаты сельского музея
Сохранились в селе и некоторые народные промыслы и ремесла, причем из самых давних времен, недавно жительница Байряка Зулейха Газизова (которой недавно исполнилось 90 лет) возродила традицию ручного ткачества. Как она сама рассказала:
– Ткать я научилась ещё в детстве и занималась этим ремеслом всю жизнь. Однажды муж узнал, что от этой работы у меня болят спина, руки и ноги. И сжёг станок! – рассказывает Зулейха аби. – Но потом ко мне пришли из музея и попросили обучать ткачеству на музейном, отреставрированном станке.
Сейчас Зулейха аби вместе с помощницей Танзилёй апой ткут на нём паласы и ковровые дорожки. Фирменный знак – крупные геометрические цветы. Одинаковых изделий не бывает, потому что они сотканы из разных ниток разных цветов и с разными мыслями… Ни один высокий гость не уезжает из Ютазинского района без такого подарка!
День Победы в селе Байряка
Есть у села своя при родная достопримечательность – это уникальный родник, которому уже много веков. Вокруг него устроен колодезный сруб, и на памяти старожил за многие десятилетия этот сруб несколько раз уже меняли. Первым обустроили источник семья Губайдуллиных более двухсот лет назад. Вода в роднике удивительно вкусная, и даже немного сладковатая на вкус, очень хорошо утоляет жажду в летний зной и придает силы человеку.
До революции недалеко от села проходил древний торговый и почтовый тракт, который соединял Бугульму, Бирк, а потом уходил на Уфу. В память об этом тракте сохранился мост через речку Байряки, который до сих пор называется «Екатерининский». Однако после строительства местной железной дороги основной грузопоток пошел по другому пути, и древний тракт потерял своё значение.
Где находится, как добраться:
Село Байряка, Восточное Закамье,
Ютазинский район, Республика Татарстан, Россия
Координаты села:
54.711639, 53.382287
Из Казани можно добраться по трассе Р-239 (Оренбургский тракт), сперва до города Альметьевск, потом до города Бугульма. После Бугульмы следует повернуть к поселку Ютаза, и далее ехать на деревню Таш-кичу и потом на село Байряка.
____________________________________________________________________________________________________________________
Источник информации и фото:
Команда Кочующие.
Автор фото: Ямаев Амир.
Информация и фото из Журнала "Татарстан".
Коряков Ю.Б. База данных "Этно-языковой состав населённых пунктов России".
Книга: «Интеграция археологических и этнографических исследований: сборник научных трудов»: в 2 т.
Село Байряка. Институт татарской энциклопедии.
Официальный сайт Ютазинского района РТ.
Вложение | Размер |
---|---|
Bairyaki1 (1).jpg | 114.46 КБ |
Bairyaki1 (2).jpg | 91.57 КБ |
Bairyaki1 (3).jpg | 122.72 КБ |
Bairyaki1 (4).jpg | 212.18 КБ |
Bairyaki1 (5).jpg | 97.42 КБ |
Bairyaki1 (6).jpg | 424.73 КБ |
Bairyaki1 (7).jpg | 94.43 КБ |
Bairyaki1 (8).jpg | 215.08 КБ |
- Татарстан:
- Тэги:
- 1686 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий