Родники и источники Удмуртии
Выбранная тема достаточно актуальна, потому что родники постепенно исчезают с лица земли. Так, в Удмуртии активно исчезают малые речки и родники, качество воды в пока еще сохранившихся источниках оставляет желать лучшего. И чаще всего причиной тому - сам человек. Вокруг ижевских родников прочно обосновались свалки, промышленные зоны, которые вносят свой «вклад» в загрязнение подземных вод. Да и люди не всегда понимают, какую ценность представляет вода. Они привыкли к тому, что этого ресурса у нас в избытке. И нужно задуматься о том, что будущее поколение вполне может столкнуться с проблемой недостатка питьевой воды. И Удмуртия вполне может потерять свой статус родникового края.
СТАТЬЯ ПРО ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ УДМУРТИИ - ТУТ!
СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО УДМУРТИЮ - ТУТ!
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ УДМУРТИИ - ТУТ!
СТАТЬЯ ПРО РЕКИ УДМУРТИИ - ТУТ!
Аномальные зоны и загадочные места Удмуртии - тут!
СТАТЬЯ ПРО ГЕОГРАФИЮ УДМУРТИИ - ТУТ!
СТАТЬЯ ПРО ВОДОПАДЫ УДМУРТИИ - ТУТ!
Республика расположена в западной части Среднего Урала в бассейнах рек Камы и Вятки. Протяжённость территории с запада на восток — 180 километров, с севера на юг — 270 километров.Климат внутриконтинентальный, для которого характерны жаркое лето и холодные многоснежные зимы. Самым теплым месяцем является июль. Наиболее холодным месяцем является январь. Территория Удмуртии относится к бассейну Кама и имеет густую, хорошо развитую речную сеть.
Общая протяжённость всех рек республики составляет приблизительно 30 тыс. км. Обе крупнейшие реки Удмуртской Республики — Кама и Вятка — имеют истоки на севере республики. Большинство рек Удмуртской Республики имеет длину до 10 км. — их количество превышает 7000. Количество малых рек (длиной от 10 до 100 км.) составляет 368, а средних (от 100 до 500 км.) и крупных (более 500 км.) — 17.
Более 600 прудов насчитывается на территории республики, из них самые крупные — Ижевский, Воткинский, Камбарский и Пудемский. С юго-востока и юга Удмуртия омывается Воткинским и Нижнекамским водохранилищами.1
Родник, святой источник святителя Луки архиепископа Симферопольского поселок Игра
В субботу, 13 августа 2016 г. в посёлке Игра Игринского района Удмуртской Республики, состоится открытие купели на роднике освященного в честь святителя Луки (Войно-Ясенецкого) архиепископа Симферопольского. Родник был обнаружен и благоустроен группой любителей скандинавской ходьбы, во главе с заслуженным врачом Удмуртии Юрием Васильевым.
Юрия Германовича Васильева в Игре знают многие: почётный гражданин Игринского района, он много лет проработал в местной больнице хирургом-реаниматологом
Много лет родник выбивает и протекает по дну глубокого оврага в районе лыжных трасс спортивной базы «Радуга». Как оказалось, водица здесь не только очень вкусная, но и целительная! Пробы показали, что структура её круглый год как у талой и она самая чистая в районе! «Откуда такую воду чистейшую нашли?!» – с удивлением спрашивали специалисты санэпидстанции Юрия Германовича Васильева…
Молва о чудесной водице быстро разнеслась по посёлку! Всю зиму 2016 года шли сюда люди за ней – целыми семьями, и стар, и млад. Место стало популярным и было принято решение обустроить здесь купель. Кроме того, теперь здесь есть место для отдыха паломников, специальная тропа для хождения босиком.
Поразил игринского хирурга пример святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского.
– Его труды по гнойной хирургии, анестезиологии и сегодня остаются непревзойдёнными! Во время учёбы они были нашими настольными книгами! Но нам никто и не говорил в то время, что талантливый учёный, лауреат Сталинской премии, доктор медицинских наук – является богословом и ревностным христианским пастырем, не отступившим от веры в годы гонений, переживший три ссылки – и не поколебавшийся во Христе, – с почтением говорит Юрий Германович о святом.
Источник получил имя святителя Луки. На ближайшем дереве повесили икону святого и Крест – чтоб всякий, кто приходит на это святое место, мог поблагодарить Создателя за его бесценный дар: возможность бесплатно пить такую замечательную, целебную, святую водицу!
Батюшка Валерий, освящавший источник, обмолвился, что в этом месте хорошо было бы сделать купель. Но множество сомнений одолевало Ю.Г. Васильева: как приступать к делу, не имея опыта? Где найти финансы, строительный материал, рабочие руки? Но единомышленники-ингуровцы поддержали: «Давай строить!».
Весной работа началась. Помогали представители власти, коммерсанты, руководители различных предприятий и общественных организаций, простые люди: деньгами, материалом, рабочей силой, а то и просто дельным, нужным советом! Большую поддержку оказали депутаты Госсовета Удмуртской Республики Д.А. Лукин, А.А. Вахрушев.
29 мая 2016 года на роднике прошёл большой, дружный субботник, собравший представителей Игринского лесничества, Совета отцов и Совета женщин МО «Игринское», казаков, пограничников. Огромную помощь оказали члены Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство» во главе с руководителем местного отделения В.А. Боголюбовым, ветераном Афганской войны. Самую тяжёлую и ответственную работу выполнили они – уложили поперёк оврага длинные металлические трубы и поставили сверху сруб. С каким воодушевлением работала вся эта масса людей, дружно откликнувшаяся на призыв Ю.Г. Васильева помочь ему в общем деле!
11 июня, в день памяти святителя Луки (Войно-Ясенецкого), верующие совершили Крестный ход к святому источнику. Под пение молитв к роднику принесли резной поклонный крест, изготовленный игринским художником-резчиком Денисом Корепановым.
16 июня на источник привезли купель. Ещё не все работы по благоустройству были закончены, а некоторые из членов клуба уже поспешили с Божьей помощью окунуться в холодную и бодрящую воду.
Работы на игринском святом источнике святого Луки Крымского впереди ещё много. Родничок, незаметно тёкший много лет в глубине леса, стал благодатной точкой притяжения для самых разных людей и организаций. С Божьей помощью они объединились и создали прекрасное место, которое уже сегодня радует не только жителей Игринского, но и соседних районов.
– А «тропу здоровья» мы тоже облагородим, – говорит Юрий Германович. – Пусть люди ходят по ней, восстанавливаются после болезней, укрепляют иммунитет, чтобы никогда не болеть впредь. И пусть пьют чистую, святую водицу! И за всё благодарят Господа!
Координаты: 57.538759 53.080306
Родники
На территории Удмуртии расположено большое количество родников, благодаря которым она и получила неофициальное название «Родниковый край».
Родник по-удмуртски ошмес. Глубина родников Удмуртии составляет 100–300 метров, включая все виды подземных грунтовых вод.
Чем глубже от поверхности находится подземный источник, тем больше вероятность того, что из него течет хорошая питьевая вода. Территория Удмуртии имеет большие запасы грунтовых вод. Все они в основном мягкие, температура в таких родниках колеблется от 4 до 6 градусов. В настоящее время насчитывается около 1500 скважин. Подземные воды являются основным источником
Карта родников по районам Удмуртии
1-Ярский район
2-Глазовский район
3-Балезинский район
4-Кезский район
5-Юкаменский район
6-Красногорский район
7-Игринский район
8-Дебесский район
9-Шарканский район
10-Якшур-Бодьинский район
11-Селтинский район
12-Сюмсинский район
13- Вавожский район
14-Увинский район
15-Завьяловский район
16-Воткинский район
17-Сарапульский район
18-Камбарский район
19-Каракулинский район
20-Киясовский район
21-Малопургинский район
22-Можгинский район
23-Кизнерский район
24-Граховский район
25-Алнашский район
Родник «Святой Покровский ключ», святой источник Покрова Божией Матери село Шаркан
Родник освященный в честь Покрова Божией Матери расположен в 540 м южнее церкви, в селе Шаркан Шарканского района Удмуртской Республики. На рубеже XIX-XX вв. здесь находился женский монастырь, основанный семьей промышленника М.И. Родыгина.
В 2005 году начались работы по благоустройству родника, были установлены арки, бетонные плиты и мостик через ручей. Сейчас святой источник хорошо обустроен. Построены часовня, закрытая купальня с купелью, установлен поклонный крест. Целебная вода, Покровского святого ключа, пользуется большой популярностью не только среди местных жителей, но и гостей села.
Где находится. Как добраться:
личным транспортом из Ижевска по трассе до Воткинска, от него 35 км до Шаркана;
общественным транспортом автобусом Ижевск-Шаркан от Центрального автовокзала.
Координаты: N57° 17.429' E53° 52.566'
Родники используются для водоснабжения для городов, расположенных в той местности. Качество практически всех поверхностных водных объектов Удмуртии не соответствует нормативным требованиям.
Мощными источниками загрязнения водоемов являются сельскохозяйственное производство (выращивание крупного рогатого скота, химизация сельского хозяйства) и нефтедобывающая промышленность. Поэтому приоритетными загрязняющими веществами в поверхностных водных объектах республики являются нефтепродукты, соединения азота и тяжелые металлы.
В Ижевском, Воткинском и Камбарском водохранилищах наряду с указанными загрязняющими веществами дополнительное негативное влияние на качество воды оказывает «цветение» сине-зелёных водорослей.
В городах поверхностные водоисточники подвержены загрязнению неочищенными сточными водами. В результате сброса неочищенных сточных наблюдается неудовлетворительное состояние источников питьевого водоснабжения.
Например, Ижевское водохранилище используется для сброса сточных вод. Наиболее высокая загрязненность характерна для реки Иж ниже г. Ижевска и всех малых рек на территории города. Река Иж загрязняется сточными водами Ижевского промышленного узла. В реку Позимь поступают сточные воды машиностроительных, сельскохозяйственных предприятий и аэропорта – это реки «сильно- и чрезвычайно загрязнённые».
Вода реки Камы возле города Сарапул относится к разряду очень загрязненных вод. К разряду «загрязнённых» и «сильно загрязнённых» рек относятся также р. Сюга и ее притоки, р. Камбарка ниже пруда, р. Вотка ниже пруда, р. Ягулка ниже с. Ягул. Водареки Чепца принимает сточные воды машиностроительной промышленности и сельскохозяйственных объектов. Наибольшая часть рек Удмуртской Республики (Пызеп, Лекма, Юнда, Ита, Лоза выше п. Игра, Кильмезь, Вотка выше пруда, Нылга выше с. Нылга, Умяк, Адамка, Вала в верховьях, Сарапулка) относятся к разряду «умеренно-загрязненные»3.
Только на территории города Ижевска имеется более 60 родников, которые используются населением в качестве источников нецентрализованного питьевого водоснабжения. Родники располагаются крайне неравномерно и образуют несколько групп.
При этом важно отметить, что обустроенные и контролируемые санитарно-эпидемиологической службой родники располагаются там, где для этого имеются как природные предпосылки (выход водоносных горизонтов), так и общественная потребность. В ненаселенных местах родники, как правило, не обустроены. В пределах основного массива городской застройки выделяются четыре группы родников.
1. Азинская группа родников.
В данную группу входят 7 родников, находящихся в нижней части правового коренного склона Ижа. Водообильность родников в основном наибольшая. На качестве воды неблагоприятно сказывается расположение данной группы родников в экологически неблагополучном районе вблизи Центральной промышленной зоны, а также наличие в водосборной зоне большого массива частной застройки, не имеющего канализации.
2. Карлутская группа родников (14 родников) приурочена к долине реки Карлутки. Родники в основном отличаются хорошей водообильностью. Качество воды в пределах частной застройки Восточный – невысокое из-за нитратного загрязнения; ниже по Карлутке, в районе лесного массива, удовлетворительное.
3. Подборенская группа родников (12 родников) приурочена к долине реки Подборенки, главным образом к ее левому коренному склону. Водообильность родников различная, но в основном невысокая. Качество воды различное и зависит от санитарного состояния водосборных территорий и каптажных камер.
4. Чемошурская группа родников (6 родников) находится в оврагах и балках в районе Старого аэропорта, преимущественно на коренных склонах южной экспозиции. Группа родников немногочисленна, но в основном водообильна. Качество воды удовлетворительное.
В течение 2013года была исследована вода из 7 родников, расположенных на территории г. Ижевска: ул. Барышникова, ул. Труда, ул. Короткова, д. Ярушки, «Важнин ключ», ул. Ракетная, пос. Шунды на соответствие гигиеническим нормативам. Установлено, что только в 4 родниках качество воды соответствовало гигиеническим нормативам: д. Ярушки, «Важнин ключ», ул. Ракетная, пос. Шунды.5 Специализированных организаций, обустраивающих и эксплуатирующих родники, в городе Ижевске нет. Очисткой территории родников и их благоустройством занимаются энтузиасты-жители города, редкие предприниматели и управляющие компании.
В настоящее время чистых родников остается все меньше.
Недалеко от природного парка «Усть-Бельск», что на юге Удмуртии, есть деревня — Зуевы Ключи. Здесь семь родников. У каждого источника своя легенда. Особенно славятся два — Святой и Гремячий ключи.Воду из Святого источника пьют, обливаются ею, а вот на Гремячем, как правило, умываются. Здесь стоит купель и построенная часовня. Родники со «святой водой» в Удмуртии есть почти в каждом районе.
Некоторые родники представляют собой уникальные природные объекты, имеющие значительную ценность как памятники природы. Природная структура родниковой воды и отсутствие химико-физического вмешательства делают ее безопасной. Все вышесказанное справедливо для источников, расположенных в природной, а чаще всего, заповедной зоне. То есть там, где нет потенциальных источников загрязнения почвы и грунтовых вод.
Ежегодно из них извлекается более 60 млн м³ для хозяйственно-питьевых, технических и сельскохозяйственных нужд. Многие подземные водные источники Удмуртии обладают минеральными качествами и используются в лечебно-оздоровительных учреждениях и разливается в бутылки. Наиболее значимые минеральные источники — Варзи-Ятчинский (сульфато-кальциевые воды), Ново-Ижевский, Кизнерский и Увинский (йодо-бромистые воды).6
Заключение
В целом можно сделать вывод о развитии нашего края как о крупном центре России с его историей; географическим положением; густой, хорошо развитой речной сетью; богатым и разнообразным растительным и животным миром; чистыми родниками, которых в настоящее время остается все меньше и меньше. Причина которым – высокая загрязненность почв, свалки мусора возле родников, особенно расположенных в оврагах и балках. А когда-то люди слагали про родники легенды, так как родник – это дар природы.
На охрану родниковых вод влияет и действующая нормативно-правовая база. Необходимо проводить работы по восстановлению и очищению родников; работы по определению статуса особо охраняемых территорий для родников города. Для того чтобы вода в родниках была действительно «живой», необходимо помнить, что их дальнейшая судьба во многом зависит от уровня экологической культуры каждого из нас.
Трехсотлетний родник в Карамас-Пельге (Киясовский район).
"Родник с хрустальной водой жители Карамаз-Пельги особенно почитают. По народным преданиям роднику более 300 лет. Испокон веков жители этой деревни перед началом всякого большого дела приходили сюда и обязательно умывались этой родниковой водой."
Вода вкусная и очень холодная.
75км от Ижевска. Как проезжаем спуск и преодолеваем мост через пруд (ныне высохший - требует перепроверки, информация актуальна для лета 2014), то перед подъемом будет первый же поворот налево - там деревянный мост.
Проходим его пешком. И слева будет родник.
ПУТЕШЕСТВИЕ В КАРАМАС-ПЕЛЬГУ
Как доехать, где находится:
Сделал за эти выхи примерно, по очень грубым прикидкам, 200 км. (по велокомпу овер 190, но часть пути не считалось, магнитик на какой-то колдобине съехал вниз по спице от удара, плюс еще погрешность метров 50 на каждый километр есть где-то).
РОДНИК СВЯТЫХ МУЧЕНИКОВ ФЛОРА И ЛАВРА
Святой ключ у часовни Святых мучеников Флора и Лавра расположен в логу, между селами Киясово и Первомайский, в 2-х километрах западнее последнего и в 2,5 км юго-восточнее деревни Аксарино Киясовского района Удмуртской Республики.
Территория охраняется государством и является гидрологическим памятником "Святой".
По преданию, более века назад, здесь, уже у канувшего в летах, починка Запольского, была обретена икона святых Флора и Лавра. Икона была перенесена крестьянами в местный храм, но потом она чудесным образом на прежнее место воротилась. После этого у источника построили часовню где икону и поставили. Устроили купель, спуск к воде выложили камнем.
Родник «Святой», святой источник мучеников Флора и Лавра между селами Киясово и Первомайский
В стародавние времена 18 августа по старому стилю, 31 августа нового стиля, в день памяти Флора и Лавра, а также на праздник Святой Троицы из села Данилово, от Свято-Никольского храма, к святому источнику шли крестным ходом многочисленные верующие, а в поле у Святого ключа по традиции проводилась ярмарка, где продавали и лошадей. На Руси Флора и Лавра почитали как покровителей домашнего скота и, в частности, лошадей.
В наше времена к Святому ключу по-прежнему приезжают и приходят паломники. По существующему поверью, ключевой водой окропляют новые автомобили, чтобы не было аварий и поломок.
Целебной родниковой водой, по вере, часто исцеляются больные. Самый известный случай исцеления незрячего человека. Проведенный анализ воды показал содержание ионов серебра.
Вода долго хранится и может не портится месяцами.
В настоящее время многие даже неверующие приезжают сюда за водой. К ключу Святому приезжают также свадьбы, молодожены верят, что их брак будет более крепким и счастливым. Возрождается традиция крестных ходов.
Где находится, как доехать:
Координаты: N56° 22.358' E53° 11.581'
РОДНИКИ ИЖЕВСКА
Ижевск - столица "родникого края" долгое время утоляла жажду из своих родников. Первые документальные свидетельства о родниках Ижевска появились более полутора веков назад. До того они никак не учитывались и не описывались, хотя, разумеется уже могли иметь народное название.
Полковничьи ключи - самые известные родники Ижевска. Точнее, особо известен, окружен романтической аурой один из них.
Вернее всего, именно к рассматриваемому нами ключу относятся слова из заводского дела 1862 года. Из него следует, что на восточном берегу, над неким "родником у плотины, служащим для снабжения водою", еще в 1834-1835 годах были устроены "навес и беседка" (ЦГАУР ф.4,ОП. 1, д.1356).
Архивное дело 1865 года свидетельствует о первых попытках благоустроить этот ключ: "У ключа (именуемого Полковницким), что на берегу заводского пруда, поправлен съезд или дорога мусором и шлаком. Самый ключ преведен в должный порядок".(ЦГАУР, Ф.4,ОП.1,д.1704).
Происхождение весьма популярного названия этого ключа покрыто тайной.
В соответствии с народным преданием принято считать, что, захватив Ижевск в конце июля 1774 года, Е.И.Пугачев и его люди казнили именно здесь (а не на площади, что было бы логичнее и "поучительнее") главного командира Гороблагодатских и Камских (Ижевского и Воткинского) заводов, полковника Федора Федоровича фон Венцеля.
Это крупный горный деятель, замечательный организатор железоделательного производства из династии обрусевших немцев. Мучительная гибель Ф.Ф.Венцеля несомненна. Но подтвердить документально какую-либо ее связь с данным ключом невозможно.
Не исключена иная, "не пугачевская" версия. Гидроним вполне мог сформироваться благодаря соседству ключа с домами полковников. Эти командиры (или заместители командира - генерала) обычно проживали в казенных деревянных домах над ключом.
В число Полковницких ключей включали и Бодалевский ключ. Он же именовался и как "Водопой". Это следует из публикации 1897 года.
"Ижевский завод растянулся на 5-6 верст в длину и ширину. Поэтому существует постоянная нужда в хорошей воде. В самом центре лишь два ключа - Полковницкий и Бодалев. Спуск к первому убийствен. Бодалев же ключ составляет частную собственность пивоваренного завода". "Волжский вестник" 1897, 14 ноября.
Казанские ключи - у починка Ключевого (Ключевского) по левую сторону от Казанского тракта, переходящего в Казанскую улицу (улицу В,М, Азина), ижевцами издавна использовались четыре ключа, разделявшиеся один от другого расстояниями от 5 до 10 сажен.
Общая водоносная мощность данной группы ключей, по исчеслениям от 24 августа 1904 года, составляла около 20 тысяч ведер чистейшей воды в сутки. ЦГА УР, ф4,ОП.1д.3776,л.6.
К настоящему времени это только один ключ, по традиции называемый Казанским.
Карлутский ключ.
Гидроним дан по речке Карлутке, но использовалось и название Холодный ключ. Впрочем, последнее типично и для ряда других ижевских родников в качестве параллельного названия.
На берегах Карлутки известно несколько родников. Но здесь речь только о том, который распологался близ деревни Русская Карлутка (выше пересечения речки с с нынешней улицей Ленина).
В 1800 году возле него жителями деревни была выстроена деревянная часовня во имя Преображения Господня. В 1892 году на этом же месте была сооружена одноименная каменная часовня.
В отчетах сообщалось, что часовня выстроена прямо "над ключом", а при нем издавна был бассейн. "Доброхотные деятели по неимению кружки пожертвования свои бросают в бассейн ключа, ничем не огражденный". ЦГА УР,ф.245, ОП.4,Д.5,Л.2.
В 1930 году часовня была закрыта и вскоре уничтожена дотла. Родник же уцелел и сохранил в восприятии ижевцев свою святость.
Родник, святой Серебряный источник
Удмуртская республика » Увинский район » село Удугучин
Источник расположен в селе Удугучин, около Александро-Невского храма. Александро-Невский собор, переживший нелегкие времена богоборчества виден еще при въезде в село. Величественный, привлекает своей красотой многих гостей села.
Родник, святой источник преподобного Трифона архимандрита Вятского
На территории нынешней Удмуртии как её еще называли «прикамской чуди», у берегов реки Чепца, преподобный Трифон Вятский проповедовал, обращая людей в веру Христову. Многие к нему приходили за помощью и многих он исцелял от недугов. Особенно много больных с глазной болезнью - трахомой в те времена обращались за помощью к преподобному и получали исцеления от болезни своей. И вот как то раз преподобный помолившись бросил камень в месте которого забил родник целительный. В дальнейшем в том месте, у источника, была построена деревянная часовня, а в 1909 году на ее месте и храм правда деревянный, освященный в честь Преподобного Трифона Вятского. В годы советской власти храм не избежал судьбы многих святых мест как и по всей России и вот в 1993 состоялось официальное открытие Покровского женского монастыря при Трифоновском храме на берегу реки Чепца близ села Каменное Заделье Балезинского района Удмуртской Республики.
Целительный источник молитвами святого Трифона каждому дает по его вере. Были и случаи исцелений. Вот некоторые из них.
Жительнице Каменного Заделья Зое в 1-ой республиканской больнице поставили диагноз - рак крови и дали направление в институт гематологии, который находился тогда в Кирове. Но она не поехала - работа, семья. Начала регулярно ходить к ключу - пила, обливалась, и вскоре медики обследовав её в очередной раз с удивлением отметили, что от болезни не осталось и следа. Об этом подробно написала в свое время балезинская газета «Вперед».
Еще два поразительных случая выздоровления связаны с детьми, которым поставили такой же страшный диагноз. В первом случае - новорожденному малышу, в другом девочке-подростку. Вторую привезла мать из Ижевска в последней надежде на помощь Господа и святителя Трифона. Мать её сама врач и прекрасно понимаю, что шансов у дочери практически нет, бросив работу и поселившись с ребенком рядом с источником, каждый день приходили к нему по тропинке. И произошло чудо. Прошло уже много лет. Девочка - ныне мать четверых детей, жена священника - уже давно забыла о своих страданиях, но помнит о том, что была исцелена Господом благодаря Трифону Вятскому, вере и любви матери.
Где находится, как добраться:
Добраться до Свято-Трифоновского источника из поселка Балезино можно вот как - не доезжая до села Каменное Заделье, свернуть направо на лесную дорогу. Доехав до ворот Покровского женского монастыря повернуть направо и вдоль забора спускайтесь к пойме реки Чепцы.
Координаты:
N57°55'55.99"
E53°11'5.34"
Родник, святой источник во имя Всех Святых
Сегодня, 19 января — Крещение. Вся вода в этот день освящается. Она святая! А значит, святые источники — святые вдвойне.
Я хочу рассказать о святом источнике в Сюмсинском районе, у деревни Малые Сюмси. Бьет ключ из земли и бежит, бежит вода по лотку, ни на минуту не замедляя свое «говорливое» течение. Сколько же людей приходило и приходит к роднику! Нужно освятить, решает батюшка. И вот 30 сентября 2001 года настоятель Казанско-Богородицкого храма села Сюмси отец Владимир освятил родник! Ему помогали матушка Татьяна и дети из воскресной школы. Освящение проходило торжественно и трогательно. хотелось плакать. Родник был освящен во имя Всех Святых, и несет теперь свои воды святой источник — помогая, утешая, успокаивая.
Человече, тебе трудно, противоречия раздирают тебя, дома и на работе проблемы? Помолись и иди к святому источнику. И пусть Господь тебе поможет.
Святой источник на земле-
Ты поклонись ему,
Душа у страха в кабале -
Но это ни к чему.
Молитвами ее омой
И в небо посмотри…
Ты у источника, мой друг,
А в небе снегири.
Порхают чудо-толстячки,
Как дивен Божий мир,
В источник руки опусти,
Услышав пенье лир.
(Тамара Федорова с. Сюмси январь 2003 г.)
«Родник Души» поселок Игра
Удмуртская республика » Игринский район » поселок Игра
Удмуртскую Республику называют "родниковым краем". Испокон веков, в Удмуртии, родники с чистейшей водой обустраивались деревянными домиками.
В поселке Игра Игринского района Удмуртской Республики находится много родников. Один из них - «Родник Души» расположен в центре, у пересечения улиц Советской и Труда. По поверью, те, кто выпьет этой воды, будет счастлив.
Координаты: 57°32'15.2"N 53°05'12.1"E
Родники деревня Ключевка
На высоких холмах, в красивых местах, на истоках живых родников зародилась деревня Ключевка. В 2008 году ей исполнилось 360 лет. Деревни и села, основанные в старые времена, размещались вдоль рек на возвышенностях. Как правило, в центре поселений располагался родник.
Название «Ключевка» произошло от устройства поселения на месте, где бьет множество ключей, с которыми связано немало легенд. Ключ для удмуртов всегда являлся священным местом, где происходили значительные события, сопровождавшиеся обрядами. Традиции действа у ключей передавались из поколения в поколение, сохранились и поныне.
Есть упоминания, что в деревне было 18 дворов, затем 32 двора, 45 дворов. В окрестностях деревни много ключей, которые сливаются воедино и впадают единым потоком в р. Лозу. В деревне живут удмурты, принадлежащие к воршудно-родовым группам Кечьпи, Эсэкей, Макар, Кимош, Якунь, Дядю, Кöс тыбыр, Камай, Горей пи и др., (так и сейчас называют те семьи, что живут здесь). У каждой воршудно-родовой группы была куала - священное место, где проводились ритуалы, обряды. Сооружение имело четыре стены, одну низенькую дверь и крышу; ни пола, ни потолка в куале нет. Женщины не имели права входа в помещение. Таких куала в деревне было несколько. Например, там, где сейчас протекает «Якунь ошмес». Подземный ключ на окраине деревни бьет до сих пор, но никто из жителей не пьет воду из источника. Существует поверье, что «ошмес кутэ» - у того, кто попробует воду из ключа, появляются гнойные язвы.
В центре деревни из-под земли бьёт ключ. Недалеко от него еще один, а там дальше, на соседней улице, еще один. Их свыше 9. В былые времена возле родников проводили православные обряды. Но в Ключевке не было своей церкви, поэтому воду из родников использовали лишь в бытовом плане: стирка, готовка пищи и т.д.. Некоторые родники имеют свои названия: «Центральный ключ», «Ӟилишур», «Геня ошмес», «Кöльо Шур», «Якунь ошмес» (здесь находилось куала), «Горд ошмес», «Коля буба ошмес», у одного из родников находился когда-то молокозавод.
Хочется отметить один родник антропогенного происхождения: при поиске месторождения нефти была пробурена скважина, но по-видимому, нефть не нашли, зато оттуда начал бить родник. И что удивительно, вокруг есть водоемы, но лесные звери подходят напиться воды именно к этому ключу. Феномен? Нет. Этому всему есть объяснение. Территория республики в гидрогеологическом отношении входит в пределы восточной части Волго-Камского артезианского бассейна, вследствие чего наблюдаются выходы грунтовых и межпластовых вод на поверхность в виде родников, а местами – в виде самоизливающихся скважин. Были в хозяйствах и колодцы. В настоящее время в деревне нет ни одного колодца, в дома проведен водопровод.
До сих пор у жителей нашей деревни сохранилась традиция отмечать праздники, такие как: Рождество (Вожо дыр), «Табань сиён»/«Ӵӧжы сиён», «Армие келян», «Пинал пыртон», «Корка потон», «Корка пырон», Масленица, День деревни у Центрального ключа, который благоустроили, привели в порядок. Наши предки при поисках места поселения всегда держались ближе к ключам, рекам. Пробовали воду на вкус, кроме этого, во дворах или на улице рыли колодцы. Наша деревня расположена также на истоке живых родников.
Без воды нет жизни. Люди давно это поняли. Летом нет дождей – растения вянут, хлеба сгорают, земля трескается, ничего не растет. После дождя все вокруг зеленеет. Уставший после работы человек, попив прохладной ключевой воды, снова набирается силы. В бане, после купания в реке, все тело омолаживается, на душе становится хорошо, легко. Издавна вода людей очищала и укрепляла, и придавала им бодрость и силу. Поэтому в жизни человека немало сложилось обрядов, связанных с водой. Только что родившегося младенца купают в бане три дня подряд. Если сглазили ребенка – умывают лицо водой. Весной, в старину, перед выходом в поле, совершали обряд моления и подношения реке, водяному хлеба с маслом и солью. Без воды нет жизни, поэтому исстари родники, реки, колодцы всегда содержались в чистоте.
Представляет интерес традиция «Омывание у ключа». Ритуал омывания, как очищения от грехов, происходит в ночь с 18 на 19 января (Великое Крещение). Всё население, включая население соседних деревень, собирается возле Центрального ключа. В преддверии этого ряженые ходят по домам, колядуют, взрослые вместе с детьми желают здоровья хозяевам, богатства и урожая. Хозяева с удовольствием угощают колядующих, накрывают столы. Примерно в 22-00 всё население деревни собирается около ключа печь блины на костре, играть в подвижные игры, пляшут, водят хороводы. Лишь к полуночи накрываются столы. Старые жители молятся и всех приглашают на ключ. Кто-то омывается, кто-то набирает целебной воды.
Координаты: 57.715755 53.333915
Родники «Счастья» деревня Сундур
Удмуртская республика » Игринский район
Родники «Счастья» расположены в деревне Сундур Игринский район Удмуртская Республика. Три родника, испив воды из которых, семья всегда будет счастлива, крепка, здорова и материально обеспечена.
Три священных родника, до революции в прошлом веке, принадлежали исключительно членам трех родовых групп. Ошмес в переводе с удмуртского - родник. Родник долголетия называется Тэльпи-ошмес, богатства — Блек-ошмес, семейного счастья — Обросьпи-ошмес. Жители деревни до сих пор пользуются водой из этих родников, в том числе обливаются ею во время празднования Крещения.
У родников проходили моления, во время свадебного обряда невеста шла к роднику родственников мужа, бросала монетку, чтобы задобрить воду, которой она будет потом всю свою жизнь пользоваться — мыться ею, стирать в ней, пить ее.
Два источника, Тэльпи-ошмес и Блек-ошмес, находятся на одной улице. Координаты ниже, указаны для родника Блек-ошмес. Тэльпи-ошмес расположен в 200 м юго-западнее по улице Родниковая.
Местные жители считают, что на самом деле их деревня называется Сулдыр (перевод с удмуртского — «время снятия коры»), а топоним Сундур - результат русского или татарского искажения в ходе дореволюционных переписей.
Координаты: 57°31'28.0"N 53°07'22.6"E
Родник «Живой ключ»
Удмуртская республика » Кизнерский район
Гордятся жители села Короленко родником - «Живой ключ», он находится в лесу, за бывшей деревней Чулья. Источник является памятником природы, а назвали так потому, что вода в нем отзывается на разговор. Если подойти тихо и разговаривать шепотом, то она журчит. А если кричать – то бурлит.
Где находится, Как добраться:
на общественном транспорте на электричке Ижевск-Казань до станции Саркуз, созванившись с экскурсоводом, за вами пришлют автобус, или если решили прогуляться то выйти нужно на платформе Мултан.
на личном транспорте по Можгинскому тракту, проезжаете Можгу по указателям Кизнер. В поселке спросите местных жителей, в каком направлении двигаться в Короленко. От Кизнера рассчитывайте еще километров 25 до села. Когда доберетесь до таблички с указателем Короленко 7 км, то не двигайтесь прямо, как там нарисовано, а сверните направо. Иначе, уедете не в том направлении. Будет лучше, если возьмете с собой карту дорог или навигатор.
Телефоны экскурсовода:
8 (341 54) 3-10-30 – Кизнерский краеведческий музей
8-950-835-47-05 Ольга Михайловна Соколова
Координаты:
56°26′52″N
51°51′7″E
ИСТОЧНИК БИЗЕК - СЕРЕБРЯНЫЙ КЛЮЧ
Источник "Бизек" (Серебряный родник, святой источник Иоанна Крестителя) — это один из самых узнаваемых туристических объектов Кизнера и Кизнерского района.
Находится на землях сельского лесхоза в юго-западной части посёлка Кизнер в заболоченной пойме реки Люга, которая бежит почти рядом.
С райцентра к роднику ведёт хорошо укатанная грунтовая дорога, по краям которой свисает душистый хмель.
Родник представляет собой открытый выход минеральной лечебно-питьевой воды, которая мощным потоком вырывается из-под земли. Хрустальная вода, выходя наружу, клубится, «серебрится», может быть, поэтому местные жители дали ему второе название — Серебряный родник.
Вода здесь очень холодная — всего +6° С.
Над родником построена беседка, в которой можно отдохнуть, полюбоваться окрестной природой южной Удмуртии, найти умиротворение своей неспокойной суетной душе.
Поблизости от источника располагаются залежи лечебной грязи, которые занимают территорию свыше 30 га и по объему составляют 530 тыс. куб. м.
В северо-восточной части п. Кизнер на различных водоносных горизонтах открыты уникальные по своему значению месторождения минеральных вод – боробромной, сероводородной, гидрокарбонатной.
Эти воды могут использоваться для бальнеологического лечения (купания), а питьевая – для лечения желудочно-кишечных заболеваний. Благодаря этим грязям и водам Кизнерская больница восстановительного лечения славится в Удмуртской Республике и далеко за её пределами.
КЕЗДУРСКИЙ ВОДОПАД - ВОДОПАДЫ УДМУРТИИ
Кездурский водопад на каждой странице в интернете. От меня туда-обратно пятьсот километров. Да и зима наступает. Но поехал. Ель просится на фотоаппарат, что недалеко, в Сосновом Бору. Исток Камы – святое, туда нельзя наскоком. И с людьми пообщаться, много интересного расскажут.
Как доехать, где находится:
В Сосновом Бору -комплекс «Живица», рядом дом растёт. Каменщик кирпичи любовно кладёт, песнею выводит.
«Не проехать тебе до ели, грязновато будет. А водопад в Кездуре легко найдёшь, на знак дорожный ориентируйся, возле него тропинка будет, она не зарастает, многие туда ходят».
В Кездур не заезжаешь, по дуге обходишь деревню, и тут же, в ста метрах, треугольный дорожный знак. Снега, однако, как хорошей зимой. У меня в районе такого ещё нет!
Следы, ведущие к водопаду, легко читаются, можно и на машине спуститься. Но ни к чему! Деревья свечами стоят, лишайниками покрыты, признак высокой чистоты воздуха. И нарастающий, милый сердцу, шум!
Вода кипит, пенится, рвётся наружу. А высвобожденная, стремится потоком упасть и свободно по низине дойти до реки.
Ладошку протянул – тут же вверх по руке пробежала, рукав обмочила, вернулась к себе. Серебрится в падении. Наверху, среди нависших корней, пробиваются росточки-роднички, пробуют силу. Завораживает. Бег времени зримо ощущаешь, чувствуешь, как оно течёт.
Глина спрессованная, разноцветная мозаикой сопровождает поток. Вперемешку с камнями устилает дорогу.
В руки возьмёшь, чуть прохладная на ощупь, тебе энергию придаёт, успокаивает.
Пару камней подобрал. Они, устав бороться, потоком снесены в самый низ, мхом покрылись. С собой взял, бег времени остановил.
НЕЧКИНСКИЙ ВОДОПАД
В вечерних удмуртских новостях передали о возможном создании университетского комплекса с численностью студентов порядка 5 тысяч человек на территории села Нечкино Сарапульского района.
А буквально десятью минутами ранее я вернулся как раз из этого Нечкино, где со своим университетским товарищем проходил экологической тропой в Нечкинском Национальном Парке. Товарищ – Дубовцев Николай – преподававший биологию-химию в местной школе, с этого года на полной ставке сотрудника Национального Парка.
Поле с многолетними травами, через него шагают опоры высоковольтной линии с Воткинской ГЭС, наверху – Спортивный Комплекс горнолыжный, внизу речушка Коноваловка и село Нечкино.
Экологическая тропа начинается в самом селе с подъёма на смотровую площадку, но мы поступили иначе. По полю с травами под высоковольтной линией на автомобиле подъехали к промежуточному пункту Тропы – Орланьи Кручи.
«Орланьи» — от слова Орлан-белохвост, краснокнижная птица Удмуртии. Его «родственник» — белоголовый орлан – символ Соединённых Штатов, помните на гербе?
Тропа с хорошими перилами, треугольными гнездовьями и неподъёмным идолом привела к мосткам через ручей, что бежит по плитам песчаника и ниспадает водопадом!
Со временем песчаник сдаётся, его плиты разрушаются, и водопад ежегодно изменяет свою форму. Но, тем не менее, это настоящий ВОДОПАД!
Обе стороны ручья с обнажёнными выходами спрессованных глыб. Деревья корнями пронизывают расщелины.
В случае обвала породы им грозит участь быть похороненными под толщами песка и гальки.
По левому берегу ручья ещё угадывается спуск к реке Каме – так называемый Пислеговский взвоз. Вымощенная плитами песчаника дорога от бывшей когда-то деревни Пислегово до Камы, где располагалась своего рода небольшая пристань.
Здесь расположен конечный пункт Экологической Тропы, можно отдохнуть, на костре сварить обед. Или, даже, тебе сварят к твоему приходу, только закажи. Отсюда же можно уехать на транспорте, что придёт за тобой. Но проехать сюда любому желающему не получится. Нужен пропуск в Спортивном Комплексе, у них там шлагбаум.
Подняться наверх к машине — нужна хорошая физическая подготовка. Курящие сразу в проигрыше.
Далее на машине в обратную сторону, к началу маршрута. Здесь по полю пустой перегон, если пешком, километра два пройти нужно. Вторая смотровая площадка. Вид на Каму.
Вдалеке – трубы Чайковского, химзавод. По Каме лодка моторная идёт, как игрушечная сверху. Языком песчаная отмель, недавно появилась, всё лето большая вода стояла.
Мыс, покрытый пихтами и елью, с множеством муравейников, сторожит Нечкино. Внутри спряталось Нечкинское Городище. С защитным валом и рвом по периметру. Времён границы бронзового и железного веков. Небольшая, по нашим меркам, территория, могла служить убежищем только привилегированной знати. Защитный ров и естественный крутой склон позволяли держать оборону до подхода основных сил (если, конечно, было кому подходить).
Больших, планомерных раскопок никто не вёл. Территория дважды под охраной – как Городище и как территория Парка. На соседнем городище, вниз по Каме, его отсюда, со смотровой площадки видно, археологи работали. Предметов немало нашли. Например, железный топор. Он V-образный, у него «обуха» нет, топорище просто сверху вставлялось.
Вниз спускаешься по лестнице, спасибо РусГидро, обустроили.
У речки Коноваловки ещё достопримечательность – родник у Красной Горки. В Крещенье — прихожане, батюшка во главе, крестный ход. Чуть в стороне – гора с выходами песчаников необычного тёмно-синего цвета.
Николай, друг мой Колька, мы пять лет прожили вместе в общежитии, дома окружён детьми, внуками. В свободное время режет по дереву. Все аншлаги на Тропе – его рук произведение. Дубовые листья – символ семьи.
КАНАЛ КОПАНЬ
Копань – уникальное историческое место и, вместе с тем, памятник природы. Канал Копань – одно из старейших русских гидросооружений, соединяет Чепцу с рекой Очер.
В начале 19 века на железоделательном заводе графа Строганова, который стоял на реке Очер, возникла потребность в дополнительных мощностях для производства. Все механизмы приводила в движение энергия падающей воды: приводились в действие молоты, меха для раздувания угля, пилорамы для производства деревянного строительного материала.
Периодически возникал дефицит воды в заводском пруду. Чтобы обеспечить бесперебойную работу завода, было решено увеличить водность Очерского пруда за счет переброски вод реки Чепца в реку Очер. Для этого и потребовался канал, соединяющий реки.
Копань вид сверху
Проект разработал крепостной гидротехник И. Ф. Бушуев.
В 1813—1814 годах крепостные крестьяне вручную, лопатами, копали канал. Более 400 тысяч кубометров грунта вывезли на телегах. Это примерно 13 тысяч Камазов. На работах было занято более 5 тысяч крестьянских хозяйств. Из-за тяжелых земляных работ бывали крестьянские волнения. Канал даже называли в народе «адским провалом».
Сооружение, вырытое вручную, впечатляет и сейчас. Глубина канала от 5 до 40 метров, ширина 100 метров, а длина канала около 1,5 км.
Однако надежды не оправдались: приток воды из Чепцы оказался не так велик, как рассчитывали.
Как добраться до канала Копань, где находится?
Канал Копань расположен примерно в 27 км к западу т пермского города Очер. Недалеко находится о село Кулики. От Очера нужно ехать по дороге через Киприно до Куликов. Здесь повернуть направо, и по грунтовой дороге ехать в северном направлении еще 2 км до Копани. На пути в поле есть указатель направления.
Чепца впадает в канал двумя живописными водопадами, и затем течет по дну канала ручьем. Он носит название Чепца-1 и впадает в Очер. На водопады можно полюбоваться со смотровой площадки.
Или вблизи, спустившись на дно канала по крутой длинной подвесной лестнице, которая расположена слева от смотровой площадки. Другой возможности спуститься вниз нет. Ручей неглубокий – по щиколотку, но берега глинистые. Через 50 метров от лестницы вверх по ручью будут водопады. Копань лестница
Высота их падения небольшая, можно встать под струи. Вода в них прохладная, один чуть теплее, другой чуть холоднее. Заряд бодрости обеспечен).
Копань водопады
Рядом со смотровой площадкой есть поляна, можно встать здесь палаточным лагерем.
Берега канала облюбовали местные отдыхающие. В теплое время года здесь многолюдно. Если хотите уединенного общения с природой, то лучше планировать поездку на будние дни.
Пермские турфирмы организовали экскурсии к каналу и водопадам. Местная администрация построила беседку. Но в целом, за состоянием канала не особо следят. Не так давно по дну канала проехали на внедорожниках отдыхающие из города Верещагино. Они почистили дно от коряг, но колесами нарушили дно исторического и природного памятника.
Очерский пруд, в который впадает ручей Чепца-1 из Копани. Здесь есть памятник уже другой эпохи – из советских времен. Теперь он тоже интересен, смотрится осколком другого времени. Пруд с каждым годом мелеет. Об этом свидетельствуют отметки, оставленные водой на опоре вышки для прыжков. Очерский пруд впадает в еще один небольшой прудик и дальше превращается в реку.
Вода из ключа "Гремячего" считается мертвой: в целом она пригодна для внутреннего употребления, но значительно полезней ей обливаться. Говорят, что так быстрее будут заживляться имеющиеся раны на теле и все этом духе. Оба этих родника находятся буквально в 300 метрах друг от друга.
Самая основная ошибка тех, кто ищет родник, заключается в том, что они заезжают в поселок Зуевы Ключи. В действительности, поселок не имеет с этими родниками ничего общего, за исключением того, что просто находится рядом с ними. В целом, его название географически обосновано. Ведь родники находятся между Зуевыми Ключами и поселком Зуево, но, тем не менее, ближе к первому.
Как доехать где находится:
Чтобы добраться до родников, нужно выехать на перекресток проселочных дорог. Координаты перекрестка: N055 52.888, E053 14.886
И ехать мимо часовни.
Координаты часовни: N055 52.215, E053 16.074
От часовни налево будет родник Гремячий (с мертвой водой).
Координаты Гремячего: N055 52.337, E053 16.077
А если продолжать ехать прямо, то после крутого спуска вниз и сразу направо, будет Святой ключ - с живой водой. Там же, внизу, стоит купель.
Вода из родника, в отличии от Гремячего, течет очень слабо. Один литр воды, в среднем, набирается за одну минуту. Координаты Святого ключа: N055 52.173, E053 16.169.
Еще одна легенда рассказывает про старца. "По легенде, раньше русло Камы было очень бурным, редкий корабль мог пройти его. Потому все суда выстраивались в очередь в ожидании, когда этот самый старец выйдет из пещеры и подымет руки. Тогда река успокаивалась, и корабли могли спокойно продолжать свой путь."
Зуевы ключи - Гремячий ключ
Зуевы ключи. Деревня в Каракулинском районе.
Святое место.
От Ижевска по трассе - около 170 км, через Сарапул и Каракулино.
Рядом марийские деревни Быргында, Ныргында и Чеганда. И вот проезжая эти деревни, и уже съезжая на гравийную дорогу, мы и приехали в Зуевы ключи на Каме. Стоя на горе и глядя на эту картину, понимаешь, что все твои чувства обостряются, и где-то здесь и есть центр мира. Центр, где соединяются небо и земля.
Центр, где ощущаешь звенящую тишину, когда наконец выключается мотор машины. Центр, где хочется дышать и дышать этой природой. Центр, где хочется остановится и найти самое сокровенное, что дает нам природа. Думаю, природа и может дать только то важно и нужное, что и будет подпитывать наши человеческие силы. Здесь ты становишься человеком плюс что-то еще...
Но мы приехали сюда, чтобы еще и посетить святые источники. И мы отправились дальше по проселочной дороге, только отдаленно понимая, куда ехать, но нас это не останавливало. К слову, отправились мы в эту поездку впятером на двух машинах - наша семья с дочкой и семья друзей. Муж еще с горы заметил среди деревьев ту самую часовню, куда мы направлялись.
Так что окрыленные мыслью, что уже где-то рядом, мы отправились на поиски. А над нами уже висели свинцовые тучи. Два раза спросив дорогу у проезжающих машин, попали на песчаную дорогу, ведущую к Каме, с обеих сторон окруженную темным непролазным еловым лесом... И тут мы увидели грибы. И не просто грибы, а целые грибные поляны переросших маслят, это был просто ковер из грибов. Я такого никогда не видела, поскольку, видимо, раньше мне удавалось собирать грибы недалеко от городов, а там собирают все, что растет. У Ириши был первый урок, какие грибы надо собирать, а какие нет, и как это надо делать. В итоге, уже минут через пять нашей прогулки по ельнику слышу от нее такую фразу: "Мама, этот гриб не бери, он плохой" - это она про масленок со шляпкой размером с ладонь :) Рыжики, маслята, сыроежки, белые грибы и даже один подосиновик - вот улов на две семьи. Я еще набрала душицы, ммм, какой у нее аромат. С детства приучена собирать в лесу разные полезности :)
Река Вятка берет свое начало в одном километре к западу от ст. Перелом Ярского района Удмуртии.
Хотя уже рядом со станцией, прямо у насыпи жд-путей стоит стела, указывающая, что Исток реки находится прямо тут!
Однако из под моста здесь вытекает уже полноценная лесная река! Приличная ширина и глубина дает знать, что истинный исток находится не здесь, а значительно выше. Ну что ж, значит надо искать!
Не буду описывать все наши просчеты в плане подготовки к этой поездке, но в итоге, изрядно покружив по болоту, мы наткнулись на тропу, которая и вывела нас на истинный исток Вятки!
Из ранее виденных истоков рек западной России, этот выделяется одной особенностью, по-крайней мере я на это обратил внимание, он не освящен православной церковью!
За его облагораживание и даже защиту взялись никто иные, как «природные Духи и Русское общество охраны природы Стрелы Ярилы», как указывает об этом стенд у Истока. Ими установлены здесь деревянные истуканы животных и мистических персонажей, а так же срублена беседка.
Сама же Вятка вытекает из… деревянного богатыря*, проходит под традиционным в таких местах первым мостиком и уходит в обширное болото, что бы потом, уже в сформировавшемся течении подойти к железнодорожной насыпи и преодолеть первую настоящую преграду- мост рядом со стелой.
Как в последствии оказалось, именно от этого моста и начинается тропа к Истоку.
И идет она по правому берегу реки, а не по левому, где мы начали ее поиски ранее :) Желаем найти ее вам самостоятельно! И помните, без сапог на болоте делать нечего! Не повторяйте нашу ошибку!
Маленькое уточнение: судя по фотографии, река вытекает из головы не богатыря, а женщины-удмуртки (судя по головному убору - айшону). Айшон — традиционный женский головной убор удмуртов. Высокая конусовидная шапка на кожаной или берестяной основе, обшитая холстом. Украшенный монетами и разными подвесками.
ПРО РЕКУ ВЯТКА
Вятка - река в России. Протекает по территории Удмуртии, Кировской области и Татарстана. Берет свое начало на Верхнекамской возвышенности в Удмуртии, впадает в Каму (самый крупный правый приток).
Длина реки 1314 км, площадь бассейна 129 000 кв.км. Крупные притоки: Кобра, Летка, Молома, Пижма, Кильмезь. Расположены города: Киров, Котельнич, Малмыж, Мамадыш. Питание реки снеговое и дождевое.
В Вятке водится: щука, сом, судак, окунь, лещ, чехонь и др. Река судоходна. Река. От истоков до устья в Вятку впадает более 120 больших и малых притоков. Правобережные притоки Вятки: Кобра, Летка, Великая, Молома, Пижма, Буй, Уржумка, Шошма; левопобережные: Черная Холуница, Белая Холуница, Чепца, Быстрица, Воя, Кильмезь. Впадает река Вятка в Каму на территории Татарии.
На всем своем протяжении она несколько раз изменяет направление и очень извилиста. Расстояние от истока до устья по прямой составляет 300 км. Коэффициент извилистости 4,15. Наличие изгибов и большой извилистости связано с особенностями рельефа, с различным временем образования отдельных участков долины и с геологическим строением территории. Самый верхний участок течения р. Вятки имеет северное направление, параллельное верховьям Камы. На этом участке русло ее очень извилистое, долина широкая и сильно заболоченная. Правый берег реки — крутой, левый— пологий.
Ширина меженного русла р. Вятки нарастает от 40—50 м в верхнем до 200—450 м в нижнем и среднем течении. Вятка река, как типичная равнинная река, обладает плавным продольным профилем, сравнительно небольшими уклонами и небольшой скоростью течения.
НАЗВАНИЕ РЕКИ ВЯТКА
Точное происхождение гидронима «Вятка» неизвестно. В удмуртской историографии поддерживается гипотеза о том, что гидроним произошёл от названия удмуртского «племени» (в реальности — территориально-земляческой группы) Ватка́.
Эта версия оспаривается на том основании, что в финно-угорских языках нет мягкого в (в'), а русское в перед а никогда не подвергается палатализации (не смягчается). Удмуртское название реки — Ватка́ (если бы оно было заимствовано русскими) так и звучало бы на русском Ватка, как, например, слово вата. По законам удмуртского языка, в котором нет мягкого звука в, а ударение падает на последний слог, слово Вятка, заимствованное удмуртами у русских, должно звучать именно так: Ватка́. Поэтому название территориально-земляческой группы удмуртов Ватка само происходит от названия реки — др.-рус. Вѧтка.
Согласно наиболее распространённой на сегодняшний день версии, название «Вятка» родственно древнерусскому слову вятше (вяче, вяще) «больше», и образовалось путём присоединения суффикса -ка, свойственного русским названиям рек. Соответственно, название Вятка переводится как «бо́льшая».
Татарское название Вятки — Нократ — представляет собой искажённое Новгород (тат. Нукрат [йылгасы], буквально «Новгород[ская река]»). Связано это с тем, что Вятка была крупнейшей водной артерией, связывавшей Среднюю Волгу (Волжскую Булгарию, а затем Казанское ханство) с Сухоно-Вычегодским речным путём и, соответственно, с Новгородской землёй. Выведение татарского названия реки из перс. نقره noqrah «серебро» является народной этимологией.
Где берет исток Кама?
А также собственно и Волга. Мы-то в Удмуртии знаем, что на самом деле это Волга впадает в Каму, а не наоборот) Потому что Кама успевает до слияния с Волгой пробежать большее расстояние, и называться бы реке по всем статьям Камой. По этой же причине пермяки считают, что это не Вишера впадает в Каму, а Кама в Вишеру:)
Но исторически сложилось, что более полноводную в месте слияния Волгу посчитали и более длинной. А начало великой русской реки находится в Кезском районе Удмуртии в старообрядческом селе Кулига. Вот исток Камы на карте рядом с Кулигой.
Полчаса от Кеза на машине и вы на месте.
как доехать, где находится: ИСТОК РЕКИ КАМА
Попасть в Кез можно и по железной дороге. Из Перми, Ижевска и Кирова до Балезино следуют или электрички, или пассажирские поезда.
А от Балезино уже на электричке до Кеза.
Кулига – центр старообрядческой культуры, оно очень древнее ему уже почти 180 лет. Каждый год в Петров день 12 июля здесь проходит фестиваль старообрядческой культуры.
Село живописно растянулось на 5 километров. Вообще, русские деревни часто строились именно в 1-2 длинные улицы.
Раньше деревня Карпушата была отдельным населенным пунктом, но теперь она соединились с Кулигой и стала ее частью. Вот как раз за Карпушатами и начинается Кама.
В месте начала без преувеличения великой реки обустроен сквер со скамейками и беседками. А у самого истока установлена стела «Исток Камы». А на большом камне надпись гласит: «Здесь берет начало уральская река Кама».
Среди березок родник пробивается из-под земли и стекает в небольшое озерцо. Здесь его называют «лывой». Вода в роднике очень вкусная.
Ручеек с веселым журчанием устремляется в путь.
Ему предстоит пробежать почти 2000 км до слияния с Волгой, значительную часть пути по территории Удмуртии. Сначала бойким говорливым ручьем, а потом вернуться еще раз, но уже полноводной неспешной судоходной рекой.
Правда здесь пока может проплыть только бумажный кораблик, зато можно стоять сразу на двух берегах великой реки. И горбатый затейливый мостик, перекинутый с одного берега ручейка на другой, совсем небольшой – длиной в несколько шагов.
фольклорный праздник на истоке Камы
Существует множество легенд о том, как Кама появилась на свет. Например, есть легенда про Кама-богатыря, который протащил по земле большой камень, и в этом месте и образовалось русло реки.
А название свое Кама получила, скорее всего, от ханты-мансийского «Кам», что значит – чистый, прозрачный. Есть версия, связанная и с финно-угорским словом «Кем» - большая великая долгая река.
Уже больше тысячи лет Кама является естественной природной дорогой. В русских летописях название Кама есть с 1220 года.
Удмуртия – край родников, и несколько из них, выбиваясь из-под земли около Кулиги, дают начало Каме. И только здесь можно увидеть младенчество великой реки, самое начало ее жизни.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Памятники природы Удмуртии
География Удмуртской Республики //https://trasa.ru/region/ udmurtiya_
Национальный парк «Нечкинский». Официальный сайт
Деревенька моя.: история населенных пунктов: сб. исслед. работ // сост. Степанова О.А.; ред. Дубовцева Н.В., Максимова М.Ю. – Игра: Игринская районная библиотека им. Кедра Митрея, 2012. – Вып. 1. - 138 с.
О состоянии и об охране окружающей среды в Удмуртской Республике в 2014 г.: Государственный доклад. – Ижевск: Изд-во , 2014. – 261с./
О состоянии окружающей природной среды в УР в 2011 г.: Государственный доклад. – Ижевск: Изд-во , 2012. – 246с.
Постановление Правительства РФ №1323 от 16 октября 1997 г. «О создании в Удмуртской Республике национального парка «Нечкинский» Федеральной службы лесного хозяйства России»
Республиканская целевая программа «Чистая вода на 2011 – 2015 годы», утвержденная постановлением Правительства УР от 22.11.2010 г. №356;
ФЗ №33-ФЗ от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях»
Родники города Ижевска //https://www.izh.ru/i/info/14680.html
Вложение | Размер |
---|---|
Родники и источники Удмуртии | 63.51 КБ |
Родники и источники Удмуртии | 295.9 КБ |
Родники и источники Удмуртии | 358.95 КБ |
Родники и источники Удмуртии | 364.32 КБ |
Родники и источники Удмуртии | 331.92 КБ |
Родники и источники Удмуртии | 382.31 КБ |
- Россия:
- Тэги:
- 7622 просмотра
Комментарии
Отправить комментарий