Памятники археологии Малмыжского района
Бассейн нижней Вятки во все исторические эпохи являлся оживленным и населенным регионом. В период каменного века эта часть Вятского края первая освободилась от ледника, который с потеплением климата уходил на север. Уже тогда древние люди селились на этих землях, о чем свидетельствуют многочисленные памятники археологии.
СТАТЬЯ ПРО МАЛМЫЖСКИЙ МУЗЕЙ - ТУТ!
ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
СТАТЬИ ПРО МАЛМЫЖСКИЙ РАЙОН - ТУТ!
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
СТАТЬЯ ПРО ГОРОД МАЛМЫЖ - ТУТ!
Население первобытной эпохи нельзя приурочить к какому – либо племени, существующему в настоящее время. Из современных национальностей, проживающих в нашем крае, первыми появились удмурты, пришедшие с севера- востока из бассейна р. Чепцы.
Позднее удмуртов пришли в Малмыжский край мари. Они пришли с запада, со стороны Уржумского района. Мари не образовали сплошного населения, а раскинулись островами среди удмуртов. Позже мари заняли Малмыж, основали в Малмыже первую резиденцию своих князей.
Князья эти были независимы до прихода Тохтамыша. Этот смелый показатель приключений, живших на кануне распада татарского ханства, после Куликовской битвы сверг Мамая и задумал возродить былую славу Золотой Орды. Он совершил дерзкий набег на Москву, сжег ее в 1382 году, а затем покорил черемисс, до того времени не признававших власти татар, и распространил границы татарского ханства до земель Вятской общины. Успехи Тахтамыша были не прочными, после его смерти Золотая Орда распалась, и власть над мари перешла к ханам Казанским.
Малмыж в то время представлял собой простое городище, укрепленное и расположенное на мысу правого берега Шошмы при впадении в нее речки Мокши. До нас дошло только два имени черемисских князей: Болтуш и Ишке. Последним черемисским князем был Болтуш, с его имени начинается историческая эпоха существования Малмыжа.
Время покорения Малмыжа приуравнивается местными историками к 1550 – 1553 г.
В 1549 г. из Москвы на Владимир выступил русский царь Иван Четвертый/ Грозный, а в 1550 г. из Нижнего на Казань. После падения Казани, Черемисскому князю Болтушу было предложено сдаться без боя, на что гордый князь ответил решительным отказом. Разгневанный царь дабы наказать строптивого князя, вынужден был послать своих людей на взятие Малмыжа.
Битва между войнами Адашева и князя Болтуша произошла на месте теперешнего кладбища, получив название «Пушкаревского» от множества пушек, стоявших на том месте. Князь Болтуш был убит в этой битве и по преданию захоронен на горе, носящей до сих пор название Болтушиной.
Изгнав черемис из их городища Адашев не занял его, а остался на месте битвы, на сухой возвышенности, среди которой поставил вооруженный пост, укрепив его глубоким рвом, существующим до сих пор. Здесь были поставлены небольшие строения, для служивых людей, а около поста стали селиться русские поселенцы. Первая слободка, которую образовали поселенцы в народной памяти, сохранилась под названием «Адашевской». Таким образом, основание Малмыжа положено русскими поселенцами со времени Адашева, с этого времени Малмыж прочно вошел в состав русского государства.
Но это уже довольно поздняя история Малмыжа и Нижней Вятки, а что было тут до этого, тысячу и более лет назад.
История археологических исследований на Нижней Вятке:
Одно из первых упоминаний о древних объектах на территории современного Малмыжского района содержится в статье ученого Худякова М.Г. Древности Малмыжского уезда. [В книге: Труды Вятской учёной архивной комиссии 1905-1917 г.г.: 1917 г. вып. 1-2].
В 1956–1957 гг. на территории района в составе южной части Кировской области начались разведочные исследования со стороны Марийской археологической экспедиции. Эти работы были частью масштабной программы изысканий на территории Марийской АССР и сопредельных районов Кировской и Горьковской областей. Основной целью экспедиции было выявление и первичное изучение археологических памятников для составления археологической карты Марийской АССР и сбора материалов по древней и средневековой истории региона.[Архипов Г.А., Халиков А.Х. Материалы к археологической карте Марийской АССР (по данным Марийской археологической экспедиции 1956-1959 гг.). – Йошкар-Ола, 1960.]
В 1956-1957 гг. на территории южных районов Кировской области работали также сотрудники Палеонтологического института Академии наук СССР.
В 1973 г. на базе исторического факультета Удмуртского государственного университета была создана Камско-Вятская археологическая экспедиция (КВАЭ), которая ставила своей целью в том числе и изучение археологических памятников бассейна р. Вятки.
Более масштабные археологические изыскания на территории района развернулись в 1980-е гг. Вначале в 1981 г. разведгруппа КВАЭ под руководством Н.М. Алексеевой в ходе разведочных работ на территории Вятско-Полянского и Малмыжского районов Кировской области осмотрела Нижне-Шуньскую стоянку, а также обнаружила селище Слудка, отнесенное к эпохе бронзы.
В 1983 г. разведгруппа КВАЭ под руководством Е.М. Черных обнаружила Изранское поселение эпохи поздней бронзы (конец II – начало I тыс. до н. э.) и Изранское местонахождение костей и зубов ископаемых животных. Культурный слой поселения на части площади был поврежден строителями газопровода Уренгой – Ужгород при прокладке шлейфа трубы для перекачки речной воды. Это вызвало необходимость скорейшего исследования памятника. В том же 1983 г. на поселении был заложен рекогносцировочный раскоп, а в 1984 г. выполнены раскопки на всей площади памятника совместно с отрядом КВАЭ под руководством Е.М. Черных и экспедицией Кировского краеведческого музея под руководством Л.А. Сенниковой.
В 1983 г. под руководством Е.М. Черных произведены раскопки на селище Слудка. Прежняя датировка памятника, согласно которой его относили к эпохе бронзы, была пересмотрена. Здесь был выявлен материал раннего железного века (I тыс. до н. э.), а также средневековой еманаевской культуры (VI–IX вв.). В частности, исследована хозяйственная яма, обнаружены фрагменты лепной керамики, различные изделия из железа, шлак и 3 кремневых отщепа. Кроме того, выявлена поздняя хозяйственная яма XVIII–XIX вв. с обломками кирпича и фрагментами гончарной керамики.
К настоящему времени находки эпохи палеолита, связанные с деятельностью палеолитического человека, в бассейне р. Вятки не обнаружены, хотя целый ряд косвенных данных позволяет предполагать их наличие. Самыми древними находками на территории Малмыжского района, характеризующими растительный и животный мир палеолита, являются отпечатки плеченогих и моллюсков, рачков, рыб и насекомых, расположенные в толще известняков и мергелей казанского и татарского ярусов верхнепермских отложений. Костные остатки древних наземных млекопитающих обнаруживаются в геологических четвертичных отложениях.
Наиболее древние археологические памятники, найденные на территории Кировской области, относятся к мезолиту. Большинство находок, относящихся к этому времени, составляют орудия из кремня: скребки, отщепы, ножевидные пластины, микролиты-вкладыши для стрел. В эпоху мезолита (среднекаменная эпоха) охотники вели бродячий образ жизни. Стоянки этого времени на территории Малмыжского района расположены в основном по берегам реки Вятки и её крупных притоков, в местах, удобных для охоты.
В эпоху неолита люди стали вести оседлый образ жизни, так как большую роль стало играть рыболовство и собирательство. Жилища этого времени представляют полуземлянки, над которыми устраивалось каркасное перекрытие. Косвенно об этом говорит и топонимика.
Стоянки и поселения бронзового века:
В эту эпоху люди ещё продолжают использовать каменные и костяные орудия, однако, навыки их обработки уже заметно утрачены, т.к. под влиянием южных племён постепенно появляются орудия из меди и бронзы. Возможно, на территории района в это время распространяется и металлургия: выплавка меди из местного сырья. Об этом свидетельствуют находки медных и бронзовых изделий, кусочков шлака. Об этом же свидетельствуют древние рудники - «копи». Появляются дома вместо шалашей-землянок. Наряду с охотой и рыболовством распространяются земледелие и скотоводство. Под влиянием соседних племён совершенствуется технология изготовления глиняной керамической посуды. Особенностью керамики этого времени является наличие на ней разнообразного орнамента, что свидетельствует о знаковости мышления людей. Вещи и предметы воспринимались как знаки, образы, отражающие окружающий мир.
Памятники раннего железного века
Памятники этого периода на территории района принадлежат ананьинским племенам - предкам удмуртов и марийцев, проживающих в настоящее время на юге Кировской области. В это время появляются городища – укреплённые валом и рвом посёлки. Для постройки городища обычно выбиралось возвышенное место, защищённое с двух или трёх сторон крутым оврагом или рекой. Появление таких поселений говорит об установлении тесных контактов с соседними племенами, которые не всегда носили мирный характер.
О расположении городищ косвенно свидетельствует и удмуртская топонимика: селения, возникшие на месте городища, имеют название «гучин» (например, д. Гучин-Бодья в Кизнерском районе Удмуртии, в 15 км от г. Сосновки). Городища обычно располагались в окружении селищ.
В этот период происходит этническое разделение ананьинских племён, формируются финно-угорские этносы. По-видимому, на огромной территории расселения ананьинцев (от Урала до Волги и от Северной Двины и Печоры до Самарской луки) не было абсолютного единства культуры и языка. В зависимости от условий хозяйствования и от влияния соседних племён сложились локальные группы. Распад ананьинской этнокультурной общности привел к сложению на её основе новых культур: гляденовской, пьяноборской, кара-абызской.
Памятники раннего средневековья
Представители пьяноборской культурно-исторической общности, проживавшие на Нижней и Средней Вятке, испытывали усиленное воздействие кочевнических племён с юга. В эпоху «великого переселения народов» в III-IV вв. н.э. на Нижней Вятке (Нолинский, Уржумский, Малмыжский, Вятскополянский районы) сложилась азелинская культура. Вероятно, именно эти кочевники дали некоторую монголоидность к антропологическому типу марийцев и удмуртов. Азелинцы впоследствии стали основой для формирования марийского этноса.
Во II в. до н.э. – V в. н.э. в бассейне Вятки фиксируется локальный вариант пьяноборской общности – худяковская культура. В принципах размещения поселений и технике домостроительства носителей данной культуры высока степень преемственности с ананьинской культурой. Глиняные сосуды имели в основном чашевидную форму со слабо- или непрофилированным верхом. Орнамент обычно беден и выполнен в виде насечек по венчику или в виде одного или нескольких рядов ямочных вдавлений по верхней части сосудов. Иногда для украшения посуды использовался гребенчатый штамп или шнур. Наиболее характерное изделие в материальной культуре худяковцев – поясные эполетообразные застежки.
Черты погребального обряда, сложившиеся в ананьинское время (погребённых укладывали в вытянутом положении на спине ногами к реке, иногда над могилами устанавливали надгробные сооружения, культ огня – кремация погребаемых), сохраняются и в более позднее время. Постепенно обряд кремации изживает себя и заменяется обычным захоронением - ингумацией.
Памятники археологии:
Ардашевское городище, ХV в.
З окраина г.Малмыжа
Стоянка «Малмыжская», эпоха бронзы
г.Малмыж, 500 м к юго-западу от окраины города
Аргыжское костеносное городище «Богатырь» ананьинской культуры
близ деревни Аргыж, при впадении реки Мелеть в реку Вятку
Могильник «Гоньба», ХVII в.
с.Гоньба
Могильник, VI в. н.э.
окраина г.Малмыжа, на берегу р.Шотмы
Никольская стоянка, II тыс.до н.э.
1 км ЗЮЗ с.Никольского
Ново-Тушкинская курганная группа, II тыс.до н.э.
д.Новая Тушка
Корсачий бугор (второй вариант названия - Большой курган) – является памятником археологии и памятником природы. Корсачий бугор расположен в Малмыжском районе Кировской области недалеко от деревни Новая Тушка.
До сих пор ученные не пришли к единому мнению – является ли Корсачий бугор естественным курганом, или же он имеет искусственное происхождение, возможно, что вероятны оба варианта.
Корсачий бугор является курганом или дюнообразным холмом, который имеет диаметр более 120 метров и высоту почти 13 метров. Геологи говорят, что это природный эрозионно-останцевый холм – специфическая форма ландшафта местности. Холм находится на водоразделах рек – притоков реки Вятка.
Археологи, в свою очередь, указывают, что курган имеет рукотворное происхождение, возможно, на природном холме был насыпан могильный курган. По итогам исследования почвоведов – происхождение верхнего слоя земли на этом холме искусственное.
Местные краеведы говорят, что это могильный курган одного марийского князя или племенного вождя. Если это истина, то Корсачий бугор – является самым северным курганом в Волго-Вятском регионе.
Курган расположен недалеко от Казанско-Вятского тракта (с восточной стороны), примерно в 1,4 километрах от селения Новая Тушка. Площадь охраняемой территории примерно 6 тысяч кв. метров. Корсачий бугор расположен на землях к/х имени Ленина.
Корсачий бугор взят под охрану государства 29 октября 1990 года, охране подлежит памятник истории и уникальная форма ландшафта. Курган можно увидеть с Казанской дороги – расстояние всего 500 метров.
По преданиям местного марийского населения (именно они населяли Малмыжский р-н в древности) в этом кургане в стародавние времена был похоронен марийский князь. При этом в Малмыжском районе есть места захоронения других марийских знаменитых людей – князя Болтуша (Полтыш) и легендарного богатыря Акпатыра. Ссылки на эти уникальные исторические объекты есть в данной статье. Правда имени этого марийского князя сейчас никто не помнит.
По второй легенде марийцы считают, что холм возник в незапамятные времена, когда эту землю населяли Онары – древние великаны и богатыри. При этом вятские мари называли их народ Овда, но в целом луговые марийцы овдами называли либо ведьм и знахарок, которые обособленно жили недалеко от некоторых деревень. Или же мифических человекоподобных существ, которые обитали в глухих лесах и оврагов. В легендах мари именно Онары, когда отдыхали у больших рек и озер, вытряхивали из лаптей горы песка – от этого появлялись эти холмы на вполне ровной местности. Такие холмы Онара есть в Моркинском р-не РМЭ (Шоруньжа), около Мари-Луговой, в Сернурском р-не и т.д.
Таким образом, Онар (Овда) по марийским понятиям могли вполне заменять стихийные природные силы, которые образовали этот курган, что говорит в пользу природного его происхождения.
Есть и третья версия происхождения этого холма. По архивным данным примерно во времена Екатерины Великой в этих местах стали строить Казанско-Вятский тракт (возможно, проводили ремонт, так как тракт имел более глубокую историю). При его создании погибло несколько работников – их, якобы, похоронили недалеко от дороги – в этом кургане.
Летом 1989 года в этих краях работала археологическая экспедиция из Кирова, при этом следов захоронений или иных археологических артефактов найдено не было. Таким образом, этот бугор имеет природное происхождение. Единственной находкой было окаменевшее дерево – вполне вероятно, что в образовании этого холма большую роль сыграл последний ледник несколько тысяч лет назад.
Старо-Бурецкое селище, I тыс.до н.э.
В окраина с.Старый Бурец
Сунцовская стоянка, II тыс.до н.э.
250 м В д.Сунцово
Таршинское селище, кон. I тыс.до н.э., нач. I тыс.н.э.
д.Таршино
Объекты, представляющие собой историко-культурную ценность:
Азелинский могильник III в. до н.э.-V в. н.э. - д.Азелино
Рядом с деревней Азелино Малмыжского района Кировской области находится интересный могильник, который пролил свет на историю и культуру древних племен, из которых потом образовались предки удмуртского и марийского народов. Формирование этой культуры происходило в Волго-Вятском регионе в самом начале 1-го тысячелетия нашей эры.
Азелинский могильник представляет из себя несколько мужских и женских погребений, которые относятся к 4-му веку нашей эры, археологи указывают на период раннего железного века. Памятник археологии находится в долине небольшого ручья (притока реки Шошма – бассейн Вятки) – на высоком берегу. Азелинский могильник расположен севернее деревни Азелино, он занимает стрелку, образованную береговой полосой и небольшим оврагом с восточной стороны.
окрестности д. Азелино - Азелинский могильник
Материалы, обнаруженные при исследовании Азелинского могильника (а также Суворовского могильника) дали начало так называемой Азелинской культуре – периоду формирования и этногенеза некоторых финско-пермских народов Вятского края. Ученые считают, что азелинские племена – это предки племен пьяноборской культуры, который переселились с долины реки Кама на реку Вятка в самом начале 1-го тысячелетия.
Азелинский могильник был совершенно случайно найден при земляных работах на прокладки линии электропередачи в 1929 году. Этим же летом на это место срочно приехал ученый из Казани М.Г. Худяков (кстати, он сам родился в городе Малмыж), чтобы провести археологические раскопки. Срочность была нужно потому, что и в те времена, местные жители могли раскопать могильники и забрать оттуда ценные вещи. Худяков исследовал два могильника, собрал различные вещи, и установил, что этот памятник относится к древним погребениям местного пермского племени.
Дальнейшие раскопки и изучение могильника было произведено только после Отечественной войны. В летний сезон 1955 года под руководством ученого В.Ф. Генинга тут были произведены раскопочные работы на территории более тысячи квадратных метров. Тогда комплексное исследование могильника производилось экспедицией Казанского филиала АН СССР. Было изучено всего 19 погребений, при этом было найдено одно парное захоронение. Руководитель экспедиции в своем научном отчете выделил три погребения: воина, охотника и кузнеца.
Каждый погребенный характеризовался своими предметами быта, которые были найдены в могилах. Все найденные экспонаты были переданы в краеведческий музей города Киров.
В.Ф. Генинг (известный советский археолог, много работал в Удмуртии и в Кировской области) дал характеристику этому могильнику: захоронение грунтового типа, совершены по способу ингумации, в сопровождении различных предметов: украшений одежды, орудий труда, оружия, амулетов и т.д.
В составе Азелинского могильника – присутствуют два ряда захоронений, которые расположены с востока на запад. Могилы образованы прямоугольными ямами с глубиной от полуметра до метра (максимум – 1,2 метра). Всего найдено девять одиночных захоронений, и пять совместных, скорее всего, семейные могилы. Похороненные люди были уложены головой на север, спиной на земле, некоторые были положены в некоторых подобиях гробов. Большая часть захоронений сопровождалась находками: элементы одежды, украшений, ожерелья, бусы, орудия труда. Особенно интересны находки при раскопке женских захоронений, тут было обнаружены: головные уборы, височные наборы, налобники, браслеты, перстни, застежки, прочие элементы одежды. Также интересны были находки в могиле «кузнеца» - туда были положены клещи, молот, резчики, выкованные изделия.
Комплекс памятников:
д.Аргыж
Аргыжское стоянка VI в. до н.э. – IV в. н.э.
левый берег р.Вятки
Ахпайское селище VI в. до н.э. – IV в. н.э.
д.Ахпай
Большепиштанское местонахождение кремня V-III тыс.до н.э.
д.Большая Пишта
стоянка «Большой Сатнур» VI-IV тыс.до н.э.
д.Большой Сатнур
Вихаревская находка топора II тыс.до н.э.
д.Вихарево
Гаршинское селище кон. I тыс.до н.э. – нач. I тыс.до н.э.
д.Гаршино
Гоньбинская находка топора II тыс.до н.э.
с.Гоньба
Кинерьская находка бронзового кельта VI в. до н.э. – IV в. н.э.
д.Кинерь
Комплекс памятников:
с.Мари-Малмыж, 4 км вниз по течению реки
городище «Атамановы кости» VI в. до н.э. – IV в. н.э.
могильник «Атамановы кости» III-V вв.
На территории Вятского края огромное количество памятников археологии и истории древних эпох. Особенно интересны те памятники и объекты, которые связаны с обитанием в этих местах пермских племен пьяноборской, азелинской и ананьинской культур, так как на их базе происходил немного позднее этногенез местных финно-угорских народов: удмуртов, мари и коми. Одним из этих объектов является древний могильник «Атамановы Кости» (2-3-ий век нашей эры) – это археологический погребальный памятник пьяноборской эпохи.
Рядом с могильником обнаружено древнее городище «Атамановы кости» первобытных людей бронзовой эпохи. Могильник находится в 4-4,5 километрах от населенного пункта Мари-Малмыж (Малмыжский р-н Кировской обл.) в сторону деревни Ахпай. Памятник расположен на правом берегу реки Вятка на второй узкой надпойменной террасе (шириной до десяти метров) береговой линии. При исследовании памятника археологии были выяснены его границы: с севера он ограничен Кужинерским оврагом (Кужинер корем – с марийского языка), с юга его ограничивает Бахмутов овраг.
Местные жители с давних времен знали, что тут расположено древнее городище, так как река Вятка в процессе своего развития постоянно подмывает правый берег. Поэтому тут часто находили кости, украшения, металлические изделия, остатки керамики и т.д.
Археологические находки в могильнике "Атамановы кости"
Официально могильник Атамановы кости был обнаружен в 1860-м году жителем окрестной деревни Ахпай (первое погребение). После чего об этом историческом объекте стало известно ученым-археологам в городе Вятке и в Казани.
Первая экспедиция на могильник состоялась летом 1877 года, сюда приехала для изысканий группа археологов Общества истории и этнографии из Казанского университета под руководством С.К. Кузнецова. Тогда экспедиция подтвердила тот факт, что на берегу Вятки существует древнее захоронение (погребение по способу ингумации). Похороненный лежал в могиле на спине, при этом голова его была направлена в южную сторону. Рядом с телом, обнаружены кости лошади, череп которой также был направлен на юг. Около могилы были также найдены погребальные предметы: нож, железная пряжка, точило, бронзовая подвеска и другие.
Археологическая экспедиция на это место была повторно проведена летом 1881 года также под руководством ученного С.К. Кузнецова. В этой экспедиции Кузнецов также организовал сбор у местного населения тех исторических предметов и артефактов, которые они обнаружили раньше. Среди находок были бронзовые изделия эпохи поздней бронзы, при переходе к железному веку (2-ой век нашей эры). Отмечено, что добыча и литье бронзы в этих краях продолжалось почти все средневековье, так как на правом берегу Вятки с незапамятных времен люди находили и использовали медную руду для изготовления оружия, орудий труда и украшений.
Найденные артефакты и предметы представляют большой интерес для археологии, так как относятся к «пьяноборской» культуре на Нижней Вятке и в Камском регионе. Памятников такого типа в Кировской области очень мало, а захоронение человека с конем – это вообще уникальный случай, больше такого могильника на Вятке не обнаружено.
Более поздние археологические раскопки на этом могильнике проводил ученый А.А. Спицын в 1901 году, по его публикациям можно узнать про некоторые интересные находки в этом месте. Его экспедиция за одно лето обнаружила: кольца, бусины, пряжки, подвески, наконечники стрелы, застежки, остатки стекла, бронзовые и железные изделия (смотри представленный рисунок-схему находок на могильнике).
Археологические исследования «Атамановых костей» были продолжены в советское время. Летом 1928 года здесь работала экспедиция Антропологического института Московского университета (отдельный Вятско-Камский отдел). Однако к тому времени местные жители и искатели разных кладов перекопали все в этой окрестности. Поводом к этому послужили легенды и предания о зарытых сокровищах в этих местах, после чего могильник был фактически уничтожен. А редкие находки в виде бронзовых и железных изделий либо использовали в крестьянском хозяйстве, либо просто выбрасывали за ненадобностью. Информации о найденных золоте и серебре в этих краях никто, конечно, не разглашал.
Рядом с могильником также находится еще один памятник археологии – это городище Атамановы кости, он более ранний, так как относится к 6-му веку до нашей эры – до 4-го века нашей эры. То есть достаточно большой период времени от позднего бронзового века до раннего средневековья. Соответственно, основная часть его принадлежит пьяноборской и азелинской культуре Вятско-Камского региона.
Само городище было обнаружено во время археологической экспедиции 1877 года под руководством ученого С.К. Кузнецова. Недалеко от раскопок могильника – на берегу Вятки – было найдено несколько пряжек, бусин, ножей, втульчатых топоров. Кроме того, сам С.К. Кузнецов в публикациях упоминает о находках, которые ему показал местный житель П. Плаксин. Он в 1860-х годах, обнаружив несколько древних могил, забрал из них железные и медные наконечники стрел, копий. Над площадкой могильника Кузнецов отметил сохранившиеся остатки древнего городища «Атамановы кости», но раскопок и подробных исследований на его территории не делал, а только расспрашивал местных жителей. По перечню археологических находок (железным вещам и лепной керамике азелинского облика) выходит, что городище действовало и было населено в тот же период времени, когда появился могильник Атамановы кости.
Наживинская стоянка II тыс.до н.э.
150 м к ЮВ от д.Наживинка
Нижнее-Арыкское местонахождение V-III тыс.до н.э.
4 км к Ю от д.Нижний Арык
Бакуринское местонахождение кремня V-III тыс.до н.э.
д.Нижние Бакуры
Тушкановское местонахождение бронзы II тыс.до н.э.
д.Новая Тушка
Покровское местонахождение камня V-III тыс.до н.э.
поч. Покровский
Комплекс памятников:
с.Старый Бурец
Старо-Бурецкое местонахождение камня V-III тыс.до н.э.
150 м к ЮЗ от села
Бурецкие курганы II тыс.до н.э.
близ села
Сунцовский могильник III-V вв.
в д.Синцово
Комплекс памятников:
д.Хлюпино
Хлюпинская стоянка II тыс.до н.э.
1,2 км к С от деревни
Хлюпинский могильник IV-V вв.
в сторону д.Перескоки
Элтанское местонахождение бронзы II тыс.до н.э.
д.Элтанки
Комплекс памятников:
д.Проходная Лоза (бывш.)
Проходная Лоза, поселение, эпоха камня и поздней бронзы
левый берег затона Курья
Проходная Лоза, местонахождение керамики и кремня, эпоха камня и поздней бронзы
левый берег затона Курья
Усть-Курьинское поселение, эпоха бронзы
устье затона Курья
____________________________________________________________________________________________________
Источник информации и фото:
Команда Кочующие.
Худяков М.Г., Книга: «Труды Вятской учёной архивной комиссии» 1905-1917г.: вып. 1-2.
Голдина Р.Д., Черных Е.М. Итоги работ Камско-Вятской археологической экспедиции в 1976–1980 гг. // Новые источники по древней истории Приуралья. – Ижевск, 1985.
Архипов Г.А., Халиков А.Х. Материалы к археологической карте Марийской АССР (по данным Марийской археологической экспедиции 1956-1959 гг.). – Йошкар-Ола, 1960.
Данные с сайта Вятскополянского музея.
Энциклопедия Земли Вятской, Том 1, Книга 2, Села, Деревни. 2002 год.
Худяков М.Г., 1934. Азелинский могильник // Проблемы истории докапиталистических обществ. №7-8. М.-Л. С.168-169.
Смирнов А.П., 1949. Могильники пьяноборской культуры (к вопросу о дате) // КСИИМК. Вып. ХХV. М.-Л. С.22-32.
Краеведческий сайт города Малмыж.
- Россия:
- Тэги:
- 1084 просмотра
Комментарии
Отправить комментарий