Марийское святилище Разбойничья гора
Урочище Разбойничья гора – это древнее марийское святилище и памятник археологии, расположенный в Варнавинском районе Нижегородской области. Разбойничья гора находится недалеко от села Хмелёво в глухом сосновом лесу (не путать с памятником археологии «Хмелевая роща», которая расположена также в этих краях).
СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО ВАРНАВИНСКИЙ РАЙОН - ТУТ!
САМЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ ПРО НИЖЕГОРОДСКУЮ ОБЛАСТЬ - ТУТ!
ПОЧИТАЕМЫЕ КАМНИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
СТАТЬЯ ПРО РЕКУ ВЕТЛУГА - ТУТ!
ГЕОГРАФИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
Среди местных краеведов и старожил ходит много легенд и преданий о разбойничьих станах и городищах на реке Ветлуга. Одно из самых известных это Лялины горы, урочище (о котором мы расскажем в этой статье) не так известно, но достаточно необычно. История этого места уходит в седую древность – лет на пятьсот или даже больше, когда в этих краях обитали марийские племена. На самой реке Ветлуга было несколько марийских княжеств, и отдельно даже выделяли лапшангских мари, то есть марийцев, живущих в долине ветлужского притока - реки Лапшанга (название происходит от марийских слов: «лап, лоп» - долина, низина и «энге, энгер» - река, то есть река в долине).
В более позднее время Ветлужский край стали заселять русские переселенцы, старообрядцы, крестьяне из малоземельных губерний центральной России, а марийцы уходили на восток – в сторону Вятки, Пижмы и Большой Кокшаги. Они оставляли после себя, как историческую память, городища, поселения и языческие святилища.
Разбойничья гора – пример такого марийского святилища, которое позже стало «известным» благодаря тому, что в этих местах обосновались «лихие люди».
Оказалось, что еще в 19-м веке об этом глухом урочище ходило необычное предание. В 1921 году в статье “Паны, клады и разбойники” о нем упомянул этнограф, директор Костромского музея В. И. Смирнов, по его словам: “В пяти верстах от деревни Хмелево Варнавинского уезда существует пещера, выложенная камнем, колодезь и выложенная камнем лестница в гору. Предание связывает это место с разбойничьим притоном”.
В настоящее время это место известно как Разбойничья гора, а его история очень напоминает историю другого упомянутого урочища – Лялина гора. Началось все с того, что во время восстания Степана Разина в 17-м веке тут действовал достаточно большой отряд повстанцев численностью более семисот человек. Разинцы грабили барские поместья, вершили правый суд над наиболее злыми помещиками и государственными чиновниками, собирали под свое крыло всех недовольных и обиженных.
Однако на подавление восстания Разина были посланы регулярные царские войска, и в нескольких сражениях восставшие в Ветлужском крае были разбиты и рассеяны. Многих прилюдно казнили, часть восставших сослали на каторгу, но были те, кому удалось скрыться и отсидеться по лесным «глушам и канабрам». Одна такая ватага обосновалась в этом глухом урочище, чтобы переждать карательные действия царевых слуг, поэтому в народе эта гора получило своё название – Разбойничья. Много ходит легенд про клады и сокровища, якобы, спрятанные в этих местах лесными разбойниками, но интерес к этому урочищу в том, что здесь сохранилось настоящее каменное святилище лапшангских мари.
Впервые более-менее подробно описал это место краевед и этнограф В.И. Смирнов. По его записям это урочище расположено в вековом бору, окружено высокими соснами, и там покоятся камни и валуны в определенном порядке. Рукотворные каменные объекты представляют из себя каменные лестницы, валуны в виде колодца, валуны в виде округлых каменных куч. В этом урочище была найдена небольшая пещера – земляная нора, вырытая много веков назад.
Исследователи заметили, что проезд к урочищу от используемой в настоящее время грунтовой дороги - обозначен двумя скоплениями валунов, которые были поставлены древними язычниками в ряды. Отдаленно это напоминает каменные лабиринты русского Севера, а если забраться на дерево – то сверху угадываются каменные фигуры рыб. Это каменное святилище несет черты древних культов финно-угорских народов поклонению стихийным силам природы.
При исследовании святилища были произведены археологические раскопки, при этом были найдены различные железные изделия, например, остаток кованой цепи с согнутым из железного дрота крюком. Именно такие приспособления марийцы по сей день используют для подвешивания над кострами котлов для варки жертвенной пищи в кюсото.
Нужно отметить, что марийские каменные святилища были найдены в разных местах Поветлужья, как в Нижегородской, так и в Костромской областях.
Такие же каменные алтари были в священных местах чуди, карел, древних удмуртов и коми, легендарной мери и муромы.
На территории финно-угорского Севера и Урала валунные насыпи являются отдельным элементом погребальной традиции вплоть до начала 19-го века. Зачастую валунные груды соседствуют с камнями-чашниками, камнями-алтарями, камнями-следовиками и другими мегалитами. Однако, когда марийские племена уходили на восток, то они не могли с собой унести каменные святилища, огромные валуны и многотонные мегалиты. Всё это оставалось на Нижегородской и Костромской земле, как исторические знаки древних племен, населявших этот край. А марийцы свои священные места устраивали в обычных лесных рощицах, которые называли кюсото (или юмото).
В редких случаях наиболее сакральные камни перевозились вслед за движением марийского народа, как, например, черные камни в деревне Кожла-ер (Моркинский район Марий Эл), некоторые небольшие камни в марийских рощах разных районов. Самый известный и почитаемый ныне каменный алтарь – это святилище Чембулат на Немде (Советский р-н Кировской области).
Также археологи указывают на Ирмарский жертвенник, мольбище “Тарасова гора”, Ишаныр и Омык Лиде в Марий Эл.
Есть версии отдельных историков, что в этом урочище расположено не марийское, а мерянское святилище – именно народу меря были свойственны каменные святилища и поклонение мегалитам и древним валунам. Вероятно, что потом «по наследству» каменное святилище стало марийским. И такая версия имеет право на жизнь, ведь много фактов говорит о схожести языка мари и «летописной» мери.
Отдельно про каменные сакральные места финно-угров мы рассказывали в статье про «Каменные святилища Вятско-Камского региона».
Где находится, как добраться:
Село Хмелевая. Долина реки Лапшанга.
Варнавинский район, Нижегородская область, Россия.
Координаты села:
57.466464, 44.541787
Урочище Разбойничья гора находится немного северо-западнее населенного пункта, недалеко от реки Лапшанга.
___________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Статья Дмитрия Карабельникова.
Газета: «МК-Нижний Новгород».
Фото Сергея Легченкова и Дмитрия Карабельникова.
Краеведческий сайт Варнавинского района.
Особо охраняемые природные территории Нижегородской области. Аннотированный перечень. Бакка СВ, Киселева НЮ, Минприроды Нижегородской области, Н. Новгород (2009).
Памятники археологии Нижегородской области.
Вложение | Размер |
---|---|
Марийское святилище Разбойничья гора | 89.69 КБ |
Марийское святилище Разбойничья гора | 243.92 КБ |
Марийское святилище Разбойничья гора | 243.64 КБ |
Марийское святилище Разбойничья гора | 272.74 КБ |
- 1247 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий