Село Ципья
Статус: село Ципья
Муниципальное образование: сельское поселение Ципьинское (центр муниципального образования)
Входит в: Балтасинский район
Субъект Федерации: Республика Татарстан
Подчинение: районное
Население (чел.): 1 597 (2010г.)
Координаты: 56°31'34'' с.ш., 50°17'58'' в.д.
Код ОКАТО: 92215865001
Почтовые индексы: 422243
Телефонный код: +7 84368
В селе почти половина населения удмурты.
В селе празднуется удмуртский праздник Гырон Быдтон.
СТАТЬЯ ПРО СЕЛО ЦИПЬЯ
Автобусом из Набережных Челнов доехали до Батасей, где нас встретил бодрый лозунг, что республика Татарстан - это мир, труд и созидание, а также столбами, основания которых выкрашены в национальные цвета флага, и в довершение всего мораль: "богат не тот, кто много имеет, а тот, кто мало теряет". Пересели на очередной автобус, следующий до Шуды, который нас благополучно и высадил по середине Ципьи, она же по-татарски Чипья.
Ципья - бывший до 1959 года райцентр, ныне входит в состав Балтасинского района. Балтасинский - передовой район. В прошлом году занимал 1 место по Татарстану по сельхозпродукции. В этом году 2-е место, после Арского.
Население составляет около 2500. 50% татары, но такая ситуация сложилась лишь в последние годы, ранее основное население составляли марийцы, удмурты и русские. В поселке около 450 домов, из которых 100 с лишним построены в последние 10 лет. Приезжих немного, едут из Казахстана и т.п. к родственникам, или на свои родные места.
Улицы заасфальтированы, вдоль улиц протоптанные пешеходные дорожки. Уже лет пять, как в дома проведен газ, что способствовало упадку Шеморданского райтопа. Дома крепкие, по большей части срубы в три окна с двускатной крышей, заметили лишь один пустующий дом. Фасады смотрят на улицу. Высокие глухие заборы и ворота "под крышей". Перед домом палисадник, где могут быть цветы, кусты, деревья. В редких случаях палисадные участки утрамбованы или выложены камнем. Последнее характерно для внутренних дворов. Дорожки внутреннего дворика могут быть выложены из камня.
ДЕНЬ ПОБЕДЫ В СЕЛЕ ЦИПЬЯ
Предприятия.
Сельхозтехника, Сельхозхимия, асфальтовый завод
Меховая фабрика страдает от крайне малого количества заказов или их отсутствия по 2-3 месяца, работников распускают в неоплачиваемый отпуск. Редкие заказы выполняются из цельных кусков шкуры, чаще шьется кусочками.
Мебельная фабрика - плетеная мебель с вкраплением пластиковых лент.
Телевизионная вышка. Транслируется 3 канала - ОРТ, РТР и местный Казанский. Выписывают 2 районных газеты - на татарском "Труд" и на удмуртском языках.
ОКРЕСТНОСТИ СЕЛА ЦИПЬЯ - ДОЛИНА РЕКИ АРБОРКА
По вечерам молодежь собирается в доме культуры, в здании бывшей церкви.
Частная торговля не развита. Есть лишь один магазин, работающий до 23-00. Особенным "алкогольным фанатизмом" отличаются девушки, что приводит к дракам.
Через сельсовет, подав заявление, можно получить участок земли. Частных фермерских хозяйств нет. Остались колхозы, не сдавшие свои позиции. Переименовавшись в кооперативы. Сельсовет местного самоуправления возглавляет бывший руководитель парткома, работал на асфальтовом заводе, всеми уважаемый за хорошую хозяйскую хватку. Именно при нем колхозы перестали балансировать на грани упадка.
Два кладбища по обе стороны дороги на склоне холма - новое татарское и старое православное, которое люди зовут удмуртским.
К юбилею республики должны сдать новое здание больницы. Современное здание принадлежало еще земской больнице, хотя и достраивалось. Приятный деревянный, выкрашенный в синий цвет с белой окантовкой комплекс, почти затерянный среди деревьев. Старая больница станет домом для престарелых, функцию которого выполняет и сейчас.
Машины есть почти в каждом доме. Но иномарок нет. Единственная иномарка на весь район у частного предпринимателя в Балтасях.
ТАТАРСКИЙ ПРАЗДНИК САБАНТУЙ - ЦИПЬЯ
Два года назад успешно сдали новое здание школы. На открытие приезжал президент Татарстана, преподавание ведется на русском языке. Отдельно преподают татарский, удмуртский, марийский, наравне с иностранными языками.
Современная история, практически весь двадцатый век, представлена через судьбы людей - уроженцев Ципьи, ближайших окрестностей. Один из стендов заключительного зала (он же и первый) отражает строительство последних десяти лет. Было отстроено около ста домов, образовалось две новых улицы. Одна из них, улица Молодежная в народе зовется Буржуазной. Построено новое здание школы, домик, ограждающий родник, православная церковь, готовится к сдаче здание больницы, заложена мечеть.
От Ципьи до Хлебниково, расположенного в Марий-Эл, добрались попутками через Средний Кушкет. До границы Татарстана и Марий-Эл по татарской стороне проложена асфальтовая дорога. Марий-Эл встречает грунтовкой, да и ту, только в 99 году стали засыпать крупным щебнем. С марийской стороны асфальтированной дорога становится только от Большого Карлыгана. Асфальт залатанный.
ЦИПЬЯ
Троицкая церковь
Трехпрестольный храм был построен в 1845. Ципьинская церковь была важным миссионерским центром, службы велись на русском, удмуртском и татарском языках.
Первоначально здание было одноэтажным, прямоугольным в плане с двускатной крышей, в которую врезались световой восьмерик под шатром с маковкой на высоком шпиле и низкий четверик колокольни под высоким шатром. С востока к зданию примыкала полукруглая апсида с односкатной кровлей. Стены обработаны горизонтальным рустом, широкими пилястрами, сдвоенными по углам центрального объема, гуртами, архивольтами ниш, полочками архитрава и карниза. Большие прямоугольные проемы имели мелкие переплеты современного начертания. Восьмерик, апсида и колокольня утрачены. В здании устроен второй этаж с пробивкой окон. Памятник культовой архитектуры в стиле позднего классицизма.
Ципья. Церковь Гурия Казанского
Гурьевская церковь
Церковь. Действует.
Престолы: Гурия Казанского
Год постройки: между приблизительно 1992 и приблизительно 2000.
Адрес: 422243, Республика Татарстан, Балтасинский район, село Ципья, тел: 8(84368) 34239
Проезд: Из Казани по автодороге через Высокую Гору и Арск на Малмыж. Примерно через
Координаты: 56.526344,50.297028
Храм построен в 1830-1848 гг. на месте старого деревянного храма, существовавшего с
Ципья была центром огромного прихода, состоящего из удмуртов, марийцев, татар-кряшен, русских. В начале XX в. службы в храме велись на четырех языках. В приходе было 16 школ, из них 8 миссионерских. Строительством нового храма руководил священник Евфимий Воецкий, служивший в приходе в 1840-е гг. Крупная двухэтажная церковь сохранилась в сильно перестроенном виде. В настоящее время храм передан Казанской епархии, в нем совершаются богослужения.
СТАТЬЯ ПРО ИСТОРИЮ СЕЛА ЦИПЬЯ
Возле Ципьинского совета местного самоуправления стояли мужики и о чем-то возбужденно спорили. Мужики как мужики, одеты в телогрейки, но говор у них какой-то странный, похожий на финский. Неужели "горячие финские парни" приехали сюда на шабашку?..
- Нет, это местные, - смеется заместитель председателя Ципьинского СМС Зифа Зарипова, - у нас тут практически все говорят и понимают по-удмуртски. А в школе изучают четыре языка: русский, татарский, удмуртский и марийский.
- То в школе, а в быту каким языком больше пользуются?
- Да любым из этих четырех. Я часто слышу, например, как мой сын по телефону общается с приятелями по-удмуртски.
- А вы сами понимаете?
- Если меня ругают - понимаю, - шутит Зифа.
В Ципье межнациональные браки становятся, скорее, правилом, чем исключением. Зифа тут же назвала несколько фамилий. У директора местной школы Василия Трофимова, русского, жена татарка Роза, и дети свободно говорят на двух языках. А у учителя Галины Семовской муж Евгений - удмурт. Его соплеменник, слесарь Володя Демеев, женился на татарке Гульфие... В общем, полный интернационал.
Но удивляться тут особо нечему - так складывалась историческая судьба Ципьи. По архивным данным, село возникло на берегу реки Арборки, и основал его некий вотякский (так раньше называли удмуртов) мужик по имени Чапля. Но за селом закрепилось название Ципья. В старой Ципье проживали не только удмурты, но и крещеные татары. А рядышком выросло еще одно поселение - Тлогурт, что в переводе с удмуртского означает "Огненная деревня". Дело в том, что жители деревни для сохранения огня постоянно поддерживали разожженный костер. После того как в середине XIX века была построена кирпичная церковь, обе деревни соединились под названием Ципья.
Надо заметить, однако, что принятие христианства среди язычников шло непросто. Об этом рассказывается в редкой книге, что хранится в Музее дружбы народов села Ципья - "Христианство у вотяков со времени первых исторических известий о них до XIX века", - изданной в Санкт-Петербурге в 1899 году. Автор П.Лупов утверждает, что знает, когда произошло крещение первого удмурта. Это якобы случилось в Казанском гарнизонном полку барона Воинова в 1724 году - тогда были крещены даже не один, а два солдата-вотяка. А в деревне Ципья первым православие принял 24 марта 1729 года Алексей Михайлов Бикчура. 27 апреля того же года - Степан Гаврилов, 7 июня - Евдоким Иваночков. Директор ципьинского музея Гарифзян Галиев предполагает, что этих крестьян готовили в рекруты и потому спешили обратить в христианскую веру. Что имели новокрещеные? Сначала - 50 копеек, потом - рубль, с 1731 года им стали предоставлять трехлетние налоговые льготы, выдавать по 10 рублей и серебряные кресты для ношения.
Ципья очень быстро поднялась и стала одним из крепких волостных центров Малмыжского уезда Вятской губернии. Правительство направило сюда 17 приезжих семей, в основном русских - урядников, становых, врачей, мастеровых. Одной из ключевых фигур на селе был священник.
По ходатайству Малмыжского земства в Ципье открыли школу и участковую больницу. Но центром притяжения для жителей окрестных сел был знаменитый ципьинский базар. Его краски и многоголосье блистательно донес до нас татарский писатель Мухаммат Магдиев. В местном музее воссоздана замечательная экспозиция - торговая лавка купца Мулюкова, которого все называли Муртазабай. Судя по экспозиции, этот купец торговал не только предметами первой необходимости вроде тульских самоваров, но и диковинными для деревни напитками, такими, как рижский бальзам или европейский ром, а также швейцарскими часами, фарфоровой посудой.
Про Музей дружбы народов села Ципья надо рассказывать отдельно. Другого такого нет не только в Татарстане, но, может, и по всей России. Здесь хранятся редчайшие экспонаты. Например бивень мамонта весом
Еще в древних индийских ведах упоминалось о фундаментальном принципе живой и неживой природы, выраженном емкой формулой "Единство - в многообразии". В жизни села Ципья и музее, отражающем эту жизнь, данная формула нашла реальное воплощение. В этом убедились тысячи людей, ознакомившихся с экспозициями. За 38 лет существования музея здесь побывали экскурсанты из 17 стран, их восторженные отзывы на 24 языках запечатлены в 13 увесистых томах.
У истоков этого большого дела стоит учитель-энтузиаст, фронтовик Гарифзян ага Галиев. Именно благодаря его неиссякаемой энергии и организаторскому дару уже не одно поколение ципьинцев, как дети, так и взрослые, увлечено поиском интересных экспонатов для своего музея.
Говорят, что самобытность культуры лучше сохраняется в компактных национальных очагах, окруженных иноязычной культурой. Так, многие ученые отмечают, что финские татары более чисто говорят по-татарски, нежели татары, проживающие на своей исторической родине. Трудно поверить, но удмуртские этнографы только в музее села Ципья смогли найти старинные национальные нагрудные украшения, хотя до этого исколесили всю Удмуртию вдоль и поперек. Как сюда, в балтасинские края, граничащие с Кировской областью и Республикой Марий Эл, попали вотяки - остается исторической загадкой. Возможно, когда-нибудь ее отгадают, но важно, что удмурты, оказавшись в окружении чужих племен, смогли найти с ними общий язык, сберечь свою культуру и донести ее до наших дней. А сегодня в этом помогает и Музей дружбы народов.
Его экспонаты - настоящий клад для ученых-этнографов, желающих проникнуть в глубинные пласты культуры народов, издревле населявших Поволжский регион. Вот, скажем, старинные платья удмуртских, марийских и татарских женщин. Они вывешены рядышком и, на первый взгляд, мало чем отличаются друг от друга. Неспециалисту трудно провести их этническую идентификацию. Но людям знающим известно: марийцы шили одежду преимущественно из белого полотна, удмурты - из красного, а татары - из белого и голубого.
Чем объяснить такой выбор цвета? Предоставим возможность порассуждать на эту тему ученым мужам. Также пусть они попробуют разобраться, почему вышивались разные узоры на сюлыках, шимаки и калфаках - головных уборах удмуртских, марийских и татарских женщин. Или взять лапти - чем не предмет для научного исследования? Щи ими, понятно, никто не хлебал - ни русские, ни татары, ни удмурты, ни марийцы, но плели их все по-разному. У марийцев лапти получались аккуратные и узкие, у удмуртов - глубокие, у татар и русских - почти одинаковые. У каждого народа свои традиции в деревенских ремеслах, в чем-то схожие, а в чем-то отличные. Единство - в многообразии...
Сегодня в Ципье проживают 878 татар, 632 удмурта, 48 русских, 24 марийца, 14 чувашей. Опыт совместного бытия настолько прочно вошел в сознание ципьинцев, что даже в самые лихие годы село не знало больших потрясений, люди всегда тут жили зажиточно, в ладу и уважении друг к другу, словно невидимый добрый дух, поселившийся здесь со дня основания села, оберегал их от раздоров и нищеты. Однако справедливости ради следует заметить, что свою роль в развитии инфраструктуры сыграло и то, что в 1938-1958 годах Ципья была райцентром, и экономика села тогда заметно укрепилась. Некоторые из созданных в ту пору предприятий сохранились и поныне.
В Ципье практически нет безработицы, столь характерной для пригородных поселений, жители которых трудоустраиваются преимущественно в городах. Здесь же не нужно никуда ехать (да и, по правде говоря, некуда - до Казани, например, более
"Татавтодора", ПМК-5, торговое объединение, пекарня, больница, школа, два сельхозкооператива - "Ударник" и "Труд". Работа на любой вкус. Но труднее всего попасть, как тут шутливо говорят, в "ЕЭС" и "Газпром" - на подстанцию электросетей и газовый участок, где зарплата значительно выше.
Председатель Ципьинского СМС Фоат Хайрутдинов в общем доволен тем, как благоустраивается село. Во всех домах - газ, на основных улицах - асфальт, подведена чистая родниковая вода. Налажена нормальная работа коммунальных служб, организован вывоз мусора, не только Ципья, но и другие деревни имеют полигоны твердых бытовых отходов.
- Нам бы еще новый клуб достроить, - говорит "мэр" Ципьи. - В прошлом году активно взялись, но сейчас почему-то приостановлено финансирование. Вторая важная задача - заасфальтировать все дороги в селе, а не только главные. И еще хотим украсить центр Ципьи: разбить аллеи, посадить цветы, обновить памятники павшим в Великой Отечественной войне...
Советы местного самоуправления становятся ключевым звеном управления на местах. Ципья и здесь показывает пример.
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
https://old.russ.ru/antolog/pfo/cipia.htm
https://www.rt-online.ru/aticles/rubric-79/53046/
https://www.kazeparhia.ru/temples/poblagochiniym/pestrechinskoe/hramsvgwriy/
_
- Татарстан:
- Тэги:
- 13177 просмотров
Комментарии
забыл указать...
что Гурьевский (новый) храм очень похож на католический, это по рассказам местных из-за того, что строили его армяне, поэтому он похож на армянские храмы, а издали очень похож на костёл...
удмуртский праздник!
Праздник удмуртской культуры «Гырон быдтон» состоится 11 июня в кукморской деревне Киндер-Куль.
Гулянье развернется на нескольких площадках, сообщает пресс-служба Министерства культуры республики. На главной сцене пройдут выступления фольклорных коллективов из разных уголков Татарстана и соседних регионов, народные игры, спортивные состязания.
На удмуртском подворье откроются площадки знатоков истории, культуры, традиций, обычаев предков, а на малой сцене – конкурсы среди девушек и юношей.
Желающих угостят освященной кашей, символом национального фестиваля. «Гырон быдтон» – праздник молений удмуртов о предстоящем урожае. Он проводится после завершения весенней пахоты и сева яровых, на республиканском уровне – с 1988 года.
Отправить комментарий