Легенды и были села Узеево
Этот благословенный уголок мог бы быть настоящим раем для туристов!
Есть в Аксубаевском районе два селения Узеево – Старое и Новое. Их жители издавна спорят, какое из них старше. Как правило, населенный пункт с определением «новый» является своеобразным продолжением второго, его «младшим братом». В таком родстве состоят, например, близлежащие села Старое и Новое Тимошкино, Старые и Новые Киязлы, другие селения Аксубаевского района. Логично предположить, что и Новое Узеево вышло из Старого. Однако в самом Новом Узееве уверены, что это не так. Старое Узеево – старинное чувашское село. Новое Узеево – старинная татарская деревня.
Убежище за рекой - Легенда
Всем, кто гостит в Новом Узееве, местные старожилы рассказывают легенду, которая передается здесь из поколения в поколение.
…Год 1236-й. Войско Бату-хана разграбило и сожгло болгарскую землю. Пострадала от жестокого нашествия и пограничная крепость Марджани. После покорения население крепости было уведено в полон. Спастись удалось немногим.
Был среди них Кисы-бабай, в те времена молодой джигит. Вместе со своей дружиной, женой и малолетним сыном нашел он убежище на опушке дремучего леса, что на берегу полноводной речки Сульча. Здесь поставил Кисы новое жилище. А вскоре рядом выросли несколько домов соплеменников – из числа спасшихся после нашествия земляков.
С годами обитатели стана стали называть селение на манер Кисы-бабая – Яна Узием, в переводе с татарского «Мой новый дом».
О древности Нового Узеева свидетельствуют могильные камни на местном кладбище. Многие из них сохранили древние тюркские орнаменты и надписи, сделанные арабской вязью. Само кладбище гораздо крупнее, чем в Старом Узееве, что, по мнению местных старожилов, призвано доказать старшинство Нового Узеева.
Под руководством местных краеведов школьники по крупицам собрали описания многочисленных свидетельств об истории деревни и написали книгу о ее происхождении. Два экземпляра рукописи бережно хранятся в сельском музее и красном уголке местной школы.
Вторая соборная
Важная достопримечательность Нового Узеева – большой железобетонный мост (длиной
Кстати, первое в нынешнем Аксубаевском районе мусульманское культовое сооружение возведено в 1890-е годы именно в Новом Узееве. Сразу две махалли в одном населенном пункте – случай в закамской зоне сам по себе уникальный.
•Стратегическое для наших предков значение этих мест демонстрировал тот факт, что даже питьевую воду сюда в XI веке доставляли из столицы государства – Биляра, до которого отсюда по прямой линии всего-то километров пятнадцать. С этой целью болгары соорудили акведук, образовавший единую с билярскими источниками уникальную водную систему
Первая мечеть, сооруженная на «югары як», в советские годы была уничтожена. А вот во второй соборной мечети службы ведутся и поныне. Не закрывалась она даже в годы жестоких репрессий и нападок на религию. В 1931-м в мечети решили устроить амбар. Но сельчане дружно поднялись на ее защиту. Проведя сход, мужики вышли из своих домов и за день построили амбар в другой части деревни. Мечеть была спасена.
Ныне она входит в республиканский каталог памятников истории и культуры. Это характерный образец татарских мечетей с традиционным оформлением фасадов в стиле эклектики и сочетанием архитектуры классицизма и народного зодчества. Построена мечеть в 1911 году по проекту архитектора Н.Фошдеребрюггена.
Это одноэтажное деревянное сооружение с минаретом над крышей. Имеет высокий подклет с дверью со стороны восточного фасада. Верующие утверждают, что в помещении не бывает холодно даже в самые трескучие морозы и жарко – в летний зной. Как это удалось нашим предкам, непонятно.
Недавно в мечети сделали ремонт, заменили окна, внутреннюю обшивку. Вскрыв полы, ничего, кроме сухой соломы, под ними не обнаружили. Менять солому не решились. А вдруг наши прадеды обработали ее неким составом, наделив рецептом вечной сохранности?
При входе в мечеть устроена небольшая выставка старых вещей: мусульманский настенный календарь, большой чугунный чайник, старая утварь, арабские книги… Рядом – старый железный конус с полумесяцем, снятый из-за ветхости с минарета и замененный новым. В местном музее для ценного экспоната уже приготовили почетное место.
Нам, дорогим гостям, хозяева позволили подняться на двухъярусный восьмигранный минарет, откуда открывается живописный вид на округу.
Две мечети было – и есть
Вторую соборную мечеть ныне называют старой, потому что не так давно в Новом Узееве появилась новая, уже третья по счету, мечеть. Возведена она из кирпича, а строительство стало возможным благодаря московскому предпринимателю Наилю Ахметвалееву (его дед родом из Нового Узеева), выделившему для новой мечети около полумиллиона рублей. Ахметвалеевы посчитали, что должна восторжествовать справедливость, – до революции в их селе было две мечети. Так что вернулся долг…
При мечети в 1904 году в Новом Узееве появилось первое медресе. Одним из первых учителей здесь стал Сиразетдин Курамшин. Он был незаурядным человеком – хоть и имел сан муллы, но по взглядам слыл чуть ли не пламенным революционером. В Новом Узееве сохранилась байка о том, что мулла Сиразетдин тайно встречался на старой мельнице в
Доподлинно известно, что в 1911 году на Курамшина (который якобы агитировал молодежь не служить в царской армии и не подчиняться властям) донесли, и его арестовали. Родственники Курамшина вроде бы были предупреждены о готовящемся аресте и успели накануне уничтожить большую часть книг революционно настроенного муллы. Но часть его рукописей все-таки была сохранена и находилась долгие годы у дочери Сиразетдина – Зайнап, проживавшей в Киргизии.
Уроженец Нового Узеева писатель Газиз Кашапов переписывался с Зайнап Курамшиной, в начале 1990-х годов он побывал у нее в гостях, написал о ней очерк. Газиз Салихович мечтал написать книгу и о мулле Сиразетдине, но не успел – умер в 1991 году.
РЕЧКА СУЛЬЧА - В ОКРЕСТНОСТИ СЕЛА
Слезы нечисти - Легеенда
Есть в Новом Узееве еще один объект гордости. Это небольшое Трофимово озеро, расположенное в поле за оврагом, возле деревенского кладбища. Не пересыхает оно даже в долгий летний зной. В отличие от других деревенских водоемов.
•Водовод проходил в основном под землей, хотя на некоторых участках тянулся по поверхности и, видимо, искусно маскировался – благодаря частым лесным посадкам. Впрочем, следы старинных каменных коммуникаций на своей земле аксубаевцы находят то тут, то там до сих пор
Вообще-то в Новом Узееве целых шесть искусственных озер. Все они вырыты в низинах в 1905 – 1906 годах по распоряжению царских властей. Говорят, земельными работами чиновники пытались отвлечь внимание крестьян-татар от участия в нарастающей революции. Сельчане вырыли ямы (одну из них глубиной почти
Можно удивляться прихотям властей, но озера не раз сослужили сельчанам добрую службу. Особенно их живительная влага неоценима в засуху. Выручили озера и во время памятного всем нам многонедельного знойного марафона 2010-го. Тогда вода в них практически иссякла.
А вот Трофимово озеро полноводно всегда. Откуда оно здесь взялось, никто не знает. Говорят, на его дне бьет родник. Потому вода в нем ледяная, прозрачная и чистая. А вот какая легенда с ним связана.
Жил-был в Новом Узееве человек по имени Трофим. Непутевым он оказался, дружил с зеленым змием и к тому же был ленив. Настрадались от него односельчане. А на следующий день, когда он умер и все втайне про себя вздохнули с облегчением, появился в деревне оборотень в облике покойного. По ночам выходил он с кладбища и бродил по селу, крепко досаждая людям. Говорят, был нечистый вампиром – не дай бог встречи с ним. В стремлении отомстить людям за собственную никчемность оборотень устраивал всяческие козни. Даже детей похищал. А однажды чуть большой пожар не устроил.
Решили узеевцы проучить Трофима-оборотня. В самый длинный летний день в году вырыли его останки из могилы и перезахоронили за оградой кладбища, вбив на этом месте длинный деревянный кол. По поверьям, ночью после этого не смог Трофим выйти из-под земли и заплакал от бессилия. Плакал долго, пока весь не иссох…
Из этих слез и появилось озеро.
В стороне чувашской
В Старом Узееве с нами поделились собственной версией на прошлое края и происхождение селений-спутников. Ее поведал учитель истории Борис Захаров. При этом Борис Андреевич подчеркнул, что черпает информацию не из людской молвы, а исключительно из документов. Несколько лет назад он специально списался с Российским государственным архивом древних актов в Москве, запросив копии царских распоряжений и указов, касающихся истории села.
Вот что, в частности, можно узнать из выписки, составленной ведущим специалистом РГАДА М.Перышкиным.
•У жителей аксубаевской глубинки разные взгляды на прошлое, но абсолютно одинаковые – на будущее
Впервые Старое Узеево упоминается в летописи как деревня Узеева еще в середине XVII века. Населена она была ясашными чувашами и находилась на ногайской дороге Казанского уезда. Накануне первой ревизской сказки 1717 года деревня подверглась нападению каракалпаков, и многие жители были взяты в плен. В переписных документах 1717-го упоминаются как живые, так и погибшие и пленные – всего 103 человека мужского пола. Тогда же разгрому подверглись и соседние деревни – Бердыбекова и Чарабатырева. Сотником, то есть главой, всех этих населенных пунктов являлся Пикчюбарка (Бикчюбарка) Немичев, сорока лет от роду.
Любопытно: фамилия Немичевых происходит от прозвища «немич», в основе которого лежит тюркское «нем» – «сырой, влажный». Возможно, так называли капризного, часто плакавшего ребенка.
В середине XVIII века деревня разрослась. Во время переписи 1762 года местное население (147 мужчин) впервые названо «новокрещенным». По-видимому, многие из них крестились в ходе массовой кампании в 1750-е годы, инициированной во времена Елизаветы Петровны.
Наконец, по данным «Списков населенных мест Казанской губернии» 1859 года, о деревне Узеевой, «она же Старая», сказано: «Казенная, при речке Сульче. 71 двор, 232 души мужского пола и 222 женского».
Челобитная государю императору
А вот в выписке из указа межевания Елизаветы Петровны от 1744 года в фрагменте с описанием Казанского уезда читаем: «В 1700 году, сентября в 4-й день, били челом Великому Государю починка татарина Узейко Кадрякова сотоварищи, [чтобы] поселиться [им], пришедшим сюда из разных уездов, на порожней земле. По нонешней переписи наложен [на них] ясак (натуральный налог, выплачиваемый пушниной, скотом и т.п. – А.Л.), повелев платить [его] в казну Великого Государя до Казани, а тож и впредь владеть порожнею землею».
Борис Захаров подчеркивает: татарами в то время называли и некрещеных чувашей. Далее в документе следует описание границ починка – так в России до революции называли вновь возникшее поселение. Что касается соседнего Нового Узеева, то впервые о деревне упоминается лишь в 1781 году. Борис Андреевич обратил при этом внимание, что это единственное татарское селение в радиусе почти двадцать километров. Есть версия, что среди чувашей татары, которые пришли сюда гораздо позже, искали пристанища, скрываясь от очередной волны насильственной христианизации.
В Новом Узееве, утверждает далее Борис Захаров, вплоть до середины 1920-х годов проживала большая группа чувашских крещеных крестьян. Позднее они ушли с насиженных мест и основали по соседству свое, чисто чувашское селение, которое назвали Беловкой – по фамилии человека, первым построившего дом на новом месте. Примечательно также, что все старые названия в Новом Узееве имеют не татарскую топонимику. Например, расположенное здесь Трофимово озеро.
С надеждой на завтра
Несмотря на разное видение прошлого малой родины, и чуваши, и татары живут сегодня в мире и согласии. В каждодневном общении с полуслова понимают друг друга. И если в Новом Узееве две мечети, то в Старом Узееве недавно всем миром поставили православный храм. Освятили церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи. В день приезда журналистского десанта «РТ» на ее колокольне установили семь колоколов, заказанных в Кировской области. Для сельчан это стало настоящим праздником.
Одно огорчает – оба населенных пункта неумолимо пустеют. Их жители покидают родные пенаты. Каждый третий дом в Новом Узееве хозяевами брошен. За последние двадцать лет население только одной этой деревни сократилось с 470 до 380 человек.
Причин немало, но главная – отсутствие работы. Прежние сельхозпредприятия разорились, а новые так и не были созданы. Если в 1990-м в Новом Узееве держали тысячу голов колхозного стада, то ныне его окраины пугают пустыми глазницами трех огромных развалившихся ферм. Была когда-то здесь даже своя пожарная служба – осталось же полуразрушенное пожарное депо.
Но еще горше, что уезжают из сел школьники и их родители. Как ни странно, подобная тенденция усилилась после введения ЕГЭ. Считается, чтобы его сдать, знаний, полученных в деревне, не хватит. К тому же своих пунктов сдачи ЕГЭ в глубинке нет. Вот и бежит молодежь кто в райцентр, а кто и еще дальше – в Казань, Набережные Челны, Самару, Чебоксары…
Сегодня в Новоузеевской неполной средней школе 29 учеников, в том числе трое первоклассников. А ведь когда-то было – 150 и более. Окончив девятый класс, юноши и девушки уже не хотят ходить в одиннадцатилетку Старого Узеева, а выбирают городские школы. Глава местного сельского поселения Илсур Махмутов посетовал, что не за горами то время, когда в школу идти будет некому. И тогда судьба учебного заведения предрешена.
…Когда мы покидали деревню, из окна автомобиля я увидел мальчишек, веселой гурьбой несущихся к озеру. Несмотря на солнце у горизонта, накрапывал мелкий дождик. И я подумал: не может быть, чтобы у этого благословенного уголка не было будущего! Село было, есть и еще, разумеется, постоит.
Дай же бог его обитателям терпения и достатка!
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Автор статьи: ЛЕБЕДЕВ Андрей
Газета «Республика Татарстан».
_
- Татарстан:
- Тэги:
- 11055 просмотров
Комментарии
Узеево
Добрый день! У меня есть копия владенной выписки по д. Узеева.
Самая первая выписка не сохранилась, как написано в выписке 1744 г. Там написано "владенная выпись токмо де оная выписка в башкирское смятения не ведомо каким случаем утратилась". У вас перевод чуть искаженный. Я лично занимался переводом текста.
Например там написано: "..Казанский уезд Нагайской дороги Закамской стороны".., "..в нынешнем 1700-м году сентября в 4-и день били челом Великому Государю того починка татара Узейко Кадряков, с товарищи тому два года поселились они на порозжей земле пришли из разных уездов и по нынешней переписи положены на них вновь ясаки иметь.." и т.д.
Также в Новом Узееве есть стариное чувашское кладбище, Макаров родник - как чисто чувашские топонимы. Если посмотреть на списки репрессированных, Книгу памяти там много чувашских фамилий.
Здравствуйте, скажите
Здравствуйте, скажите пожалуйста может ли быть такое, что в ново-узеево отатарившиеся чуваши? Так как читала, что раньте в 1600-1700 годах происходило отатаривание и обрусение народов
«В этих условиях, - отмечает Н. В. Никольский, - чтобы сохранить свои права на земли, владетельные особы из чувашей принимали христианство и постепенно сливались с коренным русским элементом. Другие чувашские родоначальники сближались с татарскими князьями, чтобы совместно противодействовать ограничительным мероприятиям правительства. Чувашские мурзы Нижегородского края, упоминаемые под 1647 г., к началу XVIII в. не существуют: «они отатарились и омусульманились». Tаким образом, в условиях противостояния ислама и православия в Поволжье чувашские мурзы и князьки, то есть та часть чувашей-язычников, которая была в социально-культурном плане наиболее развитой частью этноса, или обрусевала, или отатаривалась, перенимая ислам.
Это новое Узеево , а не
Это новое Узеево , а не старое Узеево , путать не надо
а что не надо
а что не надо путать?)))
расскажите
Но в Ново-Узеево есть могилы
Но в Ново-Узеево есть могилы чувашей, оттуда шелеби вышел. Я знаю, что в 1920 года чуваши потом покинули Ново-Узеево, хотя до этого жили совместно. Также в книге Яна узи - ново узеево, написано, что там были чуваши магометанской веры которые отатарисись.
Есть такой сайт называется
Есть такой сайт называется «память народа» это те кого призывали на войну. Например интересно если взять, что старо-Узеево чисто чувашское, а ново-узеево мишарское. То почему в старо-узеево есть мусульманские имена, и наоборот.
Например это:
Махмутов Шайдулла. 1925 года рождения. Место рождения
с. Ст. Узеево. Дата призыва 26.01.1943. Куда выбыл
Горьковский корпусной район противовоздушной обороны.
СУЛЕЙМАНОВ СУЛИВАТ (СУЛЕЙМАН). Дата рождения 1915. Место рождения Ст. Узеево.
БИКТИМИРОВ (БИКТИМЕРОВ) КОНСТАНТИН ИВАНОВИЧ. Дата рождения 1910. Место рождения с. Старое Узеево.
Но с такой же фамилией, но уже с мусульманским именем и отчеством также в старо-Узеево.
БИКТИМЕРОВ ИСМАГИЛ КАЛЛИМУЛЛОВИЧ. 1917 год, село старо-Узеево.
Хуснутдинов Бариш. Дата рождения 1907.
Место рождения Ст. Узеево Дата призыва 23.01.1942. (Снова старо-Узеево, но мусульманские фамилии).
А вот уже Ново-Узеево. Якимов Степан Степанович.
Дата рождения 1909 Место рождения
Татарская АССР, Аксубаевский р-н, Нов. Узеево
Дата призыва 01.10.1941.
ГИЛЬМИТАГИРОВ ГАЙФИ БАГАУТДИНОВИЧ. Дата рождения 1919.
Место рождения с. Старое Узеево. (Снова мусульманское)
Махмутов Александр Матыгуллович.
Дата рождения 1925. Место рождения Татарская АССР, Аксубаевский р-н, Нов. Узеево. Награды Орден Отечественной войны II степени
(Фамилия и отчество мусульманские имя нет )
Хисамутдинов Кирилл Абдельманович. Дата рождения 1911.
Место рождения Татарская АССР, Аксубаевский р-н, Нов. Узеево
Дата призыва 03.07.1941. (Тоже очень интересно, что только фамилия и отчество мусульманские, а имя нет)
Минаков Абдулла Минакович. Дата рождения 1905. Место рождения с. Старое Узеево. (Снова старо-узеево и Мусульманское имя)
Хотелось бы узнать это было мусульманские чуваши? Может кто-то знает? Или в старо-узеево жили татары-Мишари ?
Я тут привела лишь малое количество имен и фамилий для примера
Отправить комментарий