Котловка – Котловская шишка
Котловка - село в Елабужском р-не, пристань на р. Кама, в 38 км к Ю.-З. от г.Елабуга.
На 2002 - 274 жит., в т.ч. русских - 75%. Полеводство, овц-во.
Нач. школа, клуб. Известна с 1680. В 18 - 1-й пол. 19 вв. жители относились к категории гос. крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, рыболовством, нанимались матросами на речные суда.
В нач. 20 в. функционировали Ильинская церковь (построена в 1838; памятник архитектуры), земская школа, б-ка; базар. В этот период земельный надел сел. общины составлял 7271,2 дес.
До 1920 село входило в Казыльскую вол. Елабужского у. Вятской губ.
С 1920 в Вотской авт. области. С 1921 в составе Елабужского, с 1928 - Челнинского кантонов ТАССР. С 10.8.1930 в Елабужском, с 19.2.1944 в Костенеевском, с 8.6.1944 в Мортовском, с 19.11.1954 в Елабужском р-нах. Число жит.: в 1859 - 2221, в 1887 - 2320, в 1905 - 2597, в 1920 - 2111, в 1926 - 2126, в 1938 - 1649, в 1949 - 757, в 1958 - 467, в 1970 - 328, в 1979 - 257, в 1989 - 160 чел.
Близ села находится Котловский археологический комплекс.
река Кама - Котловка
ВИД НА КОТЛОВСКУЮ ГОРУ фото Айрата Валитова
СТАТЬЯ ПРО КОТЛОВКУ – автор: Артем СУББОТКИН (газета «Земля-Землица»)
Стою на вершине высокого холма на краю обрыва, а далеко внизу неторопливо течет красавица Кама. Лодки с рыбаками кажутся отсюда маленькими, словно игрушечными. Крутизна такая, что дух захватывает! Котловская «шишка» — самое высокое место на камском берегу. Если смотреть в бинокль на раскинувшийся на противоположном берегу Нижнекамск, то можно разглядеть, как домохозяйки на балконах городских многоэтажек развешивают выстиранное белье. Утопающие в зелени лесов берега, осыпи и песчаные отмели — все как на ладони. Вот также много веков назад смотрели отсюда на реку булгарские воины, опираясь на боевые копья. Лучшего места для наблюдательного пункта не найти.
река Кама - Котловская гора
Именно поэтому пришедшие на эти земли в VIII веке из степей Приазовья булгары основали здесь небольшое поселение, известное историкам как Котловское городище. Хотя возможно, что люди жили здесь и раньше.
— Копали здесь еще лет тридцать назад, — рассказывает житель села, пенсионер Леонид Семенович Кучумов. — Приезжали археологи из Ижевска. Говорят, находили старинные женские головные украшения, пуговицы, рыболовные крючки…
вид на реку Кама и Закамье
В более поздние времена, в «бунташном» XVII веке, холм облюбовали разбойные люди — беглые холопы, променявшие безрадостную долю крепостного рабства на камскую вольницу. Кама в те неспокойные времена кишела ушкуйниками — речными разбойниками. До сих пор среди местного населения ходит немало легенд о сундуках, набитых монетами, запрятанных в укромных прибрежных гротах, закопанных на песчаных островках. Искать их принимались неоднократно, однако о найденных кладах мы не слышали. Зато склоны и верхушка «шишки» богаты клубничными и земляничными россыпями, встречаются заросли малины и ежевики.
Название села, расположенного восточнее «шишки», по одной версии связано с гигантской котловиной, в которой поселенцы ставили свои избы. По другой версии здесь находилась стоянка бурлаков, тянувших по матушке-Каме баржи с товарами. Здесь, на берегу, останавливались они на ночевку. Весело трещали в огне сухие сучья, аппетитно булькал в большом закопченном котле кулеш — бурлацкая каша, а усталые от лямки артельщики степенно рассаживались вокруг костра на прибрежные камни, крестясь, доставали из-за пазух деревянные ложки, не спеша принимаясь за трапезу…
фото Айрата Валитова
С тех далеких пор немало утекло воды в Каме. В годы Гражданской войны здесь гремели залпы и рвались снаряды: красные отряды комдива Азина при поддержке революционных матросов Волжской флотилии наступали со стороны Мамадыша на захваченную колчаковцами Елабугу. В окрестностях немало могил времен Гражданской. Одна из них находится в Котловке за алтарем старинной заброшенной церкви — здесь нашли последний приют шестеро красногвардейцев, погибших при наступлении. Храм Ильи пророка, построенный в XIX веке, закрыли в тридцатые. Долгое время здесь размещались зерносклад и колхозная мельница — до сих пор в помещении полуразрушенного храма лежат огромные каменные жернова.
БЕРЕГА РЕКИ КАМА У КОТЛОВСКОЙ ШИШКИ фото Айрата Валитова
Сегодня помещение храма выглядит довольно мрачно — проржавевшая кровля, осыпавшаяся роспись на стенах, пустые проемы дверей.
Колхоз в Котловке пытались создать еще в 1929 году, однако местные жители наотрез отказывались в него вступать. «Нам пахать и сеять не с руки, — говорили они. — Кама испокон веков кормит…».
Однако колхоз все же создали, объединив два села — Котловку и соседнее Свиногорье. Правда, просуществовал он недолго: никак не могли ужиться колхозники из двух сел, обвиняя друг друга в жульничестве и лодырничестве. Через год колхоз с безбожным названием «Атеист» распался.
А в тридцатом создали в каждом селе по колхозу: в Свиногорье — «Звезду», в Котловке — имени Дзержинского. Занимались не только молочным животноводством, овцеводством и хлебопашеством, но и садоводством — на южных склонах от самой околицы вплоть до родника, который местные зовут Гремячий ключ, тянулись яблоневые сады.
Сегодня от них остались одни воспоминания. После того, как развалили колхоз, на котловские земли пришли нефтяники, основав подсобное хозяйство, однако оно просуществовало лишь до конца девяностых: вскоре у новых хозяев возникли проблемы, и они свернули деятельность. Полуразобранные фермы и пустой свинокомплекс — все, что осталось от хозяйства. Молодежь покидает село. А ведь когда-то оно насчитывало до 600 дворов. Сегодня их около ста.
Придет ли сюда настоящий хозяин в лице крупного инвестора или фермера, которые сумеют возродить село? Тогда, глядишь, и буренки на местных фермах замычат, и пятачки захрюкают. А там — как знать, может, возродят знаменитый Аннушкин сад возле Гремячего ключа, и церковь восстановят... Пока об этом жителям Котловки остается лишь мечтать…
БЕРЕГ КАМЫ У КОТЛОВКИ
ИСТОРИЧЕСКАЯ ЗАПИСЬ ПРО КОТЛОВКУ:
В 20 верстах ниже Святого Ключа, на правом берегу Камы стоит с. Котловка, имеющее до 3.000 жителей. Против с. Котловки дно Камы очень углублено и имеет форму котла, отчего село и получило свое название. Котел этот имеет до 24 саж. глубины, а в ширину до полуверсты. Здесь в старину водилась громадных размеров белуга, до 70 пуд. весом.
Близ с. Котловки находятся два древние городища, замечательные своей кокошникообразной формой и находками. Одно из них занимает вершину замечательной по высоте и оригинальному виду так называемой «Котловской Шишки»).
Это городище защищено в разных местах несколькими валами, из которых главный, ограждающий площадку со стороны поля, массивен и имеет 90 сажен длины. Другое городище расположено на мысу, между двумя оврагами, близ с.Котловки; на этом городище есть только два небольшие вала. Городища эти принято называть костеносными, по изобилию находимых в них костей различных животных и по находкам изделий из кости.
ВИД С КОТЛОВКИ НА КАМУ И НИЖНЕКАМСК
Из находок этих вещей встречаются следующие: большие костяные ножи из острых, широких и длинных ребер с головкой в виде ручки, наконечники для стрел и круглые наконечники для боевых молотов. Из предметов домашнего быта встречаются костяные ложки, вилки, гребни, вязальные иглы, шилья, узды, игрушки и костяные бусы. Орудиями промысла служат: удочки, остроги, маленькие ножички для снимания вероятно шкур, разнообразные лопаточки для отделения мездры от кож и кофчиги74) для плетения лаптей. Все эти вещи сделаны из кости искусно, иногда даже художественно. На некоторых предметах, особенно на ручках ножей, на лопаточках, гребнях и удочках, встречаются изваяния фигур и головок различных животных: лося, медведя, лисицы, кабана, свиньи, лошади, изредка изображения дракона и других фантастических животных. Глиняных, каменных вещиц, а равно и железных предметов встречается очень мало. Но поделок из бронзы и меди найдено больше. Таковы кельты, двуперые стрелы, иглы, кольца и разные украшения.
Большую важность для указания на самостоятельное литье металлических изделий имеют найденные тигли и разнообразные формы для отливки. К гончарным изделиям принадлежат горшки или сосуды разнообразной формы и величины. Есть котловидные, с круглым дном и широким зевом. Цельных сосудов не сохранилось, но по крупным осколкам можно легко восстановить форму сосуда. Черепки серого цвета с раковинной примесью тверды как камень и при ударе издают звон. На крупных сосудах орнаментов нет, но на малых и средних они встречаются или в виде зубчатых, или в виде веревчатых линий, расположенных то группами, то вкось, а чаще всего вокруг зева. Какому народу принадлежат эти костеносные городища — неизвестно. Oтсутствие монет на городищах указывает, что этот народ был древний, который однако приручил лошадь, корову, барана и собаку. Видимо он вел пастушеский образ жизни, занимаясь также звериной и рыбной ловлей.
ВИД С КОТЛОВКИ НА КАМУ
Предметы первой необходимости он делал сам; украшения на вещах изобличают в народе довольно развитый вкус к изящному. Этот народ не был ни вотяками, ни черемисами, ни даже булгарами, у которых вещи отличаются пестротой восточного типа. А по своим обычаям и культуре жители костеносных городищ не сходствуют и современными Ананьинскому могильнику жителями. Родичей костеносных городищ надо искать в Сибири, по p.p. Томи, Иртышу, и отчасти в Пермской губ., где встречаются сходные с этими городища. П.А.Пономарев75) относит костеносные городища к I-IX вв. по Р.X. По его предположению, населявшее эти городища племя хоронило не трупы покойников, а только кости их.
МОЛНИЯ НАД КОТЛОВКОЙ
Название Церковь Илии Пророка в Котловке
Обиходные названия Ильинская церковь; Ильи Пророка церковь; Пророко-Ильинская церковь
Тип постройки церковь
Дата основания 1714
Дата постройки последнего здания 1838-1858 (см. постройки той же эпохи)
Историческое исповедание: Православная
Статус: сохранился!
Адрес на 1917 г. Вятская губ., Елабужский у., с. Котловка
Современный адрес: респ. Татарстан, Елабужский р-н, с. Котловка
Краткое описание Кирпичная церковь в стиле позднего классицизма, построенная в 1838-1858. Четверик завершен высокой ротондой под куполом, с запада к нему примыкает трапезная. Приделы Богоявленский (1874) и Димитрия Солунского (1845). Закрыта не позже 1930-х, сломана колокольня. Была занята складом, мельницей. Сейчас заброшена, в сложном техническом состоянии.
Трехпрестольный каменный храм строился очень долго, храмозданная грамота выдана в 1838г., в 1845г. освящен правый придел во имя Святого Дмитрия Солунского, в 1858г.-центральный престол, и лишь в 1874-левый придел в честь Богоявления Господня (приход существовал с 1714г.).
Храм строился в основном на средства Министерства государственных имуществ, третий придел - на деньги, собранные прихожанами. Строительством двух первых престолов руководил уполномоченный прихожанами крестьянин Антон Якушев.
Крупная сельская церковь в стиле классицизма. Колокольня утрачена.
В 1769-1798 п. в приходе служил священник Иван Данилович Виноградов (1735-?), в 1799-1823 гг.- Алексей Степанов (1764-?).
____________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
фото Айрата Вилитова -
https://www.panoramio.com/user/4938849?photo_page=1
https://www.ite.antat.ru/articles/punkt_k/k_268.html
https://sobory.ru/article/index.html?object=18095
https://temples.ru/card.php?ID=15432
https://elabuga-foto.ru/homeland/_syrnev05.html
https://www.zemlya-zemlitsa.ru/category/cat16/sto_metrov_nad_urovnem_kamy/
_
- Татарстан:
- Тэги:
- 15822 просмотра
Комментарии
Котловка на Каме...
как рассказывают местные жители - Котловская шишка место повышенной грозовой активности, сюда часто бьют молнии!
Отправить комментарий