Исток реки Шошма
Историческая география имеет большое значение при выяснении вопросов о населении данной местности, о смене народов на ее территории, о направлений колонизации и т.д. Так называемые топонимические термины, как известно, отличаются большой живучестью. Многие названия даны народом.
Река Шошма начинается с маленького родника у поселка Надежда республики Марий-Эл (по другим данным у деревни Шушмабаш Арского района РТ).
ПАМЯТНИКИ ГЕОЛОГИИ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ГЕОГРАФИЯ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
СПЛАВ ПО РЕКАМ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
По историческим данным в 1600-х годах она называлась Томмой. По республике она протекает на протяжении 7,7 км до впадения в нее первого правого притока в деревне Шека, она течет строго на юг, затем постепенно поворачивается на северо-восток, выдерживая это направление до самого устья. Она является основной рекой Предкамья.
Профессор И. Н. Смирнов в своей монографии “Пермяки” отметил вотско-пермяцкое происхождение речных названий, оканчивающихся на “ма “и занимающих видное место в исторической географии Малмыжского края.
Вопреки этому мнению, С. К. Кузнецов полагал, что Шошма – название черемисское и значит “Весенняя” от черемисского слова “шошым” – весна. Всматриваясь в оба мнения мы склоняемся в пользу проф. Смирнова и так же предполагаем, что Шошма принадлежит к разряду вотских речных имен на “ма” (вода, река): вотяки до сих пор населяют все верхнее течение р. Шошмы (Балтасинскую волость, Казанского уезда.).
Позднее вотяков в край пришли черемисы. Направление черемисской колонизации было с запада. Черемисы не образовали, по-видимому, сплошного населения, а раскинулись островами среди вотяков. Значительные черемисские поселения были основаны по нижнему течению р. Шошмы. Это Янгулово, Шишинерь, Четай, Буртек и на левом берегу Вятки, где оттеснили вотяков на восток. Историческая география свидетельствует о вытеснении вотяков черемисами, о той глухой борьбе между ними, которая происходила на территории Малмыжского края в XIII – XIV веке. Черемисы входили в состав Казанского ханства, и подчинение их мусульманской культуре. Среди черемис усиленно распространялся ислам…
Памятник природы “Река Шошма” образован постановлением Совета Министров ТАССР от 10.01.1978 года. Местонахождение – Балтасинский и Арский районы Республики Татарстан.
Возле нашего села протекает извиваясь река Шошма.
Река Шошма – правый приток реки Вятка. Исток – в деревне Шушмабаш, где бьет маленький родник, который отдаляясь, превращается в широкую реку. Принимает 40 небольших притоков разной длины и водности, подпитываемые грунтовыми водами.. Это типичная равнинная река, в среднем течении которая сильно меандрирует. Левые склоны крутые, а правые пологие. Глубина вреза долины составляет 60 – 70 метров. Абсолютные высоты территории колеблются от 180 м. в истоке, до 60 метров в устье. Рельеф равнинный, отличается густой овражно-балочной сетью. Течение медленное, тихое. Имеются многочисленные глубокие узкие овраги. Все более – менее сухие и широкие участки поймы распаханы. Почвы в основном подзолистые, светло-серые слабоподзолистые.
Река относится к замкнутому внутреннему стоку. Имеет смешанное питание, что определяется климатическими и геолого-геоморфологическими условиями. Главную роль играет снеговое, обеспечивающее 60%-80% годового стока, а также важна роль подземного и дождевого питания. На Шошме ярко проявляется весеннее половодье. Половодье происходит поздно – в начале апреля и затягивается до мая месяца.
В течение всей зимы на Шошме устойчивая межень, когда она питается только подземными водами. Река сильно зависит от климата, где четко выражены четыре времени года. В сезон летних дождей уровень вод сильно поднимается, но не затопляет луга. Притоки протекают по оврагам или балкам с крутыми берегами. Основные притоки-Арборка, Кушкетка, Кугуборка, пойма в низовьях которых достигает 200-300 метров. Здесь сохранились уремы (долинный лес). Это очень красивые места. Правый берег с пермскими разрезами татарского яруса. Сохранились древние леса: ель, на восточной границе – дуб, сохранились также еще луга.
Длина реки 112 км, площадь бассейна - 1855 кв. км. Она впадает в Вятку, а Вятка в свою очередь в Каму.
Река Шошма - памятник природы. Работники санэпидстанции постоянно наблюдают за состоянием воды. По берегу реки есть места для отдыха и купания. В любое время года там много людей. Они с большим удовольствием отдыхают на лоне природы. Но хозяйственная деятельность человека приводит к загрязнению реки. Основными источниками, как мы выяснили, являются сточные воды ферм, минеральные удобрения с полей.
Охранять природу - обязанность каждого человека!
Наш район является сравнительно безлесным. Первичные леса сведены с водораздельных и склоновых пространств. Лесные насаждения сохранились на крутых обрывистых склонах речных долин, имеющих в основном южную экспозицию.
Господствуют молодые сосновые насаждения. Сосново-дубовые насаждения имеются по левому склону p. Шошмы в районе с. Балтаси. Дубовые природные насаждения на левобережье Шошмы можно рассматривать как северный форпост.
На юге района имеются значительные массивы хвойных лесов с преобладанием ели. Эти леса входят в состав Арского лесничества и характеризуются хорошим бонитетом. Располагаясь на высоком водоразделе между Казанкой и Шошмой, хвойные насаждения приобретают водоохранное значение.
Учитывая большую оврагопораженность, можно расширить площадь под древесными насаждениями, а также их посадки вдоль грунтовых дорог. Через район проходит тракт из Казани в Пермь. Некогда он был обсажен березами, отдельные старые экземпляры которых можно видеть в окрестностях Балтаси. Следует провести насаждения деревьев по этой республиканской дорожной магистрали.
Луговые угодья долины Шошмы и ее притоков весьма нуждаются в мелиоративных мероприятиях, направленных на возрождение продуктивности и резкого увеличения полезной биомассы природных пастбищ. Большое значение имеет создание запруд на реках, с образованием озер и с подъемом воды в реках и с соответственным повышением зеркала грунтовых вод. Возможна использование неглубоко залегающих в долинах рек грунтовых вод для искусственного полива лугов.
В последние годы уменьшились численность и количество видов рыб. Рыбы Шошмы питаются обитающими в воде мелкими рыбами, червяками, моллюсками и разными растениями. Примерно 20-25 лет назад здесь обитали сорожка, пескарь, вьюн, щука, сазан, карп, ерш, окунь, линь, налим. Сейчас из них исчезли линь и налим.
В целях сохранения реки в настоящее время разрабатываются и начинают осуществляться крупные мероприятия по ее очистке, сохранению флоры и фауны. Водоохранная и почвозащитная роль древесно-кустарниковой растительности способствует более равномерному распределению стока. В прибрежной полосе растет много лекарственных растений: мать-и-мачеха, пижма, подорожник, ромашка, полынь и другие.
В 1992 году в Шошму были завезены две пары бобров. Изобилие ивовых кустов позволило им быстро акклиматизироваться и прижиться в наших условиях. Их численность настолько увеличилась, что на сегодняшний день стали выдавать лицензию на их охоту.
Большое разнообразие видов и обилие растений привело к увеличению численности ондатры. Раньше в пойме р. Шошмы обитала норка европейская; на сегодняшний день относительное спокойствие в этих местах позволило прижиться и норке американской. Она так облюбовала наши края, что ее численность увеличивается вследствие межвидовой борьбы норка американская стала вытеснять норку европейскую, которая занесена в Красную книгу Татарстана. В последние годы в прибрежной зоне стала появляться и енотовидная собака, которая здесь питается лягушками. Оставить Шошму чистой – долг каждого из нас.
ПОЕЗДКА К ИСТОКУ РЕКИ ШОШМА
(https://iske-kazaner.livejournal.com/25249.html)
Конечно, важным событием этой поездки было посещение мечети в Нижней Береске - первой каменной мечети в пост-ханский период на территории Татарстана, построенной на средства купца Ибрагима бин Юсуфа бин Асная бин Исанкола бин Бурнагола в стиле «петербургского барокко». Даже в Казани первая каменная мечеть, которая ныне носит имя Шигабутдина Марджани, открыла свои двери для прихожан лишь 1770 году, на год позже, чем в этой деревне. В настоящее время мечеть восстанавливается сельчанами во главе с руководителем СХПК «Племзавод им. Ленина» Атнинского района Ильгизом Вильдановичем Хайруллиным, который любезно провел для нас экскурсию по мечети.
Но вернемся к основной цели автоэкспедиции - путешествию от истока до устья Шошмы. К сожалению, прошедшие дожди внесли коррективы в маршрут, не позволив посетить урочища Малый Кинер и Надеждино, плотину в Новом Ашите, музей Сибирского тракта и Мусы Джалиля в Карадуване, кряшенскую церковь в Малых Лызях, увидеть достопримечательности Балтасей, водную мельницу в Янгулово и ветряную - в Алане.
Маршрут получился таким:
- от истока Шошмы до Апазово:
- от Апазово до Шишинера:
- от Шишинера до устья Шошмы:
Исток Шошмы (фотография из Google Earth). Пруда еще нет:
У истока осмотрели два знаковых места:
Точка №1 - начало самого длинного оврага, из которого начинается один из рукавов Шошмы (на территории Татарстана).
Точка №2 - непосредственно первая вода Шошмы (самый длинный рукав истока). К сожалению, сам родник, с которого берет начало Шошма на территории Республики Марий Эл, затоплен водами пруда, образованного плотиной (точка №3 на карте). Поэтому исток Шошмы "путешествует" в зависимости от наполняемости пруда - водохранилища.
Точка №1 - начало оврага:
Точка №2: исток Шошмы
К сожалению, проехать до урочища Малый Кинер, а оттуда через плотину в Новый Ашит и Шеку из-за раскисших от дождей дорог, не удалось. Пришлось возвращаться на асфальт в Шурабаш, а оттуда через Новый Кинер, Ташкичу и Ашитбаш снова вернуться в долину Шошмы в Шушмабаше.
Но в прошлом году мы уже побывали в урочище Малый Кинер - потому несколько фоток местности из той поездки.
Пруд у истока Шошмы:
Этот рукав пруда "уходит" на территорию Республики Марий Эл:
Овраг "марийского рукава" - граница Марий Эл и Татарстана. Он более короткий, чем татарстанский овраг, но сам рукав длиннее. В этом году это место непроезжаемо из-за грязи.
______________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
https://iske-kazaner.livejournal.com/
https://открытыйурок.рф/статьи/418941/
Памятная книжка Казанской губернии на 1861-1862 гг.- Казань, 1862.
География Кировской области.
Ресурсы поверхностных вод СССР: Гидрологическая изученность. Т. 11. Средний Урал и Приуралье. Вып. 1. Кама / под ред. В. В. Николаенко. — Л.: Гидрометеоиздат, 1966. — 324 с.
Река Шошма – приток Вятки.
Государственный водный реестр. Шошма. textual.ru. Минприроды России (29 марта 2009).
Лист карты O-39-126. Масштаб: 1 : 100 000. Состояние местности на 1982 год. Издание 1987 г.
Татарская энциклопедия: В 6 т /Гл. ред. М. Х. Хасанов, отв. ред. Г. С. Сабирзянов. — Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ.
Шошма // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Вложение | Размер |
---|---|
Исток реки Шошма | 101.47 КБ |
Исток реки Шошма | 176.41 КБ |
Исток реки Шошма | 224.34 КБ |
Исток реки Шошма | 182.3 КБ |
Исток реки Шошма | 81.36 КБ |
Исток реки Шошма | 109.12 КБ |
Исток реки Шошма | 58.02 КБ |
- Татарстан:
- Тэги:
- 2851 просмотр
Комментарии
Шушарин
Гидронимы, оканчивающие на "-ма" могут иметь и татарское происхождение: маэ - вода (тат.).
Есть версия, что название реки Шошма связано с именем супруги малмыжского князя Полтыша...
Вообще, основу "Шуша" можно встретить в названиях многих топонимов (например, Саяно-Шушенское вдхр.). Слово "шуша" созвучно слову "суша": су - вода, яшь - зелёный (тат.), то есть получается изобилующий растительностью берег реки. Шу - талая вода, щетинка, ош - светлый (мар.), - то есть видится ассоциация с весной (мар. "шошо"), появлением первой травы на проталинах: яз - весна, үсү - расти (тат.).
Насколько известно, арские (южные) удмурты состояли в дружественных отношениях с луговыми мари. И, вообще, удмурт (уд - росток, мурт - человек) по-марийски "ото-мари" (лесные мари).
Кам-мари на рассвете
До XII века город Котельнич именовался по-марийски как Кокшаров, а на месте города Хлынов (ныне г. Киров) располагалось древнее удмуртское поселение, содержавшее “Великую куалу для общих молений” [История Удмуртии: конец XV – начало XX века. 2004].
С арскими (южными) удмуртами связана древняя страна Арсания со столицей в Арсе (Арте). Известный востоковед Д.А. Хвольсон писал, что страна Арсания имеет отношение и к пермяками (коми). Также в союзе с удмуртами состояли бесермяне (чуваши) [История Удмуртии: конец XV – начало XX века. 2004]. Неудивительно, что название города Арта (ныне Арск) созвучно слову “Орда”. “Арт” в переводе с татарского языка означает “тыл”.
По-татарски “ар” значит “удмурт”. Ара – круг (тат.), яра – зарево, марево (болг.), aurinko – солнце (фин.), ур – восстань (ивр.), эр – рассвет (мар.), ийар – подъём (вайнах.), ир, эр – мужчина (тюрк.-монг.). Тате (болг.), ата (тюрк.), ача (мар.), isä (фин.) – отец. Отсюда, вероятно, происходят самоназвания народов “эрзя” и “татар”, по-видимому, имеющие значение Небесного Отца – Солнца. То есть представленные народы были солнцепоклонниками.
Cолнечный круг подобен бубну шамана (тат. "кам"). Кам – разлив, крупная река (удм.); камау, ҡамалау – окружать (тат., башк.); кӓма – лодка (мар.). Разлив воды (впадение малой речки в большую реку, озеро, залив) и восход солнца (большой круг на рассвете) словно прозрение, дар, миг между прошлым и будущим, переход между мирами. Здесь и народ коми, и река Кама, окружающая Пермскую землю: пермилыӈ – обёрнутый (манс.), парма – ельник на высоком месте (коми). А в словосочетаниях “эр isä”, “тате ар”, “кам ар”, “кам мар” видится некое провидение в момент камлания шамана: кам – сильно; со стуком, грохотом (коми); мари – мужчина (мар.).
Этноним “Камар/киммер” может быть равноценен этнониму “шумер”, поскольку первые буквы в словах “шам(ан)” и “кам”, как видим, взаимозаменяемы. А в сочетании слогов с буквами “к” и “ш” может заключаться сакральный смысл: кояш (тат.), кече (мар.) – солнце; кай (коми), кош (тат.) – птица, үсү – расти (тат.), ош – светлый (мар.). То есть значение удлинения (таяния) от тепла, роста в направлении к солнечному свету, устремления ввысь и вытягивания шеи подобно гусю (тат. "каз") или лебедю (коми "юсь").
Шаман.
1. Шам – сознание, мысль (мар.). Аң – разум (тат.).
Шӓмӓн – воля, право; работа (мар.).
2. Шәм – свеча (тат.). Өң – свежий цвет (тат.). Ин (удм.), an (шумер.) – небо.
3. Шӱм – сердце, душа. Аҥа – земля, поле; ана – росток (мар.).
4. Шу – талая вода, щетинка (мар.). Му – земля (коми, удм.). Яңа – новый (тат.).
Шумер (шумер. “черноголовые”).
А). Шеме – чёрный (мар.). Прим.: чёрный значит бесконечный, необъемлемый.
Б). 1. Ер – озеро (мар.). Самар – бассейн (тат.).
Прим. С “чёрным озером” может ассоциироваться болото. Насколько известно, шумеры жили в Междуречье, периодически затопляемом при разливах вод.
2. Эр – рассвет (мар.), подъём, просветление, пробуждение Головы-Солнца после ночи забвения.
Отправить комментарий