Священная роща Сабан (Кинерь)
Продолжаем рассказы про вятских марийцев (виче мари). Одна из марийских деревень расположена в Малмыжском районе Кировской области на правом берегу реки Вятка – это деревня Кинерь (Старотушкинское СП).
СТАТЬЯ ПРО ВЯТСКИХ МАРИ - ТУТ!
ЛЕГЕНДЫ И ПРЕДАНИЯ ВЯТСКИХ МАРИ - ТУТ!
СВЯЩЕННАЯ ГОРА ЧЕМБУЛАТ НА НЕМДЕ - ТУТ!
СВЯЩЕННЫЕ РОЩИ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ЛЕГЕНДЫ ПРО МАРИЙСКОГО КНЯЗЯ БОЛТУША - ТУТ!
МАРИЙСКИЙ ГЕРОЙ И ЦЕЛИТЕЛЬ АКПАТЫР - ТУТ!
Деревня Кинерь известна священной рощей и памятником природы – Сабан. Также в деревне действует свой фольклорный марийский коллектив, местные жители хранят национальную одежду, отмечают марийские праздники. Про эту деревню было несколько передач по телевиденью («Пошкудем» и канал Россия 1 – Марий Эл). В селении сохранились некоторые старинные марийские промыслы: вышивание, плетение, составление марийских нарядов из монет и украшений.
Следует указать, что топоним Кинерь встречается в Арском районе Татарстана и в Моркинском районе РМЭ, следовательно, можно предположить, что народ мари сюда переселился в стародавние времена из мест традиционного проживания. Например, в арском Кинере уже давно нет марийского населения, хотя в окрестностях сохранились марийские топонимы и гидронимы. По архивным данным мари ушли из этих мест 300-400 лет назад.
Скорее всего, это было связано с завоеванием Казани войсками Ивана Грозного, либо с постепенным вытеснением марийцев из этих мест татарским населением.
По этой причине деревня Кинерь была основана в начале или в середине 18-го века, а в архивные данные первые упоминания о ней относятся к 1859 году, тогда в реестре селений Вятской губернии было указано про деревню Кинерь (Куяберда) по правую сторону Вятского почтового тракта в Малмыжском уезде. В те времена в деревне уже было почти 60 дворов и 470 жителей.
детское выступление в деревне Кинерь
Название Кинерь произошло от полного названия – Кӱанэҥер – произошло от двух марийских слов: Кӱан – каменный, каменистый, и Эҥер – река. То есть селение на каменистой речке. Это соответствует действительности, так как в этих краях – на склонах Вятских увалов реки пробивают осадочные породы, и часто у них берега, дно и перекаты каменистые.
Действительно, через селение протекает Верхняя речка (приток Аджимки - бассейн Вятки), которая в старые времена называлась Кӱанэҥер, а потом уже сокращенно Кинерка, она протекает по холмистой местности, обнажая древние геологические породы известняка, доломита и песчаника.
Деревня расположена примерно в 33 километрах на северо-западе от районного центра – Малмыжа, рядом с Вяткой, на востоке от тракта 33Р-002.
Достопримечательностью деревни является священная роща Сабан – это одновременно памятник природы и культовое место вятских мари. Роща располагается с южной стороны деревни примерно в 200-300 метрах от околицы.
Татары сразу увидят в названии слово – «Плуг» - так переводится сабан с татарского (вспомните Сабантуй – праздник плуга). Возникает закономерный вопрос: почему марийцы назвали свою рощу тюркским названием, хотя обычно у вятских мари рощи назывались на родном языке с добавлением: ото, кюсото или юмото.
С большой долей вероятности, как мы указали выше, марийские переселенцы пришли сюда с арской стороны (или с других ныне татарских территорий). Поскольку мари жили с татарами многие сотни лет, то в марийском языке очень богатый пласт тюркских заимствований, в том числе, слово «Сабан» - это также плуг. А поскольку часто рощи получали названия по основным религиозным праздникам сельскохозяйственного цикла (например, Агавайрем-ото в Моркинском районе), то тут также моления в этой роще проводились весной перед началом полевых работ: вспашка поля и посевная.
Издревле природы для народа мари была храмом, а от будущего урожая зависело благополучие и жизнь рода, поэтому основные моления в языческих рощах были посвящены удачной посевной, хорошему лету с солнцем и умеренными дождями, приплоду скота, уборке урожая. Кроме этого молились за здоровье детей и членов семьи, поминали своих предков, просили избавление от болезней и невзгод.
В роще Сабан было несколько особых деревьев – онапу – у которых совершались моления и приносился в жертву скот и домашняя птица. Старожилы деревни еще помнят - как на ветвях некоторых деревьев висели платки, кусочки ткани, части одежды больных людей. По деревенской традиции заболевшие люди после молений вешали ту часть одежды – где болел орган и часть тела. Например, болела голова – вешали платок или шапку, если грудь – кусок рубахи или платья и т.д. При этом строго запрещалось снимать с ветвей эти ткани, так как существовало поверье, что болезнь перейдет на того человека и он даже может умереть.
В настоящее время вокруг рощи поля и луга, а в прошлом тут был дремучий лес, который местами корчевался для земледелия. Часто тут проводились охоты и звериные гоны, но если животное забегало в священную рощу, то его уже не трогали и отпускали, так как считалось, что в роще нельзя ничего делать (кроме жертв и молений). Мол, так угодно богам и духам. Также в роще нельзя было рубить дрова, ломать ветви, собирать грибы и ягоды.
В настоящее время роща признана памятником природы, тут есть редкие для Кировской области растения, насекомые, мелкие животные. В кронах деревьев гнездятся птицы. Иногда сюда забегают с полей зайцы, лисы и кабаны.
К сожалению, в 30-х годах прошлого века моления в роще Сабан практически прекратились, последних деревенских картов уже давно никто не помнит. А в советское время молодежь уже была настроена атеистически. В начале 2000-х годов были попытки начать моления с участием марийцев из других сел и деревень Малмыжского района.
В настоящее время в деревне проживает почти пятьсот человек.
В деревне есть сельский клуб, школа, магазин, также есть родник с чистой и вкусной водой, с районным центром соединена автобусным сообщением.
Где находится, как добраться:
Деревня Кинерь.
Малмыжский район, Кировская область, Россия
Координаты деревни:
56.789880, 50.455567
От Казани можно добраться по Сибирскому тракту – Арская дорога:
Арск – Балтаси – Янгулово - Малмыж.
От Малмыжа следует ехать на север по трассе 33Р-002.
___________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Телеканал Пошкудем.
Список населённых мест Вятской губернии 1859-1873 гг. (Родная Вятка).
Соловьёв А.Н. Сокровища вятской природы. - Киров, 1986. - С.102.
Государственный реестр памятников природы Кировской области.
Автор фото Денис Просвирин.
Вложение | Размер |
---|---|
Священная роща Сабан (Кинерь) | 105.92 КБ |
Священная роща Сабан (Кинерь) | 154.77 КБ |
деревня Кинерь | 127.06 КБ |
Священная роща Сабан (Кинерь) | 45.62 КБ |
деревня Кинерь | 97.41 КБ |
- Россия:
- Тэги:
- 1152 просмотра
Комментарии
Отправить комментарий