Город Алатырь

Алатырь

Ала́тырь (чуваш. Улатӑр, эрз. Ратор ош) — город в России, административный центр Алатырского района Чувашии.
Население — 41 552 чел. (2010).
Город расположен в Среднем Поволжье, на левом берегу реки Сура, вблизи впадении в неё притока Алатырь. Территория города — 41,7 км².
Город имеет прямоугольную планировку. Исторический центр города — на углу возвышенности, ближайшем к слиянию Суры и Алатыря. Развитие города велось преимущественно в западном и южном направлениях.
В современном Алатыре преобладает частная застройка. Два микрорайона, застроенных многоэтажными домами — Стрелка и Западный — расположены на окраинах. Кроме того, многоэтажные дома были построены в некоторых кварталах центральной части города.

 

     РОДНИКИ И ИСТОЧНИКИ ЧУВАШИИ - ТУТ!

   ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ЧУВАШИИ - ТУТ!

   ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ ЧУВАШИИ - ТУТ!

 ЧУВАШСКИЙ НАРОД - ЧУВАШИ - СТАТЬЯ!

 РЕСПУБЛИКА ЧУВАШИЯ - ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ - ТУТ!

 ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ ЧУВАШИИ - ТУТ!

  АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ ЧУВАШИИ - ТУТ!

   РЕКИ ЧУВАШИИ - ТУТ!

 

География и природа города Алатырь

Город Алатырь

Город Алатырь расположен в лесостепной зоне на юге Чувашской Республики, на правом берегу реки Алатырь при впадении её в реку Суру, граничит с Ульяновской областью, Мордовией и Порецким районами Чувашской Республики.
     Удаленность от столицы Чувашской Республики - г.Чебоксары составляет 198 км. Величина территории города составляет 41,7 кв.км. В инженерно-геологическом отношении территория его изучена недостаточно. Физико-геологические явления в районе города выражены в виде оврагообразований, древних и современных оползней, подмыва берегов, заболачивания и затопления паводками пойменных террас, рек. Оползневые процессы сильно развиты на Сурских, местами на Алатырском косогорах и оврагах общей площадью свыше 30 га.
     Климат умеренно-континентальный с холодной продолжительной зимой и теплыми, иногда дождливым летом. Средняя годовая температура воздуха 3,7 градуса, среднемесячная температура самого теплого месяца +19,4 градуса, самого холодного -12,4 градуса, преобладают юго-западные, западные и южные ветры.
Через территорию города проходит железная дорога Казань-Канаш-Пенза, имеющая важнейшее значение для осуществление пассажирских и грузовых перевозок. Автодорога Алатырь-Ядрин соединяет город с автомагистралью Москва-Нижний Новгород, шоссейной дорогой он соединен с г.Чебоксары через г.Шумерля и г.Канаша, а также с г.Ульяновск.
     Флора и фауна Алатырского района отличается большим видовым разнообразием. Вызвано это двумя факторами.
     Первый фактор – на территории Алатырского района встречаются три крупных природных зоны – широколиственные и смешанные леса, остатки таежной зоны, лесостепь. В местах встречи и переходов зон друг в друга наблюдается большое разнообразие биотипов, что приводит к большому видовому разнообразию в рамках сравнительно небольших территорий.
     Второй фактор – сильная складчатость геологического рельефа, наличие правого высокого и левого низкого берегов реки Суры, большая амплитуда увлажненности почв, их состава, что приводит к разнообразию микро- и макрорельефа, и, в свою очередь, опять же к биотопическому разнообразию на ограниченной территории и к увеличению видового разнообразия.

 

Герб Алатыря, Флаг Алатыря
Герб города утверждён Указом Императрицы Екатерины II 22 декабря 1780 года и представляет собой «Три золотых колчана, наполненные стрелами, в красном поле, в знак того, что сих мест жители сие орудие с похвалою употреблять умели». Восстановлен в качестве официального символа города решением Собрания депутатов города Алатыря от 29 мая 2009 года.
Изначально в верхней части герба 1780 года находилась колонна с короной — герб Симбирской губернии. Также существовали советская версия герба (1979 года) и различные модификации дореволюционного, активно использовавшиеся в 1990-х — 2000-х годах.
Флаг города — «прямоугольное полотнище с отношением ширины к длине 2:3, воспроизводящее композицию герба города Алатыря в красном и жёлтом цветах».

 

История города Алатырь. Основание города.                               

Город Алатырь

Возникновение города в XVI веке связано с русской колонизацией Поволжья. После основания в 1221 г. Нижнего Новгорода рубежи русских земель стали перемещаться на восток, и уже в XIV веке граница России с Золотой Ордой проходила по левобережью Суры, которая, являясь естественной водной преградой, к тому же активно застраивалась городами и острогами. В 1372 г. был основан Курмыш, в 1523 г. построен г. Васильсурск. Эти города усиливали русское влияние на Волге и Суре, способствовали развитию торговли и заселению этого района русскими, которые без городов здесь селиться опасались.
По преданиям близ будущего Алатыря существовал острог. Остроги (острожки) – небольшие городки, огражденные частоколом из свай, вверху заостренных, внутри которых размещались небольшие воинские отряды, несшие пограничную службу.
Датой основания города считается 1552 г.(в некоторых источниках 4 августа), и связана она с первым летописным упоминанием. Летопись, говоря о принятии Иваном IV решения идти на Казань, упоминает «Алатарь»: « И учал государь мыслити з братом своим со князем Владимиром Андреевичем и з боляры и с всеми воеводами, как идти х Казани и на которые места; и приговорил идти государь надвое, вмещения для людем, а самому государю идти на Володимерь и на Муром, а воевод отпустити на Казань и на Мещеру, а сходитца на поле за Алатарем».
Так и было сделано. 3 (13) июля русские двинулись на Казань из Коломны по двум маршрутам: Передовой и Большой полки и Полк правой руки - через Рязань, Полк левой руки, Сторожевой полк и царская дружина - через Владимир, Муром. К 4 (14) августа, проходя в среднем до 25 км в сутки, колонны соединились в Баранчеевом Городище на реке Суре.
Устройство. На первых порах «крепость» и «город» были понятия равнозначные. Без города не было крепости, без крепости не было города. Крепости для своего времени являлись грозными сооружениями.
Вот как первоначально выглядела крепость Алатырь: «В северо-восточном углу города, обращенному к устью реки Алатыря и Суры, на горе было устроено Иоанном Грозным укрепление, в форме пятиугольника, и ограждено снаружи рвом, а внутри бревенчатой стеной с дозорными и проезжими башнями.
Одна из башен носила название Силинской. На них стояли или чугунная пушка, или пищаль (затинная). Башни были дубовые, рубленные в четыре угла, с чердаками, крышами и лестницами внутри».
Длина рубленого города была 95 сажен, ширина 80 сажен. Внутри города была выстроена деревянная теплая соборная церковь. Невдалеке от собора размещалась съезжая или приказная изба, место суда и расправы, воеводский двор с людскими клетьми, поварней, ледником и конюшней. Далее стояли соляные амбары, кружечный двор, погреб, где хранилось «пушечное и ручное» зелье, и тюрьма. За укреплением невдалеке от Силинской башни по скату горы к реке Суре отстроили острог с караульной избой.
В 3-х верстах от укрепления поселены были ямщики, основавшие Ямскую слободу (ям – «станция, где меняют лошадей»). По высокому берегу реки Суры расположились казаки, образовавшие Казачью слободу. Западнее ее находилась Стрелецкая слобода, где жили стрельцы.

                                                                   Город Алатырь

Город Алатырь

Удивительно, но далекая военная, героическая история города сохранилась в современных названиях: улица Стрелецкая, Басурманский овраг, Караульные горы, Воеводские луга и пр.
 Население. Население города, состоявшее из военно-служилых людей (дворян и детей боярских, пушкарей, затинщиков, стрельцов и казаков и пр.) прибыло сюда «из разных мест». Здесь служили стародубцы и рославцы, в начале XVII в. переводятся военнослужащие из Рязани, Тулы, Алексина, Мценска, Новосиля, Черня, Плова, Солова и др. городов.
Преобладали дворяне и дети боярские. Дворяне делились на московских, имевших поместья в Московском уезде, и городовых, которые несли военную службу по наряду. Перевод из московских в городовые было опалой и унижением и, наоборот, из городовых в московские – повышением. Ниже дворян были жильцы, служба которых оплачивалась сотнями четей (четь – 0,5 гектара хорошего качества земли) в поле и денежными окладами от 10 до 12 рублей. Ниже жильцов были дети боярские – первая ступень выслуги, дававшая возможность за службу получить дворянство независимо от происхождения.
Наиболее боеспособной силой были стрельцы. Они имели форменную одежду: характерные кафтаны и круглые отороченные мехом шапки. Главным оружием стрельцов была пищаль, заряды к ней носили на широкой перевязи – патронташе. В ближнем бою применяли бердыш, копье и саблю. Стрельцы также делились на московских и городовых.
В стрельцы отбирали молодых, сильных и «резвых» людей. Если стрелец оказывался не «резвым»,  его «метали»  со службы, «прибирая на его  место нового».
Служба стрельцов являлась пожизненной, отставку получали лишь инвалиды и глубокие старики. До середины XVII века стрелецкая служба была наследственной.  Поступающие в  стрельцы должны были иметь поручителей.

                                      слияние рек Алатырь и Сура

Город Алатырь

Каждый стрелец имел казенный двор, земельный участок, вел свое хозяйство. Им разрешалось заниматься торговлей,  содержать лавки. Стрельцы ежегодно получали государево денежное и хлебное содержание: по три рубля деньгами и по шесть четвертей ржи и овса.
Населялся город и «охочими людьми», стекавшимися со всех концов России, много было беглых крестьян. Заселение края, населенного мордвой, носило мирный характер. Русское правительство оставило за коренным населением все принадлежавшие ему земли, «куда ходили его соха и топор», взяв себе «дикие поля» и степи («ковыльные земли»), которые со временем и были заселены русскими.
Управление. Первоначально  Алатырь входил  в состав городов так называемого «Казанского разряда» и управлялся  Приказом Казанского дворца.
В 1583 году в разряд входили Казань, Нижний Новгород, Астрахань, Васильсурск, Козьмодемьянск, Чебоксары, Свияжск, Тетюши, Лаишев,  Алатырь, Арзамас, Курмыш, Кокшайск, Алать, Арск.
 Свою власть на местах Дворец осуществлял через воевод, которым подчинялось не только население города, но и всей округи.
При назначении воевода получал наказ, в котором оговаривались его должностные обязанности. В наказах алатырским воеводам непременным был пункт, чтобы «на сторожах стояти бережно и осторожно и без перемены с сторож не съезжати, чтобы сторожи без сторожей ни на один час не были, чтобы воинские люди на наши украины безвестно не пришли».
Смена воевод проводилась торжественно. Новый воевода, приближаясь к городу, предупреждал старого о своем прибытии, следовал к соборной церкви и  водружал перед собором свое знамя.  Старый воевода со своей свитой  тоже направлялся к собору. Впереди него несли знамя и клали его на стол перед собором. Оба воеводы, сопровождаемые присутствующими, входили в собор, где совершался торжественный молебен.
В соборе же кропили святой водой городское знамя и передавали его новому воеводе вместе с ключами от города и казны. Затем все выходили из собора. Старый воевода прямо  с площади отправлялся в Москву.
«Сторожи государевы». Согласно первому русскому воинскому уставу, составленному в 1571 г. воеводой М.И. Воротынским и называвшимся «Боярский приговор о станичной и сторожевой службе», сторожи (сторожевые наблюдательные посты в составе 4 – 10 человек) и станицы (небольшие конные отряды из 60 – 100 человек) высылались из пограничных городов на 100 км и более в сторону татарских кочевий; периодически сменяясь, они несли службу с 1 апреля до наступления зимы. Каждая сторожа вела наблюдение с места, поддерживала связь с соседними сторожами, подавала сигнал о подходе противника и оповещала о нем население. Станицы высылались на важнейшие направления и вели разведку разъездами. Кроме того, они уничтожали небольшие отряды татар, добывали пленных, иногда боем задерживали значительные силы, обеспечивая время для подготовки отпора врагу.
Первоначально Алатырь высылал своих сторожей и разъездных казаков на 2 сторожевых пункта: на 1-ю Мещерскую сторожу между рекой Барыш и Сурским лесом и на 2-ю сторожу на реку Шокшу между рекой Сурой и Мокшанским лесом и для разъездов и береженья направо от г. Алатыря на 20 верст до Мокшанского леса и до реки Киси, а налево на 40 верст к реке Суре и к устью реки Шокши.
В 1577 г. алатырские сторожи были выдвинуты значительно вперед. На 4 сторожи высылалось 30 казаков. 2 сторожи проходили по Карсанаевой речке, которая впадала в реку Барыш. Первая – от устья вверх на 15 верст, вторая – переезжая на другую сторону, еще длиною 15 верст до Большого Сурского леса. 2 сторожи проходили по реке Шокше. Первая от устья вверх 15 верст до впадения в нее реки Кивлея. Вторая от реки Кивлея вверх еще на 15 верст (верста до XVII в. 750 сажен; сажень – 1,52 м; с 1835 г. верста –1,0668 км; сажень – 2,13 м). 
В 1578 г. началась застройка старинной Карлинской укрепленной засечной черты (эта оборонительная линия была известна еще во времена Волжской Булгарии и шла от реки Свияги по правому берегу Карлы и далее по Бездне к городу Алатырю). Дополненная с востока Тетюшской, а с запада Алатырской она создавала укрепленную линию Тетюши – Алатырь – Темников. В степной местности линия представляла вал со рвом, в лесной – засечную черту, которая тянулась на сотни километров. Валы насыпали слоями из чернозема и трепела, каждый слой по двадцать сантиметров толщиной, трепельный слой обжигался разводимыми на нем кострами.
Засека – заграждение из лесных завалов на пути вероятного противника. Строили их так: деревья надрубали на высоте выше человеческого роста и верхушки пригибали к земле крест-накрест, закрепляя их рогатинами. Тонкие ветки обрубали, а толстые заостряли. На тропах ставились самострелы, капканы, способные переломать лошадиные ноги и т.п. О приближении врага предупреждали при помощи сторожевых огней и гонцов. Ширина засечных черт составляла от 40-60 м. до 40-60 км. В местах проездов для послов и торговых людей строились сторожи, с башнями и подъемными мостами ("засечные ворота"), которые оснащались артиллерией. В нижнем течении Алатыря это были Ардатовские (ныне село Старое Ардатово в 20 км севернее города Ардатова).

 

Алатырь. Симбирская улица (ныне улица Ленина). Фото нач. XX века

Город Алатырь

История города Алатырь
После того, как основанный на месте булгарского Сенбера русский Симбирск стал крупным административным центром, Горная сторона «висевшая» между Нижним и Казанью, оказалась «растянутой» между вершинами треугольника — Симбирском, Нижним Новгородом, Казанью. Южные её районы, а также юг нижнего Посурья с Алатырем (то есть южная часть Алатырской провинции), передаваемые от Казани к Нижнему и обратно, в 1780 году отошли к Симбирскому наместничеству (затем губернии). В том же году Алатырь стал городом. На Симбирск, кстати, ориентировалась в XIX веке и большая часть Чувашии, по крайней мере, культурно (влияние Н. Новгорода не шло дальше Ядрина, а Казань была центром татарским и исламским. В этом плане, Алатырь — город двух монастырей, крупный миссионерский центр стал культурным форпостом Симбирска.
Советская власть внесла свои коррективы в ситуацию: для молодых национальных автономий были «взращены» собственные политические, экономические и культурные центры. Так возникли Чебоксары и Саранск. Соответственно, тройная периферия, включавшая всю нынешнюю Чувашию, половину Мордовии, юго-восток Нижегородской и северо-запад Ульяновской областей перестала существовать. Реликт этой территории — общая периферия четырёх городов (Н. Новгорода, Чебоксар, Ульяновска, Саранска) с центром в Алатыре, место пересечения разных экономических зон влияния, исторических, культурных регионов и национальных ареалов. Отсюда до Саранска 145 км, до Ульяновска 160 км, до Чебоксар 185 км.

 

                                           карта республики Чувашия                Город Алатырь

Экономическое развитие города 
В 1893 году через город прошла железнодорожная линия Рузаевка - Свияжск, были построены депо и железнодорожные мастерские (позднее — паровозоремонтный завод).
До войны здешняя промышленность развивалась на старом дореволюционном фундаменте, в 1950-60-е же здесь построили заводы «Электроприбор» (чем нанесли непоправимый ущерб историческому центру) и «Электроавтомат», на базе бывших Центральных ремонтных мастерских (ремонт лесообрабатывающего оборудования) открыли электромеханический завод. Но дальнейшего развития подобная высокотехнологичная промышленность не получила. В 1965 году была введена в действие бумажная фабрика. Тем не менее, с конца 1960-х всё заметнее становится «застой» в развитии городского хозяйства и появляются первые признаки начинающегося отставания и упадка Алатыря на фоне других городов Чувашской АССР.

Невнимание к проблемам Алатыря и неуважение его интересов в годы советской власти привело к тому, что самый крупный и развитый город республики уже к 1980 году превратился всего лишь в 4-й по численности и экономической значимости. Алатырь развивался крайне низкими темпами: жилищное строительство финансировалось по остаточному принципу, его объёмы были значительно меньше, чем в других городах Чувашии, и не удовлетворяли даже текущие потребности; с 1970 по 1980 г. не было построено ни одного нового промышленного предприятия, имеющиеся производства не расширялись. Хроническое недофинансирование работ по благоустройству и развитию городской инфраструктуры привело к серьёзному отставанию Алатыря и в этой сфере (до сих пор в городе очень мало дорог с твёрдым покрытием и нет нормальной системы уличного освещения).
В 1976 году был разработан новый генеральный план Алатыря. Предыдущий был составлен в 1936 году, но так и не был реализован. Новый генплан постигла такая же участь: не были построены запланированные промышленные предприятия и современные жилые районы с развитой инфраструктурой, не развивалась транспортная система, так и не было создано необходимой базы для увеличения объёмов строительства и т. д. Соответственно, не был выполнен и основной пункт плана — увеличение населения города к 2000 году более чем в 2 раза (то есть с 46,4 тыс. чел. на 01.01.1975 г. до 90 тыс. — 100 тыс. чел. в 2000 году). Копившиеся в течение нескольких десятилетий проблемы ещё более усугубились в период кризисных 1990-х годов, пополнились новыми, и, в большей части, не решены по настоящее время.

Демография 
Численность населения Алатыря изменялась следующим образом: в 1795 г. в городе проживало 2830 чел., в 1825 г. — 3565. После постройки в 1893 году Московско-Казанской железной дороги, прошедшей через Алатырь, население города стало стремительно расти: в 1897 году оно составило 12 209 чел., а к 1915 году — удвоилось, достигнув отметки в 25 144 чел. и превратив Алатырь в крупнейший город на территории современной Чувашии (для сравнения — население Чебоксар в начале XX века составляло около 5500 жителей).
После 1917 года темпы роста населения города заметно снизились: в 1939 г. численность жителей составила 29 800 чел., в 1959 г. — 36 900 чел., в 1979 г. — 45 300 чел., в 1989 г. — 47 600 чел. Кризис в стране привёл к тому, что с начала 1990-х годов население города стало уменьшаться и составило по данным переписи 2010 года 41 500 чел.

Транспорт 
Через город проходит железная дорога Казань — Канаш — Пенза. Автодорога Алатырь — Ядрин соединяет город с автомагистралью М7 «Волга» Москва — Нижний Новгород — Казань. Кроме того, через город проходит дорога Нижний Новгород — Ульяновск.

                                                         Город Алатырь

Расстояние до г. Саранска — 147 км, до г. Чебоксары — 185 км; до г. Ульяновска — 160 км.
Внтуригородской транспорт представлен 4 автобусными маршрутами ГУП «Чувашавтотранс» и более чем 10 маршрутами маршрутных такси. По состоянию на 2011 год от автовокзала Алатыря действуют 13 пригородных маршрутов и 8 междугородних маршрутов (в Чебоксары, Нижний Новгород, Ульяновск, Шумерлю, Москву, Новочебоксарск, Канаш, Саранск).

Архитектура и достопримечательности  города Алатырь

Почти 500-летняя история города оставила в наследство большое число памятников церковной, гражданской и промышленной архитектуры. На сегодняшний день в Алатыре насчитывается около 90 зданий и сооружений, имеющих историческую и культурную ценность. Два из них являются памятниками федерального значения. Жилые дома, церкви и монастыри строились в различные исторические периоды, и зачастую являются уникальными объектами. Местные традиции деревянного зодчества и художественной обработки дерева в сочетании со стилевыми приёмами классицизма, модерна, эклектики, создают неповторимый колорит старинных улиц и переулков Алатыря. И это, в свою очередь, делает ещё более острым вопрос о необходимости принятия комплексных масштабных мер по восстановлению и реконструкции исторического центра города с целью сохранения неповторимой, самобытной культуры Алатырского края.
В число наиболее ярких и значимых памятников города Алатыря входят:

Православные храмы и монастыри 
Собор Усекновения главы Иоанна Предтечи (1703 г.) — памятник федерального значения

Николо-Знаменская церковь (1770 г., классицизм) — памятник федерального значения
Собор Рождества Пресвятой Богородицы (1747 г.)
Казанская (Пятницкая) церковь (1779 г., псевдорусский стиль), — находится в аварийном состоянии; пожар 2001 года уничтожил шатровую крышу колокольни
Крестовоздвиженская (Полевая) церковь[10] (1826 г., классицизм).
Иверская (Больничная) церковь (1846 г.)
Церковь Иакова Алфеева (1875—1895 гг.)
Церковь Рождества Христова (1755 г.), — находится в аварийном состоянии
Софийская церковь (1787 г.), — имеются утраты, используется как цех з-да «Электроприбор»
Собор Святого духа Свято-Духовой пустыни (1830—1833 гг.), — имеются значительные разрушения
Свято-Троицкий мужской монастырь (изв. с 1584 г.)
Настоятельские и монашеские покои (1820—1830 гг.)
Церковь Св. Сергия Радонежского (1800 г.)
Придел Божией Матери Казанской и пещерная церковь преподобного Серафима Саровского (1849 г.)
Киево-Николаевский Новодевичий монастырь (основан в 1639 г.)
Вознесенская церковь (1753 г.) — имеются утраты
Покровская церковь (1764 г.)
Надвратная Церковь Святителя Николая (1737 г.)

Жилые и общественные здания 
Жилой дом, улица Ленина, дом 7, Алатырь
Казначейство (сер. XIX в.)
Дом купцов Поповых (кон. XIX в.), — ул. Кирова, 1

Дом купца Антонова (1859 г.), — ул. Горшенина, 28
Здание магазина (1900-е гг., модерн), — ул. Ленина,10
Дом купца Н. П. Лебедева (1898 г.)
Земская управа (сер. XIX в.)
Дворянское собрание (с 1911 г. — кинотеатр «Патэ»)
Типография С. Ф. Родионова (1882 г., перестроена в 1913 г.)
Дом Штанковского (типография и книжный магазин С. К. Пшеничникова)
Здания реального училища (кон. XIX в.)
Городское училище (1908—1911 гг., арх. Ф. О. Ливчак)
Женская гимназия (1908 г.)
Здание уездного суда (1912 г.)
Духовное училище (кон. XIX в.)
Здание трактира (1908 г.), — в советское время в здании располагалась столовая № 2
Жилой дом по ул. Ленина (XIX в.), — памятник деревянного зодчества
Гостиница «Сибирь» (1900-е гг.), — ул. Комсомола, 69; находится в аварийном состоянии, разрушен 2-й этаж

Промышленная архитектура
Казённый винный склад (1898 г., арх. Павловский, Моргулин, Трескин), — ныне в здании располагается техникум железнодорожного транспорта)
Водонапорная башня (1912 г.)
Железнодорожное депо ст. Алатырь (1893 г.)
Производственные цеха паровозоремонтного завода (1893 г.), — в настоящее время — Алатырский механический завод

Православный Алатырь

В последние годы активно ведётся новое строительство в Свято-Троицком монастыре

В Алатыре имеется также Киево-Николаевский Новодевичий монастырь.

Известные горожане 
Аникин, Виктор Иванович — архитектор
Горшенин, Константин Петрович — 1-й Генеральный прокурор СССР
Кикин, Пётр Андреевич — статс-секретарь императора, участник Отечественной войны 1812 года, автор идеи строительства Храма Христа Спасителя в Москве
Кочетов, Александр Васильевич — лётчик, Герой Советского Союза
Крылов, Алексей Николаевич — кораблестроитель, специалист в области механики, математик, академик АН СССР
Кувин, Иван Иванович — сапёр, Герой Советского Союза
Левченко, Георгий Васильевич — фронтовой разведчик, Герой Советского Союза
Мазырин, Виктор Александрович — архитектор, автор особняка Арсения Морозова в Москве, известного как Дом дружбы народов.
Осипов, Александр Михайлович — лётчик, Герой Советского Союза
Судаев, Алексей Иванович — советский конструктор-оружейник, майор
Шестаков, Николай Яковлевич — драматург
Шидловский, Андрей Борисович — учёный-математик, заслуженный деятель науки РСФСР, заслуженный профессор МГУ
Нефёдов (Эрьзя), Степан Дмитриевич — российский и советский скульптор

 

Монастыри города Алатырь
Во 2-ой половине XVI в., после разгрома и присоединения Казанского ханства, Алатырь становится не только пограничным городом, защищавшим восточные окраины России, но и центром распространения государственной власти среди инородцев Поволжья путем распространения христианской веры.
Особое место в этом занимали монастыри, которых в этот период, по подсчетам В.О. Ключевского, было основано 50, а к концу века всего их насчитывалось около 200.
Алатырский Троицкий был основан по преданиям в 1584 г. на отлогом берегу реки Алатырь. Первоначально все здания были деревянными и они не обеспечивали защиты от набегов татар, мордвы и др. Особенно пострадал монастырь в «смутное время»: «игумен и братья, и служки, и крестьяня… от насильства разбрелись розно, и монастырь де розорен, и монастырская вотчина запустела».
В 1615 г. монастырь по причине его бедствия был приписан к Троице-Сергиевой Лавре (лаврой называли особо выделенные по значимости, древности, обилию святынь монастыри; в России их всего было четыре).
Недостатка в монахах не было. Англичанин Д. Флетчер писал: «… они размножаются не только от суеверных жителей, но и потому, что монашеская жизнь наиболее отстранена от притеснений и поборов, падающих на простой народ, что и заставляет многих надевать монашескую рясу как лучшую броню против таких нападений».


Такое положение сохранялось в XVII-XVIII вв. В Указе Петра I  от 3 марта 1724 г. говорилось: «Нынешнее житие  монахов точно вид есть понос… Большая часть тунеядцы  суть и понеже корень злу праздность… Большая часть бегут от податей и от лености, дабы даром хлеб есть».
Монахам предписывалось полностью отказаться от личной собственности, но не возбранялось иметь и приумножать коллективную, например земельную. В монастыре скапливались огромные богатства.
В конце XVII в. Троицкий монастырь вел тяжбу с Николаевским девичьим монастырем и алатырскими посадскими людьми за владение рыбными ловлями и озерами. Из документов дела видно, что уже в 1624 г. монастырю принадлежали «две мельницы за Сурою рекою; одна на речке Орловке, а другая на речке на Бездне, да за рекою Сурою около мельницы Бездны по лесу и по болоту сена 50 копен; да оброчные рыбные ловли: река Сура да река Алатырь, от города Алатыря одна правая сторона Суры реки до Люли реки и с озеры, да река Алатырь с устья по большой омут по обе стороны, и с озеры, и с истоки, и с суходолы».
К середине XVIII в. Троицкий монастырь владел уже 8484,5 дес. пахотной земли, 1866 дес. сенокоса, значительными площадями леса, рыбными ловлями по р. Суре и во многих озерах. Ему принадлежало 10 сел и 1 деревня (села Ичиксы, Кладбищи, Кувакино, Миренки, Мишуково, Сурский Майдан, Турдаково, Четвертаково, Чуварлей, Явлей и деревня Милютино), в которых в 1746 г. числилось крестьян 5058 душ мужского пола.
Монастырское хозяйство полностью обслуживалось крестьянами. Доходы были огромны. В 1764 г. они составили 4333 руб., т.е. по 80 с лишним копеек на душу мужского пола. Кроме того, церковно-монастырские крестьяне вносили налогив казну и выполняли различные повинности в пользу государства. Крестьяне, помимо выполнения полевых работ , обязаны были строить и ремонтировать монастырские постройки, растить солод, изготовлять  крупу для монахов, поставлять столовые припасы: коровье масло, яйца, свиней, гусей, баранов, малину, ежевику, бруснику, орехи, хмель, грибы и т.п.
Для выплаты оброка крестьяне занимались ремеслами и промыслами. В селах Турдаково, Мишуково, Ичиксах, Миренках и д. Милютино промышляли бондарным делом, вили канаты, ткали рогожи; в селах Кувакино и Кладбищи «делают на продажу сани воски, а в летнее время колеса». В селе Сурский Майдан изготовляли барки и лодки, торговали лесом.
После секуляризации 1764 г. крестьяне были переведены в разряд экономических, а в 1786 г., по ликвидации Коллегии экономии, слиты с государственными. В 1796 г. в монастыре была «навсегда учреждена архимандрия» и монастырь был причислен к 3-му классу.
Монастырское землевладение на протяжении XIX в. сокращалось. В начале XX в. (по состоянию на 1903 г.) он владел 516 десятинами: пашни – 48 десятин, лугов – 34, под лесом – 302, под озерами – 131. Тогда же в списке братии указаны 14 иеромонахов, 1 схимонах, 6 монахов, 7 указных послушников, 49 проживающих на послушническом положении.
До XVIII в. все монастырские здания были деревянными. В 1748 г., на месте деревянной церкви Святой Троицы, находившейся в центре монастыря, началось строительство каменного храма, которое завершилось в 1753 г. Храм был выстроен в два этажа. В начале XIX в. храм был перестроен. В это же время была построена отдельно стоящая каменная трехъярусная колокольня «изящной архитектуры».
В 20-30-е годы XIX в. были построены каменные двухэтажные настоятельские покои, помещения для братии и послушников, монашеские кельи и другие хозяйственные постройки. После пожара 1775 г. деревянная монастырская стена была заменена каменной.
Все храмы и здания занимали «нижнюю половину монастырской земли, северный  же скат горы занят фруктовым садом, за которым вблизи ограды проходит полотно железной дороги».
К монастырю были приписаны Свято-Духовская пустынь и Ключевская загородная пустынь близ села Четвертаково Ардатовского уезда.
Монастырь закрыт в 1919 г.

 

Киево-Николаевский Новодевичий монастырь был основан в 1639 г.
Предыстория его появления такова. В 1638 г., в связи с гонениями на православную церковь, игуменья Ладинского девичьего монастыря Елизавета Летинская с сестрами бежали из Литвы. В пограничный московский город Путивль «богомолицы пришли ограблены, наги и босы, и голодны, а монастырского никакого заводу ничего не осталось». Отсюда игуменья отправляет челобитную на имя царя с просьбой разместить их в одном из монастырей. Просьба была уважена. Их переводят в Брянск, а отсюда в Алатырь на житье в Николаевский девичий монастырь,  основанный в 1603 г. В годы «смуты» он был разрушен и восстановлен только в 1622 г. К 1639 г. монастырь влачил жалкое существование. За ветхостью церковь монастырская пошатнулась, крыша и паперть обломились, кельи повалились.
Тогда вновь прибывшими и было принято решение основать новый монастырь на пустопорожнем месте: «под стеною, близко от Силинской башни, вверх по Суре реке, подле острогу да орешника». С весны 1639 г. началось строительство деревянной церкви во имя святого Николая Мирликийского чудотворца, келий, трапезной, поварни, хлебной. В 1640 г. построена церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
Монастырь дважды горел (1666 и 1690 гг.). После первого пожара был перенесен за городской острог, выше Казачьей слободы, где располагается и сегодня.
Жили монахини за счет государства. Им устанавливалось денежное, хлебное и церковное жалованье. Первоначально оно было следующим: «Игуменныя деньги пять рублей, а хлеба восемь четвертей ржи, пятидесяти двум старицам по два рубля с полтиною, по четыре четверти ржи… овса потому ж всякому человеку. Да им же давать по шестидесят сажен дров, потому что дачи незавидные, вотчин нет, и привезти дров некому. Да им же… давать ведро вина церковного, по полпуду ладана, да на свечи по четыре пуда воску, да на кутью по шести четвертей пшеницы, по два пуда патоки на то же».
В 1764 г. монастырь был приписан к 3-му классу и стал получать жалованье 337 руб. 43 коп. в год. Оно сохранялось и в последующие годы.
Монастырь никогда не был обделен вниманием царствующих лиц, что выражалось в различных дарах. В 1640 г. пожаловано мельничное место на реке Стемасе и заводь Старица для рыбной ловли. Павел I жалует 30 десятин пахотной земли, а его сын Александр I – 150 десятин леса.
9 июня 1767 г. монастырь посетила Екатерина II.
В XVIII в. деревянные церкви заменены каменными. В 1737 г. строится надвратная церковь святителя и чудотворца Николая в традиционном стиле: «восьмерик на четверике», в 1753 г. церковь Вознесения Господня, а в 1764 г. – во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В конце XIX – начале XX вв. в монастыре проживало более 200 сестер.
Закрыт монастырь в 1919 г.  

                                        памятник скульптору Степану Эрьзя

Легенды и предания города Алатырь
 
Бел-горюч камень Алатырь был явлен в начале времен. Алатырь - "всем камням камень", центр мироздания, так же - священная скала в Рипейских горах, так же - скала у входа в Пекло на берегу реки Смородины. Его называют и горой, и "малым студеным камнем". По преданию камень Алатырь упал с неба, на нем были высечены письмена с законами Сварога. Там, где упал бел-горюч камень Алатырь, поднялась Алатырьская гора. Он и "мал и весьма студен", и "велик, как гора". И легок, и тяжел. Он - непознаваем: "и не мог тот камень никто познать, и не смог никто от земли поднять". Когда Сварог ударял по Алатырю своим волшебным молотом, из искр рождались боги... По одной из поздних версий, на Алатыре был построен полуконем Китоврасом храм Всевышнего. Потому Алатырь - так же алтарь, камень-жертвенник Всевышнему. На нем Всевышний Сам приносит в жертву Себя и обращается в камень Алатырь... Это не только гора, либо камень - это сакральный центр Мира. Он триедин, потому означает путь Прави между Явью и Навью, между дольним и горним мирами. Алатырь связал миры - горний, небесный, и явленный, дольний. Посредником между мирами была так же Книга Вед, упавшая с неба, и волшебная птица Гамаюн. И Книга, и Птица - это тоже Алатырь. В русских средневековых легендах и фольклоре Алатырь-камень, "всем камням отец". На этом камне восседает красная дева Зоря и зашивает раны кровавые; "под тем камнем сокрыта сила могучая, и силы конца нет"; "кто камень-алатырь изгложет (дело - трудное, немыслимое), тот мой заговор превозможет"... В земном мире Алатырь явлен горою Эльбрус. Эта гора именовалась так же - Бел-Алабыр, Белая гора, Белица. С Эльбруса-Алатыря стекает Белая река. Есть так же камень Алатырь на Урале на Ирийских горах, откуда берет исток священная Ра-река. Алатырь-горами именовались так же Алтайские горы. Такой обширный географический разброс объясняется тем, что люди, переселяясь на новые места, имели обыкновение именовать реки, горы, леса и местность - названиями со своей изначальной родины.

 

Сатанинский дуб
Сам я в тех местах не бывал, потому расскажу все,  как в летописях, исторических трудах и легендах описывается.  В мордовских лесах на Алатырь-реке есть древнее урочище Княжий Лог - местные его знают. И стоит там аж с XIV века огромный дуб, который издавна прозвали Сатанинским. Не зря так прозвали: долгая, страшная и непонятная история у него. 

Не стану вдаваться в историю княжеской междоусобицы на Руси в далеком XIV столетии - скажу главное. В упорной борьбе получил великокняжеский ярлык на московский престол малолетний Дмитрий, позднее получивший прозвище Донской, а по соседству правили в Суздальско-Нижегородском княжестве князья из рода Константиновичей. Было их трое, но в нашем рассказе фигурирует лишь средний из братьев - Дмитрий.
Осенней порой 1374 года на Алатырь-реку пришла дружина княжича Ивана Дмитриевича, преследуя мордовское войско. Так далеко прежде не заходили нижегородские войска. Мордовцев частью побили, частью рассеяли, а в память о победе и как бы говоря «здесь русские были» княжич посадил дубок в том самом месте, которое потом прозвали Княжьим Логом. С этого времени и начинается долгая и богатая событиями история Сатанинского дуба.
То ли мордовские колдуны заговор на смерть сделали в отместку за поражение, то ли судьба такова была у Ивана Дмитриевича, но он стал первой жертвой Сатанинского дуба. Дело обстояло так: в 1377 году на Нижний Новгород двинулся ордой татарский царевич Арапша, шедший с берегов Яика и Аральского моря. Князь Дмитрий послал ему навстречу сильное войско под предводительством сына Ивана. Русская дружина встала на реке Пьяна (см. карту) и беспечно проводила время: воевода получил весть, что Арапша еще далече - где-то в районе Донца.
Стояла июльская жара - доспехи были свалены на телеги либо вовсе запакованы во вьюки, оружие тоже не было приготовлено к бою. Княжич, воевода и бояре предавались охотничьим забавам. Правда, вскоре стали приходить тревожные донесения, но на них не обращали внимания. «Кто может встать против нас?»- говорили русичи и стали ездить в простом платье. Кроме того, в войске началось повальное пьянство.
А в эти дни мордовские князья, знавшие в своих землях все тайные тропы, скрытно подвели татар к становищу русской дружины. 2 августа был нанесен внезапный и сокрушительный удар. Русские оказались совершенно не готовы к сопротивлению и в ужасе бежали через Пьяну. Во время переправы княжич Иван со множеством бояр и ратников утонули, другие были безжалостно перебиты татарами и союзными мордовцами.
И опять, в который раз, ворвались конники Мамаевой орды в Нижегородскую землю. Знали, что нет князя Дмитрия  
Константиновича в Нижнем, а без него никто не окажет должного отпора. Горожане на лодках, стругах - на  всем, что стояло на привязи у пристаней, - кинулись к другому берегу Волги и оттуда наблюдали за муравьиным мельтешением грабежа, за жестоким разорением и пожаром. Развеялся наконец дым. Ордынцев тоже как ветром сдуло.

Надеясь, что после такого поражения Нижегородское княжество осталось без защиты, и мордва захотела попытать счастья - приплыла и стала грабить все, что осталось после татар, потом отправилась восвояси. Но русская дружина настигла ее у Пьяны и разгромила жестоко. А чтобы неповадно было, к зиме собрали князья сильное войско, которое вошло в Мордовскую землю и «сотворило ее пусту», по выражению летописца. 
Дуб, как известно, по своей природе дерево доброе - к нему люди идут, чтобы набраться силушки-энергии. Однако с саженцем княжича Ивана, очевидно, с самого начала что-то пошло не так. Еще молодым деревцем впитал он в себя энергию предсмертного страха и боли побитых мордвин, жестокую радость победителей. Возможно, это и изменило его энергетику на отрицательную.  
Как жило дерево в XV веке, нам неведомо, зато хорошо известно, что творилось в XVI. 
Интересовавшийся его историей исследователь Андрей Низовский пишет: «Дуб Княжьего Лога был популярным в середине XVI столетия. Оценив его раскидистые и прочные ветви, дуб использовали в качестве готовой виселицы. Эта практика закрепилась и в эпоху казанского взятия (имеется в виду покорение Казанского ханства в 1552 году. - В.П.), когда на дубе Княжьего Лога, по преданию, повесили двух пленных татарских «волшебников», и в опричные времена, и во времена Смуты (пока русским царем не стал Михаил Романов. - В.П.), когда в одночасье на ветвях дуба враз закачались тела пятнадцати разбойников... Тела висельников закапывали тут же, в ямах, - по обычаю повешенные не имели права быть похороненными на освященной земле».
И в XVII веке дуб использовали по «разбойным делам». Не забыли о нем и в годы восстания Степана Разина (1670-1671): сначала повстанцы вздергивали на нем дворян, а потом знать «украшала» его полоненной голытьбой.
Можно сказать, что дубу из Княжьего Лога не повезло: кроме смерти он ничего в своей жизни не видел. Под корнями его  гнили разноплеменные останки, на ветвях раскачивались смердящие «елочные игрушки».

А вскоре пришло время и той истории, благодаря которой дерево получило свое мрачное прозвище - Сатанинский дуб. Дело колдовское, непонятное
«Крестьяне боярина Никиты Ивановича Одоевского,- пишет Низовский,- подали челобитную, в которой приносили многие свои жалобы на 21-летнюю ведьму, девку Агафью Кожевникову, которая вступила в связь с сатаной и бессчетным сонмом других демонов. Занимаясь ведовством, Агафья насылала порчи, «приставляла килы», то есть грыжи, и творила множество других злых дел. Для общения с духами Агафья изготовляла специальные магические снадобья, что позволяло ей летать на метле, превращаться в кошку и делать многое другое. Понятно, что только за одно за это она не могла не заслуживать смертной казни».
Агафья была схвачена и предстала перед следственной комиссией. На допросах девку, как было принято, жестоко пытали, требуя в подробностях рассказать о ее отношениях с адскими силами. Постарались, видно, на славу, потому что Агафья  вину свою признала и назвала людей, на которых навела порчу или которым сделала заговор на смерть. В ходе пыток молодая женщина не раз впадала в транс, что было расценено судьями как явное доказательство одержимости обвиняемой.
Конкретные обвинения сводились к тому, что Агафья, например, дала Кленке - брату дьячка Шишка - питье от лихорадки, а он, вместо того чтобы выздороветь, взял да и помер. Выборного крестьянина Степашку Шахова ведьма извела «дурман-репейником» за то, что запретил ей жить с любовником Федором Севериным, речь о котором пойдет ниже. Поп Данила показал на следствии, что, подозревая некого крестьянина Василия в краже у нее серпа, Агафья пообещала сделать его таким же черным, как потолок в избе, и согнуть как серп. После той «Агашкиной похвалки» Василий три года сох и болел, а потом и вовсе помер. Еще одному мужику ведьма пообещала, что, придя домой, не узнает он ни жены своей, ни детей. Так оно и вышло, поскольку крестьянин, войдя в свою избу, внезапно ослеп. Были в списке главы комиссии, стольника Григория Хитрово, и другие лица, которых Агашка якобы извела колдовством насмерть.
Надо признать, что подобных дел в те времена велось по России немало. Но в истории Агафьи Кожевниковой есть одно обстоятельство, придающее ей совсем иное звучание, совсем иной колорит. Дело в том, что была Агафья любовницей приказного человека князя Одоевского Федьки Северина, о котором уже упоминалось. И сама колдунья была не старой каргой, не жабьей мордой, а весьма красивой девицей. 
Но и красавиц, как известно, бросают. Какое-то время все у Агафьи с Федором шло прекрасно - на зависть окружающим. Но вот начала замечать Кожевникова, что возлюбленный стал охладевать к ней. Недолго думала, как поступить, - профессия подсказала - и решила приворожить его к себе. Зазвала в гости, отдалась Федору и кое-чего добавила в зелено вино, чтобы любезный поскорее уснул. Как только он захрапел, Агашка взяла его сперму и подмешала в кислые щи, которыми собиралась угощать назавтра. Сама прижалась белым телом к любимому и тоже заснула, представляя, как восхочет он ее после колдовского угощения, как в любви будет клясться и на других баб как на пустое место глядеть.

Федор с утра опохмелился, щей с охотцей поел, дело свое мужское свершил и отправился княжью службу служить. Агашка с нетерпением ждала, когда ее колдовство силу свою покажет. Однако Федор не только не воспылал к ней страстью неземной, наоборот - еще больше охладевать стал. Испробовала Кожевникова все известные ей «присушки» - хлеб давала, кровью своей менструальной смоченный, - тоже не помогло. Тогда взялась за коренья да травы с наговорами. А Федор, хоть ты тресни, все реже и реже в постели ее согревал. Потом и вовсе признался: прости, мол, разлюбил. Уж этого Агафья ему простить никак не могла - сделала бывшему полюбовнику «нестоячку», для чего «лила сквозь пробой воду с приговором» и «совершала обряд с нитью мертвого человека» (так в следственных документах указано). Федор жестоко болел ото всей этой отравы, но могучая природа взяла свое - одолел он Агашкино колдовство. А вскоре женился. Вот и причина сыскалась Агафьиных слез: другую полюбил.
Тогда ведьма решила идти до конца: вздумала уморить Федора насмерть. Для этого ходила ночью на погост, брала землицу с могилы и давала Федору пить с водой после наговора: «Как мертвый не встает, так бы ты, Федор, не вставал; как у того мертвого тело пропало, так бы и ты, Федор, пропал бы навеки».
И добилась-таки своего - свела молодца в могилу. А радость-то  какая? Месть радости не приносит. И взыграла черная сила
Долго и обстоятельно вел дело стольник Григорий. В итоге крестьянка Агафья Савина Кожевникова была признана в ведовстве и порче людей. Вынесен ей был такой царский приговор: «И ты б женке Агафьице, дав отца духовного, велел причастить святых Божьих тайн, велел бы ее вывести на площадь и, сказав ее вину и богомерзкое дело, велел бы ее на площади в струбе, оболокши соломою, сжечь».
Казнь была назначена на 17 сентября 1679 года. Дожди тем жарким летом были редки, и вокруг стояла  небывалая сушь, так что никаких проблем с сожжением ведьмы не предвиделось. Однако, как повели Агашку на площадь, откуда-то взялся свежий ветер, небо стали заволакивать облака. Когда же возвели ведьму на костер, ветер еще больше крепчать стал, задувая клочья пакли, которыми палачи пытались разжечь солому. Но вот пламя все же занялось, и тут неожиданно хлынул ливень, в миг загасивший костер. Царские слуги, священники и простой люд были напуганы неожиданным буйством стихии, восприняв его как знак того, что сатанинские силы вознамерились защитить свою прислужницу. Казнь решили перенести на следующий день. Но и назавтра все повторилось, как накануне. И на третий день тоже.

«Вам никогда не удастся сжечь мое тело!»- кричала Агафья, изрыгая богомерзкую хулу и проклятья на осудивших ее на смерть.
Тогда кто-то внезапно и вспомнил о дубе Княжьего Лога. Была выбрана ветка потолще, палач накинул ведьме петлю на шею, и... ветвь переломилась. Выискали самый толстенный сук,  перекинули веревку, палач выбил из-под ног живучей колдуньи скамейку... и снова неудача - на этот раз  веревка порвалась. Только с третьей попытки удалось повесить богомерзкую бабу.
Низовский пишет: «Как свидетельствуют документы, все участники суда, приговорившие Агафью к смертной казни, и исполнители казни в течение последующих лет умерли или  насильственной смертью, или в результате необъяснимых происшествий. Ведьма прокляла и их перворожденных сыновей - из них никто не умер от старости и в своей постели.  
Большинство из них погибли в молодом возрасте и, как правило, при самых ужасных обстоятельствах».

Ведьма Агашка была последней, кого вздернули на дубе, - ни одна другая казнь не удалась: ломались сучья, рвались веревки или происходили другие странные дела.
Почти сотню лет пребывал дуб в забвении, как вдруг в начале прошлого века снова напомнил о себе. Выяснилось вдруг, что под ним проходят сборища тайной сатанинской секты, проводятся страшные обряды. Уездные власти решили: дерево срубить, а корни выкорчевать, чтобы даже памяти не осталось о Сатанинском дубе. Однако ничего у них не вышло. Как только приступили к работе, обломился толстенный сук и задавил насмерть двух человек. Тут же все вспомнили и Агафью, и то, как шесть раз (!) пытались казнить ее, и странные смерти судей и их потомков. Тогда власти решили пойти на хитрость - пригласить рабочих из другого уезда, где об этой истории не слыхали. Да  снова вышла незадача: кони  ни с того ни с сего понесли, телега с пильщиками опрокинулась на крутом спуске и возница сломал себе шею.
С тех пор Сатанинский дуб оставили в покое. Какие черные секты молились подле него, какие бесовские силы гуляли - никто не знает. Только в начале 90-х уже XX века экстрасенсы «раскопали» историю Сатанинского дуба. Не знаю, насколько это соответствует истине, но в кругах, занимающихся изучением аномальных явлений, говорят, что в 1992-м посетил Княжий Лог один известный московский экстрасенс и, якобы впав в транс, пообщался с грешной душой Агафьи Кожевниковой, поведавшей ему, что после казни душа ее заключена в этом древнем дубе. И будет обитать в нем, пока дерево не засохнет. Ну а потом...
Что она сделает потом, Агафья сообщать не захотела...

 

 

_________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Краткая чувашская энциклопедия
Алатырь // Города России: энциклопедия. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. — С. 16. — 559 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-85270-026-6
Алатырь, уездный город Симбирской губернии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
https://gov.cap.ru/
https://gov.cap.ru/home/56/album2007/
фото Александра Агатеева.
Сайт Википедия.
https://www.roadplanet.ru/
https://www.airfotovideo.ru/

ВложениеРазмер
Город Алатырь173.3 КБ
Город Алатырь85.49 КБ
Город Алатырь62.76 КБ
Город Алатырь198.94 КБ
Город Алатырь223.43 КБ
Город Алатырь212.45 КБ
Город Алатырь92.62 КБ
Город Алатырь146.62 КБ
Город Алатырь172.54 КБ
AlatyrGor (6).jpg224.85 КБ
AlatyrGor (7).jpg100.85 КБ
AlatyrGor (8).jpg79.2 КБ
NikolskiHram.jpg56.36 КБ
StepanERXZYA.jpg50.95 КБ

Комментарии

а про название...

а про название Алатырь - откуда оно произошло - 

будет в статье про реку Алатырь!

Отправить комментарий