Священные места Арбора
Арбор – древняя и интересная земля. В глубокой древности, как выяснили археологи, тут обитали племена пермско-азелинской культуры. Они были дальними предками нынешних финно-угров.
Потом края вдоль Вятки заселили нынешние удмурты, после которых осталось множество топонимов и гидронимов.
СТАТЬИ ПРО БАЛТАСИНСКИЙ РАЙОН РТ - ТУТ!
СТАТЬИ ПРО СВЯЩЕННЫЕ РОЩИ - ТУТ!
ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ БАЛТАСИНСКОГО РАЙОНА - ТУТ!
СВЯЩЕННЫЕ УДМУРТСКИЕ МЕСТА БАЛТАСИНСКОГО РАЙОНА - ТУТ!
САМАЯ ВОСТОЧНАЯ ТОЧКА МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
Удмурты (одо-мари) и ныне компактно проживают как в Марий Эл (например, в Карлыгане) и в Татарстане (Ципья).
Потом с запада в эти края стали приходить марийские племена, которые вытеснили удмуртов за Вятку, про это есть множество легенд и преданий, на эту тему на нашем сайте была статья Марийско-удмуртская междоусобица.
После завоевания Казани царем Иваном Грозным, множество татар стало перемещаться на север и восток Волго-Вятского региона, а со стороны северо-запада в вятские края проникали русские переселенцы из Костромского края.
Так и осталось, что эти края стали границами для четырех регионов: Марий Эл, Татарстан, Кировская область и немного подальше – Удмуртия. И живут тут вперемешку русские, марийцы, татары и удмурты.
Священные рощи на Арборской земле (Арбор вел) появились еще при удмуртах, так как буквально 100-200 лет назад они были язычниками, также язычниками до настоящего времени является и народ мари.
Про удмуртские священные места тут ничего не известно (кроме весьма смутных легенд и преданий), а вот священных марийских мест в окрестностях Арбора около десятка, а в некоторых рощах моления уже возобновлены и проводятся несколько лет.
С 2012 года моления официально стали проводиться в священной роще недалеко от скотоводческого комплекса, примерно между Арбором и Шургунуром (эта роща также известна как главная Арборская священная роща).
До революции в Арбор входило около пяти деревень, которые составляли Арборскую волость: это сам Арбор, Шургунур, Лопово, Люсинер, Кукрем, Пабайнур. Тут было несколько общественных, родовых и семейных кюсото, массово проводились религиозные и обрядовые (сезонные) праздники.
Марийцы в этих краях строго держались языческой веры, так как христианство сюда проникло относительно недавно по сравнению с западными и центральными частями Марийского края.
Посещение рощ и мольбищ было связано с некоторыми запретами – о которых было известно тут всем от детей до стариков. Система запретов обозначалась словом: "Ойо:ро" - марийцам с детства напоминали о запретах (табу), связанных с этими священными местами: там нельзя было мусорить, справлять нужду, нельзя брать деревья на дрова домой, или для изготовления изделий. Но в отличие от других районов - собирать ягоды и грибы там не запрещалось.
Эти наставления сопровождались историями о тех, кто посмел ослушаться древних заповедей, и о том, как их настигало несчастье или беда.
Еще одна священная роща под названием Морко кожла (еловая роща, ельник) находилась недалеко от Шургунура у горы Чара курык (в переводе с марийского: гора с голой вершиной).
Также кюсото есть около деревни Пабайнур, первая роща находится рядом с въездом в деревню - имеет название Керемет курык (гора Керемета). По местным легендам тут в жертву духу Керемета приносили чёрного петуха.
Во многих марийских легендах Керемет олицетворяет злого духа – антипода Кугу Юмо (и является его младшим братом). Однако потом Кереметом могли называть духов низкого ранга, которых также пытались задобрить жертвами, особенно в годы несчастий, войн и голода.
По рассказам сторожил, буквально недавно – в советское время, русские колхозники из деревни Вострики спилили в роще Керемета большую сосну для хозяйственных нужд. Местные марийцы пытались их предупредить и остановить, но ничего не получилось. Потом пришел мор на колхозных коров, многие из них погибли.
Также в советское время планировали провести новую дорогу в Пабайнур, эта дорога должна была пройти по кюсото, снова местные мари разъяснили строителям, что это древнее мольбище. На этот раз дорожники послушались местных жителей и изменили план дороги – роща осталась нетронутой.
Вторая священная роща у деревни Пабайнур находится на краю оврага около двух деревенских улиц – кюсото называется "Пондашлан пумаш" – в переводе с марийского: "жертвоприношения бороде". Скорее всего, марийцы представляли великого бога Кугу Юмо с бородой, а может быть, главный карт деревни был с бородой. Тут много вопросов, но никто не может на них ответить.
Отдельно следует рассказать про различные версии происхождения названия села Арбор.
Татары раньше называли это селение – Урбар, что в переводе с татарского, что тут существует вал (вероятно, что было древнее укрепление). Вероятно, что слово ур было взято из марийского – то есть белка, тогда перевод такой, что в этих местах водятся белки.
Но татары самые поздние тут поселенцы, скорее всего Арбор – это от удмуртского. Словом «АР» - назывались у татар удмурты, то есть селение переводится, как место где живут удмурты.
Еще по одной версии – Арбор раньше было Арпор – ар – это удмурты, а пор – марийцы, то есть пограничное место между мари и удмуртами.
татарское моление в Арборе о сниспослании дождя
Четвертая версия: ар – с марийского: светлое высшее, например:
АРКАМБАЛ - холм, возвышенность, нагорье.
АРКАМБАЛСЕ - находящийся на возвышенности.
АРВУЙ - жрец, вожак.
Приведенные выше слова из марийского словаря свидетельствуют, что в марийском языке слова АР нет, но приведенные слова с частицей (слогом) АР подсказывают его значение. Как и в русском АР означает высокий, духовный, светлый, возвышенный.
Так, например, слово АРВУЙ (жрец, вожак) при соединении частиц АР+ВУЙ будет иметь значение верховный, духовный, светлый (в смысле трезво мыслящий), возвышенный глава, то есть человек мудрый, духовно просветленный.
То есть Арбор – скорее всего, понятие, относящееся к традиционным духовным ценностям марийского народа.
Буквально в этом году – 4 ноября 2020 года, на самой восточной точке Марий Эл – в районе села Арбор был установлен памятный камень. На камне написано: «Вий куатна – йӧратыме Арбор кундемлан», что с марийского: «Наши устремления – любимому Арборскому краю».
Камень был установлен на окраине деревни Лоп (Лопово) рядом с границей Марий Эл и Татарстана, как границы марийского мира.
Где находится, как добраться:
Село Арбор, Балтасинский район, Татарстан.
Село расположено почти на границе с Марий Эл.
До села из Казани можно доехать через Арск (Сибирский тракт), потом на Балтаси.
Далее ориентир следует держать на село Ципья, и дальше повернуть в сторону Арбора.
Также до села можно добраться через Йошкар-Олу, от города следует ехать по Уржумскому тракту (Сернурская дорога), от Сернура далее ехать на Мари-Турек, и потом Хлебниково – Большой Карлыган – Арбор.
________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛОВ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Село Арбор Вконтакте.
Татарская энциклопедия. Балтасинский район.
Автор фото: Ильяс Зиганшин, Алия Халиуллина.
Газета «Марийская правда».
«История сел и деревень Республики Марий Эл». Мари-Турекский район. 2006 г.
Сайт организации Марий Ушем.
Вложение | Размер |
---|---|
Священные места Арбора | 155.35 КБ |
Священные места Арбора | 133.22 КБ |
Священные места Арбора | 333.63 КБ |
Священные места Арбора | 194.42 КБ |
Священные места Арбора | 391.21 КБ |
Арбор | 244.98 КБ |
arbor_ans (7).jpg | 209.3 КБ |
arbor_ans (8).jpg | 188.51 КБ |
- Республика Марий Эл:
- Тэги:
- 2492 просмотра
Комментарии
Был в Арборе (не в селе, а
Был в Арборе (не в селе, а местрости) случайно ) В деревня Сардаял проводили необычный фестиваль "Кружок", который посвящался тому, чтобы продвинутая в плане образования столичная молодежь приехала в село и устроила местным ребятам уроки по предметам, по которым на селе трудно (информатика, творчество), а те напротив показали им то, в чем они мастера. И под конец широкую публику позвали на концерт, съехался народ и из Казани и из Чебаксар. До Татарстана там 2 км до ближайшей татарской деревни с марийским названием Пшенгер. И сбылась моя мечта - побывали и прониклись духом настоящей марийской деревни, жили в палатках за околицей, посмотрели жителей, их быт, школу, все очень подробно и вблизи. А то до этого знали только о жизни в рабочих поселках на железной дороге. Была экскурсия на рощу вне моления - считаю, для не принадлежащих марийской религии самый корректный формат посещения. Деревня оставила очень хорошое впечатление, ощущение надежды. Еще немножно этнографии, интересный местный диалект, отличающийся от стандартного марийского. Очень надеюсь, что и мы своим поведением жителей не разочаровали, и им было тоже интересно и приятно с нами пообщаться ) Так что Арбор интересная сторона )))
деревня Сардаял
До этой деревни пока к сожалению не доехали - но это уникальная деревня,
там много интересных объектов, и люди тоже интересные.
Действительно там своеобразный диалект лугово-марийского языка.
Это произошло из-за того что они долго жили сами по себе - почти не общались с миром.
Также там есть родники и памятники природы и священные рощи.
Скоро по этой деревне обязательно сделаем статью и выставим на нашем сайте.
Вам также спасибо за информацию!
Отправить комментарий