Священная роща деревни Варангуж
Практически на границе Марий Эл и Татарстана (Моркинский р-н РМЭ и Атнинский р-н РТ) расположена деревня Варангуж. Основана она на речке Уртемка (приток Ашита – бассейн Илети), примерно в 5-6 км. от древнего Алатского тракта, который вел из Казани на Уржум и на Вятку.
Деревня Варангуж известна всемарийской мировой кюсото - Священная роща Тӱня кӱсото, где проводили и сейчас проводят мировые моления.
СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО СВЯЩЕННЫЕ РОЩИ - ТУТ!
СТАТЬЯ ПРО МОЛЕНИЕ В БЕЛОЙ БЕРЕЗОВОЙ РОЩЕ
СТАТЬЯ ПРО МОЛЕНИЕ В ДУБОВОЙ РОЩЕ
ТУНЯ КУМАЛТЫШ В БЕЛОЙ РОЩЕ - ТУТ!
Священная роща Тӱня кӱсото-Всемарийская находится в 500-700 метрах на север от деревни Варангуж Моркинского района РМЭ (на картах эта роща видна немного севернее Варангужа в сторону Токпердино).
Очень большую известность эта роща получила после скандальных событий 1827 года, когда тут проводились всемарийские мировые моления, и в рощу собралось более пяти тысяч человек (причем из разных губерний России – Вятская, Уфимская и др.).
Однако местные власти предприняли чрезвычайные меры для разгона и преследования марийцев и особенно марийских жрецов. По этому делу сохранились даже архивные документы в Казанской губернии по вопросам языческого моления и допросам местных крестьян из различных деревень.
Однако никакие преследования со стороны губернского и волостного начальства (и полиции) не истребили приверженность народа мари к своей исторической вере, и вплоть до 1955 года моления в этой роще совершались раз в четыре года. Что интересно, но именно в сталинские времена моления в кюсото проводились (хотя и достаточно закрыто), но именно с наступлением хрущевских гонений на религию – снова стали запрещать как богослужения в храмах и мечетях, так и преследовать языческие традиции малых народов СССР.
Снова моления начались в Варангужской роще уже в 2010 году, кюсото обустроили, закупили инвентарь, пригласили картов (онаенг), которые помогли возобновить традиции марийских молений.
Также примерно в это время данная роща попала в государственный реестр памятников истории и культовых мест марийского народа (РЕГИСТРАЦИОННЫЙ НОМЕР 121630755570005).
По архивным данным роща основана: вторая половина XVIII в. - начало XIX в. (хотя, конечно, роща организована гораздо раньше).
Республика Марий Эл, Моркинский район, в 500 м к югу от д. Варангуж Уртем-Варангужского сельсовета
Документ:
Постановление Правительства Республики Марий Эл "О мерах по дальнейшему обеспечению сохранности археологических памятников и культовых мест на территории Республики Марий Эл" № 298 от 24.08.1993 г.
Нужно отметить, что моления, когда собираются марийцы (буквально) со всего мира (Туня), как это было у деревни Варангуж, очень сильно консолидировали марийскую нацию. Ибо именно тут чувствовалось единство марийского народа, его религиозное, культурное и языковое единство. И факт проведения таких молений как раз доказывал самосознание мари своей нации, наличие общих предков. Соответственно, царское правительство по религиозным и идеологическим причинам (православие – было одной из базой государственной идеологии - самодержавия) пыталось всячески мешать проведению таких массовых языческих молений.
Малые (семейные и родовые) моления государство при такой обширности территорий и удаленности от центров контролировать и запретить не могло, но власти явно препятствовали мировым молениям, ибо обойти вниманием такое собрание народа было невозможно.
С одной стороны, конечно, никаким насилием невозможно было привлечь марийцев в православие, так как по христианским догматам крещение может быть только добровольным и сознательным. Принуждение к крещению насильственными или экономическими методами (например, льготами по налогам) противоречит канонам Православной церкви. И если народ массово и сознательно исповедует свою природную религию, то никакая власть и сила не может кардинально изменить сознание целой нации.
И с другой стороны, государственную власть также можно было понять, ибо сохранение и удержание огромных империй требовало общей идеологии, общих «смыслов» и ориентиров. Так было в царской России, так было и в СССР, так, в принципе, должно быть и сейчас (?). А при разрушении идеологии – следом рушилось и само государство, это нам известно из нашей недавней истории.
По всем названным выше причинам было достаточно серьёзное разбирательства дела, связанное с языческим молением у д. Варангуж. Вот информация от первого лица:
Сведения, приведенные приходским священником Я. Смирновым в значительной мере дополняются ценными материалами другого очевидца о состоявшемся марийском молении 1827 г. - царевококшайского исправника Микулина. В записанном им по свежим впечатлениям изложении от 01.01.01 г. и представленном на следующий день протоиерею Царевококшайской соборной Воскресенской церкви И. Билярскому в письме, в частности, отмечалось:
«На требование ваше о доставлении к вам подробных сведений нащет скопища жертвоприносителей в противность христианской религии сим уведомить вас честь имею.
В вверенном мне уезде Уразинское волостное правление рапортом от 20-го числа сего месяца за № 000 донесло, что близ подведомственной оному правлению деревни Варангуш собрались из губернии Казанской, Вятской и даже Костромской разных уездов крещеные и некрещеные черемиса и вотяки для принесения какой-то жертвы, противной христианской религии. Получив донесение сие, я тотчас собрал понятых разных деревень и взял с собою уразлинского волостного голову, писаря и Уральского войска казака Никиту Худякова. Отправился в то место, где находились жертвоприносители. По приезде туда с вышеупомянутыми людьми, действительно нашел в роще, отстоящей от деревни Варангуш с версту, черемис, до четырех тысяч человек, упражняющихся в богопротивном жертвоприношении, которое в том состояло: что они на зделанных ими столах наклали множества печеного хлеба, ...к оному заставили восковые свечи, - стояли и приговаривали что-то по-черемисски. А прочил, подходя к сим столам, клали поставленныя на оных кадочки, деньги. Сверх сего видел я тут разного скота, приведенного ими для принесения в жертву до четырехсот голов, множество кадок, бочек, наполненных пивом и деланым медом».
Таким образом, видим буквально массовое (всемирное) моление марийцев числом до 4-5 тысяч (только мужского пола), что вызвало беспокойство в органах власти, в полиции, в духовном управлении Казанской епархии. О масштабах моления можно судить не только по количеству прямых участников, скорее всего, множество мари не могли приехать издалека, и направляли на туня кумалтыш своих посланников. Следовательно, в сакральном смысле тут принимали участие в молениях десятки тысяч человек. Для жертвоприношения было подготовлено сотни голов скота – это даже для того времени было очень много!
По архивным данным приехал наряд полиции с урядником, которые пытались прекратить языческое моление, тут началась откровенная драка, и «силовые структуры» еле унесли ноги из этого места. После этого началось большое расследование, власти прежде всего пытались найти главных зачинщиков туня кумалтыш, а также марийских картов.
Нужно отметить, что расследование шло достаточно тяжело и медленно, марийцы под страхом даже самых страшных наказаний не выдавали своих старейшин, и скрывали сами факты участия в молениях и жертвоприношениях. Так или иначе, но то памятное моление у селения Варангуж теперь уже вошло в историю.
Что касается самой деревни Варагуж, то эта деревня существует и в наше время, как мы уже писали, рядом с Алатским (Уржумским) трактом. Селение расположено примерно в 6,5 километрах на юго-восток от центра сельского поселения села Нуж-Ключ (Моркинский р-н).
Название деревни переводится, как поляна на высоком месте, которая поросла лесом, что неудивительно – в древние времена тут были сплошные таежные массивы. Местные жители этой деревни всегда принадлежали к государственным крестьянам.
В советское время жители сформировали колхоз «Искра», а потом вошли в состав совхоза имени Калинина. В деревни была построена начальная школа и фельдшерский пункт.
По данным 2010 года в деревне примерно 90 домов и около 230 жителей, в основном занимаются сельским хозяйством, держат скот, разводят пчел. С районным центром поддерживается автобусное сообщение.
Интересно, что вокруг с татарстанской стороны множество населенных пунктов, имеющих явно марийское происхождение, например, деревня Чембулат (прямо около Уржумского тракта), про название и перевод реки Ашит можно прочитать на соответствующей статье.
Отметим, что Уржумская дорога известна у сплавных туристов, так как по ней идет заброска в верховья реки Илеть (а кто хочет – на реку Немда).
Где находится, как добраться:
деревня Варангуж
Моркинский район, Республика Марий Эл, Россия.
Координаты:
56.365214, 49.362596
Из Казани можно добраться через Дубъязы, потом Большая Атня,
Далее Ключи-Сап и д. Варангуж.
Из Йошкар-Олы следует ехать до пос. Шелангер, потом пос. Морки,
Потом Фадейкино – Токпердино – Варангуж.
________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛОВ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Священные рощи Марий Эл. Реестр памятников природы и культовых мест.
Фото: Михаил Скобелев, Василий Метронов.
Священные рощи (кусото, юмото) // Энциклопедия Республики Марий Эл / Отв. ред. Н. И. Сараева. — Йошкар-Ола, 2009. — С. 698—699. — 872 с. — 3505 экз. — ISBN 978-5-94950-049-1.
Группа деревни Варангуж Вконтакте.
«История сел и деревень Республики Марий Эл». Моркинский район. 2006 г.
Постановление Правительства Республики Марий Эл "О мерах по дальнейшему обеспечению сохранности археологических памятников и культовых мест на территории Республики Марий Эл" № 298 от 24.08.1993 г.
Вложение | Размер |
---|---|
Священная роща деревни Варангуж | 177.33 КБ |
Священная роща деревни Варангуж | 319.68 КБ |
Священная роща деревни Варангуж | 200.96 КБ |
Священная роща деревни Варангуж | 157.12 КБ |
Священная роща деревни Варангуж | 111.84 КБ |
- Республика Марий Эл:
- Тэги:
- 2600 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий