Малахайское поселение

Малахайское поселение – средневековое городище, датируемое  эпохой раннего железа –  I  тыс. до н.э.
Раскопки проводились в 1970 г. II Марийским отрядом Чебоксарской археологической экспедиции под руководством  В.С.Патрушева.
Была исследована   почти вся пригодная для исследования площадка. Материал: постройка (12,4x2,4-3,4 м) c  выходом в южную сторону.  

 

САМЫЕ КРАСИВЫЕ ОЗЕРА МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО МУЗЕИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

СВЯЩЕННЫЕ КАМНИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

 

При раскопках были обнаружены посуда лепная с примесью толченой раковины в формовочной массе, украшенная шнуровым и зубчатым оттисками в сочетании с ямками; фрагменты тиглей для плавки металла, наковальни, песты, терочные плиты, бронзовая пронизка. В верхнем слое найдены фрагменты  лепной толстостенной посуды с примесью шамота древнемарийского облика.
Анализируя раскопки археологов можно считать, что хозяйство у древних людей Малахайского поселения было комплексным. Помимо земледелия, о чем свидетельствуют археологические данные, существовало занятие животноводством, охотой, рыбной ловлей.
Разведение и содержание домашних селькохозяйственных животных, несомненно, имело большое экономическое значение, нежели занятие охотой, так как и число особей и число костей домашних млекопитающих значительно превышает подобные данные по диким охотничье-промысловым видам в исследованном материале Малахайского поселения. 
Основным объектом охоты были такие виды как медведь, бобр. В ходе археологических раскопок  были обнаружены кости домашних селькохозяйственных животных, в основном лошадей.
С незапамятных времен  лошадь занимала  самое видное место, как в питании, так и в хозяйственной жизни населения. 
Рядом с этим поселением растет удивительное  по форме чудо природы , около которого туристы смогут сфотографироваться.
   
 

Малахайское поселение

Где находится, как доехать:
Марий Эл, Горномарийский район, 
расположена на правом берегу р.Волга,  
на расстоянии 6 км от с.Кузнецово
Координаты:
56.195099  46.797083
   
ПАМЯТНИК ПРИРОДЫ МАЛАХАЙСКИЙ
Категория ООПТ:  памятник природы
Значение ООПТ:  Региональное
Местоположение ООПТ в структуре административно-территориального деления: 
Приволжский федеральный округ›Республика Марий Эл›Горномарийский район
Общая площадь ООПТ:  204,0 га
Площадь морской особо охраняемой акватории:  0,0 га
Нормативная правовая основа функционирования ООПТ:
 
Территориальная структура ООПТ
Географическое положение: 
На высоком берегу р. Волга восточнее д. Токари
 
Кластерность: 
Количество участков: 1
 
Природные особенности ООПТ
Природные особенности ООПТ: 
По крутым склонам к р. Волга в березово-сосновых лесах на глинистых и мергелистых отложениях обнаружено произрастание редких видов – венерина башмачка желтого, тайника яйцевидного, любки двулистной. Только в этом месте отмечен новый вид для РМЭ – стальник полевой. В непосредственной близости от проектируемого памятника природы по дороге к д. Токари обнаружено гнездо орлана белохвоста.
Историческая ценность объекта заключается в том, что на этом месте обнаружено мала-хайское поселение, датируемое I веком до нашей эры, относящее к эпохе раннего железа. В раскопках 1970 года обнаружены тигли для расплавки железа, притирочные плиты, останки жилищ размером 12,5 × 3,4 м. В большом количестве находили кости домашних и диких жи-вотных, а также орудия земледелия.

   

Малахайское поселение

ЭПОХА РАННЕГО ЖЕЛЕЗА В МАРИЙ ЭЛ
Эпоха раннего железа в Марийском крае ( VII – VI вв. до н.э.)VII—VI вв. до н. э. в истории марийского края явились исключительно важным периодом в развитии экономики и общественных отношений местного населения. В это время начинается эпоха господства изделий из железа, важнейшего из всех видов сырья, игравших революционную роль в истории. Чрезвычайной сложностью отличаются этнические процессы этого времени.
Первые сведения о памятниках указанной территории относятся еще к дореволюционному времени. Это характеристики отдельных орудий из сборов или попытки их интерпретации в трудах русских) и финских исследователей.
В советское время в стране повышается интерес к памятникам древней культуры. В двадцатые годы проводились первые раскопки памятников эпохи раннего железа на территории нынешнего Горномарийского района Марийской. АССР. Их материалы в той или иной мере привлекались при теоретических обобщениях.

С организацией Марийской археологической экспедиции в 1956 г. исследования памятников марийского края принимают систематический и плановый характер. Для нас особый интерес представляют раскопки Акозинского могильника, близкого по ряду черт к открытому позднее Старшему Ахмыловскому могильнику. А. X. Халиковым могильник был отнесен к ананьинской культуре, однако им отмечены весьма яркие своеобразные черты, не характерные для ананьинского Прикамья. Ряд исследователей в определении принадлежности памятника на первый план выдвигали как раз своеобразные черты и относили его к Городецкой культуре (Смирнов А.П., Трубникова, Гуляев). Ценный материал для характеристики памятников марийского края получен раскопками ряда поселений — Сиухинского, Токаревского и Васильсурского. Неко­торые из них дали смешанную керамику — ананьинскую с приме­сью в тесте толченых раковин и псевдосетчатую с примесью песка.
Последняя ошибочно была отождествлена с городецкой керамикой. Указанное своеобразие наряду с особенностями погребального обряда и инвентаря позволило выделить средневолжскую группу населения эпохи раннего железа «в один из локальных вариантов ананьинской культурной общности». Средневолжские памятники автор относит в основном к ранней поре ананьинской эпохи (VII - VI вв. до н. э.). Своеобразие памятников марийского края проявляется в отсутствии выраженной монголоидной примеси на черепах из Акозинского могильника и их принадлежности к европеоидному типу.

В шестидесятые и семидесятые годы исследованы поселения эпохи раннего железа (Малахайское, Копаньское, Токаревское, Ардинское), также отличающиеся сочета­нием восточных и западных черт. Своеобразный характер памятников марийского края в эпоху раннего железа особенно ярко выступает в материалах исследова­ний Старшего Ахмыловского могильника - крупнейшего не только для ананьинской культуры, но и для всей лесной полосы Восточной Европы того времени. Его богатейшие комплексы вещей с разно­образным погребальным обрядом занимают исключительное место среди памятников Марийского Поволжья. По погребальному обряду и инвентарю Старший Ахмыловский могильник занимает промежуточное положение между восточной (ананьинской) и западной (с текстильной керамикой) финноязычными общностями.
Могильник ко времени его открытия археологами в 1960 году и до конца ис­следований занимал невысокую живописную террасу Ахмыловского озера на восточной окраине деревни Ахмылово Коротнинского сельсовета Горномарийского района Марийской АССР. Площадь распространения погребений составляет 11618 кв. м. Всего исследована площадь в 13836 кв. м, где вскрыто 944 погребения, 13 сложных сооружений - домов мертвых, 6 камер без остатков погребений (7 камер входит в число погре­бений).

Из погребений Старшего Ахмыловского могильника происходит почти пять тысяч изделий, из них 2575 бронзовых, 699 железных, 11 биметаллических, 12 серебряных и золотых, 221 каменное, 82 глиняных, 115 костяных, примерно 1180 пастовых и стек­лянных, 21 фрагмент кожи и ткани и 30 прочих тленов от раз­личных предметов. Весь этот обширный материал не только харак­теризует материальную культуру, но и позволяет решить важные проблемы этнической истории древнего населения.
Украшения Старшего Ахмыловского могильника позволяют представить этнографический облик населения, обитавшего в Марийском Поволжье 2700 - 2500 лет назад. Поскольку о более древ­них костюмах в крае нет данных, мы имеем возможность познако­миться с древними корнями финно-угорского костюма. Элементы костюма, являясь наиболее ярким этническим показателем, долго сохраняют традиционные признаки и живо передают новые этни­ческие веяния.

В VII – VI вв. до н.э. женские и мужские украшения между собой различались довольно слабо. Наиболее массовые находки – височные подвески, шейные гривны, нагрудные бляхи - встречены в обеих группах захоронений. Вместе с тем есть и отличия. Муж­ские погребения обычно содержат одинарные налобные бляхи и остатки поясов, а женские - составные налобные венчики, оже­релья, реже браслеты и кольца на руках.
Большинство исследователей наиболее распространенной об­щей финно-угорской формой одежды считают туникообразную ру­баху, слабо отличающуюся у мужчин и женщин. У финно-угорских народов близки и общие очертания верхней одежды типа марийских лет­них «шовыр» и зимних «мыжер».

Мужской костюм ахмыловца представлен на бронзовом идольчике из погребения 249. Резными линиями передана шапка-ушанка усеченно-конической формы. На шапке, возможно, имелись узоры в виде косых линий. Обтяги­вающая тело и ноги одежда, скорее всего, представляла собой соединенные вместе в виде комбинезона короткую куртку и шта­ны. Подобная одежда широко бытовала у воинственных племен причерноморских степей — киммерийцев, затем скифов.
Женский костюм гораздо богаче представлен украшениями. Но от самой одежды остались лишь жалкие остатки под бронзовыми вещами — тлен от ткани, кожи, иногда отпечатки ткани на глине или в земле.
Особого внимания к себе требуют бронзовые кельты, являю­щиеся одним из наиболее выразительных предметов культуры на­селения, представленного на Старшем Ахмыловском могильнике. На памятнике совместно бытуют плоские кельты с линзевидным, овальным или шестигранным сечением втулки ананьинского об­лика, характерные для районов Прикамья, и орудия с трубчатой втулкой акозинско-меларского типа (Патрушев, Халиков, 1967), представленные на памятниках от Средней Волги к западу вплоть до территории скандинавских стран.
Кинжалы. 
У ахмыловцев их было немного (17 экз ). Из них восемь—с железным клинком и бронзовыми или биметаллическими рукоятками (рис.40), десять—цельножелезных (рис. 41).
Наконечники копий составляют весьма значительную группу находок Старшего Ахмыловского могильника (102 экз.). Их фор­ма на обширной территории Прикамья и Среднего Поволжья вы­ступает как один из важнейших этнических показателей. При этом для районов Прикамья более характерны бронзовые экземпляры, а железные единичны; на поволжских же памятниках больше же­лезных наконечников и довольно много бронзовых.
Многочисленные находки частей конской узды можно сгруппи­ровать по их назначению. Это удила, псалии, бляшки-пронизи, кольца, накладки, бляшки от ремней и навершия.

По вещевым комплексам можно установить несколько направлений культурных связей населения Среднего Поволжья ахмыловского типа .
   

 

________________________________________________________________________________________________________
Источник информации и фото:
Команда Кочующие
https://www.maavald.ee/
https://www.12rus.ru/
Памятники археологии Марий Эл.
СХЕМА РАЗВИТИЯ СЕТИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ,  ГА Богданов, ЮП Демаков, АВ Исаев.

 

ВложениеРазмер
Малахайское поселение1.96 МБ
Малахайское поселение172.29 КБ

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.