Река Ашит

 

 

 

 

             УСТЬЕ  АШИТА  -  СЛИЯНИЕ  С РЕКОЙ  ИЛЕТЬ У  ГРАНИЦЫ  ТАТАРСТАНА И МАРИЙ ЭЛ   

 

Продолжаем  серию рассказов про малые реки нашей  Родины,  в этой статье расскажем про Ашит – пограничную реку между Марийским краем и Татарстаном.

НАЗВАНИЕ РЕКИ АШИТ — Можно предположить, что это имя представляет форму множественного числа названия древнетюркского рода ашин ("волк") (-т — аффикс множественного числа).

По всей видимости, одна часть этого рода в IV-VII веках в составе древнетюркских племен (гунны, тюрки, тургеши и др.) переселилась на территорию Заказанья нынешнего Татарстана и увековечила свое имя в названии реки Ашит. От него произошли названия деревень Иске Ашит (Старый Ашит), Яна Ашит (Новый Ашит), Ашитбаш. Данное имя встречается в эпитафиях на булгарских надгробных камнях. Имя Ашит (фамилия — Тарзимин) зарегистрировано в 1834 году в материалах "Ревизские сказки" (Казанская губерния).

 

По марийской версии - этот край, прилегающий к Татарстану, является исконно марийским. Если посмотреть на карту, то и значительно южнее административной границы между республиками географические названия имеют марийские корни. Река Ашит  протекает в 20 километрах от Шоруньжи. Где-то под землей она проходит через пласты камня, и вода в ней известковая (по-марийски "ашит" значит "белая вода", ошо - белый, ит - речной гидроним). Название деревни Черемисино говорит само за себя. Здесь на многие километры в округе жили предки марийцев.

Река Ашит протекает в основном по территории Татарстана, но перед устьем заходит на территорию Марий Эл около деревни Н.Карамас, где впадает в Илеть.

 

                       ВЕСЕННИЙ СПЛАВ  НА  ИЛЕТИ -  ВПЕРЕДИ ВИД  УСТЬЕ  АШИТА

Длина реки 104 км., площадь бассейна 1100 кв.км.

Из-за вырубок лесов – бассейн Ашита почти полностью находится в полях, что делает весеннее половодье быстрым и мощным. Сплав по реке возможен во второй половине апреля, и в начале мая (при поздней весне). Сплав совершается от Большой Атни   с целью дальнейшего путешествия по реке Илеть. По пути встречаются остатки нескольких плотин, которые могут представлять некоторую опасность для плавсредств, например, у деревни Алан-Бексер.

                                                                                Река Ашит

У села Алаты речку пересекает древняя Алатская  дорога, соединявшая Казань и Вятский край.

Исток Ашита расположен в Арском р-не: между деревнями Ашитбаш и Новым Кырлаем (родиной Тукая).

Далее серия статей про Ашитский край, примечательные места  и историю этой земли.

 

     МНОЖЕСТВО  ГНЕЗД  ЛАСТОЧЕК-БЕРЕГОВУШЕК  ПО БЕРЕГАМ  РЕКИ  АШИТ 

        СТАТЬЯ  ПРО  ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРИРОДНУЮ  ЗОНУ  «АШИТ»

Так сложилось к середине девяностых годов прошлого века, что Атнинский район, единственный в Татарстане, не имел на своей территории ни одной особо охраняемой природной территории. Даже как-то обидно было: природа что ли здесь так нехороша и не дотянула по своим эстетическим качествам до уровня заповедной? Да любой коренной атнинец вам скажет, что это не так. Какие здесь просторные густотравные луга, сколько ягод на склонах, как живописны берега извилистой реки Ашит, как чиста в ней вода, сколько рыбы, сколько редких птиц...

Все это достойно не только простого любования, но и бережного отношения, грамотной охраны ради сохранения, как говорят ученые, биоразнообразия. Кроме того, существует насущная необходимость иметь особо охраняемые природные территории в качестве некоего экологического щита, способного противостоять чересчур активной хозяйственной деятельности человека.

 

               ТАКАЯ  ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ  ГОЛУБАЯ  СТРЕКОЗА  ВОДИТСЯ  НА  БЕРЕГАХ  АШИТА

Увы, территория Северного региона, куда, кроме Атнинского, входят также Арский, Кукморский, Тюлячинский и Балтасинский районы, не получила надежной защиты в виде единой сети ООПТ. Земли эти к середине 90-х годов имели большую распаханность - более 80 процентов. Значительная часть сельхозугодий была подвержена эрозионным процессам, что способствовало оврагообразованию. В одном только Арском районе, к примеру, насчитывалось 1200 оврагов.  А если говорить о лесах, то их площадь в Атнинском районе составляет всего 2 процента...

Неудивительно, что экологи били тревогу. Создание заказника, бесспорно, помогло бы стабилизировать экологическую обстановку не только в Атнинском районе, но и в целом в Северном регионе, решило бы многие проблемы. Например такую, как сохранение уникальной поймы реки Ашит. Эта территория уже много лет служила естественной присадой (территорией отдыха) для большого количества водоплавающих птиц в период их весенней миграции и потому требовала особой охраны.

Решение об организации государственного природного комплексного заказника "Ашит" после проведения соответствующих исследований и экспертного заключения было принято в 1997 году.

                           СНОВА   УСТЬЕ  РЕКИ  АШИТ

"... Долина реки Ашит в верхнем ее течении является ценным природным участком, имеющим особое значение для сохранения всех слагающих ее компонентов. В связи с тем, что на указанной территории отмечены элементы деградации, в основном из-за выпаса скота, для сохранения и восстановления всего комплекса необходимо объявить этот участок государственным природным комплексным заказником, согласовав границы и режим пользования с землепользователем", - читаем экспертное заключение по состоянию природной системы пойменного участка верховья реки Ашит.

 

           В ПОЙМЕННЫХ  ОЗЕРАХ  РЕКИ  АШИТ  РАСТЕТ МНОГО  ЖЕЛТЫХ  КУВШИНОК

Так долина Ашита в верхнем течении стала особо охраняемой природной территорией. Хорошо выражена надпойменная терраса, занятая луговой и лугово-кустарниковой растительностью, вокруг много озер. В заповедные территории попал и уникальный дубовый лес в своем северном ареале. Этот лес на высоком берегу - идеальное место для обитания многих хищных птиц. А у подножий склонов журчат и питают водоемы своей влагой многочисленные родники. Бесспорно, это восхитительный уголок природы!

Десять лет прошло со дня организации ГПКЗ "Ашит". Сегодня вся его территория служит воспроизводству экосистем. С полным правом можно сказать, что заказник уже давно и успешно работает на природу в целом, на ее благополучие.

                                                                                     Река Ашит

Старица - так называют старое русло реки Ашит - тихое, красивое место, поросшее высокой густой травой. Из-за этого и сама река, длинная и серебристая лента, кажется одетой в изумрудные одежды. Весной во время половодья все вокруг покрывается водой, словно море образуется. И это недели на две-три. Вот где раздолье для птиц, которых здесь собирается видимо-невидимо. Настоящий птичий базар - с гомоном, гоготом, хлопаньем крыльев, кудахтаньем и прочим птичьим разговором.

Перед созданием заказника специалисты проводили обследования и насчитали на будущей ООПТ 114 видов птиц, 12 из которых занесены в Красную книгу РТ: лебедь-шипун, выпь большая, лунь луговой, сова болотная, кулик-сорока, веретенник большой, улит большой, травник и другие. Примечательно, что пойма Ашита пришлась по душе и такой редкой птице-краснокнижнице, как кроншнеп большой, - здесь отмечено его компактное гнездование.

 А в период весенней миграции в пойме Ашита отдыхают в течение двух недель до 5 тысяч одних только гусей. И практически все виды утиных, которые летят с юга в тундру выводить птенцов, тоже здесь останавливаются. Это и кряква, и свиязь, и чирок-свистунок, и чирок-трескунок. Можно сказать, что пойма Ашита для птиц - перевалочный пункт.

Но не только птицам стал родным домом заказник "Ашит". Здесь встречаются лось, кабан, лисица, барсук, заяц-русак, заяц-беляк, норка американская, хорь, ондатра.

В начале лета, в первых числах июня, увидеть птиц и услышать их многоголосье в Ашите уже не удается. В это время здесь тихо и спокойно. И хочется просто любоваться буйной зеленью, кружевными кустарниками и островерхими камышами, обрамляющими заводи, уютно распластавшимися на водной глади крупными листьями краснокнижных кувшинок и кубышек... Того и гляди вынырнет из жемчужной глубины сказочная черепаха Тортилла, хранительница золотого ключика, и, нацепив на нос очки, изречет какую-нибудь мудрость...

Стимулом для всех этих фантазий является сама река Ашит, течение которой в пределах заказника медленное, величавое. Будто и не течет она вовсе, а стоит на месте. Поэтому и окутаны так плотно берега водно-болотной растительностью, так почитаемой водоплавающей птицей.

Истоки Ашита расположены в соседнем с Атнинским Арском районе. Река протекает по равнинному участку, поэтому на всем своем протяжении пойма частично заболочена. Ашит впадает в Илеть, а та затем в Волгу. Сейчас трудно представить, что некогда река Ашит считалась лесной, что вокруг шумели, словно переговаривались, высокие деревья... Теперь это равнинная речка. Уровень воды в ней часто зависит от дождей. Затяжные проливные ливни, какие случились летом 2007 года, способны значительно поднять воду в Ашите. Ну а в спокойные, сухие летние дни речка мелеет, некоторые ее равнинные участки превращаются в болотца, зарастают травой. В таких местах можно даже увидеть, как юркие вороны перебегают речку, прыгая с одного растения на другое.

Русло Ашита очень извилистое. Если смотреть на реку сверху (а это возможно сделать с возвышенности, поросшей грядой деревьев, - лесопосадка является границей заказника), то Ашит напоминает извивающуюся огромную змею, переливающуюся на солнце серебристой чешуей и не спеша ползущую по лугам и долам.

Отсутствие на берегах каких-либо производств, а значит, и сбросов, способствует хорошему качеству воды - речка очень чистая. И соответственно - рыбная. Водятся здесь лини, налимы, голавли, щуки. Умеючи даже на удочку можно поймать довольно крупные экземпляры.  

Основную часть заказника "Ашит" (его площадь 2700 гектаров) составляют ценные водно-болотные угодья, которые особенно типичны для его центральной части. И лишь отдельными участками на территории заказника встречаются леса - хвойные и дубовые. Зато впечатляют густым разнотравьем ашитские сенокосные и пастбищные угодья, которые в настоящее время активно используются местными жителями. При организации заказника этот момент был оговорен: угодья у сельхозпользователей полностью не изымаются, но на охраняемых территориях при пастьбе скота или сенокосе обязательно соблюдение уставных положений заказника. В настоящее время на землях Ашита расположены 8 объектов сельхозпользователей и 4 сельских муниципальных образования.

...Не всю территорию заказника "Ашит" занимают луга да болота. Есть здесь и лесные массивы, хотя их и очень мало. Один из самых интересных массивов - участок площадью 24 гектара, который входит в гослес-фонд Ислейтарского лесхоза. Здесь растут сказочные дубы-великаны, и словно прислуживают им внизу деревья помельче - осины да липы. Здешние дубы растут на самой границе северного ареала своего распространения, причем растут они из поросли.

Этот лесной массив отличается не только уникальными природными характеристиками. Старожилы рассказывают, что в годы войны в этот лес то и дело ходили местные жители за дровами и почти весь его вырубили. А зима 1941 года была лютая. И если бы не лес этот дубовый, замерзли бы люди.

Прошли годы - лес возродился. В нем сейчас водится всякая живность, например, бурундуки в большом количестве. А крупные обитатели, такие как лось или кабан, почти не встречаются, разве что забредут по нечаянности из более лесистой местности и обратно уходят.

 

АШИТ  В НАЧАЛЕ  МАЯ - ПОЛОВОДЬЕ  УЖЕ СПАДАЕТ, А ВОТ МАРИЙСКИЕ РЕКИ  ЕЩЕ С БОЛЬШОЙ  ВОДОЙ

 

РАСКОПКИ МЕЗОЛИТИЧЕСКОЙ СТОЯНКИ В УСТЬЕ РЕКИ АШИТ

(автор:  М.Ш.Галимова)

В июле 2001 г. отрядом археологической экспедиции Института истории им. Ш.Марджани АНТ под руководством автора проводились исследования стоянки каменного века, расположенной в районе слияния р. Ашит и Илеть, на границе Татарстана и Республики Марий-Эл. Первоначально данный памятник, обнаруженный автором осенью 2000 г., был назван Бикнаратской стоянкой и под этим названием исследовался в 2001 г. Однако, по сведениям сотрудника МарНИИ Б.С.Соловьева, полученным позже, этот памятник был открыт им ранее и получил название Карамасской стоянки (В.В.Никитин, Б.С.Соловьев, 1990). Таким образом, в настоящее время эта стоянка фигурирует в публикации под двумя названиями - Бикнаратская или Карамасская.

Памятник расположен в 1 км к северу - северо-западу от с. Новый Карамас Республики Марий-Эл и в 3,5 км к запад-северо-западу от д. Бикнарат Высокогорского района РТ. Стоянка находится на песчаной террасе высотой около 10 м над уровнем поймы р. Илеть, на правом берегу ручья, близ его впадения в реку. Поверхность песчаной террасы в данном месте довольно слабо залесена (в отличие от соседних участков речных долин р. Илеть и Ашит), она сильно нарушена ямами для выборки песка, поверхность которых ныне задернована. По краю террасы проходит грунтовая дорога, ведущая к броду через реку. В обрывистом уступе дороги нами были обнаружены первые кремневые предметы.

В непосредственной близости от зачистки 2000 г. был разбит раскоп площадью 48 кв. м (8х6 см), примыкающий с севера к дороге. В раскопе наблюдалась следующая стратиграфия: под маломощным дерном (5-6 см) залегает гумусовый горизонт современной почвы (гумусированный песок) мощностью до 15 см; ниже проходит подзолистый горизонт почвы, мощность которого колеблется от 10 до 35 см; под ним наблюдается толща желто-коричневого песка. В нижней части подзолистого песка и в верхней части желто-коричневого песка были зафиксированы аморфные пятна пестроцветного слабо гумусированного песка с включениями угольков. Верхняя граница залегания этих пятен проходит на глубине 25-30 см от поверхности. В одном из этих пятен, располагавшемся вблизи от дороги, было расчищено скопление находок, состоявшее из 54 кремневых предметов.

Кремневые находки в раскопе залегали на глубине в среднем от 20 до 45 см от поверхности в подзолистом песке и верхней части толщи желто-коричневого песка. Число артефактов оказалось невелико - около 150 предметов. По площади раскопа находки были распространены очень неравномерно. Большая часть квадратов оказалась почти пустой. Практически все находки оказались сосредоточены в южной части раскопа на расстоянии 0,5-1 м от уступа дороги. Кремневые предметы концентрировались в виде двух крупных скоплений, расположенных на расстоянии 1,5 м друг от друга, возле которых встречены небольшие группы, а также единичные находки. Следует отметить, что отдельные находки зафиксированы в толще желто-коричневого песка на глубине 80-105 см от поверхности.

Подавляющее большинство находок является сколами-отходами. В раскопе найдено всего 11 узких пластин, 1 фрагмент нуклеуса и 9 изделий со вторичной обработкой. Среди последних - 3 микроскребка на чешуйках, двугранный резец, резцевидное изделие, мелкое долотовидное орудие на отщепе, небольшое рубящее орудие подтреугольной формы с бифасиальной обработкой, а также фрагмент аналогичного орудия.

В связи с концентрацией находок в южной части раскопа (вблизи дороги) в трех метрах к юго-востоку от него на противоположной стороне дороги была разбита траншея длиной 10 м и шириной 2 м. Исследования траншеи показали аналогичную стратиграфию и несколько более равномерную насыщенность квадратов находками, которые имели, в целом, характер, близкий комплексу находок из раскопа.

Раскопки Бикнаратской (Карамасской) стоянки убедительно показали правомерность предварительного определения ее возраста эпохой мезолита. Среди находок из раскопа и траншеи не обнаружено ни одного фрагмента керамики. Небольшие размеры сколов и орудий, характер узких пластин и микропластин дают возможность проводить аналогии с индустрией Алан-Бексерской и Мало-Битаманской стоянок, которые исследованы автором в 7-8,5 км к западу, на песчаных дюнах правого берега р. Ашит (М.Ш.Галимова, 2002, с.289-292). Планиграфия и технико-типологические особенности комплекса кремневых находок Бикнаратской стоянки свидетельствуют о ее временном, возможно, сезонном характере (по крайней мере, в раскопанной части).

          АШИТ,  ДЕРЕВНЯ  КАЗАКЛАР И  СВЯЩЕНЫЙ  БЕЛЫЙ КАМЕНЬ

Камни и лес - довольно редкое сочетание для наших мест. Но и сама деревушка Казаклар, что расположена на границе Высокогорского района с марийскими лесами  у реки Ашит, не совсем обычна. Хотя ее название - Казаклар - самое заурядное, населенных пунктов с таким названием в Татарстане еще по крайней мере три. Все объясняется просто: в этих деревнях, бывших своеобразными форпостами царской администрации, жили казаки - служилые татары, несшие государеву службу и, в отличие от татар ясачных, не платившие ясака, то есть налога в казну.

Хотя, конечно, история села уходит в глубь веков и берет свое начало задолго до того, как Иван Грозный покорил Казань и появились эти самые татары-казаки, служившие русскому царю. Древнее имя села - Уразлы (по-русски - Уразлино). Еще в XIX веке параллельно ходили оба названия - Уразлы аулы и Казаклар, пока последнее совсем не вытеснило первое.

Когда появились Уразлы, сейчас никто сказать не может, но возникновение села народное предание связывает с неким Уразбеком. Якобы раньше Уразбек и его односельчане жили на берегу речки Ашыт.

На сельском кладбище - зирате - много старых надгробных камней, расписанных затейливой арабской вязью. Вернее, раньше их было много, но в последнее время древняя часть кладбища, заросшая буйной растительностью, осталась брошенной, и камни расхищены. Их используют в строительстве. Трудно объяснить, откуда у людей столь непочтительное отношение к духу своих предков! Даже в военное лихолетье на кладбищенские святыни никто не покушался, но сейчас они варварски разобраны и похищены. Остается лишь тяжело вздохнуть вслед за древними: "О времена, о нравы!"

 

Одна надгробная плита чудом сохранилась, однако прочесть, что на ней написано, никто не может. Буквы арабские, но язык точно не арабский и не тюркский. Предполагают, что - фарси, и захоронен под ней якобы тот самый легендарный Уразбек со своей супругой.

Вызывает недоумение факт кражи кладбищенских плит еще и потому, что в Казакларе, в общем-то, всегда с трепетом относились к камням. С ними связаны два святых места - Ташамыш и Акташ. Особенно интересно второе: Акташ так и переводится - Белый камень. Местные старушки верят, что это обломок священного камня Каабы, что находится в далекой святой Мекке. Поэтому Белый камень считается святым, он вроде оберега жителей села. Если кто захочет сдвинуть камень с места, у того отсохнет рука или он даже может умереть, если не он сам, то его близкий родственник. Говорят, такие случаи бывали.

Здесь когда-то хотели разработать каменный карьер, но каждый раз происходили какие-то необъяснимые явления. Только ковш экскаватора касался поверхности камня, как у него сразу глох двигатель. А у трактора слетала гусеница...

Каменоломню все же заложили - камень здесь и вправду отличный, - но в другом месте, примерно в 6 километрах от села.

Некогда Уразлы было огромным селением аж с тремя мечетями и знаменитым на всю округу медресе. Здесь же купцы Япеевы построили кирпичный завод, а еще здесь вырабатывали поташ - соду. Вот как об этом сказано в царских материалах Генерального межевания:

Про медресе в Уразлы и вообще про духовные учебные заведения Заказанья следует сказать особо. Их создавали и в них преподавали в основном выходцы из двух известных богословских родов: Утяка - в деревнях Кудаш, Малые Ковали, Уразлы, Мемдель, Юртыш и Растмухаммада - в деревнях Дубьязы, Большие Ковали и других. Как известно, после взятия Иваном Грозным Казани татарская культура стала формироваться в основном как сельская, и ее эпицентр находился как раз в Заказанье, где сосредоточились лучшие интеллектуальные умы того времени. (Однако справедливости ради следует заметить, что этот процесс начался еще раньше - после монгольского нашествия сюда, в лесные края, потянулся люд из южных булгарских городов.) Из Юрткуля, что вблизи древнего Болгара, перебрались потомки Утяка, а из правобережья Камы - Растмухаммада.

Единственное, чем может похвастаться сегодня Казаклар, - это экология. Рядом ни заводов, ни автомобильных трасс. Лес, грибы, ягоды, чистый воздух, незагрязенные водоемы привлекают дачников, и, несмотря на удаленность от Казани, начинают появляться шикарные особняки состоятельных горожан.

Сможет ли Акташ - священный Белый камень - уберечь Казаклар от трагической участи? Может быть, если люди вернут себе трепетное отношение к камню и святыням своих предков.

 

                                   ИСТОРИЯ  КИНЕРСКОГО КРАЯ

Огромный, более метра длиной бивень гигантского мамонта, обитавшего тысячи лет назад в окрестностях речки Ашит, хранится в музее кинерского Дома культуры. Его обнаружили в 1972 году в ходе добычи бутового камня при разработке карьера недалеко от древнего села.

Что же произошло с гигантом много веков назад? Стал ли он жертвой наводнения и погиб, завязнув в болотистой почве? Или же попал в утыканную кольями яму-ловушку, приготовленную для него первобытными охотниками, которые, укрывшись в засаде, с тяжелыми камнями наготове поджидали гиганта на лесной тропе, ведущей к водопою?

Находка эта говорит о том, что берега речки Ашит были заселены еще в ту далекую эпоху, когда наши пращуры-неандертальцы, вооруженные каменными топорами, охотились на мамонтов, шерстистых носорогов и оленей-ямалов, обитавших здесь в ледниковый период.                                                            

 

Край или граница

Село Кинер наряду с другими старинными населенными пунктами, расположенными по берегам реки Ашит и известными со времен Казанского ханства, упоминает в своих научных трудах известный историк Е.И.Чернышев.  В период Булгарского царства на берегах реки Ашит помимо финно-угров проживали   племена тюркского происхождения. Их язык, как полагают некоторые исследователи, близок по своему лексическому составу к языку азербайджанцев и туркмен - огузской ветви тюркского языка. Подтверждение тому - древнее тюркское слово "киняр", которое переводится как "граница" или "обрыв". По другой версии, язык племен, населявших эти места в ту далекую эпоху, очень близок к древнебулгарскому и кипчакскому языкам. Например, на территориях современных Болгарии и Турции и поныне проживают тюркские племена с самоназванием кенер. Это тюрки-огузы, в языке которых слово "кинер", как и в старотатарском, имеет примерно тот же смысл - "край", "граница" или "берег".

Сначала Кинер был маленькой деревушкой в тридцати километрах от Арского городища, выполнявшей функцию пограничного форпоста на северо-западе Булгарского государства. Но со временем село превратилось в крупный населенный пункт, а в годы советской власти Новый Кинер становится центром крупного района.

 

"В земле той дворы княжат..."

Трагическая страница в истории этих мест была перевернута в XIII веке, когда на земли Волжской Булгарии обрушились орды монгольских завоевателей. Население малых сел и деревушек пополнилось за счет жителей, бежавших из разрушенных монголами крупных булгарских городов. Многие из них осели в селах Заказанья. Любопытная деталь: среди жителей Арского района, в том числе и Кинера, немало имен с приставками "хан", "мурза", "шейх". Это свидетельствует о том, что предки людей, носивших эти фамилии, принадлежали к знатным выходцам из Казани, а возможно, и из Древнего Булгара.

                          (далее  два фото  реки  Ашит  от  Валерия  Павлова)

 

                                                                                Река Ашит

Издавна славилось село Кинер и своими жилыми постройками, многие из которых содержали немало интересных конструктивных и орнаментальных деталей. Неслучайно один из ярых сторонников завоевания Казани князь Курбский в своем отчете о военной экспедиции в села Заказанья замечает относительно жилищ: "В земле той... дворы княжат и вельможно зело прекрасны и воистину удивления достойны и села часты". И действительно, с этим нельзя не согласиться, глядя на старинные дома Нового и Старого Кинера. Среди них немало строений, привлекающих внимание своей неповторимостью и самобытностью, которая видна во всем, будь то затейливые резные элементы из дерева на фронтонах домов, нарядные оконные наличники необычной конфигурации или обыкновенные ворота, украшенные вычурным орнаментом. Через века пронесли мастера свое умение, передав его новым поколениям.

 

                          (фото  Ашита   от  Вадима  Хомякова) 

 

Пока журчит родник...

Над сонной речкой склонились плакучие ивы. Многим из этих деревьев, наверное, перевалило за две, а то и за три сотни лет. Под горой - родник: небольшой бревенчатый сруб, кровлю которого венчает железный полумесяц. Весело журча, стекает прозрачная, холодная, как лед, водица. Издавна шли сюда люди. Усталый пахарь, возвращаясь с поля, спешил утолить жажду после жаркого рабочего дня, воин, звеня кольчугой, вел на водопой своего коня, спешили женщины с ведрами на коромыслах, радостно плескалась в воде беззаботная ребятня... Хорошо, должно быть, оказаться здесь ранним погожим утром, послушать, о чем шепчутся над речной волной старинные ветлы. А затем, поднявшись на вершину холма, откуда открывается живописный вид на долину, в которой раскинулось древнее село, услышать плывущие над крышами домиков протяжные звуки азана. Они раздаются с высоты стройного минарета новой мечети - ее в селе построили недавно. И пока звучит над селом азан и журчит, стекая по камешкам, родниковая живительная влага, будет жить село Новый Кинер. Село, где удивительным образом перекликаются прошлое и настоящее.

 

 

ПРОЧИЕ  ФОТО  КОЧУЮЩИХ

ИСТОЧНИКИ  ИНФОРМАЦИИ:

https://www.gazetart.su/

 

 

 

 

ВложениеРазмер
Илеть146.11 КБ
Река Ашит (Татарстан - Марий Эл)99.05 КБ
Река Ашит (Татарстан - Марий Эл)101.18 КБ
Устье Ашита - река Илеть149.14 КБ
река Ашит167.86 КБ
Устье Ашита133.21 КБ
Ашит-2146.57 КБ
Ашит в низовьях180.21 КБ
P6288230.jpg139.66 КБ
желтая кувшинка77.23 КБ
P6288242.jpg178.98 КБ
P6288247.jpg89.7 КБ
голубая стрекоза65.72 КБ
P6288261.jpg161.91 КБ
ласточки-береговушки169.05 КБ
P6288301.jpg163.74 КБ
P6288302.jpg145.87 КБ
P6288305.jpg139.78 КБ
pav1.jpg185.08 КБ
pav2.jpg95.52 КБ

Комментарии

 Уважаемые умные

 Уважаемые умные люди.Здравствуйте. Но с. Кинер было и в Моркинском районе. Интересно,через какое село проходила старая дорога Казань-Морки, Казань-Ронга-Царевококшайск?

Татарское

нет, это татарское село!
оно  расположено недалеко от Ашита - тракт там не проходил...
вероятно оно имеет и марийское происхождение, и может быть выходцы из него и основали моркинский Кинер...

А никто не пытался прочесть

А никто не пытался прочесть надпись на камне как марийскую? для тех краев было бы естественно попытаться...

алфавит

нет данных, что до кирилицы мари имели свою письменность,
то есть все передавалось устно,
если и была письменность, то либо арабская (от татар), либо русская...

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.