Путешествие к истоку реки Илеть. Параньгинский район, республика Марий Эл
Кочующие давно вынашивали планы посещения истока Илети, и вот, в ходе трехдневной поездки по Марий Эл и Кировской области нам удалось посетить исток легендарной реки.
Илеть - не просто река, где образовалась наша Команда, на берегах Илети родилась и выросла половина Команды Кочующих (пос. Красногорский), поэтому в наших походах и путешествиях мы особое внимание уделяем Илети.
Напомним общую информацию про ИЛЕТЬ:
Иле́ть (мар. Элнет, тат. Иллэт) - река, левый приток Волги.
Исток и устье в Республике Марий Эл. Длина - 204 км, из них в Татарстане - 34 км.
Площадь бассейна - 6 471 кв. км.
Притоки: Ашит, Вонча, Уба, Петьялка, Юшут.
Максимальный расход воды - 1180 м³/с (1979).
Минерализация в межень - 1000-1400 мг/л. Зона отдыха.
А также кому интересно:
ЕСТЬ ЕЩЕ ОДНА ВЕРСИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ НАЗВАНИЯ ИЛЕТИ:
https://www.bg-znanie.ru/
Но к балтийским можно отнести название реки Илеть - (при лтш. Ila) "очень темная" и (от рус.) ил - от праиндоевропейского корня - *il "грязь, ил, чернота", но с балтийским словообразовательным формантом -et.
НО НАМ БОЛЕЕ ПО ДУШЕ МАРИЙСКАЯ ВЕРСИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ НАЗВАНИЯ.
Исток Илети находится на границе Параньгинского и Мари-Турекского районов Марий Эл. Родники, питающие исток Илети, расположены между деревнями Сабанур, Илеть Мучаш (Куфтино) и Верх-Илетск.
Сейчас жилой осталась лишь деревня Сабанур, да и то 4-5 домов, деревни Илеть Мучаш фактически нет, а Верх-Илетск обитаем лишь летом, когда там пасут стада из соседней деревни Олоры (про неё разговор будет дальше). Также нет деревни Киржевож, что была расположена рядом на притоке Илети.
Удобнее всего добираться до Истока через Параньгу и Олоры, от Олор (через Сидорово) хорошая полевая дорога выводит на Сабанур. Раньше тут была большая деревня, точнее это было даже село, так как перед революцией там была построена церковь (это главное отличие села от деревни). Сейчас деревни почти не видно.
Именно в этих местах - между Олорами и Сабануром проходит Вятский увал и водораздел между бассейном реки Вятка и Волга.
(ВИДЫ ВЯТСКОГО УВАЛА)
Если Верх-Илетск располагается на берегу речки Чачанурка - притоке реки Ноля (впадает в Уржумку, а потом в Вятку), то в 2-3 км. южнее уже находится Исток Илети - приток Волги. Именно на Вятском увале расположены самые большие высоты Марийского края и истоки многих марийских и вятских рек.
До Сабанура можно добраться в сухую погоду на любой машине, дальше от деревни через заброшенное поле ведет еле приметная дорога, по ней лучше ехать на полном приводе. Или можно от Сабанура прогуляться пешком - чуть больше 2 км. по этой дороге до ближайшего леса.
В лесу дорога более приметнее, так как тут раньше шла ЛЭП к Илеть Мучаш, эта просека и выводит нас к руслу Илети.
(НА СОСНЕ ВИДНЫ ОСТАТКИ БЫВШЕЙ ЛЭП)
Вокруг смешанный лес с густым подлеском и множество грибов: грузди, подберезовики, опята, лисички - все лесное богатство у наших ног.
НЕМНОГО ИЗ ИСТОРИИ НАШЕГО КРАЯ:
(Сабанур - это, в сущности, история глубинки России в миниатюре - поэтому всё как есть, даже с маленькими сокращениями)
С. Сабанур расположено недалеко от истока реки Илеть. Слово "Сабанур" состоит из двух основ: "саба"(название реки Савак) и "нур"(поле). Первая часть слова "саба" широко встречается в Уржумском уезде (ср.: "сабацкая" волость, Савактур, Сабанер и др.).
Само слово - Саба (сава - в марийском языке нет буквы "Б", но есть звук "Б" обозначаемый буквой "В", например, если пишется Вуй - читается Буй - (с мар.) голова) означает с марийского - коса, то есть поле, которое косили, вероятно, сенокос.
Д. Сабанур основана в 1812 г. Жили в основном русские.
Селение было центром Сабанурского сельского общества. В 1884 г. числилось 218 душ мужского и 245 женского пола людей. Община владела 4599 десятинами земли, в т.ч. пахотной - 1996 десятин.
В Сабануре существовал обычай селиться фамильными гнездами. Разрабатывая земли под личную усадьбу, домохозяева рядом со своим двором оставляли место для того, чтобы впоследствии можно было построить дом для отделившегося со своей семьей сына. Так сформировались фамильные гнезда Шишкиных, Сергеевых и т.д.
В начале XX в. крестьяне села стали приобретать железные плуги. Делал их кузнец Николай Алексеевич Хорошавин. Появились в селе конные молотилки. Получили развитие кустарные промыслы. Крестьяне занимались портняжным (шили верхнюю одежду), сапожным, столярным ремеслом, выделкой овчин. В конце XIX - начале XX вв. сабанурцы занимались извозом, т.е. перевозили на своих лошадях грузы уржумских купцов и пассажиров.
При выезде в д. Киржевож была построена маслобойка, которой коллективно владели 8 пайщиков. Лен сеяли все хозяйства. Семена льна перерабатывали на масло по очереди всей семьей. Полученное таким образом масло продавали на базаре.
Была в селе изба-караулка, где содержали противопожарное оборудование. Зимой в этой избе собиралась молодежь.
Большое влияние на культурное развитие крестьян стала оказывать открытая в 1891 г. школа грамоты. Преподавателями были местный священник и две учительницы. Это была одноклассная школа.
В 1905-1906 годах жители деревни решили построить церковь, получили на это благословение у священников Казанско-Богородицкой церкви с. Турек. Церковь деревянную, три дома для членов причта строили всей общиной. Строительство храма было завершено в 1906 г. Церковь во имя Божьей Матери, Всех Скорбящих радостей освящена в марте 1906 г.
В Сабанурский приход вошли кроме жителей села деревни Ман-кинер, Шошма, Верх-Илетск, Куфтино, Ворожцово, Киржевож, Большая Олма, Малая Олма. С 1907 г. Сабанур получил статус села.
Сабанурская церковь как культовое учреждение перестала существовать в 1938 г. Все ее имущество было принято местными властями по акту, а здание передано под школу. Один из домов служителей церкви перевезли в Мари-Турек под здание почты, в другом разместили здание Сабанурского сельсовета, позже это здание было передано школе под мастерскую и столовую для учащихся.
Первое кино в Сабануре крестьяне увидели в 1928 г. Демонстрацию санитарно-просветительского фильма организовала кинопередвижка из Уржума. В последующем кинопередвижка приезжала из Мари-Турека. Чтобы увидеть фильм, зрителям приходилось крутить динамомашину вручную.
Сабанурцы, несмотря на борьбу советской власти с церковью, продолжали придерживаться православной веры, широко отмечали христианские праздники, особенно Девятую пятницу. Во время праздников молодежь водила хороводы, устраивала игры. Бывшие участницы церковного хора были запевалами праздничных хороводов, которым охотно подпевали все остальные.
Несуществующая сейчас деревня Илеть Мучаш (с мар: начало Илети) располагалась в 7 км юго-восточнее центра сельсовета - д. Олоры, при речке Верх-Илеть. Эта речушка - первый приток Илети, которая текла рядом.
16 августа 1983 г. деревня была исключена из учетных данных, как фактически прекратившая свое существование. Рядом с Устьем Илети проходит заросшая просека - там проходила ЛЭП от Сабанура к Илеть Мучаш.
Несуществующая д. Верх-Илетск располагалась в 3 км юго-восточнее центра сельсовета - д. Олоры, на берегу речки Чачанурка. Недалеко от деревни, из родника, бьющего сильной струей, берет начало река Илеть. Поэтому и селение назвали Верх-Илетском.
Верх-Илетск основан как починок в 1833 г. Жили русские.
Развивались земледелие, животноводство, пчеловодство, крестьянские промыслы. Более половины жителей занимались портняжным ремеслом, выделкой овечьих шкур и бондарным производством: изготовляли кадки, ящики, сани, тележные колеса и др.
Русские крестьяне поддерживали тесные дружеские контакты с марийцами окрестных деревень. Жители д. Олоры вспоминают Степана и Николая Тюлькиных, которые на паях с марийскими пчеловодами держали пчел. Запомнились в округе Петр и Александр Васильевичи Юрьевы. Молодежь Верх-Илетска радушно приглашала олорцев на Пасху к себе в гости, устраивая возле качелей всевозможные игры. Те, в свою очередь, охотно принимали верхилетцев во время марийского праздника.
В 1980 г. деревня снята с административно-территориального учета в связи с фактическим прекращением существования.
К сожалению, родник около Верх-Илетска в настоящее время сильно иссяк, так как за последний век активно вырубались леса около Истока Илети. Вокруг поля, луга, пастбища - лишь небольшой участок лесов и перелесков.
В жаркое лето ручей от родника пересыхает, поэтому русло Илети имеет воду весной или во время дождей.
Пустое русло мы и увидели, когда добрались к Истоку реки.
После этого мы двинулись по пересохшему руслу, кое-где находя лужи и мелкие роднички, которые тут же терялись в земле.
Но всё же это было русло настоящей реки - вокруг уже сформировалась свойственная реке пойма из ивы, ольхи, елей, мхов, болотных трав и т.п.
Наконец, мы дошли до родничка, который и давал начало великой марийской реке в летнее время в виде маленького ручейка, который терялся в валежнике и зарослях. Будем надеяться, что этот ручеек не теряется и не пересыхает.
Лоцман Андрей показывает координаты настоящего Истока Илети для летнего сезона, вероятно, с началом осенних дождей Илеть снова вернется в русло хотя бы в виде ручья.
Постоянный летний ручей - река Илеть - начинается на слитии самой Илети и речушки Верх-Илеть (исток у д. Илеть Мучаш), что примерно в полутора км. от пересечения бывшей ЛЭП (от Сабанура к Илеть Мучаш) с руслом Илети.
Дальше Илеть уходит в лесные массивы и заболоченные места Параньгинского края, где и превращается в настоящую лесную речушку. Еще через 4 км. в Илеть впадает Киржевожка, а чуть ниже - Ольминка, и после этого Илеть становится настоящей лесной речушкой.
Следует только упомянуть тот интересный факт, что в Марийском краю, около Истока Илети были чисто русские деревни, хотя буквально рядом расположены марийские Олоры, которые имеют интересный религиозный объект.
Также буквально в нескольких верстах от Истока расположены и татарские поселения. Например, Олыкыр (мар: Кугунур) - что с татарского и марийского означает одно и тоже: Большое поле. Старожилы деревни говорят, что в конце XVIII в. татары по имени Гайфулла, Сулиман, Ахмадша, стремясь избежать насильственной христианизации, бежали из Казанского края в марийские леса. Облюбовав место около речки (Ирсерма - мар: река с дикими берегами) с чистой водой, стали строить жилища. Деревня имела свою деревянную мечеть, которая играла немалую роль в воспитании молодежи в духе почитания старших. К 20-м годам XX в. д. Олыкыр стала довольно крупным татарским селением, которое жило по канонам ислама, почитало мусульманские традиции. Однако в середины 30-х годов спилили минарет Мечети, после чего культовое здание приспособили под бытовые нужды. Тем не менее, сельчане до сих пор придерживаются мусульманских обычаев и обрядов. Сохраняется, например, традиция чтения молитв при закладке дома и во время новоселья. Интересен еще один факт: несмотря на то, что вокруг очень грибные места - татары до войны совсем не употребляли грибов в пищу.
Много еще можно рассказать про историю этого края, но лучше самому побывать на Истоке Илети, чтобы посмотреть откуда начинается популярная туристская река, где русло спокойно может перешагнуть даже ребенок.
_______________________________________________________________________________________________________
ФОТО КОЧУЮЩИХ.
ДЛЯ СТАТЬИ ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ МАТЕРИАЛЫ САЙТА:
https://www.12rus.ru/
https://arh-mari.ru/
- 15474 просмотра
Комментарии
молодцы что делаете такие
молодцы что делаете такие походы...ведь любому человеку интересно узнать как и где жили его предки...в Верх.илецке жили мои предки Юрьевы!!!мне очень хотелось бы там побывать...
Юрьевы и мои предки. Моя
Юрьевы и мои предки. Моя мамочка с девичьей фамилией Юрьева-Питеримова.
на сайте...
на сайте История сел и деревень РМЭ очень много инфы про деревни тех мест, можно узнать много интересного, в т.ч. про распростаненные фамилии!
Благодарю за информацию
Вы молодцы!
Отправить комментарий