Село Красная Кадка (Краснокадкинское городище)
Муниципальный район Нижнекамский
Сельское поселение Краснокадкинское
Почтовый индекс 423557
Код ОКАТО 92 24 48 00 00
автомобильный код 16, 116
День села 2 июля
Телефонный код +7 8555
Координаты Координаты: 55°24′51″ с. ш. 51°48′10″ в. д. / 55.414167° с. ш. 51.802778° в. д. (G) (O) (Я)55°24′51″ с. ш. 51°48′10″ в. д. / 55.414167° с. ш. 51.802778° в. д. (G) (O) (Я)
Население 470 человек (2010)
Высота центра 62 м
Национальный состав татары
Этнохороним: чапчаклар
Первое упоминание 1670г.
Конфессиональный состав мусульмане.
КРАСНАЯ КАДКА (Кызыл Чапчак)
Село в Нижнекамском р-не, на р. Зай, в 33 км к Ю. от г.Нижнекамск.
На 2002 - 498 жит. (татары). Полеводство, скот-во. Ср. школа, дом культуры, б-ка. Изв. с 1680.
В 18 - 1-й пол. 19 вв. жители относились к категории гос. крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, пчел-вом. В нач. 20 в. в К.К. функционировали мечеть, 2 мектеба.
В нач. 20 в. земельный надел сел. общины составлял 1788,1 дес. До 1920 село входило в Сухаревскую вол. Мензелинского у. Уфимской губ. С 1920 в составе Мензелинского, с 1922 - Челнинского кантонов ТАССР. С 10.8.1930 в Шереметьевском, с 1.2.1963 в Челнинском, с 12.1.1965 в Нижнекамском р-нах. Число жит.: в 1870 - 736, в 1897 - 1060, в 1912 - 1413, в 1920 - 1421, в 1926 - 1021, в 1938 - 1082, в 1949 - 767, в 1958 - 836, в 1970 - 1093, в 1979 - 749, в 1989 - 530 чел.
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПРО СЕЛО
Красная Кадка (тат. Qızıl Çapçaq, Кызыл Чапчак) — село в Нижнекамском районе Татарстана.
Месторасположение
Село Красная Кадка расположено в живописных лугах на левом берегу реки Зай, через село с запада на восток протекает речка Сартамак, впадающая в реку Зай.
Заповедная зона
На правом высоком коренном берегу реки Зай в 1,5 км от села Красная Кадка находится один из замечательных памятников ранневековой археологии Волго-Камского региона городище «Кала-Тау», относящееся к X веку.
По народным сказаниям, после взятия и уничтожения городища «Кала-Тау» монгольскими завоевателями, его жители расселились в густых лесах в низине реки Зай, то есть на нынешней территории села Красная Кадка.
ПЯТНИЧНОЕ МОЛЕНИЕ В МЕЧЕТИ
Историческая справка
Село Красная Кадка знаменито находящимся неподалеку археологическим памятником – Краснокадкинским городищем. Сами местные жители называют его Кала-Тау (гора, на которой город). Находится на правом берегу реки Зай, на мысе над поворотом реки. Считается, что крепость была построена булгарами предположительно в XIII веке для обороны восточных границ Волжской Булгарии. Возможно, крепость перестала функционировать после татаро-монгольского нашествия. В это время в Булгарии вспыхнуло восстание, после подавления которого строительство и ремонт крепостей по всей территории края были запрещены. Под охраной крепости Кала-Тау были пойменные земли левобережья Зая и долины реки Кашаево. Здесь находился большой земледельческий район с деревнями, некоторые из них живы и в наши дни, например, деревни Балчиклы, Шингальчи. Считается, что большинство деревень Нижнекамского района стоят на месте деревень и городов Волжской Булгарии, о чем свидетельствуют археологические находки предметов явно булгарского происхождения.
САБАНТУЙ В СЕЛЕ КРАСНАЯ КАДКА
Село Красная Кадка упоминается в исторических хрониках уже в конце XVII века. К примеру, на карте Российской империи 1742 года на территории Казанской губернии обозначено селение Красная Кадка. Один из величайших просветителей и мыслителей татарского народа Таджутдин Ялчыгол, жил и обучал детей более четверти века в Красной Кадке с 1799 по 1824 годы. Кроме просветительской работы он занимался лечебной практикой, будучи по профессии врачом.
С момента основания и по сегодняшний день жители села занимаются традиционным скотоводством и земледелием, часть населения занимались скорняжеством и обработкой кожи, пчеловодством, рыбной ловлей и бондарьством, в честь чего, вероятно и возникло название села — Красная Кадка. В селе имелась 2-х жерновая водяная мельница, в конце 50-х годов на ее месте была построена 2-х турбинная гидроэлектростанция, снабжающая электроэнергией не только Красную Кадку, но и ближайшие села.
В 1900 году при финансовом содействии Казанской центральной мечети в селе открывается первое учебное заведение — медресе из белого камня. После Октябрьской революции медресе было превращено в начальную школу. В 1932 году школа преобразовывается в школу колхозной молодежи (ШКМ). В 1937 году в этом здании открывается 7-летняя школа, которая через 2 года становится средней. В школе обучались дети из 14 сел нашего и из 5 сел соседнего Заинского района. В 1937 году строится новая 2-х этажная сосновая школа с целым комплексом учебных зданий, интерната, столовой. В 1970 году была построена первая в районе типовая средняя школа из силикатного кирпича соответствующая всем требованиям тогдашнего времени, где обучались 700 учащихся.
На сегодняшний день село Красная Кадка насчитывает около 267 дворов с 470 жителями. Село исключительно татарское, в центре села возвышается мечеть. В селе действует 3-х этажная участковая больница, в которой также находится дом престарелых, детский сад «Каенкай», почта. При типовом сельском доме культуры работает единственный в районе народный театр. Имеется библиотека. В январе 2005 года была завершена телефонизация села. В селе имеется центральное артезианское водоснабжение.
Улицы
ул. Вишневая (РТС)
ул. Ленина
ул. Садовая
ул. Кооперативная
ул. Пионерская
ул. Рамазанова
ул. Центральная (РТС)
пер. Кооперативный
КРАСНОКАДКИНСКОЕ ГОРОДИЩЕ
Краснокадкинское городище
Памятник расположен на мысу правого коренного берега р. Зай, левого притока реки Кама. Ближайшим населенным пунктом является деревня Красная Кадка Нижнекамского района Республики Татарстан. Городище находится в пределах прямой видимости, в 2 км к северо-востоку, и известного населению как Калатау.
Городище занимает мыс подтреугольной формы. С севера оно ограничено рвом и валом, с востока — валом. Наиболее сохранившейся является западная часть северной линии. Здесь хорошо заметен ров и вал. Примерно посередине линии находился проезд. Глубина рва местами до метра, такова же или чуть выше высота вала. Ров сильно заплыл, и к востоку едва заметен. По его дну проходит пропашная дорога. Вал высотой до 1,5 м., внутренней площадки городища. В 1994 году гребень вала и его внутренний склон были еще заметны. Территория городища в то время распахивалась.
РЕКА ЗАЙ В ОКРЕСТНОСТЯХ СЕЛА
По замерам, сделанным в апреле 2002 года, площадь городища, включая валы и рвы, составляла 20450 кв. м. Территория внутри укреплений — 18750 кв. м. Из них распахано 14250 кв. м., что составляет 69,68% всего археологического памятника. Разрушения культурного слоя, вероятно, составляет более 70%, т. к. поверхность грунта за пределами пашни носит следы прошлых вспашек. По всей площади пашни встречаются фрагменты керамики, которую можно разделить на три группы:
Фрагменты толстостенной керамики, изготовленной на гончарном круге. Составляют около 30% всего материала. Чаще встречаются вдоль северного вала. Фрагментов с орнаментами не найдено.
Фрагменты тонкостенной гончарной керамики. Иногда с элементами декора. Составляют около 40% всего материала. Чаще встречаются в центральной и западной части городища.
Фрагменты лепной ангобированной керамики, с добавлением в тесте толченой раковины. Составляют около 30% материала. Многие фрагменты имеют узор в виде шнура или елочки. Встречаются по всей территории городища, но немного больше в центре и на западе. На юго-западной части городища, около границы пашни, была замечена большая прямоугольная плита известняка размером примерно 50х100 см. Поверхность плиты сильно выветрена.
В южной части мыса расположен геодезический знак. В 20 метрах от него (магн. азимут 330) отмечена сильная девиация. Она была обнаружена при глазомерной съемке территории городища. Границы зоны девиации — примерно 80 метров в длину от геодезического знака вдоль западного склона и 30 — 40 метров в ширину. Причиной явления, по-видимому, служит какое-то изменение плотности грунта. Возможно это выход каменного монолита или грунтовых вод.
Окрестности села городища, устье речки Сартамак, река Зай
За границей восточного вала проходит неогороженная часть мыса. На ее поверхности большое количество неглубоких ям неровной формы. Границы ям нечеткие, оплывшие. Происхождение ям и их возраст неизвестены. Возможно, это разработки камня. В 5 км к северо-востоку, на коренном берегу Зая, добывался известняк. Залежь его представляет собой плиту толщиной 50 см., кое-где толще, находящуюся под землей на глубине 1-1,5 метра. Известны надгробные плиты из такого камня, датируемые 13 — 14 веками. Ближайший такой памятник — Клятлинское надгробье, около д. Клятли, в 7 — 9 км. от городища.
Вдоль восточного склона мыса, на котором стоит городище, проходит взвоз, старая дорога, сейчас не используемая. Она по террасам спускается к Заю. Верхние террасы широкие, кое-где на них видны водоемы с талой водой. Возможно, есть и родники. От дороги остались длинные и широкие поляны.
РЕКА ЗАЙ - ПОЗДНИЙ ВЕЧЕР
БУЛГАРЫ И УГОРСКИЕ ПЛЕМЕНА В НИЖНЕЙ КАМЕ
Археологические данные о существовании на Каме поздних угорских кочевников подтвер-ждаются и письменными источниками. Так, незадолго до монгольского нашествия в Прикамье сумел пробраться венгерский монах Юлиан. Он искал встречи с соплеменниками - уграми-протовенграми, которые, по слухам, продолжали проживать по берегам Волги и Камы.
После долгих мытарств и многих приключений Юлиан на берегах "большой реки Этиль" все же встретил угорских кочевников, у которых язык был "совершенно венгерский", "и они его по-нимали, и он их". Хотя кочевники имели дома и селения, все же они "землю не возделывают, едят мясо конское..., пьют лошадиное молоко и кровь. Богаты конями и оружием и весьма от-важны в войнах". Основываясь на ряде доказательств, Е.П. Казаков пришел к выводу, что встреча Юлиана с соплеменниками произошла на левом берегу Камы, где-то между современ-ными Набережными Челнами и Нижнекамском. 5) Об уграх, а также о населенной ими стране "Великая Венгрия" или "Паскарт" (Баскарт), находившейся к востоку от Волжской Булгарии, писали и другие путешественники - Рашид-ад-дин, Гильом де Рубрук и др.
В дальнейшем часть древних венгров погибла во время монгольского нашествия, а другая - приняла ислам и постепенно растворилась в среде соседних народов, прежде всего татар и баш-кир. По крайней мере, угорское влияние на территории распространения чиялинской культуры долго еще ощущалось и в топонимике, и в одежде, обрядах, особенностях захоронения, наличии характерной угорской керамики и т.д.
Не позднее середины VIII века из Нижнего Поволжья и северо-восточного Предкавказья в бассейн Волги и Камы проникают и начинают расселяться булгарские племена. Наступил бул-гарский период, который ознаменовался многими примечательными событиями в истории наро-дов Поволжья и Прикамья.
Изыскания археологов привели к выводу, что в домонгольский период река Шешма являлась восточной границей центральной территории Волжской Булгарии. 6) Об этом свидетельствует, в частности, расположение по правобережью Шешмы целого ряда укрепленных булгарских горо-дищ - Новошминские II и III, Утяшкинское, Елантовское, Ошинское. Они характеризуются как остатки системы военно-стратегический форпостов по охране пограничного правобережья Шешмы. Археологические разведки 1965 г. показали, что даже по реке Зай, протекающей па-раллельно ей несколько восточнее, булгарские памятники домонгольского периода отсутствуют, за исключением Краснокадкинского городища в нижнем течении реки.
В то же время, хотя и редко, памятники домонгольской Булгарии встречаются и в районах восточнее Шешмы. Одним из них являлось Елабужское Чертово городище. Как считает археолог К.И.Корепанов, эта каменная крепость была построена в X веке. Ее функции определялись в качестве оборонительного и наблюдательного пункта, контролировавшего соблюдение торговых и военных интересов Булгарского государства на Нижней Каме. Вообще же памятники домонгольской Булгарии в регионе Восточного Закамья встречаются очень редко и представляют со-бой небольшие селища-фактории (Семиостовское, Татаро-Ямалинское - Актанышского района и др.).
КРУТОЙ БЕРЕГ РЕКИ ЗАЙ
К рубежу XII-XIII вв. в подчинение Волжской Булгарии постепенно входят обширные земли левобережья Камы, вплоть до нижнего течения р. Белой. Икские башкиры попадают в опреде-ленную зависимость от своих западных соседей. Одновременно происходит этническое взаимо-действие булгарского и западно-башкирского населения.
Нашествие монголов в 1236 г, захват и разрушение крупнейших городов вынудило жителей Волжско-Камской Булгарии бежать на север и на восток, за реку Шешму. Плотность булгарских поселений в Восточном Закамье в золотоордынский период значительно возросла, и они отмече-ны здесь в окрестностях д. Малые Ерыклы, д. Малые Аты, с. Большие Аты, д. Средние Челны, д. Клятли (Нижнекамский район), с. Орловка, пос. Кзыл-Тау, д. Самоскаково (Тукаевский рай-он) и т.д. Целый ряд булгарских поселений появляется на реке Ик.
Эти селища имели небольшие размеры и содержали относительно небогатый археологический материал, представленный, главным образом, керамикой. Орловское булгарское селище, например, было открыто археологами в 1958 г. На месте его были собраны обломки булгарской посуды, датированные XIII-XIV вв. Она представляла собой лепную круглодонную керамику с примесью раковин в тесте, украшенную веревочно-гребенчатым орнаментом.
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО
Команда Кочующие.
Сайт Википедия.
https://www.panoramio.com/
https://www.ite.antat.ru/
Фото группа села Красная Кадка Вконтакте.
https://dizatorr.livejournal.com/
Вложение | Размер |
---|---|
KrKadka.jpg | 62.19 КБ |
KrKadka (1).jpg | 71.38 КБ |
KrKadka (2).jpg | 37.32 КБ |
KrKadka (3).jpg | 59.47 КБ |
KrKadka (4).jpg | 43 КБ |
KrKadka (5).jpg | 30.3 КБ |
KrKadka (6).jpg | 46 КБ |
KrKadka (7).jpg | 82.43 КБ |
KrKadka (8).jpg | 120.48 КБ |
KrKadka (9).jpg | 91.54 КБ |
KrKadka (10).jpg | 93.73 КБ |
KrKadka (11).jpg | 71.32 КБ |
- Татарстан:
- Тэги:
- 11913 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий