Село Алат (Алатский тракт)
Алат (тат. Рус Алаты) — село в Высокогорском районе Татарстана России, административно — Алатское сельское поселение.
Глава муниципального образования Зарипов Раис Каримович.
Лежит на реке Ашит в 33 км к северу от железнодорожной станции Высокая гора. По состоянию на 2000 год население составило 212 человек против 210 в 1989 году.
Крепость Алат была основана в эпоху Казанского ханства и являлась адимнистративным центром Алатской даруги.
С 1558 года заселен русскими. В 1708-1766 годах - город Казанской губернии (окончательно лишен статуса города в 1803 году). В 1758 году в окрестностях был создан ликёро-водочный завод.
В XIX веке деревня прославилась своими кирпичными заводами и гончарными мастерскими.
Население занято животноводством.
В деревне есть средняя общеобразовательная школа и клуб.
Деревенская церковь Успения известна ещё с первой четверти XVIII века.
ШКОЛА В АЛАТАХ
АЛАТЫ Основание: XVI в. Лишение городского статуса: 1803 (XIX в.)
Село в Высокогорском р-не, на лев. притоке р. Ашит, в 33 км к С. от ж.-д. ст.Высокая Гора. На 2000 — 212 жит. (русские). Скотоводство.
Алатская средняя общеобразовательная школа (здание построено в 1957-58 году), кол-во учителей 21 человек, кол-во учащихся на 2004-2005 год 107 человек. , дом культуры, библиотека. Основано в период Казанского ханства (было центром Алатской даруги). С 1558 стало заселяться русскими. С 1708 город Казанской губернии, с 1766 село, населённое гос. крестьянами. В 18 в. в Алатах действовали медеплавильный, кожевенный и винокуренный заводы.
В 19 в., кроме земледелия и разведения скота, жители занимались кирпичным, гончарным, портняжным, сапожным, столярным и др. промыслами.
В 1712 в селе была построена Успенская церковь (памятник архитектуры).
В июне 1773 неск. дней в Алатах провёл Е.И.Пугачёв, бежавший из казанской тюрьмы вместе с местным жителем П.П.Дружининым.
Уроженцем села был казанский купец и предприниматель И.А.Михляев.
ДОЛИНА РЕКИ АШИТ ОКОЛО СЕЛА АЛАТ
В 1861 в Алатах открылась школа грамоты, с 1867 состоявшая в ведении Министерства нар. просвещения. С 1897 здесь работал участковый врач, с 1900 — земская больница, с 1907 — телефонная станция.
В нач. 20 в. в Алатах располагалось волостное правление, имелись 4 ветряные мельницы, 2 крупообдирки, кузница, красильное заведение, 6 мелочных, казённая винная и 3 пивные лавки, харчевня, 3 чайных; по понедельникам работал базар. До 1920 село являлось центром Алатской волости Казанского уезда Казанской губернии.
С 1920 в составе Арского кантона ТАССР. С 10.8.1930 в Дубъязском, с 1.2.1963 в Зеленодольском, с 12.1.1965 в Высокогорском р-нах. Число жит.: в 1646 — 223, в 1767 — 215 душ муж. пола; в 1859 — 545, в 1897 — 712, в 1920 — 741, в 1926 — 839, в 1938 — 746, в 1949 — 686, в 1958 — 454, в 1970 — 266, в 1989 — 210 чел.
УСПЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
ХРАМ УСПЕНИЯ БОГОРОДИЦЫ
Страницы истории:
Село Алаты расположено в исключительно живописной местности, на низменной равнине, склонной к лугам реки Ашит, при слиянии речек Ловы, Барской и Алатки, в 47 верстах от Казни. При основании большинства сел и деревень востока России первые поселенцы руководились более практическими удобствами - «не красиво, да спасибо» - выбирали не столько красоту местного расположения с далеким видом, сколько близость к воде и защищенность от той страшной стихии, к которой относятся крылатые слова Пушкина: «Беда, барин, буран!», целиком картину села Алаты можно охватить взором лишь с царевококшайской стороны из-за Ашита за 4-5 версты, с Казанской же стороны подъедешь рядом на 2 версты и только тогда увидишь село. Прежде на этом месте была заросшая лесом топь, потому древнее месторасположение Алат находится версты на две выше по Алатке, у Алатской горы, там сначала родники обеспечивали жителей водой, Алатская гора прекрасно защищала от холодный, пронизывающих северо-восточных ветров. Эта гора давала возможность, как со сторожевого пункта Алат стрельцам видеть далеко прежде беспокойный, татарско-черемисский край.
ОСТАТКИ СТАРИННОГО АЛАТСКОГО ТРАКТА
Название Алат происходит от татарского слова ал- возьми, ат -лошадь, или ала- пестрая, тай — гора. Второе толкование отчасти объясняется тем, что при размыве Алатской горы, (тау) обнаруживались разные слои придававшие ей пестрый (ала) вид. Либо Алаты – бома по китайским источникам очень многочисленный народ. Их потомки сохранились в родоплеменном составе тюркских народов от Туркомании до Якутии. Много их было и среди родовых групп монголов. По китайским данным, алаты пахали на лошадях, но не ездили на них. Что позволяет их связывать с курумчинцами, с хазарами, с волжскими булгарами, т.е. тюркскими культурами имевшими земледельческий характер
Известно с конца 16 в. «Алатская дорога» часто упоминается в исследованиях профессора И.М. Покровского о Казанском архиерейском доме и другие, вполне объясняет первое толкование названия Алат, служившим перепутьем из Казани в вятский край; здесь предлагали сменить лошадей.
Галицкий тракт — Старинный торговый тракт из Казани в Галич (Костромской губернии).
От Казани прямо на север, в близком между собою расстоянии, идут два торговых тракта: Галицкий и Уржумский. Оба сходятся в торговом селе казанского уезда Алатах, из которого один направляется к г. Галичу, а другой — к г. Уржуму Вятской губ.
По этим трактам преимущественно провозятся разные лесные изделия: рогожи, циновки, мочало, береста, деревянная посуда и проч.С начала пароходства по реке Вятка и с проведением через г. Вятку железной дороги, значение Алатской дороги пало, только сохранилась любовь к ямщиченью среди многих жителей Алат.
Татарское название Алат свидетельствует, что здесь сначала было древнее татарское городище. Около древнего городища были плиты с арабскими надписями: сохранилась одна и часть другой, которые представлены в общество археологии при университете. Алаты, по-видимому, были во времена Казанского царства центром Алатской округи.
ОСТАТКИ СТАРОГО МОСТА ЧЕРЕЗ АШИТ НА АЛАТСКОЙ ДОРОГЕ
Во время Петра I территория России делилась на восемь губерний. В Казанскую губернию входили территории соседствующих республик, относящихся в прошлом к Казанскому ханству. Казанская губерния делилась на 72 уезда. Город Алаты был уездным центром при правлении Петра I. Казанская губерния была распределена по бояринам и дворянам. Алатский уезд попал под попечительство друга Петра I Михляева П.А. С появлением большого количества церквей в селах, деревнях, открывались церковноприходские школы, это позволило получить образование даже крещеным.
При царствовании Петра I и в дальнейшем мусульманам запрещалось владеть крепостными крестьянами, а также заниматься кузнечным делом, ибо они могли готовить оружие против завоевателей. Не допускалось объединение мусульман, но не могли запретить им превратиться в торговую буржуазию. Начавшиеся в 13-14 веке базары по понедельникам получили и в дальнейшем свое развитие. Этому способствовали огромное количества природных ресурсов и умение населения.
В Алатах открывается медеплавильное дело. Колокола близлежащих церквей плавлены в Алатах в 1749 г. Наличие в двух местах через речку Ашит запруд позволило открыть мукомольное хозяйство и кирпичный завод, из особого сорта глины делали кирпичи хорошего качество, применяемые только церковными строителями. 1000 штук таких кирпичей стоило 2 рубля 10 копеек, для сравнения: 4 литра церковного вина стоило 1 р. 20 копеек, 3 пуда пшеничной муки 60 копеек, 8 сажен дров - 3 руб. 80 копеек.
Кирпичный завод находился в глубоком лесу на горе, называли эту местность Спасскими пещерами. До сих пор в народе существуют разные сказания, будто в дремучем лесу творились разные казни - за попытку освободиться от русского гнета татар там сжигали. Винокуренный завод был построен в 1720 годах приказчиком Шуваловым, в 1758 году он был перенесен на другое место, к ключу возле реки Ашит - «Нынешнее место спиртзавода». Все это позволило разнообразить рынок. На базары сюда приезжали торговцы с соседних уездов, марийцы, удмурты, чуваши. Беглые черемисы с Царевококшайских лесов привозили много древесного угля для кузнечного дела, из Казани - мануфактуру, бакалейные и разные перекупные товары, гончарные, скорняжные изделия.
Рядом с Алатами начинались Царевококшайские леса, само понятие Царевококшай означает Царский голубой чай. тогда в этих местах росло много очень известной в народе душицы. И она в большом количестве доставлялась с нетронутых полей к царскому столу. Отсюда и название края, лесов. В непроходимых лесах вокруг города Алаты много было зверей, в том числе и соболя.
В начале 17 века город Алаты окружен стройными густым лесом. Когда в Казани строили Адмиралтейство и верфь, то в этих лесах работали круглый год 20000 ламанщиков, т.е. людей занимающихся заготовкой и вывозом леса. Мачтовые сосны вывозились десятилетиями на строительство судов для укрепления русского флота.
При всех работах жестоко эксплуатировалось коренное население края. В Алаты переселились 2 семьи немцев, направленные из Петербурга для организации всяких полезных работ.
Жестокая эксплуатация вызывала сильное возмущение коренных алатцев и послужила одной из причин активного участия нерусского населения уезда в народном движении под руководством Е.Пугачева. Пугачевское движение явилось основной причиной изменения методов колониальной политики правительства в крае. Крестьяне Алатского уезда, не имевшие возможности уходить со своих мест и принужденные работать на своих колонизаторов, начинают уходить со своих мест. Они убегают в города, на Урал, Донбасс и втягиваются в капиталистическое производство. Это уменьшило количество населения Алат. С конца 1803 года Алаты уже пишется как село. До 18 столетия прихожане Алат писались купцами, мещанами и потомки стрельцов - пахотными солдатами.
В конце 18 века в связи с истощением природных богатств, влияние уездного центра Алат снизилось. Купцы и мещане, немцы переезжали в другие края, возможно на это повлияли и социальные потрясения. Село Алаты стало в экономическом развитии отставать от других уездов. Здесь оставались лишь потомки коренных жителей и переселенцев. Остались больница, построенная в 1900 году, и средняя школа в бывшем помещении конюшни. В настоящее время по Алатскому сельскому совету числится взрослого населения 484, детей 165. Жители села Алат занимаются сельским хозяйством, а также работают в Потанишенском карьере.
Успенская церковь (с. Алат) - Высокогорский район С. Алат
Двухпрестольный храм построен в 1712 году на средства известного казанского купца, строителя Петропавловского собора И.А. Михляева и перестроен в 1896-1898 годы на деньги казанского купца, выходца из крестьян села Алат Зиновия Иосифовича Баженова - его отец был старостой церкви. Храм расположен на склоне холма с перепадом высот более 4 метров. Уникальный памятник архитектуры в стиле барокко начала XVIII века и псевдорусского направления стилизаторства конца XIX в., отличается живописностью и монументальностью форм. Один из удачных примеров стилизаторства в древнерусских формах, не вступающих в противоречие с первоначальной постройкой начала XVIII в.
Церковь представляет собой разновременный комплекс построек асимметричной композиции. К первоначальному объему храма (восьмерик на четверике, под восьмигранным полукуполом и маковкой на глухом барабане, с прямоугольной трапезной под вальмовой кровлей), выстроенному в стиле барокко, в конце XIX века пристраивается новое здание с полукруглой апсидой по всей ширине, с двухярусной колокольней под высокой шатровой крышей с закомарами, увенчанной главкой. Комплекс по западной и южной стороне окружен гульбищем на опорах с полукруглыми нишами. К этому же времени относится двухэтажная прямоугольная постройка под четырехскатной крышей в юго-западной части комплекса. Во внешнем оформлении построек использованы: лопатки, пилястры, аркатурные пояски, плоские прямоугольные и полукруглые ниши, ступенчатые карнизы, поребрик.
Тимофеев. В 1834 году отлил колокол для Успенского храма в селе Алаты Казанского уезда в 45 пудов 5 ф.(722 кг.), «приобретен тщанием священника К.И. Флоринского с прихожанами».
Алаты Священник Петров Константин Наумович, род. 1894 г., из гор.уч., свящ. с 1924 г., наперсный крест с 1934 г.
Алексей Осипович Ахманов
командир 23-го танкового корпуса (4-я гвардейская танковая армия, 3-й Украинский фронт), генерал-лейтенант танковых войск. Родился в селе Алат ныне Высокогорского района (Татарстан). Русский. Окончил школу. Работал на хлебопекарне в Казани. В армии с августа 1915 года. Участник первой мировой войны, младший унтер-офицер. В Красной армии с июля 1919 года. В 1920 году окончил 1-е Казанские пехотные курсы. Участник гражданской войны: в апреле-июне 1920 – командир роты 17-го стрелкового полка, в июне-октябре 1920 – командир батальона 113-го стрелкового полка, с октября 1920 года – командир роты, затем помощник начальника пешей разведки 131-го стрелкового полка. Участвовал в боях на Северном и Южном фронтах. В 1922 году окончил Одесскую военную пехотную школу. Командовал ротой (в Киевском военном округе). В 1926 году окончил курсы «Выстрел». Был командиром батальоном, помощником начальника штаба полка (Украинский военный округ). В 1935 году окончил курсы при Военной академии механизации и моторизации, назначен командиром танкового батальона. В 1938 году окончил Военную академию химической защиты. Командовал моторизованным полком, моторизованной химической дивизией, танковой бригадой, был заместителем командира танковой дивизии (в Московском военном округе). С апреля 1941 года командовал танковой дивизией (в Западном военном округе). Участник Великой Отечественной войны: в июне-августе 1941 года – командир 27-й танковой дивизии (Западный фронт). Дивизия участвовала в оборонительных боях в районе городов Барановичи, Могилёв и была полностью разгромлена. С ноября 1941 года – начальник автобронетанковых войск Калининского фронта, с февраля 1942 года – заместитель командующего войсками Калининского фронта по боевому применению танков. Участвовал в битве под Москвой. В июле-октябре 1942 года – командир 81-й танковой бригады (Калининский фронт). В октябре 1942 года – заместитель командующего 1-й гвардейской армией по танковым войскам (Донской фронт), участвовал в Сталинградской битве. С ноября 1942 года – заместитель начальника автобронетанкового управления Юго-Западного (с октября 1943 – 3-го Украинского) фронта. Участвовал в освобождении Ростовской и Воронежской областей, Донбасса, Левобережной Украины. С апреля 1944 года командовал 23-м танковым корпусом (2-й и 3-й Украинские фронты). Участвовал в Ясско-Кишинёвской операции, в освобождении Румынии, Венгрии и Австрии. В январе-феврале 1945 года корпус под его командованием не допустил деблокирования окружённой группировки противника в западной части Будапешта. В ходе ожесточённых боёв корпус заставил отступить части танковых дивизий СС «Мёртвая голова» и «Викинг», нанеся им большой урон. За умелое руководство соединениями и проявленные при этом личное мужество и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1945 года генерал-лейтенанту танковых войск Ахманову Алексею Осиповичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№4786). После войны до октября 1947 года продолжал командовать 23-м танковым корпусом, который затем был переформирован в 23-ю танковую дивизию.
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
https://zorge.my1.ru/publ/russkie_alaty/
https://vysokaya-gora.tatar.ru/
https://temples.ru/
фото Анны Михеевой.
https://www.liveinternet.ru/users/
Вложение | Размер |
---|---|
Село Алат (Алатский тракт) | 37.38 КБ |
Село Алат (Алатский тракт) | 43.26 КБ |
Село Алат | 29.55 КБ |
Алатский тракт | 201.71 КБ |
Село Алат | 44.74 КБ |
Алатский тракт | 145.47 КБ |
Успенская церковь | 64.71 КБ |
храм Успения Богородицы | 99.32 КБ |
Ашит | 90 КБ |
Село Алат (Алатский тракт) | 134.17 КБ |
- Татарстан:
- Тэги:
- 13324 просмотра
Комментарии
удачная неделя!
прошедшая неделя снова порадовала нас несколькими рекордами!
несколько из них абсолютные - за всю историю сайта!
Отправить комментарий