Священная гора у деревни Мушуга
Ещё одно удивительное и интересное место есть на востоке нашей республики - в Мензелинском районе РТ. Тут на причудливой останцевой горе (около целебного родника «Шифа») расположена священная марийская роща. Гора и источник находятся рядом с деревней Русская (бывшая Черемисская) Мушуга.
СТАТЬЯ ПРО ДЕРЕВНЮ ЧУПАЕВО - ТУТ!
ДЕРЕВНЯ КАЛТАКОВО - ПРАЗДНИК СЕМЫК - ТУТ!
СТАТЬЯ ПРО МЕНЗЕЛИНСКИЙ РАЙОН РТ - ТУТ!
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МЕНЗЕЛИНСКОГО РАЙОНА РТ - ТУТ!
МАРИЙСКИЕ СЕЛА И ДЕРЕВНИ ТАТАРСТАНА- ТУТ!
Эти края расположены на стыке Мензелинского и Муслюмовского районов РТ, тут издревле компактно проживал марийский народ. Рядом со священной горой есть целый куст марийских (или бывших марийских) деревень: Русская Мушуга, Чупаево, Калтаково, Филимоновка, Мари-Буляр, Осиновка (два последних – в Муслюмовском районе).
Некоторые марийские селения в настоящее время заняты татарами, но многие топонимы или гидронимы этой местности явно указывают на то, что марийцы здесь когда-то жили. В частности, эти деревни расположены в долине речки Мушуга (правый приток реки Ик). Считается, что гидроним «Мушуга» - произошел от слов: муш+енга, муш – мох, а «енга» измененное: энгер – река. То есть в переводе с марийского – это Моховая река. Что вполне допустимо, так как несколько веков назад в этом краю были дремучие леса, которые уходили на восток в сторону Предуралья. Мари – лесные жители, они всегда селились в тайге, так как основными занятиями их были охота, бортничество и рыболовство.
Немного позже они перешли к простому сельскому хозяйству. Практически всегда возле марийских селений (илем) обустраивались священные места (кюсото или юмото), поскольку марийцы были язычниками. При этом священные рощи могли сочетаться с родниками, истоками рек, горами, примечательными камнями, высокими деревьями и т.д. В данном месте существует останцевая гора с интересными валунами и выходами геологических пород, есть священный Серебряный родник, есть живописный лесной массив.
Кстати, немного о местном святом источнике – его марийцы называли Серебряный родник (Ший памаш), а татары на свой лад назвали – «Шифа». Этот источник почитается мари, татарами и русскими, сюда за водой приезжают из соседних районов Татарстана, а также из соседних регионов (Башкирия, Удмуртия, Пермский край). Тут построены православная часовня и мусульманская мечеть, а с недавнего времени местные марийские карты начали проводить свои моления.
Из истории известно, что марийские моления на этой горе проводились еще в начале прошлого века, потом эта традиция была прервана во времена атеизма и борьбы с религиями.
Родник и священная гора известны уже более трехсот лет, из архивных данных известно, что тут совершали свои мольбища мари и крещенные тептяри ещё в 1709 году (сохранился рапорт воеводы в Государственном архиве России). При этом в тептяри могли быть записаны сами марийцы, чуваши, удмурты и даже татары. Это было приписное сословие, которое селилось на башкирских землях, и отчасти могли выполнять военные и охранные функции. Поскольку в их составе были «инородцы», то был особый надзор за их религиозными обрядами, так как часто каждый народ молился своим богам. Государственные чиновники на недавно присоединенных землях пытались искоренить язычество, и всячески препятствовали языческим обрядам.
Однако моления тут проводились еще длительное время. Считается, что тут поклонялись духу воды (Вюд ава), а на горе обычно молились хозяину горы. И в наше время около самого родника, на ветках деревьев, возле большого валуна (расположен справа от тропинки, которая ведет к купели источника), а также на самой горе развешены ленточки и платки, указывающие на обрядовое место. В окрестности источника много больших и малых камней, по местному преданию на самом большом валуне в древности приносили жертвы. И сейчас люди приезжают сюда просить у стихийных сил природы удачи, здоровья и исцеление от болезней.
Чаще всего, люди просто приходят на источник, но сама священная гора расположена в двухстах метрах от родника, туда идет достаточно крутая тропа. Поэтому чтобы забраться на гору нужно преодолеть подъемы и заросли, но путешествие стоит того. Виды тут очень живописны и привлекательны. Вокруг лежат камни и валуны, словно фундаменты древних строений, а на самом верху расположена останцевая гора с выходами древних геологических пород. По легендам: в глубокой древности тут обитал неведомый ныне народ (может быть, чудь). И у них были святые люди (вероятно, что жрецы), которые жили и совершали свои обряды именно в этом месте. Потом этот народ либо ушел на север, либо просто пропал (ушел под землю), а святилище в своих обрядах стали использовать марийцы.
Буквально недавно (по историческим меркам) местные мари стали возобновлять моления на этой горе. Главными инициаторами стали татарстанские карты: Валерий (Актанышский район), Николай (Муслюмовский район), Юрий (Мензелинский район). Они провели в 2018 году первое моление на этой горе, которое было посвящено марийскому богу Кугу Юмо (главный бог марийского пантеона).
По сообщению местной прессы известно, что еще летом 1914 года на этой священной горе проводили моления марийские юноши и мужчины, которых призывали на войну. Тут были жители Мари-Булярово, Мушуга, Чупаево, Калтаково – они просили богов о том, чтобы здоровыми и невредимыми вернуться с полей сражения на свою родину. К сожалению, многие из них погибли или просто пропали без вести, так как после первой мировой войны началась еще Гражданская война, которая была намного кровопролитнее.
Многие, кто посетил эту гору и родник, указывают, что это настоящее «место силы», так как чувствуют подъем настроения, улучшение самочувствия, хорошие мысли. Хочется добавить, что тут не только культовая роща, но и настоящий памятник геологии древних эпох. На фото видно, что основа горы сложена из песчаников и мергелей, которые легко выветриваются атмосферными осадками. А сверху расположен более плотный и твердый слой известняка, который принимает форму плит и камней пластинчатой формы. Все это создает уникальный природный ландшафт, который однозначно можно признать памятником природы Татарстана.
Где находится, как добраться:
Русская Мушуга, Республика Татарстан, Мензелинский район.
Лесное урочище в полукилометре на северо-восток от деревни.
Координаты родника:
55°26'43.9"N 53°27'00.4"E
Из Казани по М-7 ехать до Мензелинска, далее из Мензелинска по М-7 двигаться в восточном направлении. Через 2,4 километра после моста через реку Ик повернуть направо по указателю "Новое Айманово". Далее ехать по указателям направления главной дороги примерно двадцать километров, пока на перекрестке (на выезде из села Татарская Мушуга) основная трасса не повернет направо по указателю "Муслюмово", где надо проехать прямо. Через 2,7 км сразу после моста через реку Мушуга в деревне Русская Мушуга, там, где заканчивается асфальт, повернуть направо и ехать 400-500 метров до поляны перед началом леса, служащей парковкой для автомобилей. До источника следует идти по лесной тропинке примерно около ста метров. Далее по тропе подъем в гору примерно двести метров.
_______________________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
https://www.atryakle.ru
Фото Игоря Тимофеева.
Сайт деревни Атрякле.
Статья из газеты «Мензеля-информ».
Татарская энциклопедия – Татарика.
Вложение | Размер |
---|---|
Mushuga (1).jpg | 131.47 КБ |
Mushuga (2).jpg | 201.24 КБ |
Mushuga (3).jpg | 139.45 КБ |
Mushuga (4).jpg | 216.12 КБ |
Mushuga (5).jpg | 232.72 КБ |
Mushuga (6).jpg | 228.39 КБ |
Mushuga (7).jpg | 181.79 КБ |
Mushuga (8).jpg | 136.1 КБ |
Mushuga (9).jpg | 176.11 КБ |
Mushuga (10).jpg | 143.3 КБ |
Mushuga (11).jpg | 180.18 КБ |
Mushuga (12).jpg | 152.2 КБ |
Mushuga (13).jpg | 211.6 КБ |
Mushuga (14).jpg | 170.39 КБ |
- Татарстан:
- Тэги:
- 1874 просмотра
Комментарии
Отправить комментарий