Родник Святой у села Баюково
На востоке Татарстана есть много интересных и удивительных источников, про некоторые существуют свои легенды и предания. Один из них – Изге чишмә (с татарского: Святой родник) – у села Баюково (Байково) в Муслюмовском районе.
ГЕОГРАФИЯ МУСЛЮМОВСКОГО РАЙОНА - ТУТ!
РОДНИКИ МУСЛЮМОВСКОГО РАЙОНА - ТУТ!
ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ МУСЛЮМОВСКОГО РАЙОНА - ТУТ!
ССЫЛКИ И СТАТЬИ ПРО МУСЛЮМОВСКИЙ РАЙОН - ТУТ!
Изге чишмә расположен в окрестности деревни на берегу местной речки Сарышлы. Источник известен с самых древних времен, примерно с момента основания селения, а это примерно середина 17-го века, а может даже и раньше. Легенды этого родника указывают на древние верования первых поселенцев этого края. А первыми жителями Баюково были тептяри – довольно сложный по происхождению народ.
Начнем с древнего предания: старинное название родника «Бездонный колодец», местные жители считали, что в источнике обитает дух воды, который утащил на дно родника души пропавших здесь людей. Жители деревни считали место у родника «нечистым», так как в темное время суток около источника можно было услыхать неясные звуки, отдаленные крики, будто бы «забранные души» не могли себе найти покоя и метались в подводном (или подземном) мире. Также были свидетели того, что якобы в ночное время над родником вспыхивало зарево, виднелись загадочные огоньки. Только отчаянные смельчаки могли ночью подойти к источнику и заглянуть в его таинственные воды, и если какой-нибудь добрый молодец смог преодолеть в себе страх, то мог увидеть в глубине воды своё будущее.
Было также предание, что воды источника целебны и чудодейственны на рассвете, и если рано утром встать, прийти к Изге чишмә и этой водой умыться, то можно излечиться от множества болезней.
Такие древние легенды берут свои истоки в языческих верованиях некоторых поволжских народов. Поскольку первыми поселенцами Баюково были тептяри, то это неслучайно, так как среди тептярей были удмурты, мари, мордва и чуваши. Многие языческие народы после Казанских походов царя Ивана Грозного уходили от берегов Волги в сторону Предуралья и Урала. Эти края было малонаселены, тут не было такого сильного гнета царских чиновников, помещиков, не проводилась политика насильственного крещения. Среди тептярей были как язычники, так и мусульмане, это была достаточно веротерпимая среда. При этом мари верили, что в каждом водном источнике живет Мать воды – Вюд ава, у мордвы это была Ведява, удмурты верили в своего духа воды – его звали Ош (Ошо). Водные источники одухотворялись, всегда почитались, про родники было много примет и поверий. Финно-угорские народы довольно почтительно относились к таким источникам, запрещалось стирать в роднике грязное белье, ругаться около источника, бросать в воду разный мусор, справлять нужду около этих мест. Считалось, что Мать воды может наслать на такого человека какую-нибудь хворь или порчу, также верили, что за нарушения древних законов может быть наказание в виде засухи или мора.
Поэтому поведение человека около такого источника табуировалось, что закреплялось в разных преданиях и легендах, например, считалось, что нельзя тревожить водяного духа в ночное время. Днем же источник почитался как священный, и таким образом почтение оказывалось и духу, который обитает в этом роднике.
Впоследствии финно-угорское население ассимилировались среди тептярей башкирского и татарского происхождения (которых было больше), переходили на татарский язык, позже принимали мусульманскую веру, однако сохраняли некоторые языческие традиции (или исповедуя двоеверие). За много веков тептяри как бы растворялись среди татарского народа, однако такие легенды про духов воды, которые сохранились из стародавних времен, указывают, на то, что часть их корней из марийского, удмуртского и мордовского народов.
«Изге чишмә» был обустроен в 2007 году, он находится примерно в километре на севере от Баюково, место около источника было очищено и обустроено. На источнике сделан новый каптаж с выводной трубой, вода в роднике прозрачная и чистая, дебет источника около 16 литров в минуту. Вода имеет слабую щелочную реакцию. Над источником сооружен навес в виде деревянной избушки, территория вокруг Изге чишмә огорожена металлической оградой. Около источника сделаны удобные беседки со столами и скамейками, между ними проложены удобные тротуары, организована удобная зона отдыха для всех односельчан.
Село Баюково трудится и процветает, тут в настоящее время живет почти триста жителей, в основном все татары. Местные жители активно занимаются творчеством – при сельском клубе тут действует хореографический коллектив «Шатлык», народный хор «Сандугач», и даже деревенская театральная группа «Очкын» (все – с 2009 года).
Где находится, как добраться:
Село Баюково, Муслюмовский район, р. Татарстан.
Координаты Святого родника:
55°14'00.1"N 53°35'35.6"E
___________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Автор фото: Гарифзянов М.Ф.
Баюковское сельское поселение. Данные краеведческого сайта.
Татарская энциклопедия: В 6 т /Гл. ред. М. Х. Хасанов, отв. ред. Г. С. Сабирзянов. — Казань: Институт Татарской Энциклопедии.
Книга «Родники земли Татарстана».
Вложение | Размер |
---|---|
Родник Святой у села Баюково | 297.95 КБ |
Родник Святой у села Баюково | 315.2 КБ |
- Татарстан:
- Тэги:
- 1095 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий