Родник Киремет, село Сердебаш

В самом дальнем уголке Арского района – почти на границе с Марий Эл расположено село Сердебаш (иногда указывают Сардабаш). Недавно там благоустроили и открыли для односельчан родник с названием Киремет (Керемет). 

 

СТАТЬИ ПРО АРСКИЙ РАЙОН РТ - ТУТ!

РОДНИКИ И ИСТОЧНИКИ ТАТАРСТАНА - ТУТ!

ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ АРСКОГО РАЙОНА - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО ГОРОД АРСК - ТУТ!

АРСКИЙ РАЙОН - ГЕОГРАФИЯ И ИСТОРИЯ - ТУТ!

     
В истории этого села переплелись судьбы нескольких народов, поскольку в древности эти земли населяли марийцы, а до них, почти тысячу лет назад жили удмурты (вотяки). Удмурты в стародавние времена ушли за Вятку, а марийцы до наших времен живут в соседней республике буквально в 2-3 километрах от селения.
Сразу возникает вопрос: почему источник назван таким интересным названием?

Родник Киремет, село Сердебаш

Дело в том, что народная память достаточно долго хранит сакральные объекты, расположенные рядом с родным селом или деревней. Так произошло и в этом случае. С самых давних времен жители села называли словом Киремет – древнее мольбище и родник около него. Как правило, удмурты и мари по особенным приметам находили такое молельное место и организовывали там свой «природный храм» - кюсото или юмото – священную рощу. Такие же священные рощи – луд (куала) были у удмуртов.

Часто кюсото стояло около родников и источников, поскольку в своих обрядам мари использовали именно родниковую воду (например, совершали омовение жертвенного животного или птицы).
Но постепенно татары заселяли эти земли, рубили лес, корчевали пни, засевали поля, а марийцы уходили на север и восток – в глухие таежные места. Лес был родным домом для марийца, основным его занятием в те времена были охота, рыбная ловля, бортничество.

                                              обустройство родника Киремет - Сердебаш                                  

Родник Киремет, село Сердебаш

Священные рощи и сакральные места оставались на старом месте, хотя потом долгое время марийцы могли приходить сюда и совершать тут свои моления в память о родовых или семейных традициях. Татары не могли не заметить марийских святилищ, и называли их на свой лад – Киремет (Кереметь), и, конечно, старались лишний раз не заходить в эти места, не ломать и не рубить там деревья, чтобы не навлечь гнев языческих духов и богов, обитающих в таких рощах.
Особым почитанием был окружен и родник Киремет, который располагался около сакрального места. Такое почитание сохранилось в селе даже до сегодняшнего дня.
Интересно то, что в селе проживают народ кряшен (крещеные татары) и татары-мусульмане. Живут они дружно с давних времен, вместе справляют праздники, помогают друг другу в беде.
 
Славится село на всю республику своими гуслярами, Арский район уникален тем, что тут сохранились татарские исполнители на гуслях (кюсле). В настоящее время тут остались только шесть носителей этой древней музыкальной культуры. Сразу отметим, что татарское название гуслей почти аналогично марийскому названию. Многие исследователи считают, что народ кряшен переняли гусли и гусельную традицию у марийцев или у удмуртов. 


Так, в Балтасинском районе РТ в некоторых удмуртских селениях также остались гусляры, у которых гусли настроены по пентатонике (как у татар).
Историки также утверждают, что в древности кряшен жили достаточно обособленно от остальных татар, так как значение религии было очень велико в повседневной жизни. Поэтому считается, что именно кряшен могли тесно контактировать с соседями-мари в культурной и духовной сфере. В частности, традиции игры на гуслях и музыкальный строй мог быть именно марийским. Некоторые особенности национальной одежды могли быть заимствованы у удмуртов, особенно это заметно на женской одежде.
Аналогично, некоторые элементы языческого почитания священных природных мест: рощ, родников, отдельных деревьев, гор, камней, истоков рек и т.д. – кряшен также могли взять у финно-угорских народов. Поэтому родник Киремет сохранил своё исконное имя до 21 века, о чем помнят все жители села Сердебаш.
Источник заново открыт 15 сентября 2017 года за счет средств самообложения, то есть половину денег собирают местные жители, а половину выделяют из регионального бюджета.
Праздник открытия Источника начал глава Шушмабашского сельского поселения Вазир Вазихович. Только за эти месяцы в поселении открылись три родника, и он выразил свою благодарность сельчанам, нашему правительству, президенту Рустаму Нургалиевичу, который увеличил сумму самообложения в четыре раза. 
Праздник в селе Сердебаш не обходится без песен и танцев. В этот день выступления сельских самодеятельных артистов, посещение сардабашевского ансамбля” Туым зондызы " дополнили народное торжество.
В окрестностях села также есть еще два источника.

Название села произошло от татарских слов: Сарда (Серде) и баш - означает исток реки Сарда.
  


      
Где находится, как добраться:
Село Сердебаш
Арский район, Республика Татарстан, Россия
Координаты села:
56.474887, 49.944443
Доехать до источника и села из Казани можно по трассе 16К-0396 (Большой Сибирский тракт), у города Арск следует свернуть на село Новый Кырлай и Семитбаш.
Потом следует повернуть на деревни Ашитбаш и село Шушмабаш,
От села Шушмабаш нужно ехать на север – Нуса а потом Сердебаш.
   
 
___________________________________________________________________________________________________________
 
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Статья Эльмиры Каюмовой.
Книга «Родники земли Татарстана».
Автор фото: Закиев Фарид.
Кабинет Министров Республики Татарстан, Атлас Татарстана, М., «Картография», 2005

 

 

ВложениеРазмер
Родник Киремет, село Сердебаш109.97 КБ
Родник Киремет, село Сердебаш85.94 КБ
Родник Киремет, село Сердебаш173.5 КБ
Родник Киремет, село Сердебаш43.01 КБ

Комментарии

родник Керемет

Следует учитывать и не путать родники и источники с похожим названием - 

источников Киремет (Керемет) несколько в республике Татарстан.

Кроме вышеуказанного родника, есть родник Кереметь в Тетюшском районе около села Кильдюшево.

Аналогичный родник есть в Аксубаевском районе около Русской Киремети.

Источник с похожим названием есть в Мамадышском районе РТ.

Есть такие источники в Чувашии и в Нижегородской области (например, родник Керемет у села Кучки-Пожарки в НИжегородской обл. - Сергачский р-н).

Кроме этого, по архивным данным удается узнать, что некоторые современные родники с другими названиями раньше имели название Керемет (Киремет) или их название включало в себя это слово.

В Самарской области у села Бахилово в Пролесниковом овраге есть родник Кереметь.

Также с названием Киремет (Керемет) есть памятники природы и священные места.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.