Родник Инеш чишмэсе (Татарское Маматкозино)

25 августа в деревне Татарское Маматкозино Верхнеуслонского района состоялось открытие родника «Инеш чишмэсе», пишет газета «Волжская новь».
Открытие родника произошло благодаря внуку жительницы деревни Файрузы Сибгатовой – Раилю Касимову, который, собрав помощников и единомышленников, облагородил родник и прилегающую к нему территорию.
 

 
По словам местных жителей, родник преобразился до неузнаваемости. Секретарь исполкома сельского поселения Венера Камалетдинова рассказала, что еще недавно стоило огромных усилий спуститься в овраг и добраться до воды. Сами жители деревни также принимали активное участие в уборке прилегающей территории.
 
Почетными гостями торжества стали заместитель главы Верхнеуслонского района Сергей Осянин, имам мечети Кул Шариф Ильфар хазрат Хасанов и Раиль Касимов, который живет в Казани и специально приехал из столицы.


  
Не только все жители села, но и выходцы из Татарского Маматкозина, проживающие в других районах и городах республики, собрались на торжество, чтобы стать свидетелями уникального события - открытия обновленного до неузнаваемости родника «Инеш», поделиться своей радостью, как их любимый источник, куда за питьевой водой ходили еще их пра-прадеды, начинает новую жизнь. 

 


И это произошло благодаря внуку жительницы деревни Татарское Маматкозино Файрузы Сибгатовой – Раилю Касимову, который, собрав своих помощников и единомышленников - Руслана Шафигуллина, Тимура Конеева, Павла Коханова претворил в жизнь задуманное благородное дело. 
Территория родника буквально на глазах преобразилась до неузнаваемости. - Ещё совсем недавно стоило огромного труда, чтобы спуститься в овраг и добраться к роднику за водой, - говорит секретарь Исполнительного комитета сельского поселения Венера Камалетдинова. 
- То, что было раньше и что стало сегодня, просто вызывает восхищение. К роднику теперь ведёт красивый пешеходный мост. По бокам ажурной веранды установлены деревянные скамеечки, а с двух сторон со вкусом и по-современному выведены балкончики, куда несут свои кристально чистые воды целых два родника. 

 


Надо сказать, что и сами жители деревни не остались в стороне от этого большого дела, принимая активное участие в уборке прилегающей территории родника. И вот сегодня он собрал всех на торжество, где почетными гостями стали заместитель главы Верхнеуслонского района Сергей Осянин, имам мечети Кул Шариф Ильфар хазрат Хасанов, имам местной мечети Риф хазрат Хазиев, председатель местного отделения Исполкома Всемирного конгресса татар Гульгена Давлетшина и, конечно же, сам благотворитель – Раиль Касимов.
 - Это поистине исторический день для жителей села, - говорит Сергей Осянин. – Чистая вода, которая бьет с родников – это столетняя история деревни. Пусть этот родник каждый год собирает здесь сельчан на большой праздник. А дети берегут эти места, овеянные историей и памятью своих предков. Тепло и сердечно поздравил он жителей, выразил уверенность, что будут они беречь эту красоту, искренне поблагодарил Раиля Касимова, который восстановил родник в память о своем дедушке – Талгате Зиннатовиче Сибгатове, трагически погибшем в 59- летнем возрасте. 


- Я в детстве дал себе слово: когда вырасту, буду отдыхать здесь со своими детьми. Приехал, спустился к роднику – заросли кругом, дорог нет. Вот и взялись за дело вместе с хорошими друзьями и сделали доброе дело. Спасибо моей бабушке, всем сельчанам, -сказал выступая немногословный Раиль Раисович. 
- Это святое мероприятие говорит о том, что у Татарского Маматкозина есть будущее, - говорит Ильфар хазрат Хасанов. 
– Инеш суы шифалы булсын. Риф хазрат искренне поблагодарил всех и обратился к 89-летней бабушке Раиля, вдове его дедушки Талгата: 
- Файруза апа, спасибо Вам за то, что вырастили таких прекрасных детей! Затем со словами благодарности обратились к своему земляку-благодетелю сельчане и преподнесли ему свой подарок – картину с мусульманской символикой, которую Раиль Раисович передал местной мечети и пригласил всех гостей прийти в завершение торжества на благотворительный обед. Ленты перерезаны, спускаются к роднику сельчане, чтобы испить живительной влаги и над ней произнести свои сердечные пожелания здоровья и благополучия земляку за этот подарок.
 


История деревни Татарское Маматкозино
Деревня в Верхнеуслонском районе, на правом притоке р. Сулица, в 30 км к юго-западу от села Верхний Услон.
 
     На 2008 г. - 96 жителей (татары). 
     Полеводство, молочное скотоводство. 
     Клуб, библиотека. Мечеть. 
     Известна с 1614 г. В дореволюционных источниках упоминается также как д. М. Маматкозина. 
В 18 - 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота. 
В начале 20 в. здесь функционировали мечеть, медресе, ветряная мельница, 5 мелочных лавок. В этот период земельный надел сельской общины составлял 1008,66 десятин. 

 


     До 1920 г. деревня входила в Ташёвскую волость Свияжского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Свияжского кантона Татарской АССР. С 14.02.1927 г. в Теньковском, с 20.10.1931 г. в Верхнеуслонском, с 01.02.1963 г. в Зеленодольском, с 12.01.1965 г. в Верхнеуслонском районах. 
     Число жителей: в 1782 г. - 69 душ мужского пола, в 1859 г. - 389, в 1897 г. - 681, в 1908 г. - 881, в 1920 г. - 888, в 1926 г. - 544, в 1938 г. - 508, в 1949 г. - 370, в 1958 г. - 281, в 1970 г. - 223, в 1979 г. - 217, в 1989 г. - 160, в 2002 г. - 110 чел. 
 
     Вблизи деревни Татарское Маматкозино сохранились каменные надгробия - эпиграфические памятники 16 в.
  
Испокон веков на территории Новорусского Совета самоуправления в дружбе и согласии живут русские и татары. Первые в сёлах Старое и Новое Русское Маматкозино, вторые в Татарском Маматкозино. Эти населённые пункты расположены в непосредственной близости друг от друга, как три брата. У местного населения и легенда по этому случаю сложена про братьев, которые тут якобы в древние времена проходили и основали вышеназванные селения. Скорее всего, братьев всё же никаких не было. Но то, что название  деревень имеет татарское происхождение – Мамат-Ходжа – понятно даже не очень хорошо разбирающемуся в лингвистике человеку. Возможно, и впрямь жил когда-то в Заволжье уважаемый человек, совершивший хадж в Мекку, по имени Мамат и основал потом деревню.
 
   Ещё местные предполагают, что этот самый Мамат (возможно с приятелями и домашними) прятался в здешних глухих лесах от воинов Ивана Грозного. И потому от имени Мамат-Ходжа произошло название – Маматкозино. В поддержку этой версии свидетельствует такой факт. Не так давно неподалёку от села рабочие попытались с помощью трактора снять грунт с одного холма – для фермы понадобилось. И неожиданно наткнулись на кости…Оказалось, когда-то в древние времена здесь располагалось кладбище. И явно не славянское, а мусульманское. Тем более что татары свои кладбища всегда старались на буграх ставить, как в данном случае.
 
  
________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛОВ И ФОТО:
Команда Кочующие.
газета «Волжская новь»
Родники и источники Татарстана.
Татарская энциклопедия.
https://uslon-cbs.ru/index.php/2012-03-22-09-17-16

 

ВложениеРазмер
459682769276 (1).JPG682.95 КБ
459682769276 (2).jpg462.49 КБ
459682769276 (3).JPG550.89 КБ
459682769276 (4).JPG526.59 КБ
459682769276 (5).JPG377.91 КБ
459682769276 (6).JPG685.42 КБ

Комментарии

спасибо Раилю!

Хочу также поблагодарить Раиля Касимова, ведь на таких людях очень многое держится в глубинке! Чаще всего власти что-то делают в крупных городах и районных центрах, где эти дела видны и освещаемы в прессе, а в маленьких селах и деревнях людям самим приходится часто решать все проблемы. При этом средств у населения очень мало, в основном живут тут старики, а на пенсию много не сделаешь. Нужны же в основном дороги и вода, это главная задача для села сегодня.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.