Родник Бану, село Щербень
Село Щербень Аксубаевского района считают одним из самых древних в Татарстане. Достаточно сказать, что оно почти на целый век старше самой Казани - в 1996 году его жители отметили 1100 лет со дня основания села.
Хотя, по мнению историков, подкрепленному многочисленными находками археологов, люди здесь жили и раньше.
_________________родник Бану в селе Щербень
________________у подножья легендарной горы
У подножия скалы-крепости
Правда, тогда поселение, основанное на берегу небольшой извилистой лесной речушки, называлось Кала-Тау, что значит «крепость-гора». Укрепленное городище на возвышенности являлось важным пунктом в составе мощной оборонительной линии поселений Волжской Булгарии и, очевидно, было основано еще в IX веке.
Кто были первые здешние поселенцы? Чем они занимались? Судя по артефактам, обнаруженным историками на раскопках в окрестностях села Щербень, это были воины, охотники, хлебопашцы и ремесленники. Многочисленные осколки керамики с характерной для булгарского периода лощеной поверхностью говорят о том, что здесь жили умелые гончары. А позеленевшие от времени женские украшения, инкрустированные полудрагоценными камнями, позволяют нам представить наряд местной красавицы.
________________________мечеть в селе Щербень
Среди вещей, найденных историками, - обломки сабель, наконечники копий и стрел, обломки керамики, монеты и женские украшения. Сегодня многие из этих находок можно увидеть на стеллажах школьного музея. Все эти вещи обнаружены не только на горе Кала тау, но и на соседней Девичьей горке, название которой, как полагают, связано с именем легендарной женщины-воительницы Шахри Бану, верной жены местного правителя Ярмака, погибшего от стрелы врага. Как гласит легенда, она отомстила за гибель мужа, возглавив отряд и сражаясь в рядах воинов в доспехах погибшего супруга, с его мечом в руке. До сих пор у подножия горы сохранился древний родник, из которого, по преданию, пили воины Шахри Бану. Несколько лет назад впадину родника очистили от ила и благоустроили прилегающую территорию.
Щербень — деревня в Аксубаевском районе Татарстана.
Географически Щербень расположена на западе Аксубаевского района Татарстана. На юго-востоке граничит с землями Новой Киремети, на севере и западе — с Нурлатским районом РТ, на юге — с землями Трудолюбова. Общая площадь поселения — 2500 гектаров. Протяжённость с севера на юг – 9 километров, с запада на восток — 6,4 километров. Численность населения — 453 человека, 100% — татары. В Щербени есть мечеть имени Марджани, обелиск павшим в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов; в средней школе действует краеведческий музей.
Глубоко в историю уходят корни деревни Щербень — в 1996 году отметили ее 1100-летие. О древней истории деревни подробно рассказывается в книге-исследовании учёного-журналиста Анвара Хайри «Сказание о Шахри Бану Щербень», изданной в том же юбилейном году, и получившей положительную рецензию доктора исторических наук Саляма Алишева и известного археолога Фаяза Хузина, чье мнение было решающим при установлении тысячелетия Казани.
Утверждения учёных о том, что «село Щербень в буквальном смысле стоит на древних поселениях булгар», то есть «в историческом плане расположено в ближайшей округе Биляра — Великого города — столицы домонгольской Булгарии» и возникло в девятом веке нашей эры, основываются на ряде исторических фактов. Прежде всего, по словам ученых, «рядом с современным селом имеются два городища с пригородами — ремесленными посадами — и четыре крупных селища, известные науке еще с середины девятнадцатого века,... где при раскопках и сейчас находят археологические памятники IX-X веков (керамика).
_____________________окрестности древнего городища и крепости
Места тех городищ, которые остались в черте современной деревни, население Щербени так и называет — «Кала тау», что при дословном переводе означает «Город-гора».
Сегодня на Кала тау расположен небольшой переулок деревни Щербень, и большая часть горы осталась под хозяйственными постройками и огородами, где до сих пор при обработке почвы люди находят различные изделия древности. В километре севернее деревни находится и вторая, малая гора, которую называют Малым или Девичьим городом.
По легенде эти города были основаны Бану ханум, которая со своим войском разгромила враждебные кочевые племена и отомстила за убитого врагами мужа Ярмака. Эти города при ней были хорошо укреплёнными крепостями и играли большую роль в защите столицы Булгарии от внешних набегов. Уже после ее трагической гибели в возрасте шестидесяти лет Кала тау вместе с примыкающими к нему поселениями стали называть «Шэхри Бану», то есть город Бану.
Со временем «Шэхри Бану» превратилось в единое, удобное для произношения слово Щербень. И уже в ряде исторических изданий — не только татарских, но и русских исследователей — деревня упоминается под этим названием. В этих исследованиях отмечается, что на этом месте на речке Щербень стоит деревня Щербень, в которой до сих пор видны следы древнего городища, которое, будучи важнейшей точкой в длинной оборонительной линии Волжской Булгарии, во время монгольского нашествия было до основания разрушено.
Современная деревня Щербень на месте городища Кала тау была основана тем же населением, которое, спасаясь от врагов, на время ушло в леса. Прячась в лесах, жители Щербени не падали духом, свято хранили свой язык, традиции и обычаи народа, не забывали профессии и ремёсла своих дедов, свято берегли свои леса, горы, луга и поляны, озёра, реки и родники...
Деревня возродилась из руин и пепла, заново отстроилась, разрослась. По данным Духовного управления мусульман (Уфа), в конце XVIII — начале XIX веков в деревне имелось четыре махалли (квартала или микрорайона) с мечетью и медресе в каждой, две водяные мельницы. В 650-ти дворах проживало более пяти тысяч человек, работало множество мастеровых.
Однако в 1836-1839 году население резко сократилось из-за какой-то эпидемии, неоднократные пожары унесли более пятисот домов.
Уже в 1859 году в деревне числилось всего 154 дома, а всё население состояло из 454 человек мужского и 452 — женского пола, была всего одна мечеть. К концу XIX века Щербень снова возродилась на прежнем месте, расширилась, увеличилось население, деревня крепко встала на ноги. К началу XX века это уже была деревня более чем с пятьюстами дворами, разделёнными на четыре махалли; в каждой — мечеть и медресе. Основная часть населения — крестьяне-середняки, ремесленники и предприниматели.
Щербенцы знают историю своего села и свои корни, по праву гордятся ими. Сегодняшнему поколению об истории напоминает своеобразный мемориал, установленный около родника в центре села.
Сюда, к роднику, названному именем той легендарной Бану, щербенцы и по сей день ходят за водой...
____________________________школа в селе Щербень
__________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Страничка села Щербень Вконтакте.
https://www.aksubayevo.ru/
https://www.kazved.ru/
сайт Википедия.
- Татарстан:
- Тэги:
- 8255 просмотров
Комментарии
примерно здесь....
примерно в этих местах проходила южная граница Поволжской Булгарии,
в этих краях часто встречаются укрепления булгарского периода, а также часть гигантского Исторического вала, созданного против набегов кочевников, длина этого сооружения более 2 тысяч километров.
И уже потом, на этой основе создавались Закамские засечные линии!
Отправить комментарий