Родники Пестречинского района РТ
В Пестречинском районе Татарстана около 240 ключей и источников, также в районе берут истоки несколько малых рек республики. Примерно 80 родников обустроены и используются местными жителями. По данным статистики в 24 населенных пунктах население обеспечивается родниковой водой. У многих родников есть названия, своя история и различные предания.
СТАТЬИ ПРО ПЕСТРЕЧИНСКИЙ РАЙОН - ТУТ!
РОДНИКИ И ИСТОЧНИКИ ТАТАРСТАНА - ТУТ!
ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ ПЕСТРЕЧИНСКОГО Р-НА - ТУТ!
Основной рекой Пестречинского района РТ является Мёша, в неё впадают различные ручьи и притоки, которые питаются многочисленными ключами и источниками.
Самыми известными источниками района являются святые родники села Аркатово.
Тут три основных источника:
Святой источник «Смоленской» иконы Божией Матери с купелью.
Родник «Солдатский» в большом овраге.
Родник «Глазной» с поклонным крестом рядом с храмом.
Также есть другие примечательные родники:
Родник у с. Богородское
Источник д. Большие Дюртили
Родник п. Козий Починок
Родник д. Колкомерка
Источник у села Янцевары
Источники и ключи села Конь
Ключ «Флотский» у деревни Кощаково
Источник у села Кобяково.
Святой источник Николая Чудотворца с. Кряш-Серда
Родник «Апакай» у с. Ленино-Кокушкино (и еще один источник на берегу речки)
Колодец «Изгеляр» с. Отар-Дубровка, водой население в основном обеспечивается из родника, который проведен почти в каждый дом (также в окрестностях деревни есть еще один безымянный ключ).
Родник «Бельник», святой источник Николая Чудотворца с. Пановка
Источник «Шароновский» с. Пановка
Родники в поселке Пестрецы - два источника.
Три родника: "Очык чишмэсе", "Эхтэм чишмэсе", "Тау чишмэсе" в д. Пимери. По словам старожилов, вода из родника "Очык чишмэсе" святая, обладает целебными свойствами.
Родник д. Русские Казыли
Свято-Никольский родник д. Старое Кощаково
Ключи в н.п. Старое Шигалеево
Родник «Тау Иле» с. Татарское Ходяшево
Улановский родник д. Уланово
Родник «Сабантуй» у п. Ушня
Источники села Шали.
Удалось этим летом побывать ещё в одном интересном месте около Казани.
Село это – знаменитое Аркатово со стариной церковью, где есть своя чудотворная икона, а рядом есть три святых источника – про храм и чудотворную икону мы уже написали в отдельной статье, сейчас будет рассказ про чудесные источники села Аркатово!
Оказывается, многие в Казани и в Татарстане, и даже за пределами республики, знают про чудесные свойства этих известных родников. Слава их примерно такая, как у источников около Петьяльской церкви в Марий Эл.
Мало того, по пути в Аркатово можно посетить ещё около 3-4 родников по пути, один такой источник как раз около Ленино-Кокушкино – родник Апакай.
Про эти родники мы также расскажем на нашем сайте.
голбец с иконой у Глазного источника
Из всех русских сел Татарстана наибольшее количество паломников привлекало и привлекает старинное Аркатово в Пестречинском районе – и это несмотря на то, что расстояние до него от Казани около 50 километров (вдвое больше, чем, например, до Раифской пустыни).
купальня-часовня Смоленского источника
На окраинах села, в пределах видимости церкви – святые источники (один из них – с купальней). Удивительно такое их количество в одном месте! Кажется, будто вся земля здесь, по воле Матери Божией, освященная Ее невидимым присутствием, источает целительную влагу. Как источает ее знаменитая Почаевская Богородичная стопа… только здесь – в нескольких местах сразу.
Главный источник, как и церковь, называется Смоленским, в честь той же иконы. Как отмечается в литературе об Аркатово (обычно это маленькие статьи), «вода из Смоленского источника лечит головные боли, воспалительные процессы, внутренние боли».
Поблизости – ключи «глазной» и «солдатский». Поскольку Смоленская икона Богоматери иначе именуется Одигитрией («Путеводительницей» или, дословно, «Прозрительницей», то есть Той, через Которую приходит прозрение), то особенно много исцелений от иконы и от святой воды связано с глазными болезнями. В наше время на «глазном» источнике зафиксированы многочисленные случаи исцеления людей, страдающих слабым зрением. Люди регулярно пьют воду, промывают глаза, и через некоторое время это помогает. С одним из таких исцелившихся автор книги знаком.
К «солдатскому» источнику приезжают люди, потерявшие здоровье на войне, в многочисленных «горячих точках» или просто во время воинской службы…
СВЯТОЙ СМОЛЕНСКИЙ ИСТОЧНИК
Главный источник, как и церковь, называется Смоленским, в честь той же иконы (вода из Смоленского источника лечит головные боли, воспалительные процессы, внутренние боли).
Источник находится в 200 метрах от церкви, около храма есть автостоянка - от неё буквально в 100 метрах в пойме ручья - если смотреть на юг - будет виден купол и крест часовни источника, там также есть указатели, всё рядом.
К Смоленскому источнику ведет утоптанная тропа, там расположен план реконструкции источника
«Сабантуй чишмәсе» расположен на левом берегу реки Ушня, у поселка Ушня Пестречинского района Республики Татарстан.
Источник обустроен, каптирован. Над колодцем установлен двускатный колодезный домик.
Водой из этого родника местные жители пользовались давно, но он был не облагорожен. До 70-х годов за родником ухаживали жители Рыбхоза и жители села Ленино-Кокушкино. В последующие годы благоустройством никто не занимался и про него позабыли.
Весной 2009 года, юные экологи, под руководством учителя начальных классов Ленино-Кокушкинской школы Магии Гайнетдиновой, начали работы по обустройству источника. Основную часть работ взял на себя директор птицефабрики Ильхам Кашапов. Общими усилиями родник был благоустроен.
Поскольку источник находится в месте проведения национального татарского праздника, назвали его "Сабантуй чишмәсе". Родник стал почитаемым местом для односельчан.
По словам старожилов села, из этого родника брали воду члены семьи Ульяновых.
Ключ чистой воды находится напротив Дома-музея В.И. Ульянова (Ленина), где было имение А.Д. Бланка, деда Владимира Ильича по материнской линии, и где маленький Володя проводил летние каникулы и здесь же он отбывал свою первую ссылку в 1887 году.
Где находится, как добраться:
Родник «Сабантуй» у поселка Ушня
Республика Татарстан, Пестречинский район.
«Сабантуй чишмәсе» расположен на левом берегу реки Ушня, у поселка Ушня Пестречинского района Республики Татарстан.
Координаты: 55°49'32.6"N 49°42'15.9"E
Святой кряшенский источник - село Кряш-Серда
Недалеко от Казани, в Пестречинском районе, буквально рядом с Челнинской трассой, располагается село, населенное крещеными татарами, или, как правильнее сказать, кряшенами.
Про эту этническую группу на нашем сайте была отдельная статья.
На окраине этого села есть почитаемый источник, над которым недавно установили часовню.
Также около источника находятся три молельных креста, которые украшены платками, и у которых молились верующие люди ещё в советские времена, когда в селе не было храма.
Постройка часовни осуществлена на средства Мухина Н.А, предпринимателя г. Казани.
Освящение часовни состоялось 21 декабря 2008 года. Чин освящения совершил благочинный кряшенских приходов, настоятель Кряшенского прихода г. Казани протоиерей Павел Павлов в сослужении кряшенского духовенства.
Родник у деревни Большие Дюртили
Освященный родник расположен в деревне Большие Дюртили (Олы Дуртэйле) Пестречинского района Республики Татарстан. Святой родник с кристально чистой и целебной водой является предметом особой гордости деревни. Источник не замерзает даже в самые сильные морозы, температура воды в нем круглый год постоянна - 4 градуса.
На Крещение, 19 января, множество людей приезжают к ключу со всего района. Их не пугает крещенский мороз, все верят, что ни одна болезнь не пристанет в течении года, если окунуться в освященную родниковую воду.
В 2011 году, источник был поставлен на баланс Кулаевского сельского поселения и был обустроен лестницей с перилами, установлены новые мостки, родник огорожен деревянным забором, жители села регулярно следят за чистотой на территории, чистят дно, скашивают траву.
Где находится, как доехать:
Координаты: 55°43'44.4"N 49°36'13.8"E
10 октября 2018г. в д. Татарское Ходяшево Пестричинского района состоялось торжественное открытие родника “Тау иле”. Проект восстановления источника осуществлен по инициативе депутата Государственного Совета РТ, генерального директора ПАО “Таттелеком” Лутфуллы Шафигуллина, силами связистов Казанского филиала компании “Таттелеком”.
Впервые в официальных источниках населенный пункт Татарское Ходяшево Пестречинского района упоминается с 1646 года. После взятия Казани здесь поселились служилые мурзы Сюндюкова. Владельцем деревни стал Хузя Сюндюков, по наследству владение перешло его сыну Ишею Ходяшеву. Как у многих сел в Татарстане, название деревни Татарское Ходяшево произошло от фамилии владельца. А сколько лет роднику “Тау иле” не скажут уже и старожилы села. Многие годы древний источник был в запустении, но пришло время ему возродиться. Заботу о восстановлении родника взяли на себя связисты компании “Таттелеком”.
"За последние годы по инициативе нашего генерального директора Лутфуллы Нурисламовича , при участии его единомышленников и благотворителей благоустроены больше двадцати источников по всей республике", - отметил он и пожелал, чтобы сельчане заботились и берегли древний источник. Глава Пестричинского муниципального района Ильхам Кашапов поблагодарил связистов за восстановление родника. "Кто хоть раз пробовал родниковую воду, согласится с тем, что у нее особенный, ни с чем не сравнимый вкус. А многие люди приписывают ей и поистине волшебные свойства"- подчеркнул он.
После завершения торжественной части гостей и жителей села угостили чаем из родниковой воды.
Село Конь известно своими родниками и источниками, также тут много интересных природных мест, протекает живописная река Мёша..
"Меша" в переводе с финно-угорских языков означает реку в моховом болоте, по другим версиям – это «лесная река». В любом случае в стародавние времена там, где сейчас расположились улицы села в низине, стоял дремучий лес и простиралось болото. По берегам лесной речки Мёша истекало множество родников и ключей.
Также слово: кун – тюркское название животных семейства куньих, скорее всего от этого произошло слово кожа (шкура).
Очень интересны в окрестностях села Конь названия ключей, родников, колодцев, лугов и урочищ.
Заливной луг, который лежит рядом с фермой фермы, называется «Котларчу». По имени жителя Котлый, который выкорчевал лес и пеньки для расчистки луговины.
Красивое урочище - «Айтуганова гора». В стародавние времена, мужчина Айтуган вез огромный воз с дровами, но не удержал лошади, она понесла под гору и воз перевернулся – Айтуган попал под него и погиб. С тех времен гора называется Гора Айтугана.
Интересны родники и колодцы: «Исмагилов колодец» он расположен в 3,5 км. от села. Его выкопал местный житель Исмагил.
На маленьком ручье – притоке реки Мёше в древности стояла мельница, там была небольшая запруда и мельничный сток, там же истекал «Мельничный родник». Сейчас он не обустроен и находится в диком состоянии.
Самый известный в селе Конь – это «Колодец святых». Это источник вкусной воды, и сюда ходят за водой со всего села. Недалеко от колодца, на другом берегу ручья есть могилы. Говорят, что это могилы святых. По другим преданиям, якобы тут похоронены основатели деревни. Местные жители почитают это захоронение, могилы обустроены и окружены оградой 2-3 метровой высоты. По общему преданию – это святое место, если у кого-то есть болезнь или какие-то проблемы, то этот житель идет сюда, поправляет ограду, убирает лишнюю траву и мусор, или как-то по-другому ухаживает за могилами, то все его болезни и проблемы проходят. Это предание передается из поколения в поколения!
Еще место - «Санкин мост». Житель села - Александр был кузнецом. Его изба и кузница были рядом с этим мостом. В селе кузнецами были только русские, татарам в те времена не разрешалось работать в кузнице и ковать железо, скорее всего, боялись, что будут делать себе оружие. А мост потом назвали – Санкин мост.
По селу Конь течет маленькая речка Инеш – в переводе с татарского это просто «ручей», он является притоком реки Мёша.
В селе есть колодец "Изгеляр" – то есть Святой. Не так давно местные жители обустроили этот колодец, возвели над ним часовню в мусульманском стиле с полумесяцем на крыше.
Где находится, как добраться:
Село Конь, респ. Татарстан, Пестречинский район.
Село Конь, а также местные родники и источники находятся на речушке Инеш, притоке реки Мёша – в 6 км. на восток от Пестрецов .
От Казани до села можно добраться по трассе М-7 (примерно 45 км.), а потом следует повернуть с трассы М-7 около села Кулаево, и потом на пос. Пестрецы, от туда ехать в сторону села Конь. Также с трассы М-7 есть прямой поворот на село Конь, недалеко от села Шали, но там дорога хуже качеством.
У деревни Колкомерка в Пестречинском районе РТ находится красивый источник.
Родник вытекает на крутом левом берегу реки Мёша в 100 метрах от деревни.
У родника очень чистая и вкусная вода.
Родник имеет своё древнее название – местные жители называют его «Мария».
Источник был освящен в декабре 2019 года местным священником Геннадием Сизовым, при освящении родника присутствовали жители деревни Колкомерка, жители окрестных сел и гости. А также выступал фольклорный ансамблю кряшен "СӘЯР".
В настоящее время источник оборудован навесом, каптирован, родник дает начало ручью, который впадает в реку Мёша. В этом же месте в Мёшу впадает безымянный приток, который берет начало у трассы М-7 и имеет длину 8-9 км.
Природа около родника и деревни очень живописна, есть небольшие лесные массивы, луговые урочища, заросли черной ольхи, тальника, ветлы и березы. Особенно красиво в этих краях в пору золотой осени, когда природа разными красками: от золотого до багряного – раскрасит речные берега, лощины и прибрежные кусты.
Освященный родник расположен на "богородской развязке" трассы М7, в 130 м от северо-восточной окраины села Богородское Пестречинского района Республики Татарстан. Источник обустроен, каптирован, слив воды из закрытого бетонного колодца по трубе, рядом установлен поклонный крест.
Вода чистая, прозрачная, дебет выше среднего. Исследования показали, что вода отличного качества. Многие жители и проезжие пользуются родниковой водой.
Водоносный источник находится на склоне холма, дебет источника около 6 литров в минуту, выход воды спокойный и равномерный. Ручей от родника впадает в речку Нокса (приток реки Казанка).
Вода в роднике приятная на вкус, вода имеет нейтральную реакцию.
По преданию, давным-давно, в окрестностях починка Сафаров (старинное название села) существовал целебный ключ, на берегу его стоял большой деревянный крест, и к нему ходили православные молиться, прося исцеления в недугах телесных и утешения в горестях. Случилось так, что близ креста в целебном источнике выкупалась без священнического благословения некрещеная. На другой день источник иссяк, а крест был перенесен невидимой силой в церковь.
Со слов старожилов, через некоторое время ключ забил вновь, прежний крест, перенесенный «невидимой силой» в храм, там и оставили, а у родника поставили новый, и опять стали ходить к святому ключу люди, прося исцеления и помощи в скорбях.
Но после революции, во времена богоборчества, некогда богатую церковь в селе разорили, к роднику запрещали ходить. Со временем люди позабыли о почитаемом источнике, перестали заботиться о нём, и постепенно стал иссякать он, а пастухи стали гонять скот здесь. В таком запустении и церковь, и родник пребывали почти 60 лет.
В 1995 году Богородский храм был передан верующим, в нем начались вновь богослужения.
Родник «Бельник», освященный в честь святителя Николая Чудотворца, расположен в селе Пановка Пестречинского района Республики Татарстан. Святой источник обустроен каптирован, рядом построена закрытая деревянная купальня с купелью, увенчанная главкой с крестом.
Полноводный родник образует ручей, выбивает в центре села, из-под горы, на которой находится бывший барский дом. Старожилы рассказывают, что бил родник - «что фонтан стоял» и по всей длине, что течет родник до речки стояли фляги с молоком - народ использовал родник как холодильник. Но и в нынешнее время родник имеет сильный дебет, вода чистая и вкусная, пользуется большой популярностью среди местных жителей, которые ежедневно приходят за ней.
Купальня была построена в 2011 году, "всем миром", на общем собрании, в июне, селяне приняли решение о строительстве купальни, а координировал всё настоятель храма Николая Чудотворца, отец Павел.
9 декабря 2011 года, после литургии в храме, верующие со священниками прошли крестным ходом к вновь построенной часовне-купальне и она была освящена в честь святителя Николая Чудотворца.
Освящение проведено в сослужении иерея Дмитрия Веретнова и иерея Дмитрия Сизова. Присутствовали местные жители и гости села, было приглашено Пестречинское телевидение.
Где находится, как доехать:
Координаты: 55°49'20.2"N 49°56'24.7"E
Возле деревень Пимери, Юнусово и Нурма течет река Меша (приток Камы). В деревне Пимери сохранились 3 родника с интересными названиями: “Очык чишмэсе”, “Эхтэм чишмэсе”, “Тау чишмэсе” – в переводе с татарского означают: Открытый (обнаруженный) родник, родник Ахтяма, родник у подножья горы (тау).
По словам старожилов, вода из родника “Очык чишмэсе” - святая, она обладает целебными свойствами. Эта вода способна заживлять раны, залечивает гнойники, чири. Также люди, страдающие гастритом и язвой желудка, употребляют эту воду внутрь для облегчения болезни.
Также водой смазывают швы, оставшиеся после операций и хирургического вмешательства, что ускоряет их заживление.
Родник Тау чишмясе – вытекал из-под горы, в нем была самая вкусная вода из всех местных родников, в стародавние времена водяные пласты так сильно давили на воду, что она выходила наружу в виде мощного ключа – фактически била струёй, фонтаном. Но со временем сила родника иссякла, и ключи бьют, но не так сильно. По дебету – это самый обильный источник.
Из истории деревни Пимери:
Как произошло название села Пимери:
По первой версии – из татарского языка: произошло от слова «имән» (дуб), что очень сомнительно, так как по прочтении не совсем похоже.
По второй версии – название деревни связано с именем одного военноначальника. В книге «Мифы и легенды» приведена легенда: Казанский хан на восток от Казани строит город Чаллы. Наместник хана города Хази Гарай принимает решение отделиться от Казани. Когда на престол встал Хафиз Гарай, с Казанью началась война. Война продолжалась два года. Хафиз Гарай проигрывает войну и бежит в Бухару. Часть населения уходит вместе с ним, а часть остается в этом селении – его назвали Иске Юрт (Старый Дом). Начальник по имени Шаехзада вместе со своими родственниками уходит на расстоянии 2 версты и основывает селение – Шаехзада (существует до сих пор).
Интересный родник есть около старинного села Апакай - именно так называли раньше Ленино-Кокушкино. Родник этот расположен около села – рядом со старым Мамадышским трактом, который в древности называли Зюрейской дорогой.
До строительства трассы М-7 – эта дорога заменяла путь на Мамадыш, Елабугу и Уфу.
В честь старинного названия этого села – назвали родник Апакай – что очень интересно, название это не татарское, как многие думают, а марийское, означает оно мужское имя, вероятно, что так называли основателя села.
Есть и в татарском языке слово апакай – означает уменьшительно-ласкательное от слова – апа, то есть тётя, сестра. То есть дословно апакай – это сестренка, тётенька.
Однако, скорее всего, таким названием село бы не назвали, причина тому историческая справка про село Ленино-Кокушкино.
«Ленино-Кокушкино (тат. Lenino-Kokuşkino, неофициальное название тат. Апакай) — деревня (село) в Пестречинском районе, Республики Татарстан, в 10 км к югу от районного центра Пестрецы. Деревня расположена на реке Ушня в бассейне реки Мёша. Село известно со времен Казанского ханства под названием тат. Яңасала. В Российской империи и до 1924 года село называлось — Кокушкино, а затем до 1964 года — Ленино, а после объединения с деревней Апакаево в 1964 году — современное название — Ленино-Кокушкино. Название Ленино у села после смерти В. И. Ульянова-Ленина в 1924 году».
Таким образом, старое название села – Янасала – кто хоть немного знаком с марийским сразу отметит в слове 2 корня: яна – сала, то есть новое село, причем яна – татарское слово (появилось позже), а сала, сола – это село (деревня) на марийском языке.
На территории Шалинского сельского поселения насчитывается около тридцати родников и ключей, многие из них благоустроены. Вкусной и полезной водой пользуются не только местные жители, но и гости села. Один из таких родников находится на левой стороне автодороги Шали - Сорочьи Горы. По словам тех, кто берет воду из источника, она здесь не только мягкая и вкусная, но и целебная. В селе Шали 8 родников: «Таскира», «Тапличная», «Карьер», «Норма», «Картан», «Куз», «Ат», «Тау асты».
Если ехать из Казани в Набережные Челны по трассе М-7, то через 6-7 км. после Мёшинского моста по правой руке будет видно огромное село - это Шали, одно из самых больших сельских поселений в нашем краю.
История села Шали известна с самых древних времен, вероятно, еще до взятия Казани войсками ивана Грозного.
В пределах самого села Шали сохранились 8 родников с названиями: «Таскира», «Тапличная», «Карьер», «Норма», «Картан», «Куз», «Ат», «Тау асты». Все родники и ключи впадают в небольшую речушку с названием Шэле (скорее всего, от имени речушки потом пошло название села Шали), а речка впадает в Мешу в окрестносях села (левый приток).
В Шалях на указанной речке есть пруд (так называемый, пруд на Стрелке).
Родник с названием Тапличная призошел от слова "Тепличная", так как тут в советское время стояли теплицы для выращивания овощей, а из источника брали воду для полива.
Источник Таскиря произошел от татарского имени Таскиря - много лет назад около источника жила женщина с таким именем, она всю жизнь ухаживала за родником, прибиралась на его территории, поэтому её имя сохранилось в названии родника.
Родник Куз - считается целебным, в переводе с татарского: "Глаз", вода источника помогает при глазных заболеваниях, этой водой следует промывать глаза 2 раза в день и болезни проходят.
Родник Ат (Ат чишмясе) - Конный родник, родник для коней (лошадей), водой из этого источника поили коней.
В роднике Картан очень мягкая вода, поэтому на этом источнике до наших дней местные хозяйки полоскали бельё после стирки, вода также очень хороша для заварки чая.
Источник Тау асты - в переводе с татарского: под горой, у основания горы, вытекает в виде ключей у подножья большого холма в селе, поэтому и был так назван. Сейчас родник каптирован, а вода по трубе выходит в досчатый навес, в этот овражек сделан деревянный спуск, по которому местные жители, как в древности, носят воду из родника в ведрах с коромыслами.
Вода, которая течёт из крана в Шалях, жёсткая и далеко не питьевая. Поэтому многие набирают воду из родников.
В нашем поселении немало родников, особенно популярен «Шомырт» (Черемуха). Он находится около села Шали (съезд от М7 в сторону Чистополя). Его частая гостья Анна Ильина рассказала нам о своей недавней поездке к ключу. Она стала свидетелем доброго дела.
Как зародился этот родник?
Говорят, ключ однажды случайно обнаружили дорожники. Они его благоустроили вместе с местными жителями. Здесь всегда многолюдно. В этом месте часто останавливаются автомобилисты, чтобы набрать живой воды. Попробовав ее однажды, они возвращаются сюда вновь и вновь, ведь вода очень мягкая и вкусная.
В селе Кощаково Пестречинского района благоустроен еще один родник.
Представим себе картину давно забытых дней. Подойдет к роднику усталый путник в истоптанных лаптях, с котомкой за плечами. Перекрестится, поклонится и припадет к желанной святой воде. Выпьет водицы, умоет лицо, отдохнет – и снова продолжит свой долгий путь. Не пройдет много времени, как подойдет бравая крестьянка с раскаленным серпом, раскрасневшимся от непосильного труда лицом, а за ней – усталый ее спутник с косой. Умоются водичкой, и – чудеса! – появятся у них силы продолжить свой труд под знойным солнцем…
С незапамятных времен с Кощаковской горы течет вот этот родник. О нем упоминается в одной из повестей замечательного русского писателя Сергея Аксакова. Будучи первым студентом Казанского университета, он двести с лишним лет назад приезжал в наши края к людям, жившим здесь, на этой горе.
Родник был в забвении много лет. И вот нашлись замечательные люди, которые решили сделать доброе, благородное дело - обустроить этот забытый источник. Александр Галочкин, возглавлявший работу, Александр Каляшин и другие. Эти ребята в свое время отдали долг Родине в Военно-Морском флоте. Может быть, флотская жизнь воспитала в них не только отвагу, но и такие качества, как доброта, благородство. Может быть это от Всевышнего.
___________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Книга «Родники земли Татарстана».
Автор фото Расим Нигматуллин, Ольга Ефремова, Карим Шигапов, Валерия Субботина.
Газета «Алга».
Газета «Туганайлар».
История сел и деревень Пестречинского района РТ.
Кабинет Министров Республики Татарстан, Атлас Татарстана, М., «Картография», 2005.
Сивоглазов В.И. Многообразие живой природы Татарстана. Животные. Казань, 2008.
Тайсин А.С. География Республики Татарстан: Учеб. Пособие для 8-9 классов средней общеобразовательной школы, Казань, Магариф, 2009.
«Татарская энциклопедия».
Материал из книги Андрея Рощектаева "Путеводитель по святыням Казанской епархии"
- Татарстан:
- Тэги:
- 2631 просмотр
Комментарии
вопрос про мин.источник
Добрый день!
есть вопрос по одному источнику, мне про него рассказали знакомые - он расположен где-то в Пестречинском районе, недалеко от реки Меша, но название деревни я тогда не запомнил. По рассказам вода в этом источнике минеральная, а на вкус немного солоноватая, словно она под землей через солончак протекает а потом выходит наружу. Я прочитал вашу статью про родники в этой местности, но описания такого родника не нашел. Может быть вы знаете что нибудь про этот родник? Может быть он находится на границе района или в соседнем районе, но вроде бы разговор шел именно про Пестречинский район. Хотелось бы узнать про этот источник.
Отправить комментарий