Пьяный бор (Красный бор)
ПЬЯНЫЙ БОР, КРАСНЫЙ БОР - Село в Агрызском районе, пристань на Нижнекамском вдхранилище, в 91 км к югу от города Агрыз. На 2002 - 1601 жителей, в том числе русских - 63%.
Полеводство, мясомолочное скотоводство; маслозавод.
Средняя школа, дом культуры, 2 библиотеки. Здание пароходных контор - архитектурный памятник конца 19 - начала 20 веков.
Известен с 1680; до начала 1920-х гг. - село Пьяный Бор. В дореволюционных источниках упоминается также как Тихоновское.
До 1860-х гг. жители относились к категории удельных (до 1797 - дворцовые) крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, пчеловодством, торговлей, охотой, рыболовством, лесозаготовительным, кузнечным и красильным промыслами, нанимались на подённую работу. По сведениям 1887 годов, в Красном Боре располагалось вольное правление; функционировали церковь, церковно-приходская школа для мальчиков, земская школа для девочек, хлебная пристань, контора пароходства; базар, ярмарка (трижды в год). Земельный надел сельской общины составлял 3464 десятка.
Пьяный бор (Красный бор)
До 1920 село являлось центром Пьяноборской вольности Елабужского уезда Вятской губернии. С 1920 в Вотской автономной области. С 1921 в составе Елабужского, с 1928 - Челнинского кантонов ТАССР. С 10.8.1930 центр Красноборского района. С 28.10.1960 в Агрызском, с 1.2.1963 в Елабужском, с 4.3.1964 в Агрызском районах.
Число жителей:
в 1859 - 2039,
в 1877 - 1917,
в 1887 - 1917,
в 1905 - 2180,
в 1920 - 2582,
в 1926 - 2057,
в 1938 - 2208,
в 1949 - 1926,
в 1958 - 2254,
в 1970 - 1702,
в 1989 - 1588 человек.
РЕКА КАМА ОКОЛО ПЬЯНОГО БОРА
ИЗ ИСТОРИИ ПЬЯНОГО БОРА
Племена Пьяноборской культуры наряду с мотыжным земледелием занималось скотоводством, бортничеством, охотой на пушного зверя. Значительных успехов достигла добыча и обработка металлов.
После завоевания Казани в 1552 г. Иван 4, Грозный, для обороны восточных русских границ выдал жалованные грамоты именитым купцам Строгановым, разрешающие им набирать добровольцев из казаков и строить остроги и городки по Каме и Чусовой. Строгановы призвали себе на помощь волжских казаков во главе с Ермаком. Среди них были Вохма, Чигвинец, Седун, Пономарь, Голяк. От этих прозвищ образовались фамилии жителей села- Чигвинцевы, Голяковы, Пономарёвы, Седуновы, Вохмины. Так началась история с.Пьяный Бор. С острога, поставленного волжскими казаками по пути следования к р. Чусовой для завоевания Сибирского ханства.
ПАМЯТНИК В СЕЛЕ
Откуда же произошло это странное название села Пьяный Бор? В прошлом село являлось перевалочным пунктом судоходства на реке Кама. Здесь хозяева барок давали расчёт бурлакам за пройденный участок пути. Нередко все заработанные каторжным трудом деньги переходили от загулявших бедняков в карманы пьяноборских кабатчиков. День и ночь в эти дни по селу разносились песни загулявших бурлаков, то заунывные, полные скорби и жалобы на тяжелую долю, то наоборот буйные, с залихватским свистом, полные хмельные задора.
Пьяный бор (Красный бор)
Первые дома начали строить вдоль ручья, позднее улицы Речная и Почтовая, очищая территорию от леса и кустарников. Крестьяне жили сельской общиной, земля делилась по количеству мужских душ, вплоть до Великой Октябрьской Социалистической революции. Крепостного права на территории нашего села не было, крестьяне были государственные. Обедневшие крестьяне продавали земельный надел кулакам, превращаясь в батраков или нанимались бурлаками. Многие бедняки работали батраками у купцов Гоголевых, Чигвинцевых, занимавшихся торговлей хлеба, леса, ростовщичеством.
В этом селе В 1901г. побывал великий русский писатель А.П. Чехов со своей супругой. Его жена, народная артистка СССР Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, в своём письме в редакцию Красноборской районной газеты «По ленинскому пути» сообщала: « В 1901г. мы с Антоном Павловичем ехали в санаторий до Уфы. Доехав до Пьяного Бора, пароход дальше не пошел. Время было вечернее, нашли чистую избу, в которой мы устроились на ночлег. На меня эта ночь произвела огромное впечатление: кругом ширь необъятная, покой, тишина, ни звука, ни человеческого жилья, оторванность от всего мира. Эту ночь я помню и не забуду никогда. Утром появился пароход, который нас принял. Антон Павлович и я часто вспоминали ночь в Пьяном Бору.»
Пьянобо́рская культу́ра (о́бщность) — культурно-историческая общность, существовавшая во II веке до н. э. — II/IV веке н. э. в Нижнем Прикамье и по реке Вятке. Пьяноборская культурно-историческая общность сформировалась на основе распавшейся ананьинской культурно-исторической общности. Пьяноборская культура названа по двум могильникам у села Пьяный Бор (ныне Красный Бор на реке Каме в Татарстане), открытым Пасынковым в 1880 году.
Пьяноборские памятники II века до н. э. — II века н. э. плотно сосредоточены по правобережью Камы, против устья реки Белой, на протяжении 90 км и на прилегающей территории Башкирии по реке Белой и её притокам тоже примерно на 90 км.
Согласно последним данным их количество доходит до 175.
Городища двух типов: маленькие крепости-укрытия по окраинам культуры и большие в центральном районе. Население вело комплексное хозяйство, сочетающее скотоводство, земледелие, охоту, рыболовство и бортничество. Возрастает роль железа. Широко распространена бронза. В облике пьяноборцев, в отличие от монолоидных ананьинцев, преобладает европеоидный компонент.
Пьяный бор (Красный бор)
Пьянобо́рская культу́ра (о́бщность) - археол. культура (культ. -ист. общность). Назв. происходит от могильников у с. Пьяный Бор респ. Татарстан. Термин П.К. был введен в 1901 А.А.Спицыным, датировавшим эти древности V-VII вв. н. э. Ист. место этого образования в системе культур Прикамья было определено А.В.Шмидтом в 1930-х, к-рый к П.К. относил пам. III в. до н.э. - III в. н.э. Ср. Прикамья и отделял их от синхронных пам. гляденовского типа Перм. Прикамья. В 1980-х В.Ф.Генинг собственно П.К. в устье Белой переименовал в чегандинскую и ввел термин пьяноборская культ.-ист. общность (III в. до н.э. -II в. н.э.), в к-рую объединил чегандинскую, кара-абызскую, осинскую, гляденовскую и гафурийско-убаларскую культуры. Р.Д.Голдина рассматривает П.О. как юж. провинцию финно-перм. общности (III в. до н.э. - V в. н.э.), в к-рой выделяет три локальных варианта: кара-абызский (ср. течение р. Белой), чегандинский (низовья р. Белой, прилегающее Прикамье) и худяковский (нижняя и ср. Вятка). Сев. провинция финно-перм. массива представлена, по ее мнению, пам. гляденовской культуры в двух вариантах: сев. (Ср. и Верхняя Вычегда, верховья Печоры) и юж. (осинское и перм. Прикамье).
ЭКСПОНАТЫ ПЬЯНОБОРСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Изученность П.О. неодинакова. Наиб. иссл. чегандинская и кара-абызская культуры, наименее - худяковская.
Виды памятников: городища, селища, могильники, клады. Часто используются городища предшествовавшего ананьинского времени (ананьинская культура), иногда укрепленные дополнительным валом и рвом. Жилища изучены лишь на чегандинских пам. - остатки слегка углубленных прямоугольных бревенчатых построек пл. 40-60 кв. м с 1-2 очагами, имеющими глиняную осн. и обставленными камнями. Могильники бескурганные, содержат большое число захоронений.
Особенно велики могильники кара-абызской культуры (на Охлебининском могильнике по предварительным подсчетам располагалось около 10 тыс. погребенных). Осн. способ погребения - трупоположение вытянуто на спине. В чегандинском и особенно худяковском вариантах изв. трупосожжения. В могилах многочисленны украшения: застежки с неподвижным крючком, в т.ч. эполетообразные, накладки, височные подвески, гривны, нагрудные бляхи и др., встречаются также предметы вооружения, орудия труда и глиняная посуда. Последняя имеет чашевидную форму, украшена пояском ямок по шейке, иногда шнуром.
Археологи выделяют 2 стадии в развитии П.к. Первая датируется кон. 2 в. до н.э. - 1 в. н.э. и представлена комплексами Чеганда I, Ныргында II, I Уяндыкского, Камышлы-Тамакского, Юлдашевского и III Кушулевского могильников. К 2-й стадии (2-3 вв. н.э.) относится инвентарь Афонинского, Ново-Сасыкульского могильников. Пьяноборские могильники небольшие; погребения совершены в грунтовых ямах прямоугольной формы. Умерших заворачивали в луб, к-рым иногда выстилали и дно ямы. Остатки жертвенной пищи и сосуды в могилах редки. В муж. погребениях обычны наконечники стрел и копий, жел. мечи, удила. Для жен. погребений характерны височные подвески т. наз. пьяноборского типа (в виде знака вопроса с незамкнутым проволочным кольцом и стержнем конической формы), разл. бляшки и накладки, украшавшие одежду и обувь, ожерелья из бус, перстни, браслеты. Керамич. материал с поселений представлен обломками круглодонных сосудов чашевидной и горшковидной формы, орнаментиров. пояском ямочных вдавлений по шейке, иногда насечками по венчику.
Пьяноборское об-во было объединением родств. племен, в к-ром наблюдалась значит. имуществ. и соц. дифференциация как между отд. племенами и родами, так и внутри рода. Племена П.к. и караабызской культуры явились осн. компонентами в сложении мазунинской культуры.
ЖИЛИЩЕ ПЬЯНОБОРСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ПЬЯНЫЙ БОР
Вообще, странно - в окружении воды видеть лес. Ну пусть не лес, а его остатки, не до конца вырубленные человеком и не поглощенные водной стихией.
Это знаменитые Егимские леса. Именно под их сенью и возникло некогда село Красный Бор. До революции оно называлось Пьяным Бором. Но новая власть слово "пьяный" посчитала оскорбительным для сельчан. Есть еще один Красный Бор - на другом берегу Камы, где начинается Агрызский район, но с потонувшим Красным Бором это село в общем-то не связано.
Точная дата основания Пьяного Бора неизвестна. Признанным знатоком его истории считается Иван Дмитриевич Чигвинцев, проработавший много лет директором Мензелинского интерната и преподававший ребятам историю. Он родился в этом селе, скоро будет отмечать 75-летие и помнит многих старожилов и легенды, связанные с малой родиной.
Одну из них рассказал ему прадед по материнской линии - Федор Зиновьевич Армянинов, родившийся аж в 1835 году и проживший на белом свете без двух месяцев 100 лет. Федор Армянинов - совершенно легендарная личность, отличился в Крымской кампании и был награжден медалью "Герой Шипки". О том, как возник Пьяный Бор, он якобы узнал от своего прадеда.
Во времена походов Ермака несколько казаков, спасаясь от погони, схоронились в огромном бору на берегу речки Прость. Прежде чем расположиться на ночлег, они вдоволь накушались медовухи, залив водой дупло вековой липы, хранившей дикий мед. Утром операцию повторили. На следующий день - еще раз. Жизнь показалась медом, уходить отсюда никуда не хотелось. Так казаки Вохма, Чигвинец, Седун, Пономарь, Голяк, вырубив лесную чащу, основали селение, получившее название Пьяный Бор. Сначала казачки разбойничали на Каме, а потом построили лесную пристань и стали заниматься сплавом леса...
Впрочем, это не единственная версия. Местный краевед Юнус Юсупов приводит и другие. В XVII веке на месте, где возникло селение, камские бурлаки, тянувшие суда по реке, получали расчет и передавали эстафету вятским бурлакам. Ясное дело, на радостях гуляли на полную катушку - отсюда якобы и название Пьяный Бор.
А Камский путевой указатель утверждает, что пьянила людей земляника, которой тут тоже вдосталь. Историк же В.Лепешинский считает: одурманивающим свойством обладала не лесная ягода, а липняк, "коий рос в тех местах, и в пору своего цветения обладал способностью пьянить".
Оригинальную версию выдвинул и Ильгиз Каюмов, предположивший, что русское словосочетание "пьяный бор" может быть калькой с татарского "исрек урман" ("пьяный лес"). Дело в том, что, когда выпадало много снега, молодые деревья не выдерживали и искривлялись под тяжестью, а потом так и вырастали "пьяными". Таких "пьяных лесов" много в мензелинских краях.
Пьяный бор (Красный бор)
Но как бы там ни было, Пьяный Бор рос и разрастался. Согласно третьей царской ревизии, в 1762 году здесь проживали 83 человека мужеского пола, причисленных к разряду "дворцовых крестьян с окладом в 70 копеек". В 1795 году было уже 526 душ, в 1858-м - 1129, в 1906-м - 1662 души. К этому времени в деревне построили пристань, ветряную мельницу, две приходские школы при церкви, две кузницы, кожевенный завод...
Советскую власть в этих местах встретили равнодушно, коллективизация шла со скрипом. В 1933 году из 292 крестьянских хозяйств 80 так и не вошли в колхоз.
В связи со строительством Нижнекамского водохранилища было принято решение о плановом затоплении луговых угодий, и в начале 70-х этот план был реализован - около 24 тысяч гектаров, в том числе принадлежавших колхозу "Луговой", оказались под водой. Несмотря на то, что к мероприятию долго готовились, затопление провели наспех. Так, церковь в Красном Бору - уникальное сооружение - не разобрали, а просто разрушили, могильники не перезахоронили, кустарник и деревья не вырубили, что приводит к сильному заболачиванию водохранилища. Уже сейчас по нему затруднено судоходство, а что будет через пару десятков лет...
МЕЛЬНИЦА В ПЬЯНОМ БОРЕ
Село Красный Бор Агрызского района расположено на живописном берегу реки Кама. Сказочная местность издревле была привлекательной. На месте селения и в близлежащей округе историками – археологами ХIХ века был открыт ряд селищ и кладбищ древних людей, проживающих здесь в I- III веках нашей эры. Археологические находки этого периода известны в науке под названием «пьяноборской культуры». В дальнейшем эта территория являлась владением булгаро-татар.
Село Пьяный Бор основано примерно в конце ХVIII начале ХIX веков и является самым древним русским селением на территории Агрызского района. С 1843 года в селе Пьяный Бор ежегодно организовывались торговые ярмарки, действовали постоянные базары. В Пьяном Бору, который был одним из крупнейших пристаней Елабужского уезда, в то время насчитывалось 200 дворов, расположенных на 8 улицах. В 1918 году в селе проживало 2915 человек. До 1922 село Пьяный Бор было волостным центром, а в 1930-1960 гг. являлось центром Красноборского района ТАССР.
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
https://kras-bor.ucoz.ru/publ/
https://www.shushara.ru/dumulen/
https://fotki.yandex.ru/users/
_
- Татарстан:
- Тэги:
- 18796 просмотров
Комментарии
Водопровод
В данном населенном пункте имеются останки древнего водопровода.
Священник села красный бор
Добрый день! В коллекции есть почтовая открытка до 1917.
Адресат - священник села красный бор
Если оно актуально, могу прислать скан
С почтением
Михаил Борец
СПб Клуб любителей истории открытки
присылайте...
присылайте сюда -
Хафизов Ахат -
Hafizow@yandex.ru
ваше авторство обязательно укажем!
В сельском поселении
В сельском поселении проживает уроженец Вашего села Холкин Пётр Тихонович, который рассказал нам о том, что его родной дядя Холкин Пётр Васильевич воевал в Великую Отечественную войну и погиб в Югославии. На сайте "Память народа" есть материалы о Холкине Петре Васильевиче. Хотелось бы узнать в селе есть какая либо информация о воинах. Хотелось бы пообщаться для установлении отдельных фактов.
Отправить комментарий