Памятники археологии Азнакаевского района РТ

Памятники археологии Азнакаевского района РТ.

В Азнакаевском районе Республики Татарстан есть археологические памятники есть в населенных пунктах – Сарли, Константиновка, Сасыкуль, Суюндюково, Куктяка, Тумутук, Урсаево.

ОБЩАЯ СТАТЬЯ ПРО АЗНАКАЕВСКИЙ РАЙОН РТ - ТУТ!

 

1 Характеристика района

2 Сарлинский комплекс памятников ХIII – ХIV веков.

3 Константиновская стоянка

4 Сасыкульская стоянка

5 Суюндюковская группа памятников

6 Куктякинская стоянка

7 Тумутукская стоянка

8 Урсаевский комплекс памятников

 

Территориально это один из крайних восточных районов республики. С востока по реку Ик он граничит с Башкирией, с севера, запада и юга с Муслюмовским, Сармановским, Альметьевским, Бугульминским и Бавлинским районами Татарстана. Поверхность района занята северной частью Бугульминско-Белебеевской возвышенности. Район входит в зону лесостепи, залесненность района особенно высока в юго-западной части. Археологически изучена только прилегающая к реке Ик часть региона, где выявлены памятники срубной и черкаскульской культур эпохи бронзы. В северной части встречаются средневековые памятники чияликского типа, датируемые ХIII – ХIV веками.

Сарлинский комплекс памятников ХIII – ХIV веков.

Сарли, деревня, левый берег реки Ик, левого притока реки Кама. При разведках А.П.Шокурова (1956 – 1957 годов) и Е.П.Казакова (1974 году) у деревни выявлен ряд археологических памятников. В одном километре к юго-востоку на пашне по террасе реки встречается гончарная керамика с резным, волнистым и круглоямочным орнаментом. По левому берегу реки в восточной части села находится стоянка срубной культуры. Вторая стоянка располагается на северо-восточной окраине деревни. Здесь в обнажениях левого берега реки собраны фрагменты лепной с гребенчатым орнаментом керамики. Культурный слой памятника достигает 30 – 40 сантиметров.

 

Константиновская стоянка

Константиновка, деревня, левый берег реки Ик. У деревни изучены две стоянки (А.П.Шокуров, Е.П.Казаков). Первая из них расположена на северо-восточной окраине деревни, где на мысу у старицы реки на огородах собран обломки срубной посуды. Вторая находится на южной окраине деревни у подножья первой надпойменной террасы реки. На площади 40 на 70 метров здесь зафиксированы обломки срубной посуды. Слой стоянки достигает 30 – 35 сантиметров.

Сасыкульская стоянка

Сасыкуль, деревня, левый берег реки Ик. Расположена в 150 метрах к северо-востоку от деревни в пойменной части реки на юго-западном берегу озера Сасыкуль на протяжении 100 метров вдоль берега. В 1957, 1974 годах (А.П.Шокуров, Е.П.Казаков) собраны обломки срубной посуды.

 

Суюндюковская группа памятников

Суюндюково, дервня, левый берег реки Ик. У деревни выявлен ряд памятников (А.П.Шокуров, Е.П.Казаков). На северо-восточной окраине деревни на юго-западном берегу озера Шири собраны обломки срубной и чияликской керамики. В супесчаном черноземе культурный слой достигает 60 сантиметров. Вторая стоянка находится в 100 метрах юго-восточнее деревни на берегу озера Шири. Мощность культурного лоя с включением обломков срубной культуры здесь достигает 80 сантиметров. На юго-восточной окраине деревни по берегу встречаются кости человека из размытых рекой погребений.

 

Куктякинская стоянка

Куктяка, село, левый берег реки Ик. Расположена в 2,5 километрах к западу – северо-западу от деревни на задернованной дюне левого берега реки. В обрыве в 1974 году (Е.П.Казаков) собраны фрагменты лепной с примесью раковины и шамота керамики, кремневые ножи, скобель и другие изделия, а также кости животных. В супесчаном чернозёме находки наиболее часто фиксируются на глубине 30 – 40 сантиметров. На такой глубине в западном конце обнажения зафиксирована линза раковин-беззубок. Судя по находкам, памятник родственен Такталасукскому могильнику черкаскульской культуры  и датируется ХIV – ХII веками до нашей эры.

 

Тумутукская стоянка

Тумутук, село, левый берег реки Ик. Расположена на восточной окраине села на берегу озера Безымянное. По крутого склону берега на протяжении 80 метров 1957, 1974 годах (А.П.Шокуров, Е.П.Казаков), собраны фрагменты срубной посуды. Находки в слое идут до глубины 50 сантиметров.

Урсаевский комплекс памятников

Урсаево, село, левый берег реки Ик. Выявлен при разведках А.П.Шокурова и состоит из шести стоянок. Первая находится в двух километрах северо-западнее села, где на пашне, занимающей надпойменную террасу левого берега реки собрана керамика срубной культуры. Вторая расположена в одном километре северо-западнее села, где также на пашне, занявшей надпойменную террасу, собрана срубная керамика. Третья обнаружена в 600 метрах северо-западнее села в излучине террасы левого берега реки. Четвертая занимает северную окраину села, где также собрана срубная посуда. Пятая стоянка, обнаруженная в 800 метрах восточнее села у свинофермы, также представлена обломками срубных сосудов. В одном километре к востоку от села на речной террасе собраны обломки срубных сосудов, относимых к шестой стоянке.

  

Поход по юго-востоку Татарстана

Заговорили камни времен Ногайской Орды

Исторические памятники - свидетельство вековых традиций народов, населявших край. В нашем районе особый интерес представляют памятники эпиграфики татарского народа.

Изучение древних надписей, нанесенных на каменных надмогильных плитах, дают нам, представителям ныне здравствующего поколения, возможность установить личность погребённого, даты его рождения и смерти, его социальное происхождение, положение в обществе, вероисповедание, время изготовления памятника, имя мастера. Надписи на камнях - это своеобразные рукописи, неоспоримые документы, существующие в единственном экземпляре. Они позволяют проследить историю как целого народа, так и отдельного рода. Этим они служат бесценными памятниками не только одной определенной личности, но и всему человечеству.

Откуда же традиция установки надгробных эпитафийных надписей? Этот обычай идет от древних тюрков, через более поздних караханидских татар. Эти татары, пришедшие с войском Батухана, распространяли данный обычай на Волге, Кавказе, в Крыму, где и ныне частично сохранились эпиграфические памятники!

Азнакаевский район является одним из регионов, богатых татарскими эпиграфическими памятниками. "Исходя из исторических особенностей распространения эпиграфических памятников, территорию Булгарского улуса Золотой Орды мы разделили на три историко-географических района", - подчеркивает академик М.И. Ахметзянов. Наш край попадает в район Закамья, который считается самым интересным местом скопления эпиграфических памятников XIII-XIV вв.

 

Директор Булгарского государственного историко-архитектурного музея - заповедника Джамиль Габдрахимович Мухаметшин в своей публикации, подготовленной по полевому дневнику ныне покойного специалиста по эпиграфике Гаруна Валеевича Юсупова, высказывает следующую мысль: "Наиболее значительным памятником восточного Закамья является Урсаевское кладбище, расположенное в 4 километрах к востоку от села Урсаево Азнакаевского района ТАССР на мысу левого берега. В 1966г. Г.В. Юсуповым здесь обнаружено восемь камней плохой сохранности". Далее он приводит их описания и делает вывод, что памятники восточных районов - произведения мастеров из Булгар, их можно рассматривать как один из локальных вариантов булгарских эпитафий.

Поход по юго-востоку Татарстана

А в 1980 году камни на Урсаевском кладбище исследовали доктор филологических наук Фарид Сабирзянович Хакимзянов вместе с М.Ахметзяновым. Ф.Хакимзянов опубликовал материалы экспедиции. У М.Ахметзянова есть своя трактовка. Летом 1998 года мы побывали здесь с аспиранткой Института истории АН РТ Земфирой Рафиковой и учителем-краеведом Робертом Зариповым из Урсая, который вместе с учениками ежегодно организует сюда экспедицию. По-татарски это место называют "Иске авыл урыны", по-русски можно обозначить как Староурсаевский некрополь. 

Расположенный на правобережье Ика, в одном из прекрасных уголков природы в преддверии Уральских гор, где нам попадались и лосята, и куропатки, он напоминает природно-исторический заповедник. Здесь и аура необычная. Чувствуется веяние прошлого. Кажется, что сама история сохранила этот дивный уголок для последующих поколений. Кругом надмогильные камни с родовыми знаками (тамгами), расписанные вязью, украшенные специфическим орнаментом. Памятник, обнаруженный здесь впервые Гаруном Юсуповым, издали привлекает внимание. 

Как пишет Джалиль Мухаметшин, "на верхней части вырезан орнамент, состоящий из трехчастной композиции. На центральном большом круге надпись. Два маленьких боковых кружочка разделены на две части, верхняя часть которых представляет орнамент в виде исходящих лучей солнца, а в нижней части - надпись". Прошло более 30 лет, как ученый запечатлел это описание на бумаге, а камень не поддался дождям и ветрам, продолжает нести свою службу. Довелось побывать здесь и в 2003 году. Хочется сохранить это историческое место для потомков. Пусть сохранность камней плохая, невозможно прочитать надписи, но они представляют для нас интерес и как архитектурные памятники. Их происхождение ученый М.Ахметзянов связывает с переселившимися сюда из Крыма, с Черноморского побережья татарскими племенами. "Доказательством тому служит названная "Чатыртау" гора в Азнакаевском районе. Выделявшейся своей высотой горе, напоминавшей им Крымскую гору "Чатырдах", наши предки дали такое название",- такую версию выдвигает М.И.Ахметзянов в одной из своих научных статей. В 1856-1868 годах Алексей Толстой упомянул об этой горе в своем поэтическом произведении "Крымские очерки":

 

"Всесильной волею Аллаха,

Дающего нам зной и снег,

Мы возвратились с Чатырдаха

Благополучно на ночлег".

 

Эти татары составляли население Ногайской Орды, существовавшей в наших краях в XV-XVII веках. Доказательством этнической принадлежности части приикского населения Азнакаевского края к ним служит текст родословной Гираят бия, несколько копий которой найдены в нашем районе. Гираят бий был главой одной из родоплеменных общин Ногайской Орды, западные пределы которой упирались в реку Ик. "Гираят бий проживал в Иманкале (будущей Уфе). Это свидетельствует о его определенной иерархической значимости, включённости в управленческую структуру Ногайской Орды".

В нашем районе продолжатели его рода известны как Нугайбековы. Нугайбек Хасанов (1736-1802) - известная в татарском мире историческая личность. Старшина ясачных татар, полковник войск Пугачёва, он всегда был в гуще политических событий своего времени, что научно доказано. Много сил вложил в изучение наследия Нугайбековых крупный ученый-археограф Марсель Ахметзянов. В 1980 году он, исследуя старинные кладбища сёл Чалпы и Урсай, обнаружил надмогильные камни самого Нугайбека и его сыновей Салташа, Ярмухаммата, Габделвахаба, Хурмакая, Яркея. Много лет прошло с тех пор, но Марсель Ибрагимович ждал своего часа, чтобы напомнить землякам Нугайбека Хасанова о необходимости воздать дань уважения, воздвигнув памятник на его могиле.

Время перемен заставило изменить отношение к прошлому татарского народа. Создание музея, краеведческая работа требовали тесного сотрудничества с учеными Республики Татарстан, занимавшимися в разные годы историей нашего края. При первой же встрече Марсель Ахметзянов не преминул заметить об исторической важности увековечения памяти Нугайбека.

 

И вот в 2000 году музею удалось организовать в районе экспедицию с приглашением ученого. Через 20 лет он легко отыскал камни Нугайбека Хасанова и его сыновей. Их изображения были зафиксированы на фотоплёнку, надписи заново расшифрованы. Эта находка дала импульс к дальнейшей работе. 

От имени музея, получив одобрение главы администрации района, мы обратились к представителю рода, начальнику НГДУ "Елховнефть" А.Г. Нугайбекову с предложением воздвигнуть здесь памятник. Ардинат Галиевич незамедлительно откликнулся на наше предложение и в том же году организовал здесь работы. Сейчас некрополь Нугайбековых обнесен чугунной оградой. По результатам исследований Марсель Ахметзянов выпустил книгу "Летопись одного знатного рода" ("Меңьеллык татар нәселе") на татарском языке. Один из ярких представителей славного рода - Полномочный представитель Республики Татарстан в Российской Федерации Мириханов Назиф Музагиданович. Он - доктор политических наук, выпустил экспресс-вариант сборника "Род", где проследил родословную Гираят бия, описал все ветви генеалогического древа; книгу "Федерализм, этничность, государственность: новый курс Российской власти".

Итак, простые, на первый взгляд, надмогильные камни, сохранившиеся в надлежащем виде, могут заговорить. Они расскажут и о народе, населявшем край в прошлом и о потомках известных родов. Эпиграфические памятники - это наследие предков. А на современном этапе развития общества наследие рассматривается в качестве одного из важнейших ресурсов, как часть социокультурной и хозяйственной инфраструктуры, определяющей дальнейшее развитие страны, региона, района. Поэтому сохранить их для потомков - гражданский долг каждого.

 

Г. Хисамиева, директор краеведческого музея.

газета "Маяк" Азнакаевского района 14.04.06

 

 

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ НА ВОСТОКЕ ТАТАРСТАНА

Территории Азнакаевского и Ютазинского районов, как и земли сопредельных районов, примыкающих непосредственно к бассейну реки Ик, практически не изучены с точки зрения исследований объектов археологии, эпиграфики, культуры и архитектуры, и планомерных стационарных исследований региона не производилось. Исключением являются рекогносицировочные поездки по бассейну р. Ик в 1955-1960 гг. краеведа, основателя историко-краеведческого музея г. Октябрьский Республики Башкортостан А. П. Шокурова.

 

Начиная с 1974 года по 1990-е годы (с перерывами) в восточных районах РТ работал археологический отряд ИЯЛИ КФАН СССР (ныне Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ) под руководством Е. П. Казакова. Важным моментом стали выявленные в 1972 г. местным жителем Ф. Ш. Гимадеевым остатков золотоордынского могильника (XIII-XIV вв.) на окраине села Байряки-Тамак, находки из него были опубликованы Е. П. Казаковым (1978: 93-96; Археологические памятники…, 1987: 105). Ряд памятников долины р. Ик были отмечены в ходе поездки в 1981 г. уфимских археологов М. Ф. Обыденова и Г. Т. Обыденовой.

В 1987 и 1998 гг. в Азнакаевсокм, Бугульминском и Ютазинском районах в рамках программы паспортизации памятников истории и культуры РТ работала Научная группа Института истории АН РТ (Е. П. Казаков, А. В. Чижевский), которая уточнила места расположения археологических памятников. Однако все вышеназванные исследования носили ограниченный и рекогносцировочный характер, крупномасштабных и планомерных работ пока не проводилось. До сих пор археологически изучена лишь прилегающая к р. Ик часть Азнакаевского и Ютазинского районов, где выявлены памятники эпохи бронзы, т. е. сер. II тыс. до н. э. В частности, средневековые памятники зафиксированы лишь в нескольких местностях: Байряки-Тамакский могильник, а также остатки поселений «чияликского типа» в северной части Азнакаевского района и Новозерикское селище с находками керамики

«чияликского типа» (XIII-XIVвв.) в Ютазинском.

 

С учетом всего этого, Восточно-Татарстанский отряд Золотоордынской комплексной историко-археологической экспедиции (ВТОЗКИАЭ) Института истории АН РТ и КФУ (А. А. Бурханов) приступил к широкомасштабным рекогносцировочным исследованиям в районах Юго-Восточного Татарстана с перспективой проведения стационарных раскопок на территории наиболее важных и базовых памятников. В

2009-2012 гг. были проведены работы в Азнакаевском, Ютазинском и Бугульминском районах.

Остановимся на краткой характеристике исследованных объектов и территорий.

К моменту исследований 2010 г. на территории Азнакаевского района были отмечены 36 разновременных археологических памятника. Однако многие из них уничтожены в ходе сельскохозяйственного освоения, строительства производственных и жилых сооружений. В ходе наших работ были уточнены современное состояние известных и выявлены новые памятники, в том числе периодов бронзы (срубная культура), Золотой Орды и Ногайской Орды. Нами в Азнакаевском районе зафиксированы остатки и следы 47 памятников: 27 стоянок, 3 могильника и 3 кургана,

 

8 селищ, 1 клад и 6 местонахождений.

К памятникам эпохи камня относятся УрсаевскоеI (палеолит) и Митряевское

(неолит) местонахождения. Основная часть памятников (33) относятся к эпохе бронзы:

16 – срубной и 3 – черкаскульской культурам, а остальные требуют уточнения. Среди них назовем Татарско-Шуганский клад, Урсаевский комплекс памятников срубной культуры (6), Куктякинская, Тумутукская, СасыкульскиеI иII, Нижне-СтярлинскиеI, II иIII, УрманаевскаяI иII, КонстантиновскаяI иII и Чеканская стоянки, Урсаевский и Уразаевско-Азнакаевский, Побединский курганы, Союндукский, Побединский и Нижне-Стярлинский могильники.

В ходе работ выявлены следы 11 средневековых памятников. Среди них отметим остатки поселений Татарский Шуган, Сарлы, Суюндук, Нижне-Стярлинское, Константиновское, Урсайское, Старо-Урсайское, Митряевское и Асеевское, а также Тумутуское и Старо-Урсайское местонахождения.

В ходе наших поездок на территории с. Татарский Шуган, в оврагах и в огородах, зафиксирован культурный слой 30-55 см. Среди находок фрагменты гончарной красноглиняной посуды: горшков, кувшин и чаш, характерных для золотоордынской керамической традиции. Встречены также сосуды покрытые глазурью. Интерес представляет острый наконечник железного копья (длина 29,3 см, рабочая часть 19 см, толщина 2,2х0,7-1,0х1,5 см, место прикрепления древка в виде кольца – 2,9 см).

 

На правом берегу р. Ик, в 4 км к востоку от с. Урсаево, в 200 км к северо-востоку от старинного кладбища (Иске Зират) с намогильными плитами, неподалеку от берега одного из старых русел на платформе занятой торфяником, на площади 0,6 га, выявлены остатки Старо-Урсайского поселения. Культурный слой – 40-50 см. Находки выявлены в верхней части 5-25 см в глубину. Среди них стенки и венчики высококачественной красноглиняной посуды, изготовленной на гончарном круге. Среди железных изделий – фрагмент бракованного ножа и часть конской узды, а также крицы и шлаки. Интерес представляет каменное точило. Среди находок кости крупного и мелкого рогатого скота, представляющие кухонные остатки.

С учетом того, что территория Ютазинского района практически не изучалась в историко-культурном отношении, необходимо было начать работу по уточнению местоположения, типологии и количества имеющихся объектов прошлого, прежде всего памятников археологии и эпиграфики, а также архитектуры. Кроме того, имеющиеся в сельских музеях отдельные экспонаты позволяют нам дополнить имеющиеся данные о памятниках прошлого рассматриваемой территории.

 

В ходе работ 2011 года нами были зафиксированы остатки и следы 26 разновременных археологических памятников. Среди них отметим 12 стоянок, 1 могильник, 1 балбал, 4 селищ и 6 местонахождений.

На территории района зафиксированы 4 объекта эпохи камня: Байрякинское и Каракашлынское местонахождения, скорее всего, относящиеся ко времени мезолита. 2 местонахождения периода неолита отмечены у сел Кара-Зерик, Старое Уруссу. Еще в 1999 г. в ходе рекогносцировочной поездки по Восточному Татарстану Бурханову А. А. местными жителями была передана находка, выявленная в огородах с. Старое Уруссу.

Это костяное изделие – палка-копалка, относящееся к эпохе неолита. Оно изготовлено из трубчатой кости и напоминает палку, заостренную с двух концов. Размеры: 25х3,2-3,5х2 см.

Основная часть известных памятников относится к эпохе бронзы: срубной (11) и абашевской (1) культурам. Среди них отметим НовокаразерикскоеI, II иIII, ВятскуюI иII, УруссинскуюI, II, III, IVиV, Абсалямосвкую, Дым-Тамакскую и Ишмуратовскую стоянки.

 

Объекты средневековья в Ютазинском районе, за исключением Байряки — Тамакского могильника (XIII-XIV вв.), до наших работ, исследователями не изучались. В связи с этим отметим, что наряду с памятниками эпохи бронзы, археологические и эпиграфические объекты периодов средневековья представляют собой основную часть сохранившихся объектов прошлого в зоне р. Ик и ее притоков в пределах Западного Башкортостана и юго-восточных районов Татарстана, в том числе Ютазинского. Изучение археологических объектов эпохи средневековья – дело первостепенное и результаты предполагаемых исследований могут быть новые и ранее неизвестные материалы, которые могут резко изменить представления об историко-культурном развитии региона.

 

Среди объектов средневековой археологии необходимо назвать Байряки — Тамакский могильник (XIII-XIVвв.), где в 1972 г. были выявлены 3 бронзовые зеркала с изображением людей, драконов, животных, пластинчатая серебряная накладка, 2 керамических напрясла и железная ножница (Казаков, 1978: 93-96; Археологические памятники…, 1987: 105; Бурханов, Мухаметшин, 2012: 15-18). Этот объект требует срочного стационарного изучения, так как находится в стадии разрушения.

На территории современного села Байряка, в 23 км от райцентра Уруссу, выявлены остатки поселенияXVI-XVII вв. На территории села расположено кладбище с намогильными плитамиXVII-XIX вв.

Древность села подтверждается следами культурного освоения и находками изделий из керамики и железа (XVI-XVIII вв.). Кроме Байрякинского поселения к средневековым объектам относятся Новокаразерикское, Абсалямовское, Дым — Тамакское селища, Старокаразерикское и Каракашлинское местонахождения и балбал («Хатын-Таш») у с. Старое Уруссу.

В Бугульминском районе в 2009 г. нами были обследованы окрестности поселка Карабаш, на правом берегу р. Зай. В окрестностях поселка зафиксированы останки курганной группы, относящейся к срубной культуре.

 

Археологические работы проводились в старой части поселка, где находилось старинное село Карабаш. Были заложены 7 шурфов и раскопов. Культурный слой составил от 1 до 2,10 м. В раскопе (4х2 м), расположенном в поле, неподалеку от моста черезр. Степной Зай, выявлены остатки каменного фундамента здания и хозяйственная яма. Основными находками являются фрагменты керамической посуды и кости животных.

В шурфе 2 (2х2 м) были выявлены фрагменты круговой посуды, изготовленной по золотоордынско-казанскоханской традиции гончарного производства (XV-XVI вв.). Основная часть находок (керамика и изделия из железа) относятся кXVII-XIXвв.

 

Одним из важных источников для воссоздания средневековой и новой истории районов Юго-Восточного Татарстана и Западного Башкортостана являются эпиграфические памятники, оставленные нашими предками в виде намогильных каменных плит с татаро-мусульманскими надписями арабской графикой (на арабском и старотатарском языке), т. н. ташбилге (кабер ташлары).

Начало изучения этих памятников истории и культуры татарского народа заложил

Г. В. Юсупов, который в рамках сбора данных о памятниках эпиграфики и археологии

неоднократно посещал юго-восточный Татарстан и Западный Башкортостан в конце 1950-1960-е годы (Юсупов, 1960).

В 1980-е – начале 2000-х гг. в рамках выполнения проекта «Альметьевская энциклопедия» Археографическая экспедиция ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ (М. И. Ахметзянов) провела детальное изучение эпиграфических памятников в сельских кладбищах на территории Восточного Татарстана (Ахметзянов, 2000).

Вклад в изучение эпиграфических памятников региона внес также Д. Г. Мухаметшин, который изучил архивные материалы Г. В. Юсупова по Урсайским эпитафиям и осмотрел намогильные плиты в Азнакаевском районе в 2010 г. (Бурханов, Мухаметшин, 2012).

 

В ходе историко-археологических разведок 2000-2001 гг. в юго-восточных районах РТ, в рамках проекта «Альметьевская энциклопедия», а также в 2009-2011 гг. ВТО ЗКИАЭ АН РТ и КФУ (А. А. Бурханов) были проведены работы по детальной фиксации и изучению археологических и эпиграфических объектов в Бугульминском (пгт. Карабаш), в Восточной части Азнакаевского и по всей территории Ютазинского районов (Бурханов, 1999: 51-55; 2001: 22-25; 2004: 119-124; 2007; 2009; 2011; Бурханов, Мухаметшин, 2012).

 

Нами были зафиксированы и изучены около 170 намогильных плит в 14 кладбищах (их намного больше) в восточной части Азнакаевского района. Наиболее интересные камни встречены в Старо-Урсаевском (15), Урсаевском I (33) и II (15), Сарлинском I (35) и II (7), Старо-Чалпынском, Татарско-Шуганском, Азнакаевском (18), Сапеевском, Митряевском (2), Урманаевском (12) и других кладбищах.

Главная отличительная черта намогильных плит на Старо-Урсаевском кладбище и на «Кладбище святых» — эти памятники сохранили уникальное явление культуры, присущей тюркским народам – это знаки-тамги. Вполне можно считать, что эти тамги на камнях рядом с арабскими буквами, сохранившиеся в регионе Восточного Татарстана, являются точкой соприкосновения двух традиций – древнетюркской и мусульманской, одну из которых привнесли в край кыпчаки и ногайцы, а другую мусульманизированные татары.

 

Соединившись, эти культурные пласты участвовали в процессе этногенеза народа населяющего регион Восточного Татарстана и Западного Башкортостана и поныне.

В Ютазинском районе в 2011 г. нами детально изучены намогильные плиты в сельских кладбищах: Байряка (23), Старый Каразерик (19), Кряш-Буляк (6), Старое Уруссу (14), Абсалямово (8), Акбаш I (5) и II (более 30) и Каракашлы (33).

В ходе работ в Бугульминском районе, только в пос. Карабаш отмечено 8 кладбищ. В двух из них отмечены старые намогильные камни. В частности, в старой части села Карабаш, у подножия горы Караул-тау, на старинном кладбище, нами зафиксированы 9 надгробий XVII-XIX вв., в некоторых из них хорошо сохранились надписи на арабском и старотатарском языках.

 

Таким образом, подводя некоторые итоги изучения эпиграфических памятников в районах Юго-Восточного Татарстана, можно сделать вывод, что эпитафийный материал служит историческим источником, достоверность которого подтверждается письменными свидетельствами, и способствует раскрытию сущности процессов, протекающих в рассматриваемом регионе. Указанные на надгробиях даты кончины людей позволяет внести ясность в хронологические рамки основания тех или иных населенных пунктов. Они красноречиво говорят о том, что селение образовано не позже времени установления первых надгробий на его кладбище.

Сохранность намогильных стел облегчает исследователям работу по выявлению возраста села (деревни). Значит, дополняя известные рукописные материалы, эпитафии служат ценным источником информации, позволяющим выяснить ход истории.

Эпитафии являются хорошими свидетелями далекого прошлого, подтверждая гипотезу о том, что они – хранилище исторической информации, подлинные исторические документы. Через них можно проследить ступени этнической истории (в том числе этногенеза татар юго-восточных районов РТ), историю рассматриваемого региона, отдельных его сел и деревень, жизни и общественной деятельности легендарных личностей края.

Материал взят из: Интеграция археологических и этнографических исследований: сборник научных трудов: в 2 т.

 

    ________________________________________________________________________________________________________________________

 

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

Команда Кочующие.

газета "Маяк" Азнакаевского района 14.04.06

https://www.zamky.com.ua/

Указ Президента Российской Федерации № 176 от 20.02.1995

Список выявленных объектов культурного наследия

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан № 599 от 23.07.1997

Приказ Министерства культуры Республики Татарстан № 614-од от 09.06.2018

Постановление Кабинета министров Республики Татарстан № 39 от 28.01.1993

Постановление Совета Министров Татарской АССР № 601 от 23.10.1981

 

 

 

ВложениеРазмер
10801234 (1).jpg144.61 КБ
10801234 (2).jpg51.12 КБ
10801234 (3).jpg139.11 КБ

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.